Правовое регулирование трудоустройства кратко. Правовое регулирование трудоустройства граждан в российской федерации

11.04.2020

О занятости и трудоустройстве: Конвенция МОТ № 122 (1964 г.) «О политике в области занятости», Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РФ» (в ред. от 20 апреля 1996 г.), Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ», Положение о Федеральной службе занятости России (утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1993 г.). Принципы государственной политики в сфере занятости конкретизируются в Законе РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. (в ред. от 22 марта 1996 г.).

Не признаются безработными граждане до 16-летнего возраста и пенсионеры (кроме пенсионеров-инвалидов III группы), лица, не явившиеся в срок без уважительной причины для перерегистрации, а также отказавшиеся в течение десяти дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы; лица, впервые ищущие работу, не имеющие профподготовки.

Подходящей считается работа, которая соответствует специальности, квалификации гражданина с учетом уровня его профподготовки, условий последнего места работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места.

К организационно-правовым формам обеспечения занятости относятся:

  • бесплатная профподготовка, переподготовка, повышение квалификации;
  • направление на работу молодых специалистов и квалифицированных рабочих;
  • квотирование рабочих мест для социально-незащищенных слоев населения;
  • подыскание службой занятости безработному подходящей работы и направление на нее и др.

Понятие «трудоустройство» следует различать в широком и узком смысле. В широком смысле трудоустройство - это процесс устройства на работу, включая самостоятельное трудоустройство и с помощью органа занятости. В узком смысле - это деятельность соответствующих государственных органов по оказанию гражданам помощи в подыскании подходящей работы и устройству на нее, а также повышении квалификации, переквалификации. Специальная форма трудоустройства - организованный набор рабочей силы в отъезд; направление на работу молодых специалистов, квалифицированных рабочих, заключивших с работодателем соответствующие договоры о подготовке для производства квалифицированных кадров; направление безработного в порядке квотирования рабочих мест; трудоустройство для работы за границей по контракту.

Одной из гарантий обеспечения права граждан на занятость является предупреждение массового высвобождения работников. Массовое высвобождение происходит в случаях:

  • при ликвидации предприятия численностью 15 и более работников;
  • при сокращении 50 и более человек в течение месяца; 200 и более - в течение двух месяцев; 500 и более - за 3 месяца и т. д.

Работу органов занятости возглавляет и организует Минтруд РФ с его органами на местах (органы занятости). Их деятельность финансируется из Фонда занятости в соответствии с положением о нем. Фонд занятости образуется за счет обязательных страховых взносов из заработка работающих, а также добровольных взносов и ассигнований из бюджета .

Работодатель обязан представлять органу занятости и профсоюзу информацию о возможных массовых увольнениях и их измененных сроках , а также о наличии вакантных рабочих мест, выполнении квоты для инвалидов, перечислении страховых взносов в Фонд занятости и другие сведения.

1. Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере правового регулирования занятости, является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им, как правило, заработок или трудовой доход.

Соотношение понятий «заработок» и «трудовой доход».

Виды занятости :

1) работа по найму в течение полного или неполного рабочего времени, включая временные и сезонные работы. Временное отсутствие на работе не прерывает состояние занятости;

2) предпринимательство , в том числе фермерство;

3) самостоятельное обеспечение себя работой (лица творческих профессий);

4) работа на основе членства в кооперативах и артелях;

5) выборная работа на оплачиваемых должностях, государственная служба;

6) военная и приравненная к ней служба;

7) учеба в любых очных учебных заведениях, в том числе по направлению службы занятости;

8) работа по гражданско-правовым договорам;

9) подсобные промыслы и реализация продукции по договорам.

В настоящее время на государственном уровне вопросами занятости и трудоустройства граждан занимается Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

В службу занятости могут обращаться все граждане (и занятые, и не занятые). Государственная служба занятости оказывает гражданам услуги бесплатно.

2. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистриро-ваны в органах службы занятости в целях поиска подходящей ра-боты, ищут работу и готовы приступить к ней.

Для признания гражданина безработным не имеет значения ни причина его увольнения с последнего места работы, ни срок, который прошел со дня увольнения и до дня обращения в службу занятости.

Гражданин признается безработным, если он:

Трудоспособен по возрасту и состоянию здоровья (т. е. достиг 16 лет и не получает пенсию по старости или за выслугу лет);

Не имеет работы и заработка (дохода);

Зарегистрирован в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы (беженцы и вынужденные переселенцы регистрируются по месту их пребывания);

Ищет работу и готов к ней приступить.

Отказ возможен только по основаниям, предусмотренным законом.

Отказ в регистрации не лишает гражданина права на повтор-ное обращение в службу занятости через две недели.

3. Государство гаран-тирует безработным:

Выплату пособия по безработице, в том числе в период вре-менной нетрудоспособности;

Выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению ор-ганов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;


Возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

Возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.

Все это не прерывает трудово-го стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имею-щий значение для установления права на трудовые пенсии.

В период безработицы безработному гражданину и лицам, находящимся у него на со-держании, органами службы занятости может быть оказана мате-риальная и иная помощь.

4. Пособие по безработице — это ежемесячные денежные выпла-ты, осуществляемые из пенсионного фонда для социальной под-держки безработных.

Размер пособия по безработице зависит от разных факторов: категории безработного, величины трудового стажа, прежнего заработка, наличия иждивенцев и т.д.

Решение о назначении пособия принимается одновременно с признанием гражданина безработным.

Порядок, размер и условия назначения и приостановления выплаты пособия по безработице определяются законом.

  • Специальность ВАК РФ12.00.05
  • Количество страниц 192

ГЛАВА 1. ТРУДОУСТРОЙСТВО В РФ.

§ 1 Развитие трудоустройства в РФ.

§2. понятие и основные признаки трудоустройства в условиях перехода к рыночной организации экономики.

§3. Классификация видов и форм трудоустройства

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА.

§1. Понятие правового регулирования трудоустройства.

§2 Механизм правового регулирования трудоустройства.

§3. Основные направления совершенствования механизма правового регулирования трудоустройства

ГЛАВА 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ.

§1 Понятие и субъекты правоотношений по трудоустройству.

§2 Основания возникновения и прекращения правоотношений по трудоустройству.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Трудовое право; право социального обеспечения», 12.00.05 шифр ВАК

  • Некоторые правовые вопросы трудоустройства в Российской Федерации 2003 год, кандидат юридических наук Кулакова, Светлана Валентиновна

  • Правовое регулирование трудоустройства в новых условиях хозяйствования: (На материале Республик Узбекистан и Беларусь) 1992 год, кандидат юридических наук Расулов, Закир Сайфиевич

  • Правоотношения по обеспечению трудовой занятости населения Российской Федерации 2005 год, кандидат юридических наук Сулейманова, Галия Валиахметовна

  • Правовые проблемы содействия занятости населения в Российской Федерации на современном этапе 1999 год, кандидат юридических наук Зуб, Павел Петрович

  • Конституционное право на защиту от безработицы в Российской Федерации 2002 год, кандидат юридических наук Чоксум, Чечен Дугуржапович

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовое регулирование трудоустройства в Российской Федерации»

Актуальность темы исследования. Переход к рыночной организации экономики в Российской Федерации вызывает необходимость совершенствования законодательства о труде. При этом первостепенное значение приобретает разработка концепции, отражающей современную социально-экономическую ситуацию, и прежде всего изменения на рынке труда, а также международно-правовые нормы о труде и опыт стран с рыночной экономикой в регулировании трудовых отношений. В числе направлений реформирования трудового права важное место занимает создание системы обеспечения реальной возможности граждан трудиться. Основным элементом такой системы выступает трудоустройство как одна из гарантий реализации прав человека и гражданина в сфере труда.

Актуальность исследования проблемы трудоустройства подтверждается программными документами государства. Как отмечалось в утвержденной Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 768 Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 -2000 годы, способность складывающегося в России рынка труда к саморегуляции все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, посредством которого следует решить ряд задач - таких как обеспечение правовых условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах, предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы и др. Представляется, что решение указанных задач невозможно без совершенствования механизма правового регулирования трудоустройства.

