Современный этап развития международного уголовного права. Становление международного уголовного права

23.04.2020

Международное уголовное право представляет собой систему прин­ципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с пре­ступлениями, предусмотренными международными договорами.

В настоящее время уже практически не вызывает сомнений тот факт, что международное уголовное право сформировалось именно как отрасль международного права.

Становление данной отрасли международного права можно отнести к XIX в.

Однако отдельные институты этой отрасли международного права начали формироваться гораздо раньше. Прежде всего это относит­ся к институту экстрадиции (выдачи преступников). Еще в 1296 г. до н.э. был заключен договор между царем хеттов Хаттусилем III и египетским фараоном Рамсесом II о выдаче беглых рабов, которые по законам того времени являлись преступниками. Договор гласил: «Если кто-либо убе­жит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задер­живать, но вернет в страну Рамсеса»1.

Но наибольшую активность в вопросах сотрудничества по борьбе с уголовными преступлениями международного характера государства проявили именно в XIX в. Примером тому Венский конгресс 1815 г., на котором была принята специальная Декларация в отношении рабства и работорговли. В 1818 г. Аахенский конгресс рабство и работорговлю признал преступной. Буквально через два десятка лет договором между Россией, Австрией, Англией, Францией и Пруссией (1841 г.) работор­говля была приравнена к пиратству и военным кораблям стран - участ­ниц договора была предоставлена возможность останавливать и обыски­вать подозреваемые в работорговле суда, освобождать рабов и предавать виновных органам правосудия.

На рубеже вв. в отечественной науке международного пра-

ва вопросами становления международного уголовного права занима­лись Н. М. Коркунов и Ф. Ф. Мартене. Н. М. Коркунов обосновал необ­ходимость совершенствования международного уголовного права, а Ф. Ф. Мартене посвятил международному уголовному праву отдельную главу в своей книге «Современное международное право цивилизован­ных народов»2.

В целом в современной науке международного права нет единого подхода к пониманию правовой природы международного уголовного права. В этом плане научная литература весьма обширна. Проблемы ме­ждународного уголовного права освещались А. М. Бастрыкиным, И. П. Блищенко, С. В. Бородиным, Л. Н. Галенской, В. Э. Грабарем, Н. В. Ждановым, Г. В. Игнатенко, Л. В. Иногамовой-Хегай, И. И. Карпе-цом, Е. Г. Ляховым, В. О. Меркушиным, Л. А. Моджорян, В. С. Овчин-

Цит. по: Панов В. П. Международное уголовное право. М., 1997. С. 8.

Коркунов Н. М. Опыт конструкции международного уголовного права // Журнал уголовного и гражданского права. СПб., 1889. № 1; Мартене Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб.. 1905. Т. 2.

§ 1. Понятие и становление международного уголовного права

ским, В. П. Пановым, Н. И. Пашковским, К. С. Родионовым, В. В. Усти­новым и др.

Следует отметить, что специалисты в области международного права на Западе и в России допускали возможность того, что уголовно-право­вые проблемы, возникающие в связи с совершением деяний преступно­го характера, могут себя проявлять и в области межгосударственных от­ношений.

Можно сказать, что вопрос о преступности действий как госу­дарственных органов, так и физических лиц возник в рамках международного права прежде всего в связи с войнами, наносящими не­поправимый ущерб государствам и всему мировому сообществу. Пре­ступность войны, противоправные методы ведения вооруженных кон­фликтов - вот та база, на которой начали возникать международные нормы уголовной ответственности физических лиц.

Началом кодификации международного уголовного права можно считать принятие в 1945 г. Устава Международного военного трибунала. Далее процесс кодификации нашел свое отражение в Уставе Токийского трибунала 1946 г., Уставе Международного трибунала по Югославии 1993 г., Уставе Международного военного трибунала по Руанде 1994 г. и Статуте Международного уголовного суда 1998 г.

Огромную роль в становлении международного уголовного права сыграли конвенции о запрете рабства и работорговли; преступности и наказуемости фальшивомонетничества; терроризма; незаконного обо­рота наркотических средств и психотропных веществ и др. Данные до­говоры, а также соглашения о правовой помощи по гражданским, се­мейным и уголовным делам и соглашения о выдаче преступников со­ставляют основной массив источников международного уголовного права.

Фундаментом международного уголовного права, стержнем его систе­мы являются общие и специальные принципы. В качестве общих прин­ципов данной отрасли следует назвать принцип неприменения силы и уг­розы силой, принцип мирного разрешения международных споров, прин­цип невмешательства во внутренние дела государств, принцип уважения прав и основных свобод человека, принцип сотрудничества. Специальные принципы международного уголовного права получили закрепление в Ус­таве Международного военного трибунала 1945 г., Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав и основных свобод чело­века 1950 г. и др. Специальные принципы можно разделить на две груп­пы, в зависимости от источников закрепления.

К первой группе относятся принципы, признанные Уставом Между­народного военного трибунала 1945 г.: запрещение агрессивных войн; неотвратимость уголовного наказания за преступления против междуна­родного права; должностное положение лица, совершившего междуна­родное преступление, не освобождает его от персональной ответствен­ности; если государство не устанавливает наказания за действия, кото­рые международным правом отнесены к категории преступлений против мира и человечества, то это не является обстоятельством, освобождаю­щим виновного от международной уголовной ответственности; непри­менение сроков давности к военным преступникам и др.

Глава XX. Международное уголовное право

Вторую группу специальных принципов составляют нормы, ленные в актах, направленных на защиту прав и основных свобод чело­века. К ним относятся: презумпция невиновности; запрещение пропа­ганды войны, рабства, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания; принуждение к даче показаний и признанию своей вины; осуществление правосудия только судом; гласность судебного разбирательства; равенст­во лиц перед законом и судом; право на защиту, на бесплатного перево­дчика в суде, на обжалование приговора суда; право лишенных свободы на гуманное обращение и уважение достоинства.

Таким образом, международное уголовное право представляет собой систему общепризнанных международно-правовых принципов и норм, регулирующих сотрудничество между субъектами международного права по предупреждению преступлений и привлечению виновных физических лиц к ответственности за совершение международных преступлений и преступлений международного характера, оказанию судебной помощи, проведению расследования, уголовного преследования и судебного разби­рательства, применению и исполнению меры наказания, обжалованию и пересмотру судебных решений.

Еще по теме § 1. Понятие и становление международного уголовного права:

  1. § 2. Международное уголовное право в системе национального уголовного права России
  2. § 3. Международное уголовное право в системе национального уголовного права зарубежных государств

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право -

Международное уголовное право является специфической отраслью права. Существует множество подходов к определению предмета и метода науки, большое количество теорий, закладываемых в её сущность и понятие. Чтобы дать правовую оценку применяемых подходов к определению понятия, места и назначения международного уголовного права, оценить состояние науки в целом на её современном этапе развития, необходимо, для начала, проследить её историческое развитие, становление и формирование базовых институтов международного уголовного права.

