Учение о государстве и праве сперанского. Подход сперанского к решению проблемы политических и гражданских прав в россии

10.11.2020

Сперанский M. М. (1772-1839) - выдающийся государственный деятель России, один из самых известных представителей отечественной юриспруденции. Сын сельского священника. Сперанский окончил Петербургскую духовную академию и е 1797 г. состоял на государственной службе, по поручениям Александра I и Николая I разрабатывал тексты большинства законопроектов. Среди проектов законов, написанных M. М. Сперанским, были "Руководство к познанию законов", "Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений" (1803), "Введение к Уложению государственных законов" и др.

Теоретические построения М. М. Сперанского были либерально-просветительными, во многом перекликались с естественно-правовым учением XVIII в. Концепция развития общественных отношений и идеала государственного устройства у Сперанского последовательнее его реформаторских проектов (последние писались под заказ власти, поэтому отличались умеренным характером).

Новый проект преобразования России был разработан Сперанским в 1809 г. Во "Введении к Уложению государственных законов" Сперанский исходил из согласованных с царем планов первоочередных государственных преобразований России. В проекте, предложенном Александру I, прослеживается учение об общественном развитии, государственном устройстве и понимание правовых реформ.

Общество рассматривалось по сословным признакам, характерным для науки того времени, когда под группами общества понимались не обязательно группы, дифференцированные законом соответственно правам и обязанностям. В определении общественных групп Сперанского видится и экономическая составляющая (более подходящая для определения классов или страт), а также генеалогический подход и субъективные, личностные характеристики.

Сперанский выделял две основные группы общества. Дворяне характеризовались автором как сословие, зависимое от царя, поскольку (в конечном счете) от воли монарха зависели карьера и благосостояние дворянина-чиновника или помещика. Крестьяне рассматривались Сперанским как сословие, зависимое не только от помещика, но и от государства. Таким образом, в политико-правовой концепции Сперанского Россия не обладает свободными сословиями. Следовательно, для динамичного общественного развития необходимо освобождение сословий, прежде всего крепостных крестьян. Отмена крепостного права должна была интенсифицировать развитие всех сословий России.

В идеале Сперанский выступал за нивелирование сословных отличий, что объективно должно было привести к буржуазной, классовой структуре общества.

Государство в концепции Сперанского возникает в результате договора общества и власти. Первобытное общество неорганизованно, не знает способов ограничения власти правителя, поэтому первоначальная форма правления всегда взаимосвязана с деспотизмом. "Образ правления" согласно этой концепции должен соответствовать степени развития государственности и уровню общественных отношений. В процессе развития деспотия должна уступить "законному правительству", поскольку народ является главным "источником государства". Но "гражданское образованье" происходит не сразу, а проявляется по мере формирования демократических институтов и соответствующего уровня развития общества (как источника политических преобразований).

Деспотическая система в воззрениях Сперанского не является единственной. Она распространилась и сохранилась на Востоке, в Европе же победила республиканская форма правления (Греция и Рим), на севере торжествовала "феодальная система" (надо понимать, монархия). В России с течением времени победила монархическая (феодальная) форма правления, которая пришла в противоречие с обществом и государственной необходимостью. Следовательно, автор предложил систему политических преобразований.

Среди первостепенных реформ Сперанский видел ограничение власти монарха законом путем разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Следствием такой реформы должен был стать один из вариантов государственного устройства России. Два варианта предполагали примерно следующую структуру:

  • - формирование в России законодательного сословия, выражавшего мнение народа. В первом случае сословие законодателей должно быть свободно от самодержавия, а во втором случае оно должно зависеть от "державной власти";
  • - установление четкой системы исполнительной власти, подконтрольной законодательной и судебной власти;
  • - формирование судебной власти, подконтрольной монарху или же полностью самостоятельной.

Как видно из предложений Сперанского, монархия должна была возглавить либо законодательную, либо судебную власть. Первый вариант государственного устройства признавался автором как временный, компромиссный. Второй вариант при благоприятных условиях мог эволюционировать, поскольку соответствовал российским условиям.

Право в политико-правовой концепции Сперанского понимается как воля монарха, сформулированная в законах. Особенно отчетливо это понимание права проявляется в кодификационной деятельности М. М. Сперанского.

На практике при осуществлении кодификационной деятельности Сперанский исходил именно из официальной теории по систематизации права сообразно теории римского права - сведения воедино всех законов и выявления из них действующих. Методика кодификации развивала учение Ф. Бэкона по структурированию законодательства в соответствии с содержанием указов, их расположением по хронологическому и отраслевому принципам. Сперанский проявил себя в кодификационной деятельности как выдающийся правовед - теоретик и практик.

Включившись в работу Уложенной комиссии, а с 1826 г. став чиновником II Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, М. М. Сперанский подошел к составлению законов исходя из названных теоретических построений. Он стал проводить активные архивные изыскания и исследование огромного объема актового материала. Законы начали группировать в два издания.

Хронологический принцип построения законодательства лег в основу Полного собрания законов Российской империи (ПСЗРИ). В этом издании были опубликованы около 330 тыс. законов, основных судебных прецедентов и комментарии к обширному актовому материалу, начиная с Соборного Уложения 1649 г. Полное собрание включало в себя как действующее законодательство, так и законы, утратившие силу. Выявление действующего законодательства осуществлялось путем ревизии актового материала в министерствах и силами II Отделения. Метод работы при составлении Полного собрания законов Российской империи позволил достаточно быстро, уже в 1832 г., выпустить 56 томов, составивших первое издание ПСЗРИ.

Отраслевой принцип стал основным в Своде законов Российской империи (СЗРИ) и получил дальнейшее развитие. Свод законов подразделял актовый материал на государственные и гражданские законы, сгруппированные по восьми разделам (книгам) в 15 томах. Государственные законы включали в себя разнообразный актовый материал (основные законы, законы о состояниях, уставы благочиния, законы правительственных сил и уголовное законодательство). Сюда же входило и уголовно-процессуальное право, еще не обособившееся от материального права. Таким образом, административное и уголовное право составили большую часть Свода. Гражданские законы включали в себя межевые, собственно гражданские акты, уставы государственного благоустройства, а также законы семейственного союза. Следовательно, гражданское и семейное право составили другую часть Свода, куда вошло и процессуальное право (только в 1885 г. был выпущен том 16 Свода законов, содержавший процессуальное право).

Итак, издание Полного собрания и Свода законов имело огромное значение. В первой половине XIX в. отечественная правовая система отличалась сложностью и запутанностью. Действующим законодательством было Соборное Уложение и многочисленные акты, принятые после 1649 г. Серьезная правовая реформа назрела давно, но попытки преобразований оказались малоэффективны. Российская юриспруденция в связи с кодификационной деятельностью получила существенный эволюционный толчок. В отечественном праве была проведена удачная систематизация, окончательно сформулирован отраслевой принцип. Сперанский, а вслед за ним и юридическая наука подошли к новому уровню кодификации - созданию Уложения о наказаниях 1845 г., первого в истории России настоящего уголовного кодекса. Дело Сперанского было продолжено и после смерти выдающегося правоведа: в царской России стали регулярно выпускать доработанные Своды законов, составленные по его методике.