Бюллетень Министерства труда РФ. 1996. № 6.

Сегодня в качестве характеристики рынка труда в Российской Федерации, а также основной предпосылки трудоустройства выступает безработица, которая сопровождается различными проблемами социального, экономического и психологического характера. Так, существование скрытой безработицы (как правило, под видом неполной занятости) понижает цену рабочей силы, увеличивает конкуренцию работников на открытом рынке, разрушает механизм спроса и предложения рабочей силы, деформирует отраслевую структуру занятости, особенно в отраслях, находящихся в глубокой депрессии, а также служит фактором развития теневой экономики.

Современный рынок труда отличается постоянным ростом безработицы. По данным Госкомстата и Федеральной Службы Занятости России общая численность безработных увеличилась от 5,7 млн. чел. в 1995 году до 5,8 млн.чел. в 1996 году и по прогнозам Минэкономики достигнет 5,9 млн.чел. к концу 1997 года. Уровень безработицы, определяемый в процентах к экономически активному населению, возрос от 7,8% (1995г.) и 8% (1996 г.) до 8,2% (прогноз на 1997 г.). При этом показатель доли зарегистрированных в службе занятости безработных по отношению к экономически активному населению вырос от 2,7% в 1995 году до 4,3% в 1996 и по прогнозам составит 4,9% к концу 1997 года1.

По данным Института труда Министерства труда РФ, рост регистрируемой безработицы сдерживается отсутствием реальной возможности трудоустройства, особенно наиболее нуждающихся и недостаточно конкурентоспособных на рынке труда граждан. Так, доля молодежи в

1 Федеральная целевая программа содействия занятости населения РФ на 1996 - 1997 годы. Утв. Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. № 570 //Бюллетень Министерства труда РФ. 1996. №6. общем составе официально зарегистрированных безработных в России к концу 1995 года превысила 36 %; на 50% остается невостребованным на рынке труда перечень профессий, предоставляемых молодым людям в учебных заведениях1. В связи с этим половина закончивших обучение меняют свою профессию, даже не поработав по выбранной ими специальности. Все больше дают о себе знать общественные последствия этой беспрецедентной растраты человеческого потенциала: растут преступность и наркомания, молодые люди испытывают все более глубокое разочарование из-за невозможности в полной мере участвовать в жизни общества. Данными проблемами озабочены во всем мире2.

Кроме того, имеет место рост средней продолжительности регистрируемой безработицы (с 5,5 до 6,3 месяца), а также увеличение доли граждан, не нашедших работу и состоящих на учете в органах службы занятости свыше 8 месяцев, а порой и года (от 16% до 18%) и более года (от 9% до 14%)3.

Безработица отрицательным образом влияет и на качество рабочей силы специалистов, у которых остается все меньше и меньше стимулов для эффективного и творческого труда. Специалисты постоянно пополняют число квалифицированных безработных, оттесняются на менее оплачиваемые и менее престижные должности, им чаще грозит частичная занятость, а оплата их труда в бюджетной сфере, особенно в науке, здравоохранении, образовании и культуре, значительно отстает от изменения индекса стоимости жизни.

1 Российский рынок труда: общие тенденции и перспективы. //Работа для вас. 1997. № 48.

2 Фергюсон М. Профсоюзы и безработица среди молодежи. //Трудовой мир. 1993. № 3.

3 Состояние рынка труда и занятости городов России. //Человек и труд. 1997. № 9. С.24.

Уровень безработицы меняется в зависимости от регионов и отраслей народного хозяйства и может составлять от 5 % (в малых и средних городах России) до 12,9% (в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда, например, в Ивановской области); от 2,6% в стройиндустрии до 6,6% в легкой промышленности или даже 12% - в стекольной и сте-кольно-фаянсовой промышленности. Неравномерность размещения трудовых ресурсов также выступает в качестве одной из характеристик рынка труда Российской Федерации, где наряду с трудоизбыточными регионами (Ставропольский, Краснодарский края) существует целый ряд областей, находящихся в депрессивном состоянии (районы Севера, Сибири, Дальнего Востока)1. При этом мобильность трудовых ресурсов ограничивается нехваткой жилья, недостатком информации о спросе и предложении на рынке труда и другими факторами, что приводит к неэффективности распределения рабочей силы по регионам.

Анализ состояния нынешнего рынка труда в РФ требует принятия срочных мер по профилактике и сокращению безработицы, в числе которых - создание и закрепление в соответствующих правовых нормах определенной системы трудоустройства, гарантирующей гражданам реализацию их прав в сфере труда и занятости и отвечающей современным экономическим реалиям. Представляется, что для этого необходимо проанализировать существующие в науке российского трудового права различные взгляды на проблему трудоустройства с целью выявления тенденций развития научного подхода к указанным вопросам.

В целях разработки такой системы трудоустройства следует также обратиться к мировому опыту решения данных проблем, находящему

Состояние рынка труда и занятости городов России. //Человек и труд. 1997. № 9. С.24 отражение главным образом в конвенциях и рекомендациях Международной Организации Труда (МОТ). Задача создания необходимого количества новых рабочих мест называется в качестве приоритетного направления экономической и социальной политики в странах мира, стоящих на самых разных уровнях развития. Так, в докладе Международного Бюро Труда "Занятость в мире: 1996/97 гг." отмечается, что почти треть рабочей силы в мире либо не имеет работы, либо занята неполное рабочее время. В промышленно развитых странах почти 35 миллионов человек лишены работы1. Приведенные факты свидетельствуют о том, что исследуемая проблема носит интернациональный характер. Более того, в настоящее время тенденции развития мировой экономики, проявляющиеся в либерализации торговли и инвестиционных потоков, а также в глобализации производства, создали новые возможности для международного движения трудовых ресурсов - трудоустройства в разных странах.

Использование в качестве образца соответствующего опыта европейских стран при обязательном учете особенностей формирования рыночной организации экономики в РФ также может способствовать формированию прогрессивной модели правового регулирования трудоустройства.

Разработанное с учетом всех вышеуказанных условий законодательство о трудоустройстве станет залогом нормального функционирования рынка труда в РФ как неотъемлемого элемента рыночной организации экономики. Актуальность настоящего исследования подтверждается необходимостью анализа новейших тенденций и перспектив разви Занятость в мире: 1996/97 гг. Доклад МВТ. //Трудовой мир. 1996. № 4. С.2. тия рынка труда, которые недостаточно рассматривались в работах современных юристов.

Перечисленные выше обстоятельства вызывают необходимость обновления действующего российского законодательства о трудоустройстве. Последнему принадлежит важнейшая роль в предотвращении массовой и сокращении длительной безработицы, что является одним из направлений политики РФ как социального государства (ст.7 Конституции РФ) по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Степень разработанности темы. К проблемам научно-практического характера трудоустройства было привлечено внимание в работах Н.Г.Александрова, В.С.Андреева, Н.А.Горбатюка, В.П.Данукина, А.М.Кузнецова, Р.З.Лившица, Е.В.Магницкой, О.М.Медведева, Ю. П. Орловского, А.С.Пашкова, О.В.Смирнова, А.И.Ставцевой, Л.П.Уржинского и многих других.

Тем не менее в юридической литературе недостаточно четко разработаны отдельные аспекты трудоустройства, в частности, его понятие, механизм правового регулирования, а также содержание правоотношений по трудоустройству. Основываясь на достижениях отечественной юридической науки в решении проблем правового регулирования трудоустройства и учитывая необходимость их адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям в Российской Федерации, автор поставил перед собой задачу определить и научно обосновать современный подход к характеристике наиболее важных сторон трудоустройства.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является комплексное исследование теоретических и практических вопросов трудоустройства, а также формирование научно-обоснованной концепции его правового регулирования, которая может способствовать созданию наиболее эффективной и приемлемой для современной ситуации в России системы трудоустройства.

