Признаки правосудия. Понятие, значение и отличительные признаки правосудия

04.02.2021

Правосудие, это одно из основных направлений государственной деятельности правового государства, которым, согласно статьи 1 Конституции, является Российская Федерация . Оно также относится к числу важнейших полномочий судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место. Следует понимать, что «правосудие» и «судебная система» – это совершенно разные вещи. Правосудие можно совершить и без судебной системы, а наличие судебной системы вовсе не гарантирует правосудия, получается, что понятие правосудия шире чем судебная власть.

Для того, чтобы понять различие правосудия и судебной власти, необходимо определить понятийное их содержание. Судебная власть и правосудие – понятия родственные, близкие по содержанию, но не тождественные. Судебная власть призвана осуществлять правосудие. Правосудие – вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой.

Судебная власть – это ветвь государственной власти. Ее наиболее существенной особенностью является то, что она может реализоваться только государственными судами, входящими в состав судебной системы, закрепленной в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе. К определению понятия «правосудие» в разных идеологических системах имеются разные подходы.

Правосудие – это вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в результате которой проявляется судебная власть. Согласно определению любое решение, любой приговор суда –уже заведомо справедливый и законный, каким бы он ни был.

Термин «правосудие» имеет чисто техническое значение и отделено от его первоначального настоящего смысла. Основа всякого правосудия – мораль и нравственность. Правосудие – это рассмотрение дела судьями по совести и вынесение справедливого решения или приговора. Правосудие – это положительный результат деятельности судебной системы. Наиболее широкое понимание правосудия философско-феноменологическое, где осуществление правосудия представляют в виде исполняемого ритуала, направленного на приобретение законной силы, случая применения права при разрешении каких-либо споров. Вынесенное решение само может приобрести силу закона, равную применённой правовой норме (судебный прецедент).
По определению В. И. Даля, «правосудие» - «правый суд, решение по закону, по совести, – правда» . С. И. Ожегов определил правосудие более ограничительно как «деятельность судебных органов» . В словаре Д. Н. Ушакова под правосудием понимается и «деятельность судебных органов, основанная на законе» и «судебная деятельность государства» вообще .

Роль и значение правосудия обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести, прежде всего, то обстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций. Именно правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания либо иного определенного в законе воздействия. Такое же слово принадлежит ему и при определении юридических последствий по спорам, связанным с реализацией, скажем, трудовых, семейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имущественных или неимущественных прав граждан. Правосудие также является способом разрешения споров имущественных и некоторых других, возникающих в сфере экономической деятельности между государственными и негосударственными организациями, лицами, занимающимися предпринимательством.

Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам отправления правосудия и нередко именуемые в юридической литературе актами правосудия, в соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами. Одно из них - общеобязательность. Оно означает, что вступившие в законную силу приговор, определение или постановление, вынесенные судом при рассмотрении уголовного дела, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации . Несколько иначе по закону определяется социальное и правовое значение судебных решений по гражданским делам: после вступления в законную силу они, как правило, не исполняются автоматически. Для их реализации требуется волеизъявление заинтересованного лица либо наступление какого-то другого условия. Но если, к примеру, такое волеизъявление выражено, то требование об исполнении судебного решения по гражданскому делу становится обязательным для всех и на всей территории страны.

Неисполнение судебного решения или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санкций в отношении тех, кто повинен в этом. Например, в соответствии со ст. 315 УК злостное неисполнение государственным или иным служащим решения, приговора, определения или постановления суда либо воспрепятствование их исполнению может быть наказано различными мерами наказания, начиная от штрафа и кончая лишением свободы.

Сущность правосудия, его роль и значение вместе с тем проявляются не только и не столько в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением правоохранительной деятельности, венчается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических признаков. К их числу следует отнести прежде всего то, что по закону этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. Данное положение означает, что правосудие - это разбирательство двух категорий дел: гражданских и уголовных. В юридической литературе существует более широкое истолкование данного аспекта понятия правосудия. В него довольно часто стали включать также рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных законом к ведению судов. Такая тенденция начинает постепенно признаваться законодателем. Об этом свидетельствует содержание статьи 3 Закона о военных судах, где сказано: “Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства”. Другими словами, данный закон предлагает смотреть на понятие правосудия шире, чем это делалось в течение многих десятилетий, и включать в него еще одну – третью категорию дел – подведомственные судам дела, разбираемые в порядке административного судопроизводства.

Первая из названных выше категорий – гражданские дела охватывает многообразный круг споров или правонарушений, касающихся имущественных и некоторых неимущественных прав, и законных интересов частных лиц к которым относятся российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, предприятия, учреждения и организации. Среди дел этой категории можно найти дела, возникшие в связи с неуплатой кем-то долга, невыполнением обязательств по заключенному договору, незаконным увольнением с работы, выселением с занимаемой жилплощади, опубликованием в печати или иных средствах массовой информации порочащих сведений, ненадлежащим исполнением родительских обязанностей и другие.

Вторая категория дел – уголовные дела касается сравнительно ограниченного круга правонарушений, а именно только тех, которые считаются преступлениями, то есть виновно совершенными общественно опасными деяниями, запрещенными Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания. Разбирательство дел этой категории является деятельностью в высшей степени и ответственной, поскольку речь идет о признании и непризнании конкретного человека преступником и применении или неприменении к нему мер уголовного наказания.

Третья категория дел – об административных правонарушениях, рассмотрение которых образует часть того, что называется правосудием, - это дела о правонарушениях, ответственность за которые устанавливается административным законодательством, прежде всего Кодексом об административных правонарушениях. Меры взыскания, которые могут быть назначены лицу, виновному в таком правонарушении, обычно менее строги, чем те, которые применяются в отношении преступников, наиболее распространенными мерами административного взыскания являются, например, штраф, как правило, в сравнительно небольшом размере, конфискация орудия, с помощью которого совершались правонарушение, лишение права управлять автомобилем или права заниматься охотой. Чаще всего эти взыскания налагаются широким кругом органов должностных лиц, в частности, начальниками органов внутренних дел или их заместителями, должностными лицами учреждений железнодорожного и других видов транспорта, санитарного надзора, охраны природы, государственных инспекций по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, по контролю за ценами, по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и многие другие. Административные взыскания вправе налагать и судьи. Реализуя полномочия по разбирательству материалов об административных правонарушениях, судьи вправе применять сравнительно строгие меры из числа тех, которые предусмотрены в кодексе об административных правонарушениях, к ним относятся:

Штрафы в относительно высоких размерах, например, за нарушения правил совершения действий в зоне континентального шельфа;

Конфискация объектов, с помощью которых совершено административное правонарушение (при определенных обстоятельствах могут быть конфискованы, к примеру, орудия незаконного лова, охоты, радиопередающее устройство и даже морское рыболовецкое судно);

Исправительные работы сроком до двух месяцев с удержанием из заработной платы до двадцати процентов;

Административный арест на срок до пятнадцати суток.

