Восстановление в правах восстановление доброго имени. Самостоятельная работа по истории (9 класс)

16.01.2021


В этом году королева Великобритании помиловала около 50 тысяч гомосексуалистов. Почти всех - посмертно. Потому что миловала чохом - всех гомосексуалистов сразу, казнённых, начиная с 1533 года до XIX века, или, позднее, отсидевших в тюрьме (на каторге) - по законам, бывшим в Англии в ходу до 1967 года.

Российский либеральный телеканал «Дождь» запросил Королевство, почему гомосексуалистов помиловали, а не реабилитировали? Ответ из Великобритании оказался слегка обескураживающим для борцов за права человека: гомосексуалистов осудили по действующему на тот момент законодательству и ничего не нарушили. Следовательно, всё законно, и о реабилитации не может быть и речи, хватит им помилования. ( )

Помилование — акт верховной власти (обычно главы государства), полностью или частично освобождающий осуждённого от наказания, либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким.

Юридическая реабилитация (позднелат. rehabilitatio, восстановление) — восстановление в правах, восстановление утраченного доброго имени, отмена необоснованного обвинения невиновного лица либо группы лиц из-за «отсутствия состава преступления».

Таким образом, помилование - это акт доброй воли, а реабилитация - исправление судебной ошибки. Если судебной ошибки не было, то о реабилитации речи быть не должно.

Миллионы репрессированных по политическим мотивам в СССР - за последние 30 лет этими цифрами нам основательно промыли уши. Выросло целое поколение людей, которое ничего не знает о жизни в СССР, кроме огромного числа жертв политических репрессий. Тем удивительнее данные социологических опросов, которые раз за разом демонстрируют «хорошее отношение» большинства граждан России к советскому периоду жизни страны.

В постсоветской России 18 октября 1991 году был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий» : «Целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба».

По сути, принятый закон - демонстрация и закрепление итогов победы контрреволюции в стране, 70 лет строившей коммунизм. Неважно, что в последние годы существования СССР у большинства граждан, в том числе у правящей партии, уже не было того ясного стремления и накала борьбы за коммунизм, потому что в существенной степени произошло омещанивание сознания людей. Но лозунг «Человек человеку - друг, товарищ и брат» НЕ БЫЛ пустым звуком в советском обществе.

Теперь давайте посмотрим на то, какое число граждан по этому закону реабилитировали. По здравому логическому рассуждению, число реабилитированных должно соответствовать цифрам «невинно репрессированных», приводимым теми или иными историками. Поскольку наиболее полно и основательно занимался историей репрессий отнюдь не Александр Солженицын или Рой Медведев, а всеми уважаемый доктор исторических наук Виктор Николаевич Земсков, очень много работавший в архивах, то ему и предоставляется слово.

Учёный говорит об этапах реабилитации репрессированных по политическим мотивам. В картотеке КГБ СССР содержались данные по 3 854 000 таких людей. Из этого числа с 1953 по 1961 год было реабилитировано 727 000 человек. С 1962 по 1986 год реабилитировали ещё 157 000. Это число - примерно 900 000 - Земсков считает действительно невиновными людьми, попавшими под каток репрессий. Тут я с ним совершенно согласна.

Дальше начинается вакханалия перестройки. Во времена Горбачёва с 1987 по 1990 год было реабилитировано более миллиона репрессированных. За все 90-е годы добавилось более полумиллиона реабилитированных при Ельцине. На 2000-й год оказалось реабилитировано 2 438 000 человек. Примерно полтора миллиона человек и сейчас остаются не реабилитированными - генерал Власов, атаман Краснов, шпион Пеньковский, адмирал Колчак и масса людей такого же сорта помельче. Этих людей невозможно реабилитировать даже с помощью того самого закона от 1991 года.

Впрочем, попытки реабилитации предпринимались, особенно, во времена Ельцина. Некоторые из них увенчались успехом - реабилитировались виновные, даже террористы, исходя из того, что их борьба против советской власти была справедливой. Поэтому в 1993 году были реабилитированы все участники Кронштадтского мятежа, хотя это вооружённое выступление не придумали, оно на самом деле было. До 1995 года реабилитировали фактически всех участников многочисленных кулацко-крестьянских восстаний против советской власти за период с 1918 по 1933 годы. И наконец, в 1996 году был реабилитирован группенфюрер СС Гельмут фон Паннвиц, во время Великой Отечественной войны фактически командовавший казачьим корпусом коллаборационистов атамана Краснова. В 2001 году, правда, опомнились и реабилитацию фон Паннвица отменили. Но 5 лет группенфюрер СС, повешенный после Нюрнбергского трибунала, признавался «невинной жертвой сталинизма».