Достижение указанной цели связано с постановкой и решением следующих задач:

Выявить сущность и определить значение трудоустройства в сфере реализации гражданами РФ закрепленных в ст.37 Конституции прав, а также в сфере содействия занятости;

Сформулировать понятие трудоустройства, представить его научно-обоснованную классификацию на формы и виды;

Исследовать сущность правоотношений по трудоустройству с учетом изменившихся социально-экономических условий и законодательства;

Раскрыть механизм правового регулирования трудоустройства и охарактеризовать его содержание;

Разработать конкретные предложения по совершенствованию правового регулирования трудоустройства.

Научная новизна работы заключается в проведении комплексного исследования проблем трудоустройства с учетом особенностей периода перехода России к рыночной организации экономики. В диссертации в свете Конституции РФ, действующего законодательства и на основе системного подхода предложены понятие трудоустройства, классификация его форм и видов, а также выявлены основные закономерности правового регулирования трудоустройства, его роль как гарантии реализации трудовых прав граждан и способа содействия занятости.

На защиту выносятся следующие теоретические выводы и практические предложения:

1. Предлагается сформулировать понятие трудоустройства, основанное на следующих признаках: а) на его значении как юридической гарантии реализации гражданами трудовых прав; б) на роли трудоустройства как способа содействия (в ряде случаев - обеспечения) занятости; в) на участии государственных (иных посреднических) органов в подыскании подходящей работы и в устройстве на нее; г) на необходимости учета и соотношения интересов граждан, работодателей и государства при трудоустройстве.

2. С новых позиций предлагается классификация трудоустройства на формы - в зависимости от статуса органов, осуществляющих посреднические функции, и на виды - в зависимости от субъектного состава трудоустраиваемых граждан.

3. Раскрывается механизм правового регулирования трудоустройства и выделяются особенности этого механизма.

4. Приводятся анализ содержания правоотношения по трудоустройству и характеристика правового положения его субъектов с учетом изменений социально-экономических условий РФ и действующего законодательства.

5. Формулируются предложения по совершенствованию законодательства о трудоустройстве, основанные на обобщении практики деятельности органов по трудоустройству, мирового опыта решения подобных проблем, в том числе опыта некоторых европейских стран (Бельгии, Нидерландов и др.).

6. Предлагаются варианты дифференцированного подхода к регулированию складывающихся в сфере трудоустройства общественных отношений, исходя из целесообразности дальнейшей разработки специальных программ трудоустройства для отдельных категорий граждан и различных отраслей народного хозяйства Российской Федерации.

Практическая значимость исследования проявляется в том, что полученные автором в результате анализа научных позиций российских ученых, международно-правовых норм, обобщения работы органов трудоустройства г.Москвы и других городов, а также опыта стран Европейского Союза в решении подобных проблем выводы и предложения могут быть положены в основу оптимальной модели правового регулирования трудоустройства в Российской Федерации, а также использованы в учебном процессе в преподавании общего курса по дисциплине "Трудовое право", специальных учебных курсов, посвященных вопросам трудоустройства, включая курс повышения квалификации работников трудоустраивающих органов.

Итоги изучения международно-правовых норм о трудоустройстве (содержащихся, в частности в Конвенциях МОТ № 122 "О политике в области занятости" (1964 г.) и № 111 "О дискриминации в области труда и занятий" (1958г.), в основополагающих документах ООН - таких, как Всеобщая декларация прав человека 1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.) и обобщения опыта стран с развитой рыночной экономикой в решении рассматриваемых вопросов могут быть включены в спецкурсы, посвященные международно-правовому регулированию трудовых отношений и сравнительному правоведению.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре трудового права Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Основные положения, идеи и выводы диссертации изложены в опубликованных автором статьях. Результаты теоретического анализа были подкреплены в процессе изучения автором деятельности органов по трудоустройству г.Москвы и Ярославской области. Ряд проблем теоретического и практического характера обсуждался с зарубежными коллегами в процессе прохождения стажировки в Нидерландах.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

Заключение диссертации по теме «Трудовое право; право социального обеспечения», Горбачева, Жанна Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы привести рад выводов настоящего исследования, которые рекомендуется учесть при совершенствовании теоретического понимания трудоустройства, а также изменении действующего законодательства.

Анализ развития правового регулирования трудоустройства за период начиная с 1917 года показал, что его методы значительно изменились, особенно за последние несколько лет. Полное вмешательство государства в процессы обеспечения работой безработных (выражавшееся, например, в трудовой повинности и трудовых мобилизациях в 1918-1919 гг) постепенно сходило на нет, и уже с принятием КЗоТ РФ в 1922 году в основу привлечения граждан к труду был положен трудовой договор. Тем не менее вмешательство государства в рассматриваемые процессы не исключалось. Официальное признание в 1930 году факта окончательной ликвидации безработицы означало изменение направлений государственной политики в области правового регулирования трудоустройства, что выразилось в проведении мероприятий по плановому обеспечению народного хозяйства кадрами и в борьбе с текучестью кадров. Таким образом, главенствующую роль играло прямое распределение рабочей силы согласно народнохозяйственному плану, централизованный метод регулирования отношений по трудоустройству по-прежнему преобладал, и не было оснований говорить о существовании рынка труда. В годы Великой Отечественной войны степень централизма возросла (так, было разрешено применение трудовой повинности для выполнения ряда работ) по вполне обоснованным причинам.

Начало применения договорного метода трудоустройства связано с периодом восстановления народного хозяйства, когда оргнабор превращается в средство обеспечения промышленности и сельского хозяйства квалифицированной рабочей силой и осуществляется на основе договоров хозяйственных организаций с колхозами и колхозниками. Но в большинстве случаев управление трудовыми ресурсами в послевоенный период по-прежнему осуществлялось на плановых началах. Более подробная правовая регламентация организации трудоустройства, проведенная в 60-х годах, отражала особую координирующую роль Госплана в казанных процессах.

Начальный этап перехода к рыночной организации экономики в России ознаменовался расширением демократизма в методах правового регулирования трудоустройства, что выразилось в ограничении вмешательства государства в сферу рассматриваемых общественных отношений. С момента отмены всеобщей обязанности трудиться (государственного принуждения к труду) в полной мере стал применим метод добровольного волеизъявления граждан при вступлении в правоотношения по трудоустройству. В большей степени стал применяться метод материального стимулирования субъектов правоотношений по трудоустройству, например, при регулировании мотивации выбора видов и сфер приложения труда, в установлении законодательством системы поощрения работодателей, содействующих государству в решении проблем трудоустройства и др.

Таким образом, существовавшее ранее плановое распределение трудовых ресурсов сменилось более соответствующим принципам рыночной организации экономики регулированием спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, когда сам рынок труда выступает в качестве элемента механизма правового регулирования труда.

Изменение понимания сущности и значения трудоустройства стали необходимыми. Если ранее оно имело первостепенное значение для привлечения к труду незанятого населения (молодежи, военнослужащих, выпускников, высвобождаемых работников, инвалидов, пенсионеров и др.)"1, а также для осуществления регионального перераспределения трудовых ресурсов посредством оргнабора, общественного призыва в малообжитые районы и на новостройки страны, то в современных условиях при растущей из года в год безработице в России стало необходимым законодательное закрепление трудоустройства как юридической гарантии реализации гражданами трудовых прав (право на труд, право на защиту от безработицы, а также право на полную, продуктивную и свободно избранную занятость), а также способа содействия (в ряде случаев- обеспечения) занятости. Последнее невозможно без создания научно-обоснованной и адекватной экономическим реалиям системы способов содействия и обеспечения занятости.

