Есть два вида классификации: деление общего и разделение целого. Есть два вида классификации: деление общего и разделение целого Общие правила и методы классификации

23.09.2020

идеологическое многообразие, характеристики государства, единство и разделение государственной власти, политические, органы публичной власти, социально-экономические, принципы гражданства, светский характер, свобода и равенство форм собственности, гуманистические.

Показать решение...

Ознакомьтесь с представленными материалами и выполните предложенные задания. Определите общий принцип классификации, позволяющий разделить представленные изображения на четыре группы, и запишите его.

Распределите предложенные изображения на четыре группы. Укажите цифирное обозначения изображений, составляющих каждую группу. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе, на основании установленного вами общего основания для классификации.

Показать решение...

Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

1. результат полезной деятельности предприятий и отдельных лиц, направленный на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.

2. Книга для регистрации деловых документов, имущества и т. п.

3. христианский теолог и церковный деятель, крупнейший представитель западной патристики.

4. стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни.

5. сокращение производства и потребления, доходов, инвестиций, падение уровня ВВП.

6. противоречие, характеризующееся острой борьбой враждебных сил, тенденций.

7. означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.

8. (от лат. - понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

9. редкая форма группового брака, при которой женщина имеет нескольких мужей, обычно братьев.

10. (от лат. - относительный), признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.

Определение слова:

Показать решение...

ЭССЕ. Перед вами – высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными.

1. «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». (Д.И.Менделеев)

2. «Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей природы». (И.И. Мечников)

3. «Совесть – это память общества, усвоенная отдельным лицом». (Л.Н. Толстой)

4. «Семья – эта та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». (В.М. Сухомлинский)

5. «Хотя мир в целом продвигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать с начала». (И.Гете)

6. «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером» (А. Рогов).

7. «Эпоха демократии – эпоха экспериментов, новых идей и авантюр». (А. де Токвилль).

8. «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов». (К. Победоносцев).

9. «Привилегия – величайший враг права» (Н. Эшенбах).

10. «Законы и установления должны идти рука об руку с прогрессом человеческой души». (Джефферсон Томас)

Олимпиада по обществознанию школьный этап 10 класс 2016-2017

1. Какими из нижеперечисленных свойств обязательно обладает этнос?

а) самоназвание

б) общее государство

в) миф о происхождении

г) единство языка

д) общность территории

е) общность культуры

2. Что из нижеперечисленного относится к коммерческим организациям?

а) потребительский кооператив

б) производственный кооператив

в) товарищество собственников недвижимости

г) товарищество на вере

д) унитарное предприятие

3. Найдите в приведенном ниже списке положения, соответствующие идеологии либерализма:

а) необходимость прямого регулирования экономики

б) приоритет общественных интересов

в) абсолютная ценность личности человека

г) политическое равенство граждан

д) изменение общества при помощи реформ

4. Выберите из предложенного списка методы монетарной политики государства.

а) изменение процентных ставок по кредитам для населения

б) изменение ставок рефинансирования

в) изменение ставки налога

г) изменение государственных расходов

д) покупка или продажа государственных ценных бумаг

5. Выберите из предложенного списка типы легитимности по Максу Веберу :

а) рационально-легальная

б) тоталитарная

в) демократическая

г) харизматическая

д) традиционная

6. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

  1. ирригационная, психологическая, органическая, классовая
  2. эксперимент, измерение, описание, систематизация
  3. девальвация, ревальвация, деноминация
  4. неприсоединения, экологические, антирасистские, женские, молодежные
  5. консолидация, инкорпорация, кодификация, учет
  1. теории происхождения государства
  2. методы эмпирического уровня научного познания
  3. денежные реформы
  4. общественные движения
  5. систематизация нормативно-правовых актов

7. Найдите лишнее, объясните свое решение.

  1. плата за транспорт, амортизация станков и оборудования, сдельная зарплата работников, плата за сырье
  2. классовая культура, общенациональная культура, профессиональная культура, молодежная культура
  3. политический плюрализм, верховенство государства в жизни общества, приоритет общества и государства над правами человека
  4. маоизм, фашизм, неонацизм, расизм
  5. нарушение правил уличного движения, нарушение правил внутреннего распорядка, нарушение воинской дисциплины, нарушение правил техники безопасности
  1. лишнее — амортизация станков и оборудования, остальное — переменные издержки.
  2. лишнее — общенациональная культура, остальное — культуры социальных общностей.
  3. лишнее — политический плюрализм, остальное — признаки недемократического режима.
  4. лишнее — маоизм, остальное — правые идеологии.
  5. лишнее — нарушение правил уличного движения, остальное — дисциплинарные проступки.

8. Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и соче­таний слов больше, чем пропусков в тексте!

Современное законодательство в области прав человека начало активно формироваться после окончания ______(А). Создатели Организации Объединенных Наций сделали решительный акцент в ее Уставе на соблюдение «основополагающих прав человека». Благосостояние детей, защита их прав были настоятельной заботой ООН. Чтобы сконцентрировать внимание на решении проблем, касающихся детей, одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН было образование в 1946 году ______(Б), который и сегодня остается главным органом, осуществляющим международную помощь детям.

Через два года, в 1948 году, Генеральной Ассамблеей была принята ______(В). В ее положениях, касающихся прав человека, признается, что дети являются ______(Г) особой защиты. Первым нормативным актом ООН, касающимся только прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году ______(Д), в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей. Она подвела благородную моральную базу под охрану прав ребенка. Однако уже тогда было ясно, что она не обеспечила надлежащих правовых гарантий и поэтому требовала дальнейшего усовершенствования. И только через 30 лет, в 1989 году, появилась ______(Е), в которой права ребенка рассматривались на уровне ______(Ж) права. Ее незамедлительно подписали 61 государство, что дало основания для ее быстрой ______(З).

9. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны - «Нет».

  1. Мировоззренческая функция науки состоит в частности объяснение различных процессов и явлений окружающего мира
  2. Рыночная экономика создает возможность расшире­ния границ демократических свобод в обществе
  3. Основанием выделения социальных групп может яв­ляться признак общности социального положения
  4. Российскую империю после преобразований Александра II можно считать светским государством
  5. Бездействие человека при любых обстоятельствах не может являться преступлением

10. Решите задачу.

В стра­не Z было вы­пу­ще­но новое пла­теж­ное сред­ство — иму­ще­ствен­ный чек на предъ­яви­те­ля. Чеки вы­да­ва­лись граж­да­нам, ко­то­рые могли их по­тра­тить на при­об­ре­те­ние акций го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий, при со­хра­не­нии кон­троль­но­го па­ке­та в руках го­су­дар­ства.

