Конституция и конституционный строй Российской Федерации. Понятие конституционного строя Российской Федерации и его основы Таблица конституционный строй рф

23.07.2020

Конституция сама по себе представляет основу, фундамент для других отраслей права. Однако в Конституции имеются такие базовые начала — принципы, которые составляют основы конституционного строя, поскольку именно на них строится все правовое регулирование жизни страны.

Конституционный строй — это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государственная власть осуществляется в соответствии с Законом, государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

Государство, принявшее демократическую Конституцию, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с ее положениями. Поэтому, закрепленные главным законом страны основы конституционного строя призваны, в первую очередь, гарантировать и охранять права и свободы человека и гражданина, демократические, правовые принципы государственного устройства.

Основы конституционного строя в нашей стране нашли свое закрепление в главе 1 Конституции Российской Федерации, которая определяет Россию как демократическое федеративное, правовое государство с республиканской формой правления , в котором:

1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод личности — обязанность государства.

2. Носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России.

3. Социальная политика нашего государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности.

4. Равным образом признаются и защищаются все формы собственности (частная, государственная, муниципальная и другие).

5. Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

6. Гарантируется местное самоуправление.

7. Признается многопартийность, в качестве государственной не может быть признана никакая идеология.

Принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы России.

Конституционный строй имеет главную цель — закрепить в Основном законе положение о том, что государство создано для человека и государственная деятельность должна быть направлена во имя процветания народа.

Это нашло четкое отражение в Вводной части (преамбуле), принципы которой лежат в основе всех конституционных норм:

Утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;

Сохранение государственного единства, признания равноправия и самоопределения народов;


Возрождения суверенной государственности России и сохранения исторически сложившегося единства страны,

Утверждение незыблемости демократического развития нашего государства.

В преамбуле определена цель принятия Конституции — обеспечить благополучие и процветание страны, подчеркнута общая ответственность каждого из нас за свое Отечество, не только перед нынешним, но и будущим поколениями.

Впервые нашло свое конституционное закрепление положение о том, что Российская Федерация, весь ее многонациональный народ сознают себя частью мирового сообщества . Россия принимает на себя обязательства соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры.

Основы конституционного строя закреплены в Конституции РФ в виде системы принципов , которые можно разбить на две группы .

Первая группа принципов конституционного строя закрепляет основы организации государственной власти:

- народовластие. Конституция РФ характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно (референдум , свободные выборы), а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

- Федерализм как принцип государственно-территориального устройства РФ, способствующий на демократической основе регулированию национальных отношений.

Принцип федерализма определяет государственное устройство РФ на основе государственной целостности, равноправия и самоопределения народов, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами власти,

- верховенство права — принцип, характеризующий РФ как правовое государство.

Этот принцип выражается в верховенстве Конституции и связанности государства правом. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ.

Это означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ, все органы государственной власти, должностные лица, граждане и их организации обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, а любые законы, затрагивающие права и свободы человека, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения,

- разделение властей — как принцип организации власти правового демократического государства, создающий единство всей системы государственной власти, предполагает,

с одной стороны, разделение властей по горизонтали на законодательную, исполнительную и судебную , носителями которой являются самостоятельные органы государства (Президент, Федеральное Собрание, Правительство РФ, судьи всех уровней), а с другой стороны, по вертикали разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектами.

Этот принцип строится на системе «сдержек и противовесов» для того, чтобы существовало равновесие сил между государственными органами, и не один из них не мог получить преобладание над другими и сосредоточить полноту власти в своих руках;

- государственный суверенитет Российской Федерации — свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на всей территории и за ее пределами в международном общении.

Суверенитет государства проявляется в следующем :

а) вверховенстве государственной власти, которая определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности всех участников общественной жизни;

б) в единстве государственной власти, которое выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую государственную власть;

в) в независимости власти, предполагающей самостоятельность государства в отношениях с другими государствами, в целостности и неприкосновенности своей территории;

г) признание России полноправным членом мирового сообщества, приоритет общепринятых принципов и норм международных договоров, заключенных РФ, в случае их расхождения с внутренними законами России.

Большинство стран мира имеет конституцию, но при этом в немногих из них сложился конституционный строй.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства.

Конституционный строй – это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.

В Конституции РФ (преамбула и гл. 1) находит выражение целостная система принципов конституционного строя.

К первой группе этих принципов можно отнести основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация – часть мирового сообщества.

Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение – обязанность государства.

Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества. Ее составляют следующие принципы: идеологический и политический плюрализм; светский характер государства; свобода экономической деятельности; многообразие и равноправие различных форм собственности; социальный характер государства.

Рассмотрим эти принципы с тем, чтобы получить представлениеобосновах конституционного строя Российской Федерации.

Принцип народовластия

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерациюкак демократическое государство (ст. 1 Конституции). В преамбулеКонституции утверждается незыблемость демократической основы России. Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции). Народный суверенитет означает, что «народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах».* «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, – отмечается в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ. – Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти (прежде всего представительные: Федеральное Собрание, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации)** и органы местного самоуправления. Российская Федерация признает и гарантирует местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции).

* Государственное право Российской Федерации. Курс лекций для юридических институтов и факультетов / Под ред. акад. О.Е. Кутафина. М., 1993. Т. 1. С. 129.

** Подробнее о народовластии и его формах см. гл. 9.

Российская Федерация – федеративное государство

Российская Федерация – федеративное государство. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.

Федерализм в России выступает, прежде всего, как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации – республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразовании одних форм национальной государственности в другие.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни. Поэтому субъектами Российской Федерации наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. Таким образом. Российская Федерация построена на сочетании территориальных и национально-территориальных начал добровольного объединения ее субъектов. Это объединение было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., а позднее нашло отражение в Конституции РФ 1993 г.

Основы конституционного строя включают следующие принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство Российской Федерации: 1) государственная целостность; 2) равноправие и самоопределение народов; 3) единство системы государственной власти; 4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ)*.

* Подробнее о федеративном устройстве Российской Федерации см. гл. 11.

Верховенство права

Верховенство права – один из важнейших принципов конституционного строя РФ, характеризующих Россию как правовое государство. Как отмечалось ранее, правовое государство, кроме принципа верховенства права, имеет и ряд других признаков, охватывающих и основы организации государственной власти, и взаимоотношения человека и гражданина с государством.

Примат права выражается в верховенстве Конституции и связанности государства правом.

Верховенство Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России, означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Государственная власть ограничена, таким образом, правом.

Конституция РФ содержит требование официального опубликования законов. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции).

Разделение властей

Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, судебные органы и аналогичные им органы субъектов Федерации)*.

* Президент РФ стоит как бы над всеми органами, являясь главой государства, участвуя в той или иной форме и в законодательной, и в исполнительной деятельности.

Принцип разделения властей находит свое проявление, с другой стороны, в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладания над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой сдержек и противовесов, которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем*.

* Подробнее о принципе разделения властей см. гл.12.

Суверенитет Российской Федерации

Суверенитет Российской Федерации провозглашается в Конституции РФ как одна из основ конституционного строя.

Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении.

Особое место в обеспечении подлинного суверенитета Российской федерации занимает Декларация «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятая 12 июня 1990 г. Первым Съездом народных депутатов РСФСР. Эта Декларация стала основой для разработки новой Конституции.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости*.

* Государственное право Российской Федерации. Т.1. С.119

Верховенство государственной власти

Верховенство государственной власти характеризуется тем, что она определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности всех участников общественной жизни. Именно в правотворчестве, прежде всего, осуществляется государственная власть. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации – главное выражение верховенства государственной власти. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между ними действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Единство государственной власти

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Это означает, что государственные органы, осуществляя свои полномочия, воплощают в жизнь функции государства, выполняют общие, единые задачи государства. Поэтому и при разделении властей органы государства должны действовать согласованно, не принимать взаимоисключающих решений.

Независимость власти

Независимость власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. Российская Федерация заботится о целостности и неприкосновенности своей территории. Суверенитет РФ обеспечивается рядом политических, экономических и правовых гарантий, в том числе военной и дипломатической защитой, деятельностью правоохранительных и других государственных органов.

Российская Федерация самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом международного права. Она постоянный член Совета Безопасности ООН.

Российская Федерация – полноправный член мирового сообщества

Российская Федерация – полноправный член мирового сообщества. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации – составная часть ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

В соответствии с Конституцией Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя России (ст. 79). Так, обладая в полной мере государственным суверенитетом, Российская Федерация добровольно на договорной основе входит в Содружество Независимых Государств, координируя на равноправной основе различные аспекты своей политики с другими государствами этого Содружества.

Основы конституционного строя охватывают также принципы взаимоотношений государства и человека, гражданина.

Для правового государства характерно то, что оно находится на службе у человека, общества. Признавая, соблюдая и защищая неотчуждаемые права человека и гражданина, государство выполняет возложенную на него обществом обязанность. Это не исключает ответственности человека и гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов.

Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, называется гражданством. Гражданство может быть только единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции). Если гражданин совершает тяжкое преступление, он привлекается к уголовной ответственности, ему назначается суровое наказание, но лишить гражданства на этом основании нельзя. Право на гражданство - неотчуждаемое право человека.

Государство считается демократическим и правовым, если представляет собой политическую организацию гражданского общества. Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и политического плюрализма.

Идеологический плюрализм

Идеологический плюрализм означает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1,2 ст. 13 Конституции).

Российская Федерация провозглашается светским государством (ч. 1 ст. 14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется также и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ч. 2 ст. 14).

Политический плюрализм

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ч. 3 ст. 13 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д.). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоев населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст.13).

Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8). Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9).

Государство гарантирует также единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Российская Федерация – социальное государство

Принципы организации экономической жизни общества, нашедшие отражение в Конституции, определяют пределы вмешательства государства в экономику. Вместе с тем Конституция устанавливает, что Российская Федерация – социальное государство. Это означает, что государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). Под социальным государством принято понимать государство, главная задача которого – достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Основные задачи социального развития российского общества определяют и основные направления социальной политики Российской Федерации: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (ч. 2 ст. 7).

Таковы основы конституционного строя Российской Федерации. Поскольку они основополагающие в жизни государства и общества, для изменения норм Конституции, их определяющих, установлен особо жесткий порядок: специально созванным Конституционным Собранием либо подтверждается неизменность Конституции РФ, либо разрабатывается проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием или выносится на всенародное голосование (

Среднее общее образование

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (10-11)

Линия УМК Тишкова. Обществознание (10-11)

Обществознание

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

  1. Основы конституционного строя РФ (статьи 1-16).
  2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64).
  3. Федеративное устройство (статьи 65-79).
  4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93).
  5. Федеральное собрание (статьи 94-109).
  6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117).
  7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118-129, за исключением статьи 127).
  8. Местное самоуправление (статьи 130-133).
  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137).

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Статья 3 Раздела I Конституции РФ гласит, что: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов и референдумов, а также через избираемые органы государственной власти и органы МСУ. Присваивать власть в Российской Федерации запрещается, неисполнение преследуется по федеральному закону.

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Итак, Статья 2 Конституции РФ определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Глава II («Права и свободы человека и гражданина»), в свою очередь, закрепляет все упомянутые права и свободы, полученные личностью и гражданином от рождения.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

  • Государственная защита прав и свобод:
    • президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
    • правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
    • прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
    • уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.
  • Право на самозащиту регулирует право личности защищать свои права и свободы всеми допустимыми законом способами: собственными действиями либо обращением в суд.
  • Судебная защита прав и свобод гарантирует возможность каждого человека восстановить его нарушенные права и свободы.
  • Право на международную защиту обеспечивает возможность (в случае, если уже использованы все доступные внутригосударственные средства правовой защиты) каждому гражданину РФ обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
  • Право на квалифицированную юридическую помощь адвоката, нотариуса, юридического бюро.
  • Возмещение государством вреда, который нанесли своими незаконными действиями органы государственной власти или должностные лица.

Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:

  • соблюдение Конституции Российской Федерации и законов;
  • уважение прав и свобод других лиц;
  • обязанность родителей заботиться о детях и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях;
  • обязанность каждого гражданина получить основное общее образование, а также обязанность родителей или опекунов предоставить детям образование данного уровня;
  • сохранение исторического и культурного наследия государства;
  • защита Отечества;
  • уплата законно установленных налогов, сборов и штрафов;
  • сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам.

Основы конституционного строя это главные устои государства, его основные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как конституционное государство, которые гарантируются и обеспечиваются государством.

Конституция Российской Федерации, прежде всего, закрепляет принципы, основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманистическая направленность и демократическая сущность, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними местного самоуправления.

Каждый конституционный принцип действует не сам по себе. Все они в совокупности и взаимосвязи конституируют государство, дополняют друг друга и находятся во взаимозависимости.

Выделяются следующие основные принципы конституционного строя РФ:

  • 1. Народовластие - оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной.
  • 2. Приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;
  • 3. Верховенство закона;
  • 4. Федерализм - он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и г. д.
  • 5. Государственный суверенитет - он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России.
  • 6. Социальный характер РФ - т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 7. Светский характер российского государства - т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви.
  • 8. Республиканская форма правления - особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской.
  • 9. Разделение властей;
  • 10. Политический плюрализм - в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан.
  • 11. Многообразие форм собственности и свобода экономических отношений - территория РФ является едины экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Общество свободных людей обязывает государство служить человеку, предъявляет определенные требования в отношении организации государственной власти и ее пределов. Основы конституционного строя содержат гарантии от установления тотального государственного контроля общественной жизни.

Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года, как высший нормативно-правовой документ страны, обладающий наибольшей юридической силой. Конституция России закрепляет основы конституционного строя, устройства государства , образование органов власти, систему местного самоуправления, а также свободы и права граждан страны.

Первая попытка принять конституцию в России была предпринята Екатериной II в 1730 году, которая основала так называемое Уложение, представлявшее из себя, по сути, сословную конституцию. Для этого она созвала специальную Уложенную комиссию. Позже были попытки Александра I и Александра II, но первой конституцией России стали «Основные государственные законы Российской империи», принятые в 1906 году. Затем было три варианта Конституции СССР (1924 года, 1936 года, 1977 года). До 1993 года в Российской Федерации действовала Конституция РСФСР 1978 года с некоторыми поправками.

Разработка Конституции шла очень тяжело. Кроме множества противоречий в новых и старых нормах и законах (а за основу была взята Конституция РСФСР), было еще и множество споров, разногласий и конфликтов среди представителей законодательной и исполнительной власти.

В результате противостояние президента и компании (Ельцин, Черномырдин) против Верховного Совета и компании (Хасбулатов, Руцкой) вылилось в вооруженное столкновение у Дома советов с участием танков и ОМОНа, а также немалым количеством пролитой крови, в том числе гражданской. В итоге 12 декабря 1993 года состоялось всенародное голосование, в котором 58% граждан проголосовали за проект новой Конституции. Всенародное голосование намеренно не называли референдумом, чтобы обойти проволочки, связанные со сложным законом о референдуме.

Структура Конституции РФ.

Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов:

  1. Преамбула (закрепляет демократические ценности и определяет место РФ в мире).
  2. Раздел первый:
    • Глава 1. Основы конституционного строя.
    • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
    • Глава 3. Федеративное устройство.
    • Глава 4. Президент Российской Федерации.
    • Глава 5. Федеральное Собрание.
    • Глава 6. Правительство Российской Федерации.
    • Глава 7. Судебная власть и прокуратура.
    • Глава 8. Местное самоуправление.
    • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
  3. Раздел второй (заключительные и переходные положения).

Поправки к Конституции.

Субъекты, имеющие право предлагать изменения Конституции и внесение поправок:

  1. Президент.
  2. Совет Федерации.
  3. Государственная Дума.
  4. Правительство РФ.
  5. Законодательные органы субъектов РФ.
  6. Группа из не менее 20% членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Основные отличия от Конституции РСФСР:

  1. Ликвидация системы Советов.
  2. Изменение структуры понятия частной собственности на землю и недра.
  3. Ликвидация должности Вице-президента.
  4. Уравнение полномочий субъектов Федерации.
  5. Изменение срока полномочий президента с 5 до 4 лет (после 2012 года стало 6 лет).
  6. Ликвидация предела возраста кандидата в президенты (было 65 лет).
  7. Образование Федерального Собрания РФ.
  8. Изменение текста присяги президента.
  9. Изменения в названии, полномочиях и прочие перемены касательно некоторых субъектов федерации .
  10. Множество изменений в структуре законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.

Конституционный строй Российской Федерации.

Основы конституционного строя РФ :

  1. Демократия (народовластие).
  2. Федерализм .
  3. Россия - социальное государство (политика призвана обеспечить достойную жизнь гражданам страны).
  4. Россия - светское государство (никакая религия не может быть государственной или обязательной).
  5. Идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (кроме тех идеологий, которые разжигают расовую, национальную или религиозную рознь и вражду).

Форма правления РФ - демократическое государство с республиканской формой правления.

Согласно заявлению Дмитрия Медведева, Россия - президентская и, ни в коем случае, не парламентская республика. Правительство проводит курс президента, а не наоборот. Президент - это и Глава государства, и Верховный главнокомандующий.

Федеральное Собрание - высший орган законодательной власти, состоящий из двух палат:

  • верхней - Совет Федерации ;
  • нижней - Государственная Дума .

Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной власти, состоит из Председателя и федеральных министров.

Судебную власть представляют Конституционный Суд и Верховный Суд .

12 декабря объявлено государственным праздником - Днем Конституции (согласно указа президента Российской Федерации), а также считается нерабочим днем.