Конкретные жизненные обстоятельства порождающие изменяющие или прекращающие. Юридические факты: понятие, признаки, функции, виды

10.03.2020

Многообразие юридических фактов принято классифицировать по следующим основаниям:

1. по характеру наступающих последствий -правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие икомплексные (универсальные) факты (поступление в вуз, приговор суда, вступление в брак и т. д.), которые одновременно и образуют, и изменяют, и прекращают правоотношения;

Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений (например, прием на работу).

Правопрекращающие - прекращают правовые отношения (например, окончание вуза).

Правоизменяющие юридические факты - изменяют правовые отношения (например, обмен жилой площади).

2. по волевому признаку юридические факты - события и действия.

События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей (стихийные бедствия). Они могут быть уникальными и периодическими, моментальными и продолжительными, абсолютными (полностью независимыми от воли людей) и относительными (вызванными деятельностью людей, но в данном правоотношении независимыми от породивших их причин).

Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия подразделяются направомерные (соответствующие предписаниям нормы) инеправомерные (нарушающие правовые предписания).

Некоторые ученые, наряду с событиями и действиями, выделяютправовые состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности, состояние в браке и т. д.).

Правомерные , в свою очередь, подразделяются наюридические акты (факты, которые специально направлены на достижение юридических последствий - приговор суда) июридические поступки (факты, которые специально не направлены на достижение юридических последствий, но тем не менее их вызывают - художник написал картину).

Неправомерные действия подразделяются на преступления и проступки. Последние подразделяются на административные, гражданские, материальные, дисциплинарные, процессуальные и т. д.;

Неправомерные действия (правонарушения) делятся на проступки и преступления. Правомерные - на юридические акты и поступки.

Юридические акты представляют собой действия, направленные на достижение определенного юридического результата. Это могут быть сделки, заявления, голосование и т. д.

Юридические поступки - это действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания и намерений этих лиц. Типичными примерами могут служить создание художественного произведения, находка вещи, клада.

3. по продолжительности действия можно выделятькратковременные (штраф) идлящиеся юридические факты. Длящиеся факты получили наименование правовых состояний (состояние родства, гражданства и т. д.);

4. по количественному составу выделяютсяпростые исложные юридические факты.

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один, а несколько юридических фактов. Их совокупность называется юридическим составом. Так, для возникновения пенсионного правоотношения необходимы следующие юридические факты: достижение определенного возраста; трудовой стаж; решение компетентного органа о назначении пенсии.

5. По значению юридические факты могут быть положительными и отрицательными.

Положительные юридические факты представляют собой жизненные обстоятельства, наличие которых вызывает, изменяет или прекращает правовые отношения (например, достижение определенного возраста).

Отрицательные юридические факты, наоборот, представляют собой такие жизненные обстоятельства, отсутствие которых является условием для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений (например, отсутствие близкого родства и уже зарегистрированного брака является необходимым условием для вступления в брак).

11) правонарушение понятие признаки состав

Правонарушение – противоправное, общественно вредное, виновное деяние (т. е. действие или бездействие) деликтоспособного лица.

Противоправность выражается в:

    прямом нарушении правового запрета;

    неисполнении обязанности;

    злоупотреблении субъективным правом;

    превышении полномочий.

Всякое правонарушение должно быть общественно вредным. Наибольшей степенью общественной вредности (общественной опасностью) обладают преступления. Правонарушение – обязательно виновное деяние. Вина – психическое отношение правонарушителя (в формах умысла и неосторожности) к деянию и его последствиям.

По характеру и степени общественной вредности правонарушения подразделяются напреступления и проступки.

Проступки могут быть гражданско-правовыми (деликты), административными идисциплинарными. Нельзя за одно и то же деяние привлечь и к уголовной, и к административной ответственности. С другой стороны, за преступление или административный проступок можно одновременно привлечь к гражданско-правовой ответственности. Напр., лицо, совершившее на работе мелкое хищение, можно привлечь к административной ответственности, уволить с работы и взыскать с него причиненный ущерб.

Состав правонарушения – фактическое основание юридической ответственности, сложный юридический факт, с которым закон связывает возникновение охранительного правоотношения.

Элементы состава правонарушения: объект, объективная и субъективная стороны, субъект.

Общий объект – охраняемые законом общественные отношения.

Объективная сторона включает:

    деяние в форме действия или бездействия;

    вредные последствия;

    причинную связь между ними.

Некоторые составы, кроме того, характеризуются факультативными признаками, которым также придается правовое значение: время, место, обстановка, способ, орудия и средства совершения правонарушения.

Субъективная сторона характеризуется виной. Формы вины: умысел и неосторожность.Умысел может быть прямой и косвенный: а) при прямом лицо:

    предвидит реальную возможность или неизбежность вредных последствий;

    желает их наступления;

б) при косвенном лицо:

    осознает общественную вредность своего деяния,

    предвидит реальную возможность вредных последствий,

    не желает их наступления, но сознательно их допускает или относится к ним безразлично.

Неосторожность возможна в виде легкомыслия или небрежности: а) при легкомыслии лицо предвидит абстрактную возможность вредных последствий, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение; б) при небрежности лицо не предвидит вредных последствий, хотя должно и могло было при должной внимательности и предусмотрительности их предвидеть.

Субъект – физическое или юридическое лицо, обладающее деликтоспособностью.

12)Юридическая ответственность понятие признаки разновидности

Юридическая ответственность - применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. За свои деяния человек отвечает перед законом и судом (этим юридическая ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека).

Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений. Она имеет государственно-принудительный характер . Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, т. е. сопровождается причинением виновному отрицательных последствий, ущемлением или ограничением его личных, имущественных и других интересов.

Деятельность государства в сфере принуждения строго регламентирована законом. Субъектами этой деятельности выступают суд, прокуратура, полиция, администрация различных государственных учреждений, которые специально занимаются рассмотрением дел о правонарушениях.

Для возложения ответственности необходимо наличие ряда условий: вина правонарушителя, противоправность его поведения, причиненный вред, причинная связь между его поведением и наступившим противоправным результатом.

Юридическая ответственность характеризуется тем, что она:

    опирается на государственное принуждение (это конкретная форма реализации санкций правовых норм);

    наступает за совершение правонарушения и связана с общественным осуждением;

    выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя, являющихся для него новой юридической обязанностью, которой не существовало до совершения противоправного деяния. и представляющих собой лишения личного, организационного либо имущественного характера;

    воплощается в процессуальной форме.