Международное уголовное право берёт начало в глубокой древности, несмотря на то, что формироваться эта отрасль начала лишь с конца ХIХ столетия. Ещё в государствах, где господствовал рабовладельческий строй, правители договаривались между собой о совместных усилиях по подавлению восстаний своих рабов. Так в договоре, который был заключён в 1296 году до нашей эры между Хаттушилем III, царём хеттов, и Рамсесом II, египетским фараоном, речь шла о том, что: "Если Рамсес разгневается на своих рабов, когда они учинят восстание, и пойдёт усмирять их, то заодно с ним должен действовать и царь хеттов; если кто - либо убежит из Египта и уйдёт в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать, но вернёт в страну Рамсеса". Итак, мы видим, что институт экстрадиции возник ещё в глубокой древности. Правители древнейших государств: Месопотамии, Греции и Рима договаривались между собой о выдаче лиц, совершивших преступления на территории, находящейся под управлением другого государства, а также выдаче беглых рабов. В рабовладельческую эпоху появляются и нормы, касающиеся обмена военнопленными и с их обращением. Так, во время Пунической войны один из римских полководцев

был взят в плен карфагенянами, а после был отпущен в Рим для переговоров и обменом военнопленными.

Ярким примером сотрудничества по уголовно - правовым вопросам являются договоры Древней Руси и Византии. Этими договорами предусматривались обязательства обеих сторон по преследованию и наказанию преступников за убийство, кражи и грабежи, телесные повреждения. Договорами предусматривались наказания лиц, совершивших преступления на территории Византии - русскими и на территории Руси - греками. Нормы о выдаче преступников содержались и в Пространной Правде 1209 года.

В феодальной Европе начали складываться основы международного обычая по предоставлению дипломатических привилегий и неприкосновенности послов, который включал в себя иммунитет от уголовного преследования за совершенное преступление на территории государства, которое принимает этого дипломата.

Одно из распространённых преступлений международного характера в наше время - пиратство, также имеет древнее происхождение. Римским правом и правом Древнего Китая пиратство признавалось одним из опасных преступлений, государства на протяжении многих столетий вели с пиратами жестокую борьбу. Но известно большое количество случаев, когда пираты находились на королевской службе и именовались каперами. Каперов, как отважных мореплавателей с немалым опытом в сражениях, использовали на случай военных действий, либо в патрулировании и охране морских вод, находящихся под юрисдикцией того или иного королевства, но сильно удалённых от суши. Им было дозволено нападать на иностранные торговые корабли тех королевств, с которыми король, нанявший капера на службу, вёл войну или имел нейтральное отношение к ним. За такое "разрешение" каперы отдавали большую часть захваченного груза короне. Известнейший пират сэр Дрейк, находящийся на службе у британской короны, совершил великое географическое открытие, проплыв всё восточное побережье

Африки, обогнув южный мыс, через пролив вышел в Атлантический океан. Этот пролив и назван именем этого мореплавателя. Тем не менее, пиратство являлось оплотом ужаса и страха, господствующих в водах Мирового океана. В общей сложности, пираты занимались не только разбойными нападениями и грабежами, но и работорговлей.

Наивысший пик процветания работорговли приходился на XVII - XIX века. Рабы завозились из колониальных африканских стран в европейские державы и Новый Свет. Их труд, в большинстве своём, использовался в земледелии, строительстве и для производства дорогостоящих продуктов и товаров - сахара, например. Обустраивались целые плантации, где сахарный тростник выращивали, собирали, его стебли перетирали между железными жерновами и давили сок, в так называемых, варочных печах. Этот процесс по добыче сахара был очень трудоёмким, крайне сложным и даже опасным для жизни, поэтому сахар являлся одним из самых дорогих товаров на рынке, приносил огромную прибыль "сахарным магнатам", владельцам большого количества плантаций и, соответственно, рабовладельцам. Венский конгресс 1815 года впервые осудил торговлю африканцами, в 1818 году, в Аахене, работорговля впервые была признана преступлением, Российская Империя, Австрия, Пруссия, Франция и Великобритания - участники Лондонского многостороннего договора 1841 года приравняли работорговлю к пиратству. Страны - участники этого договора получили право останавливать подозрительные суда, проводить обыск и, если на судне находились рабы, освобождать их, а преступников передавать для привлечения к уголовной ответственности той стране, под чьим флагом находился корабль.

Итак, можно заметить, что международное уголовное право на этапах своего исторического развития представляло собой отрасль права, состоящую, преимущественно, из одного института, института экстрадиции. Многие государства, в дальнейшем, стали принимать свои собственные, законы об экстрадиции. В большинстве своём, нормы, закреплённые в уже существующих международных договорах и соглашениях, заимствовались,

то есть происходила имплементация международных норм в национальное законодательство. Это такие государства, как Великобритания, Голландия, Бельгия. Понятие института выдачи видоизменялось, приобретая более сложную форму. Это связано с усложнением общественных отношений и, как следствие, увеличением объёма законодательной базы государств. Один из первых российских учёных - юристов Ф. Ф. Мартенс отмечал, что международное уголовное право в основном сосредоточено вокруг учения о выдаче преступников.1 В. Э. Грабарь подчёркивал, что всё международное уголовное право до ХХ столетия сводилось, в принципе, к двум вопросам: действию закона в пространстве и выдаче преступников.2

С возникновением буржуазии и развитием капиталистических отношений совершенствуется внутреннее уголовное право государств. В уголовных законах ряда европейских стран появляются нормы о преступлениях против мира, против добрососедства государств, именуемых сегодня международными преступлениями. И, хотя, указанные нормы того времени преследовали, главным образом, цель обеспечения национальной внешней безопасности государства, а не сохранение мира между народами и государствами, тем не менее, они содействовали формированию международно - правовых норм и обычаев по борьбе с международными преступлениями против мира, поддержания дружественных отношений

регламентировались нормы, предусматривающие уголовную ответственность за козни и другие преступления, направленные против союзников Франции. Под кознями понимались действия лица по установлению отношений с иностранным государством с целью побудить его к развязыванию военных действий с Францией. Это деяние каралось смертью. В Уголовном уложении

России 1903 года уголовная ответственность инкриминировалась лицам за надругательство над государственным гербом иностранной державы, насилие в отношении представителей зарубежных государств, нападение на иностранных граждан.

Для формирования концепции и нормативно - правовой основы международного уголовного права важнейшее место занимали международные документы по вопросам борьбы с преступлениями международного характера, а именно конвенции, предусматривающие обычаи и законы ведения военных действий. Так, к началу ХХ века были разработаны и приняты такие акты, как: "Женевская конвенция для улучшения участи раненых и больных в действующих армиях 1906 года", 13 Гаагских конвенций 1907 года, где речь шла о правилах морской и сухопутной войны, Лондонская декларация 1909 года "О праве морской войны".

Ужасы первой Мировой войны показали необходимость усовершенствования интернационального законодательства. Преследовалась основная цель - выявление и наказание военных преступников. Так, Версальский мирный договор 1919 года регламентировал нормы об ответственности физических лиц за преступления, совершённые во время войны, то есть деяний, направленных против мира и общественной безопасности, выходящие за рамки внутригосударственного права. На основе Версальского договора были разработаны проекты документов для привлечения к международной уголовной ответственности кайзера Вильгельма II и его союзников за военные преступления. Но из-за нечёткости формулировок самих международных преступлений, отсутствия опыта рассматривать такие дела, эти лица остались безнаказанными.

Итак, нужно заметить, что международное уголовное право, как отрасль права, начала формироваться на рубеже конца XIX - начала XX века. Нормы этой отрасли находились ещё на стадии зарождения и формирования, государства находились в поиске путей по разрешению

вопросов о подсудности, ответственности за преступления мирового масштаба, несущих угрозу мировому сообществу, подрывающих мирное сосуществование государств.

