Как защитить авторское право с помощью выпуска. Как использовать картинки законно и где их брать

13.03.2020


Больше видео на нашем канале - изучайте интернет-маркетинг с SEMANTICA

Что такое авторское право на сайт

– это право владельца сайта на защиту информационных материалов, созданных в результате интеллектуальной и творческой деятельности, а также на регулирование и взаимодействие между ним и посетителями ресурса.

Допустим, на школьном конкурсе плакатов к Новому году вы нарисовали на большом ватмане огромную елку посередине листа, сделали красивым красным шрифтом надпись «Счастья в Новом году» и добавили три стихотворения ваших одноклассниц, которые они сочиняли всю прошлую ночь. Вы радостно повесили плакат в коридоре школы и решили, что победа в конкурсе в кармане. Но на следующий день на плакате 7б вы увидели такую же красную надпись, знакомую ель и похожие стихотворения. Это пример нарушения авторского права на сайт. А плакат 7в отличается от вашего, но вот стихотворения до боли знакомы. В этом случае они скопировали только материалы, то есть контент.

Примерно такая же ситуация происходит с некоторыми владельцами сайтов.
Исходя из этих определений, авторские права на Интернет-ресурсы делятся на две группы:

  1. Авторское право на весь сайт. В таком случае под защиту попадают макет сайта и информация, расположенная на ресурсе. Также учитывается оригинальный контент или уникальное расположение материалов на веб-странице. Поэтому вся размещенная информация должна быть создана за счет собственных творческих ресурсов. Авторские права на веб сайт не возникнут, если ресурс будет наполняться автоматически.
  2. Авторское право на контент. В этом случае материалы выступают как субъект права. Это может быть:
  • текст;
  • аудио- и видео материалы;
  • различные изображения;
  • программный код сайта.

Сейчас среди всех материалов интернет-ресурсов текстовый контент самый распространенный. Именно оригинальные и уникальные материалы привлекают пользователей. Владельцы уделяют большое внимание защите такой информации. Во всех подобных случаях возникают авторские права на контент сайта.

Подтверждение авторского права на сайт

Актуальным вопросом остается оформление прав на интернет-ресурс. Для этого доказывают его принадлежность владельцу.

Существует несколько способов защиты от нарушения авторства:

1. На этапе создания сайта заключите договор с веб-разработчиками. Включите в него условия, по которым макет сайта и программный код в будущем будет принадлежать только заказчику.

2. Право на авторство возникает по факту создания сайта, однако рекомендуется оформить с помощью юриста ряд документов, которые в случае спора могут служить доказательством. Например, заверенный нотариусом документ осмотра сайта, регистрация в государственных органах программного кода для макета сайта и базы данных, если таковая имеется.

Как защитить сайт и контент от кражи

Начнем с защиты авторских прав на контент сайта, так как эта группа подвержена большему риску и часто нарушается. Доказать авторское право на фотографии, текстовую информацию, рисунки непросто. Поэтому следует позаботиться об этом до того, как материал будет размещен в свободном доступе.

Существует несколько способов защиты подобной информации:

  1. Разместить в конце статьи знак копирайта. Это предупредит пользователей ресурса, что у информационного материала есть автор, и, размещая подобную информацию на другом ресурсе, нарушается авторское право. Так сообщается, что все авторские права принадлежат сайту. Это самый простой способ, который не требует каких-либо затрат. Так же можно указать на сайте имя автора материалов, которые размещены на ресурсе. Это послужит дополнительным доказательством авторства.
  2. Заключать договоры с авторами о передаче права владельцу сайта на размещенные материалы. Таким образом, можно защитить себя от недобросовестных исполнителей и получить доказательство для решения любого спора в отношении контента.
  3. Выделить место на главной странице сайта для правил пользования интернет-ресурсом. Нужно разместить пункты, которые защитят информацию от присвоения другими пользователями. Готовые пункты можно дополнить ссылками на законодательство. Это покажет обоснованность требований владельца.
  4. Оформить официальное соглашение с пользователем сайта. Нужно составить договор, по которому посетитель ресурса соглашается с условием использования информации, ее скачивания и распространения.
  5. Распечатать материалы сайта и заверить их у нотариуса.
  6. Запрет на копирование информации с помощью скрипта. Скрипт будет добавлять ссылку на сайт при копировании материалов.Также существует вариант использования блокировки правой кнопки мыши и запрет на выделение любых областей страницы для копирования. Однако, такие действия могут негативно сказаться на посещении сайта, так как изначально он создается для пользователей, которые обрабатывают и используют представленную информацию.
  7. Поисковик Яндекс предоставляет сервис «Яндекс Вебмастер». В нем есть инструмент «Оригинальные тексты» для регистрации уникальности текста. Таким образом, фиксируются авторские права на статьи.
  8. Защита изображений с помощью . На рисунок или фотографию можно добавить водяной знак - указания на принадлежность материала сайту.

Теперь рассмотрим, как зарегистрировать авторские права на сайт.

  1. Регистрация домена сайта. Домен можно оформить на владельца сайта или на компанию-собственника.
  2. Защита названия сайта с помощью оформления торговой марки. Подайте заявление в специальную государственную службу. Вы получите официальный документ, подтверждающий авторское право владельца сайта.
  3. Регистрация авторского права с помощью депонирования. То есть распечатанные страницы сайта оформляют по определенным нормам и юридически заверяют факт передачи на хранение файлов.
  4. Регистрация программного кода и базы данных (если есть в наличии). Следует обратиться в Роспатент и зарегистрировать программу с целью получения официального документа для подтверждения авторства. Также можно заключить договор с веб-разработчиком о передаче права на код сайта.
  5. Регистрация сайта в качестве СМИ. В этом случае вы получаете свидетельство, которое подтверждает авторские права.

Что делать, если авторское право нарушено

Таким образом, учитывая рассмотренные выше пункты, сайт охраняется законом. Однако нередко владельцы веб-страницы замечают нарушение прав авторства. Если вы столкнулись с такой проблемой:

  • Начните с прямого обращения к владельцу сайта, который присвоил себе контент. Следует написать письмо с призывом убрать скопированную информацию и привести доказательство принадлежности права на материалы сайта. Обычно на этом этапе споры решаются расстановками ссылок на источник. В случае отрицательного ответа, обратитесь к хостинг-компании.
  • Найдите хостинг сайта-нарушителя, сообщите о несанкционированном использовании контента с Вашего сайта, представив необходимые доказательства. С этого момента сотрудники хостинга попытаются договориться с владельцем сайта и удалить контент. Если нет результата, этот сайт может быть удален службой.

Если эти способы не помогли, то следующим этапом будет обращение в суд. Нужно иметь весомые доказательства принадлежности права и его нарушения. Однако, если средства, потраченные денежные средства на судебные разбирательства гораздо меньше, чем убыток от плагиата, не стоит тратить свои силы и время.