Текущая страница: 29 (всего у книги 59 страниц)

Шрифт:

100% +

6. Юридические факты

Воплощение норм права в конкретных правоотношениях осуществляется не только по желанию их участников. Например, для того, чтобы получать пенсию по старости, недостаточно одного желания, если отсутствуют жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление пенсионных отношений: возраста и трудового стажа. Когда названные факты из сферы воображаемого перейдут в сферу реального, человек вправе обратиться в компетентные органы государства за назначением ему пенсии по старости.

Аналогичным образом дело обстоит и с другими правоотношениями, которые оказываются возможными в той мере, в какой в реальной жизни имеются все необходимые для их возникновения обстоятельства. Появление новых обстоятельств может повлечь за собой изменение, а при определенных ситуациях и прекращение существующих отношений. Так, пенсионные отношения могут меняться в связи с изменением трудового стажа работающего пенсионера и будут прекращены в день его смерти.

Конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, называются юридическими фактами.

Для наступления одних правоотношений оказывается вполне достаточно одного жизненного обстоятельства, для других необходимо одновременно два и более обстоятельств. Так, для возникновения договора перевозки в городском транспорте требуется единственный факт – оплата стоимости поездки. Образовательные отношения с вузом могут быть заключены при наличии трех фактов: документа о наличии полного среднего образования, успешной сдачи вступительных экзаменов и приказа ректора о зачислении в вуз. Совокупность двух и более юридических фактов, необходимых для возникновения конкретных правоотношений, называется фактическим составом.

Юридические факты необходимо предшествуют возникающим на их основе отношениям и поэтому не входят в их состав в качестве самостоятельного элемента наряду с субъектом, объектом и содержанием. Они существуют реально, и как нечто наличное не являются благом, ради которого субъекты вступают в соответствующее правоотношение. Однако факты могут выступать и нередко выступают объектом других правоотношений. Так, уже упоминавшийся трудовой стаж, будучи юридическим фактом пенсионных отношений, в свою очередь выступает объектом трудовых отношений. Отсюда и вытекает возможность юридических фактов влиять на поведение людей, заставлять их организовывать свое поведение таким образом, чтобы обеспечить появление такого юридического факта, который, в свою очередь, позволяет им вступить в другие жизненно необходимые отношения.

Для возникновения конкретных правоотношений нередко требуется подтверждение, обоснование реальности существования необходимых для этих отношений юридических фактов. Такие сведения важны в правоприменительной деятельности и особенно при разрешении дел, связанных с привлечением правонарушителей к юридической ответственности. Недоказанность преступления, иного правонарушения освобождает виновных лиц от ответственности. Умение устанавливать и доказывать юридические факты представляет собой один из важнейших профессиональных навыков и умений юриста.

Действительное многообразие видов правоотношений порождает еще большее многообразие жизненных обстоятельств, признаваемых законодателем в качестве юридических фактов. Поэтому представляется необходимым все это многообразие свести в определенную систему с помощью классификаций. Наиболее полной и имеющей существенное значение для понимания функции юридических фактов в генезисе правоотношений является их классификация по волевому принципу на события и действия.

Юридические факты-события понимаются как обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей.

В свою очередь, события подразделяются на две группы: абсолютные и относительные. К абсолютным относятся события, которые порождены силами, независимыми от человека и человечества, и наступают помимо их воли и желаний. По преимуществу в этом качестве выступают естественные, природные явления: землетрясение, наводнение, течение времени, рождение и смерть человека. Относительные события понимаются как обстоятельства, которые вызываются деятельностью людей, но их последующее развитие и полученные результаты от воли и желания людей не зависят. Это, например, пожар, производственная авария и др. Начало этим событиям кладет человек, действуя умышленно или по неосторожности. Однако дальнейшее развитие событий протекает по законам природы, естественным путем и не зависит от воли породившего их лица или других лиц.

К юридическим фактам-действиям относится поведение граждан, организаций, иных лиц, осуществляемое в соответствии с их волей и желанием. Такое поведение может вытекать из требований действующего законодательства, быть полностью согласованным с ним либо, наоборот, противоречить ему. В зависимости от степени согласования с правовыми нормами юридические факты-действия подразделяются на правомерные действия и неправомерные.

По форме объективации, выражения результатов, совокупность правомерных действий может быть дифференцирована на три вида: юридические акты, юридические поступки и правомерные действия, создающие какой-либо выраженный в материальной форме результат.

Юридические акты понимаются как правомерные действия, совершаемые с намерением достичь определенного правового результата. Например, государственный орган принимает акт применения нормы права, организации заключают договор аренды, суд выносит приговор по уголовному делу. Специфика юридических актов состоит в том, что субъект получает тот объективированный результат, на достижение которого была направлена его воля: «получил, то что желал». Юридические акты составляют большую часть правомерных действий, осуществляемых в сфере отдельных отраслей права. Это, в частности, акты административного управления, гражданско-правовые сделки, судебные решения, действия субъектов трудового, семейного и других отраслей права. Юридические акты связываются с осознанным проявлением воли и, следовательно, могут совершаться только дееспособными гражданами.

Правомерные действия, которые обусловливают появление юридически значимых результатов независимо от воли и намерений лица, называются юридическими поступками. Данный вид правомерных действий отличается от юридических актов двумя особенностями:

1) правовые последствия связываются с объективированным вовне действием и могут наступать помимо воли совершившего их лица: «не хотел, но так получилось». Например, гражданин нашел ценную вещь по дороге на работу. Нахождение вещи не входило в его планы, но произошло совершенно случайно; 2) юридический поступок не требует осознанного понимания действий и результатов, а поэтому может совершаться как дееспособным, так и недееспособным лицом.

Специфика результативных действий как вида правомерного поведения состоит в том, что такие действия гражданина, иного лица приводят к созданию материальных или духовных благ. Это, в частности, могут быть предметы промышленного или сельскохозяйственного производства, здания и сооружения, предметы интеллектуальной собственности – произведения науки, литературы, искусства.

Неправомерные действия понимаются как акты волевого поведения граждан, иных лиц, противоречащие действующему законодательству. Большую часть таких действий составляют правонарушения, т. е. виновные противоправные действия или бездействия. По степени общественной опасности все правонарушения подразделяются на четыре вида: преступления, административные гражданские и дисциплинарные проступки. (См. гл. 14).