Особое значение трудоустройства вызывает необходимость более детального его правового регулирования. В этой связи в рамках реформирования трудового законодательства целесообразно рассмотреть предложение о возможности разработки нормативно-правового акта, посвященного трудоустройству. Это необходимо для восполнения пробелов в его правовом регулировании, а также унификации его правовой базы. В юридической литературе уже поднимался вопрос о включении в

1 Трудовое право: энциклопедический словарь. Отв. редактор - С.А.Иванов. -М., 1979. особенную часть КЗоТ РФ глав о трудоустройстве и др. В частности, О.М.Медведев в 1992 г. предлагал ввести в КЗоТ главу под названием "Обеспечение занятости", с которой целесообразно было бы начать Особенную часть.1 Соответствующие изменения были внесены (глава 111-А "Обеспечение занятости и гарантии реализации права на труд", которая в общих чертах устранила существовавший пробел).

В настоящее время отчасти функции такого нормативного акта выполняет Закон о занятости, который, как показывает практика, не охватывает всех проблем правового регулирования трудоустройства. Кроме того, как уже отмечалось при характеристике современного правового регулирования трудоустройства, большая часть анализируемых вопросов регулируется множеством нормативных актов различного уровня, не систематизированных и во многом противоречащих друг другу. Все это приводит к неоднозначному пониманию права граждан на трудоустройство; нечеткости в законодательном закреплении правового статуса субъектов правоотношений по трудоустройству (особенно это касается трудоустройства определенных категорий граждан, так как указанная группа субъектов по-разному называется в различных нормативных актах, что приводит на практике к разного рода сложностям в предоставлении им услуг по трудоустройству в приоритетном порядке).

При разработке такого нормативно-правового акта целесообразно учесть следующее:

Во-первых, прежде всего особое внимание следует уделить формированию понятийного аппарата, для чего было бы желательным исполь

1 О.М.Медведев. Некоторые правовые вопросы обеспечения занятости населения //Государство и право. 1992. №8. С.73. зовать предложенное в настоящем исследовании определение трудоустройства. Как известно, отсутствие понятия трудоустройства в действующем законодательстве приводит к неоднозначности в его токовании и, как следствие, к низкому уровню предоставления услуг по трудоустройству.

Во-вторых, необходимым является перечисление основных участников правоотношения по трудоустройству с подробной характеристикой их прав, обязанностей, ответственности. При этом четко должны быть определены особенности трудоустройства определенных категорий трудоустраиваемых (виды трудоустройства).

Обращаясь к ответственности участников правоотношения по трудоустройству, следует принять во внимание наибольшую эффективность мер материальной ответственности.

Исследование проблемы трудоустройства неразрывно связано с изучением его в аспекте правового института. В некоторых работах юристов трудоустройство характеризуется как институт публично-правового характера, объединяющий нормы административного и трудового права. При этом отмечается, что с переходом к рынку трудоустройство приобретает черты частно-правового института. Так, А.С.Пашков полагает, что по своей юридической природе рассматриваемые правоотношения стали носить частно-правовой характер, поскольку органы службы занятости не включены в систему органов государственного управления и не наделяются властными полномочиями по отношению к хозорганам \ Однако в настоящее время государственная

1 Пашков A.C. Занятость, безработица, трудоустройство (обзор законодательства) - С-П.,1994 г. С.З. служба занятости полностью подконтрольна Министерству труда и социального развития как органу исполнительной власти государства. Это означает усиление централизма в управлении вопросами трудоустройства и лишение самостоятельности службы занятости. Последнее хотя и встречается в практике некоторых стран, но не признается прогрессивным явлением, поскольку не вполне согласуется с концепцией рынка труда.

Не лишены практического смысла предположения юристов о том, что со временем нормы о трудоустройстве и занятости выделятся в самостоятельную подотрасль права. Так, как считает А.Нуртдинова, в перспективе можно ожидать выделения законодательства о занятости в самостоятельную подотрасль права на основе особенностей предмета регулирования - комплекса общественных отношений, складывающихся в данной сфере.1 Действительно, на сегоднящний день относить правовые нормы о трудоустройстве только к институту трудового права представляется не вполне корректным. Например, трудоустройство в его широком понимании может быть направлено на приобретение гражданином любой предусмотренной законом формы занятости (помимо заключения трудового договора (контракта)); содействие негосударственного органа по трудоустройству характеризуется рядом особенностей; при трудоустройстве следует принимать во внимание общность проблем трудоустройства и образования. Перечисленные аспекты трудоустройства (как трудоустройства в широком его понимании) не являются основной темой настоящего исследования и поэтому не охвачены в нем с достаточ

1 Нургдинова А. Реформа трудового законодательства: основные направления //Российская юстиция. 1996. №2. ной полнотой, поскольку проведенный анализ распространяется на трудоустройство с участием государственных органов по вопросам занятости. Объем прав и обязанностей участников общественных отношений, возникающих в связи с оказанием содействия в подыскании работы и в устройстве на нее зависит от статуса посреднического органа (так, отношения, возникающие при участии негосударственного органа по трудоустройству, регулируются трудовым правом не полностью, а, например, в части установления критериев подходящей работы, регламентации процессов тестирования, ответственности агентств по трудоустройству). Однако указанные обстоятельства должны быть приняты во внимание при совершенствовании законодательства о трудоустройстве

За последние несколько лет Правительством РФ был утвержден ряд целевых программ, определяющих основные направления реформирования различных сфер общества, а также тенденции совершенствования законодательства в соответствующих областях. Положения таких программ необходимо принимать во внимание при совершенствовании механизм правового регулирования трудоустройства. Представляется целесообразным разработать конкретные меры по реализации данных программ.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Горбачева, Жанна Анатольевна, 1997 год

1. Александров Н.Г. Комментарий к законодательству о труде. -М., "Юридическая литература", 1981.

2. Александров Н.Г. Советское трудовое право. Москва, 1963 г.

3. Александров Н.Г. Трудовое правоотношение.- М.:Юридическое изд-во Мин-ва юстиции СССР, 1948.

4. Алексеев С.С. Общая теория права.(в двух томах) -Москва, 1982.

5. Алексеев С.С. Теория права.- М., 1993.

6. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.

7. Ананьев А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике. //Вопросы экономики. 1995. №5.

8. Андреев B.C. Советское трудовое право. М., "Юридическая литература". 1965.

9. Андреев B.C., Медведев О.М. Организованный набор рабочих. -М., 1988.

10. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России. Под ред. Емцова Р., Коммандера С. и Коричелли Ф.-М.:ИНФРА-М, 1995.

11. П.Бертони С.Л."Тойотизм" как новая форма взаимоотношений труда и капитала. /ЛВопросы экономики. 1994. №3.

12. Блажевич С. Трудоустройство в условиях экономической самостоятельности предприятий. //Социалистический труд. 1990. N° 2.

13. З.Бреева Е. Распределение трудоспособного населения в условиях интенсификации.-I¡Экономические науки. 1990. № 4.

14. Бритова Т.К. Павлова C.B. Общая характеристика трудового права в новых условиях; Лекция С.П. юридического института.-С.П.,1994г.

15. Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь, 1992.

16. Вечканов Г. Проблемы регулирования миграции населения. ПЭкономические науки. 1974. №10.

17. Власов В. Как работают отраслевые программы занятости. ! ¡Профсоюзы. 1997. №8.

18. Волох В.А. За рубеж по трудовому контракту. - М., 1992.

19. Гилицкий Ф.И. Социально-экономические проблемы трудовых ресурсов.-Минск: Наука и техника. 1977.

20. Гинцбург Л.Я. Социалистическое трудовое правоотношение.-М.:1977.

21. Горбатюк H.A. Правовое регулирование распределения трудовых ресурсов. Минск. 1981.

22. Горшенин К.П. Правовое регулирование труда рабочих и служащих в первые годы советской власти. -М., 1939.

23. Гришин О.М. Общественное объединение инвалидов: цели и задачи создания, льготы, особенности бухгалтерской отчетности и плана счетов. НКонсультант. 1996. N 2.

24. Данукин В.П. Трудоустройство и его формы в СССР. : Автореферат-КЮН-М., 1979г25.3арембо Ю. Частичная занятость. //Профсоюзы и экономика. 1997. № 4.

