Государственные политические правовые отношения относятся к. Государственно-правовые отношения и их основные виды

02.05.2020

Общие правоотношения - разновидность правоотношений, стороны которых не персонифицированы. Характерной чертой государственно-правовых отношений общего характера является присущий им самый высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимодействия субъектов. Своеобразие этих государственно-правовых отношений состоит в том, что они выражают сущность демократического строя Российской Федерации, его конституционные основы; определяют основные черты механизма власти народа, осуществляемой непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, а также связи, возникающие с установлением национальной государственной и территориальной организации Российской Федерации и ее субъектов; определяют систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма. Государственным и уставным регулированием охватываются важнейшие взаимосвязи общества, государства и личности на базе сочетания их коренных интересов. В форме общих правоотношений выступает значительная часть государственно-правовых отношений. Такие отношения в отличие от конкретных правоотношений (складывающихся в сфере действия иных отраслей права) носят статутный характер; выражают общее правовое состояние субъектов, их взаимоотношения, ответственность друг перед другом и государством; они характеризуют наиболее важные, существенные, стабильные отношения, образующие устои общества-отношения собственности, власти, государственного устройства, организации власти, статус личности и др.; возникают непосредственно на основе конституции; действуют в течение длительного времени и др. Общие правоотношения возникают и складываются на нормативном уровне правового регулирования с момента вступления соответствующих норм права (нормативно-правовых актов) в силу. Единственным основанием возникновения, изменения или прекращения таких правоотношений являются нормы права. При этом общие правоотношения возникают и складываются не только на основе норм конституционного права, а практически на основе норм всех отраслей права. С момента вступления в силу норм права в обществе складывается определенная система правоотношений, поскольку государство с помощью норм позитивного права упорядочивает те или иные общественные отношения и признает их в качестве правовых. С этого момента в обществе складывается и соответствующий правопорядок, как система упорядоченных нормами позитивного права общественных отношений. Особенности общих правоотношений по сравнению с индивидуальными, конкретными видятся в следующем. Во-первых, они складываются только на основе норм права и для их возникновения никаких юридических фактов не требуется. Во-вторых, продолжительность существования общих правоотношений равна продолжительности действия вызвавших эти правоотношения норм права. В-третьих, субъектами данных правоотношений являются лица, которые признаны государством в качестве возможных участников соответствующих конкретных правоотношений, т.е. в принципе, это потенциальные участники конкретных правоотношений. Наконец, в-четвертых, субъективные права и обязанности, составляющие содержание общих правоотношений, не являются принадлежностью конкретного лица, а носят общий характер. Обладателями этих прав и обязанностей могут быть любые лица, являющиеся субъектами права (если закон не устанавливает при этом каких-либо ограничений). На первый взгляд может показаться, что общие правоотношения в изложенной трактовке не представляют собой реально существующих правоотношений, что это некие образы, модели правоотношений, сконструированные нормами права. В какой-то мере это так. Конструкции общих правоотношений действительно создаются нормами права. Именно исходя из содержания правовых норм, мы можем судить о том, какие общественные отношения и в каком объеме признаны государством правовыми отношениями. Но начав действовать, нормы права вносят в регулируемые ими общественные отношения определенный конститутивный момент. Они как бы объявляют, что такие-то общественные отношения стали правовыми и в обществе сложился такой-то правопорядок. Само собой разумеется, что одного только нормативного регулирования общественных отношений еще не достаточно для создания того правопорядка, которого желает государство.