Впервые, понятие международного уголовного права сформулировал Ф. Ф. Мартенс как совокупность юридических норм, определяющих условие международной судебной помощи государств друг другу при осуществлении ими своей карательной власти в области международного общения.4 Вопрос определения понятия международного уголовного права, как в отечественной, так и в зарубежной науке является на сегодняшний день дискуссионным. Выделяют следующие основные концепции по определению понятия международного уголовного права:

Международное уголовное право представляет собой самостоятельную комплексную отрасль права (Л. Н. Галенская, В. А. Номоконов, И. И. Карпец, Ю. А. Решетов, Л. В. Иногамова - Хегай);

Международное уголовное право является подотраслью международного публичного права (А. В. Наумов, И. И. Лукашук, В. П. Панов);

Международное уголовное право является самостоятельной отраслью международного права (И. В. Фисенко, А. Р. Каюмова, А. Г. Кибальник);

Международное уголовное право является составной частью внутригосударственного уголовного права.

Итак, понятие любой отрасли права необходимо давать, определив, первостепенно, предмет и метод правового регулирования.

Предметом регулирования современного международного уголовного права являются общественные отношения, возникающие в силу совершения международных преступлений и преступлений международного характера, включая вопросы определения состава преступления, пределов и меры наказания, выдача виновных в совершении преступления лиц, судопроизводства и приведение наказания в исполнение. Стоит отметить гибридный характер предмета данной науки, поскольку она охватывает нормы уголовного права, уголовно - процессуального права, уголовно - исполнительного права не только в рамках национального законодательства, но и в рамках общепринятых международных стандартов в области борьбы с преступностью.

Основополагающим методом, регулирующим правоотношения такого рода, является уголовное принуждение, которое основывается на нормах национального права и международных договорах. Международное уголовное право, по своей сути, представляет комплекс выработанных механизмов и мер по достаточно обоснованному привлечению к международной уголовной ответственности виновных лиц, за совершённые ими деяния интернационального масштаба. Как следствие, уголовное принуждение выражается в порицании государствами и международными организациями криминального поведения виновного. Стоит отметить, что сущность уголовного принуждения не видоизменяется в зависимости от того, вменяется ли оно национальным судом государства в соответствии с уголовно - правовыми нормами внутригосударственного права или судом, имеющим международный статус.

Руководствуясь вышеизложенным, я прихожу к выводу, что международное уголовное право является комплексной отраслью права, то есть включает в себя международно - правовые нормы и национальные нормы уголовного и уголовно - процессуального права.

И. В. Фисенко утверждает, что международное уголовное право является отраслью международного права. У него есть свой предмет - предотвращение, расследование и наказание за международные преступления и преступления международного характера, осуществляемые на основе международных соглашений, как с помощью системы международных органов, так и с помощью национальных средств, которые в совокупности образуют систему международной уголовной юстиции.

Существует система международного уголовного права как отрасли. Ей свойственен особый способ правового регулирования.5 В связи с этим утверждением учёный даёт своё определение международному уголовному праву как совокупности принципов и норм права, регулирующих отношения сотрудничества государств по предупреждению и наказанию за совершение международных преступлений и преступлений международного характера.6 Приведённое определение нашло поддержку в широких научных кругах. В. П. Панов охарактеризовал его как "научно обоснованное". А. Г. Кибальник всецело разделяет позицию И. Фисенко: " Всё это позволяет определить международное уголовное право как самостоятельную отрасль, входящую в единую систему международного права, состоящую из международно - правовых норм и решений международных организаций, определяющих преступность деяния и пределы ответственности за его совершение, а также регламентирующих иные уголовно - правовые вопросы в целях охраны мирового правопорядка ".7

С полной уверенностью можно сказать, что международное уголовное право ни в коем случае нельзя признавать как самостоятельную отрасль общего международного права, поскольку субъектами международного права выступают государства, международные организации, народы и нации. А преступления совершаются индивидами, то есть физическими лицами или группами лиц, а они, в свою очередь, находятся вне сферы действия и регулирования международного права. Но с другой стороны, государства и межправительственные организации тоже могут нести ответственность в рамках международного уголовного права. Она будет носить международно - правовой характер. Агрессия, геноцид, военные преступления и международный терроризм - только за этот перечень преступлений возможна ответственность целого государства. Но существование этого небольшого перечня международных преступлений, по моему мнению, не даёт достаточных всецелых оснований для отнесения международного уголовного права к отрасли международного права.

В. П. Панов считает, что международное уголовное право является отраслью международного публичного права. В доказательство этого предположения, он приводит следующий аргумент: " По нашему мнению, науку международного уголовного права нельзя рассматривать в качестве самостоятельной, изолированной от международного права. В доктрине общепризнанным является то, что международное уголовное право - это самостоятельная отрасль международного публичного права. Поэтому и наука международного уголовного права не может выйти за его рамки ";

"Международное уголовное право изучает вопросы, связанные с международным регулированием межгосударственных отношений, складывающихся в процессе их совместной борьбы с международной преступностью".8 Как уже было отмечено мной, предметом рассматриваемой отрасли права является само преступление, а субъектами выступают физические лица, с одной стороны, а с другой могут выступать и государства, межправительственные и международные организации. Суждение, что субъектами данного рода правоотношений выступают государства, априори не верно. В доктрине международного публичного права, кроме указанного учёным В. Пановым, действует и другое правило. Согласно ему международную уголовную ответственность могут нести лишь

только физические лица, а не государства. То есть индивид отвечает за совершённое преступное деяние международного масштаба перед государствами и международными организациями.

Ещё одна позиция, которая принимается и обосновывается множеством учёных, что международное уголовное право является составной частью национального законодательства. Можно привести достаточно большое количество аргументации в пользу этой теории.

1. На основании части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.9 Исходя из этого положения, закрепленного в отечественной Конституции впервые, между прочим, следует то, что заинтересованные лица, национальные суды, в частности, могут прямо ссылаться на нормы международного права в случаях, требующих их применения.

2. Нормативная база международного уголовного права, в большей степени, определена совокупностью нормативно - правовых норм уголовного, уголовно - процессуального, уголовно - исполнительного права различных государств. Это объясняется тем, что национальное уголовное право имеет более развитую науку и систему.

3. Нормы международного уголовного права обязательно имплементируются в уголовное право различных стран, международные преступления инкорпорируются в национальное уголовное законодательство.

4. Нормы международного уголовного права реализуются, в большинстве случаев, национальными судами и уголовно - исполнительными учреждениями.

Но всё же, на мой взгляд, трудно считать международное уголовное право составной частью внутригосударственного уголовного права. Международные уголовно - правовые нормы разрабатываются и утверждаются специализированными международными органами, имеющими особый статус. Нормы такого рода имеют неоспоримый 15 статьи Конституции Российской Федерации: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".10 Часть 2 статьи 1 Уголовного кодекса Российской Федерации гласит: "Настоящий кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права".11 Приведённые нормы отечественного права ещё раз подчёркивают, что международное право является приоритетным, то есть вышестоящим над национальными законами в силу статуса принимающих их органов. Если обратиться к международным органам, осуществляющим судопроизводство в отношении конкретных дел, то именно они отправляют правосудие по делам, с участием лиц, обвинённых в совершении преступных деяний мирового масштаба. Это такие международные органы, как: трибуналы по бывшей Югославии и Руанде, свою юрисдикцию на международные преступления распространяет Международный уголовный суд, Нюрнбергские и Токийские трибуналы, которые хоть и не действуют на сегодняшний день, но практика их деятельности не канула в лету и широко используется в действующих трибуналах. Такие обстоятельства показывают, что очень трудно определить международное уголовное право как составную часть национального. Несомненно, взаимосвязь этих отраслей очевидна, они взаимодополняют друг друга, привносят коррективы в существующие

коллизии. Так, нормы международного уголовного права не содержат конкретных наказаний за международные преступления. Наказания определяются уголовными законами различных стран. Даже если Международный суд при вынесении приговора определяет вид и меру наказания, то оно будет исполняться в соответствии с уголовным законом и в рамках, определённых этим законом, на территории той страны, которая определена для приведения приговора в силу. В национальное уголовное законодательство вносятся новеллы, определяющие ответственность за транснациональные преступления. Например, совсем недавно в Уголовный кодекс Российской Федерации была внесена новая статья, определяющая уголовную ответственность за акт международного терроризма.