Т ы, безусловно, являешься автором своих произведений (и в России, и за рубежом). Кстати говоря, с юридической точки зрения к авторам относятся граждане, творческим трудом которых созданы не только музыкальные произведения (твой случай), но и, например, литературные произведения, произведения живописи, скульптуры, архитектуры, дизайна…

Как автор ты, естественно, имеешь исключительное право на свои песни (об этом мы еще поговорим ниже), право авторства (право признаваться автором произведения), право на имя (право использовать или разрешать использование свое произведение под своим именем), право на неприкосновенность своего произведения и право на обнародование своих песен.

Как я понимаю, последним из перечисленных прав ты уже воспользовался, разместив свои песни в социальных сетях.

Как правообладатель ты можешь по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование своих песен (исключительное право). Имей в виду, что ты даже не должен выставлять запрет, поскольку отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Использование другими лицами твоих песен без твоего согласия (разрешения) является незаконным.

Итак, тебе не нужно регистрировать свое произведение. Что дальше? Ты можешь сидеть как собака на сене (исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет после смерти автора) и исполнять свои песни лично или (если найдутся желающие!) заключить письменный договор об отчуждении исключительного права на свое произведение.

По лицензионному договору ты можешь предоставить другой стороне право использования твоего произведения в установленных договором пределах за определенное вознаграждение или безвозмездно.

Если ты не пожелаешь заключить договор отчуждения исключительного права на произведение, то тебе нужно будет контролировать ситуацию и следить, чтобы никто не посмел нарушить твое исключительное право. И если твое исключительное право на произведение будет нарушено (допустим, некое лицо будет исполнять твои песни без твоего разрешения, да еще выдавая их за свои), то ты вправе обратиться в суд за защитой своих исключительных прав и потребовать пресечения действий нарушителя, изъятия материального носителя (если таковой существует), возмещения убытков и публикации решения суда.

Имей в виду, что вместо возмещения убытков ты имеешь право потребовать выплаты компенсации в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей (размер определяется по усмотрению суда). Это гражданско-правовой способ защиты твоих прав. Однако возможна и уголовная ответственность для нарушителя твоих прав. Если, к примеру, некое лицо без твоего разрешения изготовило контрафактные экземпляры твоих произведений, стоимость которых превышает 100 тысяч рублей (крупный размер), то суд может приговорить его к лишению свободы на срок до 2 лет (это максимальное наказание). Если же речь будет идти об особо крупном размере (свыше 1 миллиона рублей), то максимальное наказание может составить 6 лет лишения свободы.

Как показывает практика, авторские права часто подвержены разнообразным нарушениям, из-за чего возникает необходимость в обеспечении эффективных механизмов защиты касательно объектов, являющихся интеллектуальной собственностью. Как утверждают эксперты, именно авторские права чаще всего нарушаются, так как огромный массив информации и широкое поле деятельности дает нарушителям возможность без особых для себя последствий идти на нарушение. Кроме того, нередко случаются ситуации, когда по каким-то причинам невозможно отследить текущие изменения в законодательной базе, из-за чего нарушения могут возникать непроизвольным образом.

Рассмотрим, какие механизмы применяют для защиты авторских прав, и что нужно предпринять, чтобы не сталкиваться с осложнениями в обозримом будущем.

Авторское право и его субъекты

Авторское право являет собой функциональную структуру гражданского права, занимающуюся регулировкой правоотношений, тесно связанных с созданием и дальнейшим применением различных предметов художественного, литературного или научного жанров, а также предметов, подходящих под категорию торговых плодов плодотворной творческой или интеллектуальной деятельности. Само наименование «авторское право» можно считать условным, так как закон в первую очередь обеспечивает защиту интересов правообладателя, а не автора.

Пользователи редко понимают, как защитить авторское право на книги, музыку и другие объекты авторства.

Изначальным владельцем (субъектом) авторского права выступает пользователь, который создал определенное произведение при помощи творческого или интеллектуального труда.

В его отношении будет установлено не только личное неимущественное право, а исключительное право на пользование своим трудом в произвольной форме, но при соблюдении требования, что это не противоречит действительной законодательной базе. Оригинал творения в обязательном порядке содержит инициалы своего создателя, который будет признан автором, если иное не было доказано в суде.

Помимо непосредственного автора в роли субъектов права могут выступать иные пользователи, к которым по определенным обстоятельствам могут передаваться исключительные права на итог творчества или интеллектуальной работы. Законодатель определяет таких пользователей как правообладателей. Среди таковых могут быть:

  1. Работодатели и представители администрации предприятия, при соблюдении правила, что творение было воспроизведено служащим при исполнении им обязанностей, связанных с профессиональной сферой. Весь результат интеллектуального труда в данном примере будет принадлежать нанимателю, и защита авторских прав действительна касательно данного пользователя.
  2. Предприятия, в числе которых издательства, радио- и телекомпании, СМИ и т.д. Они получают права на дальнейшее применение итога творчества с последующим использованием произведения.
  3. Заказчики, если итоговое творение появилось в результате соответствующих договоренностей, в которых создатель выступил как исполнитель заказа.
  4. Обычные пользователи, выступающие в качестве наследников пользователей, обладающих всеми возможными авторскими правами. При этом нужно сказать, что для наследников устанавливается конкретные временные пределы, на протяжении которых будут действовать интеллектуальные права. Срок начнет свой отсчет с момента, когда на официальном уровне пользователю будет передано творение как часть наследственных ценностей.

В Западной Европе и США большую популярность приобрели еще некоторые довольно своеобразные элементы правоотношений между создателями и правообладателями (авторами). Речь идет об организационных структурах, осуществляющих руководство касательно имущественных правоотношений на коллективном основании. В нашей стране подобная практика только начинает внедряться.

Правовая база и объекты авторского права

Авторское право регламентируется в Российской Федерации определенными законодательными нормативами. До 2008 года в нашей стране действовал закон «Об авторском праве и смежных правах», однако со временем данный норматив утратил свою правомочность, и как итог – основой для регламентации правоотношений в данной сфере стал Гражданский кодекс, а именно ч.4.

Данный функциональный элемент кодекса получил наименование «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Помимо непосредственно авторских прав сюда вошли любые смежные права, соприкасаемые с авторством, патенты на идею , изобретение, интегральные микросхемы, производственные секреты, технологические наработки конфиденциального характера и многое другое.

Чтобы обновленные нормы были максимально эффективными, и их применение несло определенные результаты, законодатели изучили ранее действовавшие нормативы, и дополнили их новыми положениями, в частности, непосредственно затрагивающими все нюансы, которые отмечаются при взаимодействии сторон, принимающих участие в авторском соглашении.

Что же касается объекта авторского права, то это продукт, полученный человеком после тщательного исполнения действий, соприкасаемых с творческой или интеллектуальной работой. Закон устанавливает, что конкретный продукт являет собой объект защиты лишь при наличии требования, что в его отношении установлен автор, который хочет защитить свою работу. В ст.1259 ГК РФ обозначены определенные достижения человека, которые признаются возможными объектами защиты:

  1. Литературные творения, включая сценарии, музыкальные произведения и пьесы.
  2. Хореографические наработки и сочинения мимодраматического плана.
  3. Творения визуального характера, в частности фильмы, рекламные ролики, и прочие продукты аудио и видеовизуального ряда. Так, авторские права на песню также будут объектом пристального внимания со стороны государства.
  4. Результат художественной работы, а также архитектурные, градостроительные и ландшафтные проекты, имеющие некие уникальные характеристики.
  5. Плоды картографии, планы, схемы, фотоизображения, а также продукты, относящиеся к топографическим и географическим изысканиям.
  6. Сочинения творческого жанра, если для их создания использованы многие источники, а кроме того плоды, полученные в результате переработки уже существующего произведения.
  7. Компьютерные программы, но при условии, что они приравнены к литературным или художественным творениям и являются копирайтом.