Как на­зы­ва­ет­ся эко­но­ми­че­ский про­цесс, опи­сан­ный в дан­ном при­ме­ре? Какой тип эко­но­ми­че­ской си­сте­мы сфор­ми­ру­ет­ся в стра­не Z? На­зо­ви­те не менее 3-х по­след­ствий дан­но­го про­цес­са в эко­но­ми­ке.

  • Приватизация.
  • Рыночная экономическая система.
  • Сформирован широкий слой эффективных частных собственников; увеличение эффективности деятельности предприятий в результате структурной перестройки экономики; увеличение уровня конкуренции.

11. Заполните схему, используя предложенные термины.

идеологическое многообразие, характеристики государства, единство и разделение государственной власти, политические, органы публичной власти, социально-экономические, принципы гражданства, светский характер, свобода и равенство форм собственности, гуманистические.

12. Ознакомьтесь с представленными материалами и выполните предложенные задания. Определите общий принцип классификации, позволяющий разделить представленные изображения на четыре группы, и запишите его.

Распределите предложенные изображения на четыре группы. Укажите цифирное обозначения изображений, составляющих каждую группу. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе, на основании установленного вами общего основания для классификации.

1 ряд — 2,6 — священные книги.

2 ряд — 1,7 — изображение правителей.

3 ряд — 4,8 — судебная власть.

4 ряд — 3,5 — обряды и верования.

13. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

1. результат полезной деятельности предприятий и отдельных лиц, направленный на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.

2. Книга для регистрации деловых документов, имущества и т. п.

3. христианский теолог и церковный деятель, крупнейший представитель западной патристики.

4. стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни.

5. сокращение производства и потребления, доходов, инвестиций, падение уровня ВВП.

6. противоречие, характеризующееся острой борьбой враждебных сил, тенденций.

7. означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.

8. (от лат. - понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

9. редкая форма группового брака, при которой женщина имеет нескольких мужей, обычно братьев.

10. (от лат. - относительный), признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.

Определение слова:

  1. услуга
  2. реестр
  3. Августин
  4. клерикализм
  5. рецессия
  6. антагонизм
  7. апартеид
  8. концепция
  9. полиандрия
  10. релятивизм

СЕГРЕГАЦИЯ — политика принудительного отделения или изоляция какой —либо расы либо этнической группы путем поселения на ограниченной территории , преград для социального общения , раздельного обучения и воспитания , иных подобных мер.

14. ЭССЕ. Перед вами – высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными.

  1. «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». (Д.И.Менделеев)
  2. «Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей природы». (И.И. Мечников)
  3. «Совесть — это память общества, усвоенная отдельным лицом». (Л.Н. Толстой)
  4. «Семья — эта та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». (В.М. Сухомлинский)
  5. «Хотя мир в целом продвигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать с начала». (И.Гете)
  6. «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером» (А. Рогов).
  7. «Эпоха демократии – эпоха экспериментов, новых идей и авантюр». (А. де Токвилль).
  8. «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов». (К. Победоносцев).
  9. «Привилегия – величайший враг права» (Н. Эшенбах).
  10. «Законы и установления должны идти рука об руку с прогрессом человеческой души». (Джефферсон Томас)

В реальном мире между предметами существуют объективные отношения, связи. И именно поэтому наряду с определением понятий исключительную роль играет их деление и классификация.

При изучении какого-то понятия, если мы рассматриваем его для того, чтобы исследовать реальность, мы всегда ориентируемся на распределение предметов, которые мыслятся в понятии, т.е. вольно или невольно раскрываем его объем. Деление понятий – это на самом деле деление объемов понятий.

Делением называется логическое действие, посредством которого объем рассматриваемого понятия распределяется между рядом подмножеств с помощью избранного основания. Одновременно, деление раскрывает объем понятия, путем выделения входящих в него возможных видов элементов.

В структуру деления входят три составные части:делимое понятие , в его объеме выделяются возможные виды;члены деления , представляют собой понятия видов, на которые делится объем делимого понятия;основание деления, признак, в соответствии с которым выделяются члены деления.

Например, объем понятия «война» может быть поделен по разным основаниям. Если взять за основание деления используемое оружие в войне, то в объеме понятия «война» можно выделить следующие виды войн: «война ядерная», «война, ведущаяся обычным оружием», «война химическая», «война бактериологическая» и т.д. Если основанием деления служит масштаб войны, то может быть такое деление: «война локальная», «война региональная», «война глобальная» и т.д. Если основание - сферы человеческой жизнедеятельности , то тогда понятие «война» делится на следующие виды войн: «космические войны» («звездные войны»), «войны на море» и т.д.

В логике выделяют два способа деления понятий: таксономический и мерологический.

Таксономическое (от лат. taxare - оценивать) деление – это выделение в объеме понятия подклассов, являющихся объемами видовых понятий.

В свою очередь оно подразделяется на дихотомическое деление и деление по видоизменению признака.

Дихотомическое (двучленное) деление предполагает, что объем понятия делится на два вида по наличию или отсутствию некоторого признака, на два противоречащие понятия: «А» и «не – А».

Например, понятие «общество» делятся на два противоречащих понятия: «классовые общества» и «бесклассовые общества»; понятие «радиоактивность» делится на понятия «естественная радиоактивность» и «искусственная (неестественная) радиоактивность. Понятие «не – А» может делиться на два противоречащих: «В» и «не – В» а затем «не – В» может делиться на «С» и «не – С».

Можно продолжить деление понятия «радиоактивность». Например, «неестественная радиоактивность» (не - А) делится в свою очередь на «радиоактивность, возникшую в результате использования ядерного оружия» (В) и «радиоактивность, возникшую при взрыве атомного реактора» (не - В). Известно, что «радиоактивность, возникшая при взрыве атомного реактора» (не – В), может быть следствием «нарушения технологии остановки работы ядерного реактора» (С), а может быть и «не от нарушения технологии остановки ядерного реактора» (не - С). И так далее.

Дихотомия имеет ряд своих преимуществ: в ней не надо перечислять все виды делимого рода. Выделяется один вид, а затем образуются противоречащие понятия. Деление всегда соразмерно и всегда производится по одному основанию. Вместе с тем этот вид деления имеет недостатки. Во- первых, объем отрицательного понятия может оказаться неопределенным (например, при делении «радиоактивности» на «радиоактивность, возникшую от нарушения технологии» и на «радиоактивность не от нарушения технологии». Второе понятие содержит значимый параметр неопределенности. Во-вторых, четким и последовательным является по существу лишь деление на два первых противоречащих друг другу понятия. В связи с отмеченным, дихотомическое деление обычно сводится к делению первого понятия.

При делении по видоизменению признака основанием деления выступает тот признак, по которому образуются видовые понятия.

Например, «ядерные взрывы» в зависимости от сферы их проведения делятся на соподчиненные виды: «воздушные», «наземные», «подводные», «подземные», «космические».

