«Патент для деревни». Владельцев личных подсобных хозяйств обяжут платить налог с продажи излишков продукции

04.03.2020

В Костромской области в глухом лесу, недалеко небольшого городка Чухлома находился старый мрачный заброшенный дом. Издалека он напоминал декорацию к фильмам ужасов. После каждой зимы казалось, что дом вот-вот развалится. Но, к счастью, появился бизнесмен, который выкупил этот участок. Он не просто не снес полусгнившую постройку, а сделал нечто удивительное.

Заброшенный дом в Чухломе Костромской области.

Мартьян Сазонов со своей молодой супругой, родственниками и соседями на фоне собственного дома.

Этот старинный дом был построен состоятельным крестьянином Мартьяном Сазоновичем Сазоновым в конце XIX века. Жилье стало свадебным подарком для его второй жены Екатерины Алексеевны Сазоновой (в девичестве Добровольской), которая была моложе мужа на 30 лет. Частично при строительстве дома использовали проект известного архитектора Ивана Павловича Ропета, опубликованный в журнале «Мотивы русского искусства». Ропета называли автором «псевдорусского стиля». Его дома напоминали терема.

Иллюстрация с проектом дома из журнала «Мотивы русского искусства».

После революции Сазонов с семьей покинул роскошный дом, вывезя всю мебель. В 1943 году советская власть разместила внутри постройки почту, фельдшерский пункт и библиотеку. В 1950-е на террасе выбили стекла, а в 1960-х потекла крыша здания. Сначала хотели даже перекрыть ее железом, но слишком уж гнилым оказался чердак. Еще спустя десятилетие деревня вымерла, а дом оказался никому не нужным.

За 100 лет без присмотра почти половина дома сгнила.

В 2009 году группа энтузиастов взялась за восстановление дома своими усилиями, но потом они поняли, что у них попросту не хватит средств. Тогда один из участников Андрей Павличенков выкупил терем у сельсовета и вложил в его реставрацию собственные деньги.

Так выглядел дом в начале ХХ века.

Дом Сазонова, отреставрированный в 2016 году.

Дом находился настолько в плачевном состоянии, что пришлось разобрать и заменить 40 процентов сгнивших бревен. Параллельно к этому месту была проведена вода, электричество, дорога. Открытие восстановленного памятника русского зодчества состоялось в 2016 году. Владелец дома надеется, что этот дом-терем в Чухломе вскоре станет популярной туристической достопримечательностью.

24 Ноября 2017, 10:48 , вопрос №1484898 Александр , г. Волгоград

600 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (8 )

При этом, правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений, также регулируются соответствующими нормативными муниципальными правовыми актами.

На примере г. Волгограда, это:

ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории Волгограда

1.3. Настоящие Правила действуют на всей территории Волгограда и являются обязательными для исполнения юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

1.4. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:

дерево - многолетнее растение с четко выраженным стволом, несущими боковыми ветвями и верхушечным побегом;

зеленые насаждения - совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений на определенной территории;

зеленый фонд города - совокупность зеленых насаждений различного вида в границах Волгограда;

повреждение зеленых насаждений - причинение вреда наземной части растений, а также их корневой системе, не влекущее прекращение роста. Повреждением является механическое повреждение ветвей, ствола, кроны, корневой системы деревьев, нарушение целостности живого надпочвенного покрова, загрязнение зеленых насаждений либо почвы в корневой зоне вредными веществами, поджог и иное причинение вреда зеленым насаждениям;

4.1. Физические и юридические лица обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений в соответствии с настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.

4.4. Лица, указанные в пункте 4.3 настоящего раздела, обязаны:

обеспечить сохранность зеленых насаждений;

производить снос и (или) пересадку зеленых насаждений в порядке, установленном настоящими Правилами;

4.5. На территории Волгограда запрещается:

повреждать или уничтожать зеленые насаждения, газоны, цветочные клумбы;

8. Снос и (или) пересадка зеленых насаждений

8.2. Снос и (или) пересадка зеленых насаждений осуществляются исключительно на основании порубочного билета и (или) разрешения на пересадку зеленых насаждений, выдаваемого администрацией района Волгограда по месту произрастания зеленых насаждений, подлежащих сносу и (или) пересадке.

Следовательно

рубил деревце возле заброшенного дома в деревне по дороге в город,

данные действия имеют признаки правонарушения, если дерево находилось на территории общего пользования населенного пункта, т.е. за пределами частной территории заброшенного домовладения

второй якобы приобрел ель у неизвестного лица на вокзале, когда выходил из электрички,

Если ель действительно была им приобретена у другого лица и его вина в незаконной вырубке не будет доказана, то он своими действиями заключающимися в покупке ели не совершал правонарушения.