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) родился в деревне Черкутино Владимирской губернии в семье младшего духовного чина Третьякова, окончил Влади- миро-Суздальскую духовную семинарию с присвоением ему «прозвания» Сперанский (от лат. speranto - надежда). В 23 года становится ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии, затем поступает на службу к генерал- прокурору А.Б. Куракину. При Александре I был приближен ко двору и занимал ряд высоких должностей, после попал в опалу. Только в 1820 г. Сперанскому было позволено возвратиться в Санкт-Петербург, а в 1826 г. Николай I поручил ему составление Свода законов. Провел инкорпорацию (45 томов), а затем кодификацию (15 томов) законодательства Российской империи. Автор большого количества различных записок: «Введение к уложению государственных законов», «Проект уложения государственных законов Российской империи», «О постепенности усовершенствования Российского государства» и др.

В методологии Сперанский опирался на идею теопромысла (Бог как верховный законодатель Вселенной). В основе образования государства, по его мнению, лежит договор между народом и правительством. Цель государства - обеспечение безопасности личности, собственности и чести каждого. Различает внутренний (расположение государственных сил) и внешний (постановления, грамоты, учреждения, уставы об устройстве государства) образ правления. Выделяет в истории России три ступени: удельщина (средние века); абсолютная монархия (новое время) и промышленное состояние (настоящее время), которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным.

Он подготовил ряд конституционных проектов, где предложил «правление доселе самодержавное учредить на непременном законе». Законность связывалась, прежде всего, с разделением властей. В государстве должны быть четыре власти. Законодательная власть вручается Государственной думе; власть исполнительная - министрам и правительству; судебная - Сенату и судебной системе; державная власть заключена в особе императора (соединяет три ветви власти и осуществляет общее руководство ими).

По форме государственного устройства Российская империя - унитарное государство, разделенное на области и губернии, делящиеся на округа и волости. Каждая административно-территориальная единица управляется выборным органом - думой, избранной местным населением из числа владельцев недвижимости. То есть предполагалось широкое введение представительных начал.
Законодательная власть вручается двухпалатной Думе, избираемой посредством многоступенчатых выборов, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Сперанский предложил название высшего представительного органа («Государственная дума»). Правительство должно быть ответственно перед Думой. Судебная власть реализуется судебной системой, отделенной от администрации. Судебная власть независима, состоит из волостного, окружного и губернского судов и завершается Верховным судилищем или Сенатом. Все суды действуют на коллегиальной основе, с присяжными заседателями, роль которых выполняют депутаты соответствующих дум. Все дела слушаются публично, суд носит состязательный характер. Три власти соединяются в Государственном совете, возглавляемом Императором и обладающем правом законодательной инициативы.

Сперанский предложил произвести правовое оформление сословий. Дворянство наделялось всеми политическими (участие в управлении государством) и гражданскими правами. Среднему сословию (владельцам любых форм недвижимости) он предоставлял все гражданские права, а политические - в зависимости от размера собственности. Рабочий народ он наделял только гражданскими правами. Между сословиями не должно существовать непреодолимых границ (доступ в дворянство ограничивался первородными детьми).

Для охраны законов предложил создать класс «истинно монархического дворянства». Гарантиями незыблемости законов являются также свобода слова, гласность государственных дел и сила общественного мнения.

Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный бюрократический аппарат. Для осуществления такого проекта мыслитель предложил и провел два закона о чиновниках: «О придворных званиях» (3 апреля 1809 г.) и «Об экзаменах на чин» (6 августа 1809 г.).

Сперанский обращал внимание на необходимость соблюдения законности в государстве. Выделял три рода законов: государственные, гражданские и уголовные. Являлся сторонником естественной школы права.

Понимая необходимость отмены крепостного права, Сперанский опасался, что ликвидация крепостного права «без приготовлений» может обратить «крестьян к некоторому роду кочевой жизни». Предложил двухэтапную схему: 1) ограничение и точное определение крестьянских повинностей, крестьяне освобождаются от помещиков и приписываются к земле, подушная подать заменяется на поземельную; 2) возвращение крестьянам права перехода (Юрьев день). Земля остается за помещиками, но крестьяне имеют право на ее приобретение.

Реализация проектов Сперанского была лишь частично проведена Александром II и уже не могла обеспечить эволюционного развития России.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов Коллектив авторов

1. М. М. Сперанский

1. М. М. Сперанский

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) родился в деревне Черкутино Московской губернии, ныне Владимирской области, в семье священника по фамилии Третьяков. Михаил Михайлович окончил Владимирскую семинарию с присвоением ему «прозвания» Сперанский (от лат. speranto - надежда) и был направлен в числе трех лучших учеников в Санкт-Петербург в Александро-Невскую семинарию (с 1797 г. - академия) для продолжения образования, по завершении которого был оставлен в качестве преподавателя математики, физики, риторики и философии. В 23 года он становится префектом (начальником) этой семинарии, затем поступает на службу к генерал-прокурору А. Б. Куракину, на которой вскоре дослуживается до чина статского советника. Александром I Сперанский был приближен ко двору, где занимал ряд высоких должностей, последняя из которых - государственный секретарь, получил чин тайного советника. Интриги завистников, а также недовольство его реформаторской деятельностью со стороны дворянства послужили причиной отставки и ссылки Сперанского в 1812 г. (Нижний Новгород, Пермь). В 1816 г. он получил назначение губернатором в Пензу, а в 1819 г. по ходатайству А. А. Аракчеева стал генерал-губернатором Сибири. Только в 1821 г. Сперанскому было позволено возвратиться в Санкт-Петербург, а в 1826 г. император Николай I поручил ему составление Свода законов Российской империи. Комиссией под руководством Сперанского этот Свод был инкорпорирован за четыре года и составил 45 томов, имевших историко-хронологическое значение, а еще через три года было подготовлено пятнадцатитомное издание, кодифицирующее действующее законодательство. Николай I наградил М. М. Сперанского за этот труд Андреевской звездой и пожаловал графским титулом.

Умер Сперанский в 1839 г. Современник мыслителя, поэт Петр Вяземский, характеризуя этого выдающегося государственного деятеля, сказал о нем: «чиновник огромного размера».

Политическая доктрина М. М. Сперанского опирается на глубокие познания в политических теориях как античных, так и современных ему европейских мыслителей. Будучи глубоко религиозным человеком, он совершенно отрицал «мрачную систему чувственного материализма» и воспринимал Бога как верховного законодателя Вселенной. Договорную концепцию государства он допускал как гипотезу (договор как реализация воли Бога).

Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени: в Средние века - удельщина; в Новое время - абсолютная монархия, а в настоящий период - промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав). Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, «через правильные законы», жалованные императором народу. «Реформация государства производится десятилетиями и веками, а не в два-три года» («О постепенности усовершенствования Российского»).

В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила «правление доселе самодержавное (здесь в значении абсолютное. - Н. 3.) учредить на непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей.

В государстве должны быть три власти («силы»), одна из них «действует в образовании закона, другая - в исполнении, третья - в части судной». Законодательная власть вручается Государственной думе; власть управления - министрам и правительству; судебная - Сенату и судебной системе. Но у Сперанского есть и четвертая власть, которая заключена в особе императора. Он называет эту власть державной и предусматривает для нее всеохватывающий диапазон действия: «...в порядке законодательном никакой закон не может иметь силы, если не будет утвержден державной властью. В порядке исполнительном все уставы и учреждения воспринимают силу и действие от утверждения державной власти. В порядке судном охранение правосудия и утверждение судей, избранием предназначенных, принадлежат державной власти. Державная власть на всем пространстве заключается в особе императора». Однако при всей силе державной власти Сперанский все-таки утверждает, что законодательная власть вручается двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Глава державной власти - монарх участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их».

Три власти управляют государством подобно тому, как человек - своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Все они соединяются в Государственном совете. Государю необходимо «иметь Совет, сочиненный из мудрейших и более знания имеющих в делах» людей, которые смогут давать ему полезные советы и «отсоветовать колико возможно в вещах предосудительных государству и клонящихся к самовластью».

