Институт политического убежища в России. Институт политического убежища в Российской Федерации Список использованных источников

25.05.2020

К. ю. н. Новикова А. Е., Жорник А. М.

НИУ «Белгородский государственный университет», Российская Федерация

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПОЛИТИЧЕСКОГО УБЕЖИЩА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа выполнена в рамках государственного задания; регистрационный номер 6.2962.2011

Политическое убежище – это правовой институт, признанный и реализуемый в большинстве стран мира. В данном аспекте Российская Федерация не является исключением. В ч. 1 ст. 63 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) говорится: « Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права » .

Помимо существующих и признаваемых общепризнанных норм международного права , Российская Федерация разработала свою систему национальных нормативно-правовых актов, которые призваны регулировать данный институт. Первое место среди них занимает Указ Президента Российской Федерации (далее – Президент РФ) от 21 июля 1997 г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» , в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Также в данном положении указан перечень лиц, которым политическое убежище не может быть предоставлено:

Лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

Лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

Лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

Лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

Лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»;

Лицо представило заведомо ложные сведения;

Лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;

Лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Решение о предоставлении лицу политического убежища оформляется Указом Президента, что свидетельствует о важности и особом характере данного статуса.

Лицо, желающее получить в России политическое убежище, должно направить ходатайство о предоставлении Российской Федерацией политического убежища на имя Президента РФ в территориальный орган Федеральной миграционной службы (далее – ФМС). Вместе с ходатайством подаются документ, удостоверяющий личность, два черно-белых фото; заполняются анкета и опросные листы, а также проводится с лицом собеседование. Указанные документы подаются заявителем лично в течение семи дней по прибытии на территорию Российской Федерации или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства. Более подробно с данной процедурой можно ознакомиться в Административном регламенте ФМС, утвержденном Приказом ФМС от 5 декабря 2007 г. .

Среди органов, принимающих участие в рассмотрении ходатайства, в Положении и Регламенте указаны:

ФМС РФ (в частности, Управление по вопросам гражданства);

Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД РФ);

Министерство иностранных дел Российской Федерации (далее – МИД РФ);

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (далее – ФСБ РФ);

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ (далее – Комиссия).

При этом для каждого указанного органа устанавливается лимит времени для рассмотрения документов – 1 месяц.

После подачи ходатайства заявитель подлежит обязательной дактилоскопической регистрации. Обязательную дактилоскопическую регистрацию заявителя проводит уполномоченный сотрудник территориального органа ФМС России по месту подачи ходатайства.

После заполнения и подачи всех необходимых документов сотрудник, принявший их, составляет мотивированное заключение, в котором отражаются основные биографические данные заявителя, его доводы в обоснование ходатайства, информация о внутриполитическом положении в стране происхождения заявителя, а также выводы и предложения о возможности принятия ходатайства к рассмотрению. Это заключение направляется руководителю территориального органа ФМС РФ, который, в свою очередь, принимает решение об отказе в приеме ходатайства к рассмотрению или о его приеме. В последнем случае заявителю выдается Справка о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища. После этих процедур ходатайство рассматривается в вышеназванных органах, которые дают свои заключения, на основании которых Президент РФ принимает решение о предоставлении или непредоставлении политического убежища.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что в Российской Федерации процедура предоставления политического убежища (в отличие, например, от процедуры предоставления статуса беженца) регулируется не федеральным законом, а Указом Президента РФ и Административным регламентом ФМС РФ, т.е. ведомственным актом. Однако, не смотря на это, процедура предоставления политического убежища Российской Федерацией урегулирована достаточно подробно и последовательно. Представляется, что правоприменительная деятельность в этой связи должна базироваться на однозначных правовых установлениях, не допускающих интерпретационных разногласий, а в последующем реальных проблем.

Список использованных источников:

1. Конвенция о статусе беженцев (заключена в г. Женеве 28.07.1951 г.) // Бюллетень международных договоров. – 1993. – № 9. – С. 6–28.

2. Декларация о территориальном убежище (принята 14.12.1967 г. Резолюцией 2312 (XXII) Генеральной Ассамблеей ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – М.: Юридическая литература, 1990. – С. 287–289.

3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 дек.; 2009. – 21 янв.