третья вырастила ель у себя возле частного дома и несла ее к дочери на праздник,

Эти действия не имеют признаков правонарушения, если вырубка дерева не происходила на муниципальной территории общего пользования, где она запрещена без разрешения муниципальных органов местного самоуправления, а на территории ее частного домовладения.

Если же дерево росло за пределами территории ее частного домовладения, в этом случае данные действия имеют признаки правонарушения, т.е. территория в такой ситуации уже является муниципальной общего пользования, где без разрешения в определенных случаях выданного муниципальным органом местного самоуправления, вырубка запрещена.

а четвертый срубил ель в городском дендрарии, где он же ее и посадил восемь лет назад

Эти действия в любом случае являются правонарушением, т.к. на территории общего пользования муниципалитетов, запрещено повреждать или уничтожать зеленые насаждения.

Между тем, в связи с давностью лет, он не может быть подвергнут ответственности.

КоАП РФ Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерациив области охраны окружающей среды и природопользования

Из чего следует, что при наличии доказательств их вины, ответственность могут понести тот, кто рубил деревце возле заброшенного дома в деревне по дороге в город, вырастившая ель у себя возле частного дома и несла ее к дочери на праздник - в случае если дерево росло за пределами ее частной территории и срубивший ель в городском дендрарии.

Статья 2.2 КоАП РФ:

1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Разъяснения Верховного Суда

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 г. Москва «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»

15. Предметом преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.

Приобретение ели не является наказуемым экологическим правонарушением или преступлением.

Вырубка елей возле частных домов, предположительно на землях для ИЖС или ЛПХ незаконна, административная ответственность предусматривается нормами региона за нарушение Правил благоустройства.

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

КОДЕКС

Статья 8.7. Нарушение правил благоустройства территорий поселений

Нарушение утвержденных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений -влечет на граждан предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - наложение административного штрафа от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Пример решения суда в подтверждение

Если же вырубка была на землях общего пользования, то также штраф по региональному закону

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

КОДЕКС ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Статья 6.1. Повреждение и (или) уничтожение зеленых насаждений на территориях общего пользования в населенных пунктах

1. Повреждение и (или) уничтожение зеленых насаждений на территориях общего пользования в населенных пунктах - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

С уважением! Г.А. Кураев

юрист, г. Новосибирск

Общаться в чате

0 0

(Документ)

  • Решение задач 7 варианта из Жибров А.Е., Михайлов В.К., Фомина М.В., Молекулярная физика и термодинамика (Документ)
  • Колосова А.А., Степанов В.Е. Матрицы и определители, решение задач (Документ)
  • Ем В., Козлова Н. Сборник задач по гражданскому праву: Учебно-методическое пособие. Часть 1 (Документ)
  • Антонов О.А., Иванов В.Д. Сборник задач по уголовному праву (Документ)
  • Гражданское право - Решение задач по гражданскому праву (Документ)
  • Решение задач по ТПР (Лабораторная работа)
  • n1.docx

    Тема № 6: Правовой режим отдельных категорий земель.

    Задача 2.

    Члены крестьянского хозяйства решили создать акционерное общество, а в качестве взноса в уставный капитал передать в собственность создаваемому акционерному обществу земельный участок, принадлежащий им на праве собственности.

    Правомерны ли действия членов крестьянского хозяйства?

    Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

    1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

    3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правовых отношений.
    Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства

    1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок , хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

    3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

    1. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

    Статья 99. Уставный капитал акционерного общества

    1. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

    Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Он не может быть менее размера, предусмотренного законом об акционерных обществах.

    2. Не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества.
    ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ

    Статья 34. Оплата акций и иных эмиссионных ценных бумаг общества при их размещении

    1. Акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества.

    2. Оплата акций, распределяемых среди учредителей общества при его учреждении может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку.
    При этом федеральное законодательство устанавливает ограничения по видам имущества, принимаемого в оплату акций общества:

    Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»

    п.


    • 6. Не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. Коммерческие и некоммерческие организации могут переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на иное право, в том числе право аренды земельных участков, в установленном федеральными законами порядке.

    Задача 5.

    Гражданин Небейкопыто приобрел земельный участок для ведения крестьянского фермерского хозяйства (КФХ). Для того чтобы не тратить время на дорогу из дома на работу и с работы домой Небейкопыто решил построить на земельном участке жилой лом, гараж на три машины, русскую баню, финскую сауну, небольшой фитнес-клуб с бассейном для личного пользования, На оставшейся части земельного участка он предполагал, как я прежде, выращивать овощи на продажу.