Требуется индивидуальное правовое регулирование, связанное с переводом нормативных установлений в плоскость конкретных отношений. Этот перевод обычно осуществляется через соответствующие юридические факты, которые являются основаниями возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений, но в некоторых случаях возникновение отдельных конкретных правоотношений (некоторых конституционных правоотношений) сопряжено с началом действия норм права. В этих случаях как общие, так и соответствующие конкретные правоотношения возникают одновременно и существуют в течение всего времени действия породивших их норм права. Но отождествлять такие конкретные правоотношения с общими не следует, поскольку в конкретных правоотношениях хотя бы одна из сторон индивидуализирована, а в общих правоотношениях такой, индивидуализации нет. Общие правоотношения очень часто именуют общерегулятивными или общестатутными. Думается, что в свете изложенного понимания общих правоотношений, их отождествление с общерегулятивными и общестатутными не совсем уместно. Скорее всего общерегулятивные и общестатутные правоотношения - это разновидности общих правоотношений. Кроме того, учитывая, что конкретные правоотношения подразделяют на регулятивные и охранительные в составе общих правоотношений можно выделить также и общеохранительные правоотношения, поскольку между общими и конкретными правоотношениями существует известная корреляция. Помимо общих государственно-правовых отношений существуют и конкретные государственно-правовые отношения, складывающиеся в процессе реализации норм конституций и уставов. Их особенность состоит в том, что они тесно переплетены с другими правоотношениями, возникающими в процессе реализации норм других отраслей права.

Так, в соответствии с ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, предоставляющей каждому право на отдых, между государством и гражданами складываются государственно-правовые отношения, когда государство принимает на себя обязательство обеспечить каждому гражданину, работающему по трудовому договору, установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Однако для реализации этой нормы необходимо развитие государственно-правовых отношений на отраслевом уровне. Отличительной особенностью данных отношений является их особое содержание, обусловленное спецификой предмета конституционного права. Речь идет о том, что они складываются в областях, составляющих, как уже отмечалось, основные элементы государства-население, территорию и власть Таким образом, если общие правоотношения образуют основу правопорядка, характеризуют его главные чер ты, то конкретные правоотношения - это содержание правопорядка, главное, что выражает его живую ткань. Общие (общерегулятивные) правоотношения представляют собой крайне своеобразные правовые явления. Они, как отмечалось, не имеют поименной индивидуализации по субъектам. Для их возникновения не требуется юридических фактов, кроме существования субъекта, обладающего гражданством, ряда других обстоятельств, относящихся к субъекту. По сроку действия они соответствуют времени существования юридической нормы. Однако общие правоотношения являются именно правовыми отношениями. В тех случаях, когда лицо выступает в качестве носителя общего субъективного права (права на труд, на судебную защиту и пр.), это означает, что оно находится в специфическом положении ко всем другим лицам. Общее субъективное право потому и является субъективным, что имеет личный характер, т.е. принадлежит не только всем субъектам, но и каждому субъекту в отдельности. Точно так же наличие общих обязанностей означает, что каждое лицо находится в специфическом положении ко всем другим лицам. Это специфическое положение выражается, в частности, в том, что общему праву всегда корреспондируют определенные юридические обязанности, а общим обязанностям - субъективные юридические права. Если не видеть этого, то тогда совершенно непонятно, в чем состоит юридический характер субъективных прав и обязанностей. Нетрудно заметить, что в таком случае общие субъективные права и обязанности будут выглядеть в качестве одной лишь декларации.

Между тем достаточно учесть своеобразие общих правоотношений, как станут ясными их общественная природа и юридическое существо. Здесь каждый находится в отношении с каждым. Данному гражданину, например, вовсе необязательно знать, какие конкретные субъекты наделены общими конституционными правами. Он обязан не нарушать эти права, кто бы ни был их носителем. Иными словами, данный гражданин состоит в отношении со всеми субъектами, взятыми вместе. Общие отношения, следовательно,- это не конкретные связи между неопределенными лицами, а специфическое состояние, в котором находится данный субъект и которое определяет его положение по отношению ко всем другим лицам. Таким образом, общее правоотношение, как и всякое иное, выражает реальную общественную связь.