Формируется Государственный совет из «особ высочайшей доверенностью в сословие сие призываемых». В него входят четыре департамента: «законов, дел военных, гражданских и духовных, государственной экономии». Заседает Совет под председательством императора или кого-либо из членов по его личному назначению. Он обладает правом законодательной инициативы, но законы, «коими вводится какая-либо перемена в отношении государственных или в отношении частных лиц между собой», утверждаются непременно и исключительно Государственной думой.

По форме государственного устройства «Российская империя есть государство нераздельное, монархическое, управляемое державной властью по законам государственным».

По своей административно-территориальной структуре Россия делится на области и губернии. Название «областей присвояется тем частям империи, которые по пространству и населению своему не могут войти в общий распорядок управления». Таких областей пять: Сибирь; край Кавказский и Астраханский с Грузией; край Оренбургский; земли донских казаков и край Новороссийский. Вся остальная территория России делится на губернии, а они, в свою очередь, на округа и волости. Каждая административно-территориальная единица управляется выборным органом - думой, избранной местным населением из числа владельцев недвижимости. Дума заседает сессионно и обладает распорядительными полномочиями, а исполнительные функции вручаются избранному правлению. Систему дум завершает Государственная дума. Выборы в думы, за исключением волостной, многостепенные.

Судебная власть реализуется посредством судебной системы, отделенной от администрации и имеющей самостоятельный статус. Организации и осуществлению правосудия Сперанский придавал большое значение. Судебная власть, по его проекту, независима, и даже действие державной власти в этой области «должно быть ограничено одним установлением власти надзирающей и охраняющей судебные органы».

Судебная система состоит из волостного, окружного и губернского судов и завершается Верховным судилищем - Сенатом. Все действуют на коллегиальной основе.

Для рассмотрения особо важных преступлений (государственная измена, бунт и т. п., а также преступлений, совершенных членами Госсовета и Госдумы) предусматривается создание особого суда при Сенате - Верхового уголовного суда, состав которого формирует сам император из числа сенаторов, членов Госсовета и депутатов Госдумы.

Все дела слушаются публично, при открытых дверях, включая и заседания Сената.

Судебный процесс носит состязательный характер, с участием прокурора и защитника (стряпчего).

Сперанский неоднократно подчеркивал, что для установления правого суда в государстве предполагается наличие «не только просвещенных судей, но и просвещенной публики», а также определенное состояние юридической науки {«искусные законоведы и методической части учение»).

Кроме того, он отмечал, что «в государстве монархическом, конечно, должен быть известный класс людей, особенно предуставленных к охранению законов». Свобода людей определяется только как «зависимость от положительного закона», да и сам престол держится «на твердых столпах закона и всеобщего порядка».

Для соблюдения законности большое значение имеет нравственное состояние общества, ибо «законы без нравов не могут иметь полного действия». Одним просвещением и деятельностью просвещенных монархов невозможно достичь политических результатов. Идеал Платона (правление философов) Сперанский отвергал, следуя в этом вопросе Аристотелю и утверждая, что законы, а не люди должны управлять государством.

Законы государства (положительные) «объемлют деяния, кои подлежат внешней силе понудительной, постановляемые властью, и возвещаемые порядком, для сего установленным».

Сперанский приводит несколько вариантов классификации законов, но «лучшим из них является тот, который различает их на три рода: законы государственные, законы гражданские и законы уголовные».

В состав законов государственных (он называет их конституционными или коренными) входят «три главных предмета: права державной власти; закон, возникающий из прав державной власти; права подданных».

Сперанский не возражает против заимствования чужого опыта при составлении законов, но призывает делать это с осторожностью и пониманием того, что «государство, которое может с пользой занять и приложить законы чужестранные, стоит на той череде, что и само могло бы сей закон составить». Законодатель должен знать свой народ, чувствовать свое время и «помнить, что каждая страна и каждый век имеют свою физиономию».

Он полагал, что в преобразованном по его проектам государстве возможно наилучшим способом обеспечить права подданных. В духе положений Монтескьё о правах политических и гражданских Сперанский анализирует понятия: рабство политическое и свобода политическая, рабство гражданское и свобода гражданская.

Под политическим рабством он понимал такое состояние, «когда воля одного - закон для всех», а политическую свободу определял как подчинение всех и каждого законам.

Гражданское рабство рассматривал как подчинение одного класса в «повинностях личных или вещественных» другому, а гражданскую свободу - как основанную на законе независимость друг от друга всех сословий и групп в обществе.

Анализируя связь между этими понятиями, Сперанский отмечал, что политическая свобода является фундаментом для свободы гражданской. «Никакая сила в обществе не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы политической», и, напротив, если в государстве учреждается политическая свобода, то гражданское рабство умирает само собой.

Политические права определяют степень участия подданных «в силах (властях. - Н. 3.) государственных... права гражданские определяют степень их свободы в лице и имуществе». Права гражданские должны быть основаны на правах политических «точно так же, как и закон гражданский, вообще, не может быть тверд без закона политического». Но законодательство не самоцель и само по себе не является гарантом против произвола. «К чему гражданские законы, - восклицает Сперанский, - когда скрижали их могут быть разбиты о камень самовластья!» Гарантом всех свобод в государстве является конституция и основанное на ней разделение властей. Для России настало время переменить существующее положение вещей и установить новый порядок. Имея в виду движение России к свободе, он отмечал, что «темпы развития ее идут несравненно быстрее, чем в других государствах».

Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат, обеспечивающий ее деятельность. Для осуществления такого проекта Сперанский предложил и провел два закона о чиновниках: «О придворных званиях» и «Об экзаменах на чин» (1809). Этими законами вводились необходимые условия для занятия должностей и получения служебных чинов: наличие диплома о высшем образовании или сдача экзаменов на чин по весьма обширному списку предметов. Придворные звания не являлись более основанием для получения чинов и продвижения по службе, а сделать карьеру, не служа, стало для дворян невозможно.

На сословный строй общества Сперанский в целом не покушался, но предлагал произвести его правовое оформление с закреплением прав и обязанностей сословий.

В своих проектах он наделял дворянство всеми политическими и гражданскими правами и дополнительным правом владения землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землями. Среднему сословию (владельцам любых форм недвижимости) он предоставлял все гражданские права, а политические - в зависимости от размера собственности (т. е. по цензу). Рабочий народ он наделял только гражданскими правами. Гражданских прав в государстве не может быть лишен никто.

Вместе с тем он считал, что между сословиями нет непреодолимых границ. «Так, дворянство личное (в отличие от потомственного. - Н. 3.) связует первое состояние (сословие) со вторым. Приобретение недвижимой собственности связует второе сословие с третьим, и, таким образом, те самые лица, кои по положению их не имеют прав политических, могут их иметь и надеяться от труда и промышленности их получить». Право приобретения недвижимости он предоставлял всем сословиям. Правда, «высшее малочисленное сословие дворянства» он выделял особо, снабжая дополнительными правами и привилегиями и ограничивая доступ в это сословие только «первородными детьми», а остальные вместе с личными дворянами приписывались ко второму сословию и таким образом соединяли дворянство с народом.

К крепостному праву Сперанский относился отрицательно, полагая, что оно «противно разуму общему, что должно рассуждать о нем, яко временно и непременно перейти долженствующем». В России, по мнению реформатора, все идет к тому, чтобы оно было отменено. «Крепостничество, - писал он, - несовместимо с цивилизованной государственностью. И нет никакого основания считать, что в России оно не могло бы уничтожиться, если будут приняты к тому действительные меры... Каким образом ремесла в городах могут совершенствоваться без соревнования ремесленников, когда они рассеяны в рабстве?»