25. Заславский И. П. Кризис социально-трудовых отношений. /¡Вопросы экономики. 1995. № 5.

26. Заславский И.Политика занятости: вверх по лестнице, ведущей вниз. IIВопросы экономики. 1995. № 9.

27. Заславский И.П. Труд и занятость в тоталитарную эпоху: 30-40-е годы. 11Социалистический труд. 1990. Ks 4.

28. Иванов И.С. Защита прав человека в трудовом праве переходного периода.-Сборникконституция Р Ф и совершенствование механизмов защиты прав человека.- М.,1994.

29. Иванов С.А., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Советское трудовое право: Вопросы теории.- М., 1978.

30. Карпу шин М.П. Льготы по трудоустройству и материально-бытовому обеспечению для военнослужащих, увольняемых из армии в соответствии с Законом о новом значительном сокращении ВС СССР. -М., 1960.

31. Кашепов А.Проблемы предотвращения массовой безработицы в России. IIВопросы экономики. 1995,№5.

32. Киселев И.Я. Международный труд: Практическое пособие. -М.:Юристъ, 1997.

33. Козлов А. Льготы и социальные услуги инвалидам. М., 1977.

34. Коннов В.А., Овчинникова A.A. Регулирование социальных и трудовых отношений в рыночной экономике (лекция)-С.-П. ,1993.

35. Космарский В., Малева Т.Социальная политика в России в контексте макроэкономической реформы. //Вопросы экономики. 1995, Nq 9.

36. Котляр А.Э. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными. IIЧеловек и труд. 1996. М 5.

37. Котляр А.Э., Трубин В.В. Проблемы регулирования перераспределения рабочей силы.-М.: Экономика. 1978.

38. Крылов К.Д.Профсоюзы и вопросы трудового законодательства. //Государство и право. 1996. №3.

39. Кузнецов A.M. Правовая организация трудоустройства инвалидов в СССР, автореф. дис. на соиск. степ. канд. юрид. наук.- ЛГУ, 1954.

40. Куренной A.M. Трудовое право: на пути к рынку.- М.,1995.

41. Курс российского трудового права (в 3-х томах).Т. 1: Общая часть /Под.ред. Е.Б.Хохлова.- С.-Петербург: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996.

42. Лавренкова М.Ю. Правовое регулирование занятости населения в СССР. Атореф. дис. на соискание степ. канд. юрид. наук //С.-П., 1991.

43. Ливицкая М.П. Правовое регулирование процесса ресоциализа-ци, труда, льгот и услуг для инвалидов в условиях становления многоукладной экономики. Автореферат.к.ю.н. С-П., 1994.

44. Лившиц А. Проблема безработицы. 11Социалистический труд. 1991. Nq 11.

45. Лобанов H.A., Маточкин И.В. Проблемы правового регулирования характера и содержания труда. Л., 1986.

46. Магницкая Е.В., Пашков A.C. Распределение трудовых ресурсов (правовые вопросы).- М.:Юридическая литература, 1980г.

47. Маврин С.П. Принципы трудового права в условиях рыночной экономики, ff Правоведение. 1992. №2.

48. Малов В.Г., Орловский Ю.П. Советское трудовое право. -М., 1989.

49. Медведев О.М. Некоторые правовые вопросы обеспечения занятости населения //Государство и право. 1992. М> 8.

50. Медведев О.М. Органы по обеспечению занятости населения. -М.:МАСИ, 1993г.

51. Медведев О.М. Правовое регулирование обеспечения занятости населения.-М.:МГТУ, 1992г.

52. Медведев О.М. Правовые проблемы обеспечения занятости населения. -Тверь: Тверской гос. ун-т, 1994.

53. Медведев О.М. Трудовой договор, заключаемый в порядке общественного призыва. //Советская юстиция. 1984 . №11.

54. Медведев О.М.,Трудоустройство и его виды в СССР. Москва,1985

55. Михайленко Н.Т. Обеспечение занятости высвобождаемых ра-ботников.-Бишкек, 1992.

56. Михайленко Н.Т., Смолярчук В.И. Советское трудовое право. -Фрунзе, 1980.

57. Молодцов М.В., Сойфер В.Г. Стабильность трудового правоотношения. -М., "Юридическая литература", 1976.

59. Никитин Е. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий граждан.-//Российская юстиция. 1996. № 3.

60. Новая Конституция РФ и развитие законодательства. I¡Государство и право. 1994. Ks 12.

61. Нормативные акты по использованию трудовых ресурсов. Под ред. К.Л.Новикова. -М., "Юридическая литература". 1972.

62. Нуртдинова А. Реформа трудового законодательства: основные направления. //Российская юстиция. 1996. №2.

63. Оздоровление экономики и занятость (международный опыт). 11Социалистический труд. 1990. № 1.

64. Организация работы с кадрами в условиях перехода к рыночной экономике. Вып.1: Порядок высвобождения и трудоустройства высвобождаемых работников. Л., 1991.

65. Орлов А. Угрозы в социальной сфере: их диагностика и возможности упреждения. //Вопросы экономики. 1995. № 1.

66. Орловский Ю.П. Регулирование трудовых отношений в неплатежеспособных организациях. //Право и экономика. 1996. NqNqI-2.

67. Орловский Ю.П. Трудоустройство в новых условиях управления экономикой //Социалистический труд. 1988. №1.

68. Пашков A.C. Занятость, безработица, трудоустройство.(обзор законодательства) С-П.,1994 г.

69. Пашков А.С.Правовое регулирование подготовки и перераспределения кадров. -Ленинград, 1966 г.

70. Петров А.Я. Рациональное использование трудовых ресурсов: правовые аспекты. Владивосток. Изд-во Дальневост. Ун-та. 1989.

71. Права человека. Основные международные документы. Сб. документов. -М.: Между нар. отношения, 1990.

72. Правовое регулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике (Ю.П.Орловский и др.) М., 1995.

73. Проблемы трудового права.(Под ред.В.И.Смолярчука) М., 1968.

74. Проблемы управления трудовыми ресурсами: Межвузовский сборник. Л., 1990.

75. Расу лов З.С. Правовое регулирование трудоустройства в новых условиях хозяйствования. Автореф. дис. на соиск. степ. канд. юрид. наук. /М., 1992.

76. Рикка С. Служба занятости: природа, назначение, функционирование.-ФСЗ, М., 1993.

77. Сборник важнейших законодательных и ведомственных материалов о трудовых резервах СССР.-М.Д948.

78. Сборник нормативных актов по трудовому законодательству РФ. (официальный материал по состоянию на 01.01.95) -М.,Бранде,1995.

79. Сборник юридических материалов по трудовому законодательству.-М.,1993.

80. Смирнов О.В. Роль советского трудового права в обеспечении устойчивого состава кадров в госпромышленности. Л., 1954.

81. Соболев С.А. Трудовое законодательство и мотивация поведения человека. //Государство и право. 1995. № 1.83."Советское трудовое право". Учебник (Астрахан Е.И. и др.).-М., 1946.

82. Современные проблемы буржуазного трудового права (профсоюзы, трудовые права, социальное обеспечение).-Реферативный сборник- H.H. Разумович-М. ,1978.

83. Социально-экономические и организационные проблемы перераспределения и трудоустройства высвобождаемых работников. -М.: НИИ труда, 1988.

84. Ставцева А.И. Правовые вопросы перераспределения трудовых ресурсов. М.,1974.

85. Стендинг Г. От "нерегулируемого рынка" труда к активной политике занятости //Социалистический труд. 1991. №2.

86. Стимулирование занятости. Международное бюро труда. Женева. 1995.

87. Трудовое право: учебник под ред.Сыроватской JI.A.- М.,1995.

88. Трудовое право: Учебник (под ред. О.В.Смирнова). М.: "Статус ЛТД + ", 1996.

89. Трудовое право: энциклопедический словарь, (отв. редактор -С.А.Иванов) -М., 1979.

90. Трудовой потенциал: формирование и использование в условиях перестройки,- (Сборник научных трудов)- Ленинград, 1990.

