Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания, возникающих между ними конфликтами является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения при помощи определённых норм.
Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения - экономические, политические, социально-культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой.
Социальные и технические нормы.(37)
Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.
Выделяют следующие виды социальных норм:
Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности:
Второй вид норм, действующих в обществе, – технические нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании.
Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов.
Особенности технических норм:
Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными.
Технико-социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям.
Технико-юридические приемы.(38)
Право и обычаи. Право и мораль. Право и религия(39)
Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно. Привычки - мощное средство формирования менталитета личности.
Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) является для индивида не менее императивным требованием, чем исполнение законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жесткое давление общественного мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважающего общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким покойного, традиция отмечать различные радостные события, неофициальные праздники, дни рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.).
Поэтому каждый стремится к тому, чтобы не ронять своего достоинства в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как все, как принято, как завещано. Те, кто не придерживается этих канонов, могут оказаться в положении бойкота со стороны окружающих, прослыть «белой вороной», эгоистом и т.д.
В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться.
Но во всех случаях правовые обычаи должны находиться в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И конечно, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений.
Правовой обычай является одним из источников (форм) права. Одной из основных форм санкционирования обычая выступает судебное решение. Достаточно судам начать систематически применять ту или иную норму обычного права, чтобы она превратилась в санкционированный обычай. При определенных исторических условиях, сама юридическая практика может привести к образованию своеобразных судебных обычаев, со временем сложившуюся, например, в систему английского права - common law.
Следующей формой государственного санкционирования обычая является отсылка к нему в законе. В современный период это самый распространенный вид придания норме государственно-правового характера. Очень важно, что при такой санкции обычай превращается в элемент национального права, не утрачивая при этом характер обычая.
Мораль - это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция - утверждение человеческого в человеке. Если механическое повторение обычаев еще близко к инстинкту, то совесть, долг, чувство ответственности, присущие морали, чужды миру природы, являются анодами второй природы - человеческой культуры.
Единство норм права и норм морали основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
Единство и соотношение между правом и моралью выражается в том, что:
Различия права и морали являются основанием их взаимодействия. Они служат одной цели - согласованию интересов личности и общества, обеспечению и поддержанию общественного порядка. Реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловливаются тем, насколько они соответствуют нормам морали. Чтобы правовые нормы действовали эффективно, они но крайней мере не должны противоречить моральным ценностям общества. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм. Например, именно благодаря праву шел процесс преодоления кровной мести - одного из постулатов морали прошлых времен. Одновременно ряд правовых норм (в частности, уголовные нормы) непосредственно закрепляет в законе моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями.
Влияние права на религию в известной мере специфично. Так, конституция Российской Федерации, федеральный закон «О свободе совести» гарантируют свободу совести и вероисповеданий, равноправие концессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В то же время, сегодня становится очевидным, что право не должно быть безучастно к «причудливым» формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путём зомбирования превращающим её в слепого исполнителя воли «гуру», «учителя» и стоящих за ними тёмных сил. Право в этой ситуации должно быть настороже, иначе неизбежен синдром «Аум Синрике». 20 век возродил религиозные движения, содержащие в себе основания для своеобразного понимания справедливости.
Право и государство.(40)
Право и государство имеют как общие черты, так и различия. Общими для них являются следующие: 1) они имеют одну цель, которая выражается в создании организованного общества, функционирующего как единое целое; 2) они обеспечивают взаимосогласованную деятельность структур общества – государственных органов разных уровней, общественных и иных организаций, предпринимательских структур, других формирований и отдельных граждан по единым правилам; 3) их деятельность направлена на обеспечение мира и согласия в обществе, разрешение конфликтов судебными и иными органами на основе закона, недопущения насилия, противостояния и вооруженных конфликтов, нарушения прав граждан; 4) обеспечивают привлечение правонарушителей к юридической ответственности, восстанавливают законность и правопорядок; 5) на международной арене государство и право данной страны выступают как единое национальное образование, защищают ее независимость и суверенитет, обеспечивают самостоятельное существование и развитие собственной нации, ее культуры и языка.
