Международная защита прав человека конспект урока. Урок по обществознанию на тему «Международная защита прав человека

07.08.2020

Урок по обществознанию на тему «Международная защита прав человека»

Цель: рассмотреть основные черты международной защиты прав человека.

Предмет: обществознание.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

I . Сообщение темы и цели урока.

II . Изложение (с элементами беседы) программного материала.

Имеет ли гражданин право и возможность подать в суд на своё государство? Может ли какое-либо государство быть осуждено как преступник?

Из курса истории и обществознания вы знаете, что в различные эпохи содержание и объём прав человека определялись по-разному. Причём до начала XX в. права человека регулировались только внутригосударственным правом отдельных государств.

В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружилась потребность в международном регулировании прав и свобод человека. Как известно, Организация Объединённых Наций (ООН) возникла в 1945 г. в ответ на агрессию и преступления против человечности, совершённой фашизмом в годы войны. Этим и объясняется включение в число целей ООН положения о развитии и поощрении уважения к правам и основным свободам человека.

Защита прав и свобод человека средствами ООН

Функции и полномочия Организации Объединённых Наций в области прав человека чрезвычайно разнообразны. Её структурные подразделения принимают рекомендации, выносят решения, созывают международные конференции, подготавливают проекты конвенций, проводят исследования, оказывают консультативную и техническую помощь отдельным странам. В ряде случае они осуществляют и контрольные функции за соблюдением государствами – членами ООН обязательств, которые они взяли на себя по Уставу ООН и иным международным соглашениям.

Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека несёт Генеральная Ассамблея ООН и под её руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Вопросы прав человека обычно включаются в повестку дня Генеральной Ассамблеи на основании соответствующих разделов доклада ЭКОСОС и решений, принятых Генеральной Ассамблеей на предыдущих сессиях. Иногда они также предлагаются для обсуждения другими главными органами ООН, государствами – членами Организации и Генеральным секретарём.

Рекомендации, принимаемые Генеральной Ассамблеей как в области прав человека, так и по другим вопросам, согласно Уставу ООН не являются юридически обязательными для государств – членов ООН. Но, несомненно, резолюции, за принятие которых голосовали все или подавляющее большинство государств – членов Организации, могут свидетельствовать о существовании определённых принципов и норм международного права, обязательных для всех государств – членов ООН.

В 1946 г. ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека. Члены Комиссии избираются на 3 года. Комиссия собирается на ежегодные шестинедельные сессии и принимает свои решения большинством голосов присутствующих и принимающих участие в голосовании членов. В её функции с момента создания входила подготовка предложений и докладов Совету относительно Международного билля о правах человека; международных деклараций и конвенций о гражданских свободах, положении женщин, свободе информации и других подобных вопросах; защиты меньшинств; предотвращения дискриминации по признакам расы, пола, языка или религии; любых других вопросов, касающихся прав человека. Комиссия осуществляет исследования, даёт рекомендации, представляет информацию и выполняет другие поручения ЭКОСОС. Подготовка крупных исследований обычно поручается специальным докладчикам. Завершённые исследования служат основой для принятия Комиссией различного рода решений.

Одним из первых поручений Комиссии стала работа с Международным биллем о правах человека. Напомним, что в настоящее время Билль включает следующие международные соглашения: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах; второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Основную идею перечисленных международных документов выражает следующий принцип, закреплённый в преамбуле Пакта об экономических, социальных и культурных правах: «…идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлён, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими политическими правами».

Пакт о гражданских и политических правах закрепил принцип международного права, согласно которому фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооружённых конфликтов. Некоторые ущемления прав человека в связи с введением чрезвычайного или военного положения в принципе допускаются, но это не должно вести к дискриминации, нарушать основополагающие права человека, которые должны соблюдаться всеми государствами мира, независимо от того, являются ли они участниками Пакта. (Подумайте, какие права должны соблюдаться вне зависимости от политической ситуации в государстве, регионе мира.)

В 1976 г. ООН был создан Комитет по правам человека, состоящий из 18 экспертов, которые избираются государствами-участниками из числа своих граждан и обладают «высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека». Одной из основных функций Комитета является рассмотрение докладов государств-участников о реализации на их территории прав человека, причём участники предоставляют общую информацию как о состоянии прав и свобод человека, так и о реализации каждого конкретного права. Комитет изучает представленные доклады и делает определённые замечания, рекомендации. Участник должен рассмотреть их и может представить свои отзывы по сделанным замечаниям. Подобная процедура может быть осуществлена и по заявлению государства-участника о невыполнении своих обязательств другим государством.

Очевидно, что права и свободы человека в первую очередь должна защищать национальная судебная система, но иногда она не принимает справедливого, с точки зрения гражданина, решения. В этом случае он может обратиться с жалобой в Комитет по правам человека. Если Комитет сочтёт жалобу приемлемой (т. е. установит, что возможности решения дела в суде государства-нарушителя исчерпаны), об этом сообщается соответствующему государству, которое имеет возможность в течение 6 месяцев представить письменные объяснения по существу вопроса, а после этого автор жалобы может дать отзыв на разъяснения государства. За время своей деятельности Комитет рассмотрел сотни жалоб и вынес по ним соответствующие рекомендации. Большинство из них были приняты государствами к исполнению. Именно разбор индивидуальных сообщений позволяет сделать выводы о соответствии законов, судебной и административной практики того или иного государства требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах. Исполняя решение Комитета, приведя своё законодательство в соответствие с Пактом, государство тем самым создаёт условия для того, чтобы впредь подобных нарушений прав человека не совершалось.

ООН создал и ряд других органов по защите прав человека, например, прав женщин, прав ребёнка. Таким образом, органы ООН рассматривают как общие вопросы прав человека, так и специальные, относящиеся, в частности, к защите прав человека в период вооружённых конфликтов. Эти же органы обсуждают и вопросы ответственности за преступное нарушение прав человека.

