Государственно правовые правоотношения. Государственно-правовые отношения: понятие и структура

09.04.2020

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ «ШИПИЦЫНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

Контрольная работа

По дисциплине: Конституционное право

На тему: Государственно-правовые отношения. Понятие, особенности, виды

Студентки:

Соколовой Елены Викторовны

1. Понятие го сударственно-правовых отношений

Государственно-правовые отношения (ГПО) - это урегулированные нормами государственные (конституционные) общественные отношения, которые складываются в сфере реализации народного суверенитета или народовластия. государственный правовой отношения

Состав государственно-правовых отношений:

1) субъекты;

2) объекты.

Субъект государственно-правовых отношений - это субъект права, который обладает в данном правоотношении конкретными правами и обязанностями:

1) избирательный корпус - часть населения страны, обладающая активным избирательным правом.

2) группа граждан РФ.

3) политические партии и иные объединения.

4) органы государственной власти РФ и её субъектов.

5) сами субъекты РФ и РФ в целом. 6) иностранные граждане и лица без гражданства.

7) субъекты избирательной системы: избирательные комиссии всех видов и др.

Объект государственно-правовых отношений - это то, по поводу чего возникает данное правовое отношение государственно-правовые отношения -- это определенное юридическое понятие, которое, как всякое понятие, является лишь субъективным образом объективного мира, лишь отражением определенной объективной действительности в сознании человека. Это понятие отражает взаимоотношения между субъектами правомочий и обязанностей, установленных нормами государственного права.

Государственно-правовые отношения -- это реальные, фактические отношения, содержание которых определено нормами государственного права. Они могут возникнуть:

В результате воздействия нормы государственного права на отношения, сложившиеся еще до издания этой правовой нормы;

В процессе реализации правомочий и юридических обязанностей, установленных правовой нормой, предусматривающей новые от ношения, которых нет в жизни, но для которых созданы необходимые объективные условия;

Служебная роль государственно-правовых отношений в общественной жизни состоит в том, что они являются средством воплощения некоторых норм права во взаимоотношениях людей, при помощи которого эти нормы вносят твердый распорядок в общественные отношения. Кроме того, будучи вызваны к жизни определенными потребностями, осознанными законодателем, государственно-правовые отношения часто являются средством защиты предписаний правовой нормы от возможного нарушения. В отличие от иных общественных отношений, в частности нравственных, права и обязанности в государственно-правовых отношениях обеспечиваются государством, которое в необходимых случаях может использовать для их охраны не только меры убеждения, но также и принуждения. Это волевые отношения в том смысле, что в норме государственного права предусматривается их содержание и пределы.

Своеобразие предмета государственного права различные виды государственно-правовых отношений:

1) конкретные правоотношения. Они возникают в результате реализации норм - правил поведения, в них четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности;

2) правоотношения общего характера. Они порождаются нормами - принципами, нормами - целями, нормами - декларациями. Конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности;

3) правовые состояния. Они четко определяют субъектов правоотношений, но содержание взаимных прав и обязанностей субъектов не определено, оно вытекает из установлений большого массива действующих конституционно-правовых норм;

4) постоянные или временные правоотношения - срок действия не определен, но они могут прекратить свое существование в конкретных условиях. Временные отношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм - правил поведения, с выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются;

5) материальные и процессуальные правоотношения. В материальных правоотношениях реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношений - это правоустановительные отношения. В процессуальных правоотношениях реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах - это правоохранительные отношения.

2. Особенности государственно-правовых отношений

1. Они отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет Государственного права.

2. Им свойствен особый субъективный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

3. Обладают высоким политическим потенциалом.

4. Реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока. Таким образом, государственно-правовые отношения -- это общественное отношение, урегулированное нормой Государственного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

В результате реализации норм (правил поведения) возникают конкретные государственно-правовые отношения с четко определенными субъектами, их взаимными правами и обязанностями. Реализация таких видов норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т. п., порождает правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности.

Особым видом государственно-правовых отношений являются правовые состояния. Их характерной чертой представляется четкая определенность субъектов правоотношения. Но содержание взаимных прав и обязанностей субъектов конкретно не определено, оно выводится из общего массива действующих государственно-правовых норм (состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации в составе РФ).

Среди видов государственно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия постоянных не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения по гражданству). Временные правоотношения возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются (правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).

Особые виды государственно-правовых отношений -- материальные и процессуальные. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные -- порядок реализации правовых действий, т. е. процедура. По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В первых -- реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношений, во вторых -- права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в государственно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Возникновению конкретного государственно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Юридический факт -- это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рассматриваемые конституционно-правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль государственного права в правовой системе государства.

3. Виды государственно-правовых отношений

Общие правоотношения - разновидность правоотношений, стороны которых не персонифицированы. Характерной чертой государственно-правовых отношений общего характера является присущий им самый высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимодействия субъектов. Своеобразие этих государственно-правовых отношений состоит в том, что они выражают сущность демократического строя Российской Федерации, его конституционные основы; определяют основные черты механизма власти народа, осуществляемой непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, а также связи, возникающие с установлением национальной государственной и территориальной организации Российской Федерации и ее субъектов; определяют систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма. Государственным и уставным регулированием охватываются важнейшие взаимосвязи общества, государства и личности на базе сочетания их коренных интересов. В форме общих правоотношений выступает значительная часть государственно-правовых отношений. Такие отношения в отличие от конкретных правоотношений (складывающихся в сфере действия иных отраслей права) носят статутный характер; выражают общее правовое состояние субъектов, их взаимоотношения, ответственность друг перед другом и государством; они характеризуют наиболее важные, существенные, стабильные отношения, образующие устои общества-отношения собственности, власти, государственного устройства, организации власти, статус личности и др.; возникают непосредственно на основе конституции; действуют в течение длительного времени и др. Общие правоотношения возникают и складываются на нормативном уровне правового регулирования с момента вступления соответствующих норм права (нормативно-правовых актов) в силу. Единственным основанием возникновения, изменения или прекращения таких правоотношений являются нормы права. При этом общие правоотношения возникают и складываются не только на основе норм конституционного права, а практически на основе норм всех отраслей права. С момента вступления в силу норм права в обществе складывается определенная система правоотношений, поскольку государство с помощью норм позитивного права упорядочивает те или иные общественные отношения и признает их в качестве правовых. С этого момента в обществе складывается и соответствующий правопорядок, как система упорядоченных нормами позитивного права общественных отношений. Особенности общих правоотношений по сравнению с индивидуальными, конкретными видятся в следующем. Во-первых, они складываются только на основе норм права и для их возникновения никаких юридических фактов не требуется. Во-вторых, продолжительность существования общих правоотношений равна продолжительности действия вызвавших эти правоотношения норм права. В-третьих, субъектами данных правоотношений являются лица, которые признаны государством в качестве возможных участников соответствующих конкретных правоотношений, т.е. в принципе, это потенциальные участники конкретных правоотношений. Наконец, в-четвертых, субъективные права и обязанности, составляющие содержание общих правоотношений, не являются принадлежностью конкретного лица, а носят общий характер. Обладателями этих прав и обязанностей могут быть любые лица, являющиеся субъектами права (если закон не устанавливает при этом каких-либо ограничений). На первый взгляд может показаться, что общие правоотношения в изложенной трактовке не представляют собой реально существующих правоотношений, что это некие образы, модели правоотношений, сконструированные нормами права. В какой-то мере это так. Конструкции общих правоотношений действительно создаются нормами права. Именно исходя из содержания правовых норм, мы можем судить о том, какие общественные отношения и в каком объеме признаны государством правовыми отношениями. Но начав действовать, нормы права вносят в регулируемые ими общественные отношения определенный конститутивный момент. Они как бы объявляют, что такие-то общественные отношения стали правовыми и в обществе сложился такой-то правопорядок. Само собой разумеется, что одного только нормативного регулирования общественных отношений еще не достаточно для создания того правопорядка, которого желает государство.