В качестве основания могут быть использованы различные признаки делимого понятия. Выбор признака зависит от цели деления, от практических задач, решаемых судьей. Вместе с тем к основанию предъявляются определенные требования. Важнейшее из них - объективность основания.

Для правильного деления понятий необходимо соблюдать определенные правила. Их четыре . Они обеспечивают четкость и полноту деления.

1. Соразмерность деления : объем делимого понятия должен быть равен сумме членов деления. Если это правило не соблюдать, то может быть:

- неполное деление , когда перечисляются не все виды данного родового понятия, известные современной теории и практике.

Например, деление понятия «система права». Известно, что составные части системы права – это отрасли права и институты. Если мы поделим понятие «система права» на такие составляющие как: конституционное право; административное право; международное право; гражданство; наследование, то в таком случае объем понятия остается не раскрытым.

- деление с лишними членами , когда в деление включаются виды, не относящиеся к данному роду.

В качестве примера можно привести деление понятия «отклоняющееся поведение личности» (ОПЛ), которое осуществляют некоторые ученые. Используя в качестве деления данного понятия «формы ОПЛ», они делят его объем на следующие члены: «алкоголизм»; «азартные игры»; «наркомания»; «проституция»; «суицид»; «преступления» и добавляют такие конкретные формы преступлений как «преступления против личности», «преступления в сфере экономики», «преступления против государственной власти» и т.д. В данном случае происходит деление с лишними членами, ибо конкретные формы преступлений не есть формы ОПЛ.

2. Деление должно производиться только по одному основанию . Если это правило будет нарушено, то произойдет перекрещивание объемов понятий. Наш последний пример тому свидетельство. Деление оказывается непоследовательным и нечетким.

3. Члены деления должны исключать друг друга . Они не должны иметь общих признаков, быть соподчиненными понятиями, объемы которых пересекаются. Например, при делении понятия«преступление против личности» , может возникнуть такая ошибка, если члены деления будут включать в себя общие признаки. Иногда данная ошибка встречается в ответах студентов, когда они делят данный вид преступлений на: «убийство»; «умышленное причинение вреда здоровью»; «умышленное убийство»; «неосторожное убийство»; «побои»; «истязание»; «клевета»; «изнасилование»; «нарушение равноправия граждан»; «вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления». Смыл ошибки состоит в том, что у отвечающего члены деления «не исключают» друг друга. Следует помнить, что убийства могут быть как умышленными, так и неосторожными.

4. Деление должно быть непрерывным . Нельзя делать скачки в делении. При делении родового понятия нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их.

Вид «В» понятия «А» называется ближайшим, если не существует такого понятия «С», которое было бы видом для «А» и родом для «В».

Так, понятие «армия» нужно разделить по типу, потом по виду, а затем по форме. Будет допущена ошибка, если, например, сделать так: «армии» делятся на «армии социалистические», «армии буржуазные», «армии империалистических государств», «армии развивающихся государств», «армии постоянного состава», «армии милиционные», «армии смешанного типа». Такое деление лишено последовательности. Это называется скачком в делении.

Мерологическое (гр. meros – часть) деление основано на отношении целого и части, сложного и простого. Такое деление предполагает расчленение целого объема понятия на простые составные части.

Например, понятие «судебная система РФ» включает в себя: «Конституционный Суд РФ»; «конституционные суды республик»; «уставные суды областей и краев»; «Верховный Суд РФ»; «верховные суды республик»; «краевые и областные суды»; «суды городов федерального значения»; «суды автономной области и автономных округов»; «городские суды»; «районные суды»; «военные и специализированные суды»; «мировые судьи субъектов РФ»; «Высший Арбитражный Суд РФ»; «федеральные арбитражные суды округов»; «арбитражные суды субъектов РФ».

Деление понятий нельзя путать с классификацией понятий.

Классификация - это распределение предметов по группам (классам), где каждый класс имеет свое постоянное, определенное место.

Классификация получается как результат предварительного последовательного многоступенчатого деления понятия. Это своеобразная система мереологических и таксономических делений понятий. Создавая классификацию, важно иметь ввиду их относительный характер, поскольку классификация часто является огрублением действительного положения дел.

Вместе с тем, она имеет научный и практический характер. Классификация может быть естественная и вспомогательная. Первая производится по существенным, а вторая по несущественным признакам. Каждая классификация относительна, приблизительна. Целью классификации является систематизация знаний. От деления она отличается относительно устойчивым характером и сохраняется более или менее длительное время. Классификация образует развернутую систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов, закрепляемых обычно в таблицах, схемах и т.д.

Такова, например, классификация химических элементов (периодическая система Д.И. Менделеева), классификация животных в биологии и социально-экономических образований в общественных науках, классификация норм права, справочная классификация и др.

Классификация дает возможность рассмотреть все реальное многообразие в определенной системе, выделить интересующие нас виды и типы и в огрубленной форме раскрыть связи между классифицируемыми предметами

Знание логических операций с понятиями крайне необходимо судье. Деление и классификация понятий помогает правильно распределить предметы по группам, изучать их, и, конечно, глубоко и всесторонне познать весь класс 12 в целом.

1 2 Мы всесторонне не рассматриваем операции с классами, так как они не распространены в практической деятельности судей. Следует помнить, что операций этих четыре: а) объединение (сложение) классов; б) пересечение (умножение) классов; в) вычитание классов; г) дополнение к какому - то классу «А».

Знание видов и правил деления и классификации понятий также имеет непреходящее значение и в практической деятельности юристов, особенно в работе с людьми, при анализе событий и процессов, рассматриваемых в юридической практике. Например, оценка версий и гипотез, представленных в суд, где происходит их обоснование и опровержение, не может быть полной и всесторонней, если не будет проведено деление аргументов по их истинности и достаточности, если не будут классифицированы все действия и поступки лица, представленного судебному разбирательству.

Умелое оперирование с понятиями - это не только основа формирования правильного мышления у студента, намерившегося стать юристом, но это условия и важнейший фактор определения эффективных мер воздействия на правонарушителей, это показатель квалификации юристов, а также критерий уважительного отношения граждан к правоохранительным органам страны в целом.

Структурно-логическая схема по теме (Понятие)

Структурно-логическая схема по теме (Отношения между понятиями)

Структурно-логическая схема по теме (Определение понятий)

Структурно-логическая схема по теме (Деление понятий)

Вопросы для повторения

1. Что такое понятие и каковы его виды?

2. Укажите виды отношений между понятиями.

3. Что такое определение понятия? Укажите виды определения.

4. Охарактеризуйте приемы, сходные с определением.

5. Что такое деление понятий? Укажите виды деления.

6. Что такое классификация?

7. В чем состоит значение определения и деления понятий в судебной практике?

Задачи и упражнения

Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, отработать навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждений, полемики и вообще мыслеречевой деятельности юриста.