    Предусмотрено ли действующим законодательством РФ использовать земельный участок, предоставленный для КФХ, под цели, обозначенные в задаче?

    Каким образом может использоваться земельный участок, предоставленный для ведения КФХ?

    Что вы посоветуете гражданину Небейкопыто?
    Гражданский кодекс от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ

    Статья 263. Застройка земельного участка

    1. Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Статья 260. Общие положения о праве собственности на землю

    1. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

    2. На основании закона (ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» от 25.10.2001 № 136-ФЗ) и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
    ФЗ «О КФХ» от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ

    Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

    1. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

    2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

    3. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством РФ.
    Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ

    Статья 36. Градостроительный регламент

    6. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.
    ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ

    Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

    Действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ.
    Земельный кодекс от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ

    Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков

    1. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

    2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

    Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

    4. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

    1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);

    2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

    4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

    5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

    6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

    7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

    8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    9) воинскими и гражданскими захоронениями;

    10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

    5. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

    1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

    2) из состава земель лесного фонда;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

    5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

    6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;

    7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

    8) предоставленные для нужд связи;

    9) занятые объектами космической инфраструктуры;

    10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

    11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

    12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;

    13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

    14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

    6. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7. Пункт 6 настоящей статьи не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
    ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ

    Статья 7. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию

    1. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

    1) с консервацией земель;

    2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

    4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;

    5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

    6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7) с выполнением международных обязательств РФ, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

    9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

    2. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса РФ, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.

    Задача 2.

    Гражданка П. в 1987 г. купила списанный дом на дрова, о чем свидетельствует выданная ей квитанция. Она отремонтировала дом, в течение многих лет использовала прилегающий к дому земельный участок. Попыталась провести технический учет дома в БТИ, но ей было отказано в связи с отсутствием прав на земельный участок.

    Имеет ли гражданка П. какие-либо права на участок, прилегающий к дому?

    Что ей можно посоветовать?
    Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»

    Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

    Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

    В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.
    ГК

    Статья 271. Право пользования земельным участком собственником недвижимости

    1. Собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Т.о., если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка, на котором расположено это недвижимое имущество. ГК РФ по умолчанию устанавливает право постоянного бессрочного пользования земельным участком у собственника объекта недвижимости.

    Задача 3.

    Жилой дом с приусадебным земельным участком перешел по наследству двум лицам. Один в нем зарегистрирован и имеет по завещанию 27 долей в праве собственности на жилой дом. Другой не зарегистрирован, но по завещанию ему оставлено 73 доли в праве собственности на жилой дом.

    Может ли быть поделен приусадебный земельный участок между совладельцами жилого дома?

    Какие принципы в разделе земельном участка должны быть учтены?
    Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ

    Статья 1182. Особенности раздела земельного участка

    1. Раздел земельного участка, принадлежащего наследникам на праве общей собственности, осуществляется с учетом минимального размера земельного участка, установленного для участков соответствующего целевого назначения.

    2. При невозможности раздела земельного участка в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, земельный участок переходит к наследнику, имеющему преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли этого земельного участка. Компенсация остальным наследникам предоставляется в порядке, установленном статьей 1170 настоящего Кодекса.

    В случае, когда никто из наследников не имеет преимущественного права на получение земельного участка или не воспользовался этим правом, владение, пользование и распоряжение земельным участком осуществляются наследниками на условиях общей долевой собственности.
    Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г № 136-ФЗ

    Статья 11.4. Раздел земельного участка

    1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

    3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

    4. Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

    5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, осуществляется лицом, с которым заключен договор аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

    6. При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
    Задача 7.

    Башкирский природоохранный межрайонный прокурор принес протест на постановление главы администрации г. Уфы об организации на водосборной площади р. Белой в черте г. Уфы Затонской свалки твердых бытовых отходов. Протест прокурора был основав на том, что отсутствовал проект будущей свалки и положительное заключение государственной экологической экспертизы.

    Возможно ли размещение свалки на указанном земельном участке?

    Какие документы, кроме указанных прокурором, необходимы для решения вопроса о возможности отвода земельного участка под размещение отходов?

    Какие права граждан были нарушены постановлением главы администрации г. Уфы?
    ФЗ «Об охране ОС» от 10 января 2002 № 7-ФЗ

    Статья 44. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений

    1. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.

    Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.

    2. При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.
    Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

    1. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

    сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

    размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

    захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

    ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

    3. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством РФ.
    Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ

    Статья 13. Содержание охраны земель

    1. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

    1) сохранению почв и их плодородия;

    2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

    Статья 35. Виды и состав территориальных зон

    1. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

    2. В состав жилых зон могут включаться:

    1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;

    2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;

    3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;

    4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;

    13. В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
    Задача 2.

