Правовая помощь по гражданским делам между государствами. Тема: Правовая помощь по гражданским и семейным делам

25.05.2020

Понятие международной правовой помощи

На современном этапе развития общества все большее значение приобретает сотрудничество государств в сфере уголовного судопроизводства, а также в области гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом. Указанное сотрудничество реализуется государствами посредством осуществления правовой помощи по уголовным и гражданским делам. Прежде чем приступить к рассмотрению ее сущности и отдельных форм, необходимо дать определение и краткую характеристику юридической природы международной правовой помощи. В первую очередь следует соотнести два взаимосвязанных термина: "международное сотрудничество по гражданским и уголовным делам" и "международная правовая помощь".

Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует законодатель-нос определение этих понятий, а также единое понимание и разграничение их содержания среди ученых и практиков. В науке международного права существует два подхода к соотношению данных понятий.

Представители первого подхода (П. А. Смирнов, Э. Б. Мельникова, М. П. Глумин, В. В. Милинчук и др.) считают, что "международная правовая помощь" является более узким понятием но отношению к термину "международное сотрудничество государств по гражданским и уголовным делам". По мнению этих ученых, международная правовая помощь являет собой вид международного сотрудничества и входит в него как самостоятельная часть . В обоснование данной теории исследователи указывают на три принципиальных различия между международной правовой помощью и международным сотрудничеством.

Первое различие состоит в том, что при осуществлении международного сотрудничества государства действуют в пределах своих полномочий, тогда как в рамках правовой помощи по гражданским и уголовным делам происходит частичная передача запрашивающим государством компетенции по собственному уголовному (гражданскому) делу другому государству .

В основе второго отличия лежит принцип интереса. Так, международное сотрудничество как вид совместной деятельности базируется на общности интересов государств, в то время как в случае оказания правовой помощи речь идет только об интересах государства, которое обращается за помощью по конкретному уголовному (гражданскому) делу .

Третье отличие международной правовой помощи от международного сотрудничества заключается в характере тех действий, которые предпринимаются в процессе их реализации. Так, ряд ученых сужают содержание правовой помощи по уголовным делам лишь до производства отдельных процессуальных действий. Как утверждает А. П. Юрков, "правовая помощь включает в себя только процессуальные действия, осуществляемые на основании просьб правоохранительных органов иностранных государств... Сотрудничество охватывает оперативно-розыскные действия, а также те процессуальные действия, которые осуществляются без запроса, в связи с обнаружением лиц или признаков преступления, затрагивающих интересы другого государства".

Вместе с тем необходимо отметить, что на современном этапе развития межгосударственных отношений вышеуказанные различия между правовой помощью и правовым сотрудничеством носят весьма условный характер. Несмотря на то что при осуществлении правовой помощи одно государство передает другому свои процессуальные полномочия по уголовному (гражданскому) делу, по сути указанная "передача полномочий" предусмотрена двусторонними (многосторонними) соглашениями и нормами национального нрава, в связи с чем государство, исполняющее запрос о правовой помощи, фактически действует в рамках своей компетенции.

Кроме того, на наш взгляд, не вполне справедливо говорить о том, что в случае оказания правовой помощи речь идет только об интересах государства, которое обращается за правовой помощью по конкретному уголовному (гражданскому) делу. Ведь, во-первых, борьба с правонарушениями, обеспечение законности и восстановление социальной справедливости, реализуемые посредством оказания правовой помощи по отдельным делам, нельзя отнести к интересам только лишь одного государства: достижение данных целей лежит в плоскости интересов всех без исключения государств. Во-вторых, правовая помощь по уголовным (гражданским) делам носит непрерывный и двусторонний характер, основана на принципе "обратной связи", в связи с чем сотрудничество государств в данной сфере отвечает интересам всех сторон взаимодействия.

Что же касается отличия правовой помощи от международного сотрудничества по содержанию, то, по нашему мнению, сущность правовой помощи по уголовным (гражданским) делам не ограничивается лишь процессуальными действиями. В частности, как свидетельствует практика, международный запрос о розыске лиц, скрывшихся от правосудия, получении доказательств по уголовному делу может быть успешно выполнен только при сочетании процессуальных действий и оперативно-разыскных мероприятий .

На отсутствие различий между правовой помощью и международным сотрудничеством по уголовным (гражданским) делам указывают название и предмет некоторых международных договоров, например: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия от 12 февраля 1999 г. "О сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем"; Соглашение Правительств государств - участников стран СНГ от 4 июня 1999 г. "О сотрудничестве и взаимной помощи но вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере" и др.

На основании изложенного позиция представителей второго подхода к соотношению понятий "международная правовая помощь" и "международное сотрудничество по уголовным и гражданским делам" представляется, на наш взгляд, наиболее соответствующей современным правовым реалиям.

Представители этого подхода (А. И. Бастрыкин, Л. А. Лазутин, А. К. Строганова и др.) полагают, что "международная правовая помощь" и "международное сотрудничество по уголовным и гражданским делам" являются тождественными понятиями, между которыми нет существенных различий". Они признают, что правовое сотрудничество представляет собой более емкое понятие, однако подчеркивают, что в целом "правовое сотрудничество государств и правовая помощь суть явления одного порядка". Данный подход, на наш взгляд, отражает сущность международной правовой помощи по гражданским и уголовным делам, заключающуюся в согласованности действий государств, взаимности интересов, организованности механизма сотрудничества и постоянном совершенствовании уровня взаимодействия.

Таким образом, в настоящей главе понятия "международное сотрудничество по уголовным и гражданским делам" и "международная правовая помощь" будут употребляться как тождественные друг другу.

Определившись с соотношением рассматриваемых понятий, необходимо отметить, что в современной науке международная правовая помощь разделена на две составляющие, относящиеся соответственно к международному публичному и международному частному праву: международная правовая помощь по уголовным делам и международная правовая помощь по гражданским и семейным делам.

Говоря о международной правовой помощи по уголовным делам, отметим, что данная система норм рассматривается в основном как институт международного уголовного права. Ученые (И. И. Лукашук, А. В. Наумов, Л. А. Лазутин, О. И. Рабцевич) считают, что международная правовая помощь по уголовным делам является частью международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Институт международного сотрудничества по уголовным делам направлен прежде всего на реализацию норм международного уголовного права и играет вспомогательную роль в борьбе с преступностью. Вместе с тем международная правовая помощь по уголовным делам представляет собой не только международно-правовые нормы в сфере сотрудничества государств по уголовным делам, по и разработанные на их основе организационно-правовые механизмы данного сотрудничества. Что касается характеристики норм о правовой помощи, то они представляют собой как материальные, так и процессуальные правовые предписания. Указанный факт позволяет сделать вывод о комплексном характере института правовой помощи: его нормы относятся как к международному уголовному, так и к развивающемуся в настоящее время международному уголовно-процессуальному праву.

Аналогичную характеристику можно дать и институту международной правовой помощи по гражданским и семейным делам, развивающемуся в рамках международного частного права. Целью данного института является оказание государствами содействия друг другу в осуществлении правосудия по гражданским и семейным делам. Этот институт также состоит из материальных и процессуальных норм.