Однако в настоящее время деятельность органов ООН в области прав человека ещё очень несовершенна: созданная система организаций громоздка, в её работе наблюдается дублирование, рассмотрение ряда вопросов из года в год переносится. Поскольку деятельность этих организаций носит сессионный характер, они не способны принимать экстренные меры в условиях кризисов. В качестве меры по разрешению этой ситуации были учреждены должности Верховного комиссара ООН по правам человека, а также Верховного комиссара ООН по правам беженцев, которые координируют практическую работу ООН по защите прав человека в мирное время и в периоды военных конфликтов.

Европейская система защиты прав человека

Совет Европы является старейшей европейской региональной организацией. 4 ноября 1950 г. в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г.

На основании этой Конвенции были образованы два органа – Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека, которые наделены полномочиями по рассмотрению сообщений государств, отдельных лиц, неправительственных организаций и групп лиц о нарушении их прав государствами – участниками Конвенции. Отдельные индивиды, неправительственные организации и группы лиц имеют возможность направлять петиции непосредственно в Суд. В связи с этим Европейская комиссия по правам человека была упразднена, и единственным органом защиты прав человека стал Суд.

Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из 3 судей, палаты из 7 судей и большие палаты из 17 судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из 3 судей. Это связано с непрерывным возрастанием числа жалоб, по которым необходимо принимать оперативные решения. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты обсуждают наиболее серьёзные вопросы, а также дела, переданные им по требованию участвующих в споре сторон.

Решения Суда обязательны для государств-участников, и за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Таким образом, созданный механизм является, по сути дела, наднациональной властью.

Любая страна, вступающая отныне в Совет Европы, должна не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в своё законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.

Сейчас, когда Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, российское законодательство и юридическую практику необходимо приводить в соответствие с европейскими стандартами. Подобная практика предписана Конституцией РФ (ст. 15, п. 4).

Защите прав человека отводится значительное место в работе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В перспективе, видимо, произойдёт объединение существующих в Европе региональных органов в единую организацию, в которую войдут все государства этой части света. Постепенно зреют политические предпосылки интеграции всей Европы, что неизбежно приведёт к образованию единого европейского правового пространства и созданию единых условий для эффективной защиты основных прав и свобод человека.

Проблема отмены смертной казни

Динамика развития отношений между странами свидетельствует, что международной регламентации стали подвергаться многие проблемы, относившиеся ранее к внутренней компетенции государств. Одним из наиболее неоднозначных является вопрос о применении смертной казни.

Всеобщая декларация прав человека и Международные пакты, провозгласив право каждого на жизнь, не отменили смертную казнь. Запрещалось выносить смертный приговор лишь за преступления, совершённые лицами моложе 18 лет, и применять его в отношении беременных женщин.

Вопрос о применении смертной казни за тяжкие преступления является не только правовым, но и нравственно-философским. Значительное количество убийств совершается людьми в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нередко под влиянием ряда неожиданных факторов. Существенно меньшее число убийств планируется заранее, поэтому многочисленные утверждения о том, что смертная казнь способна остановить или резко уменьшить преступность, представляются малообоснованными. Практика свидетельствует о том, что применение смертной казни не уменьшает число преступлений, в то время как её отмена ведёт к гуманизации отношений в обществе, позволяет избежать судебных ошибок.

В 1983 г. Совет Европы принял Протокол №6 (об отмене смертной казни) к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Статья 1 Протокола гласит: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорён к смертной казни или казнён». Государства – участники Протокола могли лишь предусмотреть в своём законодательстве смертную казнь за действия, «совершённые во время войны или при неизбежной угрозе войны». Подавляющее большинство государств – членов Совета Европы ратифицировали Протокол №6 и не выносят смертных приговоров или не приводят их в исполнение. Парламентская Ассамблея Совета Европы в своём заключении по заявке России на вступление в эту организацию рекомендовала ей в течение одного года подписать Протокол №6 и ратифицировать его не позднее чем через 3 года с момента вступления в Совет Европы. В 1997 г. Россия подписала Протокол. Однако до сих пор российский парламент его не ратифицировал, хотя при этом смертная казнь в нашей стране не применяется с августа 1996 г.

Протокол №6 оказал влияние на позицию ряда государств – членов ООН по вопросу об отмене смертной казни. Это привело к тому, что Генеральная Ассамблея ООН провозгласила неразрывную связь права каждого на жизнь с запрещением смертной казни и обязала государств-участников отменить смертную казнь без каких-либо оговорок и не исполнять вынесенные приговоры о смертной казни. Контроль за соблюдением этого решения был возложен на Комитет по правам человека.

Однако далеко не все страны мира согласились с этим решением и реализовали его. Дискуссия об отмене моратория на применение смертной казни за совершение особо тяжких преступлений в течение нескольких лет идёт и в России.

Международные преступления и правонарушения

Индивид не только имеет права, закреплённые в межгосударственных соглашениях, но и несёт ответственность за нарушение принципов и норм международного права. Принято различать две категории противоправных деяний: международные правонарушения и международные преступления (особо опасные правонарушения).

В понятие «международное преступление» принято включать «преступления против мира и человечности» и «преступления против международного права». Выделяются три вида международных преступлений: к первому относятся действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны; ко второму – военные преступления (например, убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населённых пунктов); к третьему – преступления против человечности. К военным преступлениям Статут Международного уголовного суда отнёс свыше 50 различных составов, выражающихся в серьёзных нарушениях Женевских конвенций 1949 г., а также других законов и обычаев войны, применимых в вооружённых конфликтах международного и немеждународного характера.

Заметим, что к военным преступлениям и преступлениям против человечности неприменим срок давности. Как вы думаете почему?

Субъектом международного правонарушения и преступления является как государство, так и индивид, даже если правонарушения или преступления совершались им как частным лицом, а не от имени государства.

Ответственность за многие международные преступления наступает независимо от места и времени их совершения. При этом не имеет значения, предусмотрены ли они в законодательстве государства и является ли данное лицо его гражданином или иностранцем. Любое государство в соответствии с нормами международного права обязано рассматривать подобных лиц как преступников. Если же индивид, совершивший международное преступление, действовал от имени государства, к международно-правовой ответственности может быть привлечено и само государство.