Дать полную логическую характеристику понятию – значит определить, к какому из видов оно относится и как его следует употреблять.

Упражнение 1. Укажите единичные и общие понятия, выделите собирательные понятия.

Образец : а) Военная академия Генерального штаба РФ - единичное понятие; б) "высшее военное учебное заведение" – общее понятие; в) «Балтийский флот» – единичное понятие (собирательное).

1.1. “Государственная Дума Федерального Собрания России".

1.2. "Противозаконное деяние".

1.3. “Депутат”.

1.4. "Бригада морской пехоты".

1.5. “Рабочий класс”.

1.6. "Организация Объединенных Наций".

1.7. "Радар".

1.8. "Участник обороны Одессы”.

Упражнение 2. Определите, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными.

Образец: а) "Генеральный штаб ВС СНГ" - безотносительное понятие; б) “начало" - соотносительное понятие.

2.1. “Причина”.

2.2. "Офицер".

2.3. "Политика”.

2,4. “Верх".

2,5. "Опасность".

2.6. "Копия".

2.7."Эксперт".

2.8. “Устав”.

Упражнение 3. Дайте полную логическую характеристику понятиям.

Образец: “Офицер” - понятие общее, конкретное, положительное, безотносительное.

3.1. “Государство".

3.2. “Невиновность”.

3,3. "Бескорыстие”.

3.4. “Подвиг".

3.5. “Социальная справедливость”.

3.6. "Случайность".

3.7. "Мужество Р. Зорге".

3.8. “Кража”.

Упражнение 4. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью округов Эйлера.

Образец : а) европейское государство (А); демократическое государство (В) - перекрещивание; б) «Н. Бор (A); Автор квантовой теории (В) – равнозначность»; в) «орган государственного управления» (А); министерство (В) - подчинение.

4.1. «Высшее военное учебное заведение, военная академия».

4.3. «Форма государственного правления, республика».

4.4. «Военный корабль, авианосец».

4.5. «Президент, Президент России, глава государства».

4.6. «Литератор, художник, поэт».

4.7. «Слушатель военной академии, москвич, спортсмен, коммунист».

Упражнение 5. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»

Образец: «Разведка» (A); «военная разведка» {В); «политическая разведка» (С) – соподчинение.

5.1. «Печать», «радио», «средство массовой информации».

5.2. «Известность», «неизвестность».

5.3. «Виновность», «невиновность».

5.4. «Феодализм», «капитализм», «классовое общество».

5.5. «Военнослужащий», «офицер», «генерал», «матрос».

5.6. «Общественные науки», «политология», «философия», «политэкономия».

5.7. «Честь», «бесчестие».

Упражнение 6. Обобщите и ограничьте понятия.

Образец: а) «Москва» – столица России; б) «Преступление» – клевета.

6.1. «Министр».

6.2. «Офицер».

6.3. «Халатность».

6.4. «Договор».

6.5. «Журнал».

6.6. «Европа».

6.7 «Война».

6.8. «Революция».

6.9. «Форма мышления».

6.10. «Политическая партия».

6.11. «Справедливая война».

6.12. «Старший офицер».

6.13. «Великая держава».

6.14. «Политическое уважение».

Упражнение 7. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).

Образец: «Слушатель военной академии» - учащийся. Неправильное определение. Ошибка - слишком широкое определение. Правильное определение: «Слушатель военной академии» - учащийся военной академии.

7.1. «Капитализм» - общественный строй, основанный на эксплуатации.

7.2. «Упрямство» - порок слабого ума.

7.3. «Национальность» - устойчивая историческая общность.

7.4. «Учение» – мать умения.

7.5. «Соната» - музыкальное произведение, написанное в сонатной форме.

7.6. «Политика» - искусство возможного.

Упражнение 8. Проверьте правильность деления понятий: в неправильном делении определите, какие правила нарушены .

Пример: «Воинское преступление» можно разделить на: «неисполнение приказа», «угрозу начальнику», «самовольное оставление части или места службы», «нарушение уставных правил караульной службы», «самовольную отлучку» и т.д. Деление правильное, непрерывное. Осуществляется переход от родового к ближайшим видам без пропуска их.

8.1. Науки делятся на: «естественные», «технические», «гуманитарные».

8.2. Государство может быть: «феодальным», «капиталистическим», «социалистическим».

8.3. Речь бывает: «устной», «письменной», «путаной» и «заумной».

8.4. Любое общество состоит из: «служащих», «членов партий», «рабочих», «крестьян», «интеллигенции».

8.5. Языки делятся на: «естественные», «искусственные», «технические», «гуманитарные».

Существуют принципы и правила классификации, от соблюдения которых зависят систематичность и ценность подразделения множества объектов на части. Такими частями единой системы обычно выступают классы, которые затем последовательно разделяются на группы, подгруппы, виды и разновидности.

Основные принципы классификации - это установление цели и выбор классификационных признаков. Очевидно, что число выбираемых признаков и порядок их использования определяется целью классификации. Естественно, что наиболее систематичны классификации, в основе которых одна цель. При выборе числа классификационных признаков и уровне (ступеней) деления нужно учитывать следующее: принятая система классификации должна быть приспособлена к цифровому кодированию образующихся подразделений и машинной обработке количественных данных об изучаемом множестве. В то же время, чтобы система не была слишком громоздкой, надо по возможности сокращать число ступеней разделения объектов. Вместе с этим следует стремиться к тому, чтобы выбранная классификационная система позволяла охватывать всю номенклатуру объектов (товаров), а также учитывала возможность появления новых групп объектов, то есть имела резервы.

На мировом рынке обращаются сотни тысяч самых разнообразных видов и разновидностей товаров, изучение которых в отдельности возможно только на основе их группировки и систематизации по признакам однородности. Это позволяет:

Во-первых, выявить их обобщенные (генерализованные) качественные характеристики и установить необходимый перечень качественных показателей, разработать общие для той или иной группы товаров экспертные оценки, производить контроль качества;

Во-вторых, изучить структуру ассортимента товаров, организовать рациональный учет их по группам, подгруппам и т.д.;

В-третьих, рационально организовать сохранность товаров (упаковку, маркировку, перевозку и хранение);

В-четвертых, эффективно проводить экономические операции: устанавливать и взимать таможенные пошлины, определять цену товара, проводить учет и т.п.; наконец, с учетом обобщенных групповых характеристик проводить кодирование товара.

Термин «классификация», как было рассмотрено ранее, обозначает распределение данного множества объектов на подмножества (классы, подклассы, группы, подгруппы, виды, подвиды). В зависимости от их общих признаков образующуюся при этом систему распределения и называют классификацией.

Классификатор - это систематизированный перечень классификационных объектов, позволяющий находить место каждому объекту и после этого присваивать ему определенное условное обозначение, называемое кодом.