Государство и право различаются также по нескольким характеристикам: 1) государство – это совокупность государственных органов, должностных лиц, других структур; право представляет собой совокупность норм права, т. е. правил поведения, установленных или утвержденных государством, исполнение которых гарантировано также государством; 2) основные органы современного демократического государства формируются гражданами страны путем выборов; право в основном создается государством, его правотворческими органами, и лишь некоторые наиболее важные законы принимаются гражданами в процессе референдумов; 3) государство в основном действует силовыми, властными методами с помощью своих правоохранительных, судебных и иных органов; право регулирует поведение граждан, других субъектов права, предписывая им определенное поведение; 4) государство является составной частью организационной структуры общества, состоящей кроме государства из политических партий, общественных и иных организаций; право входит в общую систему норм, к которым относятся нормы морали, нравственности, религиозные и иные правила поведения.
Право и политика (41)
Политика в переводе с греческого означает государственные или общественные дела. В настоящее время она понимается как определенная направленность деятельности государства в сфере отношений между классами, слоями общества, нациями, религиями, имеющими свои экономические, политические и иные интересы. Регулирование этих отношений с целью достижения определенных целей и с учетом интересов различных социальных образований является содержанием политической деятельности государства.
Политика проводится двумя способами: в форме непосредственной управленческой деятельности государства и в форме правового регулирования.
Политика, проводимая государством, выражает интересы находящейся у власти группы людей, слоя, клана или большинства населения. Она закрепляется и в праве. Поэтому политическая направленность деятельности государства и характер правового регулирования совпадают.
В современных демократических государствах право выражает и закрепляет интересы большинства граждан. Государственные органы формируются непосредственно народом на основе свободных демократических выборов. Поэтому деятельность государства оказывается во многом ограниченной правом и не является произвольной. Право закрепляет организацию органов государственной власти, их полномочия, формы и методы деятельности.
И чем детальнее и четче урегулирована деятельность государственных органов, в первую очередь их отношения с гражданами, общественными организациями, частными предприятиями, тем более она оказывается подконтрольной обществу, а значит, и будет более законной в сфере политических отношений.
Право в политике, как и в экономике, должно регулировать поведение и деятельность конкретных должностных лиц, государственных органов, принимающих политические решения. Оно должно определять их права, обязанности, ответственность за неисполнение обязанностей и т. д.
В этом случае эффективность правового регулирования политических отношений будет выше по сравнению с регулированием их с помощью норм, содержащих только полномочия того или иного должностного лица или государственного органа. В настоящее время подобное регулирование применяется довольно широко, особенно в конституционном праве, что позволяет должностным лицам, занимающим высокие государственные посты, действовать произвольно, по своему усмотрению, что чревато конфликтами с отдельными гражданами, общественными организациями, предпринимательскими структурами, большими группами и слоями населения, всем обществом.
Право и экономика (42)
Исторически первыми возникли экономические отношения, которые представляют собой отношения между людьми в процессе производства, купли, продажи и потребления материальных ценностей, обеспечивающих реальные условия жизни человека. Необходимость упорядочения этих отношений обусловила появление права.
Возникнув как результат экономических отношений, право стало оказывать определенное влияние на развитие и функционирование экономики. Например, в условиях социалистической формы хозяйствования право, поддерживаемое насильственными мерами со стороны государства, запрещало частную собственность и частнопредпринимательские отношения. Оно регулирует экономические отношения и в условиях рынка. Согласно мнению западных ученых, право в условиях демократического правового государства с развитыми рыночными отношениями может решать следующие вопросы в сфере экономики:
1) закреплять равенство всех форм собственности и их использование;
2) устанавливать запреты на негуманную и социально вредную предпринимательскую деятельность;
3) устанавливать круг лиц, которые могут быть хозяйствующими субъектами, и определять перечень условий, которым они должны соответствовать, а именно: иметь определенное образование, профессию, стаж работы по данной профессии, соответствующие медицинские показатели, лицензии на занятие данной деятельностью и т. д.;
4) запрещать порочные методы ведения хозяйства и коммерции, в том числе нечестные, насильственные;
5) регламентировать порядок разрешения хозяйственных споров и конфликтов, в основном с помощью судебных органов;
6) устанавливать юридическую ответственность предпринимателей и предприятий за нарушение законодательства, вплоть до ликвидации юридических лиц и уголовного наказания виновных. При соблюдении перечисленных функций, право дает возможность оценивать предпринимательство как правомерное либо противоправное со всеми вытекающими последствиями, а именно: честное законное предпринимательство правом охраняется, нечестное, незаконное – пресекается и наказывается соответствующими органами государства.
Правовые ценности.(44)
Право является ценностью в обществе, т.е. социальным благом, соответствующим интересам и идеалам определенных классов, общества, личности.