    Группа предпринимателей приобрела заброшенный промышленный комплекс, состоящий из двух зданий, одного объекта незавершенного строительством и земельного участка из состава земель промышленности, который был оформлен на праве аренды.

    Спустя некоторое время предприниматели начали модернизацию производства с целью организации комбината по переработке шкур крупного рогатого скота.

    Жители прилегающего к Комбинату поселка, полагая, что строительство комбината затрагивает их интересы, обратились в местную администрацию с требованием разъяснить:


    • на каких основаниях ведется строительство нового комбината?

    • было ли получено разрешение о предварительном согласовании места размещения объекта?

    • соблюдены ли нормы санитарно-защитной зоны (расположение комбината планировалось в 300 м от жилых домов)?
    Местная администрация разъяснила гражданам, что;

    • решение о предварительном согласовании места размещения объекта отсутствует, так как на вышеуказанной территории ведется реконструкция, модернизация старых зданий и завершение строительства объекта, незавершенного строительством,

    • земельный участок относится к землям промышленности, и был предоставлен под размещение производства.
    Граждане поселка объявили забастовку и потребовали прекратить строительство.

    Правомерны ли требования жителей поселка?

    Каков порядок предоставления земельного участка для строительства промышленного комплекса?

    Было ли в данном случае необходимо решение местной администрации о предварительном согласовании места размещения объекта?
    Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

    Статья 12. Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений

    1. При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

    2. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
    ст. 44

    2. Если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности.
    Градостроительный кодекс от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ

    Статья 54. Государственный строительный надзор

    1. Государственный строительный надзор осуществляется при:

    1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;

    2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Предметом государственного строительного надзора является проверка:
    Положения пункта 1 части 2 статьи 54 не распространяются на проектную документацию объектов капитального строительства, утвержденную застройщиком (заказчиком) или направленную им на государственную экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, и на отношения, связанные со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства в соответствии с указанной проектной документацией (часть 2 статьи 48 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ).

    1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2) наличия разрешения на строительство;

    3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3.1. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора указом Президента РФ. Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, на землях особо охраняемых природных территорий может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора указом Президента РФ и (или) нормативным правовым актом Правительства РФ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом следующих особенностей организации и проведения проверок:

    1) проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;

    2) проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора:

    А) извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 настоящего Кодекса, а также об устранении нарушений, об окончании строительства;

    Б) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) основанием для проведения проверки помимо основания, указанного в пункте 1 настоящей части, является:

    А) программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора;

    Б) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

    В) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

    4) выездная проверка по основанию, указанному в подпункте "б" пункта 2 настоящей части, может быть проведена органом государственного строительного надзора незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

    5) предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении выездной проверки по основанию, указанному в подпункте "б" пункта 2 настоящей части, не требуется;

    6) в приказе (распоряжении) органа государственного строительного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта капитального строительства, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7. Не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах.
    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 09.09.2010) "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.01.2008 N 10995)

    2.2.1/2.1.1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

    САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ И САНИТАРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ 2 ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ

    Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

    Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

    Правовой режим земель населенных пунктов.

    Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспор

    Та, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для

    Обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопас

    Ности и иного специального назначения.

    Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов.

    Правовой режим земель лесного фонда.

    Правовой режим земель водного фонда.

    Правовой режим земель запаса.

    Занятие 1. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

    Задача 1

    Гражданин Ермолаев А. связи с реорганизацией совхоза получил земельный участок в собственность для ведения крестьянского хозяйства. Он захотел подарить часть земельного участка брату.

    Вправе ли Ермолаев А. совершить сделку с частью земельного

    участка?

    Каким образом можно упорядочить отношения собственности на земельный участок, если брат является членом крестьянского хозяйства Ермолаева А.

    Задача 2

    Члены крестьянского хозяйства решили создать акционерное общество, а в качестве взноса в уставный капитал передать в собственность создаваемому акционерному обществу земельный участок, принадлежащий им на праве собственности.

    Правомерны ли действия членов крестьянского хозяйства?

    Задача 3

    Гражданка Н. написала заявление в местную администрацию о выделении ей земельного участка под огород для посадки картофеля. По решению главы администрации сельского поселения ей выделили земельный участок, но документы на участок она не получила.

    Какие документы должны быть оформлены при предоставлении земельного участка для огородничества?

    С какого момента возникает право на использование земельного участка?

    Задача 4

    Гражданин Степанов решил продать принадлежащий ему на праве собственности земельный участок для ведения крестьянского фермерского хозяйства. Он нашел выгодного покупателя, совместными усилиями был составлен договор купли-продажи (купчая) земельного участка, который через некоторое время был представлен для государственной регистрации перехода права собственности в Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области. Договор правовую экспертизу не прошел, а государственная регистрация сделки была приостановлена на том основании, что не представлен документ, свидетельствующий об отказе Московской области от покупки продаваемого земельного участка.