4. Указ Президента РФ от 21.07.1997 г. (ред. от 12.07.2012 г.) «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» // Российская газета. – 1997. –29 июля.

5. Приказ ФМС РФ от 05.12.2007 г. № 451 (в ред. Приказа ФМС РФ от 22.01.2010 г. № 16) «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства» (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.02.2008 г. № 11245) // Российская газета. – 2008. – 19 марта.

Политическое убежище -- институт современного международного и внутригосударственного права -- возможность иностранца (лица без гражданства) неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства и пользоваться защитой последнего в отношении как себя лично, так и для членов своей семьи, если у себя на родине этот иностранец подвергается преследованиям по политическим, религиозным, научным и иным основаниям подобного рода. убежище иностранец защита

Становление института права убежища было непростым и долгим.

Одна из первых попыток унификации норм об убежище была предпринята Институтом международного права в 1950 г., принявшим резолюцию "Убежища в международном публичном праве". В ней право убежища было определено следующим образом: "Убежище означает покровительство, которое государство предоставляет на своей территории или в каком -- либо другом месте, находящемся под контролем его определенных органов, лицу, которое его ищет".

Дальнейшее рассмотрение вопросов право убежища шло в рамках Организации Объединенных Наций. Так эти вопросы были включены во Всеобщую Декларацию о территориальном убежище 1967 г.

Статья 14 Всеобщей Декларации прав человека гласит, что каждый имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Право убежища закреплено в статье 1 Декларации о территориальном убежище 1967 г.: "Убежище, предоставленное каким -- либо государством в осуществлении своего суверенитета лицам, имеющим основания ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, включающая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на представляющем убежище государстве".

Декларация 1967 г. закрепляет также следующие положения:

  • · не применять к лицу, ищущему убежище, такие меры, как отказ от разрешения перехода границы или, если оно уже вступило на территорию, на которой оно ищет убежище, высылку или принудительное возвращение в какую -- либо страну, где лицо может подвергнуться преследованию. Этот принцип может не применяться по соображениям национальной безопасности или в целях защиты населения;
  • · лица, получившие убежище на территории иностранного государства, пользуются широкими правами. Их правовой статус, как правило, приравнивается к статусу апатридов, однако, они не могут заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН.

В международной практике государств известны две формы убежища: территориальное и дипломатическое.

Убежище территориальное -- предоставление государством какому -- либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории.

Право территориального убежища признается большинством государств мира и не рассматривается как нарушение суверенных прав других государств.

Убежище дипломатическое -- предоставление какому -- либо лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении иностранного дипломатического представительства или консульского представительства, а также на иностранном военном корабле.

Нужно отметить, что такое убежище признается лишь в некоторых странах Латинской Америки.

Большинство стран считает неприемлемым и неправомерным институт дипломатического убежища. Однако в практике государств имеют место случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государств как таковой, но и в зданиях дипломатических представительств, на бортах военных кораблей и воздушных судов, на территориях, военных баз и прочие. Именно такие случаи именуются дипломатическим убежищем. Правомерность предоставления его, в частности, в дипломатических резиденциях объясняется их иммунитетом. Однако это противоречит п. 3 ст.41 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., которая установила, что "помещения представительств не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительств, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права". Если дипломатические представительства, которым адресована вышеуказанная норма, преступают запрет, то в данном случае речь идет о злоупотреблении дипломатическим иммунитетом, о вмешательстве во внутренние дела государства пребывания.

Признанно, что право убежища является институтом, основанным на государственном суверенитете, и носит исключительно политических характер. Кроме того, характерным признаком права убежища является наличие в каждом конкретном случае заявления (просьбы, прошения) со стороны заинтересованного лица о предоставлении политического убежища.

Одним из основных вопросов данного правового института является вопрос о круге лиц, которым может быть предоставлено убежище.

По сложившейся внутригосударственной практике законоположения о праве убежища включаются в конституционные акты государств с указанием категорий лиц, которые могут претендовать на приобретение указанного права. На государстве, предоставившем убежище лицу на своей территории, лежит обязанность в обеспечении гарантии безопасности этого лица, в невыдаче и невысылке его в страну, где оно может подвергнуться преследованию, и в предоставлении ему основных прав и свобод. Различие между выдачей и высылкой заключается в следующем:

  • · высылка является административно -- правовым актом, а выдача является актом правовой помощи;
  • · высылка представляет собой внутригосударственный институт, в то время как выдача является институтом международно-правовым;
  • · высылка производится по инициативе государства, на территории которого находится лицо, а выдача -- лишь при условии наличия требования о выдаче.