Что в итоге получается? Из примерно 4 миллионов репрессированных в СССР по политическим статьям, действительно невинно осуждёнными можно считать около 900 тысяч, реабилитированных ещё при советской власти. Условно невинными будем считать более полутора миллионов реабилитированных с 1986 года (кстати уж, вопрос - это как же сумели/успели за 1987-1990 годы разобраться в делах и обоснованно реабилитировать более миллиона человек?) Остальные примерно полтора миллиона «жертв сталинских репрессий» реабилитации не подлежат, хоть ты тресни.

Земсков рассказал о реабилитации тех людей, которые были осуждены по политическим мотивам. Но историки типа Солженицына, Сванидзе или Игоря Чубайса присовокупляют к невинно репрессированным ещё и тех, кого раскулачили; тех, кто умер от голода в 1933 году; депортированные народы; даже жертв Гражданской и Великой Отечественной войн. Оттого цифры у них существенно выше, чем у Виктора Земскова. О причинах таких разночтений Виктор Земсков рассказывает сам:

Всего, по самому широкому перечню дел (кулацкие ссылки, депортация народов, спецпоселенцы), под название «репрессированные» подпадают, согласно мнению Виктора Земскова, около 10 миллионов человек. Из них 2,5 миллиона погибли, а 7,5 миллионов - выжили, и жили нормальной жизнью советских людей.

Теперь вопросы:
Почему Великобритания НЕ реабилитировала своих, осуждённых когда-то по старым законам, гомосексуалистов, а помиловала (проявила акт доброй воли)?
Почему Россия не помиловала преступников, осуждённых ПО ЗАКОНАМ СССР, а реабилитировала их (признала ничтожными законы СССР)?

И может ли Россия, в таком случае, быть правопреемницей СССР?
(«Или трусы надень, или крестик сними» (с))

Для ответов на задания этой части (31-35) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 31, 32. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Отрывок из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС

«Известно, что в последние годы усилились неблагоприятные тенденции, возникло немало трудностей. Благодаря активной работе партии начиная с 1983 года удалось подтянуть работу многих звеньев народного хозяйства и несколько улучшить обстановку. Однако … трудности далеко не преодолены, и нам предстоит приложить немало усилий, чтобы создать надёжную основу для быстрого продвижения вперёд…

Конечно, сказалось влияние природных и ряда внешних факторов. Но главное, думается, в том, что своевременно не были должным образом оценены изменения в объективных условиях развития производства, необходимость ускорения его интенсификации, перемен в методах хозяйствования и, что особенно важно, не проявлялось настойчивости в разработке и осуществлении крупных мер в экономической сфере. Нам надо, товарищи, глубоко и до конца осознать сложившуюся ситуацию и сделать самые серьёзные выводы. Исторические судьбы страны, позиции социализма в современном мире во многом зависят от того, как мы дальше поведём дело

Главный вопрос сейчас в том, как и за счёт чего страна сможет добиться ускорения экономического развития…»

Показать ответ

2) название периода – «перестройка»

В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, причины которой названы во втором абзаце. Выпишите не менее двух причин указанной ситуации.

Показать ответ

В ответе должно быть указано предложение: «Известно, что в последние годы усилились неблагоприятные тенденции, возникло немало трудностей».

Могут быть указаны следующие причины:

1) влияние природных факторов и влияние ряда внешних факторов;

2) своевременно не были должным образом оценены изменения в объективных условиях развития производства, необходимость ускорения его интенсификации, перемен в методах хозяйствования;

3) не проявлялось настойчивости в разработке и осуществлении крупных мер в экономической сфере

Накануне весеннего сева крестьяне, пользуясь ослаблением местной и центральной властей, стали делить землю и имущество местных помещиков. А осенью был издан декрет Съезда Советов, по которому помещичью землю они могли делить законно.

1) Укажите год, когда могли произойти указанные события.

2) Почему произошло ослабление местной и центральной властей, которым воспользовались крестьяне?

3) Как назывался документ, согласно которому был узаконен раздел земли помещиков?

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) год, к которому относятся события, – 1917 г.;

2) причина, например: после падения монархии возникло противостояние между Советами и Временным правительством, что привело к ослаблению власти;

(Может быть названа другая верная причина.)

3) документ – Декрет о земле

Существует точка зрения, что в период раздробленности, несмотря на различия в устройстве политически независимых княжеств, в развитии русских земель было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

Показать ответ

Могут быть приведены следующие факты:

1) жители всех русских княжеств говорили на одном языке;

2) жители всех русских княжеств принадлежали к единой древнерусской народности;

3) жители всех русских княжеств придерживались христианской (православной) веры;

4) жители всех русских княжеств руководствовались едиными правовыми нормами, восходящими к своду законов Русская Правда.