В систему неправомерных действий входят и так называемые объективно-противоправные действия, т. е. такие акты поведения, которые создают противоправный результат при отсутствии как умысла, так и неосторожности у допустившего их лица. Сюда относятся случаи неисполнения обязательств вследствие действия непреодолимой силы, принятия нормативно-правовых актов, противоречащих Конституции РФ и федеральным законам либо содержащих иные правотворческие ошибки, противоправные действия, совершаемые неделиктоспособными лицами.

Вопросы для самопроверки к главе 17

Какие признаки присущи понятию «правоотношение»?

Из каких элементов состоит правоотношение?

Какие признаки присущи субъектам правоотношений?

Может ли домашнее животное быть субъектом правоотношений и почему?

Какие виды объектов правоотношений выделяются в теории права?

Какие виды правомочий составляют содержание субъективного права в правоотношении?

Почему юридические факты не входят в содержание правоотношений?

Глава 18 Правообеспечение
1. Понятие и формы правообеспечения

Современное государство, его органы и учреждения, выполняя общепризнанные нормы и принципы международного права, гарантируют своим гражданам право на образование, труд, социальное обеспечение, медицинскую помощь, материальную помощь социально незащищенным слоям населения. Реализация этих прав становится возможной благодаря не столько действиям граждан, сколько обеспечительной деятельности государства, которое, во-первых, берет на себя расходы, связанные с реализацией этих прав, во-вторых, возлагает на органы государства, государственные учреждения и должностных лиц обязанность обеспечить реальное действие законов , создать необходимые условия для реализации прав и свобод личности , иных лиц.

Чтобы добиться такого результата на стадии реализации норм права, государственные органы осуществляют разноплановую организационно-распорядительную, правоохранительную и правовоспитательную деятельность.

Правовоспитательная деятельность, как говорилось ранее (см. гл. 8), направлена на формирование правовой культуры граждан и должностных лиц, выработку у них правовых установок на правомерное поведение и устранение ценностных ориентаций на неуважительное отношение к законам, правам и свободам других лиц, на уклонение или ненадлежащее исполнение своих юридических обязанностей. Правовое воспитание, таким образом, ориентировано на устранение препятствий, которые могут возникать в субъективной сфере вследствие недостаточной правовой культуры граждан и должностных лиц.

Но значительная часть причин неисполнения или ненадлежащего исполнения юридических обязанностей, как известно, коренится в материальных и иных социальных условиях деятельности участников конкретных правоотношений. Органы местного самоуправления задерживают выплату заработной платы работникам сферы образования, здравоохранения из-за несвоевременного получения соответствующих бюджетных средств от органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Государственное (унитарное) предприятие несвоевременно выполняет свои обязательства по договорам поставки из-за отсутствия у него современного оборудования и новейших технологий. Органы исполнительной власти допускают правоприменительные ошибки вследствие пробелов, противоречий и иных дефектов законодательства.

Создание необходимых условий для реального осуществления конкретных правоотношений составляет важнейшую задачу органов исполнительной власти. Именно они призваны своевременно выявлять препятствия, которые имеются или могут появиться на стадии осуществления конкретных правоотношений, и оперативно устранять их. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ как высший орган исполнительной государственной власти обязывается обеспечивать реализацию федеральных законов во всех сферах общества и государства. В частности, предписывается принимать меры по реализации трудовых прав граждан, программ сокращения и ликвидации безработицы, прав граждан на охрану здоровья, материнства, отцовства и детства, обеспечивать проведение единой государственной политики в области образования, осуществлять меры государственной поддержки развития науки и культуры и др.

Деятельность органов исполнительной власти по созданию необходимых условий для реального и добросовестного исполнения обязанностей субъектами конкретного правоотношения понимается как правообеспечение.

В отличие от правотворчества и правоприменения, правообеспечение ориентировано на процессы реального действия законов, подзаконных нормативных правовых актов и индивидуальных правоприменительных актов в конкретных отношениях, в которых обязанной стороной выступают государственные органы и учреждения. Это прежде всего правоотношения, связанные с реализацией конституционных прав граждан на образование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, иные льготы и гарантии, предоставляемые населению из государственного бюджета.

Надлежащее исполнение государством изложенной конституционной обязанности осуществляется посредством организационно – распределительной деятельности. Государство создает систему соответствующих органов и учреждений, осуществляет финансирование их деятельности, обеспечивает необходимым оборудованием, иными материальными средствами. В результате создаются необходимые организационные и материальные условия для того, чтобы каждое управомоченное лицо могло беспрепятственно удовлетворить свою потребность в материальном или духовном благе, защищенном соответствующим субъективным правом.

Организационно-распределительная деятельность органов государства осуществляется в тесном единстве с их правоохранительной деятельностью, направленной на оперативное выявление и устранение противоправных, вредоносных деяний, которые могут возникать в процессе исполнения субъектами конкретных правоотношений своих юридических обязанностей.

Наиболее действенными методами правоохранительной деятельности государства признаются контроль и надзор за деятельностью субъектов конкретных правоотношений по соблюдению действующих законов, подзаконных нормативных правовых актов и исполнению своих юридических обязанностей. Подобный контроль осуществляется всеми органами исполнительной власти. Имеется развитая система органов, специализирующихся на осуществлении контрольно-надзорной деятельности в какой-либо отдельной сфере деятельности общества и государства. Например, существуют таможенный контроль, пожарный надзор, надзор за соблюдением работодателями правил техники безопасности, санитарии и гигиены. Значительную роль в охране правопорядка играют органы внутренних дел и прокуратуры. Применяются и иные меры по обеспечению законности, в том числе регистрация коммерческих и некоммерческих организаций, учреждений, сделок с недвижимостью, лицензирование определенных видов деятельности, учет и отчетность.

Благодаря всесторонней правоохранительной деятельности создается такой правовой режим, который побуждает большую часть участников конкретных правоотношений добросовестно и надлежащим образом выполнять свои юридические обязанности. Реальная угроза быть привлеченным к юридической ответственности, подвергнуться обязанности исполнить дополнительные юридические обязанности является действенным стимулом правомерного поведения. Чем результативней органы государства обеспечивают реализацию принципа неукоснительного наступления юридической ответственности, тем меньше лиц, желающих совершать вредоносные, противоправные деяния.

Таким образом, на стадии реализации права государство действует самым активным образом, осуществляя правообеспечительную, правовоспитательную и правоприменительную деятельность. При этом правообеспечение, в свою очередь, осуществляется в форме организационно-распорядительной и правоохранительной деятельности.