Следует подчеркнуть, что право убежища как международно-правовой институт является правом государства, а не правом того или иного физического лица. Более того, исходя из норм международного права, не существует обязанности государств предоставлять убежище даже определенным категориям лиц в бесспорном порядке. В равной мере во внутригосударственных правовых нормах ни одного из государств не содержится положение о том, что граждане того или иного государства имеют право просить убежища у другого государства. Индивид, обратившийся с просьбой к иностранному государству о предоставлении убежища, совершает неправомерные действия по внутреннему законодательству его государства, Такая просьба представляет собой попытку выйти из под юрисдикции своего государства противоправным способом.

В национальном законодательстве различных государств об убежище общим основанием для его предоставления является тот или иной вид преследования лица у себя на родине по политическим мотивам.

Считается общепризнанным, что убежище не может быть предоставлено:

  • · лицам, совершившим международное преступление (военным преступникам и др.);
  • · уголовным преступникам, совершившим преступления международного характера, выдача которых предусмотрена многосторонними международно- правовыми документами (например, угон самолетов, незаконное распространение наркотических веществ и психотропных препаратов и др.);
  • · уголовным преступникам, выдача которых предусмотрена двусторонними или многосторонними договорами государств о выдаче;
  • · лицам, совершившим деяния, противоречащие целям и принципам ООН.

В случае неправомерного предоставления убежища государство гражданства вправе требовать выдачи лица, получившего таковое, а государство убежище обязано выдать его.

Предоставление убежища в РФ

Во внутригосударственном праве право политического убежища -- особое личное право, которое конституции и законы демократических государств предоставляют иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Предоставление политического убежища является суверенным правом РФ как субъекта международного права. Принятие решений о предоставлении политического убежища -- прерогатива Президента, который реализует свои конституционное полномочие от имени Российского государства с учетом государственных интересов России на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией. Этим вопросам посвящена ст. 63 и ст. 89 Конституции РФ.

Статья 63 Конституции РФ гласит:

  • · РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
  • · В РФ не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействия), не признаваемые в РФ преступлениями.

Статья 89. Президент РФ:

· Решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища.

РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища и защиты от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно -- политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанными мировым сообществом, нормами международного права.

Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. акцентирует внимание на том, что предоставление убежища должно соответствовать государственным интересам России, не принижая при этом значения упоминаемых общепризнанных принципов и норм международного права, к которым отсылает конституционный текст. Однако сформулированные и признанные государствами договоренности в сфере предоставления политического убежища не носят характера общепризнанных принципов и норм международного права хотя бы потому, что положения Декларации о территориальном убежище по своей юридической природе являются рекомендательными.

В соответствии с названным положением РФ предоставляет политическое убежище лицам, которые ищут убежища и защиты, т.е. политически преследуемым лицам, под которыми Женевская Конвенция о беженцах (принята 28 июня 1951 г. в соответствии с резолюцией 429 (v) ГА ООН от 14 декабря 1950 г.) понимает каждого, кто по причине своей расовой, религиозной, национальной, социальной принадлежности или за политические убеждения подвергается преследованию с угрозой для жизни или ограничению личной свободы либо достаточными основаниями опасается такого преследования.

Российские правила предполагают предоставление политического убежища и защиту не просто за политическую деятельность и убеждения, а что очень важно -- за деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права.

Преследование по политическим мотивам, согласно российским правилам должно быть направлено непосредственно против лица, которое обращается с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Предоставление политического убежища производится указом Президента РФ.

Порядок предоставления РФ политического убежища и процедура рассмотрения ходатайств по этим вопросам установлены Положением, утвержденным Указом Президента от 21 июля 1997 г. № 746.

Лицо, желающее получить политическое убежище на территории РФ, обязано в течение 7-и дней по прибытию на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое затем направляется в Федеральную миграционную службу России.

Федеральная миграционная служба России рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключение Министерства внутренних дел РФ, Министерства иностранных дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ и затем направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища РФ.