При классификации товаров важно распределить их по отдельным группам, подгруппам, товарным позициям, подпозициям и т.д., по отдельным характерным признакам. При этом в каждое звено классификации должны входить товары, сходные между собой (однородные) по какому-либо признаку: назначению, виду материала, способу обработки и другое.

Принятая в Гармонизированную систему классификационная схема соблюдает три необходимых условия:

1) Товары делятся на группы таким образом, что в каждой группе их объединяет один признак. Каждое звено классификации является самостоятельным, его можно подразделить внутри себя;

2) Одновременно классифицируются товары только по одному главному признаку;

3) Товары классифицируют сначала по более общим признакам, а затем по более узким.

Выбор числа классификационных признаков, и соответственно, ступени деления проводится с учетом возможности приспособления принятой системы классификации к цифровому кодированию образующихся подразделений для машинной обработки (на ЭВМ) количественных данных об изучаемом множестве (например, структуре ассортимента товарной группы).

Число ступеней (глубина) классификации их цифровое кодирование приспособлено к десятичной системе, что удобно для машинной обработки. Выбранная классификационная система обеспечивает охват и обозримость всей номенклатуры объектов, а также учитывает возможность появления новых групп объектов, т.е. имеет резервы.

К важным классификационным признакам промышленных и продовольственных товаров относятся: назначение, сырье, пищевая ценность, химический состав, вид товара, особенности его конструирования (модель, фасон), способ производства, характер отделки, размерные характеристики и другое.

В Гармонизированной системе объектом классификации являются все транспортабельные товары международной торговли, то есть любое движимое имущество, имеющее материально-вещественную форму, перемещаемое через таможенную границу двух или нескольких государств, сгруппированное в ряд подразделений: разделы, группы, подгруппы, товарные позиции и субпозиции (подпозиции).

Структура построения Гармонизированной системы (ГС) показана в таблице 7.

Классификация товаров, принятая в ТН ВЭД, сохраняет традицию мировой практики на протяжении длительного времени. Гармонизированная система, Брюссельская товарная номенклатура (БТН) и даже ее предшественница, на базе которой она была построена, - Таможенная номенклатура Лиги Наций - составляли из 21 раздела, которые и по наименованиям мало отличаются от ГС.

В основе построения ТН ВЭД заложена совокупность различных признаков товаров. Так, при формировании разделов используются следующие признаки: происхождение материала, из которого изготовлен товар, химический состав, вид материала, функциональное назначение.

В ТН ВЭД объектом классификации являются все товары, обращающиеся в международной торговле. Она имеет 7 уровней классификации: разделы, нруппы, подгруппы, товарные позиции, подпозиции, субпозиции и подсубпозиции. Высший уровень классификации - раздел, как уже говорилось, их насчитывается 21 (см. табл….)

По принципу происхождения (товары сельского хозяйства, рыболовства, лесного хозяйства, минеральные продукты) классифицируются товары раздела 1 (группы 1-5), 2 (группы 6-14), 5 (группы 25-27).

Таблица 7. Структура построения ТН ВЭД в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС)

Товарная

Наименование

Подпозиция

субпозиция

Живые животные и продукция животноводства

Продукты растительного происхождения

Жиры и масла животного происхождения; продукты их расщепления; приготовленные пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения

Продукция пищевой промышленности; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус, табак и его заменители

Минеральные продукты

Пластмассы и изделия из них; каучук и резиновые изделия

Кожевенное сырье, кожи, пушнина, меховое сырье и изделия из них; шорноседельные изделия и упряжь; дорожные принадлежности, сумки и подобные им товары; изделия из кишок (за искл. кетгута шелкопряда)

Древесина и изделия из древесины; древесный уголь, пробка и изделия из нее; изделия из соломы, альфы и прочих материалов для плетения; корзиночные изделия и другие плетеные изделия

Полуфабрикаты волокнистые из древесины или других волокнистых растительных материалов; бумажные и картонные отходы и макулатура; бумага, картон и изделия из них

Текстиль и текстильные изделия

Обувь, головные уборы, зонты, трости, хлысты, рукоятки и их части; обработанные перья и изделия из них; искусственные цветы; изделия из волоса

Изделия из камня, гипса, асбеста, слюды и подобных им материалов; керамические изделия, стекло и изделия из него

Жемчуг натуральный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, неблагородные металлы, покрытые драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты

Черные и цветные металлы и изделия из них

Машины, оборудование и механизмы; энергетическое оборудование; их части: звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура; аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности

Средства наземного, воздушного и водного транспорта, их части и принадлежности

Приборы и аппараты оптические, фотографические. Кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские и хирургические; часы; музыкальные инструменты; их части и принадлежности

Оружие и боеприпасы; их части и принадлежности

Разные промышленные товары

Произведения искусства, предметы для коллекционирования и антиквариат

По химическому составу (жиры и масла, продукция химической отрасли и связанной с ней отраслей, пластмассы, каучук) классифицируются товары раздела 3 (группа 15), 6 (группы 28-38), 7 (группы 39-40).

По виду материала, из которого изготовлен товар (кожевенное сырье, мех, древесина, бумага, изделия из камня, гипса, цемента, драгоценные и полудрагоценные камни и металлы), классифицируются товары разделов 8-10 (группы 41-49), 13-15 (68-83).

По функциональному назначению товара (готовые пищевые продукты, текстиль и текстильные изделия, обувь, головные уборы, машины и оборудование, средства транспорта, приборы, часы, музыкальные инструменты, оружие, мебель) классифицируются товары раздела 4 (группы 16-24), 11 (группы 50-63), 12 (группы 64-67), 16-21 (группы 84-97).

При образовании групп заложен принцип последовательности обработки товаров: от сырья и полуфабрикатов до готовых изделий, что создает благоприятные условия для применения ГС в таможенных тарифах, а также указывает значение товаров международной торговле. При построении товарных позиций и субпозиций в каждой группе применяется своя последовательность признаков, но из всей совокупности можно выделить следующие: степень обработки, назначение, вид материала, из которого изготовлен товар, значение товара в мировой торговле, сезонность, форма, размеры и т.д.

Распределение товаров международной торговли по качественным признакам, принятым в ГС, позволяет ответить на вопрос о происхождении товаров (сельскохозяйственного и промышленного производства) или об их назначении (для потребления, для дальнейшей переработки), степени обработки (сырье и готовое изделие). Причем указанные укрепленные группы можно детализировать. Так, все сельскохозяйственные товары, обращающиеся во внешней торговле, можно разделить на товары растительного и животного происхождения. А товары, сгруппированные по назначению и степени обработки с помощью переходных ключей от ГС к другим международным внешнеторговым классификаторам, разработанным в статистическом отделе ООН, можно расчленить следующим образом:

По назначению: продовольственные товары и напитки; промышленное сырье; топливо и смазочные материалы; машины и оборудование, включая инструменты транспортные средства (производительного и личного потребления); промышленные товары народного потребления;

По степени обработки: сырьевые товары (производственного и непроизводственного назначения); готовые изделия (производственного назначения, потребительские товары).