Таким образом, международная правовая помощь по уголовным и гражданским делам представляет собой комплексный институт международного права, включающий в себя нормы международного публичного и частного права, а также материальные и процессуальные правовые предписания. Комплексный характер института правовой помощи также проявляется во взаимодействии норм международного и национального права.

Несмотря на приведенное выше разделение системы норм международной правовой помощи в зависимости от категории дел (уголовные или гражданские) на две составляющие, данный институт международного права рассматривается в их совокупности. Ведь международная правовая помощь как по гражданским, так и по уголовным делам базируется на единых принципах, преследует общую цель (обеспечение законности, осуществление правосудия, восстановление социальной справедливости) и реализуется посредством схожих организационно-правовых форм и механизмов. Вместе с тем настоящая глава, исходя из характера и специфики изучаемой темы, посвящена рассмотрению прежде всего вопроса о международной правовой помощи по уголовным делам.

Особенность института международной правовой помощи, как уже отмечалось, состоит в его ярко выраженном практическом характере: он включает в себя не только международные правовые нормы в области сотрудничества государств по уголовным и гражданским делам, но и созданные на их основе организационные механизмы осуществления взаимодействия государств в данной сфере. Нормы и механизмы данного института вступают в действие тогда, когда возникает реальная и практически значимая потребность в совершении процессуальных действий на территории более чем одного государства в рамках конкретного уголовного или гражданского дела, производство по которому ведется в одной из сотрудничающих держав.

На основании изложенного дадим определение рассматриваемого понятия применительно к сотрудничеству по уголовным делам.

Международная правовая помощь по уголовным делам - это система международных норм, регулирующих сотрудничество государств по уголовным делам, требующим совершения процессуальных действий на территории более чем одной страны, а также совокупность организационно-правовых механизмов, используемых при взаимном оказании помощи по указанным делам.

Правовую основу института международной правовой помощи по уголовным делам составляют международные договоры, а также нормы национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства. В основе международной правовой помощи лежат именно договоры между государствами, которые предусматривают официальный порядок деятельности их органов. Случаи предоставления международной правовой помощи без заключения договоров исключительны, возможны только на уровне центральных государственных органов и, как правило, основаны на принципе взаимности. Международные договоры о правовой помощи позволяют достигнуть максимального уровня упорядоченности межгосударственных отношений в данной сфере и исключить конфликт полномочий. Соглашения о правовой помощи регулируют такие вопросы, как выполнение отдельных поручений о производстве процессуальных действий, информационный обмен, исполнение решений суда иностранного государства, экстрадиция, а также разрешение правовых коллизий (конкретный перечень форм правовой помощи предусматривается договором и зависит от договоренности между государствами).

В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие многосторонние международные договоры по вопросам правовой помощи и правовых отношений по уголовным делам :

  • 1) Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и дополняющие ее Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее;
  • 2) Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г.;
  • 3) Конвенция о передаче осужденных лиц (ЕТ5 № 112) от 21 марта 1983 г. (в рамках Совета Европы) вместе с Дополнительным протоколом к ней (ЕТБ № 167) от 18 декабря 1997 г.;
  • 4) Европейская конвенция о выдаче (ЕТ5 № 24) от 13 декабря 1957 г. вместе с Дополнительным протоколом к пей (ЕТЯ № 86) от 15 октября 1975 г. и Вторым дополнительным протоколом (ЕТЭ № 98) от 17 марта 1978 г.;
  • 5) Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (ЕТЯ № 030) от 20 апреля 1959 г. вместе с Дополнительным протоколом к ней (ЕТБ № 099) от 17 марта 1978 г.;
  • 6) Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г.;
  • 7) Европейская конвенция о пресечении терроризма (ЕТБ № 090) от 27 января 1977 г. вместе с Протоколом о внесении в нее изменений (ЕТ8 № 190) от 15 мая 2003 г.;
  • 8) Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, от 19 мая 1978 г.;
  • 9) Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 г. (в рамках СНГ);
  • 10) Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (в рамках СНГ) вместе с Протоколом к ней от 28 марта 1997 г. (государствами-участницами являются Беларусь, Узбекистан, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Армения, Украина, Киргизия, Молдова, Азербайджан, Грузия , Туркменистан);
  • 11) Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28 марта 1997 г. (в рамках СНГ);
  • 12) Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 г. (в рамках СНГ);
  • 13) Соглашение о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства от 26 октября 1999 г.

Однако наибольшее распространение среди международных актов, регламентирующих правовую помощь по уголовным делам, получили двусторонние договоры. Что касается России, то еще во времена СССР с рядом государств были заключены подобные договоры, которые в большинстве своем в порядке правопреемства применяются в настоящее время Российской Федерацией. К числу данных соглашений относятся договоры о правовой помощи со следующими государствами: Австрией (11 марта 1970 г.); Албанией (30 июня 1958 г.); Алжиром (23 февраля 1982 г.); Болгарией (19 февраля 1975 г.); Венгрией (15 июля 1958 г.); Грецией (21 мая 1981 г.); Ираком (22 июня 1973 г.); Испанией (26 октября 1990 г.); Италией (25 января 1979 г.); Йеменом (6 декабря 1985 г.); Кипром (19 января 1984 г.); Кореей (16 декабря 1957 г.); Кубой (28 ноября 1984 г.); Монголией (23 сентября 1988 г.); Румынией (3 апреля 1958 г.); Тунисом (26 июня 1984 г.); Финляндией (11 августа 1978 г.; 8 ноября 1990 г.); Францией (11 августа 1936 г.); Чехословакией (12 августа 1982 г.) - ныне Чехией и Словакией; Югославией (24 февраля 1962 г.) ныне образовавшимися на ее территории государствами. Также было заключено Соглашение между СССР и США о порядке исполнения судебных поручений от 22 ноября 1935 г. (в форме обмена нотами).

Российской Федерацией были заключены действующие в настоящее время соглашения о тех или иных формах правовой помощи со следующими странами: Азербайджаном (22 декабря 1992 г.; 26 мая 1994 г.); Анголой (31 октября 2006 г.); Аргентиной (20 ноября 2000 г.); Афганистаном (23 марта 2005 г.); Беларусью (17 января 2001 г.); Бразилией (14 января 2002 г.); Вьетнамом (25 августа 1998 г.); Египтом (23 сентября 1997 г.); Индией (21 декабря 1998 г. ; 3 октября 2000 г.); Ираном (5 марта 1996 г.); Испанией (16 января 1998 г.); Канадой (20 октября 1997 г.); Кипром (8 ноября 1996 г.); Киргизией (14 сентября 1992 г.); Китаем (19 июня 1992 г.; 26 июня 1995 г.; 2 декабря 2002 г.); Колумбией (6 апреля 2010 г.); Кореей (28 мая 1999 г.); Латвией (3 февраля 1993 г.; 4 марта 1993 г.); Литвой (21 июля 1992 г.; 25 июня 2001 г.); Мексикой (7 июня 2004 г.; 21 июня 2005 г.); Молдовой (25 февраля 1993 г.); Монголией (20 апреля 1999 г.); Панамой (30 апреля 2009 г.); Польшей (16 сентября 1996 г.); США (17 июня 1999 г.); Туркменистаном (18 мая 1995 г.); Францией (11 февраля 2003 г.); Эстонией (26 января 1993 г.); Японией (12 мая 2009 г.).