Государственно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами государственного права. Именно в результате воздействия государственно-правовых норм на общественные отношения возникают государственно-правовые отношения. Иначе говоря, государственно-правовые отношения могут возникнуть только при наличии государственно-правовых норм. Между правовыми нормами и правовыми отношениями существует неразрывное единство, логическая и юридическая связь.
Государственно-правовые отношения по своей сущности ничем не отличаются от правоотношений, урегулированных нормами других отраслей права. Однако по своему конкретному содержанию они имеют определенную специфику, свои особенности.
Во-первых, отличительной особенностью государственно-правовых отношений является то, что возникают они в особой сфере отношений, составляющих предмет государственного права как отрасли права.
Во-вторых, особенность государственно-правовых отношений и в том, что многие из них имеют общий характер и выражаются в виде правового состояния. Это - состояние в гражданстве Российской Федерации, состояние субъекта в составе Российской Федерации.
В-третьих, специфика государственно-правовых отношений и в том, что значительное их большинство носит характер властеотношений, поскольку хотя бы один из субъектов в конкретном правоотношении обязательно должен быть представителем государства, а главное, потому, что только в этих правоотношениях участвуют органы законодательной (представительной) власти, как в центре, так и в субъектах Российской Федерации во всем объеме их прав и обязанностей.
Вместе с тем, среди государственно-правовых отношений есть не только отношения, основанные на принципе «власть - подчинение», но и на принципе равенства сторон как субъектов правоотношений, например, при заключении договоров между субъектами Российской Федерации.
В-четвертых, особенность государственно-правовых отношений и в том, что им присущ особый состав участников (субъектов), большинство из которых могут быть участниками только государственно-правовых отношений.
Субъекты государственно-правовых отношений. При рассмотрении данного вопроса, в государственном праве применяются два понятия - «субъект государственного права» и «субъект государственно-правовых отношений». Субъект права - это возможный участник правоотноше- 36 ний, носитель прав и обязанностей, предусмотренных нормами государственного права. Субъект права может быть, а может и не быть участником конкретного правоотношения. Субъект правоотношения - это реальный носитель прав и обязанностей, реализующий их в конкретном государственно-правовом отношении.
Субъектами государственно-правовых отношений могут быть:
1) народ Российской Федерации как общность граждан Российской Федерации; аналогичная общность в пределах территории конкретного субъекта Федерации, а также коренные малочисленные народы России;
2) российское государство в целом как государственная организация всего народа Российской Федерации;
3) субъекты Российской Федерации: республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;
4) государственные органы Российской Федерации - Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, обе его палаты (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации;
5) государственные органы субъектов Российской Федерации и органы муниципальных образований;
6) постоянные и временные комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственный Думы Российской Федерации, представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в представительных органов муниципальных образований;
7) депутаты представительных органов индивидуально, в составе депутатских групп и парламентских фракций, а также в составе других депутатских формирований;
8) общественные объединения: политические партии, общественные организации, массовые общественные движения, общественные объединения, зарегистрированные в установленном законом порядке;
9) собрания граждан по месту жительства и по месту работы;
10) собрание военнослужащих по воинским частям;
11) избирательные комиссии - Центральная избирательная комиссии Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Федерации, территориальные, окружные, участковые; соответствующие комиссии по проведению референдумов;
12) граждане Российской Федерации и вынужденные переселенцы;
13) иностранные граждане, лица без гражданства и беженцы.
Государственно-правовые нормы содержат также характеристику прав и обязанностей каждого из субъектов, устанавливают для каждого из них специфическую, только ему присущую право- и дееспособность, то есть способность обладать правами и обязанностями в соответствии с нормами государственного права (правоспособность), и способность самостоятельно, своими личными, осознанными действиями осуществлять принадлежащие им права и обязанности (дееспособность). Особенность субъектов государственно-правовых отношений в том, что они обладают различными, индивидуальными для каждого из них правами и обязанностями, то есть различной государственно-правовой право- и дееспособностью.
Каждый из субъектов, имеющих статус юридического лица, обладает соответствующей компетенцией, в которой определены их права и обязанности.