91. Фергюсон М. Профсоюзы и безработица среди молодежи. //Трудовой мир. 1993. № 3.

92. Философский словарь (Под. ред. И.Т.Фролова).- М.Политиздат, 1991.

93. Цой Б. С. Социальные и экономические аспекты реабилитации народов и граждан, репрессированных в СССР по политическим мотивам. //Государство и право. 1994 . № 12

94. Шварц С. Страхование на случай безработицы. М., 1918.

95. Явич JI.C. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. Госюриздат, Москва, 1961.1. Иностранная литература.

96. Arthurs Н., Carter D., Glasbeck Н/ Labour Law& Industrial Relations in Canada/ -Toronto, Deventer: Kluwer, 1981.

97. Barnard C. EC Employment Law. John Willey& Sons Chichester. N-Y,Brisbane, Toronto, Singapore.

98. Burgerss Paul L., Stuard A. Low. Preunemployment Job Search & Advance Job Loss Notice. Jornal of Labor Economics, 1992. Vol.10, No 3 (July).

99. Commitee of Ministers, Council of Europe: Recommendation N R(87)25 of the Committee of Ministers concerning a common European public health policy to fight the acquired AIDS, Strasbourg, 1987.

100. Conditions of work digest:Workers" privacy. Part 3: Testing in the workplace. Vol. 12, 1993 N 2.

101. Council of Europe, Committee of Ministers: Recommendation No. (92)3 on genetic testing and screeing for health care purposes, adopted on 10 Febr. 1992.

102. Friesen Jane.Mandatory notice& the jobless durations of displaced workers //Industrial & Labor Relations Review. July. 1997. Vol.50. №4.

103. General Regulation for the Protection of Labour (GRPL) as amended up to 1990 //Les Codes Larcier (Brussels), Vol.3, 1990 p.741.

104. Hepple B.A. Fredman S. Labour Law and industrial relations in Great Britain.- Kluwer, Deventer: The Netherlands.-1986lO.ILO: Report, Inter-regional Tripartite Experts Meeting on Drug and Alcohol Testing in the Workplace, 10-14 May,1993, Oslo.

105. International Encyclopaedia foe Labour Law and Industrial Relations. Ed. in chief Blanpain R., Deventer: Kluwer. -1984.

106. International Labour Standarts: a workers, educational man.- Geneva. 1990.

107. Job Creation & Job Destruction in Great Britain in the 1980s. David G.Blanchflower and Simon M.Burgess. Industrial êdabour Relations Revier. Vol.50 Ksl. 1996.

108. Lail S. Policy options for improving the employment outcomes of FDI.- Geneva: ILO,1994.

109. Organ, Dennis W. The applied psychology of work behaviour: A book of readings. Homewood, Boston, 1991.

110. Public Employment agencies and unemployment spells: reconcilling the experimental & non expiremental evidence. J.M.Thomas // Industrial & Labor Relations Review. July. 1997. Vol. 50. Nq4.1. Нормативные акты.

112. Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов, подписанное главами правительств государств членов СНГ 15 апреля 1994 года. (Вступило в силу для РФ 1 сентября 1995 г) //СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1457.

113. Кодекс Законов о Труде РСФСР (принят 9 декабря 1971 г., с последующими изменениями и дополнениями).

114. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года № 36 ФЗ //СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.

115. Закон РСФСР от 15 мая 1991 г. в редакции Закона РФ от 18 июня 1992 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ. 1992. № 32. Ст. 1861.

116. Закон РФ от 10 июля 1992 г. в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ "Об образовании" //СЗ РФ. 1996. 3. Ст.150.

117. Закон РФ от 15 января 1993 г. "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 7. Ст.247

118. Закон РФ от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ. 1993. № 6. Ст. 188.

119. Федеральный закон РФ от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" //СЗ РФ. 1995. № 32. Ст.3198.

120. Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. в редакции Федерального Закона РФ от 24 ноября 1995 г. //СЗ РФ. 1995. № 48. Ст.4558.

121. Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" //СЗ РФ. 1995. № 48. Ст.4563.

122. Федеральный закон РФ от 25 ноября 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ" //СЗ РФ. 1995. № 50. Ст.4872.

123. Федеральный закон РФ 10 января 1996 г. № 6-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О вынужденных переселенцах" //Бюллетень Министерства труда РФ. 1996 .№1.

124. Закон РФ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" //Бюллетень Министерства труда РФ. 1996. №2.

126. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" //Бюллетень Минтруда РФ. 1997. № 1.

127. Указ Президента РФ от 5 июня 1992 г. № 554 "Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий, работников при ликвидации предприятия, учреждения, организации" //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета. 1992. № 24. Ст. 1329.

128. Указ Президента РФ от 7сентября 1992 г. № 1056 "О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплате им пособий и компенсаций" //САПП РФ. 1992. № 11. Ст.827.

129. Указ Президента РФ от 23 марта 1993 г. "О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов" //САПП РФ. 1993. № 13. Ст. 1104.

130. Указ Президента РФ от 21 апреля 1993 г. № 471 "О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан РФ" //САПП РФ. 1993. № 17. Ст. 1448.

131. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 "О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы" //САПП РФ. 1993. №51. Ст.4938.

132. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. "О реформе государственных предприятий" //СЗ РФ. 1994. № 5. Ст.393.

133. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 768 "О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 2000 годы //Бюллетень Министерства труда РФ. 1996. № 6.

134. Постановление Совета Министров России от 19 января 1991 г. № 33 "О создании государственной службы занятости в РСФСР" //СП РСФСР. 1991. № 10. Ст. 136.

135. Положение о Федеральной Службе Занятости населения РФ. Утверждено Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 19 января 1993 г. //САПП РФ. 1993. №4. Ст.311.

136. Постановление Совета Министров РФ от 5 февраля 1993 г. № 99 "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения" //САПП РФ. 1993. № 7. Ст.564.

137. Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. № 432 "О мерах по обеспечению занятости населения в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах РФ" //СЗ РФ. 1994. №2. Ст. 110.

138. Постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 г. № 533 "О льготах для граждан, переселяющихся в сельскую местность" //СЗ РФ. 1994. № 6. Ст.607.

139. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1994 г. № 1300 "О создании системы профессиональной ориентации, переподготовки, трудоустройства и социальной адаптации военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы" //СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.3359.

140. Постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. "Об утверждении Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов" //СЗ РФ. 1995. № 5. Ст.416.

141. Положение о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан за границей. Утв. Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1095 //РГ, 25.11.95.

142. Постановление Правительства РФ от 08 января 1996 г. № 6 "О Концепции улучшения положения женщин в РФ" //Бюллетень Министерства труда РФ. 1996. №1.

143. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 465 "О мерах по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 1996 году".// Бюллетень Минтруда РФ. 1996. №5. С. 12.

144. Постановление Правительства РФ от 8 мая 1996 г. "Об утверждении Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1996 1997 г.// СЗ РФ. 1996. № 20. Ст.2357.

145. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1074 "Вопросы Министерства труда и социального развития РФ" //Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ. 1996. № 10.

146. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222 "О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 2000 гг." //Бюллетень Министерства труда РФ. 1997. № 3.

147. Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997г. № 458 "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан" //РГ. 15 мая 1997 г.

148. Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ" //Бюллетень Министерства труда РФ. 1997. № 8.

149. Постановление Госкомитета по труду СССР от 2 марта 1988 г. № 113/6-64 "Об утверждении Положения о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и предоставления им льгот и компенсаций".

150. Указание ФЗС России от 2 февраля 1996 г. "О признании инвалидов безработными" //Бюллетень Министерства труда РФ. 1996. № 4.

151. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 1996 1997 годы. Утверждено 29 декабря 1995 г. // Бюллетень Министерства труда РФ. 1996. № 2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Тема V. Правовое регулирование занятости населения

Правовое регулирование занятости населения в РФ, основные акты и понятия. Государственные органы содействия занятости в РФ и субъектах РФ.