Требуется индивидуальное правовое регулирование, связанное с переводом нормативных установлений в плоскость конкретных отношений. Этот перевод обычно осуществляется через соответствующие юридические факты, которые являются основаниями возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений, но в некоторых случаях возникновение отдельных конкретных правоотношений (некоторых конституционных правоотношений) сопряжено с началом действия норм права. В этих случаях как общие, так и соответствующие конкретные правоотношения возникают одновременно и существуют в течение всего времени действия породивших их норм права. Но отождествлять такие конкретные правоотношения с общими не следует, поскольку в конкретных правоотношениях хотя бы одна из сторон индивидуализирована, а в общих правоотношениях такой, индивидуализации нет. Общие правоотношения очень часто именуют общерегулятивными или общестатутными. Думается, что в свете изложенного понимания общих правоотношений, их отождествление с общерегулятивными и общестатутными не совсем уместно. Скорее всего общерегулятивные и общестатутные правоотношения - это разновидности общих правоотношений. Кроме того, учитывая, что конкретные правоотношения подразделяют на регулятивные и охранительные в составе общих правоотношений можно выделить также и общеохранительные правоотношения, поскольку между общими и конкретными правоотношениями существует известная корреляция. Помимо общих государственно-правовых отношений существуют и конкретные государственно-правовые отношения, складывающиеся в процессе реализации норм конституций и уставов. Их особенность состоит в том, что они тесно переплетены с другими правоотношениями, возникающими в процессе реализации норм других отраслей права.

Так, в соответствии с ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, предоставляющей каждому право на отдых, между государством и гражданами складываются государственно-правовые отношения, когда государство принимает на себя обязательство обеспечить каждому гражданину, работающему по трудовому договору, установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Однако для реализации этой нормы необходимо развитие государственно-правовых отношений на отраслевом уровне. Отличительной особенностью данных отношений является их особое содержание, обусловленное спецификой предмета конституционного права. Речь идет о том, что они складываются в областях, составляющих, как уже отмечалось, основные элементы государства-население, территорию и власть Таким образом, если общие правоотношения образуют основу правопорядка, характеризуют его главные чер ты, то конкретные правоотношения - это содержание правопорядка, главное, что выражает его живую ткань. Общие (общерегулятивные) правоотношения представляют собой крайне своеобразные правовые явления. Они, как отмечалось, не имеют поименной индивидуализации по субъектам. Для их возникновения не требуется юридических фактов, кроме существования субъекта, обладающего гражданством, ряда других обстоятельств, относящихся к субъекту. По сроку действия они соответствуют времени существования юридической нормы. Однако общие правоотношения являются именно правовыми отношениями. В тех случаях, когда лицо выступает в качестве носителя общего субъективного права (права на труд, на судебную защиту и пр.), это означает, что оно находится в специфическом положении ко всем другим лицам. Общее субъективное право потому и является субъективным, что имеет личный характер, т.е. принадлежит не только всем субъектам, но и каждому субъекту в отдельности. Точно так же наличие общих обязанностей означает, что каждое лицо находится в специфическом положении ко всем другим лицам. Это специфическое положение выражается, в частности, в том, что общему праву всегда корреспондируют определенные юридические обязанности, а общим обязанностям - субъективные юридические права. Если не видеть этого, то тогда совершенно непонятно, в чем состоит юридический характер субъективных прав и обязанностей. Нетрудно заметить, что в таком случае общие субъективные права и обязанности будут выглядеть в качестве одной лишь декларации.

Между тем достаточно учесть своеобразие общих правоотношений, как станут ясными их общественная природа и юридическое существо. Здесь каждый находится в отношении с каждым. Данному гражданину, например, вовсе необязательно знать, какие конкретные субъекты наделены общими конституционными правами. Он обязан не нарушать эти права, кто бы ни был их носителем. Иными словами, данный гражданин состоит в отношении со всеми субъектами, взятыми вместе. Общие отношения, следовательно,- это не конкретные связи между неопределенными лицами, а специфическое состояние, в котором находится данный субъект и которое определяет его положение по отношению ко всем другим лицам. Таким образом, общее правоотношение, как и всякое иное, выражает реальную общественную связь.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ.- 2009.- № 4.- Ст. 445.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- 5-е изд., изм. и доп.- Москва: Норма, 2006.

3. Беспалый И.Т Государственное право Российской Федерации. Самара: СамГУ, 2008. Учебное пособие.

4. Кашанина А.В. Основы российского права. Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА -2009.

5. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. - М., 2007.

6. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учеб.М.: Юристъ. 2010.

7. Малько А.В., Теория государства и права. М.: Юристъ. 2009.

8. Пиголкин А.С Теория государства и права. М.: Юрайт. 2009 .

9. Петренко А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. 2010

10. Радько Т.Н. Теория государства и права. М., Проспект. 2010.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Правовые отношения - особый вид общественных отношений. Понятие правовых отношений. Предпосылки возникновения и развития, виды и содержание правовых отношений. Структура правовых отношений. Понятие и виды субъектов правоотношений. Объекты правоотношений.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2002

    Правоотношения - общественные отношения, урегулированные нормами права; признаки, субъективные права и юридические обязанности участников. Отличительная особенность и элементы государственно-правовых отношений, их служебная роль в общественной жизни.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2013

    Понятие, виды и основные черты административно-правовых отношений. Основания их возникновения, изменения и прекращения. Юридические факты в административном праве. Полномочия исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2014

    Исследование категории "легитимация власти" с позиций изучения эволюции славянских государственно-правовых символов в исторической перспективе. Проблема формирования и становления славянских государственно-правовых знаков. Связь права и религии у славян.