Что касается граждан (физических лиц), то их правоспособность наступает с момента рождения, так как именно с этого момента они становятся гражданами Российской Федерации и на них распространяется действие российского законодательства. Дееспособность граждан Российской Федерации наступает после достижения ими определенного возраста, дающего возможность самостоятельно реализовать то или иное право, установленное нормами государственного права. Важно, чтобы то или иное право гражданин реализовал непосредственно, своими действиями: так, с 6-7 лет у гражданина - появляется право на образование, с 8 лет
- право на объединение в детские общественные организации, с 14 лет - право на объединение в молодежные общественные организации, с 18 лет
- право избирать (активное избирательное право), в 21 год - право быть избранным в представительные органы (пассивное избирательное право), в 30 лет - право быть высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, в 35 лет - быть избранным Президентом Российской Федерации, в 40 лет - быть членом Конституционного Суда Российской Федерации и т.д.
Возникновение, изменение и прекращение государственно-правовых отношений. Возникновение, изменение и прекращение государственно-правовых отношений, как и всяких иных правоотношений, связано с обстоятельствами, предусмотренными нормами права. Эти обстоятельства называются юридическими фактами. Они отличаются от обычных общественных отношений тем, что влекут за собой определенные правовые последствия.
По своему характеру юридические факты делятся на юридические действия и юридические события.
Юридические действия - это обстоятельства, связанные с деятельностью человека, проявлением его воли. Юридические действия можно подразделить, во-первых, на правомерные и противоправные (когда они запрещены законом) и, во-вторых, на юридические акты и юридические поступки. Примером правомерных юридических действий является издание законов и иных нормативных правовых актов на то уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления, с соблюдением установленной процедуры, а неправомерных - попытка издания тех же актов органами, на то не уполномоченными.
Юридические события - это обстоятельства, не зависящие от воли людей. К числу юридических событий в государственном праве следует отнести, например, рождение человека, его болезнь, достижение установленного законом возраста, смерть человека; принесение присяги Президентом Российской Федерации и др.
Объекты государственно-правовых отношений. Под объектом государственно-правовых отношений следует понимать то, на что направлено конкретное право и соответствующая ему обязанность с целью удовлетворения притязаний управомоченного лица. Объекты государственно-правовых отношений делятся на действия, материальные (имущественные) блага и нематериальные (неимущественные) блага.
Действия - как объект государственно-правовых отношений, имеют в государственном праве профилирующее значение, так как именно через действия реализуется народовластие в самых различных формах, осуществляется законодательная, исполнительная и судебная власть, реализуются права и свободы человека и гражданина и т.д. Действия как объект государственно-правовых отношений могут облекаться в различную форму в зависимости от субъектов этих правоотношений, а, главное, норм государственного права, призванных урегулировать данное конкретное правоотношение.
Материальные (имущественные) блага как объект государственноправовых отношений выступают значительно реже, чем действия. Однако при возникновении ряда государственно-правовых отношений, связанных с закреплением экономической системы, форм собственности и т.п. объектом правоотношений являются вещи, то есть общественные и личные блага. Так, в части 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации установлено: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».
Нематериальные (неимущественные) блага как объект государственно-правовых отношений проявляются всякий раз, когда нормы государственного права устанавливают возможность использования субъектами правоотношений таких благ, как свобода слова, неприкосновенность личности, охрана здоровья и др. Может быть и такой вариант. Статья 104 Конституции Российской Федерации закрепляет перечень субъектов права законодательной инициативы: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При реализации каждым из указанных субъектов своего права на законодательную инициативу объектом правоотношения будет сама законодательная инициатива, которую условно можно назвать неимущественным благом.
В простом государственно-правовом отношении обычно бывает какой-либо один из указанных объектов правоотношений, в сложных правоотношениях может быть одновременно несколько объектов. Например, в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации участвуют граждане Российской Федерации (избиратели), политические партии (при выдвижении кандидатов в депутаты Государственной Думы), кандидаты в депутаты Государственной Думы, избирательные комиссии, наблюдатели и другие участники избирательного процесса.