Некоторые элементы не могут быть отнесены к области авторского права, и в их отношении закон защиту не установит. К ним относят информационные уведомления, официальную документацию, доступную для широкой аудитории, элементы фольклорного характера, государственные знаки и символы, нереализованные творческие идеи и планы, если они не были ранее закреплены на конкретным пользователем на официальном уровне и многое другое.

Отметим, что авторские права не являются приоритетными для законодателя, и наряду с ними пользователи могут рассчитывать на защиту своих интересов, если в наличии имеются смежные права, затрагивающие данную отрасль.

Так, речь идет о воспроизведении творения, содержании баз данных, эфирных сообщениях и т.д.

Согласно действительным законодательным нормам, в отношении автора произведения, признанного продуктом творческой работы, будут утверждены определенные правовые особенности:

  1. Личные права неимущественного плана. Данная группа не учитывает все финансовые моменты, и представлена теми правами, которые не несут за собой никакого экономического эффекта:
  • право признания своего авторства;
  • право пользоваться собственным именем в качестве подтверждения авторства;
  • защита авторских прав от любых противоправных корректировок (искажений), и установление его неприкосновенности, ни в одно творение невозможно будет внести некие коррективы без согласования данного вопроса с пользователем, которого законодатель определил, как создателя (правообладателя).
  1. Исключительное право на творение, дающее гражданину возможность распоряжаться объектом по собственному усмотрению и использовать его в любых доступных формах, при обязательном требовании, что они никоим образом не затрагивают законные интересы. Данное право действует на протяжении срока жизни создателя, а после его смерти наследники могут пользоваться им на протяжении 70 лет.
  2. Иные права, представляющие собой отдельную категорию. К ним можно отнести:
  • право на получение определенной награды (в материальной форме) за созданное произведение;
  • доступ к предметам изобразительного характера, от создателя оригинального предмета могут потребовать предоставление возможности более тесного ознакомления с продуктом для создания максимально соответствующей ему копии;
  • если по каким-то причинам автор не согласен на публикацию его творения и доступ к нему общественности, он вправе в любой момент отказаться от обнародования, но при условии, что никакие запреты на данное действие не прописаны в договоренностях с издательствами и другими третьими лицами.

Для того, чтобы государство могло реализовать и установить конкретные механизмы защиты авторских прав, изначально нужно подтвердить авторство.

Нередко это может сопровождаться огромными сложностями, особенно в современном обществе, которое имеет доступ к социальным сетям и развитой информационной системе.

Если с текстовыми документами все более или менее понятно, и установить авторство конкретного человека можно довольно просто, так как копирайт не имеет значительных объемов плагиата, то вот с фотоизображениями все обстоит куда сложнее. Разберем на конкретном примере, что нужно для того, чтобы определить авторство и подтвердить его касательно графических изображений.

Так, защита авторских прав в сети интернет будет проходить с учетом неких параметров. Речь идет об использовании знака авторского права . Если фотоизображение было выложено в общественный доступ, и изначально на нем отсутствует знак авторства, подтвердить свои исключительные права можно лишь при наличии определенных обстоятельств:

  1. На руках пользователя должен быть первоисточник произведения. Касательно фотоизображения в роли оригинала может быть представлен конкретный кадр, негатив, необработанное фото или же сам фотоаппарат, на котором имеется спорный кадр.
  2. Первое публичное обнародование материала должно проходить под именем автора. Это означает, что первая публикация должна проходить под инициалами создателя, или же на его персональных интернет ресурсах, среди которых блог, личная страница в социальной сети и т.д. Тогда защита авторских прав в интернете будет максимально простой.
  3. Проведение экспертной оценки, в рамках которой будет установлено отношение конкретного пользователя к созданию предмета.

В противном случае могут возникнуть определенные сложности, которые не дадут возможности установить реального автора оригинального творения. Тогда придется обращаться в суд и предоставлять аргументированную позицию по данному вопросу, подкрепленную значительной базой доказательств.

Сроки действия авторских прав

Многие пользователи сталкиваются с проблемой, так как не имеют понятия о том, в течении какого временного отрезка будут действительны исключительные правовые нормы на творение. В данном случае нужно обратится к законодательству, а именно главе 70 ГК РФ. В нормативе обозначены конкретные случаи, принимающиеся к сведению при определении срока действия авторского права.

На протяжении указанного времени пользоваться оригиналом произведения может только тот пользователь, который имеет авторские права, или признан правообладателем.

В целом, касательно данного вопроса закон устанавливает такие пределы:

  1. Обобщенный срок действия авторского права составляет 70 лет, и отсчет будет начат с того момента, как автор первоисточника умер, и передал права на свое творение наследнику.
  2. Если произведение стало результатом плодотворного сотрудничества нескольких авторов, тогда срок будет отсчитываться с момента гибели последнего из авторов.
  3. Часто бывает так, что произведение публикуется без указания авторства, или же под вымышленным именем. Тогда период в 70 лет будет отсчитан с момента обнародования документа. Если за это время автор решит обнародовать информацию о себе, тогда временные рамки касательно авторских прав будут установлены на общих основаниях.
  4. Отдельного упоминания заслуживает ситуация, когда произведение обнародовано уже после смерти создателя, при условии, что публикация произведена в период до 70-летней годовщины смерти автора. Тогда отсчет 70-летнего срока будет дан с момента первой публикации.
  5. Для ветеранов ВОВ, и авторов, творивших в указанный период, срок действия будет продлен на 4 года.


Способы защиты авторских прав

Многие граждане не знают, как защитить авторские права. В России, как и в любых других государствах, авторское право является одним из элементов защиты. Это означает, что государство будет всячески способствовать тому, чтобы отстоять интересы граждан, обладающих эксклюзивными авторскими правами на произведения. Как и любой элемент защиты, для реализации механизмов нужно будет обратиться в суд, и именно на судебные органы будет возложена обязанность по реализации защитных функций.