Могут быть приведены другие факты

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны.

Показать ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

2. Первый этап коренного перелома (ноябрь 1942 г. – весна 1943 г.):

а) контрнаступление советских войск под Сталинградом;

б) успешные операции на Северном Кавказе, Среднем и Верхнем Дону, на брянском и курском направлениях;

в) завершение перестройки промышленности на военный лад;

г) развитие партизанского движения.

3. Второй этап коренного перелома (лето 1943 г. – конец 1943 г.).

Ко второму этапу относятся: Курская битва, битва за Днепр, достижение пикового уровня военного производства в СССР, укрепление антигитлеровской коалиции (Тегеранская конференция).

4. Итоги коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Самостоятельная работа по истории 9 класс

ФИО____________________________________________________________________

КЛАСС_________

ДАТА____________________

А 1. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите царя, упомянутого

в отрывке.

«Опричнина получила назначение высшей полиции по делам

государственной измены. Отряд в тысячу человек, зачисленный в опричнину

и потом увеличенный до 6 тысяч, становился корпусом дозорщиков

внутренней крамолы. Малюта Скуратов, т.е. Григорий Яковлевич Плещеев-

Бельский, родич митрополита Алексия, был как бы шефом этого корпуса,

а царь выпросил себе у духовенства, бояр и всей земли полицейскую

диктатуру для борьбы с этой крамолой».

1) Иван III

2) Иван IV

3) Фёдор Иванович

4) Борис Годунов

А 2. Какое из перечисленных событий революции 1905–1907 гг. произошло позже

остальных?

2) Кровавое воскресенье

3) роспуск II Государственной думы

4) восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический»

А 3 . Прочтите отрывок из рапорта русского полководца императору и определите

«Осмелюсь всеподданнейше донести вам, всемилостивейший государь, что

вступление неприятеля в Москву не есть ещё покорение России. Напротив

того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение на Тульской

дороге. Сие приведёт меня в состояние защищать город Тулу <…> и Брянск

<…> и прикрывает мне все ресурсы, в обильнейших наших губерниях

заготовленные».

1) А.В. Суворов

2) М.И. Кутузов

3) П.И. Багратион

4) М.Д. Скобелев

А 4. Что из перечисленного относится к событиям Гражданской войны в России?

1) Брусиловский прорыв

2) оборона Порт-Артура

3) разгром войск генерала П.Н. Врангеля

4) защита Брестской крепости

А 5. Первым Президентом РФ был

1) В.В. Путин

2) Б.Н. Ельцин

3) М.С. Горбачёв

4) Е.Т. Гайдар

В 1. Какие лозунги были выдвинуты большевиками в апреле 1917 г.? Найдите

в приведённом ниже списке два лозунга и запишите в таблицу цифры, под

которыми они указаны.

1) «Вся власть Советам!»

2) «Долой самодержавие!»

3) «Война до победного конца!»

4) «Никакой поддержки Временному правительству!»

5) «Все на борьбу с Деникиным!»

Ответ

В 2. Запишите термин, о котором идёт речь.

В СССР в период «оттепели» особое распространение получил термин,

означающий восстановление утраченного доброго имени и прав человека,

необоснованно обвинённого и невинно осуждённого за совершение какого-

либо преступления.

В 3. Запишите фамилию, пропущенную в схеме.

Программные документы

декабристов

Н.М. Муравьёв

«Русская правда»

«Конституция»

Ответ: ___________________________.

В 4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного,

обозначают сословия.

1) дворянство ; 2) мещанство ; 3) крестьянство ; 4) чиновничество ;

5) духовенство.

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного

ряда.

Ответ: ___________________________.

В 5. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной

последовательности в таблицу.

1) отмена крепостного права в России

2) ограничение крестьянского перехода неделей до и неделей после Юрьева

дня

3) принятие Соборного уложения царя Алексея Михайловича

4) созыв первого Земского собора

Ответ

Ответы:

задания

Ответ

А1.

А2.

А3.

А4.

А5.

В1.

В2.

реабилитация

В3.

Пестель

В4.

чиновничество

В5.

2431

РЕАБИЛИТАЦИЯ (от лат. rehabilitate ), восстановление в правах, восстановление утраченного доброго имени, отмена необоснованного обвинения невиновного лица либо группы лиц из-за «отсутствия состава преступления». Реабилитация отличается от амнистии, помилования полным восстановлением прав и репутации ввиду ложного (неверного) обвинения.

Реабилитация также производится в отношении жертв необоснованных политических и иных репрессий, массового террора и геноцида со стороны государства, которые выполнялись как в судебном, так и в несудебном (административном) порядке.