    статья , добавлен 14.08.2017

    Правовые отношения как особый вид общественных отношений. Виды и формы правовых отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидуумами и их объединениями. Субъективные права и юридические обязанности сторон (субъектов) правоотношения.

    презентация , добавлен 26.04.2012

    Понятие и особенности конституционно-правовых отношений. Виды конституционно-правовых отношений, их структура. Особенности возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2006

    Понятие, основные виды административно-правовых отношений. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений. Функционирование механизма исполнительной власти. Правовые отношения в сфере государственного управления.

    реферат , добавлен 28.02.2017

    Понятие правоотношений как особого вида общественных отношений. Наиболее характерные черты правовых отношений. Содержание и структура правоотношений. Виды правоотношений и предпосылки их возникновения. Субъекты правоотношений.

    курсовая работа , добавлен 05.08.2007

    Государственно-политический режим, понятие и признаки. Виды государственно-политических режимов. Характеристика государственно-правовых режимов. Авторитаризм. Тоталитаризм. Демократия.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2006

    Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. Понятие и виды административно-правовых норм, особенности их реализации. Юридические факты в административном праве. Основные черты административно-правовых отношений.

Государственное право организовано в определенную систему. Оно состоит из институтов. Институт государственного права - есть группа норм, регулирующих внутренне единый комплекс отношений. Изучение института дает представление об отдельной стороне государственности.

Для государственного права всех без исключения стран характерны следующие институты:

1. Институт политического режима. Существо этого института проявляется не только и не столько в том, как нормы сформулированы в законах и прочих актах, но скорее в реально действующих правилах. Так, в Южной Корее закреплена свобода печати. Но характер политического режима в этой области определяют реально действующие обыкновения - правительственные учреждения фактически контролируют прессу методами финансового давления, кадровых перестановок7. По ст. 6 конституции Кот д"Ивуара 1960 г. организация и деятельность партий и группировок свободны. Но действительность такова, что единственным легальным претендентом на власть оказалась Демократическая партия. Нормы, определяющие политический режим, регулируют объем и пределы применяемой власти, обозначают состав субъектов, которым власть доступна. Они формируют также взаимосвязи государства и партий, религиозных организаций, территориальных сообществ, вооруженных сил и прочих участников политического общения.

2. Институт политико-территориального устройства. Эта группа норм формально решает вопрос территориальной организации государства.

3. Институт, определяющий структуру высших государственных органов, порядок их формирования и деятельности. В большинстве стран органы власти выборные. В законодательстве таких стран имеется институт избирательного права.

4. Основы правового положения личности. Нормы этого института регулируют отношения между государством и личностью, объединениями граждан и определяют самые существенные свойства правового положения человека.

5. Основы местного управления. Детально проблемы местного управления регулируют муниципальное, административное право. Но государственное право определяет главные характеристики статуса территорий.

Государственное право в его действительном состоянии - это не только институты и нормы, но также практика их применения, которая выражена в юридических, политических отношениях.

По сложившейся теоретической традиции структуру правоотношения образуют три составляющие - объект, субъект и содержание.

Объект государственно-правовых отношений - это явление, материальная или духовная реальность, по поводу которой складываются, строятся отношения, регулируемые государственным правом. Участники этих отношений имеют интерес, связанный с конкретными объектами, и в этой связи реализуют свои притязания, полномочия, обязанности, соблюдают или нарушают запреты.

К объектам государственно-правовых отношений могут быть причислены разнообразные явления. Даже язык оказывается в их числе. Так, на Украине, например, украинский язык зафиксирован как государственный, а в областях компактного проживания национальных меньшинств допускается использование приемлемого для них языка. Такими объектами являются также территория, границы, государственная символика, столица, бюджет, деятельность партий и прочее. Но есть и нечто единое, некая основа в этом множестве объектов.

Обратим внимание на то, что каждый из государственно-правовых институтов связан с вопросом о власти. Например, избирательное право есть способ, которым народ делегирует, передает политическую власть выборным органам. Государственное устройство, местное управление решают проблему распределения власти между центром и образующими государство территориями. Основы статуса личности устанавливают границы, в которых власть обязывает человека, а также объем требований, которые лицо вправе предъявить властителям. Регулирование статуса политических партий определяет условия их прихода к власти в роли парламентского большинства, участия коалиционных партий в осуществлении власти либо поддержания господства одной партии.

Основным объектом государственно-правовых отношений следует считать политическую власть, ибо каждый их участник имеет прямой или косвенный интерес, связанный с властью. Он заинтересован в применении власти определенным образом либо в том, чтобы по возможности оградиться от нее.

Субъекты государственно-правовых отношений - это лица, сообщества, учреждения, участвующие в деятельности, связанной с политической властью и обладающие правами, полномочиями, обремененные обязанностями и запретами.

К числу субъектов государственно-правовых отношений относятся:

1. Государство, которое может выступать в качестве политического института (носителя власти) и юридического лица (например, в случае участия государства в судебном процессе, когда его действия оспариваются).

2. Народ (нация), обладающий собственным правом на власть - суверенитетом. Если это право не закреплено за народом, его нельзя рассматривать в качестве стороны, участвующей в государственно-правовых отношениях. Сообщество, не обладающее суверенитетом, является не субъектом, а объектом властных воздействий.

3. Этнические группы, национальные общности, так называемые коренные народы, за которыми могут быть признаны особые права, условия участия в политическом процессе, автономия. Так, федеральное правительство Канады и коренное население (эскимосы, индейцы, а также метисы) заключают договоры и соглашения, определяющие взаимоотношения между ними38.

4. Монарх лицо, обладающее суверенитетом, собственным правом на власть.

5. Общественные, религиозные объединения (ассоциации). Политические партии являются их разновидностью. Партии участвуют в формировании органов власти, оказывают влияние на деятельность государства. Аналогичную роль в государственно-правовых отношениях играют лобби, профсоюзы, политические движения и прочие, которых иногда объединяют под общим названием - группы политического давления.

6. Граждане или подданные, которые участвуют в отношениях, связанных с формированием выборных органов власти, обладают политическими правами и притязаниями, несут обязанности.