Итак, принимая во внимание существующие и проанализированные мной точки зрения по поводу определения понятия международного уголовного права, определения предмета и метода этой науки, в результате чего был сделан вывод об её комплексности, можно сказать, что изучаемая отрасль права является самостоятельной, при наличии следующих факторов, подтверждающих это суждение:

Международное уголовное право нельзя определить как отрасль международного публичного права, как составную часть общего международного и внутригосударственного права;

Наличие собственного предмета и методики международно - правового регулирования данной науки;

Наличие источников, которые имеют свою специфику, особый статус, который выражается в превосходстве норм над национальным правом.

Определение понятия международного уголовного права наиболее точно и корректно даёт Л. В. Иногамова - Хегай: "Международное уголовное право представляет собой систему правовых принципов и норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с совершением международных преступлений и преступлений международного характера и обеспечивающих взаимодействие государств и международных организаций в борьбе с этими преступлениями".12 Приведённое определение, на мой взгляд, является универсальным, всеобъемлющим и всеохватывающим для

Международное уголовное право как отрасль международного публичного права представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств и международных организаций в борьбе с преступностью. Объектом регулирования международного уголовного права являются межгосударственные отношения, т.е. отношения с участием государств и международных организаций. Соответственно, субъектами являются государства и международные организации. Основными источниками международного уголовного права принято считать международный договор и международный обычай.

В литературе встречаются и иные концепции международного уголовного права. Наиболее распространенной является, пожалуй, концепция, согласно которой международное уголовное право включает в себя как международные нормы, так и соответствующие нормы внутреннего уголовного права. Весьма распространено мнение, согласно которому субъектами международного уголовного права являются не только государства, но и индивиды. Лишь в исключительных случаях предусмотрена прямая ответственность индивида за нарушение норм международного уголовного права - при преступлениях против мира и безопасности человечества. В таких случаях любое государство и Международный уголовный суд с помощью государств, вправе привлечь индивида к уголовной ответственности непосредственно на основе международного права.

Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества проводит четкое различие между уголовно-правовой ответственностью индивида и международно-правовой ответственностью государства. Этому посвящена статья 4 «Ответственность государства», где говорится: «Ответственность отдельных лиц за преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренная в настоящем Кодексе, никоим образом не влияет на ответственность государств по международному праву».

В настоящее время в мире отмечается значительный рост преступности, в том числе имеющей международный характер. Государства координируют свои действия по борьбе с преступностью следующим образом: заключают договоры о борьбе с отдельными видами международных преступных деяний и правовой помощи по уголовным делам, осуществляют совместные меры по предотвращению и пресечению преступлений и привлечению виновных к ответственности.

Источниками международного уголовного права являются:

1) конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера (с захватом заложников, угоном воздушных судов и т.п.);

2) договоры о сотрудничестве и правовой помощи по уголовным делам;

3) договоры, регулирующие деятельность международных организаций, в чью компетенцию входит борьба с преступностью.

Обязательства государств по вышеуказанным договорам заключаются: в определении международных уголовно наказуемых деяний; мерах по предупреждению и пресечению таких преступлений; обеспечении ответственности преступников; установлении правил юрисдикции; регламентации правовой помощи по уголовным делам и регулировании взаимоотношений государств и международных правоохранительных организаций.

Государства сотрудничали друг с другом в борьбе с преступностью, начиная с рабовладельческих времен. В рабовладельческих государствах наиболее опасным преступлением считалось восстание рабов, поэтому государства обязывались оказывать друг другу помощь в подавлении этих восстаний. В договоре египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттусили III, заключенным в 1296 году до нашей эры, содержалось такое положение: «Если Рамсес разгневается на своих рабов, когда они учинят восстание, и пойдет усмирять их, то заодно с ним должен действовать и царь хеттов».

Аналогичная практика была известна и государствам Древней Греции. Заключенный в 421 году до нашей эры между Афинами и Спартой мирный договор (Никиев мир) содержал обязательство Афин оказывать поддержку Спарте в случае восстания рабов. Договоры того времени содержали и некоторые иные положения, которые ныне относятся к международному уголовному праву. Чаще всего это было обязательство взаимной выдачи преступников, в первую очередь политических. Такое обязательство содержалось и в упомянутом договоре Рамсеса с Хаттусили.

Римским правом пираты рассматривались как враги всего человеческого рода (hostis humanis generis). В дальнейшем такая норма стала частью общего международного права. Начиная с Венского конгресса 1915 года заключается ряд договоров о борьбе с работорговлей. Преступность работорговли была признана также общим международным правом.

Первостепенное значение для формирования международного уголовного права имели уставы, созданные после Второй мировой войны международных военных трибуналов для суда над главными немецкими и японскими военными преступниками (Нюрнбергский и Токийский трибуналы), а также вынесенные ими приговоры.

В теории концепция международного уголовного права появилась в литературе на рубеже XIX и XX вв., причем речь шла, в основном, о разграничении уголовной юрисдикции государств и о правовой помощи.

Одним из первых концепцию международного уголовного права выдвинул профессор Санкт-Петербургского университета Ф.Ф. Мартенс, который установил, что международное уголовное право «заключает в себе совокупность юридических норм, определяющих условия международной судебной помощи государств друг другу при осуществлении ими своей карательной власти в области международного общения».

Постепенно концепция международного уголовного права находит признание и в отечественной учебной литературе. В учебнике «Международное право» под редакцией Г.В. Игнатенко имеется глава «Международное уголовное право». Термин «международное уголовное право» получил широкое признание как в мировой литературе, так и в международной практике.

Система международного уголовного права, наряду с чертами международного права в целом, имеет определенные специфические черты. Так, наиболее важная особенность системы современного международного уголовного права состоит, пожалуй, в том, что она объединяет нормы, относящиеся не только к уголовному, но и к уголовно-процессуальному праву, а также к судоустройству. Международное уголовное право определяет порядок действия своих норм, а также содержит иные принципы и нормы, относящиеся к общей части уголовного права. Оно устанавливает состав преступлений, организацию международных уголовных судов и нормы международного уголовного процесса. Значительное место занимают нормы, регулирующие взаимодействие государств в области уголовного правосудия.

Источники международного уголовного права как отрасли международного права в принципе те же, что и источники международного права: международный договор и международный обычай. В качестве примера можно указать на Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года, в которых участвуют не все страны, но их нормы являются частью общего международного права, обязательного для всех государств. В докладе Генерального секретаря ООН Совету Безопасности по проекту уставов международных трибуналов для бывшей Югославии и Руанды говорилось: «...Международный трибунал должен применять нормы международного гуманитарного права, которые, вне всякого сомнения, являются частью обычного права, с тем, чтобы проблема участия некоторых, а не всех государств в определенных конвенциях не возникала».