Полномочия международного уголовного суда

Во многих случаях международные преступления совершаются членами правительства и другими официальными лицами. И суды государства не привлекают их к ответственности. Очевидно, что национальные судебные системы никогда не будут эффективными органами по рассмотрению дел о международных преступлениях, особенно тех, которые организуются государствами и совершаются их представителями.

Целый ряд международных преступлений был совершён в последнее десятилетие. В 1993 г. решением Совета Безопасности ООН был создан временный Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, виновных в преступных нарушениях прав человека на территории бывшей Югославии. Работа Трибунала по Югославии и ряду других государств, где в ходе гражданских войн и межнациональных конфликтов совершались преступления против человечности, выявила серьёзные проблемы, например: отсутствие достаточного финансирования; нежелание ряда государств сотрудничать с Трибуналом и подчиняться его решениям.

Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его Статута – начало качественно нового этапа в развитии межгосударственных отношений и международного права. Впервые со времени Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками международное сообщество приняло решение создать постоянно действующую высшую судебную инстанцию, которая сможет выносить приговоры всем, кто виновен в военных преступлениях и преступлениях против человечности, независимо от должностного положения.

Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека

Очевидно, что в мире, вступившем в XXI век, наблюдается серьёзная трансформация международных отношений. Эффективная защита прав и свобод человека воспринимается как одна из важнейших глобальных проблем, решение которой возможно лишь в условиях интеграции усилий всего мирового сообщества.

В основу законодательства всех стран должны лечь общепризнанные правовые принципы и нормы, что приведёт к созданию единого правового пространства. Создание единого правового пространства – долгосрочная цель, достижение которой не означает, однако, полную унификацию национальных систем права, но единообразный подход к толкованию и применению согласованных международно-правовых норм. Указанное сближение норм и принципов происходит во многих отраслях права, однако основу подобного сближения составляют права и свободы человека, особенно гражданские и политические права. Наиболее успешно такое пространство создаётся в рамках ряда европейских региональных организаций.

В последние десятилетия многие нормы и принципы международного права, относящиеся к правам человека, были конкретизированы в рамках региональных организаций. К ним относятся, например, нормы, касающиеся проведения выборов, создания многопартийных систем, признания различных форм собственности, права каждого покидать свою страну и возвращаться обратно. Особенно важно признание всеми государствами приоритета международного права над внутригосударственным. Подобное признание будет способствовать непосредственному применению принципов и норм международного права в юридической и административной практике государств.

Успешность создания глобального правового пространства зависит и от оптимизации деятельности международных контрольных органов по правам человека и наделения их компетенцией выносить конкретные и обязательные решения в адрес отдельных государств. Для этого государствам придётся отказаться от части суверенных прав и предоставить международным органам по правам человека властные полномочия.

III . Практические выводы.

    Права человека приоритетны по отношению к иным правовым принципам и нормам. Необходимо научиться отстаивать свои права и уважать права других людей.

    Смертная казнь рассматривается мировым сообществом как нарушение основополагающего права человека – права на жизнь. Следует помнить об этом, определяя своё отношение к предложению о возобновлении смертной казни в России.

    Нарушение прав человека государством, его отдельными представителями или частными лицами осуждается нормами международного права. Ответственность за совершение международных преступлений наступает вне зависимости от срока давности, гражданства преступника и его местонахождения.

    Гражданин любой европейской страны, в том числе России, может обратиться за защитой своих прав в Европейский Суд по правам человека, решения которого являются обязательными для государства-нарушителя.

IV . Документ.

Из Конвенции о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1976 г.).

Государства – участники настоящей Конвенции, …признавая, что научно-технический прогресс может открыть новые возможности в области воздействия на природную среду…

сознавая, что использование средств воздействия на природную среду в мирных целях могло бы привести к улучшению взаимодействия человека и природы и способствовать сохранению и улучшению природной среды на благо нынешних и будущих поколений,

сознавая, однако, что военное или любое иное враждебное использование таких средств могло бы иметь чрезвычайно пагубные последствия для благосостояния людей…

согласились о нижеследующем:

Статья 1

    Каждое государство – участник настоящей Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьёзные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику…

Статья 2

Используемый в статье 1 термин «средства воздействия на природную среду» относится к любым средствам для изменения – путём преднамеренного управления природными процессами – динамики, состава или структуры Земли, включая её биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства…

Вопросы и задания к документу

    Что понимается мировым сообществом под «средствами воздействия на природную среду»?

    Какие обязательства приняли страны, подписавшие данную Конвенцию?

    Чем, на ваш взгляд, объясняются принятые участниками Конвенции ограничения?

    Подберите конкретные примеры, подтверждающие необходимость принятия подобной Конвенции.

    Назовите права и свободы человека, защищаемые данной Конвенцией.

V . Вопросы для самопроверки.

    Какие структурные подразделения ООН занимаются непосредственно защитой прав человека?

    Перечислите международные соглашения, которые включают в себя Билль о правах человека. В чём состоит их главный принцип?

    С какой целью подразделения ООН и региональные организации по защите прав человека работают с жалобами отдельных граждан? Все ли жалобы принимаются к рассмотрению? Почему?

    Как организована защита прав человека в рамках Совета Европы?

    Почему с провозглашением права индивидов обращаться непосредственно в Европейский Суд была упразднена Комиссия по правам человека?

    Что такое международное преступление? Какие подобные преступления вам известны? В чём специфика судебного преследования за совершение международных преступлений?

    Каковы причины организации Международного уголовного суда?

    Эффективен ли, по-вашему, существующий механизм международной защиты прав человека? Почему?

VI . Задания.

    В России в течение нескольких лет идёт дискуссия о необходимости восстановления практики смертной казни за особо тяжкие преступления. Выясните позицию родных, друзей и знакомых по данной проблеме. Сформулируйте основные доводы сторонников и противников смертной казни. Выскажите и аргументируйте собственное отношение к данной проблеме.