Под сырьевыми товарами понимается продукция добывающей промышленности, сельского и лесного хозяйства, стоимость которой лишь в незначительной степени зависит от обработки. Например, консервированные и обработанные продовольственные товары исключаются из группы сырьевых товаров, так как их стоимость в значительной степени зависит от обработки в пищевой промышленности. Поэтому все овощные, плодово-ягодные консервы и продукты растительного происхождения, прошедшие окончательную стадию обработки, классифицируются в ГС в группировках, предназначенных для готовых изделий. Так, растворимый кофе включен в группировку «Готовые пищевые продукты», а молотый - «продукцию растительного происхождения».

К полуфабрикатам относится продукция, не законченная производством и требующая дальнейшей обработки, предназначенная для включения в состав других товаров, прежде чем орудием производства или предметом потребления.

Под готовыми товарами понимаются все промышленные изделия, предназначенные для потребления или использования в промышленности, сельском и лесном хозяйстве, на транспорте, в домашнем хозяйстве.

Таким образом, систематизирование товаров представляет собой логический процесс разделения всего классифицируемого множества по определенным признакам на отдельные группировки (фасеты). Классификация помогает упорядочиванию данных, установлению отношений между объектами классификации и общими свойствами этих объектов, изучению структуры и выявлению результатов.

В номенклатуре строго соблюдается принцип однозначного отнесения товаров к классификационным группировкам. Отнести каждый товар только к одной классификационной группировке возможно благодаря «Основным правилам классификации товаров», примечаниям к разделам, группам (содержащим, в том числе, примечания к товарным позициям), субпозициям, а также дополнительным примечаниям.

Примечания, разработанные почти ко всем разделам и группам (в некоторых случаях - субпозициям), дополнительные примечания образуют неотъемлемую часть ГС и имеют юридическую силу. Назначение примечаний - установить точные объемы и пределы каждой классификационной группировки в зависимости от обстоятельств, это достигается либо:

Определениями, устанавливающими границы группировок;

Списком товаров, исключаемых из раздела, группы, товарной позиции или субпозиции;

Неполным списком типичных примеров, включаемых в ту или иную классификационную группировку;

Сочетанием двух или всех трех вышеперечисленных методов при определении границы и объема каждой классификационной группировки.

В зависимости от задач, для решения которых создан тот или иной классификатор, выбирается совокупность качественных признаков в определенной последовательности, по которым служат классификационные группировки. Для построения таможенных тарифов, которые служат в мировой практике средством регулирования внешнеторговых отношений через систему, в частности таможенных пошлин, существенными характеристиками являются: вид и процентное содержание основного материала, его происхождение, степень обработки, назначение товара, т.е. основные классификационные признаки на всех уровнях деления, принятые в ГС, которые также важны для получения соответствующих группировок для проведения экономико-статистического анализа по внешней торговле. Поэтому при работе с ГС, как и с любым товарным классификатором, следует принимать во внимание разработанную систематику, учитывая те качественные характеристики товаров, по которым построена данная система.

Структура ТН ВЭД России включает кодовое обозначение товара, наименование товара (описание) и дополнительную единицу измерения, имея в виду, что основной единицей измерения является единица измерения «килограмм» на уровне всех 9-значных позиций (подсубпозиций) номенклатуры.

Длина кодового обозначения товара составляет 9 цифровых десятичных знаков.

1-6 разряды кода соответствуют обозначению классификационной группировки товара по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (международной основы ТН ВЭД);

7-8 разряды соответствуют кодовому обозначению товара в Комбинированной номенклатуре Европейского Союза;

9-й разряд предназначен для выделения традиционных национальных товаров в ТН ВЭД в процессе ее дальнейшего ведения; в настоящее время этот разряд заполняется значащим нулем во всех подсубпозициях.


Изучив эту тему, вы узнаете:

Что такое классы и подклассы;
- что такое основание для классификации;
- что такое наследование свойств;
- для чего нужна классификация;
- как проводить классификацию разнообразных объектов;
- как классифицируются компьютерные документы.

Классы и классификация

Человеку присуща способность обобщать и упорядочивать все многообразие объектов. Каждое имя существительное отражает представление человека об обширной группе объектов: дом, стол, книга. Объекты одной группы обладают общими для всей группы характеристиками, а также некоторыми чертами, позволяющими отличить их от других объектов.

Человеку свойственно отождествлять несколько объектов, родственных по какому-то признаку, рассматривая их как самостоятельный объект.

Например, про скрипку, виолончель, альт, контрабас, флейту, гобой, фагот, трубу мы говорим, что это «музыкальные инструменты». Видя на столе чашки, блюдца, сахарницу, чайник, называем это общим словом «посуда». У этих групп объектов существуют некоторые общие свойства, на них можно одинаково воздействовать для получения определенного результата. Обычно они существуют в одной среде. Такие группы объектов получили название «класс». 

Класс - группа объектов с одинаковым набором характеристик.

Объекты, входящие в класс, называются экземплярами класса. Необходимо понять, что объекты, которые вы по каким-то параметрам объединили в класс с общим названием, отличаются друг от друга конкретными значениями параметров. Например, мячи, сохраняя основные свойства данного класса объектов (легкость, упругость), могут различаться материалом (каучуковые, резиновые, кожаные), цветом, размером. Птицами называют орла и курицу, страуса и колибри. Даже внутри узкого класса экземпляры могут сильно различаться: среди крылатых насекомых под названием «пчелы» существует матки, трутни, рабочие пчелы. В этом проявляется важное свойство классов - многообразие экземпляров, входящих в класс. Эти различия позволяют выделять внутри классов более узкие группы - подклассы, то есть проводить классификацию объектов в окружающем мире.

Классификация - распределение объектов на классы и подклассы на основании общих признаков.

Результаты классификации принято отображать в виде иерархической (древовидной) схемы. Общий вид такой схемы изображен на рисунке 9.1.

Внешне схема классификации напоминает перевернутое дерево, за что и получила название иерархической (древовидной). Пунктирными линиями на схеме выделены уровни иерархии. Самый верхний уровень (корень дерева) задает основные признаки, позволяющие отличить объекты данного класса от других. Каждый следующий нижестоящий уровень выделяет из вышестоящего группы объектов на основании совпадения одного или нескольких признаков. На нижнем уровне располагаются конкретные экземпляры выделенных подклассов.

С подобными схемами вы, возможно, уже встречались при изучении биологии, истории и других предметов. 

Рис. 9.1. Общий вид иерархической схемы

В виде такой схемы часто изображают родословную . Ее принято называть генеалогическим древом.