Международный трибунал для бывшей Югославии по вопросу о соотношении применяемых им норм высказал следующую точку зрения: «...Международный трибунал вправе применять в дополнение к обычному международному праву любой договор, который: 1) был несомненно обязателен для сторон во время совершения инкриминируемого деяния и 2) не противоречил или не отступал от императивных норм международного права, каковыми является большинство норм международного гуманитарного права».

Важное значение в формировании норм международного уголовного права приобретают резолюции международных организаций. Наиболее ярким примером является Всеобщая декларация прав человека, в которой содержатся положения, имеющие отношение, в том числе, и к международному уголовному праву. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году и имела статус рекомендации. Однако в дальнейшем государства признали ее положения в качестве норм общего международного права. В настоящее время суды государств, включая Россию, рассматривают положения Декларации как общепризнанные нормы международного права.

Уникальным случаем прямого создания норм и институтов международного уголовного права международным органом является учреждение Советом Безопасности ООН международных трибуналов для бывшей Югославии и Руанды, несмотря на то, что в Уставе ООН не закреплено такое полномочие Совета Безопасности. Юридическое обоснование правомерности решений Совета Безопасности видится в другом, а именно в молчаливом признании их государствами.

Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества в редких случаях допускает применение общих принципов права, в частности при установлении исключающих вину обстоятельств, под которыми понимаются такие принципы, которые «прочно вошли в практику и широко признаются в качестве приемлемых в отношении преступлений, сходных по степени тяжести по внутригосударственному или международному праву».

54. Виды и формы сотрудничества государств в борьбе с уголовными прес­туплениями международного характера .

Основные составы международных преступлений определены Уставами Международных военных трибуналов, учрежденных после Второй мировой войны (Нюрнбергским и Токийским). Их универсальное значение было подтверждено Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 1946 и 1947 гг., а также Уставами трибуналов для Югославии и Руанды и Статутом Международного уголовного суда. В Уставах Нюрнбергского и Токийского трибуналов международные преступления подразделялись на три группы:

1) преступления против мира;

2) военные преступления;

3) преступления против человечности.

Одним из важных средств борьбы с преступностью является предупреждение возможности легализации доходов от преступной деятельности и обеспечение их конфискации.

Российская Федерация является участником нескольких соглашений, предусматривающих комплекс мер по пресечению «отмывания» преступных доходов: Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, договоров о правовой помощи и другие.

Согласно Конвенции Совета Европы об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года «доходы» означают любую экономическую выгоду, полученную в результате совершения преступления. При этом под материальными ценностями понимаются ценности любого вида, вещественные и невещественные, движимые и недвижимые, юридические акты и документы, дающие право на имущество.

Государства обязуются принимать все меры для конфискации орудий преступления и незаконных доходов и, в частности, идентифицировать и разыскивать ценности, подлежащие конфискации, и предупреждать любую передачу или отчуждение этих материальных ценностей.

Суды и другие компетентные органы государств - участников Конвенции должны иметь право наложить арест на финансовые или иные документы (при этом ссылки на банковскую тайну недопустимы; однако запрашиваемое государство может потребовать, чтобы запрос о сотрудничестве, содержащий требование снятия банковской тайны, был подтвержден судебным органом).

Получив запрос о конфискации орудий или предметов, государство должно предъявить его своим компетентным органам и исполнить. В конфискации может быть отказано, если:

законодательство запрашиваемого государства не предусматривает конфискации за данное правонарушение;

отсутствует имущество, подлежащее конфискации;

истек срок давности.

Государства - участники Конвенции назначают центральный орган, ответственный за направление, получение, исполнение запросов о правовой помощи по делам такого рода, и извещают об этом Генерального секретаря Совета Европы. Как правило, в большинстве государств таким органом является прокуратура.

Согласно Женевской конвенции о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 года международными преступлениями являются:

1) все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков;

2) сбыт поддельных денежных знаков;

3) действия, направленные к сбыту, к ввозу в страну или к получению для себя поддельных денежных знаков, если их поддельный характер был известен;

4) покушение или соучастие в вышеуказанных деяниях;

5) обманные действия по изготовлению или приобретению для себя предметов, предназначенных для изготовления поддельных или измененных денежных знаков.

В Конвенции устанавливается обязательное информирование соответствующих зарубежных государств о новых выпусках, изъятии и аннулировании «местных» денежных знаков, об обнаружении подделок иностранной валюты с подробным их описанием, сообщение сведений о розысках, арестах и осуждениях «международных» фальшивомонетчиков.

В соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года (статья 2) преступлением является преднамеренное совершение:

убийства, похищения или другого нападения против личности или свободы лица, пользующегося международной защитой;

насильственного нападения на официальное помещение, жилое помещение или транспортные средства лица, пользующегося международной защитой, которое может угрожать личности или свободе этого лица;

угрозы и/или попытки любого такого нападения либо соучастие в одном из перечисленных действий.

Согласно Конвенции 1973 года Российская Федерация будет осуществлять юрисдикцию в отношении указанного преступления, когда:

1) деяние совершено любым лицом на территории РФ или на борту судна или самолета, зарегистрированного в РФ;

2) преступление совершено против лица, представляющего РФ или в РФ - иностранное государство или международную организацию;

3) преступник задержан на территории РФ;

4) преступник является гражданином РФ.

Борьба против незаконных действий с наркотическими средствами предусматривается несколькими десятками международных договоров, из которых самыми важными являются Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года, Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года является типичной многосторонней конвенцией о борьбе с отдельным видом преступления международного характера.

Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 года была принята для обеспечения физической защиты ядерного материала, используемого в мирных целях и находящегося в процессе перевозки, а также ядерного материала, используемого в мирных целях, при использовании, хранении и перевозке внутри государства. К Конвенции имеются приложения I и II. Приложение I определяет уровни физической защиты ядерного материала при его международной перевозке. Приложение II подробно классифицирует «ядерные материалы».

При этом государство, в котором начато уголовное преследование, обязано уведомить о результатах разбирательства заинтересованные государства и МАГАТЭ.

Согласно Международной конвенции о борьбе с захватом заложников 1979 года (статья 1) преступление - захват заложников совершает любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение или продолжать удерживать заложника для того, чтобы заставить государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве условия для освобождения заложника, а также попытка совершения вышеуказанных действий или соучастие в них.

Конвенция 1979 года (статья 13) не применяется в РФ в случаях, когда преступление совершено в пределах РФ, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами РФ и когда преступник находится на территории РФ (иными словами, когда в деле нет «иностранного элемента»).

Согласно Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года (статья 1) преступлением является незаконный, путем насилия или угрозы его применения или другой формы запугивания, захват воздушного судна, находящегося в полете, или осуществление над ним контроля, или попытка совершения указанных преступлений, или соучастие в них.

По общему правилу юрисдикцию в отношении преступлений, совершаемых на борту воздушного судна, осуществляет государство регистрации судна. Иные государства вправе осуществлять юрисдикцию, когда:

преступление имеет последствия на территории государства или направлено против его безопасности;

преступление совершено гражданином или в отношении гражданина данного государства.

В соответствии со статьей 105 Конвенции в открытом море или в любом другом месте, вне юрисдикции какого бы то ни было государства любое государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат, арестовать находящихся на нем лиц, захватить находящееся на нем имущество и осуществлять свою юрисдикцию. Захват за пиратство может совершаться только военными кораблями или военными летательными аппаратами или судами и аппаратами, состоящими на правительственной службе и уполномоченными на это.