    Предположите, почему европейские структуры по защите прав и свобод человека в настоящее время действуют более эффективно, нежели структуры ООН. С какими проблемами в области прав человека в последние годы сталкивается Европейский союз? Назовите 3-5 проблем.

    Конвенция о правах ребёнка запрещает:

    1. применение смертной казни или пожизненного тюремного заключения к лицам моложе 18 лет;

      призыв на военную службу даже в условиях войны лиц, не достигших 15 лет.

Объясните причины каждого из запретов.

    Соберите материал для краткого сообщения о деятельности организаций Красного Креста и Красного полумесяца. Почему эти организации называют нейтральными? Каков их способ защиты прав человека? Можете ли вы принять участие в их деятельности?

VII . Мысли мудрых.

«Хочешь мира – блюди справедливость»

Надпись на Дворце мира в Гааге

VII I . Краткие выводы к главе.

    Поиск ответов на вопросы о происхождении, сущности и назначении права важен как с теоретической, так и с практической точки зрения. К числу основных современных подходов к праву можно отнести нормативный и естественно-правовой. Каждый из них имеет свои достоинства, каждый оказывает влияние на развитие действующего в стране позитивного права. Нормативный подход акцентирует главное, определяющее свойство права – его нормативность. Естественное же право питает действующее право идеями гуманизма, свободы, справедливость и тем самым позволяет добиваться определённого качества действующих законов – делает их правовыми.

    Гражданство РФ, независимо от оснований его приобретения (по рождению или натурализации), является единым и равным. Государство гарантирует гражданам защиту их конституционных прав и свобод. В ответ оно ждёт от граждан соблюдения установленных законов и выполнения конституционных обязанностей – платить налоги и сборы, сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, заботиться о детях и нетрудоспособных родителях. Долгом и обязанностью гражданина РФ является также защита Отечества.

    Система современного российского права представлена рядом отраслей материального права – экологической, семейной, гражданской и трудовой.

Каждая из названных отраслей имеет свою специфику – определяет права и обязанности участников правоотношений, которые складываются в той или иной сфере общественной жизни. Вместе с тем все отрасли тесно взаимодействуют в силу неразрывной взаимосвязанности этих сфер. Человек постоянно, всю жизнь так или иначе вступает в личные и производные от них имущественные отношения, которые регулируются семейным правом. Многие ситуации в повседневной жизни людей связаны с имущественными или личными неимущественными отношениями, т. е. с гражданскими правоотношениями. Основная часть граждан связана также правоотношениями, основанными на нормах трудового права. И конечно, все люди так или иначе включены в экологические правоотношения, нуждаются в благоприятной окружающей среде, имеют право на неё, а также обязанность охранять и защищать её.

    Процессуальное право призвано регламентировать порядок реализации и судебной защиты материального права. На основе процессуального права суды осуществляют правосудие – рассмотрение гражданских, административных, уголовных дел и др.

Основной предмет гражданского процесса (гражданского процессуального права) – гражданско-правовые споры и порядок их разрешения. Правила гражданского процесса изложены в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Арбитражный процесс – это процесс прохождения дел в арбитражных судах, которые рассматривают главным образом экономические споры. Он осуществляется на основе Арбитражного кодекса РФ. Уголовный процесс строится на основе Уголовно-процессуального кодекса РФ и представляет собой деятельность по расследованию и разрешению уголовных дел. Административная юрисдикция представляет собой деятельность по расследованию и разрешению уголовных дел. Административная юрисдикция представляет собой производство по административным правонарушениям и строится на базе Кодекса РФ об административных правонарушениях. Существует также конституционное судопроизводство, т. е. судопроизводство в Конституционном Суде РФ. Оно осуществляется на основании Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Регламента Конституционного Суда.

    Международная защита прав человека осуществляется в первую очередь средствами ООН.

Наряду с международной, существует и Европейская региональная система защиты прав человека. Она представлена прежде всего Советом Европы, а также учрежденными им Европейской комиссией по правам человека и Европейским Судом по правам человека. Решения этого Суда обязательны для всех государств-участников, а за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Каждая страна, вступившая в Совет Европы, обязана не только исполнять решения Суда, но и корректировать своё законодательство в соответствии с его требованиями по правам человека. Вопросы прав человека занимают значительное место в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Каждый гражданин не только имеет права, закреплённые в международных соглашениях, но и несёт ответственность за нарушение норм международного права.

IX . Вопросы для итогового повторения.

    Каковы особенности современного подхода к пониманию права?

    Охарактеризуйте основные права и обязанности гражданина РФ.

    В каких случаях возможна замена воинской службы на альтернативную гражданскую?

    Что представляет собой семья с юридической точки зрения?

    В чём состоит специфика экологических правоотношений?

    Почему право человека на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей?

    Каковы особенности гражданских правоотношений?

    В чём специфика трудовых правоотношений?

    Что представляет собой процессуальное право?

    Охарактеризуйте главные задачи гражданского и арбитражного процессов.

    Какова главная задача уголовного процесса?

    В чём основная задача административной юрисдикции?

    Каково назначение конституционного судопроизводства, в чём его отличие от других судебных систем?

    Что представляет собой современный механизм защиты прав человека?

X . Заключительная часть.

    Оценивание ответов учащихся.

    Домашнее задание: читать §28 «Международная защита прав человека» (сс. 318-328); ознакомиться с краткими выводами к главе (сс. 329-330); ответить письменно на вопросы итогового повторения (домашняя самостоятельная работа) на с. 331.


Урок

Урок по обществознанию на тему «Правовое регулирование отношений в сфере образования» ... видом защиты прав человека служит судебная система страны. Права человека применительно к детям – это права ребёнка. Основным международным ...

  • Урок

    Урок по обществознанию на тему ... время уравнивание в правах товаров импортного и отечественного... , борьба с международным терроризмом. Глобальные... основы жизнедеятельности человека . Человек здесь рассматривается... так и защиту исключительности российского...