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит своипредложения по каждому ходатайству Президенту РФ для принятия им решения. Срок рассмотрения ходатайств во всех перечисленных выше органах не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.

Указ Президента РФ о предоставлении РФ политического убежища лица вступает в силу со дня его подписания.

Федеральная миграционная служба России в 7-дневный срок со дня издания указа Президента РФ уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласия детей, не достигших 14 лет, не требуется.

Положением регулируется также порядок лишения РФ политического убежища на основе указа Президента по соображениям национальной безопасности, а также в случае занятия деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо если лицо совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу приговор.

Таким образом, в международном праве право политического убежища регулируется в основном обычаями международно-правовыми, а также Декларацией "О территориальном убежище", принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 14 декабря 1967 г. Во внутригосударственном праве право политического убежища -- особое личное право, которое Конституция и законы демократических государств предоставляют иностранным гражданам и лицам без гражданства.

  • 1.3. Конституционное право России как учебная дисциплина
  • Заключение
  • 2. Основы теории конституционализма
  • 2.1. Понятие, сущность и функции конституции
  • 2.2. Предмет конституционного регулирования и структура конституций
  • 2.3. Основные черты и юридические свойства конституции
  • 2.4. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации
  • Заключение
  • 3. Основы конституционного строя и его элементы
  • 3.1. Понятие и содержание конституционного строя России и его основ
  • 3.2. Конституционный строй и развитие общества и государства
  • Заключение
  • 4. Конституционные основы народовластия в Российской Федерации
  • 4.1. Понятие народовластия, механизм реализации полновластия народа
  • 4.2. Конституционные формы осуществления власти народа в Российской Федерации
  • Проведение публичных мероприятий.
  • 5. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
  • 5.1. Концепция прав человека в конституционном законодательстве России
  • 5.2. Понятие основ конституционно-правового статуса личности
  • 5. 3. Конституционные принципы правового положения личности
  • Заключение
  • 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
  • Три поколения прав человека и гражданина
  • 6.2. Понятие и конституционные принципы основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 6.3. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина
  • 6.4. Ограничение прав и свобод человека и гражданина
  • 6.5. Содержание личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина Система основных личных прав и свобод российских граждан
  • Система основных политических прав и свобод российских граждан
  • 6.6. Обязанности граждан Российской Федерации
  • 7. Конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 7.1. Конституционные гарантии прав и свобод
  • 7.2. Государственная защита прав и свобод граждан
  • 7.3. Конституционное право граждан на самозащиту
  • Статьей 14 гпк Российской Федерации предусмотрена самозащита гражданских прав:
  • 7. 4. Конституционные гарантии правосудия
  • 7.5. Конституционные гарантии правосудия
  • Заключение
  • 8. Гражданство Российской Федерации
  • 8.1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации
  • 8. 2. Понятие гражданства Российской Федерации
  • 8.3. Принципы гражданства
  • 8.4. Основания, и порядок приобретения гражданства
  • Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке (Ст. 13).
  • Восстановление в гражданстве Российской Федерации (ст. 15).
  • На защиту интересов детей направлены, и положения За­кона на случай изменения родителями своего гражданства. Гражданство детей (ст. 9).
  • 8.5. Государственные органы по делам гражданства
  • 8.6. Прекращение гражданства Российской Федерации
  • Заключение
  • 9.Особенности конституционно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
  • 9.1. Понятие и особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 9.2. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Часть 1 статьи 63 Конституции рф предусматривает предоставление в России политического убежища.
  • 9.4. Обеспечение правил пребывания в России иностранных граждан
  • Заключение
  • 10. Основы федеративного устройства России
  • 10.2. Становление и развитие Российской Федерации
  • 10.3. Предметы ведения Российской Федерации
  • 10.4. Проблемы совершенствования законодательства в сфере федеративных отношений
  • Заключение
  • 11. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
  • 11.1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации
  • 11.2. Конституционный статус субъектов Российской Федерации
  • 11.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
  • 12. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации
  • 12.1. Понятие и классификация органов государственной власти
  • 1. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • Конституционный статус Правительства рф.
  • 12.2. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в рф
  • Заключение
  • 10 См. Сз рф. 1995. № 49. Ст.4868
  • 9.3. Институт политического убежища в России

    Право на политическое убежище в случае преследования гражданина за свои убеждения - одно из древнейших прав человека (достаточно вспомнить высылки государственных и общественных деятелей из древних Афин (остракизм) находивших убежище в других греческих государствах - полисах).