Родословная - перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

Основание классификации

С известными примерами классификации вы уже знакомы. Например, в биологии это классификация растений и животных. С глубокой древности люди, знакомясь с многообразием форм жизни на Земле, стремились распределить это многообразие по группам. Так сложилась естественная классификация, основанная на наблюдении и группировке по некоторым признакам. Идеи, изложенные в книге К. Линнея «Виды растений», изданной в 1753 году, до сих пор служат исходной точкой йри класси- фикации растений. С того времени используется и двойное название растений: первая часть имени указывает на подкласс (семейство), а вторая - на конкретные особенности экземпляра этого подкласса. Например, название Citrus limon указывает, что речь идет о семействе цитрусовых, а конкретно - о лимонном дереве.

Классификации поддаются не только природные, но и искусственные объекты: в грамматике принято разделение слов по частям речи, в физике - классификация видов движения, в математике - классификация чисел. В их основе лежит группировка объектов по одному или нескольким намеренно выбранным признакам. В разных отраслях науки и техники классы и подклассы могут иметь свои специфические названия: виды, семейства, отделы, разряды, группы и т. п. При этом суть их не меняется.

Рассмотрим объект «книга». Под этим словом мы подразумеваем множество разнообразных книг: художественных и технических, разных авторов, разной стоимости, толстых и тонких, в подарочном издании и в мягкой обложке...

А теперь представьте, что вам необходимо разложить все это многообразие «по полочкам» в буквальном смысле слова, например упорядочить свою библиотеку.

Каждый подойдет к этому вопросу по-разному. Один человек расставит все книги в алфавитном порядке, по фамилии автора. Другой разделит их на жанры: детективы, фантастика, приключения, любовные или исторические романы. Третий поместит их на полки, руководствуясь цветом переплета и размером книг (наверняка вы сталкивались и с таким подходом). Несмотря на разницу в способах классификации, все эти примеры роднит нечто общее: подразделение объектов на «родственные» группы (классы), для которых существует один или несколько общих параметров.

Во всех приведенных примерах при группировке был выбран общий признак: в первом случае это автор, во втором - жанр, в третьем - цвет и размер. Именно по этим признакам затем производилось выделение из общей массы тех объектов, у которых его значение совпадает.

Таких общих признаков может быть несколько. Они являются основанием классификации. Выбрав основание, из класса с общим названием «книга» можно выделить подклассы: «книга определенного автора», «книга определенного жанра», «книга определенного размера».

Классификация - творческий процесс , поэтому у каждого человека может получиться своя схема. Один из возможных вариантов выделения подклассов из класса книг показан на рисунке 9.2.

Рис. 9.2. Классификация книг

На первом уровне за основу разбиения книг на две группы выбран признак «вымысел» (да, нет). По этому признаку произошло разделение на художественную и техническую литературу.

На втором уровне признак выделения подклассов можно было бы назвать «форма подачи информации» (художественная проза, поэзия, словари и т. д.). 

Третий уровень разбиения можно охарактеризовать признаком «стиль изложения».

Четвертый уровень классификации выделен только для романов, чтобы не загромождать схему. Признаком этого уровня выбран «жанр».

На самом нижнем уровне находятся конкретные экземпляры разнообразных книг.

Наследование свойств

Важнейшим свойством классов является наследование. Это слово вам хорошо знакомо. Дети наследуют от родителей черты характера и внешние признаки. Каждый подкласс, выделяющийся из класса, наследует свойства и действия, присущие этому классу. В приведенном на рисунке 9.2 примере и роман Д. С. Мережковского, и все другие изданные романы, и вся художественная литература вообще - наследуют от класса «книга» общие свойства и действия. Все они напечатаны на бумаге, переплетены и предназначены для чтения.

Из приведенной выше классификации видно, что образовалась иерархическая структура (дерево). Во главе ее класс-пра- родитель - «книга». В самом основании экземпляры подклассов - конкретные книги конкретных авторов.

Такая древовидная структура с общим корнем называется «иерархией наследования». Характеристики и поведение, связанные с экземплярами определенного класса, становятся доступны любому классу, расположенному ниже в иерархическом дереве.

Утверждая, что «книга - источник знаний», вы подразумеваете как все книги вообще, так и конкретную книгу, например «О вкусной и здоровой пище». В этом проявляется наследование.

Для чего же нужна классификация?

Классификация позволяет выделить из всего многообразия объектов группы с интересующими исследователя свойствами и сосредоточиться на их изучении . 

Предположим, что вы - неопытный огородник, но хотите, используя достижения науки, выращивать на своем участке хорошие урожаи помидоров. Вам незачем штудировать толстый том «Растениеводство», достаточно прочесть книги о семействе пасленовых, а еще лучше - об особенностях выращивания помидоров в вашей местности.

Классификация объектов проводится с целью установления наследственных связей между объектами. Свойство наследования позволяет изучать характеристики всех объектов класса, не привязываясь к конкретному экземпляру.

В геологии существует «теория единообразных изменений», которая гласит, что все природные факторы действуют повсюду одинаково. Не надо изучать, как действуют ветры на Уральские горы, так как механизм разрушения гор под воздействием ветров давно исследован, он един для всех случаев. То же относится к землетрясениям, вулканам, наводнениям, селям и т. п.

Классификация позволяет систематизировать знания об объектах любой природы и назначения.

Иллюстрацией этого утверждения служит то, что нет ни одной школьной дисциплины, в которой не использовалась бы классификация объектов изучения как средство обобщения информации, получаемой на уроках. Откройте любой учебник и убедитесь в этом.

Примеры классификации различных объектов

Исследуя один и тот же объект с разными целями, можно увидеть его различные грани. Например, врач, описывая конкретного человека, сделает акцент на симптомах возможной болезни.

Психолога заинтересуют черты характера и особенности психики. Социальные службы обратят внимание на возраст, наличие родственников, условия жизни. Поэтому одни и те же объекты можно классифицировать по-разному, выбрав те или иные основания. Вы уже столкнулись в учебнике с примерами различных классификаций. Например, изучая раздел 1, вы классифицируете информацию по разным признакам: по способу восприятия и по форме представления.

На рисунке 9.3 приведен еще один пример классификации информации - по содержанию.

Рис. 9.3. Классификация информации по содержанию

В этой классификации на основании признака «содержание» на первом уровне выделены следующие группы информации:

♦ статистическая - показатели развития производства и общества;
♦ коммерческая - наиболее важные сведения о производственных, торговых и финансовых операциях;
♦ экологическая - сведения о состоянии окружающей среды и влиянии деятельности человека на природу;
♦ политическая - информация о деятельности государственной власти, общественных движений и партий;
♦ другая (демографическая, медицинская и т. д.).