7. Иностранные граждане и лица без гражданства, подданные в абсолютных монархиях. Эти лица не обладают формальными правами на участие в национальном политическом процессе, но несут государственно-правовые обязанности. По отношению к этой категории субъектов государство признает и защищает права, имеющие частный характер.

8. Депутаты высших и территориальных представительных органов.

9. Государственные органы и должностные лица, вооруженные силы.

10. Субъекты федерации, административно-территориальные единицы, местные сообщества и их органы управления (муниципалитеты).

11. Иностранные государства и международные организации. Современная государственность Боснии сформирована и существует при непосредственном иностранном участии. Так, 8 сентября 1995 г. министры иностранных дел Сербии, Хорватии; (с участием мусульманского правительства.Боснии) подписали Соглашение о принципах конституционного устройства Боснии "и Герцеговины, создав правовые основы государственности этой ^страны. Конституционный суд Боснийской Федерации лишь частично назначается ее участниками (Республикой Сербской, Герцеговиной), а трех из девяти его членов назначает председатель ^Европейского суда по правам человека.

5. Юридический факт - конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Рассматриваемые факты называются юридическими, поскольку предусмотрены в нормах права: прямо - в гипотезе, косвенно - в диспозиции, санкции. Как только в жизни появляются факты, указанные в гипотезе нормы, последняя начинает действовать, т. е. лица - адресаты нормы - приобретают права и обязанности, названные в ее диспозиции.

Юридические факты представляют собой разнообразные жизненные обстоятельства, а потому их можно классифицировать по различным основаниям. Важнейшим является деление юридических фактов по тем последствиям, которые они влекут, и их волевому содержанию.

По последствиям юридические факты делятся на право-образующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений. Это гражданско-правовые сделки, заключение трудового договора, заключение брака в соответствии с нормами семейного права, совершение преступных действий, вызывающих уголовно-правовые отношения, и др.

Правоизменяющие факты изменяют правоотношения. Например, перевод на другую работу изменяет содержание трудового правоотношения между сторонами, хотя в целом правоотношение сохраняется.

Правопрекращающие факты обусловливают прекращение правоотношений. Таковыми являются действия лица по осуществлению субъективного права или исполнению юридической обязанности. Однако правоотношение может прекращаться не только в результате реализации субъективных прав и обязанностей, но и вследствие, например, смерти человека (субъекта права), гибели вещи (объекта правоотношения).

Один и тот же факт способен вызвать несколько юридических последствий. В частности, смерть гражданина одновременно может вызвать возникновение правоотношений по наследованию, прекращение трудового правоотношения, изменение правоотношения по найму жилого помещения.

По волевому признаку юридические факты делятся на события и деяния (действие или бездействие).

События - это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения (пожар от удара молнии, истечение срока, есте ственная смерть человека и др.).

Действия - волевые акты поведения людей, внешнее выражение их воли и сознания. Они могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия совершаются в рамках предписаний действующих норм. Они подразделяются на индивидуальные юридические акты и юридические поступки. Индивидуальные юридические акты - внешне выраженные решения людей, направленные на достижение правового результата. К ним относятся акты применения права, договоры между организациями, гражданско-правовые сделки, заявления граждан и другие волеизъявления, вызывающие правовые последствия. Юридические поступки есть фактическое поведение людей, составляющее содержание реальных жизненных отношений (например, выполнение трудовых обязанностей, передача вещей и денег по договору купли-продажи). Юридические поступки вызывают правовые последствия независимо от того, были они направлены на достижение указанных последствий или нет. Неправомерные действия - это преступления и проступки, идущие вразрез с правовыми предписаниями.

Бездействие - это пассивное поведение, не имеющее внешнего выражения. Бездействие может быть правомерным (соблюдение запретов) и неправомерным (неисполнение обязанности).

6.Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством для регулирования и охраны государственно-правовых отношений, которые реализуются через права и обязанности субъектов правоотношения и обеспечиваются принудительной силой государства.

Эти нормы имеют учредительный характер.

Они устанавливают форму правовых актов (законы, указы, постановления) государственных органов, порядок их принятия, компетенцию государственных структур в сфере правотворчества, порядок изменения и отмена нормативных актов.

Для норм этой области специфическим есть механизм их применения.

Конституционно-правовым нормам присущие общие признаки юридических предписаний, то есть они регулируют общественное отношения, устанавливают обязательные правила поведения, содержатся в действующих правовых актах государства; защищаются и обеспечиваются в случае необходимости принудительной силой государства.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах - источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

От норм других сфер права конституционно-правовые нормы отличаются:

б) источниками, в которых они содержатся, поскольку самые важные нормы закреплены в Конституции Украины и имеют наивысшую юридическую силу;

в) учредительным характером своих предписаний, поскольку конституционно-правовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их принятие и опубликование, компетенцию государственных органов;

г) особенностями внутренней структуры.

В отличие от других сфер права, нормы конституционного права включают значительно больше норм общерегулирующего характера.

К таким прежде всего принадлежат нормы-принципы, нормы-понятия, нормы-задачи, которых много в первом разделе Конституции Украины.

Многие конституционно-правовые нормы при своей реализации связанны не с возникновением конкретных правоотношений, а с отношениями общего характера или же с правовыми по состоянию (гражданство, статус Автономной Республики Крым).

Конституционно-правовые нормы, как правило, не являются классическими, то есть они не всегда содержат в своем составе все три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию Конституционно-правовые нормы довольно разнородные и имеют свои специфические черты.

Их можно классифицировать за такими признаками (критериями): по смыслу, юридической силой, территории действия, характером воплощения предписаний, назначением в механизме правового регулирования, функциональной направленностью, сроком действия.

Важным признаком, присущим исключительно конституционным нормам, есть их наивысшая юридическая сила. Они также, как правило, довольно стабильными, и это имеет существенное значение для стабильности конституционного порядка, обеспечение законности и правопорядка, стабильности правовой системы Украины.Существенное значение для характеристики конституционных норм имеет положение о том, что нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия, которое гарантирует возможность обращения в суд для защиты прав и свобод человека и гражданина на основе норм Конституции Украины.

7. Классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления специфических свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения эффективности их применения.

Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав.К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»). Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы. Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений. Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции.

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их.

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права). Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в 6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством. 7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Украины, и нормы, которые распространяются на часть ее территории. В данной классификации приведены основные критерии разделения конституционно-правовых норм на виды. Возможны и дополнительные основания классификации и виды норм в зависимости от задач, стоящих перед исследователем.