Чтобы предпринятые меры были предельно эффективными, нужно реализовывать определенные способы защиты авторских прав, которые не только предотвратят нарушения в данной сфере, но и при необходимости помогут отстоять интересы владельца, права которого были нарушены:

  1. Признание прав в отношении конкретного пользователя. На высшем государственном уровне будет закреплено исключительное право авторства на произведение, закрепленное касательно конкретного человека. Если авторство будет подтверждено, даже в случае нарушений злоумышленники не смогут избежать ответственности и будут привлечены к наказанию.
  2. Предотвращение действий, создающих угрозу для нарушения, или непосредственно нарушающих авторские права. Главным механизмом данного способа будет запрет на распространение пиратского контента и удаление любых копий, опубликованных на противозаконных основаниях.
  3. Финансовое возмещение прямых убытков пользователям, которые пострадали от нарушений в сфере авторского права. Таким образом, если интересы пользователя были нарушены, и принадлежащие ему объекты творчества появились в незаконном общественном доступе без его позволения, государство установит нарушителя и заставит его оплачивать компенсацию в денежном эквиваленте за действия, повлекшие за собой создание неудобств, материальные потери и т.д.
  4. Изъятие контрафактной продукции, опубликованной без соответствующего разрешения от первоначального обладателя авторского права. В рамках защиты пользователей государство имеет право проводить рейды, призванные удалить нелицензионные копии продукции, а также оборудование, с помощью которого произведение было распространено произведение. При помощи данного механизма, появляется шанс, что в будущем подобные правонарушения касательно данного предмета авторства будут предотвращены.
  5. Обнародование информации о действительном обладателе прав авторства. Государство в качестве подтверждения прав пользователя может выпустить постановление, по которому принадлежащий ему предмет авторства будет обнародован исключительно с указанием инициалов автора или пользователя, являющегося правообладателем.
  6. Компенсация за прямое нарушение авторского права. В отношении граждан, выступающих правонарушителями, по запросу правообладателя могут быть применены штрафные санкции, призванные компенсировать моральный ущерб, нанесенный автору или его приемнику. Конкретный размер платы может быть самым разнообразным, и составлять от 10 тыс. рублей до 5 млн. рублей, . Все будет зависеть от ценности материала, его научной степени и популярности у потребителей.


Помимо реальных действий и инструментов, ставящих перед собой цель предотвращения любых правонарушений в сфере авторского права, существуют также различные технические средства, стоящие на защите интересов пользователей.

Речь идет о специальных компьютерных программах, находящих нелицензионные копии и пиратский контент , программном обеспечении, способном в автономном режиме блокировать доступ к ресурсам, на которых выложен контрафакт и многое другое.

В ст.1299 ГК РФ определено, что касательно объекта авторского права категорически запрещены определенные действия, в частности:

  • устранение любых ограничений, установленных в отношении произведения его автором, правообладателем или техническим инструментом, контролирующим правомочность использования контента;
  • передача технического инструментария во временное владение или в безвозмездное пользование третьим лицам, если потенциальный арендатор не может гарантировать защиту авторских прав пользователей, или намеревается исполнить определенные противоправные операции.

Если данные требования не соблюдаются, тогда основной обладатель прав имеет полное право требовать незамедлительно изъять оборудование у нарушителя. Кроме того, он может потребовать компенсацию морального вреда, и если ему был причинен определенный финансовый вред в результате нарушения – то и материального.

Специальные возможности защиты авторского права

Каждый пользователь, имеющий в собственности право на предмет интеллектуального труда, обязан проявить предельно возможную бдительность, и реализовать меры, которые предотвратят попадание его контента в незаконное владение третьих лиц. Особенно это касается тех пользователей, которые получают определенные денежные дивиденды за пользование или распоряжение объектом авторства.

Для таких пользователей государство предоставляет дополнительные возможности, которые помогут оградить его от дальнейших осложнений и предотвратят появление нарушений в области авторского права:

  1. Фиксация торговой марки. Все юрлица имеют возможность установить свое исключительно право на определенную торговую марку. Для этого достаточно зарегистрировать ее и установить ограничения на использование, упоминание, копирование и т.д.
  2. Депонирование творения, то есть его передача на ответственное хранение в специальную организацию. Данная практика популярна в Европе и США, и в последнее время пользуется спросом в России.
  3. Предупреждение пользователей. Обнародование объекта авторского права сопровождается сообщением об ответственности за незаконные действия в его отношении, связанные с копированием, распространением, изменением и т.д. Таким образом они бы защищали свои права и предупреждали о негативных последствиях.

Интервью с Анастасией Ольшевской

Ночной кошмар писателя - увидеть свою книгу, изданную без его ведома, под чужим именем. В эпоху интернета, когда все тайное становится явным на раз-два, сложно поверить, что кому-то может прийти в голову присвоить результаты чужого труда. И тем не менее, некоторым приходит. Как в этом случае призвать виновного к ответу? Как доказать, что автор - именно ты? Как заблокировать продажи нелегального контента? Как защитить свое творчество?

Анастасия Ольшевская - автор шести книг, куратор «Альянса независимых русских писателей» и один из авторов «Справочника писателя» - столкнулась с такой ситуацией. И теперь делится с нашими читателями своим опытом.

Справочник писателя: Начинающие авторы часто опасаются за свою рукопись. Дескать, отправлю в издательство, а там ее присвоят. Писатели со стажем знают, что это абсурд: ни один издатель не будет ввязываться в подобное - себе дороже. Как случилось, что вашу рукопись опубликовали под псевдонимом?

Анастасия Ольшевская: Работа над книгой началась осенью прошлого года, к весне были готовы обложка и первый черновик, который я отправила бета-ридерам. Как позже выяснилось, утечка рукописи произошла через одного из них. В итоге, моя книга попала в руки дамы, которая опубликовала ее через один популярный сервис самиздата. Я узнала об этом от своего редактора. Он прислал ссылку на вовсю продающуюся книгу вместе с удивленным вопросом: «Настя, ты выпустила книгу под псевдонимом? Без редактуры? И почему обложка розовая? С белым фоном было лучше!»

Думаю, не имеет смысла описывать эмоции, когда я открыла ссылку и увидела слегка видоизмененную обложку и родной текст, перемежающийся с чужим.

Справочник писателя: Каковы были ваши шаги, когда все это обнаружилось?

Анастасия Ольшевская: Первым делом я прочитала эту «книгу», чтобы понять «масштабы проделанной работы» той дамы. Они оказались впечатляющими: несколько десятков заимствований метафор и искажений цитат, рерайту подверглись целые абзацы текста, при этом, поскольку барышня имела дело с черновиком и проверять факты её, похоже, не учили, то в книгу «переползли» фактические и семантические ошибки, которые я позже исправила во время редактуры. Имея на руках доказательства своего авторства - то есть депонированный черновик, обложку, а также договор с иллюстратором, - я связалась с издательством, которое выпустило данный опус, с требованием заблокировать распространение и продажи книги.

Справочник писателя: Расскажите подробнее про депонирование. Как это сейчас работает? И какой из способов лучше с юридической и практической точки зрения?

Анастасия Ольшевская : Есть специализированные конторы - как коммерческие, так и некоммерческие, которые предоставляют услуги по депонированию. Их список внушителен, впрочем, как и ценник на услуги. Средняя стоимость колеблется в диапазоне от двух до пяти тысяч рублей, но встречаются фирмы, у которых аппетиты побольше. Поэтому, если ты пишешь, скажем, рассказы или стихи, то «не надепонируешься». По счастью, чтобы доказать свое авторство, необязательно платить этим компаниям. Существуют другие способы, в том числе более экономичные или вообще бесплатные.