Все выделенные подклассы характеризуются теми же свойствами (ясность, полнота, актуальность и т. п.) и действиями (обмен, хранение, обработка), что и вышестоящий класс «информация».

Приведем еще один пример классификации, касающейся наиболее значимых систем (рисунок 9.4).

В качестве основания для классификации на первом уровне выбрано участие человека в создании системы (естественные и искусственные).

На втором уровне основанием для классификации был выбран признак «сфера жизнедеятельности человека». Здесь выделены такие подклассы систем:
♦ духовные у касающиеся духовной жизни человека;
♦ технологические у связанные с производственной деятельностью человека;
♦ организационные у обеспечивающие обслуживание всех видов деятельности.

Рис. 9.4. Классификация наиболее значимых систем

На схеме не показано дальнейшее разветвление дерева, так как это сделало бы рисунок громоздким. Но подразумевается, что дальнейшее выделение подклассов возможно. Например, рассматривая класс систем, называемых «Искусство», можно было выделить следующие подклассы по средствам воплощения замыслов авторов: Живопись, Скульптура, Архитектура, Литература, Театр, Музыка, Кино и т. д.

Наряду с устоявшимися и общепризнанными классификациями имеет право существовать любая классификация объектов, если за ее основу взят характерный признак и соблюдены правила выделения классов и подклассов. На рисунке 9.5 приведен пример классификации используемых в реальной жизни и встречающихся в сказках средств передвижения.

Здесь на нулевом уровне расположен класс объектов с общим названием «средства передвижения».

На первом уровне выделено два подкласса по признаку «реальность» (существуют в реальной жизни или в сказках, фантазиях). 

Рис. 9.5. Классификация средств передвижения

Второй уровень выделяет из реальных и сказочных средств передвижения новые подгруппы по признаку «среда передвижения».

Третий уровень делит реальные средства передвижения на подгруппы по признаку «вид транспортйого средства». На схеме не указано выделение подгрупп из реальных наземных средств передвижения, чтобы не загромождать ее. Но эти группы могли быть следующими: рельсовые, дорожные. Возможно и дальнейшее подразделение. Важно понять, что нижние уровни наследуют все характерные признаки, свойственные более высоким уровням: например, объект Ка-26, принадлежащий к подклассу вертолетов, наследует от вышестоящего уровня среду перемещения (воздух), а также является реальным средством передвижения со всеми сопутствующими признаками (существует в реальной жизни, осуществляет перевозки людей и грузов).

Классификация компьютерных документов

В самом общем смысле компьютер можно назвать инструментом для обработки информации. Для этого существует множество разнообразных программных сред. Разработчики постоянно совершенствуют программы, упрощая работу с ними и предусматривая в них новые возможности.

Чтобы не «утонуть» в море программных продуктов, пользователь очень хорошо должен представлять, с какой информацией ему предстоит работать. Каждая программная среда предназначена для создания документов определенного вида.

На практических занятиях вы уже познакомились со многими видами компьютерных документов, которые будут упоминаться при классификации документов.

Приведенная на рисунке 9.6 схема показывает классификацию, в которой в качестве основания выбран признак «назначение документа». Основным назначением компьютерных документов является представление информации в удобном для пользователя виде. В таблице 9.1 дана более конкретная характеристика каждого класса документов.

Рис. 9.6. Классификация компьютерных документов

Обратите внимание, что название среды, как правило, совпадает с видом документа и формой представленной в нем информации.

Приведенная классификация поможет вам выбрать среду в соответствии с предполагаемой формой представления информации.

В настоящее время документы, используемые в различных областях человеческой деятельности, создаются на компьютере. Рассмотрим примеры документов различного назначения и сферы применения.

Литературное произведение, газетная статья, приказ - примеры текстовых документов.

Рисунки, чертежи, схемы - это графические документы. 

Таблица 9.1. Виды компьютерных документов

Бухгалтер на предприятии представляет в табличном виде данные для расчета зарплаты сотрудников. Основная особенность электронных таблиц состоит в том, что они позволяют не только представлять информацию в табличной форме, но и производить автоматические вычисления по формулам, связывающим ячейки таблицы.

Один из видов компьютерных документов - база данных. Она представляет собой совокупность упорядоченных сведений об объектах. В обычной жизни вы не раз встречались с базами данных. Это и картотека с названиями книг в библиотеке, и телефонный справочник, и каталог товаров. В настоящее время вместо обычных «бумажных» баз данных повсеместно создаются компьютерные, представленные документами соответствующего вида. Диспетчер справочной службы имеет в своем распоряжении всеобъемлющую компьютерную базу данных, позволяющую ответить на любой ваш вопрос. Система управления базой данных обеспечивает быстрый поиск интересующей вас информации.

Текст, графика, таблица, база данных - это примеры документов, в которых представлена информация какого-то одного вида.

Однако наиболее часто мы имеем дело с составными документами, в которых информация присутствует в разных формах. Такие документы могут содержать и текст, и формулы, и рисунки, и таблицы, и многое другое. Школьные учебники, журналы, газеты - это хорошо знакомые всем примеры составных документов.

Для создания составных документов используются программные среды, в которых предусмотрена возможность представлять информацию в разных формах.

Развитие программного обеспечения привело к тому, что в настоящее время появились новые виды компьютерных документов. В частности, это презентации и гипертекстовые документы.

Презентация представляет собой совокупность компьютерных слайдов. Специальная программа обеспечивает не только подготовку информации, но и показ ее по заранее созданному сценарию.

Гипертекст - это документ, который содержит так называемые гиперссылки на другие части документа или другие файлы, где содержится дополнительная информация. 

Контрольные вопросы и задания

1. Для чего нужно классифицировать объекты?

2. Что лежит в основе любой классификации?

3. Приведите пример классификации объектов по общим свойствам.

4. Приведите пример классификации объектов по общим действиям.

5. Может ли среда существования стать основанием классификации?

6. Произведите классификацию объектов с общим названием «велосипед».

7. Классифицируйте домашнюю посуду по следующим признакам: материал, назначение, долговечность.

8. Предложите несколько вариантов упорядочения (классификации) разнообразных объектов на вашем письменном столе.

9. Назовите основание, по которому в одну группу могли бы попасть следующие объекты:

■ кенгуру, утконос, кролик, броненосец;
■ роза, колесо, футбольные бутсы, кактус;
■ молоко, бензин, кислота, магма.

10. Назовите разнородные объекты окружающего мира, которые вошли бы в одну группу по основанию «одно вещество».

11. Какие классификации используют в вашей школьной среде?

12. Перечислите наиболее распространенные группы компьютерных документов.

13. Приведите примеры классов программных продуктов. Какое можно выбрать для этого основание классификации?

14. Какое основание классификации можно использовать для выделения групп аппаратной части компьютера?

15. Какие вы знаете классы памяти компьютера?