8.Конституционно-правовые институт - это соответствующая система норм конституционного права, которая регулирует однородные и взаимосвязанные общественные отношения, которые составляют относительно самостоятельную группу.Определение принадлежности конституционно-правовой нормы и ее применении к тому или другому правовому институту есть необходимым, поскольку не в каждой правовой норме оказываются свойства, присущие конституционно-правовому институту в целом, а эти свойства института нужно учитывать, чтобы правильно понять механизм реализации отдельной нормы. Конституционно-правовые институты объединяют нормы как Конституции Украины, так и текущего конституционного законодательства. Нормы этих институтов различаются за территорией действия, степенью определенности и четкости правовых предписаний, назначением в механизме правового регулирования и за другими признаками. К конституционно-правовым институтам относят: основы конституционного порядка Украины, основы правового статуса человека и гражданина, избирательное право, институты парламентаризма, референдума, гражданства, президента, территориального устройства, конституционного контроля, местного самоуправления и т.п. Они существенно отличаются друг от друга по количеству правовых норм, которые в них содержатся, спецификой регулированных отношений. Исходя из этого, институты могут быть распределены на генеральные, основные и субинституты. К генеральным институтам относятся: основы конституционного порядка; основы правового статуса личности; основы организации и функционирования органов государственной власти, основы организации и деятельности органов местного самоуправления. Эти институты формируются в связи со спецификой отдельных, наиболее широких разновидностей общественных отношений конституционного регулирования. Эти институты адекватно отображают общесистемные связи. В них представлены все виды конституционных норм.

9. Источники права различаются:

а) за материальным содержанием (материальные условия жизни общества, система экономических связей, формы собственности и т.п.);

б) за идеальным содержанием (правовое сознание);

в) за юридическим содержанием (разные формы - средства выражения, объективность правовых норм).

Поэтому под источниками права в юридическом значении понимают форму выражения, объективацию государственной воли. Основными видами источников конституционного права в мире есть нормативно-правовые акты, судебные прецеденты, правовые обычаи, а иногда международные и внутригосударственные договора.

В свою очередь, нормативно-правовые акты конституционного права делятся на законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские регламенты, акты органов местного самоуправление.

Система правовых актов, которые представляют источники конституционного права Украины, есть довольно широкой. Это Конституция Украины, Конституция Автономной Республики Крым, законы, постановления Верховной Рады Украины, акты Верховной Рады Автономной Республики Крым, декларации (прежде всего Декларация о государственном суверенитете Украины), Акт провозглашение независимости Украины, постановы Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, акты местных государственных администраций, органов местного самоуправления, регламенты и т.п. Правовые акты конституционного характера имеют право принимать Центральная избирательная комиссия как орган государственной власти.

Особое место среди источников конституционного права Украины принадлежит Конституции Украины, в которой закрепляются принципы государственно-правовых норм общего характера. Они имеют наивысшую юридическую силу, касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Таким диапазоном содержание норм Конституция Украины существенно отличается от других источников конституционного права. Важно и то, что в ней определяется много других источников этой отрасли национально-правовой системы. Нормы Конституции Украины касаются каждого гражданина, всех субъектов общественных отношений. Значительное количество конституционных норм имеют учредительный характер.

Источником конституционного права Украины есть международные договора. Конституция Украины (ст. 9) устанавливает, что действующие международные договора, обязательность которых предоставленная Верховной Радой Украины, является частью национального законодательства Украины. Среди ратифицированных международных договоров, которые являются источниками конституционного права Украины, можно назвать такие, как Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Европейская хартия региональных языков или меньшинств 1992 года, Европейская конвенция о гражданстве 1997 года.Виды источников сфер конституционного права Украины, как правило, довольно стабильные. Они четко определены в Конституции Украины и других нормативно-правовых актах. Но на данном этапе конкретные акты, которые содержат конституционно-правовые нормы, очень часто меняются, новолизуются. Нестабильность конституционного законодательства предопределяется как объективными, так и сугубо субъективными факторами, трудностями переходного процесса формирования украинской государственности.

Последней тенденцией в вопросе источниковых баз конституционного права Украины есть постепенное признание судебного прецедента как формы внешнего выражения норм этой области публичного права. Для этого есть соответствующие нормативные основания. Согласно ч. 2 ст. 8 Кодекса административного судопроизводства Украины, «суд применяет принцип верховенства права с учетом судебной практики Европейского Суда прав человека». Учитывая то, что административная юрисдикция распространяется на публично-правовые споры, которые возникают, в том числе, и в конституционно-правовой сфере, такое нормативное предписание есть достаточно показательным свидетельством вышеназванной тенденции.

10. Наука конституционного права имеет характерные функции, которые определяются прежде всего ее предметом. В них раскрываются ее сущность, назначение, роль для правотворческого и правоприменимого процессов, повышение политико-правовой культуры населения, специалистов-юристов, для учебного процесса и т.п.

Наука конституционного права относится к числу отраслевых юридических наук, изучающих отдельно взятые отрасли права.

Предметом изучения конституционно-правовой науки является ряд правовых явлений:

1) общественные отношения, являющиеся предметам регулирования отрасли конституционного права. Общественные отношения являются первоначальным звеном в построении системы конституционно-правового регулирования. Наука конституционного права изучает общественные отношения с целью содей ствия наиболее точному определению меры и способов конституционно-правового воздействия на них;

2) нормы отрасли конституционного права. Наука конституционного права изучает конституционно-правовые нормы, их свойства, признаки; систему этих норм и ее функционирование; механизм конституционно-правового регулирования; закономерности и перспективы развития отрасли конституционного права, ее институтов;

3) источники отрасли конституционного права - Конституция РФ и иное законодательство Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, конституционно-правовые договоры, нормы международного права, решения Конституционного Суда Российской федерации. Наука изучает основные свойства каждого вида источников, их соотношение друг с другом, коллизии, возникающие между ними, расположение норм конституционного права в различных источниках;

4) конституционно-правовые отношения. Конституционно-правовая наука изучает правоотношения как результат урегулированности общественных отношений, эффективность воздействия правовых норм, производит сравнение заложенного в норме регулирования и полученного результата. В данном аспекте изучается также правоприменительная практика государственных органов.

Таким образом, конституционно-правовая наука представляет собой систему обобщенных теоретико-методологических знаний о конституционном праве и общественных отношениях, им регулируемых.

Источниками науки конституционного права являются, во-первых, труды ученых - специалистов в области конституционного права, теории права, во-вторых, нормативные правовые акты, которые содержат конституционно-правовые нормы, в-третьих, практика реализации конституционно-правовых норм: правомерное и неправомерное поведение субъектов права, реализующих свои конституционно-правовые права и обязанности.

Наука конституционного права реализует несколько взаимосвязанных между собой функций, а именно: политическую, методологическую, идеологическую, прогностическую, экспертную.