Однако немедленной отмены крепостного права Сперанский опасался, полагая, что она потребует «особенных сноровок». Он боялся, что раздел земель между крестьянами может привести к серьезному снижению урожайности. «Раздробленное обрабатывание полей в нашем краю не может иметь такого успеха, который имеет соединенное в большом виде». Кроме того, Сперанскому представлялось, что ликвидация крепостного права «без приготовлений» может обратить «крестьян к некоторому роду кочевой жизни», которая «по пространству наших земель и малочисленности народа» будет пагубной как для самих крестьян, так и для «государственной экономии». Поэтому он предложил двухэтапную схему: вначале ограничиваются и точно определяются крестьянские повинности, производится личное освобождение крестьян от помещиков и они приписываются к земле, а не к личности помещика, подушная подать заменяется на поземельную. Затем крестьянам возвращается «древнее право перехода» (Юрьев день). Землю предполагалось оставить за помещиками, но с предоставлением крестьянам права ее приобретения.

Проекты Сперанского вызывали резкую критику в адрес реформатора со стороны защитников самодержавия и крепостничества. На него посыпались обвинения в «возжигании бунтов» и даже в «способствовании истребления дворянства». В конечном счете судьба «великого чиновника» была решена, он был отстранен от службы и отправлен в ссылку.

К сожалению, реализация его проектов растянулась во времени: частично их осуществил его ученик Александр II, а ограничение верховной власти «на непременном законе» опоздало на сто лет и было произведено только при Николае II, но эти запоздалые меры уже не смогли обеспечить эволюционный путь развития России к новым формам жизни, как о том мечтал Сперанский.

Либерализм – политическое течение дворян средней буржуазии, помещиков, перешедших на путь капитализма.

М.М. Сперанский (1772–1839 гг.) – автор плана либерального переустройства России, основные работы: «План государственного преобразования», «Свод законов», «Введение к Уложению государственных законов».

Политическая доктрина М.М. Сперанского опирается на глубокие познания в политических теориях как античных, так и современных ему европейских мыслителей. Он отрицал «мрачную систему чувственного материализма» и воспринимал бога как верховного законодателя Вселенной. Договорную концепцию государства он допускал как гипотезу (договор как реализация воли бога).

Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени:

1) в Средние века – Удельщина;

2) в Новое время – абсолютная монархия;

3) в настоящий период – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав).

Основные позиции:

1. О происхождении государства.

По его мнению государство возникло как общественный союз. Это надклассовая организация для пользы и организации людей. Всякое законное правительство своим происхождением обязано общей воле. Народ является источником силы правительства.

2. Задача государственного преобразования:

а) Россию необходимо подготовить к принятию Конституции;

б) ликвидировать крепостное право немедленно, ибо пока оно есть и сословную конституционную монархию устранить невозможно.

Ликвидацию крепостного права необходимо провести в два этапа:

а) начать с ликвидации земель помещичьих угодий;

б) капитализация земельных отношений;

в) Преобразование следует начать с учреждения умеренных, но коренных законов. Главным законом является закон о земле, выборах, государственном управлении.

3. Система представительных органов:

1) низшее звено – волостная дума в составе помещиков, горожан, имеющих недвижимость и государственных крестьян;

2) Окружная дума – состоит из депутатов волостной думы, первая избирает депутатов в губернскую думу;

3) государственный совет – назначается императором.

4. Высший судебный орган: Сенат, которому подчинены все нижестоящие сенаты. Министры несут двойную ответственность: перед государственной думой и императором или за нарушение принципа законности. Министры скрепляют своей подписью акты государственной власти. Вся полнота власти принадлежит монарху.

В государстве должно быть три группы сословий:

1. Дворянство – несут военную и государственную службу по своему выбору.

2. Среднее сословие – купцы, однодворцы, поселяне, имеющие недвижимость.

3. Народ рабочий – поместные крестьяне, мастеровые, домашние слуги. Однако данная категория лиц может и не иметь избирательного права.

Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно.

Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в Думе». Мнение Думы свободно и поэтому монарх не может ни уничтожить законов, ни обезобразить их.

Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек – своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.

Введение

Заключение

Введение

На рубеже тысячелетий, в период смены веков, совпавших со сменой общественно-политического строя России, объективно возрастает значение исторических знаний, умелого использования опыта прошлого. Это тем более важно в связи с тем, что проводимые в настоящее время реформы часто заканчиваются тупиковой ситуацией, и реформаторы в поисках путей вынуждены топтаться на месте. Данное обстоятельство делает особенно значимым исторический отрезок времени конца XVIII - первой половины XIX веков, когда общественность России была активно занята поиском проектов реформирования страны с учетом опыта революционных преобразований, происходивших в Западной Европе. Особое значение в плане подготовки и проведения глубоких реформ в Российской империи занимал М.М. Сперанский, чья деятельность волновала и волнует лучшие умы государственных деятелей страны, политиков и ученых вот уже около двухсот лет. "Со времен Ордина-Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум, - писал В.О. Ключевский, - после Сперанского, не знаю, появится ли третий". М.М. Сперанский - ученый-аналитик по призванию и новатор-преобразователь по духу он, по словам современников, был "кодификатором законов" и "великим реформатором". Его многогранный талант раскрывается в многочисленных трудах, где он предстает как философ, историк, социолог, экономист, политолог, государственник и правовед. Путь М.М. Сперанского во власть был трудным, но стремительным. Он родился 1 января 1772 года в семье сельского священника, был отдан на учебу во Владимирскую семинарию. Фамилию мальчику придумал муж его тетки Матвей Богословский. Она основывалась на латинском глаголе "spero, sperare", что означало "уповать, надеяться". Но что-то пророческое было в придуманной фамилии Сперанский. Действительно, через десять с небольшим лет бесфамильный сын сельского священника выразил бродивший в обществе дух надежды на свободу, конституционное устройство страны, закон, дух надежд на реформы. В 1790 окончил он Владимирскую семинарию и как лучший ученик был направлен в Александро-Невскую семинарию в Петербурге, а в 1792, окончив курс, был оставлен в качестве профессора математики, физики и красноречия, а в 1795 был назначен префектом (начальником) семинарии. Отказавшись от монашества и сделанной карьеры, в 1797 вступил на государственную службу с чином IX класса по "Табели о рангах". Обладавший громадной работоспособностью, умением писать и говорить, Сперанский в 1801, вскоре после вступления на престол Александра I, получил чин действительного тайного советника и занимался составлением многочисленных указов и манифестов, характеризующих "дней Александровых прекрасное начало". Назначенный на службу в Министерство внутренних дел, Сперанский наряду с гигантским объемом работы и фактическим созданием русской бюрократической машины XIX - начала XX в. написал работы, выдвинувшие его в ряд первых полит, мыслителей: "Размышления о государственном устройстве империи", "Записка обустройстве судебных и правительственных учреждений в России", "О духе правительства" и др. В 1807 Сперанский стал статс-секретарем императора. В 1808 сопровождал Александра I в Эрфурт для встречи с Наполеоном. Наполеон назвал Сперанского "единственной светлою головою в России" и шутливо предложил Александру I обменять на Сперанского какое-нибудь немецкое княжество. В настоящей работе мы попытаемся рассмотреть его взгляды на государственной устройство, законотворчество.