Правовое регулирование занятости населения в РФ осуществляется:

  • Конституциею РФ. Ст.37 Конституции России закрепляет право граждан на защиту от безработицы. /безработных: в России 1,5 млн., в Саратове 70 тыс./.
  • Международно-правовыми актами в сфере занятости (межгосударственные, межправительственные договоры, соглашения, конвенции МОТ №159, не ратифицирована конвенция 1996 г. №178).
  • Трудовым кодексом.
  • Другими федеральными законами, которые предусматривают льготы для отдельных категорий граждан.
  • Федеральным законом от 19 апреля 1991 г. «О занятости в РФ».
  • Законами субъектов РФ.
  • Указами президента, которые предусматривают льготы для отдельных категорий граждан.
  • Постановлениями правительства РФ (от 14 июня 1997 г., от 22 апреля 1997 г., которые утверждают положения об организации общественных работ и порядок регистрации безработных.
  • Приказ Минздравсоцразвития (от 29 июля 2005 г № 485), который утвердил положение о порядке финансирования мероприятий по содействию занятности населения и социальной поддержке безработных граждан.
  • Региональные акты (постановление правительства Саратовской области от 7 февраля 2008 г., в котором утверждена величина прожиточного минимума).
  • Коллективными договорами и соглашениями.

Институт занятости

Занятость – это не противоречащая законодательству РФ деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая заработок, трудовой доход.

Занятость это фактическая реализация права на труд, охватывающая следующие виды деятельности:

  1. Работа по трудовому договору в течении полного или неполного рабочего времени, включая временные, сезонные работы, общественные работы. При этом временное отсутствие на работе (отпуск) не прерывает состояния занятости.
  2. Предпринимательство (зарегистрированное в особом порядке) в т.ч. фермерство. Предприниматели считаются занятыми даже в том случае, когда их деятельность не приносить дохода, прибыли.
  3. Работа в подсобных хозяйствах и промыслах, в результате которой продукция реализуется на основе договора.
  4. Работа на оплачиваемых должностях, в замещаемых в порядке избрания, назначения, утверждения.
  5. Работа на основе членства в производственных кооперативах.
  6. Военная, альтернативная, гражданская служба.
  7. Учеба на любых очных видах обучения образовательных заведениях, в т. ч. по направлению службы занятости.
  8. Учредительство, участие в хозяйственных товариществах, обществах, производственных и потребительских кооперативах.

Все остальные граждане считаются незанятыми, среди них могут быть . Но, если у вас есть , вы сможете устроится на нормальное место работы.

Граждане выбирают вид занятости:

  • Самостоятельно
  • Через государственную службу занятости с предоставлением в соответствующих случаях социально-правовых гарантий и компетенций
  • Через негосударственные службы занятости (но уже без права на гарантии и компенсации).

Государственная служба занятости включает:

  1. Федеральную службу по труду и занятости.
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ, которым переданы полномочия в сфере занятости (в соотв. с законом «О занятости»).
  3. Государственные учреждения службы занятости (районные центры занятости. Например, в Саратовской области 43 центра занятости).
Функции государственной службы занятости:
  1. анализирование и прогнозирование рынка труда.
  2. Разработка и реализация программ содействия занятости населения.
  3. Содействие гражданам в поисках подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников).
  4. Социальная и психологическая поддержка безработных граждан
  5. Контроль за осуществлением законодательства в сфере занятости.

В службу занятости могут обращаться все граждане (занятые, и инвалиды, пенсионеры, незанятые). Служба занятости оказывает услуги бесплатно, их деятельность финансируется за счет государственного бюджета. Обращение гражданина в службу занятости порождает особые правоотношения, по которым гражданин вправе требовать предоставления подходящей работы, а при отсутствии оной – постановки на учёт, направления на профессиональное обучение и . Служба занятости выступает посредником между субъектами будущих трудовых или ученических правоотношений. Её направление на работу или профессиональное обучение носит рекомендательный характер для граждан, и как правило, для . В ряде случаев предусмотрена законодательством ответственность, отказы от услуг службы занятости могут повлечь для гражданина приостановку выплаты пособия по безработице на срок до трёх месяцев. Отказ же инвалиду в может повлечь административную ответственность, отказ беременной женщине – уголовную.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КОММЕРЦИИ И ПРАВА

Кафедра гражданского, гражданско-процессуального
и трудового права

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине
«Трудовое право»

На тему
«Правовое регулирование занятости и трудоустройства»

Студент гр. Андриишин Федор
Сергеевич
группа курс
Вид обучения заочное
сокращенное
Домашний адрес: п. Пионерский
ул. Садовая д.3 кв.9 Талицкого
района Свердловской области

Ирбит 2011

Введение

1. Роль государства в области содействия обеспечению занятости 5

1.1 Государственная политика в области содействия обеспечению 5 занятости
1.2 Законодательство о занятости населения 9
2. Понятие занятости и правовой статус безработного 10
2.1 Понятие занятости и ее виды 11
2.2 Правовой статус безработного 12

3. Трудоустройство, материальная и социальная поддержка безработных 14
3.1 Правовая организация трудоустройства 15
3.2 Виды мер материальной и социальной поддержки безработных 18

Заключение

Список использованных источников и литературы 23

Введение

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что вопросы занятости и трудоустройства являются одной из первичных проблем государства. Особенно остро данный вопрос стоит в современных условиях кризисного состояния, когда происходит массовое увольнение работников, сокращение численности штатов на предприятиях. В связи с тем, что обострилась проблема занятости и безработицы, государство обязано принять все необходимые меры для поддержки безработных граждан.
Целью исследования данной курсовой работы является изучение правовых основ организации занятости и трудоустройства, исследование направления государственной политики в области содействия обеспечению занятости, изучение работы органов государственной службы занятости населения с гражданами, обратившимися за помощью, выявление правовых проблем в области вопросов занятости и трудоустройства, и попытаться найти пути их решения.
С целью связано решение конкретных задач: изучить понятие занятости, раскрыть ее виды и формы; исследовать общую характеристику законодательства о занятости; раскрыть вопрос правовой организации трудоустройства, порядок трудоустройства отдельных категорий граждан; исследовать государственную политику в области содействия обеспечению занятости, определить ее направления и принципы; дать общую характеристику гарантий материальной и социальной поддержки безработных; выявить правовые проблемы в области организации занятости и трудоустройства, пробелы в законодательстве о занятости и предложить пути их решения.
Предметом изучения данной курсовой работы являются общественные отношения в сфере занятости и трудоустройства, возникшие между государством в лице его компетентных органов и гражданами, обратившимися в эти органы за помощью.
Методологической основой курсовой работы послужили законодательные акты и положения, регламентирующие занятость населения и трудоустройство. Кроме того, работа базируется на изучении и анализе трудов отечественных авторов Молодцова М.В., Головина С.Ю., Павленкова В.А., Серегина Л.В., Толкунова В.Н., посвященных вопросам занятости и трудоустройства граждан.
В работе освещаются такие вопросы как государственная политика в области содействия обеспечению занятости, общая характеристика законодательства о занятости, понятие занятости и правовой статус безработного, правовая организация трудоустройства, гарантии материальной и социальной поддержки безработных.
Структура курсовой работы представлена введением, содержанием трех глав и соответствующих параграфов, заключением и списком литературы.

1. Роль государства в области содействия обеспечению занятости.