  • Урок

    Урок по обществознанию на тему «Экологическое право » Цель: познакомиться с содержанием и особенностями экологического права . Предмет: обществознание . Класс: ... защиты прав в России, её граждане имеют право обращаться в Европейских суд по

  • Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 13»

    н.п. Высокий, Мурманской области

    Конспект урока по обществознанию
    в 8 классе

    «ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ»

    подготовила:


    Титова Лариса Валентиновна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №13, н. п. Высокий Мурманская область

    2013-2014 учебный год

    ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ.

    Цель: познакомить учащихся с основами государственного механизма защиты прав и свобод в Российской Федерации. Задачи: - сообщение знаний о путях и формах обеспечения условий реализации правового статуса личности; - воспитание уверенности в справедливости норм права и морали; -воспитание достойного поведения; - формирование навыков бесконфликтного разрешения сложных жизненных ситуаций. Интерактивные стратегии.
      Разминка «Доброе утро». Работа в малых группах (РМГ). Игра «Аплодисменты».
    Дидактический материал. 43. таблица «Защита прав». 44. плакат «Пирамида Джозера». 45. плакат «Защищают права и свободы». 46. номера для «Пирамида Джозера». 47. карточки для РМГ. Конституция РФ. (извлечение) Статья 45.
      Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Каждый в праве защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
    Статья 46.
      Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
    Начните урок с игры-разминки «Доброе утро» Инструкция. По желанию учеников по очереди, получив в руки «микрофон», каждый имеет возможность поприветствовать свих одноклассников и рассказать о том, что его радует в это утро, что ему хочется сделать, какое у него настроение. Рассказ начинается со слов: «Доброе утро…». Обратите внимание на детей, которые пришли в школу явно без настроения. Мозговой штурм: Кто и что может нарушить права и свободы человека? Правам и свободам человека угрожают как природные катаклизмы, так и деятельность самого человека. Жизнь человека и окружающий его природы в его руках, и надо научиться быть ответственным перед собой и окружающим его миром. Нарушая общественные законы и закона. Одним из самых чудовищных нарушений прав и свобод человека является война. Один человек и даже государство не в силах справиться с этой бедой. МИР Нет, слово мир останется едва ли, Когда войны не будут люди знать.

    Ведь то, что раньше миром называли,

    Все станут просто жизнью называть.

    И только дети, знатоки былого,

    Играющие весело в войну,

    Набегавшись, припомнят это слово,

    С которым умирали в старину.

    В. Берестов.

    Провозгласить права и свободы- это еще недостаточно. Нужно обеспечить права и свободы, защитить их.

    Вопросы для обсуждения.

      Как можно его защитить?

      Какую опасность несет война?

      Что значит «миролюбивый человек»?

      Какие качества нужно воспитывать в себе каждому, чтобы жить в согласии с окружающими нас людьми и природой?

      Назовите международные организации для защиты прав и свобод.

    Работа с таблицей «Защита прав».

    Учитель методом мозгового штурма выясняет у учащихся тех, к кому чаще всего по закону нужно обращаться за защитой прав. При этом ведется запись в первую колонку на доске. Во вторую колонку записываются затем случаи, которые подтверждают правозащитные или правоохранительные функции данных лиц:

    Куда обратиться?

    Упражнение «Пирамида Джозера».


    Расположите по степени значимости от основания до вершины пирамиды номера следующих субъектов защиты прав и свобод, используя плакат на доске. Защищают права и свободы:

      Правовое государство; Международный суд в Страсбурге; Крепкое здоровье, мускулы, напористость; Комиссия и Центр по правам человека при ООН; Правовая культура и правовая грамотность; Справедливый суд в стране; Счастье, любовь и понимание в семье; Экономическая стабильность; Волевые качества личности, активное участие в своей судьбе; Законопослушность граждан; Строгие порядки в тюрьмах; Адвокаты, прокурор; Покой, мир и общественное согласие; Режим законности; Хорошо обученная милиция.

    РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ.

    ИНСТРУКЦИЯ.

    Шаг 1. Раздайте участникам тренинга на каждую группу из 4-5 чел. Материалы для размышления. Пусть ребята в течение 5-6 мин. Подберут доказательства того места, которое они выбрали на этажах пирамиды Джозера для своего материала. Обращайте внимание на перечень субъектов защиты прав и свобод человека. В этом перечне они найдут соответствие своему материалу на карточке. Шаг 2. По очереди выступают представители каждой группы. Организуйте метод «Раунд Робин», т. е. выступления групп следуют друг за другом, пока не исчерпаны все аргументы. Не допускайте полемики между группами. Каждый имеет право на слово. Шаг 3. Вы можете менять в процессе обсуждения номера на плакате с пирамидой, не навязывайте участникам свое мнение. Не делайте выводов. Поблагодарите за умение демократично вести себя.

    КАРТОЧКА № 1

    КАТОРГА Колонна вновь прибывших каторжан еще долго втягивалась в распахнутые ворота острога, минуя арку, на которой было начертано: «Александровская каторжная тюрьма». Вдоль коридоров тюрьмы – обширные камеры с нарами, в несколько этажей: двери камер окованы железом. Возле печи – параша, ведра в три: На окнах камер – решетки. По диагонали камер протянуты веревки для сушки белья. На узенькой полке выстроились кружки, кошелки для еды и чайники. Стоял непереносимый на первых парах для вновь прибывших запах тюрьмы. Жалкие парни, отверженные и забитые, лезли под нары – в слякоть и грязь, в нечистоты обитателей камеры. А ведь они тоже были людьми! Их нежно растили матери, показывали врачам, причесывали их кудри гребешком, они бегали в школы, влюблялись, трепетали от первого поцелуя, а теперь… Теперь из под нар выглянет лицо бывшего человека, испуганно оглядит всех и снова скроется во мрак отбросов каторги… В. Пикуль, «Каторга» 1. какие чувства вы испытали, прочитав отрывок о нравах и порядках в тюрьмах царской России? 2. как вы считаете, может, стоило сохранить такие порядки и в сегодняшних местах заключения, чтобы страх перед тюрьмой останавливал человека, решившегося на преступление?