2. Организационно-распорядительная деятельность государства

Можно без какого-либо преувеличения утверждать, что в современных условиях организационно-распорядительная деятельность государства является основой механизма реализации как публичного, так и частного права. Государство играет подобную роль благодаря тому, что оно: 1) выделяет из государственного бюджета значительные материальные средства, необходимые для реального обеспечения субъектных прав участников правоотношений в сфере гражданского, семейного, образовательного, жилищного, социального законодательства; 2) в лице государственных организаций, учреждений принимает самое непосредственное участие в гражданских правоотношениях в качестве стороны, способной удовлетворять потребности граждан и юридических лиц в материальных и духовных благах, а также услугах; 3) создает систему органов и учреждений, обеспечивающих каждому возможность реально использовать свои социально-экономические права, закрепленные Конституцией РФ; 4) осуществляет материальное, кадровое и методическое обеспечение деятельности государственных органов и учреждений.

Свое материальное благополучие человек должен создавать сам. Государство способствует ему в этом, создавая максимально благоприятный правовой режим для трудовой и предпринимательской деятельности, реализации его творческих потенций как личности. Однако в современном обществе далеко не каждый своим трудом или иным законным способом может обеспечить материальное благополучие и достойную жизнь, поэтому современное государство принимает и специальные меры по улучшению материального положения как населения страны в целом, так и отдельных социальных слоев населения.

Современное государство – это прежде всего социальное государство, призванное оказывать действенную материальную и иную помощь социально незащищенным слоям населения либо всем членам общества. Социальная политика Российской Федерации осуществляется тремя способами: 1) оказанием материальной помощи социально незащищенным слоям населения; 2) предоставлением бесплатных услуг, обеспечивающих реализацию ряда социально-экономических прав и свобод граждан; 3) трудоустройством лиц, оставшихся без работы.

Государство оказывает материальную поддержку семье, материнству, детству и отцовству, выплачивает пенсии инвалидам и лицам, достигшим пенсионного возраста, пособия по безработице, а также стипендии студентам образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования. В Российской Федерации каждому реально обеспечивается право на бесплатное получение общего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе среднего профессионального и высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, на бесплатное пользование библиотечными фондами. Гражданам России в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно оказывается медицинская помощь за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Кроме того, малоимущие слои населения имеют право на бесплатное или за доступную цену получение жилья.

Таким образом, реальность, осуществимость значительной части гражданских, трудовых, семейных, образовательных и иных правоотношений, в которые вступают граждане, возможной становится благодаря непосредственному участию в этих правоотношениях государства, его органов, учреждений.

Материальная помощь государства, оказываемая семье, материнству, детству и отцовству, увеличивает бюджет семьи и тем самым покупательную способность ее членов, их возможности выступать субъектом различных имущественных гражданских правоотношений. Бесплатность и доступность образования, медицинских услуг гарантируют каждому беспрепятственное вступление в конкретные образовательные или медицинские правоотношения. Государство помогает всем трудоспособным лицам, потерявшим работу, вновь стать субъектами трудовых отношений, в том числе предоставляет им право неоднократно получать бесплатное профессиональное образование.

Государство, его органы, учреждения, предприятия являются непосредственными участниками значительной части гражданских и трудовых правоотношений. Будучи собственником земли, промышленных, оборонных, транспортных, добывающих, строительных и иных предприятий, государство в лице его органов и предприятий вступает в конкретные правоотношения с организациями, учреждениями, имеющими иную организационно-правовую форму, а также с гражданами в целях удовлетворения их потребностей в материальных и духовных благах или услугах. В частности, государство обеспечивает граждан и юридических лиц электроэнергией, осуществляет перевозку грузов железнодорожным транспортом, выступает основным заказчиком на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Государство выступает и основным работодателем, предоставляя работу значительной части населения Российской Федерации в государственных органах, учреждениях и на предприятиях.

Таким образом, под организационно-распорядительной деятельностью государства понимается деятельность по организации участия государственных органов и учреждений в конкретных правоотношениях в качестве обязанной стороны, призванной реализовать конституционные социально-экономические права личности либо обеспечивать удовлетворение потребностей граждан и юридических лиц в материальных или духовных благах и услугах.

Реальное исполнение государством своих обязанностей осуществляется с применением разнообразных методов управления, используемых государственными органами исполнительной власти. Это организационный и распорядительный методы, методы планирования, прогнозирования и др.

Метод организации характеризуется формированием системы органов и учреждений, способных обеспечить исполнение действующих законов, их воплощение в конкретных отношениях.

Во-первых, государство создает систему органов, способных осуществлять управление экономической, социально-культурной и иными сферами общества. В Российской Федерации эта система состоит из федеральных исполнительных органов государства – Правительства РФ, федеральных министерств, иных центральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, государство формирует широкую сеть государственных учреждений, способную удовлетворить потребности каждого гражданина в образовании, медицинской помощи, в жилье, социальном обеспечении по возрасту, в случае болезни, по инвалидности и иных предусмотренных законом случаях, а также в бесплатном пользовании библиотечными фондами.

Распорядительный метод характеризуется оперативным управлением системой государственных органов и учреждений в целях их обеспечения материальными, кадровыми ресурсами и информацией. Так, государство осуществляет строительство служебных и иных зданий, удовлетворяющих всем требованиям санитарии и гигиены, обеспечивает государственные органы и учреждения необходимой техникой, оборудованием, иным имуществом.

Важнейшим направлением организационно-распорядительной деятельности государства является подготовка, подбор и расстановка кадров, а также периодическое повышение их квалификации, поскольку наличие квалифицированных кадров является необходимым условием эффективной деятельности государственных органов и учреждений. Государственные органы и учреждения также осуществляют сбор, обработку и анализ информации о своей деятельности, о состоянии социальной среды и прежде всего об отношении граждан и иных лиц к деятельности этих органов и учреждений.

Государство оплачивает все расходы, связанные с организацией и деятельностью государственных органов и учреждений, в том числе расходы на заработную плату их работникам, на бесплатные услуги, оказываемые государственными учреждениями в целях обеспечения конституционных социально-экономических прав граждан. Поэтому метод финансирования по праву входит в число основных методов, используемых в процессе организационно-распределительной деятельности органов государства.

Успешное осуществление деятельности государственных органов и учреждений на стадии реализации норм права во многом зависит от их способности предвидеть тенденции дальнейшего развития экономических, социальных и иных сфер общества и применительно к этим тенденциям разработать систему адекватных мер. Государство должно быть заранее готово и к позитивным, и к негативным процессам в развитии объекта управления таким образом, чтобы его деятельность полностью соответствовала современным процессам и тенденциям, а не была ориентированной на решение задач вчерашнего дня. Поэтому государственные органы активно используют методы прогнозирования и планирования для приведения своей организационно-распорядительной деятельности в соответствие с потребностями и задачами текущего дня.