Еще одним отличительным признаком правосудия является то, что данный вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особой процедуры, которая детально регламентируется законом. Как было сказано выше, закон подчеркивает, что рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должно происходить в судебных заседаниях, а это значит, что разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора возможно лишь при неуклонном соблюдении правил гражданского, арбитражного, административного или уголовного судопроизводства, предусмотренного соответствующим законодателем. Правила эти регулируют практически наиболее существенные вопросы, которые могут возникнуть при подготовке и проведении судебного заседания это порядок формирования законного состава, круг лиц, которые могут и должны участвовать в заседании, их права и обязанности, условия и последовательность выполнения конкретных действий, правила собирания, фиксации и исследования доказательств. Все они, в конечном счете, направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного и справедливого решения, по существу.

К отличительным признакам правосудия относится, наконец, также то, что оно может осуществляться только особым органом- судом. Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность. Как уже отмечено, специфика полномочий судебной власти требует, чтобы осуществляющий ее орган строился и имел возможность действовать так, как этого требуют интересы законности и справедливости.

Отсюда особенности порядка образования судов, их взаимоотношений с государственными учреждениями, реализующими другие ветви власти - законодательную и исполнительную. Отсюда также стремление установить особый порядок судебной деятельности, а равно стремление всемерно повышать авторитет судов, чтобы они прочно занимали свое место на вершине пирамиды правоохранительных органов.

Таким образом, с учетом отмеченных отличительных признаков правосудия, его определение можно сформулировать следующим образом: Правосудие, это осуществляемая судом правоохранительная деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Любой государственный орган при реализации государственной власти выполняет присущие ему функции. Они предопределяются функциями государства, под которыми понимаются направления его деятельности, обусловленные объективными потребностями общественной жизни и задачами, стоящими перед государством.

Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства. Если в функциях государства выражается содержание его деятельности в целом, то в функциях отдельного государственного органа – содержание относительно обособленной части государственного механизма.

Правоохранительную функцию государства осуществляют все государственные органы. Чтобы не возникло сомнений, в какой мере тот или иной государственный орган отражает ту или иную сторону правоохранительной функции государства, необходимо четкое законодательное закрепление за ними их функций. В отношении судов так и сделано. В ст. 4 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» сказано, что суды осуществляют правосудие.

Указание в законодательстве на то, что правосудие осуществляется только судом, является органически необходимым. Его отсутствие свидетельствовали бы о том, что органы законодательной власти не провели до конца тот подход, который они использовали в отношении других государственных органов, например, органов исполнительной власти. Наличие в законе нормы о том, что правосудие осуществляется только судом, означает, что правосудие включено в систему государственных функций; для его реализации государство специально создает суды; государство гарантирует не возлагать функцию правосудия на другие специально созданные государственные органы; наиболее важные с точки зрения государства юридические конфликты будут разрешаться судом, вне желания сторон рассмотреть возникший конфликт другим государственным органом, а не судом.

Правосудие – это функция суда. Но чтобы эта функция была реализована, суды должны быть наделены компетенцией. Компетенция (от лат. competo – добиваюсь, соответствую) означает: 1) круг полномочий, предоставленных законом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области.

Компетенции суда присущ объективно-субъективный характер. Объективный – поскольку компетенция суда зависит от экономического состояния общества, а субъективный – потому что проходит через сознание человека и закрепляется в нормативно-правовых актах. Наделение суда компетенцией, отвечающей политическим, экономическим и социальным условиям жизни общества, является одной из важнейших предпосылок эффективного использования всех возможностей государства в руководстве социальными процессами.


Устанавливая компетенцию судов, государство тем самым определяет место судов в системе органов государственной власти. Причем, для разрешения стоящих перед судами задач, необходимо, по возможности, устанавливать стабильную компетенцию. Однако это не означает, что компетенция суда не должна меняться на протяжении длительного времени. Механизм осуществления функции правосудия должен быть гибким, способным реагировать на меняющиеся общественные отношения.

Компетенция суда устанавливается в законодательстве. Суд не только вправе, но и обязан осуществлять ту компетенцию, которая на него возложена государством. Он не должен уклоняться от выполнения своей компетенции, равно как и выходить за ее пределы, а также перелагать ее на другие государственные органы и общественные организации. В своей деятельности суды не вправе подменять друг друга, иначе это явится нарушением их компетенции.

Компетенция суда проявляется в деятельности суда. Всякая деятельность, в том числе и судебная, включает в себя определенные компоненты. Судебная деятельность – это совокупность действий суда, совершаемых в определенной последовательности и образующих судебный процесс, который можно разделить на конкретные стадии (части).

Таким образом, правосудие – это правоприменительная деятельность суда. При этом правовые нормы образуют основу судебной деятельности, организуют осуществление функции правосудия, придают ей определенную направленность. Правовые нормы являются основным, фундаментальным регулятором правосудия. Право в наибольшей мере вторгается в деятельность по реализации правосудия. Оно упорядочивает поведение субъектов как носителей общественных отношений.

В законодательстве последовательно проводится идея, что правосудие – правоприменительная деятельность суда. Так, в ст. 4 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 13 января 1995 г. сказано: «Суды осуществляют правосудие в точном соответствии с законодательством», а в ст. 9 говорится, что судьи подчиняются только закону.

Итак, при рассмотрении и разрешении судом дел осуществляется правоприменительная деятельность. Но лишь наиболее важные стороны правосудия подвергнуты правовому регулированию. В остальном государство доверяет суду действовать по своему усмотрению, опираясь на индивидуальное сознание судьи. Каждый шаг суда невозможно подробно регламентировать. Именно поэтому в ряде случаев в законе содержатся лишь общие рекомендации о его деятельности. Тем самым ему предоставляется определенная свобода в выборе варианта поведения. В таких случаях суд использует свое усмотрение. Причем решение, принятое судом исходя из своего усмотрения, влечет те же правовые последствия, что и решение, принятое на основе конкретного правового предписания.