1.1 Государственная политика в области содействия обеспечению занятости

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица пред пенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);
- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
- координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
Организация общественных работ
1. Органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ.
Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
2. Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть, расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.
3. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, для которых общественная работа считается подходящей).
4. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.
5. Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы.
В период участия в общественных работах, временного трудоустройства безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка.
6. Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и, как правило, неквалифицированных работ по следующим направлениям:
- утилизация и переработка бытовых отходов, ремонт и изготовление тары, подсобные работы в тепличных хозяйствах, кирпичном заводе и др. предприятиях, мытье окон, уборка территории;
- санитарная очистка зеленых зон города, заготовка лекарственных растений, посадка саженцев;
- погрузочно-разгрузочные работы, благоустройство и ремонт трамвайных и троллейбусных остановок, мытье автомобилей;
- скашивание травы и вырубка кустарника на обочинах, откосах, очистка дорожных покрытий от грязи и снега в местах, недоступных для дорожной техники, очистка от снега и льда остановок общественного транспорта, подсобные работы при строительстве и ремонте дорог;
- ремонт жилого фонда, благоустройство сдаваемых объектов, подсобные работы в производстве стройматериалов, подноска строительных материалов;
- благоустройство и озеленение, санитарная очистка кварталов, уборка снега с крыш, уборка лестничных площадок.
Вспомогательные работы по содержанию и использованию жилищного фонда и объектов соцкультбыта (детских дошкольных учреждений, спортплощадок, домов престарелых и др.).
Вспомогательные работы по восстановлению и сохранению историко-архитектурных памятников, зон отдыха.
Приведение в порядок воинских захоронений, братских могил, кладбищ.
- социальная помощь населению, уход за престарелыми и инвалидами, участниками ВОВ;
- организация досуга детей в детских садах, лагерях отдыха, руководство бригадами школьников, работа воспитателей в летнее время на детских площадках, клубах по месту жительства;
- регистрация и выдача медицинских карт;
- обслуживание аттракционов, зрелищных мероприятий культурного назначения;
- проведение мероприятий общественного назначения (перепись населения, обработка документации в военных комиссариатах);
- другие доступные виды деятельности.

1.2 Общая характеристика законодательства о занятости
Законодательство РФ о занятости населения представляет собой систему нормативно- правовых актов, определяющих правовые, экономические, организационные основы отношений, возникающих в связи с обеспечением занятости и реализацией прав граждан на труд.
Законодательство о занятости населения основывается на Конституции РФ и состоит из Закона РФ «О занятости населения в РФ», федеральных законов, иных нормативно правовых актов РФ, а так же иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Важнейшей для рассматриваемого института является ст. 37 Конституции РФ, устанавливающая право граждан на защиту от безработицы.
Важную роль играет закон РФ «О занятости населения в РФ», который был принят 19.04.1991г., существенно изменен и дополнен 20.04.1996г., и в настоящее время действует в редакции от 03.06.2009г.
Закон о занятости определяет принципы государственной политики в сфере обеспечения занятости, прав и обязанностей субъектов, действующих на рынке труда, права граждан в области занятости и предоставляемые им гарантии в этой сфере, организацию деятельности государственных органов занятости населения, правовые основы участия работодателей в обеспечении занятости и другие важные положения.
Значительную часть источников, составляют акты Правительства РФ. Особую роль играют утверждаемые Правительством федеральные целевые программы, в которых определяются меры, осуществление которых необходимо для достижения целей государственной политики обеспечения занятости. Существенное значение имеют акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Вопросы занятости населения относятся к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, в силу чего законодательство о занятости представлено актами не только федерального, но и регионального законодательства. Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии со своей компетенцией решают в полном объеме вопросы, связанные с разработкой и осуществлением государственной политики содействия занятости населения с учетом национальных, культурных традиций, а так же исторически сложившихся видов занятости, обеспечением реализации прав граждан, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами, определяющими государственную политику в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Рассматриваемый институт законодательства носит комплексный характер, включающий нормы не только трудового, но и административного, финансового и гражданского права. Так, порядок деятельности государственных органов занятости регламентируется административно-правовыми, а финансовые мероприятия по содействию обеспечения занятости финансовыми нормами.

2. Понятие занятости и правовой статус безработного
2.1 Понятие занятости и ее виды

Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон) определяет занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую российскому законодательству и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход. Из этого определения можно выделить четыре существенных признака, совокупность которых позволяет отнести гражданина к категории занятых.
Деятельность граждан, т.е. совершение определенных активных действий. К примеру, гражданин осуществляет определенный комплекс активных действий, выполняя трудовые функции на основании заключенного трудового договора.
Занятость делится на:
- трудовую, которая предполагает деятельность в сфере общественного производства;
- нетрудовую.
Трудовая занятость, в свою очередь, делится на занятость в сфере наемного труда и самодеятельную занятость.
К трудовой занятости в сфере наемного труда относится: работа по трудовому договору; работа на основании гражданско-правового договора, предметом которого является труд; работа на основании акта избрания или назначения; военная служба по контракту и приравненная к ней служба. Все эти виды занятости характеризуются тем, что их правовой формой выступает договор, который предусматривает добровольность возникновения и прекращения, соответствующих прав и обязанностей, связанных с процессом реализации способности к труду, и вознаграждение, размер которого прямо не зависит от доходов работодателя.
К трудовой занятости самодеятельного характера относится: членство в производственных кооперативах; работа в подсобных промыслах и реализация продукции по договорам; занятие предпринимательской деятельностью. Для этих видов занятости характерно то, что их содержание предполагает участие в принятии производственных решений, а вознаграждение впрямую зависит от дохода предприятия.
К не трудовой занятости относятся: обучение в общеобразовательных, начальных профессиональных учреждениях, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения; временное отсутствие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе).
Нельзя рассматривать отношения занятости в качестве предпосылки начала трудовой деятельности. Занятость - это длящееся отношение, которое характеризует состояние определенности субъекта этого отношения (например, в качестве работника, лица, обучающегося в учебном заведении, и т.д.) и не может прерываться (прекращаться) моментом устройства на работу, поступления в институт и др.

2.2 Правовой статус безработного

В отличие от понятия занятости, понятие безработицы в действующем российском законодательстве отсутствует. Между тем Закон "О занятости населения в РФ" указывает, кто может быть признан безработным.
В соответствии со ст. 3 указанного закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Безработными не могут быть признаны граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста;
- которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
- осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

3. Трудоустройство, материальная и социальная поддержка безработных
3. 1 Правовая организация трудоустройства

Под трудоустройством понимается система мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения, включающая содействие в поиске и получении работы со стороны органов государства, а также негосударственных организаций на основе лицензирования.
Общее руководство трудоустройством возложено на Министерство труда и социального развития РФ, которое несет ответственность за разработку и реализацию единой государственной политики в области труда и занятости.
Непосредственно ведающим вопросами трудоустройства является Федеральная государственная служба занятости со своей структурой Государственным комитетом РФ по занятости населения, комитетами республик и центрами занятости в краях, областях, городах и районах. Все эти государственные органы оказывают услуги по обеспечению занятости бесплатно. Но посреднические услуги в подыскании работы могут оказывать и негосударственные организации на основании выданных им лицензий за плату. Отличие государственной помощи в трудоустройстве состоит также в предоставлении перечисленных выше материальных гарантий и социальной поддержки безработным гражданам. Для их финансирования, поскольку они связаны с осуществлением государственной политики занятости, создан Государственный фонд занятости населения. Он существует за счет обязательных отчислений работодателей, средств республиканских и местных бюджетов и добровольных взносов.
Кроме бесплатного содействия в подборе подходящей работы существенное значение имеет и бесплатное обучение новой профессии, а также повышение квалификации с выплатой стипендии.
Весьма существенным средством временного решения проблемы занятости является предоставление оплачиваемых общественных работ, выполнение которых осуществляется на добровольной основе и оформляется срочным трудовым договором. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г., которым утверждено Положение об организации общественных работ, под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность. Общественные работы граждане выполняют по направлению органов службы занятости 1 . Их конкретные виды и объемы определяются местными органами власти по предложениям и с участием органов службы занятости.
Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор на срок до шести месяцев. Договор гражданина на участие в общественных работах расторгается в случае его поступления на постоянное место работы, на временное подходящее рабочее место и по другим уважительным причинам.
Участие в общественных работах включается в общий трудовой стаж, но при подборе подходящей работы не учитывается, за исключением нескольких случаев, прямо указанных в Положении, например, для
и т.д.................