Политическая функция науки конституционного права Украины заключается в том, что она направлена на формирование политических убеждений и ориентаций в обществе, на становление высокой политико-правовой культуры, без которой не существует ни цивилизованного общества, ни правовой государства.

Идеологическая функция науки конституционного права Украины заключается в том, что она анализирует идеи и ценности, которые воплощены в действующей Конституции Украины, а также идеи и ценности, которые желательно было бы воплотить в государственно-правовую практику. Наука сегодня отходит от узкоклассового подхода и ориентируется на общечеловеческие ценности.

На современном этапе возрастает роль прогностической функции науки конституционного права. Это связано прежде всего с формированием новой правовой системы Украины, основой которой являются конституционные нормы. Повышается значение социального и юридического прогнозирования в стратегии законотворческого и в целом нормотворческого процесса, прогнозирование развития конституционного процесса, восприятие гражданами государственно-правовых новаций. Конституционно-правовые нормы и институты работают только тогда, когда они воспринимаются населением, не противоречат его мировоззрению. Поэтому разработка научными работниками концепций законодательных актов, в которых бы учитывались возможные политические, идеологические, экономические, социальные, экологические, демографические и другие следствия будущих законов, имеет большое значение для эффективности правовой системы в целом, для достижения общественного согласия, обеспечение в Украине демократической направленности развития политико-правовых процессов.

Методологическая функция науки конституционного права Украины направленная на помощь другим общественным наукам, поскольку наука конституционного права толкует и оперирует такими понятиями, как «суверенитет», « основы конституционного порядка», « основы правового статуса человека и гражданина», что имеют существенное значение и для других отраслевых наук.

Экспертная функция науки конституционного права Украины находит свое проявление в том, что специалисты по конституционному праву все более чаще привлекаются к принятия экспертиз проектов законодательных и других нормативно-правовых актов.

11.Методология науки - учение о методах познания конституционно-правовых реалий, теоретическое обоснование методов и видов познания этих реалий, которые используются наукой конституционного права Украины.

Метод науки - это совокупность правил, приемов и образов научного познания, которые обеспечивают получение объективных и достоверных знаний. Под влиянием объективных и субъективных факторов происходят существенные изменения в методологической базе науки.

Методология науки помогает решению вопросов развития конституционного процесса, его направленности, путей создания государства. В свою очередь, это дает возможность научного обоснования организации и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, оптимального конституционного регулирования основных прав и свобод граждан и т.п.

Кроме общих методов анализа конституционных процессов, эта наука использует также специальные методы, к которым принадлежат: системный, сравнительно-правовой, исторический, метод конкретно-социологических исследований, статистический и т.п.

Системный метод дает возможность рассматривать сам предмет конституционного права как целостную взаимосвязанную систему. Такой же подход используется и при анализе каждого правового института, выявлении его роли не только в системе конституционного права, а в целом в правовой системе государства.

На основе системного видения есть возможность определить место и роль конституционного права в правовой системе Украины, осветить основоположную роль конституционных принципов для нормативного регулирования общественного отношения. Так, положение основ конституционного порядка имеют системосоставляющее значение не только для конституционного, а и всего законодательства Украины.

Метод конкретно-социологических исследований дает возможность науке выявлять общественную мысль относительно развития конституционного процесса в Украине, оценки функционирования соответствующих государственных учреждений, органов местного самоуправления, учитывать результат исследований для принятия ими оптимальных решений.

Статистический метод помогает выявить эффективность конституционно-правовых норм и институтов, оценивать их влияние на общественные отношения. Наука анализирует статистические данные и на их основе делает соответствующие выводы. Широко этот метод применяется при анализе данных, связанных с избирательным процессом, проводкам референдумов. Научный интерес имеет информация о количестве избирательных комиссий разного уровня, их состав, участие граждан в выборах, ровни их активности и т.п. На этой основе наука дает рекомендации относительно усовершенствования правового регулирования, преодоление негативных явлений в работе государственных органов, органов местного самоуправления, депутатского корпуса и т.п.

Разнообразие методов науки конституционного права Украины дает ей возможность комплексно анализировать соответствующие отношения, выявлять пути повышение эффективности функционирования конституционных норм и институтов, предлагать оптимальные модели организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, взаимоотношений между Украиной и Автономной Республикой Крым, центром и регионами и т.п. В условиях активизации научных исследований в Украине с конституционного права есть все возможности для расширения методологического арсенала науки, повышение ее роли в государствообразующем и правоприменимых процессах.

Дата публикования: 2015-07-22 ; Прочитано: 1054 | Нарушение авторского права страницы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

Гос-правовые отношения направлены на осуществление гос власти и суверенитета народа, а также на достижение свободы личности. Им присущ такой признак , как массовость. Цели этих отношений – социально-экономические и политические ценности.

Они имеют единую для всех правоотношений структуру : субъект, объект и содержание (субъективное право; юридическая обязанность). См. бабочку в тетради стр.3.

Для возникновения, изменения и прекращения гос-правовых отношений необходим определенный юридический факт (напр, достижение 35-летнего возраста для кандидата на пост Президента РФ).

К числу субъектов КП относятся индивиды, организации, сообщества, которые участвуют в полит деят-ти гос-ва. Таким образом, субъектами КП явл-ся все те, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают конституционные обязанности и предоставляют соответствующие права. В наст время субъекты отрасли КП подразделяются на три большие группы: физические лица, гос образования и негос объединения.

К физическим лицам относятся:

Граждане РФ;

Иностранные граждане;

Лица с двойным гражданством (бипатриды);

Лица без гражданства (апатриды);

Участники избирательного процесса как лица со спец правоспособностью.

Конституционная правоспособность физич лиц определяется нормами Конст, устанавливающими основные права и свободы (напр, право участвовать в управлении делами гос-ва).

К гос образованиям относятся:

Гос-во в целом (РФ – Россия);

Субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономные области;

Органы гос власти – как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ;

К негос объединениям относятся:

Общности людей – народ РФ, народы субъектов РФ, малочисленные коренные народы Севера, население административно-территориальных единиц и муниципальных образований;

Органы местного самоуправления;

Ассоциации граждан – полит партии, массовые общ организации, религиозные объединения, общ-полит движения и др.;

Группы граждан – собрания избирателей, сходы граждан и др.

Виды отношений (объекты – содержание Конст):

1) по субъектам:

Гражданин – государство

Республика Карелия – Россия

Полит партия – центр-избират комиссия.