Согласно Закону РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» (26 апреля 1991), «Реабилитация репрессированных народов означает признание и существование их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством». Предполагается возмещение ущерба как народам, так и отдельным личностям, социальная и культурная реабилитация.

В историко-правовой литературе критикуются термины «политическая», «территориальная», «культурная» реабилитация (Б.М. Лазарев) в отношении депортированных народов. Предлагается (Н.Ф. Бугай) более развернутое толкование, дающее ответ на конкретные репрессивные акты: отмена режимов ссылки, высылки, спецпоселений; снятие обвинений, предъявленных народу; восстановление национально-государственных образований и целостности территорий; возвращение исторической топонимики; предоставление юридической и фактической возможности возвращения в места традиционного проживания, материальная и организационная помощь переезду, обеспечение жильем, компенсация имущественного ущерба и т.п.

Большое значение имеет публичная реабилитация (публикация информации о репрессированных, упоминание имен, увековечение памяти путем создания мемориалов, памятных знаков; обеспечение доступности архивных документов, действие общеобразовательных и просветительских программ и т.п.), которая пока не имеет четкого толкования в современных нормативно-правовых актах. В связи с этим первостепенное значение имеет Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, утвержденная Правительством РФ (15 августа 2015).

Согласно формулировке Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» (18 октября 1991), подлежат реабилитации лица, которые были «подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в “рабочих колоннах НКВД”, а также иным ограничениям прав и свобод». Современная законодательная база основана на осуждении депортации, предусматривает возвращение народов в места их традиционного проживания и значительную финансовую поддержку всех реабилитационных мероприятий.

Российские немцы, как и другие народы СССР, пострадали фактически от всех видов репрессивной политики советской власти, как индивидуально (лишение избирательных прав, раскулачивание, контрреволюционные преступления), так и в целом, как народ, по национальному признаку («немецкая операция» времен «большого террора», депортация, трудовая мобилизация, спецпоселение). Процесс реабилитации российских немцев занял несколько десятилетий и не завершился по настоящее время.

Реабилитация осужденных за контрреволюционные преступления (ст. 58) происходила несколько иначе, чем реабилитация определенных массовых категорий, репрессированных в административном порядке по социальным, национальным и иным признакам. Поэтому есть отличия в периодизации этих параллельных, но не вполне синхронных процессов.

Применительно к российским немцам, почти поголовно находившимся под надзором спецкомендатур, следует анализировать процессы, означающие смягчение, «либерализацию» режима спецпоселения.

На 1 января 1954 г. на учете спецпоселения состояло 2 829 620 чел., из них российских немцев 1 251 803 чел. (выселенных - 875 757, репатриированных - 212 379, местных - 116 078, мобилизованных - 46 849, других - 740). Кроме того (данные на 1 января 1953), часть российских немцев попала в категории «фольксдойчи» и «немецкие пособники» (всего около 1 тыс.); «бывшие кулаки» (1929-1933); ссыльнопоселенцы, ссыльные и высланные (160 чел.); «власовцы» (более 2 тыс.); «из Крыма» (427); «поляки» (38); в заключении находилось 13,9 тыс. чел.

Первый акт либерализации режима - «бериевская амнистия» (Указ ПВС СССР от 27 марта 1953) - практически не коснулся режима спецпоселения, а следовательно, и российских немцев. Правда, в планах Л.П. Берия и министра МВД С.Н. Круглова была идея провести осенью 1953 г. крупномасштабное освобождение спецпоселенцев, в частности 676 572 взрослых спецпоселенцев - немцев подконтингентов «выселенные», «местные» и «мобилизованные». В связи с арестом Берии массового освобождения не произошло. Однако фактический отказ власти от наиболее одиозных проявлений сталинского режима породил надежду у людей и поток писем в центральные партийные, государственные органы с просьбами о ликвидации режима спецпоселения. В целях стабилизации советского общества новой власти необходимо было реагировать на это волеизъявление.

Только 27 марта 1954 г. вышел приказ МВД СССР и прокуратуры СССР о снятии с посемейного учета детей спецпоселенцев ряда категорий, в т.ч.: бывших кулаков, местных, мобилизованных и репатриированных немцев, «фольксдойчей», «немецких пособников». Это означало переход их в статус относительно свободных людей (без права возврата на родину родителей).

14 мая 1954 г. вышло указание МВД СССР № 44/4-19636 о снятии с учета спецпоселений немцев - бывших кулаков, выселенных в период сплошной коллективизации (например, в Казахстане - 6077 чел., Таджикистане - 357 чел.).

По постановлению Совета Министров СССР от 5 июля 1954 г. «О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпоселенцев», касавшегося детей, одних только немцев было освобождено 400 тыс. чел.