Осуществляя организационно-исполнительную деятельность, государство, его органы должны использовать все вышеназванные методы. Только при этом условии государство успешно и надлежащим образом исполнит свои обязательства на стадии реализации норм права и позволит гражданам и иным лицам в полной мере и беспрепятственно реализовать свои права и свободы. Об этом убедительно свидетельствуют, в частности, затруднения, которые испытывают в настоящее время государственные органы Российской Федерации в сферах образования и здравоохранения.

Недостаточное финансирование образовательной сферы, государственных учреждений здравоохранения снижает качество оказываемых ими услуг. Граждане не имеют возможности получать качественное образование, надлежащую медицинскую помощь из-за отсутствия квалифицированных кадров. Недостаток последних обусловливается неспособностью государства достойно оплачивать труд педагогов и врачей.

Возникновение, изменение и прекращение правоотношений характеризуется наличием необходимых оснований в виде юридических фактов. Они представляют собой конкретные жизненные обстоятельства, в соответствии с которыми правовые нормы связывают правовые последствия.

Замечание 1

Юр. факты являются связывающим элементом норм права и правоотношений. Наряду с правовой нормой и правосубъектностью они выступают в качестве предпосылки возникновения правоотношений.

Значение юридических фактов в правоотношениях, связанных с социальным обеспечением, заключается не в отдельных жизненных обстоятельствах, а в фактическом составе, который включает систему разнородных, самостоятельных юридических фактов с самостоятельным значением каждого из них. Тем не менее.ю конечный эффект в форме возникновения правоотношений, представляет собой результат действия в целом фактического состава, единства всех его звеньев. Существование фактических составов характеризует сложность отношений в обществе, которые регулируются правом социального обеспечения.

Возникновение правоотношений

В фактический состав основания возникновения правоотношений по соц. обеспечению можно включить жизненные обстоятельства, включая трудовые правоотношения, достижение пенсионного возраста, страховой стаж (выслуга лет) определенной продолжительности, временная нетрудоспособность, инвалидность, беременность и роды, рождение детей, смерть кормильца, подача заявлений, вынесение решений о предоставлении обеспечения и др.

Роль всех видов юридических фактов в фактическом составе не одинакова. Некоторые из них могут являться основными, другие играть второстепенную роль. Основное значение в возникновении правоотношений в области социального обеспечения имеют сами юридические факты, примеры которых мы рассмотрели выше.

Замечание 2

В России юридические факты второго порядка обладают большим значением, но не основным. Они включают факт иждивения, родство или свойство, причину инвалидности, временной нетрудоспособности, сумму заработной платы и др.

Правоотношения могут возникнуть в случае полного фактического состава, который предусматривает правовая норма. Так, правоотношение в сфере обеспечения пенсией по инвалидности возможно при наличии определенных юридических фактов, в число которых входят:

  • назначение лицу инвалидности определенной группы;
  • наличие у лица трудового стажа, включая подтверждение факта трудового увечья, профессионального заболевания или причин, которые связаны с военной службой;
  • подача заявления и других документов о назначении пенсии;
  • вынесение решения о назначении пенсий.

В процессе установления группы инвалидности и наличия рабочего стажа у человека проявляется субъективное право на пенсию. В случае подачи заявления о назначении пенсии проявляется процедурное правоотношение, а после того, как было вынесено решение о назначении пенсии проявляется материальное пенсионное правоотношение.

Изменение и прекращение правоотношений

В число юридических фактов, влекущих изменение правоотношений, можно включить увеличение стажа работы, рост заработка, изменение группы инвалидности, состава семьи и др.

Прекращение определенных правоотношений происходит в случае восстановления трудоспособности, смерти пенсионера, достижения совершеннолетия членами семьи, истечения срока и др.

Юридические факты в праве социального обеспечения классифицируются в соответствии с источником их происхождения на юридические события и юридические действия.

Определение 1

Понятие «событие» включает факты, происхождение которых не относится к воле участников правоотношений. Это может быть истечение срока, болезнь, рождение детей, смерть кормильца, достижение пенсионного возраста.

Действия включают факты, которые связаны с волей участников правоотношений, включая волеизъявления гражданина, акты применения гражданского и других отраслей права. Они могут соответствовать праву или противоречить ему, то есть являться правомерными и неправомерными.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Многообразие юридических фактов принято классифицировать по следующим основаниям:

1. по характеру наступающих последствий -правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие икомплексные (универсальные) факты (поступление в вуз, приговор суда, вступление в брак и т. д.), которые одновременно и образуют, и изменяют, и прекращают правоотношения;

Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений (например, прием на работу).

Правопрекращающие - прекращают правовые отношения (например, окончание вуза).

Правоизменяющие юридические факты - изменяют правовые отношения (например, обмен жилой площади).

2. по волевому признаку юридические факты - события и действия.

События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей (стихийные бедствия). Они могут быть уникальными и периодическими, моментальными и продолжительными, абсолютными (полностью независимыми от воли людей) и относительными (вызванными деятельностью людей, но в данном правоотношении независимыми от породивших их причин).

Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия подразделяются направомерные (соответствующие предписаниям нормы) инеправомерные (нарушающие правовые предписания).

Некоторые ученые, наряду с событиями и действиями, выделяютправовые состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности, состояние в браке и т. д.).

Правомерные , в свою очередь, подразделяются наюридические акты (факты, которые специально направлены на достижение юридических последствий - приговор суда) июридические поступки (факты, которые специально не направлены на достижение юридических последствий, но тем не менее их вызывают - художник написал картину).

Неправомерные действия подразделяются на преступления и проступки. Последние подразделяются на административные, гражданские, материальные, дисциплинарные, процессуальные и т. д.;

Неправомерные действия (правонарушения) делятся на проступки и преступления. Правомерные - на юридические акты и поступки.

Юридические акты представляют собой действия, направленные на достижение определенного юридического результата. Это могут быть сделки, заявления, голосование и т. д.

Юридические поступки - это действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания и намерений этих лиц. Типичными примерами могут служить создание художественного произведения, находка вещи, клада.

3. по продолжительности действия можно выделятькратковременные (штраф) идлящиеся юридические факты. Длящиеся факты получили наименование правовых состояний (состояние родства, гражданства и т. д.);

4. по количественному составу выделяютсяпростые исложные юридические факты.