Государственное право организовано в определенную систему. Оно состоит из институтов. Институт государственного права вклю­чает в себя группу норм, регулирующих внутренне единый ком­плекс отношений. Изучение института позволяет получить пред­ставление об отдельной стороне политического строя.

Для государственного права всех без исключения стран харак­терны следующие институты:

1. Институт политического режима. Существо этого института проявляется не только и не столько в том, как нормы сформулирова­ны в законах и прочих актах, сколько в фактически складывающих­ся правилах.

2. Институт государственного устройства. Данная группа норм формально-юридически решает вопрос территориальной организации государства.

3. Институт, определяющий структуру высших государст­венных органов, порядок их формирования и деятельности. В большинстве стран органы власти выборные. B законодательстве таких стран имеется институт избирательного права.

4. Основы правового положения личности. Нормы этого института регулируют отношения между государством и личнос­тью, объединениями граждан и определяют самые существенные свойства правового положения человека.

5. Основы местного управления. Детально проблемы местного управления регулируют муниципальное, административное право. Но государственное право определяет главные характеристики статуса территорий.

Государственно-правовое регулирование - это не только нор­мы, но и практика их применения, которая выражена в юридичес­ких, политических отношениях.

По сложившейся теоретической традиции структуру правоотно­шения образуют три составляющие - объект, субъект и содержание.

Объект государственно-правовых отношений - это явление, материальная или духовная реальность, по поводу которой возни­кают отношения, регулируемые государственным правом. Участ­ники этих отношений имеют интерес, связанный с конкретными объектами, и реализуют свои права, полномочия, обязанности, со­блюдают или нарушают запреты.

В числе объектов государственно-правовых отношений нахо­дятся разнообразные явления - территория, границы, государст­венная символика, столица, бюджет, деятельность и прочие.

Основным объектом государственно-правовых отношений сле­дует считать политическую власть, ибо каждый их участник имеет прямой или косвенный интерес, связанный c властью. Власть определяют как совокупность полномочий, которыми наде­лены государственные органы и должностные лица.

Субъектами государственно-правовых отношений являются лица, сообщества, учреждения, участвующие в деятельности, связанной с политической властью, и обладающие правами, полномочиями, обремененные обязанностями и запретами.


K числу субъектов государственно-правовых отношений отно­сятся:

1. Государство, которое может выступать в качестве полити­ческого института (носителя власти) и юридического лица (на­пример в случае участия государства в судебном процессе, когда его действия оспариваются);

2. Народ (нация), обладающий собственным правом на власть суверенитетом. Если это право не закреплено за народом, его нельзя рассматривать в качестве стороны, участвующей в государственно­-правовых отношениях. Общество, не обладающее суверенитетом, является не субъектом, а объектом властных воздействий, государственно-правовых отношений;

3. Этнические группы, национальные общности, за которыми могут быть признаны особые условия участия в политическом про­цессе, автономия;

4. Монарх - лицо, обладающее суверенитетом;

5. Общественные, религиозные объединения (ассоциации). Политические партии являются их разновидностью. Партии участвуют в формировании органов власти, оказывают влияние на дея­тельность государства. Аналогичную роль в государственно-право­вых отношениях играют лобби, профсоюзы, политические движе­ния и прочие, которых иногда объединяют под общим названием - группы политического давления;

6. Граждане или подданные, которые участвуют в отношениях, связанных c формированием выборных органов власти, обладают политическими правами и притязаниями, несут обязанности;

7. Иностранные граждане и лица без гражданства, подданные в абсолютных монархиях. Эти лица не обладают формальными правами на участие в национальном политическом процессе, но несут государственно-правовые обязанности. По отношению к этой ка­тегории субъектов государство признает и защищает права, имею­щие частный характер;

8. Депутаты высших и территориальных представительных органов;

9. Государственные органы и должностные лица, вооруженные силы;

10. Субъекты федерации, административно-территориальные единицы, местные сообщества и их органы управления (муници­палитеты).