    Право человека на политическое убежище провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (часть первая статьи 14): “Каждый человек имеет право искать убежище от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем”.

    Право на политическое убежище предоставляется обычно лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, за антивоенную пропаганду, за критику властей, т.е. за действия, не квалифицируемые в международном праве и национальном праве демократических государств как правонарушения.

    Право на политическое убежище имеет различные ограничения:

    “Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций” (часть вторая статьи 14 Всеобщей декларации прав человека). Иначе говоря, политическое убежище не должно предоставляться лицам, совершившим террористические акты, выступления расистского характера, действия, подрывающие общественный порядок, несущие угрозу здоровью или нравственности населения и т.д.

    Часть 1 статьи 63 Конституции рф предусматривает предоставление в России политического убежища.

    Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации и их статус определяютсяУказом Президента РФ от 21 июля 1997 г.Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации.

    Согласно этому Положению, политическое убежище предоставляется Указом Президента Российской Федерации. Лицо, которому предоставлено убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства законом или международным договором. Предоставление политического убежища распространяется на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Инстанция, в которую предоставляется ходатайство, является Федеральная миграционная служба МВД России , а инстанцией, направляющей свои предложения Президенту, -Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Лицу, которому предоставлено политическое убежище в Российской Федерации, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

    В международном праве под политическим убежищем принято понимать предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам со стороны своего государства или страны обычного места жительства.

    В свою очередь, преследование по политическим мотивам означает преследование за политические убеждения, общественную, религиозную деятельность и верования, расовую, национальную принадлежность и т.д.

    Следует различать политическое убежище на территории РФ и в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ (дипломатическое убежище ).

    Применительно ко второму случаю следует, однако, иметь в виду, что ст.41 Венской конвекции о дипломатических сношениях 1961 г. запрещает использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с функциями представительства.

    Согласно п. 1, ст.1 Декларации о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г . убежище предоставляется государством в порядке осуществления его суверенитета.

    Из этого следует, что индивид может просить Российскую Федерацию о предоставлении политического убежища, а право государства предоставить политическое убежище иностранному гражданину и лицу без гражданства либо отказать в нем.

    Россия в праве в своих внутренних нормативных актах определять основания и порядок (судебный, административный) предоставления политического убежища, а также политического статус лиц, получивших такое убежище (см. Законы РФ “О беженцах” и “О вынужденных переселенцах”).

    Можно говорить о существовании обычной нормы международного права, закрепляющей право государств по своему усмотрению предоставлять политическое убежище определенным лицам и обязывающий другие государства уважать это право.

    Значительное число государств признают правило, запрещающее предоставлять дипломатические убежища, которое продолжает действовать в странах Латинской Америки. В международном праве растет число договорных обычных норм, обязывающих государства не предоставлять политическое убежище определенным категориям лиц. К ним относятся в частности, лица, обвиняемые в совершении преступлений против человечества, уголовных преступлений, включенных в перечень о выдаче в соответствии с международными договорами (например, террористы).

    Россией производится выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также пере­дача осужденных для отбывания наказания в других государствах. Это возможно на основе федерального закона или международного договора России. В этих договорах определен круг подлежащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нор­мы содержатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Вопросы о выдаче решаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

    Вопрос утраты политического убежища решается Президентом РФ на основании предложений Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, по представлению Федеральной миграционной службы, на основании заключений МИД, МВД, ФСБ.