§ 1. Идейные основы политико-правовой доктрины М.М. Сперанского

Учение о праве и государстве М.М. Сперанского основано на его глубоких познаниях в политических теориях как античных, так и современных ему европейских философов. Сперанский как мыслитель сформировался в начале XIX века, отмеченного либерализацией общего социально-политического курса в стране и зарождением правительственного конституционализма. Он испытывал влияние французских просветителей, немецкой исторической школы права, а также английских философов и экономистов. Кроме того, заметно также влияние антикрепостнических взглядов некоторых российских государственных деятелей и философов.

Историческим контекстом, в котором сформировалось политико-правовое мировоззрение мыслителя, был послепетровский "раскол России на две субкультуры", или, по словам, Н.М. Карамзина, "на древнюю и новую Россию". Именно это "во многом предопределило мысль и деятельность М.М. Сперанского", сообщив его мировоззрению противоречивый характер, для которого характерны, с одной стороны, политический либерализм, а с другой - правовой консерватизм. Консервативный характер правового учения мыслителя, который ставит под сомнение однозначность традиционного образа М.М. Сперанского как "правоверного" либерала-реформатора, и был, вероятно, одной из причин забвения его правовых идей.

Рассмотрим степень влияния на мировоззрение М.М. Сперанского естественно-правовой теории. Как известно, французские философы XVIII века апеллировали к разуму как к единственному судье над всем сущим. Сперанский не разделял веры просветителей во всемогущество разума и выступал с критикой рационализма. В одной из своих проповедей (1791) он говорил: "Разум даст наилучший чертеж для образования общества, напишет наилучшие законы, предусмотрит неудобства, ограничит силу властей, проведет черту порядка и подчинения; но, имея развращенное сердце, он первый введет замешательство и безначалие, первый разорвет те священные узы, коими связуются выгоды сочленов, и, словом, первый готов будет разрушить собственное свое произведенье".

Основой политической конструкции у представителей естественно-правовой школы был лишенный социальных связей "естественный человек". Он рассматривается как носитель естественных прав, а соответствующее ему состояние - как предпосылка образования государства. Существенным моментом "естественного состояния" было всеобщее равенство сил и прав.

Сперанский рассуждал иначе: "Если бы государство могло быть одно на свете и составлено из людей равно мощных или равно справедливых, тогда не было бы никакой нужды в правительстве, тогда каждый наслаждался бы в совершенной независимости личными своими силами. … Силы нравственных существ распределены им от бога по его правде". Отрицание "естественных законов" (в их просветительском понимании) должно было привести Сперанского к отрицанию и "естественного состояния" и "естественных прав". Поэтому, рассуждая в записке "О коренных законах государства" о происхождении различных форм власти, о договорах между правительством и народом, он не говорит о правах вступающих в соглашение членов общества. Он пишет: "Нет права естественного, но есть положения естественные". А что есть "естественные положения" дает представление следующее высказывание: "Гнев вообще есть чувствие сильное, жестокое, стремительное. Когда душа колеблется сею страстью, человек разрывает, кажется, все союзы свои …и, одним шагом перешед все расстояние, разделяющее его от природы, он возвращает вдруг все первобытные свои права независимости и свободы". Таким образом, в естественном состоянии человек прежде всего зверь и нет ничего общего между "первобытными правами" Сперанского и "естественным правом" просветителей.

Что же касается политического учения И. Канта, то отдельные ее стороны (защита абсолютизма, отрицательное отношение к революционным преобразованиям и т.п.) ему импонировали.

Довольно значительным было влияние на У. Блекстона, А. Смита, Д. Юма, И. Бентама. Здесь присутствует критика "естественного состояния", существует развитая экономическая теория. Сперанский, особенно в своих ранних произведениях, обильно цитировал Бентама - в их взглядах на политику было много общего. Однако их воззрения отождествлять нельзя.

Основной элемент учения Бентама - учение о пользе. Частный интерес провозглашается основой общего интереса: Бентам говорит о тождественности того и другого, что человеческая любовь - просвещенный эгоизм и заменяет понятие "общего блага" понятием наибольшего счастья наибольшего числа людей.

Взгляды Сперанского и Бентама были взаимопротивоположны именно в определении значения принципа пользы. "Движение всех обществ слагается подобно круговому движению физических тел, из двух различных сил: силы, нудящей волю по известному направлению к общему добру, и силы самолюбия или частного интереса, увлекающей его к натуральному его средоточию - к собственной пользе. Доколе силы сии содержатся в равновесии, дотоле общество движется в тишине и все лица, его составляющие, пользуются миром общественным".

Бог для него Создатель и верховный законодатель природы и человека. Законы, данные Богом, Сперанский разделял на три группы: законы природы, разума (законы "физические") и законы нравственности.

Физические и нравственные законы различаются, согласно учению Сперанского, по характеру и объекту действия. Физические законы действуют в природе (включая сюда и человека) и определяются самой природой. Они неизменяемы и всегда единообразны, рационально познаваемы. Нравственные законы действуют только на человека и не обладают той обязательной силой, какой обладают законы "физической природы". Они иррациональны, поскольку в "законах нравственных (бог) имеет своего представителя (в человеке) - совесть". Для выяснения содержания нравственных законов Сперанский обратился к рассмотрению "человеческой природы". Для Сперанского "человеческая природа" - понятие абстрактное, хотя и характеризуется рядом конкретных признаков. Это представление о "человеке вообще", в котором он находил два взаимопротивоположных начала - самолюбие и любовь. "Самолюбие все ищет привлечь к себе, любовь сливает счастье наше со счастьем других. Самолюбие всегда исключительно и отдельно, любовь общительна и союзна". Так как "начало самолюбия и отдельности как совершенно противное нравственному чувству совести не может быть признано законом нравственным", основная этическая норма (нравственный закон) - любовь.

Свобода политическая и свобода гражданская - одна из основных тем размышления Сперанского, он раскрывал понятия политической и гражданской свободы, политического рабства и гражданского рабства.

Права и свободы являются важнейшим условием любого общества. В этом Сперанский придерживался взглядов Аристотеля, у которого научное понимание политики предполагает развитые представления о нравственности и знании этики. Одним из основных политических взглядов Аристотеля заключается в том, что политическая справедливость возможна только между свободными и равными людьми. Соответствие закона политической справедливости и праву Аристотель считал важнейшим составным моментом политического качества закона. Право должно найти свое выражение, воплощение соблюдение в законе. Иначе, считал, Аристотель, происходит отход от политических форм правления к деспотизму. Политическое правление, согласно концепции Аристотеля, это правление закона, а не людей. Соглашаясь в этом с Аристотелем, Сперанский отвергал политический идеал Платона (правление философов) и утверждал, что именно законы, а не люди должны управлять обществом.М. М. Сперанский имел полную возможность изучить русскую действительность, реальную и духовную обстановку разных классов. Поэтому Сперанский являлся убежденным сторонником законности и права в государстве, поэтому он так настойчиво проводил мысль о "коренных" законах, которым все сверху донизу должны подчиняться. Хорошее понимание настоящего положения вещей и знание исторического прошлого, сделало из Сперанского убежденного сторонника "истинной монархии".

Таким образом, мировоззрение М.М. Сперанского не укладывается в рамки какого-либо из современных ему политических учений.