На сегодняшний день имеются также двусторонние соглашения, подписанные, но еще не вступившие в силу для Российской Федерации. К их числу относятся такие международные акты, как Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 15 сентября 1995 г.; Договор между Российской Федерацией и Грузией о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 19 марта 1996 г.; Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания об оказании правовой помощи но уголовным делам от 25 марта 1996 г.; Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 5 ноября 2002 г.; Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Нигерией о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 24 июня 2009 г.; Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 23 июня 2009 г.; Договор между Российской Федерацией и Республикой Ангола о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 31 октября 2006 г.

  • См.: Глумин М. П. Международно-правовая помощь по уголовным делам как институт уголовно-процессуального права России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005. С. 20-22 ; Ларин А. М., Мельникова Э. Б., Савицкий В. М. Уголовный процесс России: лекции-очерки. М.: БЕК, 1997. С. 271 ; Смирнов П. А. Понятие и содержание международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства как одно из направлений международной борьбы с преступностью // Международное уголовное право и международная юстиция. 2011. № 1. С. 3-5 ; Феоктистова Е. Е. Международное сотрудничество органов предварительного расследования по уголовным делам: процессуально-правовые и криминалистические аспекты: монография. М.: ВНИИ МВД России, 2010.
  • См.: Грузия не является участником СНГ с 18 августа 2009 г. - Примеч. ред.

О.Г. НИКУЛЬШИНА, кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права РГГУ Международная правовая помощь является неотъемлемой частью правосудия. Нормативное регулирование международной правовой помощи осуществляется государством, в том числе Россией, где государство - монопольный субъект ее оказания.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


О.Г. НИКУЛЬШИНА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права РГГУ

Международная правовая помощь является неотъемлемой частью правосудия. Нормативное регулирование международной правовой помощи осуществляется государством, в том числе Россией, где государство - монопольный субъект ее оказания.

Международная правовая помощь - необходимое условие осуществления правосудия (если в деле участвует иностранный элемент либо есть необходимость проведения процессуальных действий в другом государстве). Соответственно уровень реализации правовой помощи должен учитываться при определении критериев эффективности судопроизводства. Надлежащее осуществление международной правовой помощи влияет на возможность обеспечения судами прав лиц, участвующих в гражданских и семейных делах.

Международная правовая помощь по гражданским и семейным делам есть совокупность действий компетентных национальных органов и должностных лиц одного государства по оказанию содействия в осуществлении правосудия по гражданским и семейным делам соответствующим органам и должностным лицам другого государства, регламентированных комплексом международных и внутригосударственных юридических норм.

Международная правовая помощь по гражданским и семейным делам на внутригосударственном уровне представляет собой межотраслевое образование. К ней должны применяться принципы соответствующих процессуальных отраслей, а также международного права. Несомненно, императивные принципы подлежат применению при регламентации вопросов международной правовой помощи. Наиболее близкими являются принципы сотрудничества, суверенного равенства государств, добросовестного выполнения обязательств, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод.

Первую группу составляют межгосударственные отношения, которые проявляются в следующем:

· государство вступает в отношения с другим государством по поводу заключения международного договора, регламентирующего порядок осуществления международной правовой помощи, либо возможности ее осуществления при отсутствии соответствующего договора;

· уполномоченный орган одного государства сообщается с уполномоченным органом другого государства с целью приема и передачи результатов международной правовой помощи (процессуальных документов, информации, лиц и т. п. в зависимости от института международной правовой помощи).

Вторая группа носит внутригосударственный характер и включает в себя отношения:

· учреждений юстиции запрашиваемого государства с национальными государственными органами, например с вышестоящим органом, иными государственными органами (правоотношение носит административный характер);

· учреждений, исполняющих поручение, с субъектом, который выполняет действия в порядке оказания международной правовой помощи (правоотношение носит процессуальный характер).

Наличие императивных принципов международного права порождает непосредственные права и обязанности у соответствующих субъектов. Принцип сотрудничества государств обязывает суверенные субъекты поддерживать контакты с другими государствами, взаимодействовать по важным для сторон вопросам, а не изолироваться в пределах своих границ или других объединений. Государства обязаны оказывать международную правовую помощь (в том числе по гражданским и семейным делам) в форме сотрудничества, руководствуясь императивной нормой общего международного права.

Однако правовая регламентация отношений лишь на основе общей императивной нормы международного права явно недостаточна. Вполне логично детализировать и конкретизировать отношения путем создания писаной либо обычной нормы. Очевидно, что эта стадия не имеет места в каждом конкретном случае оказания международной правовой помощи по гражданским и семейным делам, тем не менее ее нельзя игнорировать.

Правоотношения, складывающиеся в сфере оказания международной правовой помощи по гражданским и семейным делам, относятся к публично-правовым - административным, процессуальным. Отношения между двумя уполномоченными органами различных государств носят международно-правовой характер, а не публично-правовой.

Основными субъектами в правоотношениях по оказанию международной правовой помощи являются государства. Это не случайно: поскольку международная правовая помощь (в том числе по гражданским и семейным делам) носит международный характер, в осуществлении правосудия необходимо содействие другого государства. Для возникновения отношений сотрудничества нужно получить согласие государств на принятие результатов деятельности чужих государственных органов в целях собственных процессуальных действий. Государство, по сути, - абстрактное явление, вовне проявляется через созданные им органы. Применительно к международной правовой помощи государства определяют компетентные органы для последующих совместных действий. При невыполнении или ненадлежащем выполнении принятых на себя обязательств ответственность будет нести государство.

В юридической литературе наибольшие дискуссии возникают относительно объекта правоотношений, складывающихся в сфере международной правовой помощи. Наиболее обоснованна позиция В.М. Шуршалова. Объекты норм права и правовых отношений характеризуются им как определенные материальные и нематериальные блага, к достижению которых стремятся государства и которые отвечают жизненным интересам субъектов, участвующих в правовых отношениях. Важно, что эти блага не могут быть достигнуты силами одного государства. Автор выделяет три группы объектов международных отношений: 1) мир, мирное сотрудничество, безопасность; 2) материальные (экономические) блага; 3) блага культурного, научного и социального развития народов.

Объектом международной правовой помощи являются международные отношения третьей группы, направленные на культурное, научное и социальное развитие народов. Объект правоотношений международной правовой помощи неразрывно связан с объектом норм права, регулирующих ее оказание, и соотносится как частное и общее.

Объектом договоров о правовой помощи является «сотрудничество в области оказания правовой помощи». Эта формулировка употребляется в большинстве специальных международных договоров.

Объектом норм права, регламентирующих оказание международной правовой помощи, становятся отношения сотрудничества государств в области защиты семейных, наследственных прав граждан, а также в области правоохранительной деятельности (в широком смысле как деятельности правоохранительных органов - милиции, судов, прокуратуры и т. д.).

Международная правовая помощь по своему содержанию достаточно разнородна. Ее деление на классификационные группы обусловлено многими факторами. Наличие ветвей судебной власти позволяет утверждать о международной правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным, арбитражным делам. Различные задачи международного сотрудничества в деятельности органов судебной власти объясняют существование отдельных институтов в рамках международной правовой помощи.