    Правомерен ли отказ регистрирующего органа?

    Предложите обеим сторонам выход из сложившейся ситуации.

    Задача 5

    Гражданин Небейкопыто приобрел земельный участок для ведения крестьянского фермерского хозяйства (КФХ). Для того чтобы не тратить время на дорогу из дома на работу и с работы домой Небейкопыто решил построить на земельном участке жилой дом, гараж на три машины, русскую баню, финскую сауну, небольшой фитнес-клуб с бассейном для личного пользования. На оставшейся части земельного участка он предполагал, как и прежде, выращивать овощи на продажу.

    Предусмотрено ли действующим законодательством Российской Федерации использовать земельный участок, предоставленный для КФХ, под цели, обозначенные в задаче?

    Каким образом может использоваться земельный участок, предоставленный для ведения КФХ?

    Что вы посоветуете гражданину Небейкопыто?

    Задача 6

    Гражданин Иванов приобрел у инвалида ВОВ земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Он построил на земельном участке жилой дом, бытовые постройки, произвел на земельном участке ландшафтные работы, устроил небольшой огород. При проведении проверки контролирующими органами было выявлено использование земельного участка не по целевому назначению. Ими было заявлено, что Иванов не имел права возводить на земельном участке жилой дом, бытовые постройки, так как указанный земельный участок является полевым. В свое оправдание Иванов заявил, что ведет на земельном участке ЛПХ, так как, благодаря проведенным ландшафтным работам, на земельном участке прижились, произрастают и размножаются редкие виды растений, завезенных из Австралии, Индонезии, Новой Зеландии, которые он сам не продает, а использует для личных нужд.

    Раскройте понятие «личное подсобное хозяйство».

    Какие бывают виды земельных участков для ведения ЛПХ?

    Видите ли вы нарушения земельного и иного законодательства Российской Федерации в действиях гражданина Иванова?

    Занятие 2. Правовой режим земель населенных пунктов

    Задача 1

    В редакцию телевизионной программы «Человек и закон» пришло письмо от телезрительницы следующего содержания: «...сестра и брат получили наследство по 1/2 дома и по 3,5 соток земли по суду. Сестра приватизировала свои сотки и по договору дарения подарила мне землю и свою долю домовладения (договоры раздельные), не поставив в известность брата. Он подал в суд иск по ст. 246, 250 ГК РФ (только о домовладении)».

    Могла ли сестра подарить землю и часть дома без согласия бра-

    Можно ли на данном земельном участке поставить бытовку без

    согласия брата? Решите дело.

    Законодательные и иные нормативные правовые акты

    Задача 2

    Гражданка П. в 1987 г. купила списанный дом на дрова, о чем свидетельствует выданная ей квитанция. Она отремонтировала дом, в течение многих лет использовала прилегающий к дому земельный участок. Попыталась провести технический учет дома в БТИ, но ей было отказано в связи с отсутствием прав на земельный участок.

    Имеет ли гражданка П. какие-либо права на участок, прилегающий к дому?

    Что ей можно посоветовать?

    Задача 3

    Жилой дом с приусадебным земельным участком перешел по наследству двум лицам. Один в нем зарегистрирован и имеет по завещанию 27 долей в праве собственности на жилой дом. Другой не зарегистрирован, но по завещанию ему оставлено 73 доли и праве собственности на жилой дом.

    Может ли быть поделен приусадебный земельный участок между

    совладельцами жилого дома?

    Какие принципы в разделе земельного участка должны быть

    учтены?

    Задача 4

    Семья Журавлевых решила сделать пристройку к своему дому. Все документы на строительство с органами пожарного надзора СЭС согласованы. Однако в отделе Главного архитектора города Журавлевым сообщили, что пристройка очень высокая, выше дома на 3,5 м, и отказали в согласовании документов.

    Существуют ли требования, ограничивающие высоту частных

    строений?

    Могут ли Журавлевы отстоять свой проект строительства?

    Задача 5

    Дача принадлежит двум лицам, гражданину Алехину и гражданке Чеботаревой, каждому из них принадлежит 1/2 доля в праве собственности на дом. Дом Расположен на земельном участке площадью 50 соток. Алехин купил часть дачи - 1/2 долю в праве собств^н1ЛОСТИ на дом в 1981 г. у Москвиной, которая получила ЭТУ часть по наследству от Москвина, построившего дом на предоставленном в "947 г. земельном участке размером 50 соток.