Дедюнова Вероника Сергеевна ИП-310

Доцент кафедры уголовного права Радостева Юлия Викторовна

Внеаудиторная контрольная работа – обязательна для зачета

Зачет:

1. Автомат: два проверочных мероприятия + зачтенная внеаудиторная работа + сюрприз;

2. Если чего-то не хватает – один вопрос из двух на выбор;

3. Имеется зачтенная работа – общий порядок сдачи зачета.

Как делать работу:

1. Выбираете институт МУП и раскрываете его – даете анализ;

2. Сравниваете выбранный институт с аналогичным в национальном праве и с национальными других государств

3. Составляете 8 тестовых заданий, в каждом 4 варианта ответа, из них 1 правильный

Титульный лист, список литературы, объем неважен.

МУП как отрасль права стало формироваться в конце XIX века, при этом истоки права относятся к древнейшему периоду возникновения государства и права. Предыстория права начинается с договоренностей государств о решении возникающих вопросов: в первую очередь, вопросов рабства – подавлений восстаний и других вопросов рабов.

Первый договор – договор между фараоном Рамзесом II и царем Хеттов.

Нормы этого договора послужили основой для формирования в последующем данной отрасли права.

Второй блок вопросов – вопросы войны: обращение с военнопленными и их обмен.

Третий блок вопросов – вопросы экстрадиции, выдачи преступников, при этом данные вопросы не касались ни вида, ни качества самих преступников.

Особенностью междоговорных соглашений и сформировавшихся международных обычаев периода рабовладения и феодализма являлось то, что они не разрешали другим государства распространять своё право и юрисдикцию на территорию других государств.

Кроме того, помимо общих соглашений, касающихся вопросов относительно тех или иных преступлений, нередко межгосударственные соглашения затрагивали вопросы определения собственно преступности. В частности, одно из первых преступлений, урегулированных международными договорами, - пиратство. Начиная с Рима, пиратов признавали особо опасными преступниками и вели с ними войну. Также вместе с пиратством получило развитие регулирование и смежных преступлений – например, работорговля.

В связи с вышеизложенным в начале XIX века принимается большое количество международных актов, связанных с пиратством и работорговлей. В частности в 1815 г. Венский конгресс осудил торговлю рабами. В 1818 г. она официально признается преступлением и запрещается. В 1841 году участниками Лондонского договора (Австрия, Россия, Великобритания, Пруссия) работорговля приравнивается к пиратству.

С развитием общественных отношений меняется институт экстрадиции и к XIX веку он получает международное закрепление. В частности в начале XIX века закрепляется институт политического убежища. В первой половине XIX века формируется международная норма о невыдаче лиц, преследуемых по политическим мотивам.



Одновременно получает регламентацию вопросы выдачи лиц, совершивших общеуголовные преступления. При этом преступления последней категории расширяются за счет включения туда составов убийства, фальшивомонетничества и т.д.

Кроме того, вслед за международными договорами о выдаче меняется национальное законодательство. В частности, там появляются новые составы преступлений. Например, преступления, связанные с регламентацией и ведением военных действий.

Следующий этап развития МУП связан с Первой Мировой войной, которая привела к заключению Версальского мирного договора 1919 г. Это один из первых кодифицированных актов, который содержал положения об уголовной ответственности физических лиц за совершение преступлений против мира и других деяний, выходящих за рамки национального уголовного законодательства.

В 1927 году в Варшаве проводится первая международная конференция по унификации уголовного права. На этой конференции были выделены преступления международного характера, например, туда были внесены как традиционные пиратство и работорговля, так и торговля женщинами и детьми, незаконный оборот наркотиков и т.д.

Начало кодификации МУП явилось принятие Устава Международного военного трибунала в 1945 г. (Нюрнбергский трибунал).

Уставом все международные преступления были классифицированы на три группы:

1. Преступления против мира: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленном на осуществление любого из указанных действий;

2. Военные преступления: нарушение законов или обычаев ведения войны;

3. Преступления против человечества: жестокости, совершаемые в отношении гражданского населения до или во время войны.

В последующем Устав Токийского военного трибунала закрепил те же виды международных преступлений и те же принципы.

В июня 1945 года был принят Устав ООН, где в качестве одного из главных принципов устанавливался запрет на применение силы в межгосударственных сношениях.

Кроме того, весомый вклад в развитие институтов МУП внесла созданная в 1947 г. Комиссия международного права. Её основной задачей была разработка проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Комиссия работала очень «плодотворно», поэтому первый вариант кодекса появился в 1991 (!) году. В нем было представлено 12 международных преступлений. Он состоял из общей и особенной частей. В дальнейшем были проведена доработка и во втором чтении проект Кодекса был принят в 1996 году, из 12 преступлений на тот момент осталось только 5:

1. Агрессия;

2. Геноцид;

3. Военные преступления;

4. Преступления против человечности;

5. Преступления против персонала ООН и связанного с ним персонала.

Одновременно в конце XX века разработка вопросов подсудности привела к созданию международных уголовных судов для привлечения к ответственности за эти преступления.

Первый – в 1993 году по решению Совбеза ООН принят Устав Международного трибунала по Югославии, а в 1994 году – Устав Международного трибунала по Руанде.

Кроме того, в 1990-х годах обсуждается вопрос создания единого суда и в 1998 г. в Риме на дипломатической конференции под эгидой ООН был принят Римский Статут Международного уголовного суда (МУС). Основная цель существования МУС – привлечение физических лиц к уголовной ответственности за совершение преступлений против мира и безопасности человечества, т.е. за совершение международных преступлений.

Исходя из этого, предмет МУП составляют вопросы привлечения к ответственности за совершение международных преступлений.

Перечень их кодифицирован, исходя их Статута МУС и Уставов Нюрнбергского и Токийского трибуналов.

Кроме того, в предмет МУП также входя преступления международного характера, т.е. преступления затрагивающие интересы нескольких государств – конвенционные преступления.

Существует также точка зрения о том, что в предмет МУП входят преступления с международным элементом, то есть преступления, совершенные гражданами на территории иностранных государств, однако это больше всё же относится к предмету национального права.

Кроме того, на современном этапе развития МУП большое значение придается проводимым 1 раз в 5 лет в рамках ООН конгрессам по предотвращению преступности и обращению с правонарушителями. Проводятся такие конгрессы в соответствии с резолюцией ГА ООН от 1 декабря 1950 года. На конгрессах разрабатываются и одобряются государствами совместные меры борьбы с преступлениями, посягающими как на основы мирного сосуществования между государствами, так и иные вопросы, в частности вопросы уголовного преследования, выдачи преступников, применимости закона, назначения наказания и его отбывания, вопросы преступлений несовершеннолетних. При этом на некоторых конгрессах может совпадать перечень вопросов.

История становления В 1296 г. до н. э. был заключен договор между царем хеттов Хаттусилем III и египетским фараоном Рамсесом II о выдаче беглых рабов; Венский конгресс 1815 г. , была принята Декларация в отношении рабства и работорговли; Принятие Устава Международного военного трибунала 1945 г. государствами-победителями во II мировой войне; Вынесение приговора Нюрнбергским трибуналом главным нацистским преступникам; В 1947 г. Комиссия международного права занялась разработкой Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

Отечественная наука Н. М. Коркунов Л. В. Иногамова-Хегай Г. В. Игнатенко И. И. Карпец Н. В. Жданов Е. Г. Ляхов

Современный этап Конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; Основной координирующий орган ООН по борьбе с преступностью - Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС); Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию

Международное уголовное право - система правовых принципов и норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с совершением международных преступлений и преступлений международного характера и обеспечивающих взаимодействие государств и международных организаций в борьбе с этими преступлениями.