Понятие «институт права» получило свою детальную разработку в юриспруденции, науке теории государства и права. Традиционно под институтом права принято понимать обособленную группу юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. Сложный, или комплексный, институт входит в состав различных отраслей права. В рамках сложного института выделяют субинституты.

К институтам международной правовой помощи по гражданским и семейным делам относятся:

· выполнение поручений о совершении отдельных процессуальных действий (опрос сторон, третьих лиц, свидетелей, производство экспертизы, вручение документов, исследование и передача доказательств);

· вызов участников процесса (истцов, ответчиков, свидетелей, экспертов, иных) в иностранное государство;

· предоставление информации о праве, а также иной информации (установление адресов и других данных);

· признание и исполнение судебных решений по гражданским и семейным делам, исполнительных надписей.

Институтам международной правовой помощи свойственна однородность фактического содержания, которая выражается в работе компетентных органов по оказанию содействия судам и другим учреждениям юстиции запрашивающего государства в связи с рассмотрением гражданских, семейных и уголовных дел.

Институты международной правовой помощи предназначены для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений, складывающихся в сфере содействия осуществлению правосудия другого государства. Взаимодействие с иностранными государственными органами урегулировано национальным законодательством, той его частью, которая касается процессуальных отношений.

В национальных нормативных актах, как правило, закреплена возможность сотрудничества с иностранным государством. Непосредственное закрепление эти отношения получили в международных договорах. В них, в частности, указаны конкретные органы сношений, порядок взаимодействия, права и обязанности сторон.

Институты международной правовой помощи являются по своей юридической природе сложными, комплексными. Международная правовая помощь входит в состав различных отраслей внутригосударственного права (уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального, международного частного), а также в состав различных правовых систем - международной и внутригосударственной. Объединяющим элементом институтов международной правовой помощи является объект правоотношений.

Библиография

1 См.: Шуршалов В.М. Международные правоотношения. - М., 1971.

Поделитесь статьей с коллегами:

При осуществлении гражданского судопроизводства по делам с участием иностранных физических или юридических лиц суд часто сталкивается с необходимостью получения доказательства за пределами своей юрисдикции, т. е. на территории иностранных государств. В силу принципа государственного суверенитета суд не может осуществлять процессуальные действия на территории иностранного государства, но без их проведения невозможно получить доказательства, необходимые для разрешения международного коммерческого спора по существу. Выходом из этой ситуации является правовая помощь, с просьбой об оказании которой обращается суд, рассматривающий спор и именуемый судом запрашивающего государства. Суд, к которому обращена просьба об оказании правовой помощи, именуемый судом запрашиваемого государства, выполняет требуемые процессуальные действия по получению доказательств и направляет полученные результаты суду запрашивающего государства. При получении доказательств он обычно руководствуется собственными процессуальными нормами, однако по просьбе суда запрашивающего государства может применить нормы иностранного процессуального права.
Оказание правовой помощи возможно на основании норм внутригосударственного права и международных договоров, которые устанавливают случаи, виды и порядок оказания правовой помощи, включая порядок сношения судов соответствующих государств. В российском законодательстве этому посвящена ст. 256 АПК РФ «Поручения о выполнении отдельных процессуальных действий» и ст. 407 ГПК РФ «Судебные поручения». Согласно ст. 256 АПК РФ арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном международным договором РФ или федеральным законом, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и др.). Поручение иностранного суда или компетентного органа иностранного государства не подлежит исполнению, если:
. исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку РФ; . исполнение поручения не относится к компетенции арбитражного суда в Российской Федерации;
. не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий.
Согласно ст. 407 ГПК РФ суды общей юрисдикции России исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором РФ или федеральным законом, поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и др.). Поручение иностранного суда о совершении отдельных процессуальных действий не подлежит исполнению, если:
. исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ;
. исполнение поручения не входит в компетенцию суда.
Исполнение поручений иностранных судов производится в порядке, установленном российским правом, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Суды России могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений судов РФ с иностранными судами определяется международным договором РФ или федеральным законом. В процессе оказания международной правовой помощи (всех ее видов) возникают следующие тесно связанные между собой и в то же время самостоятельные правоотношения:
1) между запрашиваемым учреждением юстиции и лицами, в отношении которых выполняются действия в порядке оказания международной правовой помощи, носящие процессуальный характер. Между исполняющим поручение судом и находящимися в иностранном государстве, где ведется основной процесс, участниками дела, правоотношение не возникает;
2) между субъектами международной правовой помощи - учреждениями юстиции двух государств. Эти отношения носят международный публично-правовой характер и могут быть отношениями между запрашиваемым и запрашивающим судом, между запрашивающим судом и центральным учреждением юстиции другого государства, между центральными учреждениями юстиции двух государств;
3) между судом или другим учреждением юстиции, исполняющим поручение иностранного учреждения (или обращающимся с поручением к иностранному учреждению), и его вышестоящим органом (например, суд - Министерство юстиции РФ). Данные отношения носят административный характер.
В науке МЧП выделяются несколько общих принципов оказания международной правовой помощи, отражающих начала как международного права, так и внутренних отраслей права процессуального характера:
1) выполнение действий по оказанию международной правовой помощи, как правило, на основании законодательства государства, учреждения которого эти действия осуществляют;
2) оценка запрашивающим учреждением полученных путем оказания международной правовой помощи доказательств на общих основаниях его национального права;
3) сотрудничество учреждений юстиции государств при оказании взаимной правовой помощи путем обеспечения наиболее благоприятного подхода к просьбам о ее оказании;
4) признание, соблюдение и защита процессуальных прав иностранных граждан наравне с правами граждан данного государства (принцип национального режима);
5) невмешательство при оказании международной правовой помощи в сферу компетенции иностранных учреждений юстиции и допустимость отказа в оказании международной правовой помощи в случае угрозы суверенитету или безопасности государства, к учреждению которого обращена просьба.
В силу прямого указания закона для российских судов большое значение имеют нормы международных договоров об оказании правовой помощи как двустороннего, так и многостороннего характера. Россия является участницей большого числа двусторонних договоров, упомянутых выше, либо получив этот статус в результате правопреемства в отношении договоров, заключенных с рядом стран бывшим СССР, либо заключив их уже от своего имени. К 2015 г. Россия стала участницей около 40 двусторонних договоров об оказании правовой помощи по гражданским, торговым и семейным делам. Наиболее важными многосторонними международными договорами, в которых участвует Россия, являются уже упоминавшиеся Минская конвенция и Киевское соглашение.
Оказание правовой помощи на территории государств - членов СНГ регулируется нормами части II «Правовая помощь» Минской конвенции. Согласно ее требованиям учреждения юстиции Договаривающихся сторон оказывают правовую помощь по гражданским и семейным делам в соответствии с положениями настоящей конвенции. При выполнении настоящей конвенции компетентные учреждения юстиции Договаривающихся сторон сносятся друг с другом через свои центральные органы, если только конвенцией не установлен иной порядок сношений (ст. 5). Договаривающиеся стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся стороны, в частности: составления и пересылки документов, проведения обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, свидетелей, экспертов, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов (ст. 6). При исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой Договаривающейся стороны (ст. 8).
Согласно ст. 5 Киевского соглашения компетентные суды и иные органы государств - участников СНГ обязуются оказывать взаимную правовую помощь. Взаимное оказание правовой помощи включает вручение и пересылку документов и выполнение процессуальных действий, в частности, проведение экспертизы, заслушивание сторон, свидетелей, экспертов и других лиц. При оказании правовой помощи компетентные суды и другие органы государств - участников СНГ сносятся друг с другом непосредственно. При исполнении поручения об оказании правовой помощи компетентные суды и иные органы, у которых испрашивается помощь, применяют законодательство своего государства. При обращении об оказании правовой помощи и исполнении решений прилагаемые документы излагаются на языке запрашивающего государства или на русском языке.
Оказание международной правовой помощи невозможно представить без всеобъемлющего документооборота, в котором документы, выданные в одном государстве с учетом имеющихся в нем юридических требований, должны быть представлены на территории другого государства, в котором действует иной правовой режим и где юридическая сила этих документов должна найти свое подтверждение со стороны иностранного (по отношению к их происхождению) государства. Основные требования, предъявляемые к документам иностранного происхождения со стороны российского законодательства, сводятся к следующему. Согласно ст. 255 АПК РФ документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов РФ по нормам иностранного права в отношении российских организаций и граждан или иностранных лиц, принимаются арбитражными судами в Российской Федерации при наличии легализации указанных документов или проставлении апостиля, если иное не установлено международным договором РФ. Документы, составленные на иностранном языке, при представлении в арбитражный суд в Российской Федерации должны сопровождаться их надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.
Международным договором, заменяющим процедуру легализации документов иностранного происхождения на проставление особой удостоверительной отметки - апостиля, выступает Гаагская конвенция 1961 г. Она распространяется на следующие официальные документы, выданные на территории одного из Договаривающихся государств и предъявляемые в другом Договаривающемся государстве:
1) документы, исходящие от органа правосудия, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда и судебного исполнителя;
2) административные документы;
3) нотариальные документы;
4) официальные удостоверения частных документов, подтверждающие их регистрацию, а также фактов, в них содержащихся; официальное и нотариальное заверение подписей (ст. 1).
Гаагская конвенция 1961 г. не применяется к документам, выданным дипломатическими или консульскими представителями, а также к административным документам, имеющим прямое отношение к коммерческим или таможенным операциям. Смысл конвенции заключается в отмене требования легализации перечисленных в ней официальных документов. Под легализацией понимается порядок, при котором дипломатическое или консульское представительство государства, на территории которого должен быть предъявлен документ, удостоверяет, подлинна ли подпись его составителя, в каком качестве действовало лицо, подписавшее документ, и идентичность печати и штампа. Установленная конвенцией отмена легализации значительно упрощает и удешевляет дело.
Единственной формальностью для подтверждения подлинности иностранного официального документа признается апостиль. Эта отметка проставляется компетентным органом государства, в котором документ был выдан. Форма апостиля унифицирована для всех государств-участников (образец формы служит приложением к конвенции). Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом и носящем название аллонжа (ст. 3-4). Проставление апостиля отнесено уже не к компетенции дипломатического или консульского представительства государства места предъявления документа, а к компетенции внутренних органов страны места составления документа. Каждое Договаривающееся государство уведомляет МИД Нидерландов (государства - депозитария конвенции) о назначении органов, выполняющих функцию проставления апостиля (ст. 6). За проставление апостиля российское законодательство предусматривает взимание государственной пошлины. Глава 25.3 «Государственная пошлина» части второй НК РФ от 5 августа 2000 г. в ред. от 21 июля 2014 г. устанавливает, что госпошлина за проставление апостиля взимается в размере 2500 руб. за каждый документ, подлежащий апостилированию (п. 1(48) ст. 333.33).
Гаагская конвенция 1965 г. и Гаагская конвенция 1970 г. заменили собой две главы Гаагской конвенции 1954 г. (Гаагская конвенция 1965 г. - главу I «Вручение судебных и внесудебных документов»; Гаагская конвенция 1970 г. - главу II «Судебные поручения») в отношениях между государствами-участниками. Главным новшеством, касающимся порядка вручения документов, зафиксированным в Гаагской конвенции 1965 г. (по сравнению с Гаагской конвенцией 1954 г.), является назначение каждым государством-участником центрального органа, призванного принимать просьбы о вручении, поступающие из других государств-участников, и распоряжаться об их исполнении (ст. 2). Подлежащие вручению судебные документы направляются компетентным (в соответствии с правом места составления документов) органом и не нуждаются в легализации (ст. 3). Государство может отказать в просьбе о вручении судебного документа только в том случае, если сочтет, что исполнение просьбы нарушит его суверенитет или безопасность (ст. 13). Внесудебные документы, исходящие от судебных органов и должностных лиц государств-участников, передаются для вручения в порядке, предусмотренном конвенцией для вручения судебных документов.
Гаагская конвенция 1970 г. ставит своей целью создание единой системы пересылки и исполнения судебных поручений о совершении отдельных процессуальных действий в целях сбора доказательств на территории иностранного государства. Именно эта цель позволила объединить в рядах участников конвенции страны как романо-германской (Италия, Франция, ФРГ, Швеция и др.), так и англосаксонской (Великобритания, США и др.) системы права. В соответствии со ст. 1 суды одного из Договаривающихся государств могут обращаться к компетентным органам другого Договаривающегося государства с поручениями об истребовании доказательств или о проведении иных судебных действий. В отличие от Минской конвенции выражение «другие судебные действия» не охватывает ни вручения судебных документов, ни мер по исполнению судебного решения или обеспечению иска.
Гаагская конвенция 1970 г. предусматривает назначение каждым из государств-участников центрального органа, который принимает исходящие от иностранных судов поручения об оказании правовой помощи и направляет их компетентным органам для исполнения. Как правило, в качестве центрального органа назначаются центральные учреждения юстиции или высшие судебные органы (ст. 2). В отличие от Гаагской конвенции 1970 г. Минская конвенция предполагает осуществление правовой помощи через компетентные учреждения юстиции. Гаагская конвенция определяет подробный перечень реквизитов поручения об оказании правовой помощи, отменяя требование о легализации документов (ст. 3), а также о возмещении пошлин и издержек какого-либо рода (ст. 14). Процессуальные действия при выполнении поручения производятся в форме, предусмотренной правом запрашиваемого государства (ст. 9). Отказ в исполнении поручения об оказании правовой помощи может последовать только в двух случаях:
1) если исполнение поручения в запрашиваемом государстве не входит в компетенцию судебных органов;
2) если, по мнению запрашиваемого государства, выполнение поручения наносит ущерб его суверенитету и безопасности (ст. 12).
Можно выделить ряд новелл, внесенных Гаагской конвенцией 1970 г. в процесс оказания правовой помощи при получении доказательств за границей, по сравнению с Гаагской конвенцией 1954 г.:
1) наряду с оказанием правовой помощи в связи с уже возникшим судебным делом Гаагская конвенция 1970 г. предусматривает возможность ее оказания и применительно к «намечаемому судебному процессу». Цель таких действий - сохранение доказательств на будущее (например, свидетельских показаний), если есть основания опасаться, что получение их впоследствии окажется невозможным или затруднительным;
2) новым является правило о том, что при исполнении поручения лицо, которого оно касается, может отказаться от дачи показаний в той мере, в какой оно имеет привилегии или служебный долг отказаться от дачи показаний по законодательству запрашиваемого или запрашивающего государства (речь идет о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, супруга и близких родственников; не несут ответственность и лица, отказывающиеся свидетельствовать об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с выполнением ими функций представителей или защитников);
3) расширена возможность получения доказательств дипломатическими или консульскими представителями и уполномоченными лицами, что предполагает совершение процессуальных действий не только в отношении собственных граждан, находящихся за границей, но и в отношении граждан страны пребывания, а также третьих стран. Вместе с тем совершение предусмотренных в ст. 16-17 конвенции отдельных процессуальных действий в помощь судебному разбирательству дипломатическим или консульским представительством, а также уполномоченными лицами возможно лишь при наличии разрешения компетентного органа страны пребывания и при соблюдении указанных этим органом условий.
Завершая рассмотрение системы Гаагских конвенций, хотелось бы подчеркнуть, что ряд европейских государств в рамках Гаагской конференции по международному частному праву заключили Гаагскую конвенцию 1980 г., которая призвана заменить в отношениях между государствами-участниками главы Гаагской конвенции 1954 г., оставшиеся неотмененными после принятия Гаагских конвенций 1965 и 1970 гг. Эти главы касаются внесения залога и исполнения судебных решений о расходах, неприкосновенности свидетелей и экспертов, случаев оказания бесплатной правовой помощи и др. Данную конвенцию, значительно облегчающую процессуально-правовое положение граждан одного государства-участника в судах других государств-участников, можно рассматривать как завершающий этап модернизации Гаагской конвенции 1954 г. В силу вышеизложенного целесообразным было бы присоединение России к Гаагской конвенции 1980 г., тем более что представители нашего государства участвовали в разработке ее норм.