Судебное усмотрение базируется на нормах права. Для обеспечения целесообразного и справедливого судебного решения необходимо сочетание норм права и судебного усмотрения, ограниченного их пределами. Роль судебного усмотрения при осуществлении правосудия определяется уровнем детализации правового регулирования, который избрал законодатель. Этот уровень будет неодинаков и зависит от важности той или иной сферы общественных отношений, подвергаемых правовому регулированию.

Судебное усмотрение выступает, по крайней мере, в двух формах: 1) когда суд из нескольких конкретных правовых норм выбирает одну и применяет ее; 2) когда конкретных правовых норм нет, а существует только общая норма и задача суда состоит в том, чтобы, применив ее, не выйти за пределы регулятивных возможностей этой нормы.

Вместе с тем, от того что суд использует судебное усмотрение, правосудие не перестает быть правоприменительной деятельностью.

Следует отметить, что судебная власть в государстве распространяется или, по крайней мере, должна распространяться на все юридические конфликты, которые объективно требуют ее вмешательства. Специфика юридических дел лежит в основе формирования конкретного вида правосудия. Внешне это проявляется в определенном порядке рассмотрения дела. Характер дела и порядок его разрешения образуют вид правосудия. В итоге правосудие – это деятельность суда по рассмотрению дел, отнесенных к его компетенции.

Исходя из уровня развития действующего законодательства существуют следующие виды правосудия:

– по уголовным делам;

– по гражданским делам;

– по хозяйственным делам;

– по делам об административных правонарушениях;

– по конституционным делам.

Уголовные дела – это дела о совершенных преступлениях, которые расследованы и рассмотрены компетентными органами и должностными лицами.

Гражданские дела – это дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, патентных правоотношений и др.

Дела об административных правонарушениях разнообразны. Они рассматриваются многими административными органами государства (органами МВД, таможенными органами, органами санитарного надзора и др.). Некоторые из административных правонарушений рассматривают суды: о мелком хулиганстве, о мелком хищении государственного имущества и др. Только суд может применять арест в качестве меры административного взыскания.

Все эти дела рассматривают суды общей юрисдикции. Рассмотрение дел осуществляется в судебных заседаниях, порядок проведения которых определен в законе. Важной особенностью этих заседаний является участие в них конфликтующих сторон. В гражданском процессе они называются – истец и ответчик, в уголовном процессе – обвиняемый и потерпевший. Кроме них есть еще другие участники судебного процесса: свидетели, эксперты, переводчики и др. Они не заинтересованы в исходе дела. В исходе дела заинтересованы конфликтующие стороны. Для отстаивания своих интересов они не только наделены правами, но имеют и обязанности.

В результате рассмотрения уголовного дела суд выносит обвинительный или оправдательный приговор, по гражданскому делу – решение, а по делам об административных правонарушениях – постановление о наложении административного взыскания.

Для рассмотрения хозяйственных дел (дел, возникающих в сфере экономических отношений) созданы хозяйственные суды.

Конституционные дела – это дела о том, соответствуют ли Конституции Республики Беларусь другие нормативно-правовые акты. Такие дела рассматриваются Конституционным Судом.

Положение Конституционного Суда и хозяйственных судов в судебной системе Республики Беларусь своеобразно: при рассмотрении ими дел представители народа (народные заседатели или присяжные заседатели) не участвуют.

Правосудие всегда осуществляется по конкретному делу. Формой правосудия является судопроизводство, под которым следует понимать последовательность действий суда, направленных на выяснение обстоятельств, подлежащих доказыванию по рассматриваемому делу и вынесению судом соответствующего письменного документа, в котором фиксируются результаты рассмотрения дела. Существуют следующие виды судопроизводства: конституционное, гражданское, уголовное, административное, хозяйственное. Понятие «судопроизводство» идентично понятию «судебный процесс».

Необходимо различать понятие “судебная власть” и понятие “правосудие”.

Понятие “судебная власть” применяется, когда речь идет о видах государственной власти и их содержании. Когда же судебная власть проявляется в деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретного дела, она превращается в функцию правосудия, которая осуществляется только судом. В этом смысле необходимо использовать понятие “правосудие”.

Правосудие - самост. вид гос. деят-ти, главная и основная функция судеб. власти, осуществляемая спец. субъектом-судом. Нет понятия в закон-ве !

Правосудие - э то деятельность суда по рассмотрению любого юрид. дела, спора.

Правосудие -это правоприменительная деятельность суда;

Правосудие – специфич-ая, присущая только судам форма осущ-ния властных полномочий, завершающ-ся принятием судеб. решений, обяз-ных для исполнения всеми лицами, в отношении кот. они выносятся.)

Черты правосудия :

1. правосудие осуществляется только особыми гос. органами –судом и судьей;

2. правосудие осущ-ся только конкрет-ми, установленными законом способами;

3. деят-ть суда по усмотрению права судьи.

Важным треб-нием явл-ся правильный выбор применяемой нормы.каждое конкретное дело должно решаться на основании той нормы, кот. предусматривает фактич. обстоятельство данного дела!)

Правосудие – самостоятельный вид гос.деятельности, главная и основная функция судебной власти , осуществляемая специальным субъектом судом .

Судебная власть осуществляется только судом . Не является правосудием юрисдикционная деятельность других государственных органов и общественных организаций. Судебная деятельность осуществляется присущими ей методами путем рассмотрения и разрешения конкретных юридических дел.

Обычные методы осуществления правосудия :

1)рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел, связанных с охраной прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, т.е. гражданский процесс ;

2)рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел, решение вопроса о виновности подсудимых, применение наказания к лицам, признанным виновными в совершении преступления, либо оправдание невиновных, т.е. уголовный процесс .

Действующее з-д-во и практика его применения знают еще три способа отправления правосудия:

1)рассмотрение в судебных заседаниях дел об административных правонарушениях, т.е. административное судопроизводство ; 2)рассмотрение в судебных заседаниях хоз. споров между субъектами хозяйствования, т.е. хозяйственное судопроизводство ; 3)конституционное судопроизводство , осуществляемое КС при выполнении функции конституционного контроля, определении конституционности нормативных актов.

Правосудие - не только деятельность суда первой инстанции, рассматривающего дело по существу, но и проверка вышестоящим судом законности и обоснованности как не вступивших, так и вступивших в законную силу судебных постановлений. Отличительной чертой правосудия является специфика его содержания как разновидности государственной деятельности. Деятельность по осуществлению правосудия состоит из познавательно-удостоверительной и правоприменительной деятельности. Обязательный отличительный признак правосудия - процессуальная форма, т.е. соблюдение при рассмотрении судебных дел предусмотренной законом юридической процедуры. Правосудие и судебная власть - близкие, но не идентичные понятия .