    "
    Перечисленные условия, за исключением срока проживания на территории Российской Федерации, являются новыми для института российского гражданства. Установленный же Федеральным законом срок проживания в России по сравнению с предусматриваемым ранее стал более продолжительным. Так, вместо общих пяти лет или трех лет непрерывного проживания в стране перед подачей заявления о приеме в гражданство иностранный гражданин или лицо без гражданства должны будут прожить в Российской Федерации не менее шести лет. Такой минимальный срок проживания обусловлен вводимым с 1 ноября 2002 г. порядком получения вида на жительство, который предусматривается Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Согласно этому Закону, принятому в июле 2002 г. и вступающему в силу с 1 ноября 2002 г., вид на жительство может быть выдан лицу, прожившему не менее одного года в Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание. Учитывая, что разрешение действует в течение трех лет, нельзя гарантировать, что по истечении года каждому, желающему получить вид на жительство, этот документ будет выдан. Таким образом, срок проживания в Российской Федерации перед обращением с заявлением о приеме в гражданство может составлять до 8 лет. Надо сказать, что Федеральный закон о гражданстве допускает возможность сокращения установленного им срока проживания на территории Российской Федерации до одного года, при наличии хотя бы одного из следующих оснований: рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР; состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста 18 лет и имеющих российское гражданство; наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; предоставление лицу политического убежища на территории России или признание его беженцем. Соблюдение остальных условий приема в гражданство является обязательным и для указанных категорий лиц. В этой связи небезынтересно вспомнить "думские" дебаты по поводу требований о знании российской Конституции и русского языка. Заметим, что первоначальный вариант законопроекта не содержал в качестве условия приема в гражданство знание русского языка. Это требование было включено в текст законопроекта поправкой, инициаторами которой являлись депутаты Гребенников В.В., Булаев Н.И. и Багишев З.А. Поправка о языке называлась дискриминационной по отношению к соотечественникам из стран "ближнего" зарубежья, так как именно они, а не "французы, англичане или американцы, хотят стать гражданами России и осаждают российские посольства". Говорилось и о том, что с принятием данной поправки Россия не сможет больше осуждать Латвию и Эстонию за аналогичные меры, введенные ими несколько лет назад и ограничивающие возможность приобретение гражданства этих стран иноязычным населением, и тем самым Россия может ускорить продвижение прибалтийских государств на пути к вступлению в НАТО. При приеме в гражданство в упрощенном порядке срок проживания на территории Российской Федерации не имеет значения. Согласно статье 14 Федерального закона упрощенный порядок распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших возраста 18 лет, если они: имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации; являлись гражданами СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства. Приобрести российское гражданство в упрощенном порядке без соблюдения перечисленных выше требований к приему в гражданство могут дети и недееспособные лица при условии, что один из родителей или единственный родитель ребенка имеет гражданство Российской Федерации, либо если над ребенком или недееспособным лицом установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации. Вопросам гражданства детей при изменении гражданства их родителей, опекунов и попечителей, а также гражданства недееспособных лиц посвящена глава V Федерального закона. Претерпел изменения и институт восстановления в гражданстве Российской Федерации. Процедура восстановления в гражданстве приравнена к процедуре приема в гражданство. Единственным отличием является лишь то, что для восстановления в гражданстве необходимый срок проживания в Российской Федерации сокращается до трех лет. Заметим, что и в этой части президентский вариант законопроекта был более "либеральным", поскольку предлагал при восстановлении в гражданстве вообще не учитывать срок проживания в Российской Федерации. Существенно расширен перечень оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство и о восстановлении в гражданстве. Наряду с уже известными российскому законодательству основаниями, которыми являются выступление за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации и отбывание наказания в виде лишения свободы за действия, преследуемые по российским законам, этот перечень дополнен новыми положениями (статья 16 Федерального закона). Теперь указанные заявления будут отклоняться также в случаях, если лицо: в течение пяти лет, предшествующих дню обращения с заявлением, выдворялось за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом; использовало подложные документы или сообщило заведомо ложные сведения в целях приобретения гражданства Российской Федерации; состоит на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства (если иное не предусмотрено международным договором); имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории России или за ее пределами; преследуется в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу); не имеет законного источника средств к существованию на день обращения с заявлением или в течение пяти лет непрерывного проживания в Российской Федерации (если иной срок проживания, являющийся условием приема в российское гражданство не установлен данным Федеральным законом). Выход из гражданства Российской Федерации, также как и прием в гражданство, осуществляется в общем или упрощенном порядке (последний заменил собой выход из гражданства в порядке регистрации). Выход из гражданства осуществляется на основании добровольного волеизъявления лица, за исключением случаев, когда лицо имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом, привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его вступил в законную силу обвинительный приговор, подлежащий исполнению, или если лицо не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (статьи 19 и 20 Федерального закона). При наличии указанных обстоятельств выход из гражданства Российской Федерации не допускается. Принятие решений по вопросам гражданства, приобретаемого или прекращаемого в общем порядке, отнесено к ведению Президента, а в упрощенном порядке – к ведению органов внутренних дел (если заявитель находится на территории Российской Федерации) либо к ведению дипломатических представительств и консульских учреждений (если заявитель находится за пределами Российской Федерации). Срок рассмотрения заявлений о приобретении или прекращении российского гражданства в общем порядке не может превышать одного года, а в упрощенном порядке – шести месяцев со дня принятия заявления к рассмотрению. Следует отметить, что положения Федерального закона, касающиеся производства по делам о гражданстве, не являются принципиально новыми. В то же время они более четко по сравнению с ранее действовавшим законодательством регламентируют процедуру подачи и рассмотрения заявлений по вопросам гражданства, а также порядок принятия по ним решений. При этом впервые законом закрепляется норма, согласно которой формы заявлений, перечень указываемых в них сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения российского гражданства определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Эта норма представляется весьма важной, поскольку наличие акта Президента, которым практически в полном объеме должны быть регламентированы все необходимые процедуры, значительно сузит сферу ведомственного нормотворчества по вопросам гражданства Российской Федерации.