1. В международном гражданском процессе под правовой помощью понимается взаимное выполнение поручений учреждениями юстиции государств. Необходимость правовой помощи обусловлена тем обстоятельством, что суды и другие органы государств имеют компетенцию только на территории собственных государств, но судопроизводство, в котором участвуют иностранные физические и юридические лица, зачастую требует производства определенных судебных действий, как то: вручение повесток, получение доказательств, допрос свидетеля и т.д. на территории другого государства. Провести такие действия можно только прибегнув к помощи учреждений юстиции иностранного государства.

Как отмечал М.И. Брун: «Обычай давать друг другу поручения (commissions rogatoires) освещен веками; при этом соблюдается правило, что когда к туземному суду обращаются с просьбой исполнить какое-либо поручение, ему нечего проверять компетенцию суда-просителя, а нужно только сообразоваться с собственной компетенцией и с тем, не противоречит ли поручение добрым нравам или общественному порядку страны».

2. При обращении с поручением к иностранному суду одним из важнейших вопросов является способ передачи поручения. В мировой практике сложились следующие основные способы обращения с поручением:

1) обращение в дипломатическом порядке, где действует схема: министерство юстиции – министерство иностранных дел – консульские отделы посольств в иностранных государствах;

2) обращение через центральные органы юстиции по схеме: министерство юстиции государства «А» – министерство юстиции государства «Б»;

3) назначение специального представителя в иностранном государстве для выполнения поручения (применяется в англо-американской судебной системе);

4) непосредственное сношение между судебными учреждениями при передаче судебных поручений.

Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. установила порядок передачи судебных поручений консулом запрашивающего государства властям запрашиваемого государства. Эти власти направляют консулу документ, удостоверяющий исполнение судебного поручения или объясняющий причины, по которым исполнение не могло состояться (ч. 1 ст. 9).

В ч. 2 ст. 9 Конвенции 1954 г. указано, что каждое Договаривающееся государство может заявить, уведомив другие Договаривающееся государства, что оно желает, чтобы судебные поручения, подлежащие исполнению на его территории, передавались ему дипломатическим путем. В таком случае судебные поручения будут передаваться для исполнения соответствующими учреждениями через министерство иностранных дел государства.

Присоединяясь к Гаагской конвенции 1954 г., СССР в ноте от 17 сентября 1966 г. заявил, что судебные документы иностранных органов власти, предназначенные для вручения лицам, проживающим на территории СССР, должны передаваться для исполнения соответствующим советским учреждениям в дипломатическом порядке через МИД СССР. Поскольку Республика Беларусь присоединилась к Гаагской конвенции 1954 г. в порядке ее правопреемства, то в отношении Республики Беларусь также действует дипломатический путь передачи поручений, которые должны исполняться на территории нашего государства.



Иначе регулируется вопрос о передаче поручений в Гаагской конвенции о международном доступе к правосудию от 25 октября 1980 г. Согласно указанной Конвенции, каждое Договаривающееся государство должно назначить центральные органы для получения и передачи просьб о правовой помощи, направленных на основании Конвенции, и принятия по ним мер и выполнения необходимых действий. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 октября 1997 г. № 553, оформившим присоединение Республики Беларусь к Конвенции о международном доступе к правосудию 1980 г., Министерство юстиции определено в качестве центрального органа для получения просьб о правовой помощи, а также органом для передачи просьб в центральные органы других государств.

Просьбы о правовой помощи, составленные в соответствии с формуляром, приложенным к Конвенции, подлежат передаче без вмешательства других властей (ч. 2 ст. 4). В тоже время в ч. 3 ст. 4 Конвенции говорится: «Ничто в данной статье не препятствует тому, чтобы поручения передавались по дипломатическим каналам».

В Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г. суды и иные органы государств-участников СНГ обязуются оказывать взаимную правовую помощь, которая включает: вручение, пересылку документов и выполнение процессуальных действий, в частности: проведение экспертизы, заслушивание сторон, свидетелей, экспертов и других лиц.

При оказании правовой помощи компетентные суды и иные органы государств-участников СНГ сносятся друг с другом непосредственно. При исполнении поручений компетентные суды и иные органы, у которых испрашивается помощь, применяют законодательство своего государства. При выполнении поручений документы излагаются на языке запрашивающего государства или на русском языке.

3. Наиболее детально вопросы оказания правовой помощи урегулированы в Минской конвенции 1993 г. и Кишиневской конвенции 2002 г.

Договаривающиеся Стороны сносятся друг с другом через свои центральные территориальные или другие органы юстиции, если Конвенциями не установлен иной порядок сношений.

Объем правовой помощи в отношении гражданских дел включает: пересылку и вручение адресату документов, производство осмотров, проведение экспертиз, допрос сторон, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей.

При исполнении поручений об оказании правовой помощи учреждение юстиции запрашиваемой Договаривающейся Стороны применяет свое законодательство, но по просьбе учреждения юстиции запрашивающей Договаривающейся Стороны оно может применить процессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся Стороны, если они не противоречат законодательству запрашиваемой Договаривающееся Стороны. При этом запрашивающая Договаривающаяся Стороны должна представить текст процессуального закона (п. 1 ст. 8 Конвенции).