сперанский государство право учение

§ 2. Учение о праве: теоретические проблемы законодательной деятельности

М.М. Сперанский рассматривает право как историческое явление, необходимо сопровождающее общество на всех этапах его развития - от семейного и родового союзов до гражданского общества и государства. В объяснении исторического происхождения права Сперанский заимствует комплекс идей немецкой исторической школы права.М. М. Сперанский использует, прежде всего, известное сравнение процесса образования права с происхождением языка как двух органических порождений "народного духа". "Право, - утверждает М.М. Сперанский, - образуется в обществе как язык, потребностями общественной жизни". Право исторически конкретного общества, по мнению М.М. Сперанского, созидается "народным духом" и направляется в своем развитии Божественным промыслом.

Вместе с тем факт исторической обусловленности права создавшими его внутренними "природными силами" народа не освобождает право от нравственной оценки, способность к которой определяется нравственной природой человека. По мнению М.М. Сперанского, только при условии нравственной оправданности права его предписания будут обязательны для христианской совести. Нравственный закон имеет сверхъестественный источник в разуме Верховного Законодателя, который даровал людям заповедь для оценки нравственного достоинства формальных предписаний общежительного закона. Он сотворил человека имеющим совесть - "око Божие в душе человека", которая способна воспринимать нравственно-религиозное содержание права и обеспечивать внутреннюю обязательность его императивов.

Архивные рукописи М.М. Сперанского позволяют также сделать вывод о том, что он стоит у истоков социологического объяснения права. М.М. Сперанский подчеркивает консенсуальный характер права: именно согласие составляет его сущность. Право в его представлении - это являющаяся результатом общественного согласия мера свободы, присвоенная лицу и удостоверенная положительным законом. Закон же есть общее правило, оформляющее общественное согласие и устанавливающее его защиту.

Участвуя в кодификационной деятельности, будучи фактически руководителем Второго отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии (1826 год), М.М. Сперанский имел возможность практически осуществить свои воззрения. Из двух возможных подходов к кодификации права - сведения всех существующих (действующих и действующих) законов воедино и без изменений или отделение нового Уложения - был выбран первый (образцом для будущего Свода стал кодекс Юстиниана). Юридическая техника для составления Свода основывалась на методике, разработанной М. Бэконом: а) статьи Свода, основанные на одном действующем указе, излагать теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений, б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов, в) под каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие, г) сократить многосложные тексты законов, д) из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или более поздний. Свод законов должен был состоять из восьми разделов:

) основные государственные законы (т. 1, ч. 1);

) учреждения: а) центральные (т. 1, ч. 2), б) местные (т. II), в) устав о государственной службе (т. 111);

)"законы правительственных сил": а) устав о повинностях (т. IV), б) устав о податях и пошлинах (т. V), в) устав таможенный (т. VI); г) уставы монетный, горный и о соли (т. VII), д) уставы лесной, оброчных статей и счетные;

) законы о состояниях (т. IХ);

) законы гражданские и межевые (т. Х);

) уставы государственного благоустройства: а) уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный (т. XI), б) уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи (т. XII);

) уставы благочиния: а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный (т. XIII), б) уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении. преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных (t. xiv); 8) законы уголовные (т. XV).

Подобное разделение законов, по мысли Сперанского, основывалось на сосуществовании двух правовых порядков: государственного и гражданского. Законы делятся по тому же признаку.

Государственные законы подразделяются в свою очередь на четыре категории: законы основные, учреждения, законы государственных сил, законы о состояниях. Сюда относятся также законы предохранительные (уставы благочиния) и законы уголовные.

Сперанский применительно к критериям отбора материла для Полного Собрания Законов определял закон как "постановление.. от Верховной власти или именем ее от учрежденных ею мест и правительств происшедшее по всем частям государственного управления". Тем самым для Сперанского различия между законом и указом как источниками материала кодификационного обобщения не было - любой нормативный акт являлся таковым, что явственно сказалось на структуре Свода Законов, как равно значимые включавшего самые различные нормативные акты Империи, в том числе и судебные решения, получившие значение прецедента - в глазах русского кодификатора они также выступали законами. Однако в своих проектах преобразования государственного устройства Российской Империи разницу между законами и указами (только желательную, а не реально сущую) Сперанский проводил достаточно жестко. Среди всех государственных постановлений он различал два класса: "в первом должно положить те постановления, коими вводится какая-либо перемена в отношениях государственных сил или в отношениях частных людей между собою; во втором - те, кои, не вводя никакой существенной перемены, учреждают токмо образ исполнения первых". Первые носили имя законов, вторые - уставов и учреждений. Первые должны были подлежать ведению Государственной Думы; вторые же, как относящиеся к власти исполнительной, должны были составляться последней через посредство Государственного Совета.

§ 3. Учение М.М. Сперанского о государстве

М.М. Сперанский написал целый ряд произведений, посвященных изложению его философско-правовых и политических взглядов на устройство государственной власти в России. Наиболее подробно его мысли изложены во "Введении к Уложению государственных законов" (1809 г.). Государственный идеал мыслителя здесь вырисовывается с особой тщательностью. Сперанский попытался представить себе ту Россию, к которой стремился всю жизнь. Во "Введении" есть указание на изучение всех существующих в мире конституций. Особенно высоко Сперанский ценил английское конституционное право. В своих работах он писал, что английские учреждения основываются на высоком правосознании нации. В Англии давно господствует принцип неприкосновенности личности, свобода слова, хорошо организованно местное самоуправление. Эти основы Сперанский считал краеугольным камнем "истинной монархии", их необходимо умело ввести в народную жизнь, народ и правительство ещё должны понять их и сделать неотъемлемым для всего бытия. В настоящий период, считал мыслитель, Россия вошла в состояние, требующее ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав подданным. Однако такие перемены должны были произойти не посредством государственного переворота, как в Европе и США, а "через правильные и справедливые законы", жалованные императором народу.

Определяя форму правления для России, Сперанский обратился к теории географической среды, разработанной Монтескье. Французский философ утверждал, что на форму правления оказывает влияние размеры территории, климатические условия, уровень технических средств. Исходя из названных признаков, присущих России, а также "по настоящей степени просвещения" народа наилучшим образом правления, "наиболее сходственном для счастия ее существования", может быть только монархия, учрежденная на "законе непременном" . Форму правления, соответствующую этим требованиям, он называл "правильной" или "истинной монархией". Для того чтобы подтвердить свои идеи о необходимости введения в России "истинной монархии", основанной на незыблемых законах, Сперанский противопоставлял идеалу государства современные ему недостатки государственного строя. Государь в России обладает всей полнотой власти и пользуется ей безгранично. Вся власть сосредоточена в одном лице, завалена множеством работы. "По внешности у нас есть все, а на деле у нас нет ничего, и в особенности у нас нет монархического правления". Путь к разрешению вопроса он видел в адаптации для России принципа разделения властей и привлечения к участию в управлении страной "народного мнения". Он был убежден в возможность реформирования России "сверху", без участия народных масс, без бедствий и кровопролитий.

"Истинная монархия" Сперанского, согласно его концепции базируется на двух основах. Первая - это принцип законности. Он предлагал сделать коренные законы государства "столь неподвижными и непеременяемыми, чтобы никакая власть переступить их не смогла". Коренные законы государства - это воля народа, обращенная к правительству, в условиях, когда "государи перестали быть отцами их народов, когда народы познали, что они отделяют свои пользы от их благосостояния, и силы, им вверенные, не только обращают не для них, но часто и против них". Закон, по его мнению, является "первым источником силы правительства".