Способы отправления правосудия зафиксированы в ч. 3 ст. 2 Кодекса о судоустройстве и статусе судей. В ней указывается, что правосудие осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Правосудие - главная и основная функция судебной власти , Судебная власть - более широкое понятие , поскольку, кроме правосудия, она включает и выполнение других многочисленных обязанностей и действий . СВ имеет свои символы, под которыми обычно понимают образы, выражающие определенную идею. К атрибутам судебной власти, ее символам, кроме флага и герба государства, следует отнести судейские мантии, в которые при отправлении правосудия облачаются судьи. Впервые в нашей стране в мантиях стали отправлять свои конституционные обязанности судьи Конституционного Суда. С 1999 г. – судьи всех судов страны. Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в своем постановлении № 4 от 23 декабря 1999 г. «О повышении культуры судебной деятельности и улучшении организации судебных процессов» обязал председателей судов обеспечить соблюдение требований закона о символах судейской власти, в том числе, отправление правосудия в судейских мантиях. Теперь в Кодексе о судоустройстве и статусе судей (ст.ст. 93, 101) указывается, что после приведения к присяге судьям вручаются не только удостоверение судьи и Кодекс чести судьи, но и форменная одежда (мантии).

8. Конституционные основы (принципы) судебной власти. Под конституционными основами судебной власти следует понимать закрепленные в Конституции Республики Беларусь или вытекающие из ее норм общие руководящие положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности .

Это закрепленные в Конст-ции основопологающие идеи и начала, опред-щие организацию и деят-ть судеб. органов. Положения принципов конст.суд.власти:

  • 1.осущ-ние суд. власти только судом(ст 102 Конст и ст 2 Кодекса о СУ);
  • 2.принцип независ-ти судей и подчинения их только закону (ст. 101 К и ст. 85 Кодекса);
  • 3.принцип коллегиального и единонач. Рассмотрения дел в суде (ст.113 К и ст. 9,12 Кодекса);
  • 4.состязат-ти и равен-ва сторон в процессе (ст.115 К, ст.8 Кодекса);
  • 5.гласности рассмотрения дел в судах (ст. 114К, ст. 11 Кодекса);
  • 6.принцип обеспечения права граждан на судебную защиту (ст. 60 К, ст. 10 Кодекса);
  • 7.принцип права граждан на юрид., в т.ч. на адвокатскую помощь (ст. 62 К);
  • 8.принцип презумпции невиновности личности (ст. 26 К);
  • 9.выборности и назначения судей (ст. 20, 84,114 К, ст. 99 Кодекса);
  • 10.Публичности и осущ-ния суд. власти (ст. 26 УПК);
  • 11.испол-ния гос. языка при осущ-нии судеб. власти (ст. 50 К, ст. 13 Кодекса).

Значение конст. принципов :

Совокупность всех принципов создает тот каркас , кот. служит опорой для всех конкретных правовых предписаний, кот. регулируют деят-ть суда;

Эти принципы учит-ют положит. опыт др. стран и м\н сообщества в построении и функц-нии судеб. власти;

Принципы проявляются в их относительной стабильности!

В противовес судебному законодательству, действующ. законод-во подвержено коньюктурному изменению!!!

Под конституционными основами судебной власти следует понимать закрепленные в Конституции РБ или вытекающие из ее норм общие руководящие положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Такие положения образуют своего рода фундамент , служащий опорой для законодательных положений. Эти положения не могут противоречить принципам, в которых наиболее глубоко выражается тип правосудия .

Основные конституционные положения:

· судебная власть в РБ принадлежит судам;

· независимость судей и подчинение их только закону;

· недопустимость совместительства для судей, кроме занятия преподавательской и научно – исследовательской деятельностью;

· осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов;

· коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах;

· открытое рассмотрение дел во всех судах;

· осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процессе;

· право сторон на обжалование судебных постановлений (актов);

· право граждан на судебную защиту;

· право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую помощь;

· презумпция невиновности;

· выборность и назначение судей.

9. Понятие и значение статуса судей. Судья – носитель судебной власти, главное действующее лицо любой судебной системы. Именно он единолично или в числе судей коллегиально принимает решения от имени государства по делам, отнесенным к судебной юрисдикции.В ч. 10 ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей указывается, что судья - это лицо, назначенное (избранное) на должность судьи в установленном порядке для осуществления обязанностей судьи на профессиональной основе. Тем самым, подчеркнуто отличие постоянных, профессиональных судей от временных судей - народных заседателей, являющихся представителями общественности, народа и привлекаемых к отправлению правосудия временно, для рассмотрения определенных категорий судебных дел. Поскольку судья облечен обязанностью от имени государства окончательно разрешать правовые споры (конфликты), то он - не рядовой чиновник, а ответственное должностное лицо, судебный деятель, служитель правосудия. Отсюда особое внимание уделяется его правовому и социальному статусу.Под статусом судьи подразумевается его правовое и социальное положение, его права, обязанности, ответственность, материальное и социальное обеспечение, государственная защита.В советский период правовой статус судьи определялся в самых общих чертах, что отражало приниженное положение суда и судьи в государстве и обществе, превращение суда в рядовое государственное учреждение, а судьи – в обычного государственного служащего.В годы перестройки впервые комплексно и сравнительно полно статус судьи был определен Законом СССР «О статусе судей в СССР» от 4 августа 1989 г. Этот Закон, не имевший себе аналогов в истории советского законодательства, отражал новые подходы к правовому положению суда и судей.

Концепция судебно-правовой реформы предложила еще более укрепить правовой и социальный статус судьи, обеспечить его независимость, несменяемость и неприкосновенность, политическую нейтральность, улучшить материальное положение судей и их социальное обеспечение. В «Законе о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» впервые в отечественном законодательстве получил правовую регламентацию статус судьи (Раздел III ст.ст. 59-78).Еще более всесторонне урегулирован статус судьи в Кодексе. Учтены мировые стандарты, практика применения соответствующих норм Закона о судоустройстве и статусе судей, рекомендации ученых и юристов-практиков (раздел III ст.ст. 84-140). Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Занимая государственные должности, они являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь».Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда, являющиеся военнослужащими, проходят военную службу в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. «О воинской обязанности и воинской службе» и положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. .Особенности статуса судей определяются Конституцией Республики Беларусь Кодексом и иными законодательными актами.Следует отметить, что в некоторых странах (России, Украине) приняты специальные законы о статусе судей. Летом 1998 г. Советом Европы принята Европейская Хартия о статусе судей. Она устанавливает европейские стандарты статуса судей, на которые следует ориентироваться европейским государствам, в том числе, и Республике Беларусь. Теперь главное – претворить правоположения в жизнь. На это обратил внимание в своей резолюции и первый съезд судей нашей республики.Следует отметить, что в России, на Украине и в некоторых других странах СНГ приняты законы о статусе судей. Летом 1998 г. Советом Европы единогласно принята Европейская Хартия о статусе судей. Она устанавливает европейские стандарты статуса судей, на которые следует ориентироваться европейским государствам, в том числе и Республике Беларусь.

10. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Отбор кандидатов на судебные должности. Кодекс РБ о судоустройстве и статусе судей ввел институт кандидата в судьи.

Статья 94. Требования к кандидату на должность судьи общего и Хоз. судов

Кандидатом на должность судьи общего или Хоз. суда может быть гражданин РБ, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации "юрист", стаж работы по специальности не менее трех лет, порядок исчисления которого определяется Правительством РБ или уполномоченным им органом, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.

Кандидат на должность :

судьи обл. (Минского гор.), Бел воен судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет;

судьи Верховного Суда РБ, кроме судьи судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда РБ, и Высшего Хоз. Суда РБ должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда РБ может быть лицо, имеющее как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественнонаучное образование. Судья судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда РБ, не имеющий высшего юридического образования, должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.

Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РБ назначаются на должности из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава.

На должность судьи не может быть назначено:

Лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

Лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением;

Лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступ. в законную силу.

Статья 95. Требования по стажу для кандидата на должность председ., зам. председателя общего и Хоз. судов

Кандидат на должность председателя, зам. председателя районного (гор.), межгарнизонного воен, специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет.

Кандидат на должность председателя, зам. председателя обл. (Минского гор.), Бел воен судов, Хоз. суда области (города Минска), специализированного Хоз. суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее 5 лет.

Статья 96. Квалификационный экзамен на должность судьи. Экзаменационные комиссии по приему экзаменов

Квалификационный экзамен на должность судьи проводится в целях оценки уровня проф. знаний, умений и навыков лиц, претендующих на занятие должности судьи, их деловых и морально-психологических качеств.

К квалификационному экзамену на должность судьи может быть допущен гражданин РБ, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации "юрист".

  • Квалификационный экзамен на должность судьи проводится экзаменационными комиссиями, которые создаются: при Верховном Суде РБ - для приема квалиф. экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей общих судов;
  • при Высшем Хозяйственном Суде РБ - для приема квалиф. экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей хоз. судов.

Экзаменационные комиссии создаются из наиболее квалифицированных судей, представителей Министерства юстиции РБ и иных специалистов в области права.

Персональный состав экзаменационных комиссий, порядок подготовки и проведения квалиф. экзаменов утверждаются соответственно Председателем Верховного Суда РБ, Председателем Высшего Хоз. Суда РБ. Председателями экзаменационных комиссий являются соответственно один из зам. Председателя Верховного Суда РБ, Председателя Высшего Хоз. Суда РБ, а зам.и предс-лей экзаменационных комиссий - представители Министерства юстиции РБ.

Положительный результат квалификационного экзамена является основанием для зачисления кандидатом в судьи и действителен в течение двух лет с момента его сдачи.

Статья 97. Зачисление кандидатом в судьи

Заявление о зачислении кандидатом в судьи с приложением документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к кандидату в судьи, направляется в соответствующую Квалиф. коллегию судей и рассматривается ею в течение одного месяца с момента подачи заявления на заседании Квалиф. коллегии судей с участием лица, обратившегося с таким заявлением.

Квалиф. коллегия судей дает оценку деловым и морально-психологическим качествам заявителя и осуществляет функции конкурсной комиссии.

По результатам рассмотрения заявления принимается решение о регистрации в качестве кандидата в судьи или об отказе в регистрации в качестве кандидата в судьи, которое объявляется заявителю.

11. Основные принципы правового статуса судьи. Особенности статуса судей определяются Конституцией РБ, настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Статья 85. Независимость судей и народных заседателей, подчинение их только закону

Судьи и народные заседатели при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установленными законодательными актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов.

Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами.

Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народного заседателя.

Статья 86 . Несменяемость судьи

Судья не может быть переведен на другую должность или в другой суд без личного согласия. Полномочия судьи не могут быть приостановлены или прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Кодексом.

Статья 87.Неприкосновенность судьи и народного заседателя

Судьи являются неприкосновенными в течение срока своих полномочий.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы.

Часть третья исключена. - Закон РБ от 30.12.2006 N 198-З.

Судья, народный заседатель не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы.

В случае дачи в установленном Уголовно-процессуальным кодексом РБ порядке согласия на возбуждение в отношении судьи, народного заседателя уголовного дела, привлечение их в качестве подозреваемых или обвиняемых, а также на применение в отношении указанных лиц меры пресечения в виде заключения под стражу одновременно принимается решение о приостановлении их полномочий.

Производство по уголовным делам в отношении судей и народных заседателей осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РБ.

12. Требования, предъявляемые к судьям. Их права и обязанности. Статья 91. Требования к судье Конституционного Суда Республики Беларусь Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь может быть назначен (избран) гражданин Республики Беларусь, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое

образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень и обладающий высокими моральными качествами. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь - 70 лет. В Конституции Республики Беларусь (ч. 3 ст. 116) установлено, что срок полномочий членов Конституционного Суда - 11 лет. Кодекс (ст. 92) установил, что судьи этого суда могут быть назначены (переизбраны) на новый срок. Судьи общих и хозяйственных судов назначаются сроком на пять лет, и могут быть вновь назначены на новый срок или бессрочно (ч. 4 ст. 99 Кодекса).Судьи общих и хозяйственных судов исполняют свои обязанности до достижения ими предельного возраста пребывания на государственной службе (65 лет), судьи Конституционного Суда - 70 лет.