    Право на политическое убежище в случае преследования гражданина за свои убеждения - одно из древнейших прав человека.

    Право человека на политическое убежище провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (часть первая статьи 14): «Каждый человек имеет право искать убежище от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем».

    Право на политическое убежище предоставляется обычно лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, за антивоенную пропаганду, за критику властей, т.е. за действия, не квалифицируемые в международном праве и национальном праве демократических государств как правонарушения.

    Право на политическое убежище имеет различные ограничения. Оно не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН.

    Часть 1 статьи 63 Конституции РФ также предусматривает предоставление в Российской Федерации политического убежища. Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации и их статус определяютсяУказом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации».

    Согласно этому Положению, политическое убежище предоставляется Указом Президента РФ. Лицо, которому предоставлено убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства законом или международным договором. Предоставление политического убежища распространяется на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Инстанцией, в которую предоставляется ходатайство, является Федеральная миграционная служба МВД РФ , а инстанцией, направляющей свои предложения Президенту, - Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ. Лицу, которому предоставлено политическое убежище в России, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

    В международном праве под политическим убежищем принято понимать предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам со стороны своего государства или страны обычного места жительства.



    В свою очередь, преследование по политическим мотивам означает преследование за политические убеждения, общественную, религиозную деятельность и верования, расовую, национальную принадлежность и т.д.

    Следует различать политическое убежище на территории РФ и в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ (дипломатическое убежище ). Применительно ко второму случаю следует иметь в виду, что ст.41 Венской конвекции о дипломатических сношениях 1961 г. запрещает использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с функциями представительства.

    Согласно п. 1, ст.1 Декларации о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г. убежище предоставляется государством в порядке осуществления его суверенитета.

    Из этого следует, что индивид может просить Россию о предоставлении политического убежища, а право государства предоставить политическое убежище иностранному гражданину и лицу без гражданства либо отказать в нем.

    Россия вправе в своих внутренних нормативных актах определять основания и порядок (судебный, административный) предоставления политического убежища, а также политического статуса лицам, получившим такое убежище.

    Можно говорить о существовании обычной нормы международного права, закрепляющей право государств по своему усмотрению предоставлять политическое убежище определенным лицам и обязывающий другие государства уважать это право.

    Значительное число государств признают правило, запрещающее предоставлять дипломатические убежища, которое продолжает действовать в странах Латинской Америки. В международном праве растет число договорных обычных норм, обязывающих государства не предоставлять политическое убежище определенным категориям лиц. К ним относятся, в частности, лица, обвиняемые в совершении преступлений против человечества, уголовных преступлений, включенных в перечень о выдаче в соответствии с международными договорами (например, террористы).



    Россией производится выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах. Это возможно на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации. Вопросы о выдаче решаются Генеральным прокурором РФ.

    Вопрос утраты политического убежища решается Президентом РФ на основании предложений Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, по представлению Федеральной миграционной службы, на основании заключений МИД, МВД, ФСБ.