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один, а несколько юридических фактов. Их совокупность называется юридическим составом. Так, для возникновения пенсионного правоотношения необходимы следующие юридические факты: достижение определенного возраста; трудовой стаж; решение компетентного органа о назначении пенсии.

5. По значению юридические факты могут быть положительными и отрицательными.

Положительные юридические факты представляют собой жизненные обстоятельства, наличие которых вызывает, изменяет или прекращает правовые отношения (например, достижение определенного возраста).

Отрицательные юридические факты, наоборот, представляют собой такие жизненные обстоятельства, отсутствие которых является условием для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений (например, отсутствие близкого родства и уже зарегистрированного брака является необходимым условием для вступления в брак).

11) правонарушение понятие признаки состав

Правонарушение – противоправное, общественно вредное, виновное деяние (т. е. действие или бездействие) деликтоспособного лица.

Противоправность выражается в:

    прямом нарушении правового запрета;

    неисполнении обязанности;

    злоупотреблении субъективным правом;

    превышении полномочий.

Всякое правонарушение должно быть общественно вредным. Наибольшей степенью общественной вредности (общественной опасностью) обладают преступления. Правонарушение – обязательно виновное деяние. Вина – психическое отношение правонарушителя (в формах умысла и неосторожности) к деянию и его последствиям.

По характеру и степени общественной вредности правонарушения подразделяются напреступления и проступки.

Проступки могут быть гражданско-правовыми (деликты), административными идисциплинарными. Нельзя за одно и то же деяние привлечь и к уголовной, и к административной ответственности. С другой стороны, за преступление или административный проступок можно одновременно привлечь к гражданско-правовой ответственности. Напр., лицо, совершившее на работе мелкое хищение, можно привлечь к административной ответственности, уволить с работы и взыскать с него причиненный ущерб.

Состав правонарушения – фактическое основание юридической ответственности, сложный юридический факт, с которым закон связывает возникновение охранительного правоотношения.

Элементы состава правонарушения: объект, объективная и субъективная стороны, субъект.

Общий объект – охраняемые законом общественные отношения.

Объективная сторона включает:

    деяние в форме действия или бездействия;

    вредные последствия;

    причинную связь между ними.

Некоторые составы, кроме того, характеризуются факультативными признаками, которым также придается правовое значение: время, место, обстановка, способ, орудия и средства совершения правонарушения.

Субъективная сторона характеризуется виной. Формы вины: умысел и неосторожность.Умысел может быть прямой и косвенный: а) при прямом лицо:

    предвидит реальную возможность или неизбежность вредных последствий;

    желает их наступления;

б) при косвенном лицо:

    осознает общественную вредность своего деяния,

    предвидит реальную возможность вредных последствий,

    не желает их наступления, но сознательно их допускает или относится к ним безразлично.

Неосторожность возможна в виде легкомыслия или небрежности: а) при легкомыслии лицо предвидит абстрактную возможность вредных последствий, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение; б) при небрежности лицо не предвидит вредных последствий, хотя должно и могло было при должной внимательности и предусмотрительности их предвидеть.

Субъект – физическое или юридическое лицо, обладающее деликтоспособностью.

12)Юридическая ответственность понятие признаки разновидности

Юридическая ответственность - применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. За свои деяния человек отвечает перед законом и судом (этим юридическая ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека).

Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений. Она имеет государственно-принудительный характер . Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, т. е. сопровождается причинением виновному отрицательных последствий, ущемлением или ограничением его личных, имущественных и других интересов.

Деятельность государства в сфере принуждения строго регламентирована законом. Субъектами этой деятельности выступают суд, прокуратура, полиция, администрация различных государственных учреждений, которые специально занимаются рассмотрением дел о правонарушениях.

Для возложения ответственности необходимо наличие ряда условий: вина правонарушителя, противоправность его поведения, причиненный вред, причинная связь между его поведением и наступившим противоправным результатом.

Юридическая ответственность характеризуется тем, что она:

    опирается на государственное принуждение (это конкретная форма реализации санкций правовых норм);

    наступает за совершение правонарушения и связана с общественным осуждением;

    выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя, являющихся для него новой юридической обязанностью, которой не существовало до совершения противоправного деяния. и представляющих собой лишения личного, организационного либо имущественного характера;

    воплощается в процессуальной форме.

Основанием возникновения, изменения и прекра­щения правоотношений являются юридические факты - указания, которые содержатся в гипотезах правовых норм.

Необходимость в определении юридического факта состоит в том, что правовое регулирование основано на достаточно боль­шом количестве различных фактических обстоятельств, с нали­чием или отсутствием которых связано наступление тех или иных правовых последствий.

Юридический факт - конкретное жизненное обстоятель­ство, с которым правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений, наступ­ление определенных юридических последствий.

Роль юридических фактов в праве не ограничивается толь­ко тем, что они служат основанием, изменением или прекраще­нием правоотношений. Рождение человека, достижение совер­шеннолетия, смерть - это тоже юридические факты, которые влекут за собой возникновение или прекращение правоспособ­ности и дееспособности.

Признаки юридического факта:

1.Юридический факт - это жизненное обстоятельство, выраженное вовне (мысли и чувства юридическими фактами не признаются).

2.Юридический факт - это обстоятельство, выражающее­ся в наличии или отсутствии определенных явлений.

3.Это такие обстоятельства, которые предусмотрены нор­мой права.

4.Юридические факты должны быть зафиксированы , т.е. надлежащим образом оформлены (подтверждены).

5.Юридические факты вызывают правовые последствия .

Юридические факты выполняют несколько важных функций в механизме правового регулирования. К основным функциям юридических фактов относятся:

1)правообразующая - факты вызывают наступление правовых последствий;

2)правоизменяющая - изменение юридических обстоятельств (например, факт передачи прав на использование изоб­ретения третьему лицу);

3)правопрекращающая - обстоятельство истечения срока действия (например, патента);

4) правовосстанавливающая - возможность восстановле­ния права (например, права на патент).

Классифицируют юридические факты по следующим основаниям:

I. По характеру наступающих последствий они делятся на правообразуюшие, правоизменяюшие и правопрекрашаюшие.

1.. Правообразующие факты вызывают возникновение прав и обязанностей (поступление в Вуз, призыв на военную службу и т.д.).

2.Правоизменяющие факты влекут изменение прав и обя­занностей (перевод с очной на заочную форму обучения, повы­шение в воинском звании, должности и т.п.).