Неприкосновенность судьи и народного заседателя, или так называемый судейский иммунитет, (ст. 87 Кодекса) - непременная гарантия независимости судей и народных заседателей, ограждения их от постореннего воздействия и вмешательства в судебную деятельность и личную жизнь. Политическая нейтральность судей - важная гарантия их независимости и беспристрастности. Судья вправе заниматься любым видом деятельности, не противоречащим требованиям. Судья может участвовать в общественной деятельности, если она не наносит ущерба авторитету суда и надлежащему исполнению судьей своих профессиональных обязанностей.Судья может взаимодействовать с органами законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам права, судебной системы, судопроизводства, судоустройства, избегая при этом всего, что может вызвать сомнение в его независимости и беспристрастности.Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или в других политических акциях. Судья должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство. Судья должен воздерживаться от финансовых и деловых связей, которые могут поставить под сомнение его беспристрастность или повлиять на исполнение им профессиональных обязанностей. Требования об обеспечении приоритетности в профессиональной деятельности

1. Судья должен исходить из того, что деятельность по отправлению правосудия является для него приоритетной по отношению к любой другой деятельности, которую он вправе осуществлять в соответствии с законодательством о статусе судей.

2. Судья не вправе уклоняться от рассмотрения поступивших к нему заявлений, ходатайств и жалоб или иным образом отказываться от исполнения своих профессиональных обязанностей, за исключением случаев, требующих заявления самоотвода.

3. На протяжении всего срока пребывания в должности судья не должен осуществлять никакой деятельности, которая могла бы поставить под сомнение его независимость и беспристрастность и привести к конфликту интересов.4. Судья помимо выполнения судейских полномочий может заниматься другой разрешенной законом оплачиваемой деятельностью, в том числе преподавательской, научной, творческой, если это не препятствует осуществлению правосудия. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи РБ. 89. Права и обязанности судей и народных заседателей. Судьи и народные заседатели имеют полномочия, необходимые для осуществления правосудия, обладают правами и исполняют обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами.Судья имеет право: требовать от государственных органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей;запрашивать информацию у государственных органов, иных организаций, а также у должностных лиц и иных граждан. Судья Конституционного Суда Республики Беларусь имеет право требовать созыва Конституционного Суда Республики Беларусь,предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конституционного Суда Республики Беларусь. При решении всех вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь, судьи Конституционного Суда Республики Беларусь пользуются равными правами. Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь вправе присутствовать на открытых (по приглашениям - и на закрытых) заседаниях любых государственныхорганов. При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи Республики Беларусь. Судья и народный заседатель не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами. Лица, отобранные судом для участия в рассмотрении дела в качестве народных заседателей, обязаны явиться в указанный суд в назначенное время и исполнить возложенные на них обязанности.

13. Материальное и социальное обеспечение судей . Государственная защита судей и народных заседателей, надлежащее материальное и социальное обеспечение судей также гарантируют независимое исполнение ими судейских обязанностей, содействуют закреплению квалифицированных кадров.

ЗАКОН от 13 декабря 1999 г. N 340-З «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ СУДЕЙ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ».

Настоящий Закон устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, осуществляющих служебную деятельность, выполнение которой может быть сопряжено с посягательством на безопасность указанных лиц, их близких, а также направлен на создание надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями.

Статья 2. Обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов

Обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов состоит в осуществлении уполномоченными на то в соответствии с настоящим Законом государственными органами предусмотренных настоящим Законом мер государственной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких при наличии угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов либо принудить их к изменению ее характера или из мести за указанную деятельность.

Статья 3. Лица, подлежащие государственной защите

Государственной защите в соответствии с настоящим Законом подлежат:

2) должностные лица правоохранительных органов;

3) должностные лица контролирующих органов;

4) близкие.

Статья 4. Виды мер государственной защиты

В соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства РБ защищаемым лицам обеспечиваются:

1) применение органами, обеспечивающими безопасность, мер безопасности в целях защиты их жизни и здоровья, а также сохранности их имущества;

2) применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;

3) осуществление мер социальной защиты, установленных настоящим Законом, в том числе реализация права в соответствии с законодательством РБ на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти) членам их семей и лицам, находившимся на их иждивении, а также реализация права на материальную компенсацию в случае причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи со служебной деятельностью.

Статья 6. Виды мер безопасности

Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и их близких и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, с учетом конкретных обстоятельств могут применяться следующие меры безопасности, если иное не предусмотрено настоящим Законом:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

3) обеспечение конфиденциальности сведений;

4) временное помещение в безопасное место;

5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

6) переселение на другое место жительства;

7) изменение паспортных данных и замена документов;

8) изменение внешности.

Статья 7. Личная охрана, охрана жилища и имущества

Статья 8. Выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности

Статья 9. Обеспечение конфиденциальности сведений

Статья 10. Временное помещение в безопасное место

Статья 11. Перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы

Статья 12. Переселение на другое место жительства

Статья 13. Изменение паспортных данных и замена документов

Статья 14. Изменение внешности

Применение и осуществление мер безопасности возлагаются:

1) в отношении должностных лиц оперативных подразделений государственных органов, уполномоченных в соответствии с законодательством РБ осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и их близких, за исключением должностных лиц органов внутренних дел и их близких, - на соответствующие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РБ;

2) в отношении иных защищаемых лиц и их близких - на органы внутренних дел.

В органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, кроме органов внутренних дел, в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц создаются в установленном законодательством РБ порядке специальные подразделения.

Статья 23. Материальная компенсация

Жизнь и здоровье защищаемых лиц подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета. Порядок и условия страхования определяются законодательством РБ.

Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего защищаемым лицам, их близким, в связи со служебной деятельностью защищаемых лиц, возмещается в полном объеме в порядке, установленном законодательством РБ.

Первый признак правосудия вытекает из Конституции (ст. 118): правосудие осуществляется только судом. Иными словами, это особый вид государственной деятельности, которая составляет компетенцию специального правоохранительного органа - суда.

Второй признак - реализация правосудия в строго определенной процессуальной форме, установленной законом (УПК, АПК, ГПК).

Правосудие осуществляется, сообразуясь с определенными принципами. Иногда их называют конституционными принципами правосудия, иногда - правовыми.

Принципы правосудия - это мировоззренческие идеи высокой степени общности, определяющие должное и сущее в построении и деятельности органов правосудия.

Каждый принцип характеризует отдельную грань правосудия. В целом же принципы правосудия составляют систему, в которую входят принципы:

  • 1. законности.
  • 2. осуществления правосудия только судом.
  • 3. независимости судей.
  • 4. осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
  • 5. обеспечения права на судебную защиту.
  • 6. участия граждан в осуществлении правосудия.
  • 7. гласности правосудия (открытости судебного разбирательства).
  • 8. защиты законных интересов личности.
  • 9. состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде.
  • 10. родного (национального) языка судопроизводства. Коротко охарактеризуем каждый из них.