    КАРТОЧКА № 2

    АНАТОЛИЙ ХОЧЕТ РИСОВАТЬ

    Анатолий Бауэр – инвалид детства. Его мама Лидия Дмитриевна говорит, что врожденный артрогриппоз последствия гриппа, перенесенного во время беременности. Плюс к этому осложнения при родах. Несколько сложных операций, проведенных еще в детстве, так и не вдохнули жизнь в мышцы рук и ног. Они по прежнему бездействуют. В квартире он ползает, а на прогулку на улицу Анатолия вывозят в инвалидной коляске. Но у парня хватило сил и мужества окончить среднюю школу на пять, он начал рисовать. Сбылась его мечта работы выставлены на всеобщее обозрение. Анатолий, сжав зубами кисть, продолжает рисовать.
      Как Анатолию удалось защитить свои права на свободу творчества, на индивидуальность, на достоинство, на образование?

    КАРТОЧКА № 3

    Р. убивал беззащитных старичков и детей с целью грабежа. Приговоренный к пожизненному заключению, он постоянно подает жалобы на нарушение его прав и свобод: то требует диетического питания, то требует фруктов, то ему хочется свиданий с родственниками. 1. Почему Р. Ограничен в своих правах и свободах? 2. Какой из перечисленных в списке на плакате факторов он игнорировал?

    Используемая литература:

      Конституция РФ, 1993г.

      Конвенция о правах ребенка

      Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

      Фалькович Т. А. , Шупина Т. И. «Изучаем Конституцию РФ», М. «Просвещение», 2009г.

      Северина О.А. , Сорокина Е. Н. «Детский правозащитный университет», «Глобус» 2011г.

    Как известно, права и свободы человека находятся под защитой государства. Но существует и особая система охраны прав на международном уровне. Узнаем, что такое международная защита прав человека, и как она реализуется.

    Истоки международной защиты права человека

    В разные исторические эпохи права и свободы человека претерпевали изменения. При этом вплоть до начала ХХ столетия этот вопрос регулировался исключительно внутри государств, не выходя за их границы.

    Потребность в создании международно-правовой системы защиты прав человека появилась в период Второй мировой войны как результат победы над фашизмом, преступления которого были направлены против жизни огромного числа людей. Жестокость, с которой они совершались, их масштабы заставили человечество задуматься над проблемой недопущения подобных ситуаций в будущем.

    В 1945 году возникла Организация Объединенных Наций. Ее цель состояла в организации сотрудничества стран, в том числе по вопросам защиты прав человека.

    ООН

    Рассмотрим механизмы обеспечения прав человека посредством Организации Объединенных Наций.

    ООН состоит из целого ряда органов, к которым относятся: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея и другие. Они занимаются созданием различных рекомендаций и проектов, подготовкой и проведением конференций, а также могут проводить исследования или оказывать помощь государствам.

    Международные документы

    ООН действует на основе Устава, в котором прописаны его полномочия и другие моменты, связанные с ее деятельностью.

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    Основным документом, устанавливающим защиту прав и свобод человека, является Международный билль о правах человека. В него входят несколько соглашений.
    Перечислим некоторые из них:

    • Всеобщая декларация прав человека;
    • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
    • Международный пакт о гражданских и политических правах.

    Поговорим кратко о международных пактах о защите прав человека. Данные документы основаны на едином принципе: современное общество основано на свободе личности, что может быть обеспечено только тогда, когда будут созданы условия, при которых каждый человек сможет пользоваться социальными, экономическими, политическими и культурными правами.

    Существуют международные организации, имеющие региональный характер. Например, Совет Европы, действующий на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В рамках данной организации действуют Европейский Суд и Комитет министров Совета Европы. Принимаемые ими решения направлены на регулирование отношений людей, являющихся гражданами стран, входящих в Европейский Союз.

    Что мы узнали?

    Одной из особенностей современного общества является существование международно-правовой системы защиты прав человека, которая действует наряду с государственными правовыми системами. Она призвана поддерживать порядок, охранять общепризнанные права, создавать нормы, отвечающие переменам в общественной жизни.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 118.

    Тема: «Права человека» 8 класс

    Цели урока:

    1. Дать учащимся представление, что такое права и свободы человека.

    2. Познакомить их с международными документами о правах человека.

    3. Способствовать формированию правовой и политической культуры.

    План урока:

    1. Вступительное слово.

    2. Права человека. Что это?

    3. Международные документы о правах человека.

    4. Значение Всеобщей декларации о правах человека.

    5. Заключение.

    Основные понятия: право, свобода, ООН, декларация, конвенция, пакт.

    Оборудование:

    Тексты документов: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ.

    Компьютерная презентация к уроку. (Приложение 1)

    Тестовые вопросы для закрепления. (Приложение 2)

    Высказывания на плакатах:

    «Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим» (М. Клаудиус, немецкий поэт 18 века)

    «Редкое, счастливое время, когда позволено чувствовать что хочешь и говорить, что чувствуешь» (Тацит, римский историк 1 век н.э.)

    Выставка правовой литературы.

    Ход урока.

    1. Вступительное слово.

    Уважаемые гости, учащиеся. Наш урок сегодня посвящен правам человека. Проблема прав человека всегда волновала людей и волнует по сей день. И это понятно: размышлять о праве, о правовых законах – значит думать о счастье, свободе, справедливости. Путь к свободной и счастливой жизни был долгим и нелегким. Жизнь устроена так, что за все в ней надо бороться и сражаться. И, наверное, почти всю свою жизнь люби боролись, отстаивали свои права и свободы и добились, наконец того, о чем мечтали и за что сражались. (слайд 1)

    Сегодня на уроке мы рассмотрим, что такое права и свободы человека, какими правами обладают граждане мира и граждане Российской Федерации, какие существуют международные документы о правах человека. (слайд 2)

    Запись темы урока в тетрадь.