Если рассматривать право с той стороны его сущности, которая характеризует его как орудие классово-политического господства, то ценность права является однопорядковой с ценностью других социально-политических институтов и учреждений, существующих в данной системе классовых отношений. Ценность права в этой плоскости состоит в служении определенным классовым интересам. В обеспечении экономических, политических, идеологических интересов господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом – в социалистическом обществе) и заключается высшая социальная ценность права как политического классового явления.
Понятие «источник права».(45)
Воля государства, выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность ознакомления с этими нормами самых широких слоев населения. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права ».
Виды источников права. Общая характеристика (46)
В настоящее время наиболее известны следующиевиды источников права :
Правовой обычай - представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.
По мере развития общества, государства и институтов права обычай терял роль единственного источника (формы выражения) нрава. Новым источником, способным удовлетворить растущие потребности общества в правовых инструментах, стал нормативный правовой акт . Он отличался от обычая прежде всего тем, что его нормы записывались, а не сохранялись лишь в памяти. Следовательно, ею формулировки были более четкими и удобными в использовании.
В некоторых странах широкое применение находит такой источник права, какюридический прецедент. Его суть состоит в том, что решение судебного органа по конкретному делу официально становится общим правилом, эталоном разрешения аналогичных дел другими судами либо служит примерным образцом толкования закона (прецедент толкования).
В некоторых случаях источником права может бытьдоговор нормативного содержания. Основное его отличие от всех остальных договоров состоит в том, что он содержит норму права - правило общего характера, обязательное для исполнения неопределенным кругом лиц. Однако, отличаясь от других видов договоров, нормативный правовой договор отвечает и условиям действительности договоров. Так, для его реализации необходимы:
Обычное право и правовой обычай.(47)
Нормативный правовой акт: понятие и система (49)
Понятие нормы права.
В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Норма права - это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. Обосновано, что норма права - это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает собственными содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.
Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом.
Вся проблематика юридической структуры нормы дополняется и не менее сложной проблематикой логической структуры.
Эта структура охватывает в логических понятиях и их связках юридическую структуру, но имеет вполне самостоятельное значение.
Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой “если - то - иначе”. “Если” -- это условие действия нормы права, “то” - само правило поведения, “иначе” -- это те неблагоприятные последствия, которые возникают у правонарушителя. Но это не единственная логическая структура правовой нормы. Иная структура строится на выделении так называемых модулей, которые формализуют содержание самого правила поведения. Это уже логическая структура самого правила поведения. Таких модулей пять: адресату разрешено (дозволено), запрещено, адресат правомочен, адресат обязан, безразлично. Действительно, все правила поведения сводятся к этим разрешениям, запретам, правомочиям, обязанностям, юридическому безразличию. Безразличие права к тем или иным жизненным обстоятельствам может заключаться и в умолчании, отказе регулировать соответствующие отношения, впрочем, это может быть и пробел в правовом регулировании. Но хотя этих модулей всего пять, их различное логическое сочетание и дает все многообразие правил поведения, разумеется, не по конкретному содержанию, а по логическому определению. Эта структура выделяется в практических целях -- для четкого определения адресатом нормы, что от него требует правовое предписание. Наконец, о социологической структуре. Она органично связана с предыдущими структурами, но определяется в социологических понятиях - смысл, цель, назначение нормы. Социологическая структура раскрывается при толковании нормы права, в процессе ее реализации. Норма права всегда “упакована” в словесную оболочку, грамматические формы, утверждения, суждения, определения, понятия и т. д. И выделить ее из различных словесных форм, четко сформулировать - большая научная и прикладная задача.
Теория права помогает этому процессу, рассматривая способы изложения нормы права и отличие нормы права от индивидуальных предписаний.
3. Классификация норм права.
Существуют различные классификации норм права.
По предмету правового регулирования правовые нормы делят на нормы:
В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся на материальные (гражданские, уголовные, экономические и пр.) и процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные).
По методу правового регулирования нормы права делят:
Исходя из социального назначения норм права их делят на типичные и нетипичные (специализированные) нормы права.
Типичные нормы включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям. Регулятивные нормы включают предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Они делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.
Обязывающие нормы велят субъектам права совершать определенные положительные действия.
Управомочивающие нормы дают субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов.
Запрещающие нормы определяют обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, определенные законом как правонарушения. Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания.
Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия.
В зависимости от социального назначения выделяют также:
В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.
Абсолютно-определенные нормы точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы.
Относительно-определенные нормы устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности. Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.