По Указу ПВС СССР от 13 июля 1954 г., спецпоселенцев перестали наказывать за побег 20 годами каторжных работ, отменив Указ 1948 г.

13 августа 1954 г. СМ СССР принял постановление «О снятии ограничений по спецпоселению с бывших кулаков и других лиц», под действие которого попали «местные» немцы (75 226 чел.) и немцы, которые не выселялись и были мобилизованы в годы войны (34 665 чел.). В результате были освобождены 11 864 «бывших кулаков» и эта категория исчезла из отчетов МВД. В составе «местных немцев», которые были освобождены по этому постановлению, были и крестьяне, выселенные в период коллективизации. Были такие и среди немцев категории «выселенные», которых выселяли дважды: в 1930-1933 и в 1941 гг. Следует отметить, что подавляющее большинство немцев - уроженцев и жителей местностей, откуда выселение не производилось, на учете спецпоселения не состояло (например, в Омской области из 46 386 чел. на учете состояло 1142 чел.).

Поскольку органы МВД не всегда ясно представляли себе отличие мобилизованных немцев от выселенных, многие из первой вышеупомянутой категории не были освобождены. В итоге на 1 января 1955 г. на учете спецпоселений оставалось еще 8806 мобилизованных немцев, а подконтингент «местные» у немцев перестал существовать. Количество немцев на спецпоселении сократилось на 10%. К 1 января 1955 г. среди 1 690 049 спецпоселенцев все еще находилось 727 823 российских немцев (выселенных - 576 592 чел., репатриированных - 142 010, мобилизованных - 8806, других - 415).

Несмотря на вышеперечисленные позитивные изменения практика массового выселения по-прежнему считалась необходимым политическим мероприятием и за критику депортации народов угрожала ст. 58.

10 марта 1955 г. СМ СССР обязал органы внутренних дел выдавать спецпоселенцам паспорта гражданина СССР, ликвидировав один из элементов моральной дискриминации депортированных.

По распоряжению СМ СССР от 23 марта 1955 г., спецпоселенцы, родившиеся в 1936 г., начали призываться на военную службу (только те, с кого сняты ограничения в правовом положении по указанию от 5 июля 1954).

По постановлению Президиума ЦК КПСС от 9 мая 1955 г. были освобождены кандидаты и члены КПСС с семьями (в немецком контингенте насчитывалось 2527 коммунистов). Всего к весне 1955 г. от режима спецпоселения было освобождено свыше 500 тыс. советских немцев.

Указ ПВС СССР от 17 сентября 1955 г. привел к освобождению категорий «фольксдойчи» и «немецкие пособники» (11 074 и 2305 чел. соответственно). Среди последних двух категорий преобладали юридически невиновные люди, оказавшиеся на спецпоселении как члены семей. Особенно много немцев, естественно, было в первой категории.

Постановление СМ СССР от 24 ноября 1955 г. освободило участников войны и награжденных, женщин, выселенных по признаку супружеских отношений, одиноких инвалидов, членов семей погибших на войне и преподавателей учебных заведений.

Постепенно ситуация с депортированными народами менялась, в т.ч. и под воздействием внешнеполитических обстоятельств (например, визита канцлера ФРГ К. Аденауэра в Москву в сентябре 1955). Указ ПВС СССР «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией» активизировал борьбу советских немцев за свои права. Общее количество писем немцев-спецпоселенцев, направленных в СМ СССР с февраля по июнь 1955 г. исчисляется десятками тысяч. В результате 13 декабря 1955 г. был принят Указ ПВС СССР «О снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении». Российские немцы стали первым из депортированных народов, освобожденным от репрессивного режима. Практика спецпоселения при этом не осуждалась и по-прежнему объяснялась «необходимостью».

Освобождению подлежали подконтингенты «выселенные» и «репатриированные», но без права возвращения к прежним местам жительства и без компенсации ущерба, нанесенного при выселении. Были проигнорированы права немцев как национального меньшинства на удовлетворение своих потребностей в сохранении языка, культуры, традиций и т.п. По данным МВД освободили 695 216 немцев и членов их семей.

С бывших спецпоселенцев брали подписку об отказе от имущественных претензий и возврата в места выселения. Это привело к возмущению и самовольному возврату на прежнее место жительства: в Сталинградскую, Саратовскую и Ростовскую области вернулось к 1 сентября 1956 г. 1672 чел. из числа российских немцев.

В 1957 г. была проведена территориальная реабилитация калмыков, балкарцев, карачаевцев, чеченцев и ингушей - им вернули утерянную государственность. Однако в отношении других народов, в т.ч. российских немцев, территориальная реабилитация не последовала.