Содержанием отношений, в которых участвуют монарх, народ или государство (в том числе субъект федерации), является реализуемый ими суверенитет. Понятие суверенитета имеет две сторо­ны - внутриполитическую и международную. Суверенитет в международном аспекте выглядит как независимость государства, его право на равных общаться c другими членами мирового сообщества; включая право на территориальную целостность, невмешательство других стран во внутренние дела. B этой части суверенитет реализуется в отношениях, регулируемых международным правом. Внутренняя сторона суверенитета состоит в том, что монарх или народ обладают собственным правом на власть. Это право может быть приобретенным, дарованным, но главное его свойство неотъемлемость, неотчуждаемость без согласия самого суверена. Го­сударственный суверенитет во внутриполитическом смысле, означает верховную юрисдикцию, власть государства на его территории.

Содержанием отношений, где участвуют, государство, государ­ственные орган и должностные лица, являются используемые, ими полномочия. Полномочия - это закрепленные законом или обыкновением возможности, обладающие той особенностью, что их ис­пользование является обязанностью чиновника и государственно­го органа. Эти субъекты должны пользоваться властью, которая за ними закреплена. Иначе они не смогут выполнить возложенные на них функции. Другим субъектам обычно не возбраняется отказ от использования принадлежащих им прав. Впрочем, иногда и учас­тие в выборах, использование других прав вменяется в обязанность гражданам. Совокупность полномочий называется компетенцией.

Государственно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

Особенности государственно-правовых отношений:

1. Возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет государственного права как отрасли права;2. Имеют общий характер и выражаются в виде правового состояния. 3. Носит характер властеотношений, поскольку только в этих правоотношениях участвуют органы законодательной (представительной) власти, как в центре, так и на местах во всем объеме их прав и обязанностей.4. Им присущ особый состав участников (субъектов), большинство из которых могут быть участниками только государственно-правовых отношений.

Виды государственно-правовых отношений:

1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:

а. Конкретные (В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности).

б. Общие (В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности)

2. С точки зрения времени функционирования:

а. постоянные (Период действия правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование)

б. временные (возникают в результате конкретных норм - правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость).

3. По способу реализации:

а. материальные (предусматривают содержание действия по правовому регулированию общественных отношений)

б. процессуальные (определяет порядок реализации).

4. В зависимости от вида норм:

а. правоустановительные (содержащие права и обязанности)

б. правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).

Субъектами государственно-правовых отношений могут быть: 1) народ Российской Федерации как общность граждан Российской Федерации; аналогичная общность в пределах территории конкретного субъекта Федерации, а также коренные малочисленные народы России;2) российское государство в целом как государственная организация всего народа Российской Федерации;3) субъекты Российской Федерации: республики в составе Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;4) государственные органы Российской Федерации – Президент, Федеральное Собрание, обе его палаты, Правительство;5) государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;6) постоянные и временные комитеты и комиссии представительных органов в центре и на местах;7) депутаты представительных органов индивидуально, в составе депутатских групп и парламентских фракций, а также в составе других депутатских формирований;8) общественные объединения: политические партии, общественные организации, массовые общественные движения, зарегистрированные в установленном законом порядке;9) собрания граждан по месту жительства и по месту работы;10) собрание военнослужащих по воинским частям;11) избирательные комиссии – Центральная, субъектов Федерации, территориальные, окружные, участковые; соответствующие комиссии по проведению референдумов;12) граждане Российской Федерации и вынужденные переселенцы;13) иностранные граждане, лица без гражданства и беженцы.

Понятие и содержание исполнительной власти.

Исполнительная власть является ветвью государственной власти, выраженной системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства РФ и самостоятельной реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера (Д.М.Овсянко).

Характерные черты исполнительной власти:

Ø Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти РФ , тесно взаимодействующую с законодательной и судебной её ветвями;

Ø Исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально-компетентном смысле , т.е. исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или её механизма;

Ø Исполнительная власть – непременный атрибут государственно-властного механизма , построенного на началах разделения властей;

проводником государственной политики в жизнь;

Ø Исполнительная власть подзаконна по своему характеру и задачам;

Ø Исполнительная власть объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;



Ø Деятельность исполнительной власти является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;

Ø Исполнительная власть является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера;

Ø Исполнительная власть не может отождествляться с видом государственной деятельности, т.е. исполнительная власть не тождественно исполнительной деятельности;

Ø Исполнительная власть по своей сути правоприминительна .