    Чеботарева приобрела часть дачи - 1/2 долю в праве собственности на Дом в 1974 году у наследника Москвина.

    0тношения по порядку пользования земельным участком меж-Моск0ИНЫМ и Чеботаревой были установлены на основании решения товарищеского суда в сентябре 1976 г., которое было утверждено поселковым Советом народных депутатов в октябре 1976 г Товарищеский суд постановил признать земельный участок за Чеботаревой в размере 1200 кв. м. Вся остальная часть земельного участка в размере 3800 кв. м признана в пользовании земель

    за Москвиным> оваРИ1Дескии СУД точно описал границы пользования земельным участком Чеботаревой и Москвина и определил поояд0к пользования земельным участком в плане земельного участка. решение товарищеского суда не было обжаловано и вступило в законную силу.

    После Решения товарищеского суда сложился порядок пользования участком, который подтверждается справкой Нарофоминского городского бюро технической инвентаризации. В справке указано, что в пользовании Алехина находится 3500 кв. м земельного участка, а в пользовании Чеботаревой - 1500 кв. м.

    Алехин Чеботарева решили переоформить земельный участок в собственность однако у них возник спор. Алехин считал, что в его собственность должно перейти 3800 кв. м земельного участка в соответствии с Решением товарищеского суда. Чеботарева полагала что в соответствии со ст. 35 Земельного кодекса Российской Правовой режим отдельных категорий земель

    Федерации, она имеет право на 2500 кв. м земельного участка. Алехин и Чеботарева подали иски в суд.

    По какому критерию может быть разделен земельный участок?

    Решите дело.

    Задача 6

    Решением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворен иск Комитета по управлению городским имуществом Администрации Санкт-Петербурга к предпринимателю Е. о расторжении заключенного с ней договора аренды земельного участка и выселении ответчика с указанного земельного участка. Земельный участок согласно договору аренды был предоставлен предпринимателю Е. для размещения торгового павильона без права возведения капитальных строений.

    Судебный пристав-исполнитель обратился в арбитражный суд с заявлением о разъяснении судебного решения относительно выселения ответчика с земельного участка. Ссылаясь на то, что находящийся на земельном участке торговый павильон невозможно убрать без капитального сноса, он попросил суд дать определенные указания на совершение действий по отношению к указанному павильону.

    Какое разъяснение должен дать арбитражный суд?

    Может ли быть применена для исполнения судебного решения ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации?

    Задача 7

    Башкирский природоохранный межрайонный прокурор принес протест на постановление главы администрации г. Уфы об организации на водосборной площади р. Белой в черте г. Уфы Затонской свалки твердых бытовых отходов. Протест прокурора был основан на том, что отсутствовал проект будущей свалки и положительное заключение государственной экологической экспертизы.

    Возможно ли размещение свалки на указанном земельном участке?

    Какие документы, кроме указанных прокурором, необходимы для решения вопроса о возможности отвода земельного участка под размещение отходов?

    Какие права граждан были нарушены постановлением главы администрации г. Уфы?

    Занятие 3. Правовой режим иных категорий земель

    Задача 1

    Сельскохозяйственный производственный кооператив «Колхоз "Рассвет"», являющийся собственником земельных участков, передал 50 га пашни в аренду ОАО для ведения подсобного сельского хозяйства сроком на 10 лет, основной деятельностью которого являлось промышленное производство на принадлежащем ему

    предприятии, а также 100 га сельскохозяйственных угодий внес в уставный капитал акционерного общества, которое было создано только для строительства и последующей эксплуатации туристического комплекса.

    Определите правомерность передачи земли в аренду.

    Правомерно ли внесение земельного участка в уставный капитал акционерного общества?

    Задача 2

    Группа предпринимателей приобрела заброшенный промышленный комплекс, состоящий из двух зданий, одного объекта незавершенного строительством и земельного участка из состава земель промышленности, который был оформлен на праве аренды.

    Спустя некоторое время предприниматели начали модернизацию производства с целью организации комбината по переработке шкур крупного рогатого скота.

    Жители прилегающего к комбинату поселка, полагая, что строительство комбината затрагивает их интересы, обратились в местную администрацию с требованием разъяснить:

    На каких основаниях ведется строительство нового комбината?

    Было ли получено разрешение о предварительном согласовании

    места размещения объекта?

    Соблюдены ли нормы санитарно-защитной зоны (расположение комбината планировалось в 300 м от жилых домов)?

    Местная администрация разъяснила гражданам, что:

    Решение о предварительном согласовании места размещения

    объекта отсутствует, так как на вышеуказанной территории

    ведется реконструкция, модернизация старых зданий и завершение

    строительства объекта, незавершенного строительством,

    Земельный участок относится к землям промышленности, и был

    предоставлен под размещение производства.