2) по юридической силе:

Правоотношения, основанные на нормах Конст

Правоотношения, основанные на законах РФ (менее сильные)

3) по целевому назначению:

Правоустанавливающие (напр, гос-во гарантирует право на жизнь)

Правоохранительные (напр, гос-во защищает право на жизнь)

4) по времени действия:

Срочные, или временные (конкретный период действия, напр, отношения между избирателем и участковой избират комиссией)

Постоянные (все нормы в Конст постоянные, но они могут прекратить свое существование в конкретных условиях. Напр, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству)

5) материальные (реализуется само содержание права и обязанности) и процессуальные (реализация правовых действий).

Конституционное право – ведущая отрасль Российского права.

Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государ­ственной власти.

КПРФ результат отношений, складывающихся практически во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной, духовной; регулирует лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере.

Эти базовые отношения - системообразующие, оформляю­щие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах по­литического, экономического и социального устройства. В силу такого всеобъемлющего характера общественных отношений, яв­ляющихся предметом конституционного права, они отличаются большим многообразием, представляют сложную систему.

КПРФ – система общеобязательных правил поведения, главным содержанием которых является охрана основополагающих прав и свобод человека и гражданина и учреждения в этих целях определенной системы государственной власти => смысл – достижение баланса между властью и свободой.

Ведущий характер КПРФ проявляется в следующем:

1.С КПРФ начинается формироваться вся система национального права и все отрасли права => в этом заключается системообразующая роль КПРФ. Ни одна отрасль права не может развиваться, если она не находит подтверждения в конституционных принципах/нормах конституционного законодательства. В КПРФ закрепляются основные принципы.

2.КПРФ ближе других отраслей права связано с политикой и политической системой общества.

3.Ядро КП – КРФ (учредительный характер).

Предмет-опред-я совокупность общес-х отн-й которые регул-ся нормами права. Предметом КП явл-ся общест-ые отнош-я которые имеют след.особ-ти:

КПРФ регулирует общественные отношения, которые складываются во всех сферах жизнедеятельности общества. Другие отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-то одной из сфер – нормы КПРФ регулируют не все подряд общественные отношения, а лишь их определенный слой основополагающих отношений. Предмет:

1.Общественные отношения, закрепляющие принципы, на которых основывается устройство государства и общества (основы конституционного строя).- 1 глава К

2.Общественные отношения, которые определяют основы правового положения человека и гражданина. – 2 глава К

3.Общественные отношения, регулирующие федеральные отношения между РФ и Субъектами РФ. – 3 глава К

4.Общественные отношения, регулирующие систему ОГВ и органов местного самоуправления, их виды, правовое положение, компетенцию. 4-8 главы

Метод правового регулирования – совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения.

Два метода:

1.Императивный метод – метод властных предписаний и субординации (Чаще).

2.Диспозитивный метод – метод равноправия субъектов отношений, координация (Реже).

Способы воздействия:

Дозволение

Обязывание

Запрещение

КП- ведущая отрасль права России , представляющая собой систему правовых норм закрепляющих и регулирующих общественные отношения, определяющие организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, а также систему органов государственной власти и МСУ.


Конституционные (государственно-правовые) отношения: их виды и субъекты.

Правоотношения - общест-ые отн-я урегул-ые нормами права.

Конституционные правоотношения – общественные отношения, урегулированные нормами КПРФ, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

Признаки:

1. Массовость (большое кол-во КП отношений)

2. Большинство конституционно-правовых отношений не содержит конкретных наименований субъектов (ст. 19 КРФ - Все равны перед законом и судом., ст. 20 -Каждый имеет право на жизнь)

3. В конституционно-правовых отношениях всеобщему дозволению корреспондируют обязанность соответствующих государственных органов не препятствовать дозволенному поведению. Например, ст. 27 К РФ Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

4. В КП отношениях некоторые субъекты не являются участниками других видов правоотношений.

Субъект КП отношений – все те, у кого правовые нормы данной отрасли права закрепляют соответствующие права.

А). Народ- соц-экон. и полит. общность людей независимо от деления на какие-либо нац. общности; совокупность граждан РФ, которые обладают учредительной властью и при определенных условиях вправе ее реализовывать. Народ является носителем суверенитета и единственных источником власти. В состав народа входят исторически сложившиеся и компактно проживающие на определенной территории нации.

Национально-культурная территория – общественное объединение граждан.

Б). Государство и его составные части – РФ, Субъекты РФ. Например, разграничение компетенции.

В). ОГВ. Например, Президент РФ назначает Председателя Правительства с согласия ГД.

Г). Негосударственные объединения – ассоциации граждан, политические партии, общественные объединения, органы МСУ, организации, союзы.

Д). Индивиды – граждане, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством, лица со специальной правосубъектностью.

Объекты конст.правотн-й - предметы / явления, по поводу которых возникают КП отношения

1). Государственная территория и ее граница.

2). Материальные блага (ценности) – природные ресурсы, средства государственной казны.

3). Поведение людей, действия субъектов.(напр., вступление в гражд-во либо отзыв депутата представ. органа)

4). Деятельность ОГВ и ДЛ и негосударственных организаций.

5). Правовые акты. (напр., оспаривание Указа Президента в КС РФ)

6). Личные неимущественные отношения – принадлежность по вероисповеданию, честь, достоинство, личная неприкосновенность.

Классификация КП отношений:

ŸВ относительных правоотношениях точно, "поименно" определены все их субъекты;

Ÿв абсолютных (односторонне индивидуализированных) - точно поименована лишь одна сторона - носитель права или обязанности, а на другой стороне находятся все иные субъекты права;

Ÿв общерегулятивных - субъектами прав или обязанностей являются все субъекты ("всякий и каждый").

Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правового отношения составляют его содержание.

Правоотношения классического вида возникают в результате реализации норм - правил поведения. На их основе складывают­ся конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Реализацией же таких норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации порождаются правоотношения другого вида - правоотношения общего характера , в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.