В Конвенциях установлен порядок вызова потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, свидетелей, экспертов и других лиц. Всем указанным лицам возмещаются расходы, связанные с проездом, а также пребыванием на территории вызвавшей Стороны и неполученная зарплата за дни отвлечения от работы; эксперты имеют также право на вознаграждение за проведение экспертиз.

Выданные по установленной форме и скрепленные гербовой печатью документы на территории одной из Договаривающихся Сторон принимаются на территориях всех других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.

Пересылка документов о регистрации актов гражданского состояния осуществляется бесплатно непосредственно через органы регистрации актов гражданского состояния Договаривающихся Сторон с уведомлением граждан о пересылке документов. Договаривающиеся Стороны обязались также пересылать друг другу без перевода и бесплатно документы об образовании, трудовом стаже и другие документы, касающиеся личных, имущественных или неимущественных прав и интересов граждан.

4. В Республике Беларусь процедура исполнения поручений судов иностранных государств и обращение с поручениями в иностранные государства регулируются, помимо международных договоров, нормами ГПК и ХПК Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 560 ГПК суды Республики Беларусь исполняют переданные им в установленном порядке поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручении повесток и других процессуальных документов, допросе сторон и свидетелей, проведении экспертизы, осмотре на месте и др.).

Не могут быть исполнены поручения иностранных судов в случае, если:

1) исполнение поручения противоречило бы суверенитету или угрожало бы безопасности Республики Беларусь;

2) исполнение поручений не входит в компетенцию суда.

Поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий исполняются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В свою очередь суды Республики Беларусь, при наличии международного договора, могут обращаться к иностранным судам с поручениями о производстве отдельных процессуальных действий. Порядок сношения судов Республики Беларусь с иностранными судами определяется национальным законодательством и международными договорами Республики Беларусь.

5. В Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь поручения о совершении отдельных процессуальных действий регулирует ст. 204, где указано, что хозяйственный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном законодательными актами и (или) международными договорами Республики Беларусь, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о совершении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, проведение экспертизы, осмотр на месте и др.).

Не подлежат исполнению поручения иностранного суда или компетентного органа иностранного государства, если:

1) исполнение поручения противоречит публичному порядку Республики Беларусь;

2) исполнение поручения не относится к компетенции хозяйственного суда Республики Беларусь;

3) подлинность поручения как документа, на основании которого испрашивается совершение отдельных процессуальных действий, не установлена.

Хозяйственный суд выносит определения об исполнении поручения или об отказе в его исполнении, которые направляются соответствующему иностранному суду или компетентному органу иностранного государства. Определения об исполнении поручения или об отказе в его исполнении могут быть обжалованы в установленном порядке.

Хозяйственные суды Республики Беларусь могут в свою очередь обращаться в иностранные суды или компетентные органы иностранных государств с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий.

В результате освоения материалов этой темы студент должен:

  • знать понятие международной правовой помощи; понятия экзекватуры и процессуальной взаимности; общие начала и принципы оказания международной правовой помощи; порядок исполнения иностранных судебных поручений и оказания правовой помощи; порядок признания и принудительного исполнения иностранных судебных решений;
  • уметь использовать полученные знания в учебном процессе и в практической деятельности;
  • владеть навыками работы с российскими и иностранными нормативными правовыми актами, документами международно-правового характера, научной литературой и аналитическими материалами.

Понятие правовой помощи в международном гражданском процессе

Деятельность судебных органов ограничена пределами государственной территории, но часто возникает необходимость осуществления подобной деятельности за рубежом, если свидетели по делу, вещественные доказательства, документы находятся за границей. Совершение подобных действий производится в порядке оказания правовой помощи. Международная правовая помощь является необходимым следствием территориально ограниченной государственной власти и представляет собой форму международного судебного сотрудничества: «Международное судебное сотрудничество основывается на солидарности отправления правосудия» (ст. 114 Кодекса МЧП Панамы). Государства, оказывая друг другу международную правовую помощь посредством своих судебных органов, таким образом содействуют иностранному правосудию .

Международная правовая помощь - это совершение отдельных процессуальных действий, предусмотренных законодательством иностранного государства - запрашивающей стороны: составление, засвидетельствование, пересылка, вручение документов; предоставление вещественных доказательств; допрос свидетелей, экспертов и иных лиц для целей судопроизводства; содействие в получении информации о действующем праве. Национальный законодатель обязывает своего правоприменителя оказывать правовую помощь: «Суды должны оказывать иностранным судам по их просьбе правовую помощь, поскольку особые относящиеся к этому постановления (межгосударственные договоры, постановления правительства, распоряжения министерств) не устанавливают иное» (ст. 38 Закона Австрии о юрисдикции (1895)).

В некоторых национальных законах о МЧП закрепляются общие правила оказания правовой помощи. Болгарские органы обязаны оказывать правовую помощь по заявлению иностранных органов, за исключением тех случаев, когда оказание помощи противоречит болгарскому публичному порядку. Требуемое действие осуществляется по болгарскому праву. По заявлению иностранного органа оно может быть осуществлено по иностранному праву, если это совместимо с болгарским правом. Когда болгарские органы испрашивают правовую помощь за границей, они могут потребовать, чтобы действие осуществилось согласно болгарскому праву. Болгарские суды и другие органы оценивают действительность иностранных процессуальных действий или официальных документов сообразно праву государства, в котором они были осуществлены или выданы (ст. 36 Кодекса МЧП).

В Чехии по просьбе иностранного органа может быть произведен под присягой допрос свидетелей, экспертов и сторон разбирательства. Это же правило действует, если за границей требуется давать под присягой показания об обстоятельствах, имеющих решающее значение для предъявления или сохранения права. Присяга свидетелей и сторон разбирательства гласит: «Клянусь своей честью, что на все вопросы суда отвечу полную и чистую правду и ничего не утаю». Присяга экспертов гласит: «Клянусь своей честью, что дам заключение по своему разумению и совести». Если присяга следует после дачи показаний и заключения, ее содержание будет соответственно изменено (§ 104 Закона о МЧП).

Основания отказа в оказании правовой помощи прямо указываются в законодательстве. Правовая помощь не оказывается, если: «а) удовлетворение ходатайства противоречит основным правовым принципам Грузии;

б) предусмотренное ходатайством действие не относится к компетенции судов Грузии» (ст. 64 Закона о МЧП). Отказ в предоставлении правовой помощи, оказание которой противоречит основным правовым принципам запрашиваемого государства, представляет собой оговорку о публичном порядке в процессуальном смысле. Отказ в оказании правовой помощи по причине некомпетентности судебного органа производен от публично- правового характера процессуального права, пределы вторжения в которое ограничены во всех правовых системах.

По общему правилу, обязанность оказания правовой помощи прямо фиксируется в международных соглашениях. В отсутствие международного договора государства рассматривают себя обладающими полной свободой в удовлетворении либо отказе в выполнении исходящей от иностранного государства просьбы о правовой помощи . В отсутствие международного договора оказание правовой помощи - это право , но не обязанность государства. Однако ни один современный законодатель не предусматривает такого специального основания для отказа в правовой помощи, как отсутствие международного договора.