    Граждане поселка объявили забастовку и потребовали прекратить строительство.

    Правомерны ли требования жителей поселка?

    Каков порядок предоставления земельного участка для строительства промышленного комплекса?

    Было ли в данном случае необходимо решение местной администрации о предварительном согласовании места размещения объекта?

    Задача 3

    Постановлением Губернатора Смоленской области от 12 апреля 2007 г. было утверждено Положение о природном парке «Гагаринский» с описанием границ парка. В границах парка оказался земельный участок, предоставленный СПК «Восток» на праве постоянного бессрочного пользования для ведения сельскохозяйственного производства на основании распоряжения Главы Гагаринского района от 28 марта 1993 г.

    15 апреля 2007 г. СПК «Восток» обратилось в Администрацию Гагаринского муниципального района с заявлением о приобретении указанного земельного участка в собственность, в чем ему было отказано

    Влечет ли объявление территории природным парком перевод земель в границах природного парка в земли особо охраняемых территорий?

    Какие ограничения прав собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков влечет объявление территории природным парком?

    Обоснован ли отказ органа местного самоуправления в приобретении СПК «Восток» земельного участка в собственность?

    Задача 4

    ООО «Лесной гном» обратилось к ООО «Орлиный приют» с иском об устранении препятствий в осуществлении права аренды на лесной участок. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что ООО «Орлиный приют» заключило с Администрацией сельского поселения договор аренды земельного участка площадью 3,2 га, из которых 0,5 га были заняты лесом. Общество «Лесной гном» заключило с Администрацией Московской области договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, сроком на 10 лет для сбора дикорастущих ягод, орехов, грибов с целью их последующей переработки и реализации.

    При установлении границ в натуре выяснилось, что часть выделенного ООО «Лесной дом» лесного участка (0,5 га) в течение 5 лет используется ООО «Орлиный приют» для отдыха туристов. В обоснование своих прав ООО «Орлиный приют» представило договор аренды земельного участка.

    Раскройте понятие «лесной участок».

    Каково соотношение понятий «лесной участок» и «земельный участок, занятый лесом» ?

    В чьей собственности в соответствии с действующим законодательством РФ может находиться лесной участок?

    Какое решение должен вынести Арбитражный суд Московской области?

    В Госдуму поступил законопроект №483530-7 «О внесении изменений в статьи 346-43 и 346-45 части 2-й Налогового кодекса Российской Федерации», обязывающий владельцев личных подсобных хозяйств (ЛПХ) платить налог с продажи излишков продукции.

    Но чтобы это узаконить, в перечень предпринимательской деятельности, где применяется патентная система налогообложения, придется внести растениеводство и животноводство, и это сейчас активно обсуждается в Минсельхозе и правительстве.

    Новость оказалась очень неприятной не только для бывших фермеров, которые перевели свои КФХ в ЛПХ, чтобы избежать бюрократизма, сопровождавшего их работу, но и для большинства сельских жителей, у кого приусадебные участки оформлены как ЛПХ. В случае принятия закона, если кто-то из них, не имея патента, продаст ведро своих яблок или картошки, он тут же попадет под ответственность за незаконное предпринимательство.

    Сегодня значительная часть сельского населения, существующего на пенсию, «подрабатывает» на рынках, торгуя овощами с грядки, собственными ягодами, яблоками… Пока им это позволяет Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве», по которому деятельность ЛПХ, независимо от объемов произведенной в нем продукции, считается некоммерческой. Реализация излишков тоже не относится к предпринимательству, а потому, по пункту 13 ст. 217 Налогового кодекса, освобождается от налогообложения и не требует перечислений ни в какие фонды. Благодать, которая может скоро закончиться.

    Благими намерениями…

    Для чего вдруг потребовалось вносить в Налоговый кодекс эти изменения? В пояснительной записке сказано: «За 10 последних лет, как показала Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года, - существует довольно многочисленная группа личных подсобных хозяйств (ЛПХ), ведущих, по сути, предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированных ни в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, ни в качестве индивидуального предпринимателя…»

    Вот она, утечка капитала мимо бюджета! Правда, тут авторы закона оговорились, что все их предложения сводятся к тому, чтобы поприжать лиц, чей доход систематичен, то есть часть или большая часть продукции ЛПХ регулярно продается.

    Еще один предлагаемый критерий - партнеры по сделкам должны быть ИП или организацией. В итоге регулярно фиксируемые продажи через личный расчетный счет, расчеты через онлайн-банкинг, зачисление на счет наличных средств через банкоматы или переводом с другого счета теперь будут жестко контролироваться налоговиками. И чтобы не вступать с ними в конфликт, придется купить патент, стоимость которого рассчитают - взяв за основу ваш возможный годовой доход.