Соотношение административной власти и исполнительной

«Исполнительная власть – это административная власть в условиях правового государства, демократически организованного общества» (по Бахраху).

Однако другие ученые считаю, что понятие «административной власти» гораздо шире понятия власти исполнительной и не может быть с ней сопоставлено (Дмитриев, Полянский, Трофимов). Они объясняют это так: административная власть не может быть признана частью государственной власти (как исполнительная), поскольку имеет место и в негосударственном управленческом воздействии (в частности, администрация предприятия осуществляет административную власть в отношении работников этого предприятия).

Система российского права состоит из отраслей права, которые отличаются друг от друга своим предметом (объектом) регулирования , под которым понимается общественные отношения, которые складываются в той или иной сфере.

Предмет АП – общественные отношения, носящие организационно-управленческий характер, т. е. отношения направленные на управление какими-либо общественными процессами или явлениями с целью их организации, приведения в стабильное, функционирующее состояние.

Виды социального управления:

Государственное

Общественное

Муниципальное (регулируются муниципальным правом)

Основанное на нормах морали, обычаев и традиции (у мусульман это свадьба и похороны).

Именно первые два вида и регулируются АП.

Конституционное (государственное) право - это не только институты и нормы, но и практика их применения, выраженная в юридических, политических отношениях

Традиционно структуру правоотношений образуют три составляющие - объект, субъект и содержание

Объект государственно-правовых отношений - это явление, материальная или духовная реальность, по поводу которой состоят, строятся отношения, регулируемые конституционным (государственным) правом. Участники этих отношений имеют интерес, связанный с конкретными объектами, и в связи с этим реализуют свои полномочия, обязанности, соблюдают запретов или нарушают йх.

Объектами государственно-правовых отношений можно считать разнообразные явления. Такими объектами являются: территория, границы, государственная символика, столица, бюджет, деятельность партий и т.п.

Основным объектом государственно-правовых отношений следует считать политическую власть, поскольку каждый их участник прямо или косвенно интерес, связанный. Ия властью. Он заинтересован в применении власти определенным образом или в том, чтобы по возможности отстраниться от неї.

Власть - это свойство отдельных лиц, политических институтов, которая заключается в том, что подвластные считают себя обязанными подчиняться им, потому что переживают отношении носителей власти чувство долга, со олидарности, страха, зависимости, в результате которых возникает мотив подчинения.

Политическая деятельность, государственно-правовые отношения, возникающие при этой деятельности, - это процесс создания, упорядочения, поддержания и использования, мотивов к подчинению

Субъекты государственно-правовых отношений - это лица, сообщества, учреждения, участвующие в деятельности, связанной с политической властью, и имеют права, полномочия, обремененные обязанностями и запретами

К субъектам государственно-правовых отношений относятся:

1. Государство, которое может выступать как политический институт (носитель власти) и юридическое лицо (например, в случае участия государства в судебном процессе, когда ее действия обжалуются)

2 народов (нация), что пользуется собственным правом на власть, - суверенитетом. Если это право не закреплено за народом, его нельзя рассматривать как сторону, участвующую в государственно-правовых отношениях. СПИ ивтовариство, не обладает суверенитетом, является не субъектом, а объектом властных воздействиивів.

3 этнически группы, национальные общины, так называемые коренные народы, по которым могут быть признаны особые права, условия участия в политическом процессе, автономия

4. Монарх - лицо, обладающее суверенитетом, собственным правом на власть

5 общественных, религиозных объединения (ассоциации)

6. Граждане или подданные, участвующих в отношениях, связанных с формированием выборных органов власти, имеют политические права так же как и несут обязанности

7 иностранных граждан и лица без гражданства, подвержены в абсолютных монархиях. Эти лица не имеют формальных прав на участие в национальном политическом процессе, но выполняют государственно-правовые обязанности отношении этой категории субъектов государство признает и защищает права, имеющие частный характер.