3.Правопрекращающие факты прекращают права и обязан­ности (исключение из Вуза, увольнение с военной службы и т.д.).

II. По связи с волей участников правоотношений – на события, действия и юридически значимые состояния.


1. События - это обстоятельства, не зависящие от воли субъекта, но порождающие определенные правовые последствия. К их числу относятся стихийные бедствия, рождение, смерть, истечение сроков давности и т.п.

Среди юридических событий выделяют абсолютные и от­носительные события,

Абсолютные события - это такие обстоятельства, кото­рые не вызваны волей людей и не выступают ни в какой зависи­мости от нее (наводнение, землетрясение). Абсолютные собы­тия порождают только один ряд юридических последствий.

Относительные события - обстоятельства, вызванные де­ятельностью людей, но выступающие в данных правоотноше­ниях независимо от породивших их причин (пожар всей фермы по причине поджога одного коровника). Относительные собы­тия могут порождать два ряда последствий. В последнем слу­чае правовые нормы могут связывать правовые последствия не только с событиями как таковыми, но и с причиной, их породив­шей, в частности с правонарушениями.

Иногда правовые последствия одного ряда влияют на по­следствия ряда другого. Например, лицо, признанное виновным в убийстве наследодателя (первый ряд последствий, вызван­ных неправомерным действием), исключается из числа наслед­ников (второй ряд последствий, вызванных событием).

2. Юридически значимые состояния - это факты, которые в большей степени обусловлены физиологическими про­цессами, чем волей субъекта. Такими фактами являются бере­менность, болезнь, нетрудоспособность, состояние в браке, на­личие образования и т.д.

3. Действия - это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания участников правоотношений и с которыми закон связывает определенные правовые по­следствия.

Действия в свою очередь делятся на правомерные, противо­правные (правонарушения) и общественно опасные деяния .

Противоправные действия (правонарушения) - это та­кие юридические факты, которые не соответствуют (противоречат) предписаниям норм права. К противоправным действиям относятся преступления (уголовные правонарушения) и проступ­ки (административные, дисциплинарные и гражданско-правовые нарушения).

Общественно опасные деяния - это действия, которые при­чиняют вред, но не имеют осознанно-волевого характера, в силу чего не считаются правонарушениями. Таковы действия невме­няемых лиц и малолетних.

Правомерные действия - это такие юридические факты, ко­торые влекут возникновение улиц юридических прав и обязаннос­тей, предусмотренных нормами права (например, сделки). Правомерные действия делятся на юридические поступ­ки, юридические акты.

Юридические поступки - это действия, которые соверша­ются без намерения вызвать правовые последствия, однако пра­ва и обязанности возникают в силу закона. К числу юридических поступков закон относит обнаружение клада, находку веши, со­здание произведения.

Юридические акты - это такие правомерные действия, ко­торые специально совершаются субъектами с целью вступле­ния их в определенные правоотношения. Например, договор купли-продажи, постановление следователя о возбуждении уго­ловного дела, решение органа социального обеспечения о на­значении пенсии и т.д. В первом случае возникают имуществен­ные правоотношения, во втором - уголовно-правовые, в третьем - пенсионные.

Юридические акты, в свою очередь, подразделяются на ад­министративные акты и сделки.

Административные акты - это действия государственных органов, направленные на возникновение, изменение либо пре­кращение правоотношений, участниками которых являются оп­ределенные лица. Административными актами являются и до­кументы, в которых закрепляются решения судебных, админи­стративных и других юрисдикционных органов. Например, вы­дача (акт-действие) ордера (документ) на арест.

Сделки - это правомерные действия, направленные на воз­никновение, изменение либо прекращение прав и обязанностей, Сделки бывают односторонние (влекут за собой правовые по­следствия независимо от воли других лиц) и двусторонние (тре­буют соглашение между двумя лицами).

III. По характеру воздействия различают позитивные и не­гативные юридические факты.

1. Позитивные факты - это обстоятельства, которые спо­собствуют возникновению правоотношений. Так, для вступле­ния в брак требуются достижение брачного возраста, согласие и добровольность.

2. Негативные факты - это обстоятельства, которые пре­пятствуют возникновению правоотношений. Такими фактами при заключении брака являются недееспособность, близкое родство, нахождение в другом браке.

В ряде случаев для возникновения правоотношений, их из­менения или прекращения имеет значение не отдельный факт, а их известная совокупность, именуемая в науке фактическим составом. Правильное установление фактического состава име­ет важное практическое значение.

Фактический состав может быть определен законом конкрет­но, с указанием всех его элементов. Так, для получения пенсии по старости фактический состав образуют три юридических фак­та: наступление пенсионного возраста, наличие определенного трудового стажа и решение о назначении пенсии. Все эти усло­вия конкретно определены законом. Если одного из этих фактов нет, то гражданин не может получить пенсию по старости в пол­ном размере.

Правоотношения не возникают сами по себе. Для их появления еще недостаточно наличие правовой нормы, поскольку сама по себе норма права «мертва» и в этом смысле представляет собой лишь текст, изложенный на бумаге.

Для того, чтобы норма начала работать необходим «возбудитель».Таковым является юридический факт.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми связывается возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

Классификация юридических фактов:

По волевому признаку юридические факты делятся на:

События – обстоятельства, природные явления, возникновения которых не зависит от воли человека (смерть, стихийные явления);

Действия – обстоятельства, которые стали результатом воли человека. Под действиями в юридической науке понимаются не только активные, положительные действия, но и бездействия людей в тех случаях, когда норма права обязывает их к активным действиям.

В свою очередь действия подразделяются на:

Правомерные действия – совершаются в соответствии с требованиями юридических норм;

Неправомерные действия – нарушают требования правовых норм, приносят вред обществу и государству.

Правомерные, в свою очередь, подразделяются на:

Юридические акты – действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия – сделки, судебные решения;

Юридические поступки – действия, приводящие к юридическим последствиям, независимо от намерений лица, их совершающего – создание художественного произведения.

При рассмотрении отдельных видов юридических фактов выделяется и более мягкая классификация.

События классифицируются:

2. По происхождению:

Природные (стихийные) – абсолютные;

Зависящие в своем происхождении от человека (поджог, пожар, страховые отношения) – относительные.

3. По длительности:

Моментальные (происшествия);

Длящиеся (процессы).

4. По повторяемости:

Уникальные;

Периодические.

5. По характеру последствий:

Обратимые;

Необратимые.