    И много ли у нас личных подсобных хозяйств, которые такой патент приобретут? Единицы, имеющие свои торговые точки на рынке выходного дня в Смоленске, на ул. Тенишевой. Им действительно деваться некуда. Остальные же вряд ли станут перечислять свои «кровные» государству.

    Я пока категорически против этих нововведений, - говорит хозяйка ЛПХ Елена Торочкина. - Коснутся они практически всего сельского населения области. Теперь что получается: пенсионеры со своих огородов ничего без патента и кассового аппарата продать не смогут? Тогда они решат просто забросить свои большие огороды и превратятся из маленьких сельхозтоваропроизводителей и самозанятых граждан в деревенских люмпенов. Я веду свое хозяйство, поставляю людям качественную продукцию, которая фиксируется в системе «Меркурий», закупаю корма, плачу за ветеринарное обслуживание. Только 4 тыс. руб. в месяц уходит на предубойный осмотр птицы и клеймение тушек. Только что 7 тыс. руб. отдала за привоз стружки на подстилку, чтобы птица жила в чистоте. А ведь и эти затраты при сегодняшних ценах на бензин не так-то легко «отбить». Считаю, что при существующей сегодня стоимости энергоресурсов государство должно не брать деньги с селян, а полностью дотировать всю выращенную продукцию. Если такой законопроект примут, то продержимся мы еще с полгода, а потом придется искать работу в городе, - говорит Елена.

    Ни город, ни село

    Если взять за основу данные официальной статистики, то в 2015 году на территории области числилось 116 тыс. ЛПХ. В середине 2018-го - 115 тыс. Из них большинство – обычные подворья, для которых ведение личного подсобного хозяйства - всего лишь вид разрешенного использования земли. И до недавнего времени многие владельцы этих земель такое ЛПХ действительно вели, не вдаваясь ни в какой бизнес. Но при этом в 2005 году именно ЛПХ лидировали в поставках на мясо скота и птицы, занимая 66% от всего объема, сдаваемого всеми хозяйствами области. Нынче их доля сократилась до 15%.

    В том же году частники давали 51% от всего объема надоенного молока, к концу 2017-го едва набралось 36%. Статистика говорит о том, что количество коров, быков, овец у населения за эти годы убавилось. Сегодня оно составляет 12,5 тыс. голов КРС, 10 тыс. из которых - коровы. Еще на подворьях имеется 10,6 тыс. свиней, 22,1 тыс. овец и коз и 700 лошадей. Негусто, поэтому уже сегодня частника, надаивающего в день ведро молока, на базаре не поймаешь. Клиенты сами приедут к нему за продуктом, да еще за неделю в очередь на парное молоко запишутся.

    А в целом сами крестьяне уже ходят в магазин за картошкой. Зачем ее растить, если из Египта привезут готовую? То же и с морковью, со свеклой.

    В 2012 году я купила четыре козы и породистого козла. Отдала большие деньги и четыре года работала на то, чтобы их вырастить. Только на пятый год начала понемногу торговать молоком, - делится опытом выведения личного подсобного хозяйства Лариса Лучкова. - Но надо было выращивать появившихся козлят и получать какие-то деньги, чтобы содержать животных. Для этого завела корову, с ее помощью начала выпаивать козлят. Одной коровы оказалось мало, завела вторую, айширской породы. Теперь вопрос с выпаиванием козлят решен, зато встала проблема, как прокормить буренок? Нынче вот заняла денег и отдала 80 тыс. руб. за сено. Буду зиму работать, чтобы вернуть долги. Трудно решается вопрос и с утилизацией навоза. Продать его практически невозможно, приходится вывозить. Для этого нанимала «КамАЗ» за 10 тыс. руб. То, что не вывезла, кое-как раздала соседям. Подорожали и ветеринарные услуги. Раньше, чтобы продать молоко на рынке, я платила 760 руб. в месяц за анализы. Теперь же надо каждую неделю ставить в лаборатории пробы продукции рублей на 400, а потом заплатить за справку еще 150. Итого около 500 руб. в неделю, или порядка 2 тыс. руб. в месяц.

    А теперь мою деятельность приравняют к предпринимательской, заставят платить налоги, покупать патент, кассовый аппарат… Где взять на это средства, если я и так балансирую между рентабельностью и нерентабельностью? - спрашивает Лариса.

    Люди просят очень осторожно подходить к принятию этого законопроекта. И продумать все возможные положительные и отрицательные последствия.