Принципы Принцип ответственности только за деяние, признанное преступлением нормой международного уголовного права; Принцип неотвратимости уголовной ответственности; Никто не должен быть судим вторично или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны; Должностное положение лица, совершившего преступление по международному уголовному праву, не освобождает его от уголовной ответственности; Неприменение срока давности к военным преступникам и лицам, виновным в совершении преступлений против мира и безопасности человечества

Источники Международные договоры; Обычные нормы; Судебные прецеденты; Решения международных организаций; Общие принципы права; Национальные уголовно-правовые нормы.

Источники Международные договоры: 1) Лондонский договор о борьбе с работорговлей 1841 г. ; 2) Брюссельский Генеральный акт о борьбе с работорговлей 1890 г. ; 3) 13 Гаагских Конвенций о законах и обычаях войны 1907 г. 4) Женевская Конвенция о запрещении торговли женщинами и детьми 1921 г. ; 5) Женевская Конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г. ; 6) Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. ; 7) 4 Женевских Конвенций о защите жертв войны 1949 г. ; 8) Гаагская Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. ; 9) Единую Конвенция о наркотических средствах 1961 г. ; 10) Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. ; 11) Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. ; 12) Европейская Конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями 1964 г. ; 13) Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. ; 14) Европейская Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. и др.

Имплементация Инкорпорация почти дословное внесение международноправовой нормы во внутреннее право Примером таковой может быть норма о разработке, производстве, накоплении, приобретении или сбыте оружия массового поражения (химического, биологического, токсинного, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ). Она соответствует нескольким международным конвенциям о запрещении оружия массового поражения: -Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г. ; -Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. и др. Трансформация нормы международного уголовного права учитываются во внутригосударственном законодательстве либо в меньшем объеме, либо наоборот, к норме международного уголовного права добавляются дополнительные признаки В Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. дается исчерпывающее понятие пытки. В УК о пытке в качестве квалифицирующего признака истязания лица, а также принуждения к даче показаний. Иначе говоря, положения этой Конвенции имплементированы в российский УК в ограниченном варианте.

Временем совершения преступного деяния считается время осуществления преступного деяния (действия/бездействия) независимо от времени наступления общественно опасных последствий. (Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» от 20 декабря 1988 г.) При определении действия закона в пространстве используется понятие «юрисдикция» - правоприменительная деятельность государственных органов, область действия государственной власти. Территориальная юрисдикция означает распространение государственной власти на всех лиц, находящихся на его территории Экстратерриториальная юрисдикция состоит в распространении правовых норм государства на деяния, совершенные вне пределов этого государства Действие во времени, в пространстве

Выдача (экстрадиция) - основанный на международных договорах и общепризнанных принципах международного права акт передачи обвиняемого или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, чьи интересы затронуты или гражданином которого он является, для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора. Виды выдачи: A. для уголовного преследования; B. для исполнения приговора; C. на время. Институт выдачи

Преступления Проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г. делит международно-противоправное деяние на 2 вида: Международное преступление (сложное правонарушение); Международное правонарушение (простое правонарушение).

Международные преступления посягательства на основы мирового сообщества, на мир, мирное сосуществование между народами и государствами, безопасные условия существования всего человечества.

Агрессия - применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или какимлибо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций. (Устав Нюрнбергского Трибунала)

Апартеид бесчеловечные акты, совершаемые с целью установления и поддержания господства одной расовой группы людей над какой-либо другой расовой группой людей и ее систематического угнетения (Международная Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.)

Геноцид - действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какуюлибо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.)

Экоцид - массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. (Конвенция о запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.)

Рабство и работорговля Рабство - состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них. Работорговля - всякий акт захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи его в рабство; приобретения невольника с целью продажи его или обмена; уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с целью продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольников (Конвенция относительно рабства 1926 г.)

Военные преступления a. b. c. d. e. f. g. Нарушения законов или обычаев войны: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью; другие преступления (Устав Нюрнбергского трибунала) Принуждение военнопленного служить в вооруженных силах неприятельской державы (III Женевская Конвенция об обращении с военнопленными) Наемничество - формирование специальной когорты людей, основной профессией которых являются массовые убийства, истязания, разрушение и разграбление национального имущества по корыстным мотивам. (Дополнительный протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, к Женевским Конвенциям о защите жертв войны 1949 г.) К военным преступлениям неприменим срок давности (Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, ООН 1968; Европейская конвенция о неприменимости срока давности к преступлениям против человечества и к военным преступлениям, 1974).

Преступления против человечества Нападение на любых гражданских лиц - поведение, предпринимаемое в целях проведения политики государства или организации. Истребление - умышленное создание условий жизни, которое рассчитано на уничтожение части населения, в частности лишение доступа к продуктам питания и лекарствам. Порабощение - осуществление любого собственности в отношении личности. Депортация - насильственное перемещение лиц, подвергшихся выселению или иным принудительным действиям, из района, в котором они законно пребывают. Принудительная беременность - незаконное лишение свободы женщины, которая стала беременной принудительно, с целью изменения этнического состава какого-либо населения или совершения иных серьезных нарушений международного права. Преследование – умышленное и серьезное лишение основных прав вопреки международному праву по признаку принадлежности к той или иной группе или иной общности. Насильственное исчезновение людей - арест, задержание или похищение людей государством или политической организацией или с их разрешения, при их поддержке или с их согласия, при последующем отказе признать такое лишение свободы или сообщить о судьбе или местонахождении этих людей с целью лишения их защиты со стороны закона в течение длительного периода времени. правомочия, связанного с правом

Преступления международного характера (конвенционные)– уголовно-наказуемые деяния, совершаемые физическими лицами, посягающие на интересы двух или более государств, т. е. представляющие международную опасность; относятся к смежным деяниям; совершаются индивидами, не являющимися должностными лицами государства и не действующие от его имени, а наоборот вопреки законодательству; рассматриваются только как деятельность физических лиц и не будут присваиваться государству.

Преступления международного характера: посягательство на лиц, пользующихся международной защитой; незаконный захват воздушных судов; незаконные акты, направленные против безопасности морского судоходства; пиратство; захват заложников; незаконный захват и использование ядерного материала; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; подделка денежных знаков; рабство, работорговля, институты и обычаи, сходные с рабством; эксплуатация проституции третьими лицами; распространение порнографических изданий; незаконные операции с культурными ценностями и т. д.

Международный терроризм - терроризм, осуществляемый под руководством зарубежных лиц, организаций или государств. Террористические организации: Организация освобождения Палестины; Аль-Каида; Талибан; «Братья-мусульмане» .

Международный терроризм Борьба с терроризмом 9 декабря 1994 г. Ген. Ассамблея ООН приняла Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма; Систему антитеррористических конвенций образуют 16 международных соглашений (Конвенция о преступлениях, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г. , Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. и т. д.); Контртеррористический комитет; Комитет по Аль-Каиде, Комитет по Талибану и Комитет 1540.