Правомерные действия:

2. По субъекту:

Действия государственных органов;

Граждан;

Организаций.

3. По способу фиксации:

Документированные;

Недокументированные.

4. По отраслевой принадлежности:

Материально – правовые;

Процессуально – правовые.

Неправомерные действия:

2. По степени общественной опасности:

Преступления;

Правонарушения;

Проступки.

3. По отраслям права:

Уголовные;

Административные;

Гражданско-правовые.

4. По мотиву:

Корыстные;

Хулиганские.

5. По форме вины:

Умышленные;

Неосторожные.

6. По субъекту:

Индивидуальные;

Групповые;

Совершенные организационной группой или преступным сообществом.

7. По возрастному критерию:

Преступления, совершенные несовершеннолетними;

Совершенные лицами, достигшими 18 летнего возраста.

По дополнительным основаниям все юридические факты могут быть:

Право образующие (поступление в вуз);

Право изменяющие (перевод с очной формы на заочную);

Право прекращающие (окончание вуза).

Вопрос №74. Понятие, признаки, виды фактических составов.

Нередко для возникновения представленных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим (фактическим) составом.

Фактический состав – это система юридических фактов, порождающих юридические последствия. Например: для получения пенсии по старости требуются такие факты, как достижение пенсионного возраста, наличие необходимого трудового стажа, решение о назначении лица на должность судьи РФ необходимы наличие гражданства достижение 25 летнего возраста, наличие юридического образования, стажа работы по юридической специальности, отсутствие факторов, препятствующих назначению, решение квалифицированной коллегии, указ Президента о назначении судьей.

Возникновение, изменение или прекращение правоотношений может быть обусловлено одним юридическим фактом или совокупностью юридических фактов, которая именуется фактическим составом .

В фактические составы могут входить как действия, так и события. Так, для возникновения права на страховое возмещение помимо такого события, как землетрясение, разрушившее дом, необходимо наличие действия, а именно такого, как договор страхования, заключенный страхователем - собственником дома со страховщиком.

В одних случаях фактические составы порождают правовые последствия при условии возникновения составляющих их юридических фактов в строго определенном порядке и наличия их вместе взятых в нужное время. Например, наследник, указанный в завещании, может стать собственником наследуемого имущества при наличии следующих юридических фактов, разворачивающихся в строгой последовательности: составление завещания наследодателем; открытие наследства; принятие наследства наследником. В теории права такие фактические составы именуются сложными .

В других случаях фактические составы порождают правовые последствия только при наличии всех вместе взятых необходимых юридических фактов независимо от того, в какой последовательности они возникли. Так, приостановление срока исковой давности наступает при наличии следующих фактов: нахождение истца или ответчика в составе Вооруженных Сил; переведение данных Вооруженных Сил на военное положение. Важно только то, чтобы эти два факта были в наличии и возникли в течение последних шести месяцев срока исковой давности. Фактические составы указанного вида именуются в теории права простыми .

Юридический факт - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Признаки юридических фактов: 1) конкретность и индивидуальность. Юридический факт представляет собой уникальное (неповторимое) явление действительности, существующее в определенной точке пространства, в определенный момент времени, и, как правило, связанное с конкретными субъектами (например, факт регистрации брака); 2) социальная содержательность. События и действия, не имеющие значения или связи с социальной действительностью, не имеют и юридического значения (например, таковы явления природы - рассвет, таяние снега); 3) объективированное выражение. Мысли, чувства, желания человека не являются юридическими фактами; 4) прямая или косвенная связь с правом. Юридические факты, как правило, точно или в общем виде отражены в гипотезах правовых норм; 5) причинная связь с правовыми последствиями. В этом состоит смысл понятия юридического факта. Юридический факт вызывает, изменяет, прекращает правовые отношения, субъективные права и юридические обязанности. Например, регистрация брака порождает правовые отношения между супругами, их права и обязанности по отношению друг к другу. По волевому признаку юридические факты делят на события и действия. События - юридические факты, не зависящие от воли человека. К ним относятся действия сил природы, рождение и смерть человека, истечение сроков. События разделяют на абсолютные и относительные. Абсолютные события никак не связаны с поведением людей (землетрясение, которым

разрушен дом), а относительные все же связаны с поведением людей. Действия - юридические факты, зависящие от воли человека. Юридические факты-действия - наиболее значимый для бытия права вид юридических фактов. Собственно, ради них осуществляется все правовое регулирование. Особой разновидностью действий признаются факты-состояния - длящиеся действия (например, состояние в браке, состояние в гражданстве). Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия делят на две группы: юридические акты и юридические поступки. Юридические акты - это правомерные действия дееспособного лица, имеющие цель достигнуть какого-то правового результата (договор, завещание, судебное решение). Юридические поступки - это действия, приведшие к юридическим последствиям, независимо от воли совершившего их человека (находка клада, создание литературного или художественного произведения, научное открытие). Такие действия признаются юридически значимыми даже в том случае, когда они совершены недееспособным лицом. Неправомерные действия (правонарушения) разделяются на следующие группы: 1) по степени общественной опасности - на проступки и преступления. Любое правонарушение наносит вред личности, обществу, государству, иным субъектам права. Но преступления имеют общественную опасность, т.е. наносят или создают угрозу для нанесения большого вреда; 2) по объекту - посягательства на личность, собственность, общественную безопасность, общественный порядок и т.д.; 3) по видам юридической ответственности - уголовные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные, конституционные, международно-правовые; 4) по форме вины - умышленные и неосторожные. Иные классификации юридических фактов: 1) по субъекту - действия физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления и т.д.; 2) по отраслевой принадлежности - конституционные, гражданско-правовые, процессуальные, трудовые и т.д.; 3) по способу выражения - документ, устное заявление, молчание, жест; 4) по характеру юридических последствий - правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие. Совокупность юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий, предусмотренных нормой права, называется фактическим (юридическим) составом. Фактические составы делятся на простые и сложные. Простые фактические составы включают факты, отраженные в правовых нормах одной отраслевой принадлежности (например, все факты, необходимые для заключения брака, относятся к семейному праву). Сложные фактические составы включают факты, отраженные в правовых нормах разной отраслевой принадлежности (например, для вынесения постановления о производстве обыска необходимы факты, относящиеся к уголовному и уголовно-процессуальному законодательству). Фактические составы следует отличать от образований иного характера - сложных юридических фактов. Главное их отличие состоит в том, что фактический состав - это система юридических фактов, а сложный юридический факт - система признаков одного факта (например, состав правонарушения).