8 депутатов высших и территориальных представительных органов

9 субъектов федерации, административно-территориальные единицы, местные сообщества и их органы самоуправления (муниципалитеты)

10 иностранных государства и международные организации

Субъектами государственно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, национальные сообщества, субъекты федерации, местные органы государственной власти и мун ниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, отдельные индивиды. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отношений могут быть центральные и местные партийные органы. В сплошь стви есть множество видов конституционно-(государственно-) правовых отношений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, общих черт, так как возникают на основе норм, как и входят в одной отрасли правава.

Помня о многообразии субъектов конституционного права, различия в их правовом режиме и статусе, следует вместе с тем еще раз обратить внимание на то, что главным субъектом конституционно-право овых отношений является человек. Именно человек, его права и свободы должны определять смысл и содержание конституционного праваа.

Содержанием отношений, в которых участвует монарх, народ или государство (в том числе субъект федерации), есть реализованный ними суверенитет. Понятие суверенитета имеет два аспекта - внутриполитических и международных ный. Суверенитет в международном плане выглядит как независимость государства, его право на равных общаться с другими членами мирового сообщества, включая право на территориальную целостность, невтруч. Ання других стран во внутренние дела. В этой части суверенитет реализуется в отношениях, регулируемых международным правом. Внутренняя сторона суверенитета заключается в том, что монарх или народ имеют собственное право на власть. Это право может быть приобретенным, дарованным, но главное его свойство - неотъемлемой емкость, неотчуждаемость без согласия самого суверена. Государственный суверенитет во внутриполитической понимании означает верховную юрисдикцию, власть государства на ее террииторії.

Характер отношений, в которых участвует государство, государственные органы и должностные лица, зависит от используемых ими полномочий. Полномочия - это закрепленные законом или обычаем возможности, особенностью ю которых является то, что их использование является обязанностью чиновника и государственного органа. Они должны пользоваться властью, за ними закрепленной, иначе не смогут выполнять возложенные на них функции иным ам, конечно, не возбраняется отказ от использования предоставленных им прав. Впрочем, иногда и участие в выборах, использование других прав вменяется в обязанность гражданам. Совокупность полномочий называется комп етенциенцією.

Источники конституционного (государственного) права являются чрезвычайно разнообразными по форме и значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Это определяет сложный, а порой и противоречивый характер с самого конституционного права.

В правовой доктрине под источниками права понимаются внешние формы выражения права. Традиционно выделяют три группы юридических источников. Это, во-первых, нормативные правовые акты, во-вторых, обычаи и, трет е, судебные прецеденты, а также иногда международные и внутригосударственные договоры. Эта схема вполне применима и к конституционного (государственного) права зарубежных стран. Однако последнему присущи некоторые спе цифични особенности, становятся особенно заметными в последнее десятилетие частности, речь идет, во-первых, о таких явлениях, как признание источником права общих принципов права, и, во-вторых, о таком, что пост ийно растет, значение норм, создаваемых вне национального государства, и даже не всегда по ее решающей участием, но обязательных для той или иной конкретной государствржави.

В последнем случае речь идет не только о международно-правовые акты, а о формировании новых правовых систем, таких как европейское право (право. Европейского. Сообщества) или право. Совета. Европы. Право. ЕС. С, имея национальный характер, инкорпорируется в национальные правовые системы государств - участников соответствующих интеграционных объединений. Нормы этого права прямо касаются норм права, создаваемых самой наци онального державаою.

В подавляющем большинстве государств (за исключением стран общего права) основной массив источников конституционного права составляют нормативные правовые акты. Среди нормативно-правовых актов - источников конституционно ого (государственного) права, безусловно, доминирующие позиции принадлежат законодательным актам.

Законодательные акты различаются по статусу и юридическим режимом. Они образуют своего рода иерархическую структуру, место в которой определяется юридическая сила этого закона. Ведущая роль в национальном закон конодательством всех стран принадлежит конституции, за ней следуют конституционные и органические законы, а затем - текущее, или обычное, законодательство, кроме того, можно выделить референдарни законни.