Другим принципом "истинной монархии" Сперанский видел разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Общество существовало раньше появления державной власти. Слияние воли отдельных индивидуумов составляет сущность державной власти. В отдельности каждый индивидуум имел присущие ему волю, закон и исполнение. Вместе эти три начала порождают силу, способную управлять государством - державную власть. Власть может пользоваться всеми этими силами одновременно - тогда правление будет деспотическим, а поданные - рабами. "Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон, и исполнять его". Государство организуется на принципе разделения властей, которые в свою очередь реализуются на основании законов и правового порядка. Но Сперанский не полагался на одни изменения в законодательстве. Столь легальное положение государства требует общего изменения. Никакие частные перемены ни приведут к изменению целого. Для установления в государстве демократических свобод нужны серьезные гарантии, наличие, которых он усматривал во введении соответствующей формы правления, "истинной монархии". Мыслитель рассматривал такой вариант ограничения монархии в России, который предполагал внутреннее ограничение самодержавия "силой установлений", законов и "самим делом". Большое значение в своей концепции Сперанский отводит принципу публичности. Весь народ не может блюсти за тем, чтобы правительство оставалось в законных рамках, то необходимо сословие, "достаточно просвещенное,.. должно быть независимо и быть связано с интересами народа". Образцом такого сословия Сперанский видел английскую аристократию. Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законами, свобода людей определяемся только как "зависимость от положительного закона", сам престол держится "на твердых столпах закона и всеобщего порядка". Закон Сперанский определял "как ограничение натуральной свободы человека известными правилами". Общее назначение закона состоит в обеспечении пользы и безопасности людей, определяет отношения между частными лицами и государственными органами. Сперанский предлагал вводить "органические" законы, которые определят форму учреждений, которые служат средствами для сил государства.

Сперанский предполагал, что в преобразованном по его проектам государстве будет возможно наилучшим образом обеспечить права подданных. Он разработал собственную концепцию, состоящую из двух пар категорий: рабство политическое и свобода политическая и рабство гражданское и свобода гражданская. Политическая свобода в понятии Сперанского означает подчинение всех и каждого законам, а также возможность "участия.. в действии законодательной и исполнительной власти". Политическая свобода у Сперанского связывается с недвижимой собственностью, т.к. имеющий недвижимость "более способен, в силу собственных интересов, заботится о доброте закона". Под политическим рабством мыслитель понимал состояние, когда "воля одного закон для всех", под которыми подразумевались известные категории населения, как домашние слуги, ремесленника и "народ рабочий", которые могли быть допущены к праву выбора, в силу только того, что они не обладают достаточным "разумом" и "любочестием".

Гражданское рабство Сперанский рассматривал как подчинение одного класса "в повинностях личных или вещественных" другому, а гражданскую свободу как основанную на законе независимость друг от друга всех сословий и групп в обществе. В своих работах Сперанский отмечал, что свобода политическая имеет гораздо больший объём, по сравнению со свободой гражданской, и поэтому является её основой, но и гражданским правам Сперанский придавал большое значение. "Права гражданские должны быть основаны на правах политических, точно также как и закон гражданский не может быть тверд без закона политического". Как следствие этого Сперанский разделяет государство на три сословия: дворянство, "среднее состояние" и "народ рабочий". Дворянство обладает всеми гражданскими и политическими правами, также добавлялось право владеть землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога с земли, вторые (купцы, мещане, однодворцы) обладают политическими правами "по их собственности" и гражданскими правами. "Народ рабочий" (помещичьи крестьяне, домашняя прислуга, мастеровые) пользуются общими гражданскими правами и не имеют политических прав. Своей конечной целью Сперанский ставил наделение равными гражданскими правами и как следствие этого стремление к отмене крепостного права.

В Сперанском видели человека, увлеченного и наполеоновским режимом, и английским конституционным правом и стремившегося перенести все это в Россию. Соединяя в себе ум теоретика и способность практика, ему удалось то, что до него никому не удавалось в сфере государственных деятелей: синтезировав правовую и философскую мысль Запада и Востока, разработав во многом оригинальную концепцию идеала государственной власти.

§ 4. Концептуальные и практические подходы М.М. Сперанского к правовому регулированию системы финансов Российской империи

Финансовая программа М.М. Сперанского была построена на рациональных началах, обусловленных развитием капиталистических отношений в России начала XIX века, а сам Сперанский стоял на уровне современной ему передовой мысли в вопросах денежного обращения, кредита и бюджета и стремился на практике воплотить эту теорию в жизнь.

В целом политика монетарного меркантилизма, проводимая Сперанским, отвечала интересам купцов-промышленников и дворян-мануфактуристов. Она сыграла немаловажную роль в подъеме отечественной промышленности в преддверии надвигавшейся войны.

В связи с изучением проблем становления и развития финансов России в первой четверти XIX в. в поле зрения исследователей в основном оказывались, с одной стороны, бюджетная политика и другие факторы, влиявшие на финансовую систему, с другой - государственное хозяйство в целом. Основное внимание уделялось, как правило, Е.Ф. Канкрину и проведенной им реформе. В тоже время деятельность первых министров финансов А.И. Васильева, Ф.А. Голубцова и Д.А. Гурьева не получила достаточного освещения. Понять влияние внутренней и внешней экономической и политической ситуации на решения, принимавшиеся финансовым ведомством, невозможно без анализа его основных программных документов - планов финансов, разрабатывавшихся по инициативе Александра I сначала М.М. Сперанским, а затем и Д.А. Гурьевым. Меры, предлагавшиеся в этих документах, были призваны стабилизировать экономику страны, ликвидировать бюджетный дефицит, остановить инфляционный процесс, усовершенствовать денежное обращение и укрепить систему кредитных учреждений, ведь Россия начала XIX века находилась в состоянии финансового кризиса. В 1810 году государственный внутренний долг достиг 577, внешний - 100 млн. рублей. Запасного фонда и дополнительных источников дохода не существовало. Тем не менее, при 127 млн. рублей дохода было намечено 193 млн. рублей расходов.

Несмотря на незначительные отличия в экономических мероприятиях, предлагавшихся и проводившихся М.М. Сперанским и Д.А. Гурьевым, можно говорить о единой финансовой политике, главной целью которой была забота об источниках доходов в целях максимального наполнения приходных статей бюджета.

Финансовая программа М.М. Сперанского, названная "План финансов" была построена на рациональных началах, обусловленных развитием капиталистических отношений в стране. Предлагая устранить бесконтрольность в бюджетном деле, Сперанский вместе с тем рекомендовал перестроить налоговую систему, ликвидировать винные откупа, отказаться от ненужных и непроизводительных затрат государственных средств и привести расходную часть бюджета в строгое соответствие с доходами страны. Сперанский следующим образом характеризовал свою программу: "Главные основания сего плана состоят в том, чтобы всевозможным сокращением издержек привести их в надлежащую соразмерность с приходами, установить во всех частях управления истинный разум доброй экономии и самыми действительными мерами положить твердое основание постепенной уплате государственных долгов".

Бюджетного равновесия, утверждал он, можно было бы достигнуть путем одновременного увеличения доходов страны. С этой целью Сперанский запроектировал повышение подушной подати, оброчных сборов и некоторых других налогов и резкое сокращение государственных расходов. Идея о недопустимости бюджетного дефицита - основная мысль данного документа и категорически формулируется в 45 и 46 параграфах: "§45 Расходы должны быть учреждаемы по приходам" и "§46 Посему никакой новый расход не может быть назначаем прежде нежели приискан будет источник прихода ему соразмерного".

Принцип жесткого сокращения государственных расходов и приведения их в соответствие с доходами государства Сперанский практически претворил в жизнь при составлении бюджетной росписи на 1810 год. Доходная часть этой росписи была увеличена (за счет повышения подушной подати, таможенных сборов, соляного и некоторых других налогов) со 105 млн. руб., как это было первоначально запроектировано министром финансов, до 170 млн. руб. Помимо этого, доходная часть бюджетной росписи увеличивалась за счет "подкреплений" из различных ведомственных сумм и капиталов, а также займов на 39 млн. руб. Всего доходная часть бюджетной росписи выросла до 209 млн. руб.