В широком смысле депонирование - это подтверждение, что произведение было создано именно этим автором в такие-то сроки и уже существовало на определенный момент времени. Таким образом, писателю для доказательства своего авторства нужно иметь «железный» аргумент - документ, который бы объективно указывал на дату создания произведения. Помимо спецфирм депонированием занимаются нотариусы (не очень охотно, если верить опытным людям). Кроме того, «органом депонирования» по-прежнему хорошо работает почта: отправляешь самому себе посылку с распечатанной рукописью и хранишь эту бандероль, не вскрывая. Почтовый штемпель будет как раз той самой датой депонирования. Обычно я так и делаю. Но на всякий случай еще подстраховываюсь и дополнительно отправляю себе рукопись вложением по электронной почте. Как выяснилось, сейчас этот способ с точки зрения юриспруденции имеет большой вес. Видимо, потому что дату отправки на серверах Google подделать и оспорить невозможно в принципе. Тут важно помнить одно: отправлять email надо через браузер, а не из почтовой программы. Так что надежное депонирование в современном понимании - это три клика мышкой. И лучше не пожалеть полминуты времени на это.

Впрочем, почтовую копию также лучше иметь: к электронным документам суды порой относятся настороженно, а сделать осмотр сайта или страницы на почтовом сервисе для них не всегда технически возможно - не все суды оснащены компьютерами.

Справочник писателя: Какие еще способы обезопасить свое творчество показали себя эффективными?

Анастасия Ольшевская : Во-первых, никогда не удаляйте ничего из того, что имеет отношение к созданию произведения. Черновики (электронные и бумажные), записанные на клочках бумаги обрывки мыслей и идей, все сопутствующие файлы и так далее - все это важно сохранять. Сюда же, в перечень доказательств, относятся переписка с бета-ридерами, а также публичные упоминания в своих блогах о том, что вы работаете над книгой. Во-вторых, стоит взять за правило официально оформлять отношения со всеми, кто причастен к созданию произведения: соглашение о конфиденциальности и неразглашении с бета-ридерами, договоры с иллюстратором обложки, редактором, корректором, акты о передаче исключительных или неисключительных прав (если в книге используются не только ваши тексты). Словом, всё, что касается книги, должно надежно храниться. В отношении электронных файлов еще один маленький совет: почаще делайте резервные копии.

Справочник писателя: Выше перечисленного достаточно для суда и для адвоката, который будет защищать интересы писателя в случае плагиата?

Анастасия Ольшевская : Тут важно разобраться в терминах: под плагиатом закон подразумевает прямое точное воспроизведение текста (цитирование) без указания и сноски на автора. При этом фраза должна обладать уникальным смысловым контекстом. То есть выражения вроде «Да, конечно», «Пошел первый снег» или «Утром выглянуло солнце» не являются плагиатом. Еще один аспект: плагиат - это понятие из области Уголовного кодекса. Плагиат наказывается очень строго, вплоть до лишения свободы на срок от шести месяцев до двух с половиной лет. Однако на практике такое почти не встречается, и чаще всего дело заканчивается штрафом.

По словам моего юриста плагиат квалифицируется как преступление (в терминологии закона - присвоение авторства) только в том случае, если причиняет крупный ущерб автору. Размер такого ущерба закон не устанавливает, суд исходит из конкретных обстоятельств дела, имущественного положения автора и так далее. В подавляющем большинстве случаев дела, связанные с плагиатом, являются гражданско-правовыми.

Вторая группа нарушений - это искажение и заимствование авторского текста. Заимствование по сути - это тот же плагиат, только речь идет о присвоении авторства части текста. Правовые действия в этом случае регулируются Гражданским кодексом. И должна сказать, что последняя редакция ГК РФ (от 23 мая 2018 года) сильно отличается от того, что имело место раньше. Глубина проработки законодательных моментов, подробное и четкое определение ситуаций и нарушений, их трактовка и прозрачность - все это стало лучше прописано. За это отдельное спасибо тем, кто работал над редакцией IV части Гражданского кодекса. Хотя отдельно хочу подчеркнуть, что сравниваю ситуацию с той, которая была лет семь-восемь назад. Мой юрист полагает, что в текущей редакции ГК не все идеально и есть, что и куда улучшать. Например, компенсацию суд теперь имеет право назначить ниже предела, определенного в законе. А некоторые категории нарушителей может вообще освободить от ответственности.

При этом степень ответственности за нарушение авторских прав и тут стала серьезнее. Тюремные сроки не дают, но за каждый доказанный факт заимствования и искажения нарушитель будет вынужден заплатить минимум десять тысяч рублей. Поэтому если ваше произведение подверглось «творческому переписыванию», знайте - закон на вашей стороне. Ищите толкового юриста и проводите лингвистическую экспертизу. Оголтелый рерайт теперь довольно жестко карается.

Справочник писателя: Что представляет собой лингвистическая экспертиза?

Анастасия Ольшевская: Это широкое определение, включающее в себя разные виды экспертизы текста: автороведческая, почерковедчесткая, литературоведческая и другие. В зависимости от поставленной задачи лингвист-эксперт анализирует текст (или тексты) с целью подтвердить или опровергнуть факты заимствования, искажений, плагиата, подделки авторства и т.д. Это целая наука со своими методиками и надежными способами выявления этих вещей. Речевые конструкции, структура текста, авторский стиль - это не просто «красивые слова», но и юридические термины. И с точки зрения лингвистики все это поддается четкому анализу.

Экспертизу проводят как в досудебном порядке, так и по назначению суда уже в процессе рассмотрения дела. Тут есть тонкости формулировок: обычно досудебная экспертиза проводится по назначения правоохранительных органов в рамках расследования уголовного дела. В отношении гражданских дел экспертизу, как правило, называют исследованием. Впрочем, суть от этого не меняется.

В России есть пара-тройка десятков аттестованных компаний, которые профессионально занимаются этой деятельностью. Все они есть в интернете, найти их нетрудно. Стоимость услуг этих специалистов в среднем составляет порядка двадцати тысяч рублей, но эта цифра приблизительная - все зависит от объема текста и от сложности работы.

Справочник писателя: А что касается юриста - где искать хорошего профессионала по авторскому праву? И как технически происходит процесс защиты прав?

Анастасия Ольшевская: Мне кажется, при поиске юриста нужно руководствоваться тем же принципом, что и при поиске хорошего врача: пообщаться в несколькими, узнать, какова их оценка вашей ситуации, понять уровень компетенции. В идеале лучше обращаться по рекомендации - если кто-то из знакомых уже имел дело с этим адвокатом и остался доволен, то вероятность успеха и вашего процесса выше. В итоге, это должен быть специалист, которому вы будете доверять не только, как профессионалу, но и как человеку.

Адвокатских бюро, которые предлагают свои услуги по защите авторских прав, очень много. К сожалению, те, которые выпадают по соответствующим запросам на первой-второй странице «Яндекса» и «Гугла», на меня не произвели впечатления: отношение к потенциальному клиенту, оперативность и качество ответов у них прихрамывают. Тем не менее я через знакомых нашла нескольких юристов, проконсультировалась с ними и когда «диагноз» и «способы лечения» моей проблемы подтвердили три специалиста, то остановила выбор на одном из них. Мы заключили договор об оказании юридических услуг и приступили к работе.