В зависимости от сферы действия выделяют:
По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе.
В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов.
4.Способы изложения норм права в нормативных правовых актах.
Логический анализ рассмотренных элементов нормы права, их отыскание в нормативных правовых актах иногда может вызывать трудности, поэтому, выработаны следующие способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов:
Соответственно, существуют следующие способы изложения норм права в нормативных правовых актах : прямой способ (все структурные элементы нормы права изложены в статье нормативного акта), отсылочный способ (в статье нормативного акта излагается часть нормы, отдельные ее структурные элементы и делается отсылка к тексту другой статьи этого же нормативного акта), бланкетный способ (в статье одного нормативного акта излагается часть нормы и делается отсылка к тексту другой статьи другого нормативного акта).
Разные варианты изложения норм помогают законодателю создавать нормативные акты лаконичными, избегать повторений, обеспечивать единообразное прочтение текстов.
Это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений , которой присущи
В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две большие группы (граница между которыми проходит главным образом по предмету регулирования):
Социальные нормы - общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия; это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного. Разумеется, в число социальных норм входят и правовые .
Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не являются. Объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой. Одни из них со временем отпадают; другие - возникают, видоизменяются; третьи - навязываются определенными классами, группами или властью. Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм - фактор субъективный . Вырабатываются они людьми. Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью.
Например, о происхождении правовых норм Ф. Энгельс писал: "На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом".
Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жестко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Равно как и вместо прежней общественной власти появилась публичная власть, уже не совпадающая с интересами всего общества и опирающаяся на особый аппарат, готовый за нарушение официально установленных и строго обязательных норм применить принуждение.
Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа.
Социальная норма - не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только "должное", но и "сущее".
Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего , но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий они постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль .
Русские правоведы (В.С. Соловьев, И.А. Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль. Право - средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества . Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.
Мораль - важнейший социальный институт, одна из форм общественного , которая представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей к окружающей действительности (друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу).
Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включают в себя также психологические моменты - эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Но главное в морали - это представления о добре и зле .
Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом своего собственного "Я", меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. Здесь проявляется известный кантовский "категорический императив", ограничитель, в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее и безусловное нравственное правило ("внутреннее законодательство"), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать (поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Он ставит границы собственному произволу, себялюбию, эгоизму.
Второй аспект морали - конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств, ибо мораль не может быть сведена к голым принципам. "Человек есть ряд его поступков... Каков человек внешне, т.е. в своих действиях, таков он и внутренне" (Гегель). Поэтому нельзя о человеке судить по тому, что он сам о себе думает или декларирует. Только поступки могут раскрыть его действительную сущность.
Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента:
Цель права - "установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил" (И.А. Ильин). Таково же, в сущности, и назначение морали. Ведь право - возведенная в закон нравственность.
При этом само собой разумеется, что границы, соединяющие и разъединяющие эти два явления, не остаются статичными, раз навсегда данными. Они подвижны, изменчивы, смещаются в ту или иную сторону в ходе общественного развития под влиянием происходящих перемен. То, что в одно время регулируется правом, в другое - может стать объектом лишь морального воздействия, и наоборот. Даже в пределах одного типа общества, но на разных этапах его развития соотношение между правом и моралью меняется.
Политические нормы более удалены от экономических основ общественной жизни, чем нормы права , поэтому они менее стабильны. Политические нормы всегда направлены на определенную часть общества , социальную группу (или класс, как раньше было принято это называть). Нормы права устанавливаются всегда единым субъектом — государством . Безусловно, политические партии и иные организации влияют на него и даже участвуют в государственной власти . Но принимают эти правовые нормы они все равно от имени и в интересах государства, а не как политические силы. Если же происходит наоборот, тогда налицо доминирование политических норм над правовыми, чего быть не должно. Политические нормы фиксируются в праве. В таком случае они перестают быть политическими и становятся нормами права, рассчитанными на все общество, а не только на отдельную его часть. В этом заключается отличие правовых норм от политических.
Религиозные и правовые нормы очень многое объединяет. Верования практически всегда выступают мерилом добропорядочного поведения субъекта, уровня его законопослушания. Это происходит потому, что правовые нормы в значительной степени базируются на религиозных постулатах, на требованиях морали , которая, в свою очередь, напрямую вытекает из религии.