    2. Права человека

    У нас на доске записаны новые понятия, с которыми мы должны познакомиться. Но прежде, чем мы дадим определение понятию «право», давайте подумаем с какими словами ассоциируется у вас это словосочетание.

    Возможные ответы учащихся.

    (права, данные природой, моральные права, возможности что-то делать, правила, без которых невозможно развитие личности и т.д.)

    Все высказывания ваши верны. Только нужно подчеркнуть, что все эти возможности человека обеспечиваются и охраняются государством.

    Вопрос к классу. А что такое свобода?

    (различные высказывания)

    Учитель. А теперь давайте запишем эти первые понятия.

    Право – это охраняемая и обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять и иметь достойные условия жизни.

    Свобода – это отсутствие каких-либо ограничений в чем-то, что не запрещено законом. (слайд 3)

    Вопрос к классу. А зачем надо изучать права человека?

    (Возможные ответы:

    чтобы защитить себя, чтобы отстаивать свое мнение, свою точку зрения)

    Учитель. Чем больше людей будут знать о своих правах и стараться жить по принципам заложенных в них, тем больше вероятность, что права человека станут не просто идеальной моделью, но и реальностью.

    3. Международные документы о правах человека.

    На прошлом уроке по обществознанию вы получили творческое задание. Класс был разделен на три группы. Нужно было представить, что вы находитесь на необитаемом острове. А так как человек существо (какое?) биосоциальное то вам нужно создать общество. А для создания идеального общества необходимо составить список прав его граждан. Итак, каждая группа должна представить список прав (представитель группы выходит и представляет на листе свой перечень. Учитель, просмотрев все три списка, здесь же подчеркивает те, которые повторяются. Так составляется итоговый перечень прав.). Итак, права вашего сообщества на необитаемом острове таковы: (перечислить).

    А теперь давайте, выясним какие права вы считаете главными. Для этого немного поиграем.

    Игра «Полет на воздушном шаре».

    5-6 человек выходят, становятся в круг, в центре стол или стул на котором находятся написанные права человека.

    Представьте, что вы находитесь в корзине воздушного шара. Набрав высоту, шар начинает падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся мешки с названиями прав человека. Чтобы шар не упал и набрал высоту, нужно оставить только три мешка с названиями прав человека.

    (Заранее подготавливаются 14 карточек с надписями:

      все равны перед судом и законом;

      право на жизнь;

      право на свободу;

      право на охрану здоровья;

      свобода слова;

      свобода совести;

      право вступать в общественные организации, объединения;

      право на свободу труда;

      право на жилище;

      право на частную собственность;

      право вступать в брак;

      право на образование;

      право на собрание и митинги;

      право избирать и быть избранным.

    Желательно, чтобы остались право на жизнь, свободу, здоровье).

    Вопросы для обсуждения игры.

    – Почему вы оставили именно эти 2 права?

    (Ответ – Право на жизнь – это главное естественное право человека, если его не будет, то все другие теряют смысл.

    Право на здоровье и свободу – это важнейшие человеческие начала необходимые каждому. Это абсолютные ценности, так как их нельзя ни с чем сравнить, их нельзя купить и продать.)

    А теперь проведем небольшой экскурс в историю. Подумайте, вспомнив историю, боролись ли люди древнего мира, средних веков, нового времени за свои права и свободы. (слайды 4–8).

    – Право в Древней Греции (зарождение демократии в Афинах, гражданин Греции обладал правами как в личной, так и в политической жизни, а главная обязанность – ото соблюдать законы и защищать Отечество)

    – Право в Древнем Риме (установление республики, права были разделены на публичные и частные)

    – Восстание Спартака 74-71г. до н.э. (борьба за свои свободу и права)

    – Средние века 13 век Англия (1215г. – духовенство, рыцари и горожане заставили короля подписать «Великую хартию вольностей», которая давала этим категориям ряд привилегий. Хартия – это грамота подтверждающая права.)

    – 18 век – Новое время (Революции в Англии, Франции, США, которые привели к созданию Конституций, провозгласивших права и свободы)

    – 19 век – Россия (Главная реформа по отмене крепостного права в России, которая предоставила крестьянам личные права и свободы)

    – 1918г. – образование РСФСР и принятие «Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа»

    Но решающий шаг в борьбе за права и свободы был сделан в середине 20 века.

    4. Значение Всеобщей декларации о правах человека.

    10 декабря 1948г., 60 лет назад Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, которая провозгласила основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека. (слайд 9). Этот документ вошел в Международную хартию прав человека. Декларация была протестом против ужасов Второй мировой войны. Мир понял, что любой конфликт, война – это подавление прав и свобод человека, нарушение прав и свобод целых народов

    С историей создания этого документа, а также с другими международными документами о правах человека и ребенка мы познакомимся, послушав сообщение наших учащихся.

    Сообщение 1. (слайды 10-14)

    Стремление стран к международному сотрудничеству в области защиты прав человека привело к тому, что после окончания второй мировой войны, страны победители вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных наций, главной задачей которой является поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами. В Уставе ООН сказано: народы объединенных наций преисполнены решимости “вновь утверждать веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности...” Высшим органом ООН была определена Генеральная Ассамблея, собирающая на свои сессии один раз в год, а Совет Безопасности – постоянно действующим органом. Все комитеты, советы, агентства ООН поставлены на службу разрешения проблем экологического, социального и гуманитарного характера.

    Начав действовать, ООН приняла ряд документов по важным вопросам жизни народов и отдельных людей во всех уголках планеты. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. Её значение заключается в том, что впервые в истории человечества были сформированы и рекомендованы для осуществления, во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов.

    В 1966г. декларация была дополнена 2 документами: Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, которые в совокупности называют Международным биллем о правах. В последующем были подготовлены и другие документы: Конвенция о правах ребенка и Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинствах видов обращения и наказания.