Похищение и иное насильственное исчезновение людей посягают на одно из неотъемлемых прав лица - право физической свободы, состоящее в распоряжении своим местонахождением в пространстве по собственному усмотрению. (Декларация «О защите всех лиц от насильственных исчезновений» 1992 г.)

Пытка - любое действие, которым лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, с целью получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по другой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или при их подстрекательстве, или с их ведома или молчаливого согласия. (Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.)

Экономические преступления Легализация доходов от преступной деятельности (отмывание); Конверсия или передача имущества, заведомо полученного преступным путем; Приобретение, владение или использование имущества, заведомо добытого преступным путем; (Страсбургская Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. ; Рамочное решение Евросоюза об отмывании денег, идентификации, выявлении, замораживании или изъятии и конфискации орудий совершения преступления и доходов от преступной деятельности 2001 г.)

Коррупционные преступления Коррупция - подкуп официальных лиц, как должностных, так и представляющих интересы частных корпораций в связи с осуществлением ими своих полномочий и связанные с ним преступления. (Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях 1996 г.)

Преступления против здоровья и общественной нравственности Незаконное распространение наркотических средств и психотропных веществ. (Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 г. , Конвенция о психотропных веществах 1971 г. , Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.) Распространение порнографии (Международная Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 г. , Договор о борьбе с распространением порнографических изданий 1910 г.)

Виды санкций (Римский статут): лишение свободы на определенный срок, исчисляемый в количестве лет, не превышающем максимального срока в 30 лет; пожизненное лишение свободы за исключительно тяжкий характер преступления и с учетом индивидуальных обстоятельств лица, признанного виновным в его совершении; штраф; конфискация доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления, без ущерба для прав bona fide (добросовестных) третьих сторон.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ Организация Объединенных Наций: Генеральная Ассамблея (Комитете по социальным и гуманитарным вопросам, Комитете по правовым вопросам); Совет Безопасности (Комитет 1267 (Комитет по санкциям), Контртеррористический комитет). Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС); Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Управление ООН по наркотикам и преступности (УНПООН): Программа ООН по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП); Центр по международному предупреждению преступности (ЦМПП). Хардип Сингх Пури, Председатель Контртеррористического Комитета

КОНГРЕССЫ ООН ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ И УГОЛОВНОМУ ПРАВОСУДИЮ собираются под эгидой ЭКОСОС регулярно, раз в 5 лет; предоставляют возможность для обмена информацией и передовым опытом между странами и профессионалами, работающими в данной области; в рамках конгрессов принимаются акты рекомендательного и унификационного характера для совершенствования уголовного и уголовнопроцессуального законодательства государств проводились в разных частях мира, а именно: в 1955 г. - в Женеве, в 1960 г. - в Лондоне, 1965 г. - в Стокгольме, в 1970 г. - в Киото, в 1975 г. - в Женеве, в 1980 г. - в Каракасе, в 1985 г. - в Милане, в 1990 г. - в Гаване, в 1995 г. - в Каире, в 2000 г. - в Вене, в апреле 2005 г. - в Бангкоке.

ИНТЕРПОЛ Генеральная Ассамблея Исполнительный комитет Генеральный Секретариат Национальные центральные бюро уголовная регистрация (организуется Генеральным Секретариатом по специальной методике в целях идентификации как преступников, так и преступлений); международный розыск преступников; международный розыск лиц, пропавших без вести; международный розыск похищенных ценностей; сбор информации по вопросам борьбы с преступностью, ее обобщение, обработка и распространение с помощью технических средств и публикаций в печати. Штаб-квартира - Лион (Франция)

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ Европол Повышение эффективности деятельности соответствующих компетентных органов власти государств - членов ЕС и укрепление сотрудничества с ними в борьбе с особо опасными формами международной преступности; Сфера подмандатной деятельности: терроризм; незаконная торговля ядерными и радиоактивными веществами; контрабанда оружия, боеприпасов и взрывчатки; расизм и ксенофобия; незаконная торговля наркотиками; торговля людьми, включая детскую проституцию. Евроюст оказание помощи государствамчленам по расследованию наиболее опасных преступлений, и координация их действий в этой области на этапе предварительного следствия; обращение к компетентным органам государств - членов Союза с запросами о возбуждении уголовных дел и привлечении к ответственности по фактам конкретных преступлений; оказание информационной поддержки ведущимся расследованиям; содействие выдачи преступников

Международная уголовная юстиция Нюрнбергский военный Трибунал; Токийский военный Трибунал; Международные уголовные Трибуналы ad hoc (Югославия, Руанда); Международный уголовный Суд; Смешанные (гибридные) уголовные трибуналы. Здание Трибунала в Гааге, Нидерланды. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и судьи Трибунала.

Международный уголовный суд 17 июля 1998 г. на Дипломатической конференции полномочных представителей в Риме был принят Статут Международного уголовного Суда. В основе документа лежат 3 принципа: принцип дополнительности (комплементарности); принцип работы только с наиболее серьезными преступлениями, касающимися всего международного сообщества в целом; Статут должен оставаться в области общего международного права Суд применяет: свой Статут, элементы преступлений, правила процедуры и доказывания; договоры, принципы и нормы международного; общие принципы права, включая там, где это уместно, внутренние законы государств, которые при обычных обстоятельствах осуществляли бы юрисдикцию в отношении данного дела. может заимствовать из своей правовой практики решения по предыдущим делам.

Международный уголовный суд Президиум Апелляционное отделение Председатель и 2 вице-председателя избираются судьями сроком на 3 года Состоит из председателя и 4 других судей Судебное отделение 6 судей Отделение предварительного производства 6 судей Канцелярия Прокурора Секретариат В настоящее время Суд состоит из 18 членов, которые были избраны сроком на 3, 6 и 9 лет Ассамблеей государств-участников. Прокурор и его заместители избираются государствами -участниками Статута сроком на 9 лет

Государства-участники Государства становятся участниками МУС (а преступления, совершённые их гражданами или на их территории - подсудными ему) по факту ратификации Римского статута. К октябрю 2010 года Римский статут ратифицировали 114 государств во всём мире. Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 года, однако ещё не ратифицировала его и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является. Ряд стран принципиально возражает против самой идеи МУС как ограничивающей суверенитет государств и дающей неопределённо широкие компетенции суду; среди них США, Китай, Индия, Израиль и Иран. По состоянию на октябрь 2010 года 31 государство-участник МУС относятся к африканским государствам, 15 - к азиатским, 18 - из Восточной Европы, 25 - из Латинской Америки и Карибского бассейна и 25 - из «Западной Европы и других государств» .

Международные преступники Виктор Бут (бывший российский военный переводчик). Снабжал деньгами и оружием преступные режимы и террористические движения по всему миру. В числе его клиентов «Талибан» и «Аль-Каида» . Андраник Еремян. Разыскивался правоохранительными органами двух государств: на территории Германии за совершение похищения людей с целью их дальнейшего выкупа, на территории Армении за многочисленные убийства, в том числе заместителя министра обороны Армении.

Международные преступники Алимжан Тохтахунов. Обвиняется в США в торговле наркотиками, оружием и крадеными автомобилями. Инкриминируются: -сговор с целью совершения аферы с использованием банковских переводов, -сговор с целью попытки подкупа, связанного со спортивными состязаниями, -афера с использованием банковских переводов, -подкуп в области спортивных состязаний и ведение международных переговоров с целью подкупа. Доку Умаров («российский Усама бен Ладен»). Террорист взял на себя ответственность за организацию взрывов в московском метро и в аэропорту «Домодедово» в 2010 году.