Общие правоотношения - разновидность правоотношений, стороны которых не персонифицированы. Характерной чертой государственно-правовых отношений общего характера является присущий им самый высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимодействия субъектов. Своеобразие этих государственно-правовых отношений состоит в том, что они выражают сущность демократического строя Российской Федерации, его конституционные основы; определяют основные черты механизма власти народа, осуществляемой непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, а также связи, возникающие с установлением национальной государственной и территориальной организации Российской Федерации и ее субъектов; определяют систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма. Государственным и уставным регулированием охватываются важнейшие взаимосвязи общества, государства и личности на базе сочетания их коренных интересов. В форме общих правоотношений выступает значительная часть государственно-правовых отношений. Такие отношения в отличие от конкретных правоотношений (складывающихся в сфере действия иных отраслей права) носят статутный характер; выражают общее правовое состояние субъектов, их взаимоотношения, ответственность друг перед другом и государством; они характеризуют наиболее важные, существенные, стабильные отношения, образующие устои общества-отношения собственности, власти, государственного устройства, организации власти, статус личности и др.; возникают непосредственно на основе конституции; действуют в течение длительного времени и др. Общие правоотношения возникают и складываются на нормативном уровне правового регулирования с момента вступления соответствующих норм права (нормативно-правовых актов) в силу. Единственным основанием возникновения, изменения или прекращения таких правоотношений являются нормы права. При этом общие правоотношения возникают и складываются не только на основе норм конституционного права, а практически на основе норм всех отраслей права. С момента вступления в силу норм права в обществе складывается определенная система правоотношений, поскольку государство с помощью норм позитивного права упорядочивает те или иные общественные отношения и признает их в качестве правовых. С этого момента в обществе складывается и соответствующий правопорядок, как система упорядоченных нормами позитивного права общественных отношений. Особенности общих правоотношений по сравнению с индивидуальными, конкретными видятся в следующем. Во-первых, они складываются только на основе норм права и для их возникновения никаких юридических фактов не требуется. Во-вторых, продолжительность существования общих правоотношений равна продолжительности действия вызвавших эти правоотношения норм права. В-третьих, субъектами данных правоотношений являются лица, которые признаны государством в качестве возможных участников соответствующих конкретных правоотношений, т.е. в принципе, это потенциальные участники конкретных правоотношений. Наконец, в-четвертых, субъективные права и обязанности, составляющие содержание общих правоотношений, не являются принадлежностью конкретного лица, а носят общий характер. Обладателями этих прав и обязанностей могут быть любые лица, являющиеся субъектами права (если закон не устанавливает при этом каких-либо ограничений). На первый взгляд может показаться, что общие правоотношения в изложенной трактовке не представляют собой реально существующих правоотношений, что это некие образы, модели правоотношений, сконструированные нормами права. В какой-то мере это так. Конструкции общих правоотношений действительно создаются нормами права. Именно исходя из содержания правовых норм, мы можем судить о том, какие общественные отношения и в каком объеме признаны государством правовыми отношениями. Но начав действовать, нормы права вносят в регулируемые ими общественные отношения определенный конститутивный момент. Они как бы объявляют, что такие-то общественные отношения стали правовыми и в обществе сложился такой-то правопорядок. Само собой разумеется, что одного только нормативного регулирования общественных отношений еще не достаточно для создания того правопорядка, которого желает государство.

Требуется индивидуальное правовое регулирование, связанное с переводом нормативных установлений в плоскость конкретных отношений. Этот перевод обычно осуществляется через соответствующие юридические факты, которые являются основаниями возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений, но в некоторых случаях возникновение отдельных конкретных правоотношений (некоторых конституционных правоотношений) сопряжено с началом действия норм права. В этих случаях как общие, так и соответствующие конкретные правоотношения возникают одновременно и существуют в течение всего времени действия породивших их норм права. Но отождествлять такие конкретные правоотношения с общими не следует, поскольку в конкретных правоотношениях хотя бы одна из сторон индивидуализирована, а в общих правоотношениях такой, индивидуализации нет. Общие правоотношения очень часто именуют общерегулятивными или общестатутными. Думается, что в свете изложенного понимания общих правоотношений, их отождествление с общерегулятивными и общестатутными не совсем уместно. Скорее всего общерегулятивные и общестатутные правоотношения - это разновидности общих правоотношений. Кроме того, учитывая, что конкретные правоотношения подразделяют на регулятивные и охранительные в составе общих правоотношений можно выделить также и общеохранительные правоотношения, поскольку между общими и конкретными правоотношениями существует известная корреляция. Помимо общих государственно-правовых отношений существуют и конкретные государственно-правовые отношения, складывающиеся в процессе реализации норм конституций и уставов. Их особенность состоит в том, что они тесно переплетены с другими правоотношениями, возникающими в процессе реализации норм других отраслей права.

Так, в соответствии с ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, предоставляющей каждому право на отдых, между государством и гражданами складываются государственно-правовые отношения, когда государство принимает на себя обязательство обеспечить каждому гражданину, работающему по трудовому договору, установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Однако для реализации этой нормы необходимо развитие государственно-правовых отношений на отраслевом уровне. Отличительной особенностью данных отношений является их особое содержание, обусловленное спецификой предмета конституционного права. Речь идет о том, что они складываются в областях, составляющих, как уже отмечалось, основные элементы государства-население, территорию и власть Таким образом, если общие правоотношения образуют основу правопорядка, характеризуют его главные чер ты, то конкретные правоотношения - это содержание правопорядка, главное, что выражает его живую ткань. Общие (общерегулятивные) правоотношения представляют собой крайне своеобразные правовые явления. Они, как отмечалось, не имеют поименной индивидуализации по субъектам. Для их возникновения не требуется юридических фактов, кроме существования субъекта, обладающего гражданством, ряда других обстоятельств, относящихся к субъекту. По сроку действия они соответствуют времени существования юридической нормы. Однако общие правоотношения являются именно правовыми отношениями. В тех случаях, когда лицо выступает в качестве носителя общего субъективного права (права на труд, на судебную защиту и пр.), это означает, что оно находится в специфическом положении ко всем другим лицам. Общее субъективное право потому и является субъективным, что имеет личный характер, т.е. принадлежит не только всем субъектам, но и каждому субъекту в отдельности. Точно так же наличие общих обязанностей означает, что каждое лицо находится в специфическом положении ко всем другим лицам. Это специфическое положение выражается, в частности, в том, что общему праву всегда корреспондируют определенные юридические обязанности, а общим обязанностям - субъективные юридические права. Если не видеть этого, то тогда совершенно непонятно, в чем состоит юридический характер субъективных прав и обязанностей. Нетрудно заметить, что в таком случае общие субъективные права и обязанности будут выглядеть в качестве одной лишь декларации.

Между тем достаточно учесть своеобразие общих правоотношений, как станут ясными их общественная природа и юридическое существо. Здесь каждый находится в отношении с каждым. Данному гражданину, например, вовсе необязательно знать, какие конкретные субъекты наделены общими конституционными правами. Он обязан не нарушать эти права, кто бы ни был их носителем. Иными словами, данный гражданин состоит в отношении со всеми субъектами, взятыми вместе. Общие отношения, следовательно,- это не конкретные связи между неопределенными лицами, а специфическое состояние, в котором находится данный субъект и которое определяет его положение по отношению ко всем другим лицам. Таким образом, общее правоотношение, как и всякое иное, выражает реальную общественную связь.