    Сообщение 2. (слайды 15-27)

    В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от рабства, детского труда, торговли детьми, проституции несовершеннолетних, произвола родителей, экономической эксплуатации. В связи с этим Лига Наций (прообраз ООН) в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка. После Второй Мировой Войны, ООН (после создания в 1945 году) приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи. Наконец в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику и дела правительств и людей во всем мире. Однако декларация- не обязывает, не имеет обязательной силы, это рекомендация. Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей. С 1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию. 26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, ее подписала 61 страна. 13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована в СССР. Россия, как правопреемница СССР сохраняет обязательства по Конвенции. Конвенция- документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

    С 24 июня 1998 г. в нашей стране вступил в силу закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, где обоснованы основные направления обеспечения прав ребенка. Права ребенка защищены также и другими федеральными законами: Семейным кодексом РФ, Кодексом о браке и семье др.

    Сообщение 3 (слайды 28-31)

    Одной из особенностей международных документов о правах человека является то, что они действуют через внутреннее национальное право. Положения, закрепленные в них воплощаются в соответствующих законах каждой страны – в Конституциях, кодексах, указах, постановлениях. Примером для нашей страны является Конституция РФ 1993 года, в которой в главе 2 закрепляются основные права и свободы человека. Впервые признаны и гарантированы права и свободы в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

    Итак, мы с вами познакомились с международными документами по правам человека.

    Назовите их?

    (Декларация прав человека 1948г. Конвенция о правах ребенка 1989г. Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.)

    Назовите основной закон в нашей стране, закрепляющий права и свободы человека? (Конституция РФ)

    Здесь прозвучали новые для вас понятия. Посмотрите и запищите их (слайд 32)

    1. ООН – международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира.

    3. Конвенция – международный документ, имеющий обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединялись.

    4. Пакт – международный договор, налагающий на его участников обязательства о его выполнении

    4.. Значение Всеобщей декларации о правах человека.

    Учитель. А теперь давайте поработаем с документами.

    У вас на столах находятся тексты всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и Конституции РФ. Мы уже говорили, что Всеобщая декларация прав человека была адресована всему человечеству. Большое влияние на принятие этого документа оказала Вторая мировая войн, и мировое сообщество решило не допустить больше гибели людей, т.к. каждый человек…

    Задание классу.

    (имеет право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.д.)

    Вопрос к классу.

    Сделайте вывод, как в данных отрывках отражено право на жизнь?

    (Ответ. Все документы признают высшей ценностью право на жизнь, а государство обязано соблюдать и защищать данное право) .

    Учитель. Сколько статей содержит декларация?

    Учитель. Все права и свободы, провозглашенные в ней подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. В 28 статьях этого документа уделяется внимание правам человека и лишь в одной 29-й обязанностям. О чем это говорит?

    Ответ. Что этот документ определил систему прав человека.

    Учитель. А теперь сравните ст.19 декларации, ст.13 Конвенции, ст.29 Конституции. О чем эти статьи?

    Ответ. О свободе выражения своего мнения.

    Ответ. О праве на охрану здоровья, медицинскую помощь.

    Учитель. В Декларации прав человека, Конвенции о правах человека и Конституции РФ много статей совпадают по содержанию. О чем это говорит?

    Ответ. О том, что наша Конституция РФ была составлена на основе Всеобщей декларации прав человека.

    Учитель. И не только наша Конституция, но и многие национальные Конституции составлены на ее основе. И если ваши права нарушаются в своей стране, то вы можете обратиться в Международный комитет по защите прав человека в г.Женева, ссылаясь на Всеобщую декларацию.

    Учитель. А теперь, ребята, подумайте и сделайте вывод. В чем историческое значение Всеобщей декларации прав человека? (слайд 33)

    Ответ. Это международный документ, который определил систему естественных прав человека. Декларация утверждает и защищает права человека во всех его сферах деятельности. Основные идеи документа вошли в национальные Конституции. Всеобщая декларация прав человека – это общечеловеческий образец права, к которому должны стремится все народы и все государства.

    Учитель. Наш урок подходит к концу. Я хотела бы услышать ваше мнение. Дал вам что-то этот урок, узнали ли вы что-то новое, или он для вас был неинресен. Причем, хочу заметить, что высказывая свое мнение, вы реализуете еще одно из прав – право на свободу слова. (Заслушиваются высказывания учащихся)

    Для закрепления материала учащимся предлагаются тестовые вопросы. (Приложение 2)

    5. Заключение.

    Учитель. Итак, наш урок подошел к концу. Мы сегодня затронули очень важную тему – права человека. Так зачем нам эти права? И есть ответ, который объединяет нас всех – это наша безопасность! Мы живем в то время, когда граждане нашего государства обладают правами и свободами, необходимыми человеку для существования. И наша задача сберечь то, что было достигнуто предыдущими поколениями.

    Приложение 1

    Компьютерная презентация

    Приложение 2

    Вопросы к теме «Права человека»

      Выбери из следующих мыслей те, которые соответствуют духу прав человека.

        Свобода есть возможность делать все, что мне хочется.

        Свобода есть право делать все, что позволено законом.

        Свобода есть независимость от заветов Бога.

        Свобода есть независимость от норм, установленных людьми.

        Свобода одного человека ограничена пределами свободы других.

      Выбери правильный ответ.

    А. Свобода есть право делать все, что позволено законом.

    Б. Свобода одного человека ограничена пределами свободы других.

        Верно только А;

        Верно только Б;

        Верны А и Б;

        Неверны и А и Б.

      Ответьте на вопросы «да» или «нет».

        Демократия означает народовластие.

        Декларация имеет силу, обязательную для исполнения государствами, ее подписавшими.

        Пакт – это документ, возлагающий на участвующие в нем государства конкретные обязанности в области прав человека.

        Декларация провозглашает всеобщий образец возможностей, на который должны ориентироваться каждый человек, все народы и все государства.

        Всеобщая декларация провозглашает основные права человека, охватывающие все главные области его жизнедеятельности.

        В Декларации сказано: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».

        Права человека означают, что каждый человек может ими пользоваться.

        Человеку достаточно иметь только права и не иметь обязанностей.

        В ООН существуют специальные органы по защите прав человека.