Нерешенность проблем реабилитации положила начало эмиграционному движению. В СССР проживало свыше 130 тыс. немцев-репатриантов (бывших советских немцев, жителей западных районов СССР, вывезенных в 1943-1945 в Германию и получивших германское гражданство), имевших по закону ФРГ от 22 февраля 1955 г. германское гражданство. Недостаточность реабилитационных мер, предпринятых в 1954-1955 гг. в отношении народа, стала очевидна.

В 1950-е гг. принят комплекс различных нормативно-правовых актов, направленных на улучшение социального положения реабилитированных лиц. Однако эти акты касались по большей части репрессированных в уголовном порядке (ст. 58). Что касается социальной реабилитации депортированных, то всем, кто занимался общественно-полезным трудом на спецпоселении, это время включалось в трудовой стаж. Применительно к бывшим трудмобилизованным немцам эта норма была утверждена только в январе 1957 г., а бывшие кулаки смогли ее реализовать частично только в 1959 г. Согласно постановлению Президиума ЦК КПСС «О гражданах, необоснованно сосланных или высланных в административном порядке» (17 июля 1959) на эти категории распространено действие постановления СМ СССР от 8 сентября 1955 г. «О трудовом стаже, трудоустройстве и пенсионном обеспечении граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных». Последний пункт этого постановления гласил: «Настоящее постановление не распространяется… на граждан, находившихся на спецпоселении». Нахождение на спецпоселении не подходило под определение «необоснованно», а трактовалось как «вызванное необходимостью» военного времени.

Освобождение со спецпоселения без права возвращения в места, откуда проводилось выселение, фактически означало, что бывшие спецпоселенцы превратились в административно высланных. Российские немцы, крымские татары, турки-месхетинцы в своей основной массе остались в местах высылки, лишенные права вернуться на родину. Таким образом, на этом этапе (1954-1963) можно говорить об амнистии, но не реабилитации российских немцев.

То же самое можно сказать и о процессе индивидуальной реабилитации по контрреволюционным преступлениям. За период с 1954 по 1962 г. было реабилитировано всего 258 322 чел. из числа всех советских граждан, независимо от национальности. Реабилитация коснулась главным образом партийно-политического руководства и обвиняемых в антисоветской деятельности, юридическая реабилитация (снятие обвинений и прекращение уголовных дел) лишь частично сопровождалась социальной и являлась негласной. Все эти особенности во многом объясняются тем, что реабилитацией занимались те же лица, которые ранее практиковали репрессии.

Нерешенность вопросов политической и территориальной реабилитации привела к возникновению общественного движения российских немцев. В июне 1964 г. в ЦК КПСС состоялось обсуждение письма российских немцев о восстановлении АССР немцев Поволжья и праздновании 200-летия со дня приезда первых немцев-колонистов в Россию. Под воздействием национального движения 13 августа 1964 г. принято постановление Президиума ЦК КПСС «О внесении изменений в указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 г. «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Принято решение снять «огульные обвинения в отношении немецкого населения, проживавшего в районах Поволжья» и указ 1941 г. отменить. Признаны большие трудовые заслуги российских немцев и их вклад в победу над фашизмом, в «строительство коммунизма». Однако решения о территориальной реабилитации и возможности возвращения немцев на прежнее место жительства не последовало. Кроме того, на тексте указа стоял гриф «Без опубликования в печати». В декабре 1964 г. ЦК КПСС разрешил публикацию этого указа только в Ведомостях Верховного Совета СССР. Таким образом, состоялась «стыдливая» политическая реабилитация российских немцев, которая оказалась незамеченной большинством населения страны. Движение за восстановление АССР НП продолжилось.

Указ дал мощный импульс легальному национальному движению. Оно зародилось, его инициаторами были бывшие партийные функционеры Республики немцев Поволжья. В 1965 г. две делегации российских немцев были приняты А. Микояном - председателем ПВС СССР. Попытка послать третью делегацию была сорвана и развернуты репрессии в отношении активистов немецкого движения.

В течение всего правления Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова, К.У. Черненко проводился курс на постепенную «тихую реабилитацию» немцев. В 1972 г. произошло еще одно знаменательное событие в затянувшемся реабилитационном процессе, которое означало, на наш взгляд, юридическую реабилитацию. 3 ноября 1972 г. Указ ПВС СССР «О снятии ограничения в выборе места жительства, предусмотренного в прошлом для отдельных категорий граждан», снял такое ограничение для немцев и членов их семей.

Этот документ был принят в период «реабилитации наоборот» в отношении осужденных по политическим мотивам, который продолжался с декабря 1964 г. по начало 1980-х гг. За это время (1962-1983) реабилитировано только 157 055 жертв политических репрессий.