Принцип законности - это универсальный принцип, который относится к любой сфере правовой деятельности. Принцип законности означает, что при отправлении правосудия соблюдается верховенство закона. Закон здесь обозначает все правовые акты, составляющие нормативную базу деятельности правоохранительных органов. Естественно, иерархия этих актов должна соблюдаться. В случае противоречия между законами применяется тот, который обладает большей юридической силой.

Формулу названного принципа можно выразить так: строгое и неуклонное соблюдение Конституции, законов и иных нормативных актов юридическими лицами, должностными лицами и гражданами. Причем для правосудия характерно именно соблюдение предписаний законов. Правовая формула «разрешено все, что не запрещено законом» для процедурных отраслей права не совсем подходит. Для уголовного, гражданского и арбитражного процессов подход иной: разрешено лишь то, что предписано законом («запрещено то, что не разрешено законом»). Осуществление правосудия только судом. Этот принцип означает, что правосудие осуществляется только специальными государственными органами - судами. Никакие другие государственные органы не вправе вершить правосудие.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Этот принцип установлен в ст. 19 Конституции. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Равенство всех перед законом означает, что правосудие осуществляется на основе одного для всех законодательства. Так, в уголовном судопроизводстве установлены единые правила расследования и судебного рассмотрения, варьирующиеся лишь в зависимости от вида преступления. Отдельные дополнительные гарантии установлены для несовершеннолетних и психически нездоровых лиц.

Принцип независимости судей. Судьи должны принимать решения только на основе закона, своего внутреннего убеждения и совести. Для того чтобы обеспечить принятие объективных и справедливых решений, необходимо оградить судей от любого - как прямого, так и косвенного - давления. Закон устанавливает следующие средства обеспечения независимости судей: наличие особой процедуры осуществления правосудия; запрет на вмешательство в деятельность суда (вплоть до уголовной ответственности); особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи; наличие органов судейского сообщества (съезды, конференции); высокий материальный и социальный статус; защита жизни и здоровья судей и членов их семей; специальный порядок назначения и несменяемость.

Принцип обеспечения права на судебную защиту. Этот принцип закреплен в ст. 46 Конституции. В соответствии с этой нормой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 47 Конституции никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Суть этого принципа состоит в том, что:

  • 1. правом на судебную защиту может воспользоваться каждый.
  • 2. судебное обжалование допустимо в отношении всех действий (бездействия) и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, повлекших нарушение законных прав и свобод.

Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Согласно ст. 32 Конституции граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Формы подобного участия различны. В настоящее время граждане участвуют в осуществлении правосудия как присяжные или арбитражные заседатели. Существенное развитие получил институт присяжных заседателей. В качестве присяжных заседателей могут выступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 25 лет и не имеющие судимости. От присяжных заседателей не требуется специальной подготовки, главные требования - незаинтересованность в деле, беспристрастность.

В отличие от присяжных заседателей арбитражные заседатели представляют собой форму участия в суде специалистов. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Принцип гласности (открытости) судебного разбирательства. Согласно Конституции разбирательство дел во всех судах должно происходить открыто. Слушание дела в закрытых судах допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом. Гласность судебного разбирательства - важнейший показатель демократизма российского судопроизводства. Указанный принцип позволяет осуществлять социальный контроль за судебной властью. Открытое рассмотрение судебных дел позволяет избежать злоупотреблений и халатности со стороны судей.

Исключения из принципа гласности строго предусмотрены законом. Так, УПК (ст. 241) допускает закрытое судебное разбирательство на основании определения или постановления суда в случаях, когда:

  • 1. разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны.
  • 2. рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет.
  • 3. рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство.
  • 4. этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

Переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные сообщения лиц могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с их согласия. В противном случае указанные материалы оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Данные требования применяются и при исследовании материалов фотографирования, аудио и (или) видеозаписей, киносъемки, носящих личный характер. Приговор суда провозглашается в открытом судебном заседании. В случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора. Для гражданских дел исключения установлены ГПК (ст. 10). В закрытом судебном разбирательстве рассматриваются дела, если их материалы содержат:

  • 1. сведения, разглашающие государственную тайну.
  • 2. сведения, разглашающие тайну усыновления (удочерения) ребенка.
  • 3. в случае удовлетворения ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.

Принцип защиты законных интересов личности. Важнейшей составляющей указанного принципа является презумпция невиновности. В соответствии со ст. 49 Конституции каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном законом, толкуются в пользу обвиняемого.

Принцип обеспечения законных интересов личности значим для всех видов судопроизводства, но в особенности для уголовного. Согласно ст. 10 УПК никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных законом. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК. Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью. Статья 11 УПК гласит: «Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав».

Вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, установленным законом. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Обыск и выемка в жилище могут производиться на основании судебного решения (ст. 12 УПК). Ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. Обыск, наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров могут производиться только на основании судебного решения (ст. 13 УПК).

Важнейшей составляющей рассматриваемого принципа следует назвать обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Согласно ст. 16 УПК, подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. Суд, прокурор, следователь и дознаватель разъясняют подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивают им возможность защищаться всеми не запрещенными законом способами и средствами. В случаях, предусмотренных законом, обязательное участие защитника и (или) законного представителя подозреваемого или обвиняемого обеспечивается должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу. В отдельных случаях, указанных УПК, подозреваемый и обвиняемый могут пользоваться помощью защитника бесплатно.

Принцип состязательности и равноправия сторон в суде провозглашен Конституцией (ст. 123). Согласно ст. 15 УПК уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. Идея состязательности присуща также гражданскому процессу (ст. 12 ГПК) и арбитражному процессу (ст. 6 Закона об арбитражных судах).

Принцип национального (родного) языка судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке, а также на языках республик, входящих в Российскую Федерацию. В Верховном Суде РФ, военных судах производство по делам ведется на русском языке. Участникам судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном законом. Если судебные документы подлежат обязательному вручению участникам судопроизводства, то указанные документы должны быть переведены на родной язык соответствующего участника судопроизводства или на язык, которым он владеет.

Судебная власть и правосудие - понятия родственные, близкие по содержанию, но не тождественные. Судебная власть призвана осуществлять правосудие. Правосудие - вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой.