Дальнейшее общение с нарушительницей, с издательством, опубликовавшим ту книгу, и прочими инстанциями вел уже мой юрист. Одним из шагов, который стоит отметить отдельно, стало претензионное письмо, направленное даме, покусившейся на мою рукопись. Претензионное письмо - это официальный документ и попытка урегулировать спор в досудебном порядке. Тут есть нюанс. Автор, чьи права нарушены, имеет право сразу подать исковое заявление. Однако российские суды перегружены делопроизводством и очень не любят, когда одна из конфликтующих сторон прямиком идет в суд, не попытавшись решить дело мировым соглашением. Конечно, если к согласию прийти не удалось и нарушитель отказывается удовлетворить претензионные требования, то остается только одна дорога - в суд.

Справочник писателя: Надо полагать, защита авторского права, исходя из всего сказанного, довольно дорогое «удовольствие». Из чего складывается конечная сумма расходов? И в целом, стоит ли овчинка выделки?

Анастасия Ольшевская: Точно придется потратиться на следующее:

  • консультации с юристами (еще до того, как выбор остановится на одном из них);
  • оформление доверенности на адвоката, с которым в итоге решите работать (потому что вряд ли вы будете лично бегать по всем инстанциям и собирать необходимые документы и справки, нужные для ведения дела);
  • оплата услуг юриста по составлению претензионного письма и заключению мирового соглашения;
  • если к последнему прийти не удастся, то следующий шаг - это расходы на составление искового заявления и защита интересов в суде первой инстанции (который, кстати, проходит по месту прописки ответчика);
  • госпошлина за подачу заявления в суд;
  • командировочные расходы юриста (если судебные заседания проходят в другом городе и нет возможности участвовать в них дистанционно);
  • досудебная лингвистическая экспертиза также оплачивается отдельно (но не исключено, что суд постановит провести еще одну экспертизу, и в этом случае расходы будут оплачиваться обеими сторонами - и ответчиком, и истцом - в равных пропорциях).

В общем, список финансовых трат действительно внушительный, не говоря уж про силы, нервы и время. Кроме того, нужно учитывать, что даже если суд признает вашу правоту и вменит ответчику полностью удовлетворить исковые требования, а также компенсировать понесенные вами расходы, тот может подать апелляцию. Словом, процесс защиты своих прав - это не только дорого, но и весьма долго. Поэтому стоит ли овчинка выделки, каждый, видимо, должен решать сам. За свою писательскую карьеру я не первый раз встречаю свои тексты там, где меньше всего ожидаю увидеть: мои статьи публиковали в прессе под чужим именем, записи из блогов присваивали себе другие люди. Обычно в таких случаях автору в утешение остается мысль «Значит, хорошо пишу - плохое бы не взяли». Но в этот раз речь шла не о статье и не о заметке из блога, а о целой книге. Для меня это вопрос чести.

Кстати, к вопросу о чести и соцсетях. Если вы обнаружите свой текст там, где его не должно быть ни при каких условиях, то очень не советую затевать личное общение с нарушителем, устраивать троллинг, организовывать крестовые походы френдов, натравливая их на противника. И уж тем более не стоит сыпать оскорблениями в блоге нечистого на руку гражданина. Даже в своем блоге будьте с этим поосторожнее: все сказанное может быть использовано против вас в суде. Если не хотите получить встречный иск с обвинением в оскорблении чести и достоинства, то лучше выплескивать эмоции на близких, родственников и адвоката, но не давать противной стороне повода для инсинуаций.

Справочник писателя: Да, все это очень печально и неприятно. Можно только удивляться, чем руководствуются люди, решающиеся присвоить себе плоды чужого труда… Вы с юристом получили какие-либо объяснения на этот счет? Чем вообще дело кончилось?

Анастасия Ольшевская: Дело еще не кончилось, можно сказать, все только начинается. Дама отказалась идти на мировую и удовлетворять претензионные требования в досудебном порядке. Причем мои главные требования до смешного просты: я хочу, чтобы она убрала из своей книги все заимствования и искажения моего текста и заменила обложку. Но с той стороны даже ни разу не прозвучало «Я ничего не заимствовала», наоборот, все ответы были выстроены в духе «А вы докажите, что я это сделала». Ну что ж, приходится доказывать - уже в суде.

А это, как я уже упоминала, не быстрый процесс. Подготовка искового заявления, сопутствующих документов и справок, передача дела в суд, рассмотрение его там - все выливается в месяцы ожиданий. Впрочем, это стандартная практика для России: суды перегружены, толковых юристов не хватает, плюс есть свой регламент и сроки, отведенные законом для каждого этапа судопроизводства.

Зачем этой даме понадобилась такая головная боль? Можно только строить догадки и предположения. Возможно, человек просто «застрял в конце 90-ых», когда не было ни адекватных схем, пресекающих нарушения в Сети, ни прописанной законодательной базы по авторскому праву. Да что там - даже интернет находился в зачаточном состоянии, и все, что происходило в нем, никем по сути не регулировалось.

Судя по признаниям в ее блоге, дама за всю жизнь не написала ни одного произведения (эта «попытка» - первая). В ее текстах полный набор ошибок человека, который только-только загорелся идеей стать писателем. В этом году она впервые прослушала какие-то курсы по литмастерству, но, кажется, так и не поняла, что писательскому ремеслу, как и любому другому, надо учиться годами, и после нескольких лекций автором шедевра не стать.

Так что ничем, кроме непонимания, как устроен литературный мир, я не могу объяснить ее поступка.

Справочник писателя: Анастасия, спасибо, что поделились своей историей. Наверняка этот опыт - хоть горький и печальный, но очень конкретный и конструктивный - поможет многим писателям понять, как защитить свое творчество. Успехов вам и пусть справедливость поскорее восторжествует.

Анастасия Ольшевская: Спасибо!

Анастасия Ольшевская ( www . olshevskaia . com ) -

c пециально для «Справочника писателя»

В последнее время всё более популярным становится размещение материалов разного рода в интернете. Личные фотографии, статьи, видео и аудио, стихи, научные работы - всё это находится под угрозой хищения. Обнаруживая, например, свою фотографию на чужом сайте, многие пишут гневные отзывы, но результата это не даёт. На самом деле можно защитить абсолютно любую собственность. Остаётся лишь выбрать способ.

Что такое авторское право в интернете

По данным исследователей (Фонд Общественное Мнение) ежедневно в интернет выходят 66 миллионов россиян. Пользователи преследуют следующие цели:

  • общение в соцсетях;
  • служебная электронная переписка;
  • отслеживание новостей;
  • поиск информации и товаров;
  • удалённая работа;
  • видео и аудио;
  • другие цели.

Большая часть посетителей размещает на доступных ресурсах свои материалы (соцсети, сайты и т. д.) Каждый рискует быть «обворованным».

Любого интернет-пользователя можно назвать автором. Даже если это обычный пост на своей странице в соцсети. Разумеется, для создания этого поста потребовались определённые интеллектуальные усилия и было затрачено некоторое количество времени. Поэтому каждый автор негодует, обнаруживая свой материал на другом ресурсе с подписью постороннего человека.