В конце 1970-х - начале 1980-х гг. разрабатывалось несколько проектов создания немецкой автономии, но за пределами или лишь частично на ее исторической территории. Например, был проект создания немецкой автономной области в Казахстане с центром в г. Ерментау, так как значительная часть освободившихся российских немцев проживала именно в этой республике. Вопрос рассматривался в ЦК КПСС в мае 1979 г. Проект так и остался нереализованным. Отсутствие реальных возможностей национального развития подпитывало эмиграционный процесс. Основным вектором немецкого движения в период с 1966 по 1987 г. стала борьба за право выезда из СССР.

Важнейшее значение в развитии института реабилитации жертв политических репрессий имел Указ ПВС СССР (18 мая 1981) «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей», который фактически впервые в правовой практике России и СССР провозгласил государство субъектом ответственности за ущерб, причиненный незаконным уголовным преследованием.

В 1970-1980-х гг. создавались возможности для выдвижения наиболее способных людей немецкой национальности на руководящие должности в промышленности, сельском хозяйстве, в партийных и комсомольских органах низшего, среднего и даже высшего звена. Советским немцам стала доступна военная карьера, получение престижных профессий в государственных университетах и известных вузах. В отдельных вузовских городах формировались целые научные школы, большую роль в которых играли специалисты-немцы (Алма-Ата, Новосибирск, Омск, Томск, Свердловск).

В конце 1980-х гг. прерванный процесс индивидуальной реабилитации жертв политических репрессий продолжился и, наконец, обрел свое полное значение. За период с 1989 по 1 января 2009 г. реабилитировано 5 045 890 чел. В результате проведенных исследований было установлено, что количество репрессированных по национальному признаку составило более 2,6 млн чел. (Н.Ф. Бугай настаивает на цифре 3 352 589 чел.).

14 ноября 1989 г. в Декларации ВС СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» была обоснована юридическая возможность «безусловного восстановления прав всех советских народов, подвергшихся репрессиям». В докладе Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при Президенте РФ (2000) констатировалось, что по решениям высшего партийно-государственного руководства СССР на территории Российской Федерации подверглись депортации 11 народов (немцы, поляки, калмыки, карачаевцы, балкарцы, ингуши, чеченцы, крымские татары, корейцы, греки, финны), а 48 народов - депортированы частично.

Противоречивым оставалось положение российских немцев, реабилитация которых в 1960-1970-е гг. завершилась полумерами. Поэтому Верховным Советом создана специальная комиссия по этому этносу. Комиссии по немцам и крымским татарам были призваны решить практические вопросы для восстановления прав народов.

В 1989 г. начала действовать авторитетная общественно-просветительская организация российских немцев «Wiedergeburt» -«Возрождение». В сентябре 1990 г. в Нижнем Тагиле был открыт первый в стране памятник советским немцам - узникам Тагиллага, а в феврале 1992 г. ветеранам-трудармейцам вручили награды за доблестный труд в годы войны.

В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г., в период 1992-1994 гг. были приняты нормативные акты, реабилитирующие балкарцев, калмыков, карачаевцев, корейцев, немцев, финнов. Согласно этим документам, признаны противоправными и утратившими силу все акты 1930-1940-х гг., являвшиеся основанием для политических репрессий против этих народов: насильственного выселения их из мест традиционного проживания, установления режима спецпоселения, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, иных ограничений прав и свобод.

В дальнейшем для решения проблем реабилитации немецкого этноса создавались различные структуры, действовали многочисленные институции: съезды народа, отдел по делам депортированных и репрессированных народов в Государственном комитете национальностей, управление по делам российских немцев, департамент по делам национально-территориального строительства и миграции российских немцев, фонд российских немцев и т.п. В 1991 г. образована Межправительственная российско-германская комиссия, а в 1992 г. - Комиссия Правительства РФ по проблемам российских немцев. В конце перестроечного периода, 8 января 1992 г., было сделано заявление Президента Б.Н. Ельцина, в котором он фактически отказал в восстановлении АССР НП.

После распада СССР в конце 1991 г. решение проблем реабилитации бывших советских немцев в целом оказалось невозможным. Каждое из вновь образованных государств могло делать это только частично, в рамках своей территории и законодательства. Большое значение для немецкого национального меньшинства имели законодательные акты Казахстана и Узбекистана, где проживало большинство депортированных немцев, а также Украины, где сложилась острая проблема с возвращением репрессированных народов Крыма.

В Казахстане по переписи 1989 г. проживало 957 518 советских немцев. Специального закона об их реабилитации принято не было. Права жертв репрессий обеспечивались законом «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» принятым 14 апреля 1993 г. Большая часть предпочла эмиграцию: на начало 2015 г. в республике осталось 181 959 немцев.