Признаки правосудия:

  • а) принятие окончательных решений по важнейшим вопросам, касающихся прав и свобод человека, интересов общества и государства (признание виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении исковых требований);
  • б) общеобязательная сила судебных решений. Вступившее в законную силу решение суда (приговор, постановление) обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, юридических и физических лиц на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного решения влечет применение определенных мер государственного принуждения (вплоть до лишения свободы);
  • в) правосудие осуществляется только двумя способами:
    • 1-й рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;
    • 2-й рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдание невиновных;
  • г) правосудие осуществляется только судом (судьей);
  • д) правосудие осуществляется в строгом соответствии с установленной законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. Закон определяет все важнейшие вопросы порядка осуществления правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в судебном заседании, их права и обязанности; стадии судебного разбирательства и т. п.

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года "О судебной системе Российской Федерации".

Характеристика отдельных принципов правосудия:

1). Принцип законности - это принятие только нормативно-правовых актов, соответствующих нормативно-правовым актам с большей юридической силой и с соблюдением процедуры, установленной для их принятия, а также неукоснительное и добросовестное исполнение и соблюдение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, юридическими и физическими лицами, и т. п.

В сфере правосудия принцип законности означает соблюдение и исполнение законов и иных нормативных актов в первую очередь судом. Суд вправе не применять законы и иные нормативные акты, противоречащие Конституции РФ. Суд также не вправе применять закон или иной правовой акт, противоречащий международному договору Российской Федерации.

  • 2). Принцип соблюдения прав и свобод личности при осуществлении правосудия. Правовые гарантии обеспечения прав человека включают в себя: право на жизнь и исключительный характер смертной казни; при осуществлении правосудия запрещаются любые действия, причиняющие вред жизни или здоровью человека или унижающие его достоинство (пытки, истязания и пр.); специальный порядок производства действий, нарушающих неприкосновенность частной жизни человека (выемка почтовой корреспонденции, прослушивание телефона и т.п.); неприкосновенность жилища и особый порядок производства обыска; установление ответственности виновных лиц за нарушение прав и свобод человека и гражданина.
  • 3). Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами (ст. 118, ч.1), учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "О судебной системе Российской Федерации ". В Российской Федерации не допускается создание иных (в том числе чрезвычайных) судов (ст. 118, ч. 3).
  • 4). Принцип независимости судей. Судьи, народные, присяжные и арбитражные заседатели независимы и принимают решения, руководствуясь лишь законом и своим правосознанием, без какого-либо влияния на них со стороны кого бы то ни было (включая органы законодательной, исполнительной властей, а также вышестоящих судов). Гарантии независимости судей обеспечиваются: неприкосновенностью судей; созданием органов судейского сообщества; материальным и социальным обеспечением судей; правом судей на отставку; жесткой регламентацией процедуры осуществления правосудия и т.д.
  • 5). Принцип законности, компетентности и беспристрастия суда. Данный принцип призван способствовать правильному и справедливому разрешению гражданских и уголовных дел. Компетентность суда обеспечивается путем установления жесткого порядка наделения судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей и полномочия, в том числе определения требований, которым должны соответствовать кандидаты на указанные должности. Обеспечение права на рассмотрение его дела тем судом, которому оно подсудно существуют особые правила определения подведомственности и подсудности различных катигорий дел. Изъятие дела из одного суда и передача его в другой допускается только в случаях, предусмотренных в законе, с соблюдением определенной процедуры. Обеспечение рассмотрения дела надлежащим составом суда, то есть возможные составы суда при рассмотрении уголовных дел по первой инстанции:
    • а) один судья-профессионал (в случае рассмотрения районным судом дела о преступлении, максимальное наказание, за которое не превышает 5-ти лет лишения свободы);
    • б) один судья-профессионал и два народных заседателя (по всем делам, кроме тех, которые судья рассматривает единолично);
    • в) три судьи-профессионала (с согласия обвиняемого по всем делам, кроме тех дел, подсудных районному суду);
    • г) один судья-профессионал и 12-ть присяжных заседателей (по ходатайству подсудимого в судах среднего звена субъектов Российской Федерации, где предусмотрено рассмотрение дел с участием присяжных заседателей, по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15-ти лет либо пожизненное заключение или смертная казнь).

Гражданские дела в судах общей юрисдикции рассматриваются по первой инстанции судьей единолично (большинство дел) либо судьей и двумя народными заседателями.

Рассмотрение дел в кассационной, апелляционной и надзорной инстанциях проводится всегда в коллегиальном составе суда.

Беспристрастность суда от участия в разбирательстве дела отстраняются судебные заседатели:

  • а) имеющие прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела (друзья, родственники и т. п.);
  • б) участвовавшие в выполнении каких-либо функций по делу (следователи, адвокаты, эксперты и т. п.).
  • 6). Равенство всех перед законом и судом. Равенство всех перед законом означает одинаковое применение норм закона ко всем лицам: наделение их одинаковыми правами, возложение одинаковых обязанностей и единообразное возложение ответственности. Равенство перед судом предполагает равное наделение всех лиц, предстающих перед судом в одинаковом статусе (истец, ответчик, подсудимый, свидетель).
  • 7). Принцип состязательности и равноправия сторон предполагает наделение сторон равными правами и возможностями по отстаиванию своих прав и законных интересов при осуществлении правосудия.
  • 8). Право граждан на судебную защиту гарантирует судебную защиту прав и свобод личности от действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных организаций, которые могут быть обжалованы в суд.
  • 9). Каждый подозреваемый, обвиняемый и подсудимый имеют право на защиту. Самому эффективно защищать свои интересы, право на бесплатного адвоката и т. д.
  • 10). Презумпция невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а следователь, суд не вправе перелагать на него обязанности по доказыванию. Недоказанная виновность равняется доказанной невиновности. Неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.
  • 11). Принцип открытого разбирательства дел. Разбирательство дел во всех судах открытое. Это означает предоставление гражданам, не участвующим в рассмотрении дела, права присутствовать на судебном заседании, что повышает ответственность всех его участников и в первую очередь суда. (Не допускаются лица моложе 16-ти лет; доступ ограничен из-за недостаточной площади судебного помещения либо охрана государственной тайны или разбирательство дел, совершенных лицами не достигших 16-ти летнего возраста, а также рассмотрение полового преступления и в иных случаях предусмотренных законом.)
  • 12). Принцип языка судопроизводства. Судопроизводство во всех судах ведется на русском языке, кроме федеральных судов общей юрисдикции, где судопроизводство может вестись на родном языке (также может предоставляться бесплатный переводчик).
  • 13). Привлечение граждан к осуществлению правосудия. Граждане привлекаются к правосудию как народные заседатели, присяжные заседатели, арбитражные заседатели, общественные обвинители и защитники, и представители общественных организаций и трудовых коллективов.