Правовые нормы, защищающие авторские права

Автором произведения считается его создатель, а права вступают в силу с момента его появления. К счастью, интеллектуальная собственность признаётся российским законодательством как личное имущество. За кражу любого имущества предусмотрена ответственность. Авторское право в России защищено:

  • Гражданским кодексом РФ;
  • Конституцией РФ;
  • Федеральным законом №5351–1 «Об авторском праве и смежных правах»;
  • Федеральным законом №35 «О внесении изменений в Гражданский кодекс и иные законодательные акты по вопросам регулирования интеллектуальной собственности»;
  • Всемирной конвенцией об авторском праве;
  • Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений;
  • Договором ВОИС по авторскому праву;
  • Соглашением ТРИПС (международное авторское право);
  • Конвенцией об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм;
  • Директивой ЕС от 22.05.2001г. №2001/29/ЕС. «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе».

Таким образом, авторство защищено не только российскими законодательными нормами, но и международными актами. Но к сожалению, защитить свои права не так просто, если нет их подтверждения. То есть любой человек может назвать себя автором любого материала, размещённого в интернете, если он не защищён официально. Способ защиты и варианты действий выбираются в зависимости от вида объекта права.

Видео: защита авторских прав в России

Объекты авторских прав

  • литературные произведения;
  • любой уникальный текстовой контент;
  • информационно-аналитические материалы (обзоры, результаты опросов, статистика и инфографика);
  • аудиоматериалы (музыка, песни, диктофонные записи, лекции и интервью);
  • уникальные видеозаписи (съёмки различных событий и мероприятий, видеоклипы, передачи, фильмы, презентации);
  • фотографии, которые могут быть авторской съёмкой общедоступных объектов или личными снимками;
  • изображения своих работ, например, изделий из глины, украшений или ландшафтного дизайна;
  • мастер-классы и обучающий контент;
  • компьютерные программы, приложения, игры;
  • операционные системы на любом языке и в любой форме;
  • собственная живопись, скульптура, графика, комиксы, карикатуры, мемы и другие графические работы;
  • дизайн сайтов и отдельных страниц;
  • логотипы сайтов, каналов, интернет-сообществ;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы, чертежи;
  • производные работы (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных), представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производные произведения (например, доклад на тему «Золотая рыбка глазами А.С. Пушкина») могут быть защищены авторским правом, несмотря на то, что включают в себя цитаты и выдержки из сказки. Для этого докладчик должен ссылаться на основное произведение с указанием авторства.

Какие материалы не могут являться объектами авторского права

  • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. д.);
  • произведения народного творчества;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер;
  • короткие названия и лозунги.

Например, нужно разместить в своём материале изображение с триколором. Флаг у России один, содержащий три цвета. Менять их местами нельзя, если его представить в другом виде, это уже будет другой флаг или вовсе не флаг. Логично, что у такого изображения не может быть авторства. Ведь каждый гражданин имеет право пользоваться символом своего государства, если это совершается не вопреки закону.

Гжель - это русский народный вид художественной росписи, поэтому данная техника не защищена от повторения; а вот на дизайн конкретной чашки оформить авторское право можно

А также нельзя защитить короткий слоган. Например, «Мир. Труд. Май!». Данная комбинация слов может часто использоваться разными людьми, и не получится каждого привлечь к ответственности. Однако рекламные лозунги могут защищаться. Само понятие рекламного слогана не рассматривается законодательством как объект авторства, но не исключает таковое.

Как защитить свою интеллектуальную собственность в интернете

Самым простым методом защитить свой материал является заявление об авторстве. При этом необязательно заключать какие-либо договоры и составлять официальные бумаги. Например, для защиты текста, фото, инфографики можно под материалом поставить свою подпись.

Для такого способа принято использовать символ Copiright - ©. Рядом следует указать автора и год создания. Эта подпись означает, что вы автор и заявляете о своих правах на данную интеллектуальную собственность. Осведомлённый о юридических последствиях человек, заметив такой символ, при использовании материала в своих целях будет ссылаться на ваше авторство. Минус такого способа в том, что он лишь подтверждает авторство и может помочь его защитить, но не приносит никакой материальной выгоды.

Некоторые сайты разрешают копировать и использовать размещённые материалы, но требуют сохранять ссылки на ресурс. За это не нужно платить, но владельцы сайта имеют материальную выгоду. По указанной вами ссылке пройдут другие пользователи, а это поднимет посещаемость ресурса, может увеличить количество продаж и т. д.

Если объектом права является видеоматериал, а вы выбираете простой неофициальный способ защиты, можно при создании видео наложить текст или значок, который будет отображаться до конца ролика. В этом случае «пирату» будет неудобно использовать такой материал без согласия автора.

Некоторые виды интеллектуальной собственности могут быть защищены самим ресурсом, на котором размещается материал, например:

  • через модерирование и администрирование;
  • через встроенные системы защиты.

Любой сайт контролируется администратором и практически любой - модераторами. Это позволяет отслеживать поступающие к публикации материалы. Модераторы проверяют их на наличие плагиата и при необходимости могут запрашивать ссылки на авторов. К тому же на некоторых сайтах есть специальные модераторы, которые круглосуточно отслеживают копирование материалов через поисковые системы. Если обнаруживается пиратское использование другим сайтом, администратор вправе требовать удаления материала из его публикаций.

Встроенная антипиратская система - это онлайн-защита. Например, видеохостинг YouTube. Если разместить на этом ресурсе видео, на которое было объявлено авторское право, система в течение минуты определяет сходство и наступают последствия:

  • автор разрешает использовать свой материал (указывает, в коммерческих или некоммерческих целях);
  • автор запрещает использование, и система удаляет видео;
  • автор разрешает использование, но материальная выгода (монетизация) извлекается только в пользу автора (или в виде %);
  • на электронную почту пирата приходит оповещение (созданное автоматически) о поступившей жалобе;
  • канал блокируется.

Некоторые, полагая, что оформление авторских прав непомерно дорого обойдётся, нанимают специальных модераторов. Иногда для таких случаев заключаются трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера, и модераторы получают зарплату.

Официальный способ защиты авторских прав

Для того чтобы официально зарегистрировать авторское право, нужно обратиться к нотариусу. Любая нотариальная контора может провести процедуру оформления. Нотариус изучит поданные материалы, и если обнаружится, что вы первый, кто заявил о правах, выдаст свидетельство о регистрации авторского права. Кроме этого, вам могут предложить депонирование. Юристы считают, что это единственный надёжный способ доказать своё авторство, если дело дойдёт до суда.

Для того чтобы можно было официально требовать защиты прав (например, через суд), нужно официальное оформление авторства

Например, объектом авторского права стал научный доклад. Автор передаёт один печатный экземпляр нотариусу (насовсем), тот выдаёт свидетельство о депонировании. Случился суд, автор доклада требует 1 миллион рублей за незаконное использование результата своего интеллектуального труда. Ответчик (Петров) подал встречный иск с аналогичным требованием. В нём указано, что материал принадлежит Петрову, просто он не успел его зарегистрировать, а Иванов незаконным образом зарегистрировался в качестве автора. В таком случае только нотариус сможет подтвердить авторство, так как первым увидел оригинал (в свидетельстве указана дата выдачи и печати экземпляра).