Сходство религиозных и правовых норм заключается в следующем:
Существуют и отличия религиозных норм от правовых:
Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах (фирмах, учреждениях и в иных крупных и малых организациях, профсоюзах и политических партиях), распространяющиеся лишь на их членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.
Сходство правовых и корпоративных норм заключается в следующем:
Различия правовых и корпоративных норм.
Право – система правильного поведения в обществе.
Право и правовые норма – это нормы, принятые государством.
Правовые и юридические нормы обязательны для всех граждан государства.
Выполнение юридических норм может обеспечиваться принуждением со стороны государства.
Право – система общеобязательных правил и норм, установленных в обществе компетентными органами и носящее государственно-властный характер.
Признаками права являются:
государственно-властный характер. Нормы права устанавливаются компетентными государственными органами (а не любыми органами) при соблюдении особой процедуры (например для принятия законов установлен один порядок, постановлений правительства - другой, и т. д.);
общеобязательность. Право распространяет свое действие на всех без исключения субъектов, находящихся на территории данного государства;
формальная определенность. Нормы права формулируются кратко, логично, однозначно, чаще всего - по следующему образцу.
Диспозиция (вводная, описательная часть);
Гипотеза (формулировка запрета);
Санкция (меры, принимаемые к субъекту за невыполнение нормы);
системность. Вся совокупность правовых норм представляет собой четкую логическую систему, состоящую из норм, институтов, подотраслей и отраслей права; самый крупный элемент системы - отрасль (объединяет нормы, регулирующие сходные отношения, например семейное, уголовное, финансовое право и др.);
подкрепленность принудительной силой государства. Соблюдение норм права обеспечивается не только их выполнением на основе добровольного признания, но и путем применения принудительной силы государства или под угрозой применения такой силы. Принудительное исполнение норм права осуществляют правоохранительные органы.
1. Нормы права являются не единственным регулятором общественных отношений. Наряду с нормами права общественное поведение регулируют и другие нормы, принятые в обществе и имеющие не меньшее значение, чем нормы права. Данные нормы получили наименование социальных норм. К социальным нормам относятся:
Нормы морали;
Религиозные нормы;
Нормы общественных организаций;
Нормы профессиональных групп;
Нормы этикета;
Неформальные нормы отдельных социальных групп;
Иные нормы.
2. Нормы морали - устойчивые представления в обществе о добре и зле, о допустимом и недопустимом поведении, например уважение к старшим, вежливость и др. Нормы морали имеют следующие особенности:
Не подкреплены принудительной силой государства;
Но влекут сильное общественное осуждение в случае их нарушения;
Тем самым являются мощным регулятором общественных отношений.
Сильной чертой норм морали является их всеобъемлющий характер (правом нельзя урегулировать абсолютно все отношения, в то время как под критерий моральности и аморальности можно подвести почти любой вид отношений).
Религиозные нормы - нормы поведения, установленные определенной религией. По своей сути очень близки к нормам морали (фактически их разновидность, закрепленная в религиозных канонах). Примерами религиозных норм являются 10 заповедей Христа ("Не убий", "Не укради" и др.). В современных мусульманских странах получает распространение "жизнь по исламу" - ежедневное следование нормам ислама в повседневной жизни. Также особенностью норм ислама является их совпадение в ряде стран с официальными правовыми нормами. Обычаи (и близкие к ним традиции) - это правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и вошедшие в привычку, закрепившиеся в сознании людей. Они передаются из поколения в поколение, в основном в устной форме. Несоблюдение обычаев влечет общественное воздействие, осуждение. В ряде обществ обычаи имеют более сильное " регулирующее влияние, чем официальный закон. Например, обычай кровной мести у ряда горских народов - представители данных народов воздерживаются от убийства не столько в результате страха перед уголовным наказанием, сколько в результате страха перед кровной местью со стороны родственников убитого всему роду убийцы. Другой пример обычая - выкуп за невесту; он выплачивается в ряде азиатских обществ, несмотря на то, что официальный закон этого не требует.
Нормы общественных организаций - этоправила поведения, установленные в общественной организации и регулирующие отношения между ее членами. Данные норму:
Определяют:
Права, обязанности членов (обязанность платить членские взносы);
Структуру объединения, порядок формирования, компетенцию высших органов;
Распространяются только на членов данной организации;
обеспечиваются мерами общественного воздействия, такими как:
Предупреждение;
Выговор;
Исключение из организации и др.
В качестве примера жесткого регулирующего действия подобных норм можно привести нормы КПСС для членов партии (выговор по партийной линии, исключение из партии за какой-либо проступок были не меньшим наказанием, чем другие наказания, установленные законом).