Что касается государственных расходов, то они были сокращены Сперанским против первоначальных предположений с 225 до 184 млн. руб. Следовательно, утвержденная на 1810 год приходо-расходная смета предусматривала превышение доходов над расходами в размере 25 млн. руб. Но, как это всегда случалось в финансовой практике дореформенной России, фактически израсходовали 241 млн. руб. Бюджетный год и на этот раз закончился дефицитом.

Сперанский также подчеркивал необходимость введения бюджетного и кассового единства: "Все источники государственных доходов и все расходы должны соединиться в одном Управлении".

Другой тезис, положенный в основу "Плана финансов", заключался в осуждении бумажноденежной инфляции. Для оздоровления денежной системы Сперанский предлагал не только прекратить выпуск ассигнаций, но и приступить к их постепенному выкупу государством за счет продажи государственных имуществ. Он подробно останавливался на том ущербе, который наносят государству бумажные деньги, и требовал возврата к нормальному металлическому обращению. Конечной целью этих мероприятий было выравнивание курсов серебра и ассигнаций. Теоретической концепцией, которой придерживался М.М. Сперанский в своих взглядах на сущность денег, была теория трудовой стоимости классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо, и подобно им он был убеждён в том, что "богатство государства образуется и возрастает с трудом".

В феврале 1810 г. "План финансов" Сперанского был утвержден царским манифестом. Была создана специальная комиссия для погашения государственных долгов.

Впервые в отечественной истории был предложен принцип обязательной отчетности и регулярной проверки финансового состояния страны, обсуждения бюджета России Госсоветом, министерством финансов. Этим в какой-то мере устанавливался контроль, ослаблялась почва для произвола и злоупотреблений в финансовой сфере. Оценивая контроль как важную и неотъемлемую часть управления финансами, М.М. Сперанский видел его задачу, в первую очередь, во внедрении в финансовое хозяйство законности. В качестве главной функции государственного финансового контроля он впервые стал рассматривать контроль исполнения государственного бюджета. Ревизионную деятельность Сперанский считал необходимым распространить на все виды общегосударственных и местных доходов и расходов, на все звенья государственного аппарата и должностных лиц вплоть до министров.

Осуществлять контроль должно специальное учреждение. В его ведении, по М.М. Сперанскому, должен быть приход и расход не только общегосударственных, но и местных средств: губернских, уездных, волостных. Общая цель такого учреждения - обнаруживать для сообщения правительству злоупотребления в сборе доходов и употреблении их в расход.

Важное значение для укрепления экономики имела разработка таможенного тарифа и торгового уложения. В основу была положена идея "поощрения сколь можно произведений внутреннего труда в промышленности", сокращения ввоза иностранных товаров и содействия экспорту из России. Эти меры помогли выстоять российской промышленности в годы "континентальной блокады" и в борьбе с французской торговой экспансией.

М.М. Сперанский является основоположником организационной структуры всех денежных отношений России не только XIX, но и XX вв., так как все преобразования и реформы, проведённые уже после его смерти, воплощали в той или иной форме его видение финансовых проблем и путей их решения.

Заключение

Таким образом, учение о праве и государстве Сперанского основано на его глубоких познаниях в политических теориях. Он испытывал влияние французских просветителей, немецкой исторической школы права, английских философов и экономистов. Он проповедовал прогрессивные для своего времени идеи: разделение властей, верховенство закона и подчинение ему всех в государстве, включая правителя, установление "истинной монархии", элементы народного представительства.

Многие идеи воспринимались высшими должностными лицами государства как революционные, хотя большим радикализмом и не отличались.

М.М. Сперанский в своем учении о праве и государстве уделял особое внимание трем основным объектам: проблемам законодательной деятельности, концепции политических реформ и правам подданных. Его либеральные политико-правовые взгляды, во многом солидарные с идеями западных просветителей и прогрессивных русских предшественников и современников, получили реализацию в проектах реформ государственного управления, а также в оздоровлении системы финансов.

М.М. Сперанский исследовал вопросы содержания, назначения и классификации законов, законодательного процесса. Он придавал огромное значение влиянию законов на образование "истинной монархии".

В основу государственного устройства, по мнению М.М. Сперанского, должен быть положен принцип разделения властей. Он разработал структуру трех видов власти на всех уровнях - вплоть до волости - первичной административной единицы.

М.М. Сперанский был также идеологом финансовой реформы, он подготовил план финансовых преобразований. В ходе данных мероприятий им был также разработан новый таможенный тариф.

Список литературы и источников

1.Власенко И.Б. Финансы и право России XIX века. / И.Б. Власенко. // - URL: #"justify">2.Калягин В.А. Политические взгляды М.М. Сперанского. / В.А. Калягин. - Саратов: Из-во Саратовского ун-та, 1973. - 49с;

.Ключевский В.О. М.М. Сперанский. Материалы лекции LXXXIII, т. V. / В.О. Ключевский. // СЕНТЕНЦИЯ. Историко-философский альманах. - URL: #"justify">4.Константинова Н.А. История развития государственного финансового контроля. / Н.А. Константинова. - URL: #"justify">5.Лушин С.И. "План финансов" М.М. Сперанского. / С.И. Лушин. // Финансы. - 2004. - №1. - С. 70-74;

.Маньков А.Г. Законодательство и право России второй половины XVII в. / А.Г. Маньков. - СПб.: Наука, 1998. - 216с.;

.Марней Л. Финансовая политика России в первой четверти XIX века. / Л. Мапней. // Официальный сайт Института славяноведения и балканистики РАН. - URL: #"justify">8.marney. htm (дата обращения 07. 02.2009);

9.Морозов В.И. Государственно-правовые взгляды М.М. Сперанского. / В.И. Морозов. - СПб.: Нестор, 1999. - 238 с;

.Пивоваров Ю. Гений блага русской политики. / Ю. Пивоваров. // Рубежи. - 1995. - №5. - С. 75-79;

.Погребинский А.П. У истоков финансового права. / А.П. Погребинский. // Экономика и управление на предприятиях. Научно-образовательный портал. - URL.: #"justify">12.Семигин Г.Ю. Российские политико-правовые доктрины. / Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2005. - 925 с.;

.Сперанский М.М. Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России. / М.М. Сперанский - URL: #"justify">17.Сперанский М.М. О законах. / М.М. Сперанский // Новый исторический вестник. - URL: #"justify">18.Сперанский М.М. О коренных законах государства. / М.М. Сперанский. - URL: #"justify">.Сперанский М.М. Правила высшего красноречия. / М.М. Сперанский. // Некоммерческая электронная библиотека ImWerden. - URL: #"justify">20.Сперанский С.И. Учение Сперанского М.М. о праве и государстве. / С.И. Сперанский. - М.: Ось-89, 2001. - 223с.;

21.Тесля А.А. Источники (формальные) гражданского права Российской империи в XIX - начале XX вв. / А.А. Тесля. - URL: #"justify">.Тимошина Е.В. Рукописное наследие М.М. Сперанского как источник исследования его правового мировоззрения. / Е.В. Тимошина. // Правоведение. - 2001. - №3. - С. 21-25;

23.Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. / С.А. Чибиряев. - М.: Наука, 1989. - 216с.

Похожие работы на - Государственно-правовые взгляды М.М. Сперанского