В России существует много юридических контор, специализирующихся именно на авторском праве. Можно обратиться в любую фирму, критериями при выборе юридической организации могут являться:

  • ценовая политика;
  • бренд (например, в этой конторе регистрировали свои права звёзды мирового шоу-бизнеса);
  • отзывы в интернете;
  • территориальное расположение.

Существует значимое различие между специализированной конторой и нотариусом. В юридической фирме выдают свидетельство, на котором стоит печать организации, зарегистрированной в качестве юридического лица. Номер свидетельства будет включён в каталог (то есть список выданных документов). Нотариус имеет лицензию, он признан компетентным органом на государственном уровне. Свидетельства, оформленные нотариусом, обладают полной юридической силой, а их номера включаются в реестр авторских прав. К тому же стоимость услуг нотариуса и специализированной конторы может не отличаться.

Исключением являются авторские права на программу ЭВМ и базы данных. Такой материал регистрируется на федеральном уровне. Согласно статье 1262 Гражданского кодекса программы должны регистрироваться в федеральном органе исполнительной власти (по интеллектуальной собственности). Причём если в поданном материале содержится государственная тайна или иная важная информация государственного уровня, его не зарегистрируют, а автор, скорее всего, будет привлечён к ответственности.

Какие документы нужны для оформления

Каждый регистрирующий орган запрашивает определённый перечень документов. Но во всех случаях потребуются:

  • заявление на регистрацию авторских прав;
  • произведение (представляется в оригинале или на электронных носителях информации: CD или DVD дисках в форматах PDF, JPG, файлов-мультимедиа);
  • заверительная надпись на оригинале произведения или CD/DVD диске уполномоченного должностного лица, нанесённая несмываемой краской или специальными маркерами, а также печать юридического лица (если таковая имеется);
  • перечень приложений с указанием количества документов и листов в каждом, с информацией о том, что к ним прилагается цифровой носитель;
  • аннотация (5–7 строчек описания темы, назначения и содержания произведения), подписанная автором (ами), в двух экземплярах;
  • реквизиты автора (ов).

Количество файлов на электронном носителе должно соответствовать количеству документов, указанных в приложении, наименование файлов должно позволять идентифицировать документ и количество страниц в нём (например, накладная 245 от 02032009 3 л.pdf).

Фотогалерея: образцы заявлений на регистрацию авторских прав

Заявление можно составлять непосредственно у нотариуса (в нотариальной конторе имеются образцы любых документов) Специализированные конторы включают в оплату стоимость составления всех документов, включая заявление Если заявление составляется двумя и более лицами (соавторы), можно предварительно обратиться к юристу за составлением, а с готовым заявлением обратиться к нотариусу

Куда обращаться при нарушении авторских прав

Правообладатель в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», фильмов, в том числе кинофильмов, телефильмов, или информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, которые распространяются без его разрешения или иного законного основания, вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такие фильмы или информацию, на основании вступившего в силу судебного акта.

Ст.15 Федерального закона №187

Соответственно, обращаться нужно в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Служащие органа исполнительной власти обязаны в течение 3 дней:

  • определить провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в интернете того сайта, на котором появилась информация без разрешения правообладателя или иного законного основания;
  • направить провайдеру или другому ответственному лицу в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении исключительных прав;
  • фиксировать дату и время направления уведомления.

Получив уведомление, публикующий обязан удалить пиратскую информацию в течение суток. Если этого не произошло, владелец хостинга ограничивает доступ к материалу. Причём это должно состояться не позднее чем на третий день после получения уведомления.

Если руководство сайта не удалило контрафактную информацию, контролирующий орган может отправить поручение оператору связи на ограничение доступа к сайту. Обычно в таких случаях появляется окошко «Страница недоступна». Снять блокировку можно только представив судебный акт, который отменяет решение органа исполнительной власти об ограничении. Если речь идёт о видеоматериале, можно также обратиться в Роскомнадзор. Это тоже приведёт к ограничению доступа: сначала к странице с видеоматериалом, а при нарушении постановлений - к блокировке сайта. Если такие меры не помогли, нужно обращаться в суд.

Как подать заявление в суд

Сначала надо определить подсудность. Исковые заявления об авторских правах подаются в суды общей юрисдикции (городские) и в арбитражные. Для того чтобы определить точную подсудность, нужно иметь информацию о владельце хостинга или ответственном лице. Например, владелец хостинга не знает о незаконном размещении информации, выложил её администратор сайта. Если вы подавали жалобу в контролирующий орган, вам должны были прислать письмо, в котором содержится информация о хостинге. Когда владелец - юрлицо, нужно обращаться в арбитражный суд, а если физлицо - в городской. Причём заявление надо подавать по месту жительства ответчика или регистрации юридического лица.

До момента подачи иска необходимо обратиться к нотариусу, сделать скриншот нарушения и заверить его подписью. Это нужно для того, чтобы зафиксировать факт незаконного размещения. Некоторые нечестные пользователи, получив повестку в суд, удаляют контрафактную информацию, и доказать факт нарушения становится сложно.

При составлении иска нужно тщательно продумать каждый пункт. В число требований можно включить имущественные и неимущественные. Имущественные - это цена иска. Исходя из неё рассчитывается госпошлина. Если спорить о возмещении морального вреда или компенсации за упущенную выгоду, то шансы выиграть будут только в случае привлечения опытного адвоката.

Изощряться по поводу суммы, указанной в требованиях, бесполезно. Дело в том, что уже устоялись суммы, которых обычно добиваются. И если не привлечён адвокат, суд определит размер компенсации согласно стереотипам. Например, за однократное незаконное использование одной фотографии назначают компенсацию 30000 рублей.

К заявлению нужно приложить 2 его копии, квитанцию и документы, которые вам выдали при регистрации права.

Судебная практика

Пример 1: Александр Попов обратился в арбитражный суд. Ответчиком стало издательство, выпустившее большой тираж газет, в которых содержались стихи Александра. В качестве требований истец указал возмещение морального вреда. Суд иск удовлетворил, так как Александр смог доказать своё авторство, а газета в своих публикациях автора не упомянула. Однако ответчик обжаловал решение суда. Дело в том, что моральный вред можно возместить только тогда, когда нарушены неимущественные права (например, публичное оскорбление). Так как дело касалось имущества (интеллектуальная собственность), то и возмещение морального вреда не положено.

Пример 2: фотограф А. выгрузил в интернет фотоработы, а модный журнал взял их в качестве иллюстраций. Для фотосессии А. нанимал профессиональных моделей, на что ушла крупная сумма. Авторские права не регистрировались, поэтому надежд на выигрыш не было. Однако суд удовлетворил иск. Фотограф очень известен в своём регионе, подтверждение авторства легко установить. Редакция, опубликовавшая фотоработы, обязана выплатить компенсацию за незаконное использование, так как фотограф представил суду контракты с моделями.

Авторские права на интернет-контент необязательно регистрировать, но это желательно, если произведение творческого труда подразумевает коммерческую составляющую. Зарегистрировать права можно у нотариуса или в специализированных конторах. Если дело дойдёт до суда, свидетельство о регистрации авторских прав может сыграть решающую роль.