Нормы профессиональных групп регулируют поведение представителей отдельных профессий. Например, ими могут быть:
нормы адвокатов:
Писаные - Кодекс адвокатской этики (адвокатская тайна, запрет вести дела в интересах стороны - в прошлом противника клиента по этому же делу);
Неписаные (не "перебивать" клиентов, не устанавливать цены за услуги, явно отличающиеся от общепринятых, и др.;
нормы врачей:
Писаные (например клятва Гиппократа, иные);
Неписаные, распространенные среди врачей;
В прошлом - неписаные нормы поведения функционеров КПСС (спокойствие, невыражение своей позиции, бесконфликтность, стремление не принимать единоличных решений и др.);
Нормы представителей иных профессиональных групп.
Указанные нормы, как правило, носят (носили) неформальный характер, но их нарушители рискуют (рисковали) быть отторгнутыми другими представителями данной группы. Нормы этикета - нормы ежедневного поведения, внешнего вида, общения. Например, законы не требуют опрятно одеваться, но данное требование самостоятельно выполняется людьми, признающими основополагающие правила этикета.
Неформальные нормы отдельных социальных групп включают в себя, в частности:
Нормы преступников, соблюдаемые в преступном мире (например "воровской закон", влияние которого в преступной среде постепенно ослабевает);
"дворовые", молодежные нормы (являются более сильным регулятором для молодежи, чем законы);
Негласные армейские нормы и т. д.
Таким образом, поведение человека в обществе регулируется не только правом, но и многочисленными, часто незримыми социальными нормами.
3. В правовой науке наблюдается два явления:
правовой идеализм - ошибочное убеждение, что все отношения в обществе можно урегулировать правом. Например, невозможно урегулировать только правом:
Режим в исправительных учреждениях; . отношения между военнослужащими;
Отношения родителей и детей и т. д.) - в реальной жизни всегда есть и будут сферы, недосягаемые для права;
правовой нигилизм - ошибочное убеждение, что правом почти ничего нельзя урегулировать (даже в тех сферах, где возможности регулирования правом ограничены, право в любом случае выполняет регуляторную функцию (например трудно на практике запретить законом недобросовестное выполнение родительских обязанностей или телесные наказания детей, но в случае явного злоупотребления ими со стороны родителей это будет так или иначе замечено обществом и государством, и существует возможность ограничения произвола родителей правовыми мерами; то же касается и других не регулируемых правом сфер).
Социальная норма – это установленное в обществе традиционное правило поведения, которое регулирует взаимоотношения между людьми, а также общественную жизнь.
Право взаимосвязано с такими социальными нормами как мораль, обычаи, религия. Так право и мораль большим количеством общих характеристик: как правило, нормы права полностью повторяют основные нормы морали.
Именно поэтому реализация многих правовых норм осуществляется преимущественно потому, что люди считают их справедливыми. Также право поддерживает обычаи и традиции, которые признаются государством как общественно полезные.
Некоторые обычаи могут наделяться юридической силой. Следует отметить, что обычаи, имеющие юридическую, силу не касаются личностных взаимоотношений, а также бытового поведения людей.
Право имеет тесную связь с религией. В большинстве исламских государств нормы и догматы религии имеют большую юридическую силу, нежели нормы права.
Системой права называется внутренняя структура права, которая выражается в его дифференциации на институты и отрасли, в зависимости от тех сфер, которые они регулируют.
В современной науке, выделяются такие отрасли права:
Гражданское право;
Конституционное право;
Предпринимательское право;
Административное право;
Финансовое право;
Уголовное право;
Семейное право;
Экономическое право;
Социальное право.
Также существуют такие институты права:
1. Частноправовые институты: трудовые, семейные, гражданские.
2. Публичноправовые институты: конституционные уголовные, административные.
В системе права выделяются две большие правовые подсистемы: публичное и частное право.
Публичное право – это структурная функциональная подсистема права, которая регулирует отношения в сфере судебной, исполнительно-распорядительной деятельности, а также в сфере государственной власти.
Частное право – это подсистема права, которая регулирует отношения, связанные с защитой индивидуальных интересов личности. К публичному праву относятся такие отрасли как конституционное право, муниципальное право, уголовно – исполнительное, земельное и арбитражное право.
К частному праву относится семейное, гражданское и трудовое право. Разграничение публичного и частного права происходит на основе анализа предмета, метода и интереса их регулирования.