Во многих государствах оказание правовой помощи поставлено в зависимость от наличия взаимности : «Органы юстиции Чешской Республики по просьбе иностранных органов юстиции оказывают им правовую помощь при наличии взаимности». Министерство юстиции должно предоставить суду по его запросу информацию о наличии взаимности в отношениях между государствами (§ 103 и 13 Закона о МЧП Чехии). При этом в разных государствах взаимность трактуется по-разному. Российские ученые выделяют узкое (негативная взаимность ) и широкое (простая позитивная взаимность) понимание взаимности . Узкое понимание предполагает, что для оказания правовой помощи необходимо доказать наличие хотя бы одного случая аналогичного поведения со стороны судов другого государства. При широком понимании взаимности правовая помощь оказывается до тех пор, пока в другом государстве отсутствуют случаи отказа в ее оказании. В данном случае доказывать наличие взаимности не нужно, она презюмируется.

Если взаимность доказывается, то какое-то из государств должно первым показать готовность к оказанию правовой помощи. В противном случае государства находятся «в подвешенном состоянии»: взаимность не установлена, но и первый шаг никакое из них не делает, «требуя обеспечения взаимности, оба государства ожидают, что первый шаг в этом направлении сделает другое государство» . Такое положения вещей не соответствует объективным потребностям современной реальности. Интересы международного сотрудничества и эффективная защита прав человека требуют от национального законодателя широкого понимания взаимности, т.е. презумпции ее наличия.

Намного более функциональным является оказание правовой помощи на основе принципа международной вежливости. Нужно отметить, что в российской доктрине МЧП XIX в. подчеркивалось: «Строгое, последовательное проведение принципа взаимной независимости государств не соответствует воззрениям нашей эпохи, находящейся под сильнейшим влиянием принципа comitas gentium» . В настоящее время в законодательстве государств, ориентированных на максимально широкое привлечение иностранных инвестиций, установлена возможность предоставления правовой помощи в порядке международной вежливости: «При отсутствии прямых соглашений любое судебное содействие осуществляется в силу международной вежливости или в порядке контролируемой взаимности» (ст. 114 Кодекса МЧИ Панамы).

В связи с оказанием правовой помощи возникает проблема: можно ли оставить соответствующее ходатайство без исполнения, если из присланных документов следует, что решение по данному делу не будет признано и исполнено на территории запрашиваемого государства? Практика и доктрина дают однозначный ответ - нельзя, так как оказание правовой помощи не должно находиться в зависимости от того, будет ли признано последующее судебное решение на территории данного государства. Правовая помощь должна оказываться даже тем судам, решения которых вообще не подлежат признанию и исполнению на территории данного государства по причине отсутствия международного договора. Возможно, что испрашивающий помощь суд не будет ставить вопрос об исполнении своего решения.

Не должен иметь места отказ в оказании правовой помощи по причине, что дело, в связи с которым поступило ходатайство, находится в исключительной компетенции судов места исполнения поручения. Вопрос о компетентности органов своего судебного аппарата каждое государство решает по-своему, независимо от решения этого вопроса в других государствах. Возможно, что конкретное дело с точки зрения судов нескольких государств входит в сферу их исключительной подсудности, поэтому исключительная подсудность не должна быть препятствием для оказания правовой помощи.

Не допускается отказа в оказании правовой помощи по причине, что дело, в связи с которым поступила соответствующая просьба из-за границы, не может быть предметом судебного разбирательства но закону запрашиваемого государства. Например, в праве большинства западных государств предусмотрена правовая защита участников игр и пари, а в российском праве такая защита предоставляется только в установленных законом случаях (ст. 1062 ГК РФ). Это не означает, что Россия должна отказаться выполнить поручение английского суда, связанное с судебным разбирательством требований из пари на территории Англии.

Основными видами правовой помощи являются:

  • - вручение документов по просьбе суда лицам, находящимся за границей;
  • - выполнение отдельных процессуальных действий - допрос свидетелей, экспертов и других лиц, проживающих за границей;
  • - предоставление информации о собственном праве.

Суд, к которому обращена просьба об оказании правовой помощи (суд запрашиваемого государства), выполняет требуемые процессуальные действия и направляет полученные результаты суду запрашивающего государства. При удовлетворении ходатайства запрашиваемый суд обычно руководствуется собственными процессуальными нормами, однако по просьбе суда запрашивающего государства может применить нормы иностранного процессуального права .

В процессе оказания международной правовой помощи возникают тесно связанные между собой и в то же время самостоятельные правоотношения:

  • 1) между запрашиваемым учреждением юстиции и лицами, в отношении которых выполняются действия в порядке оказания международной правовой помощи, носящие процессуальный характер. Между судом, исполняющим поручение, и участниками дела, находящимися в государстве по месту ведения процесса, подобных правоотношений не возникает;
  • 2) между субъектами международной правовой помощи - учреждениями юстиции двух государств (между запрашиваемым и запрашивающим судами, между запрашивающим судом и центральным учреждением юстиции другого государства, между центральными учреждениями юстиции двух государств). Эти отношения носят международный публично-правовой характер.
  • 3) между судом или другим учреждением юстиции, исполняющим поручение иностранного учреждения (или обращающимся с поручением к иностранному учреждению), и его вышестоящим органом (например, суд - Минюст России). Данные отношения носят административный характер".

Порядок обращения за оказанием правовой помощи определяется в международных договорах и национальном законодательстве. По общему правилу, всегда может быть использован дипломатический и консульский путь; наиболее быстрым и экономичным способом являются непосредственные сношения судов. В странах англо-саксонской правовой семьи предпочтение отдается использованию специальных уполномоченных. В последние годы наметилась тенденция отдавать предпочтение передаче просьбы о правовой помощи через центральные органы юстиции: «Если не указано иное, суды общаются с иностранными властями через Министерство юстиции» (§ 102 Закона о МЧП Чехии).

В науке МЧП выделяются несколько общих принципов оказания международной правовой помощи, отражающих начала как международного права, так и внутренних отраслей процессуального права:

  • 1) выполнение действий но оказанию международной правовой помощи, как правило, на основании законодательства государства, учреждения которого эти действия осуществляют;
  • 2) оценка запрашивающим учреждением полученных путем оказания международной правовой помощи доказательств на общих основаниях его национального права;
  • 3) сотрудничество учреждений юстиции государств при оказании взаимной правовой помощи путем обеспечения наиболее благоприятного подхода к просьбам о ее оказании;
  • 4) признание, соблюдение и защита процессуальных прав иностранных граждан наравне с правами граждан данного государства (принцип национального режима);
  • 5) невмешательство при оказании международной правовой помощи в сферу компетенции иностранных учреждений юстиции и допустимость

отказа в оказании международной правовой помощи в случае угрозы суверенитету или безопасности государства, к учреждению которого обращена просьба .

При оказании правовой помощи приоритет имеют нормы двусторонних и многосторонних международных договоров об оказании правовой помощи. Для России наиболее важную роль играют Минская конвенция СНГ 1993 г. и Киевское соглашение СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (1992).

  • См.: Юрова Н. М. У таз. соч.
  • PilletA. Traite de droit international prive. 1924. T. II. n. 648. Цит. no: Крохалев С. В. Категория публичного порядка в международном гражданском процессе. СПб. : Изд. домС.-Петерб. гос. ун-та, 2006.
  • 2 Марышева Н. И. Международная правовая помощь и ее виды.