В Узбекистане отсутствуют специальные законодательные акты о реабилитации жертв репрессий и государственная программа реабилитации. Значительную помощь в реабилитации бывших советских немцев оказывает Германия и . В 1989 г. в республике проживало 39 809 немцев, затем их численность резко снизилась за счет эмиграции - осталось менее 8000 в 2000 г.

В Украине реабилитация жертв политических репрессий началась с принятием соответствующего закона 17 апреля 1991 г. Реабилитационное законодательство в дальнейшем активно развивалось. В частности, 22 ноября 1991 г. Верховным Советом Крымской АССР принято постановление «О практических мерах по организованному возвращению депортированных армян, болгар, греков, немцев в Крымскую АССР». Однако большее внимание всегда уделялось реабилитации крымских татар. При Совете Министров Крыма было создано Управление по делам депортированных. Постепенно в Крым возвращались депортированные немцы (выселено более 62 тыс. чел.). На 2014 г в Крыму проживало около 1800 немцев. С присоединением Крыма к России, 21 мая 2014 г. Президент РФ В.В. Путин подписал указ о реабилитации народов Крыма, пострадавших во время сталинских репрессий. Это свидетельствует о наличии многих нерешенных проблем.

В России индивидуальная реабилитация лиц, незаконно подвергшихся уголовному преследованию и репрессиям в административном порядке по политическим мотивам, в связи с их национальной принадлежностью, стала осуществляться в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г. За период 1991-1999 гг. в органы внутренних дел поступило 3 866 591 обращение граждан по вопросам реабилитации. По результатам их рассмотрения выдано 1 609 178 справок о реабилитации и около 300 000 справок о признании соответствующих лиц пострадавшими от политических репрессий. Заявления по вопросам реабилитации граждан, поступающие в органы внутренних дел, распределялись по двум основным категориям репрессированных: кулаки и члены их семей (около 70%) и репрессированные по национальному признаку (около 30%).

По нашим расчетам, основанным на официальных документах, за период с 1954 по 2009 г. в России реабилитировано 5 461 267 чел. При этом за период с 1993 г. по первое полугодие 2003 г. реабилитировано и признано пострадавшими от политических репрессий 1 млн 300 тыс. граждан немецкой национальности.

Согласно выводам профессиональных историков (А. Герман), в 1992 г. начался новый этап в национальном движении российских немцев. Его характеризует переориентация на решение социально-экономических и национально-культурных проблем. В 1992-1993 гг. наблюдается спад политической активности как самих немцев, так и политической элиты. Резко усилилось эмиграционное движение.

Значительную роль в реабилитационном процессе сыграло принятие Законов РФ «Об общественных объединениях» (1995, 1998) и «О национально-культурной автономии» (1996). Этнические меньшинства получили право объединяться для решения проблем в сфере образования, культурного возрождения и реабилитации. К этому же времени относится создание Ассамблеи народов России, объединившей более 120 этносов.

В 1996 г. последовало принятие Федерального закона «О национально-культурной автономии», что позволило создать новую государственно-общественную структуру - Федеральную национально-культурную автономию, с возможностями финансирования со стороны Германии и России. Новые руководители ФНКА предложили в качестве цели идею получения от государства специальной территории (не АССР НП) под будущее компактное место проживания немцев, которая так и осталась нереализованной. Наряду с этим, все более авторитетной организацией становится Международный союз немецкой культуры (создан в 1991), который с 2009 г. выдвинулся на роль организационного ядра движения Самоорганизации российских немцев.

В 1997-2006 гг. действовала Федеральная целевая программа «Развитие социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев…». В рамках ФЦП финансировались объекты капитального строительства, сооружались объекты социально-культурного назначения, проводились мероприятия в сфере культуры. Рассматривалось несколько проектов закона «О реабилитации российских немцев», но закон так и не был принят.

В 1990-е гг. решались задачи по созданию массового общественного немецкого движения, общественных организаций, двух национальных немецких районов, учреждению ФНКА и МСНК российских немцев, открытию центров культуры, развитию инфраструктуры национально-культурной деятельности, поддержке предпринимательства, молодежных организаций.

При организационной поддержке Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики России в 12 субъектах РФ функционировали 13 российско-немецких домов и более 400 центров культуры, которым оказывалась финансовая поддержка России и Германии. В 1992 г. создан образовательно-информационный центр (Люберцы, Мамонтовка) для подготовки специалистов для возрождения языка, культуры и традиций российских немцев. В местах компактного проживания немцев созданы немецкие национальные районы (Гальбштадский в Алтайском крае и Азовский в Омской области). Наиболее продуктивно действовали Российско-немецкие дома в Омской, Новосибирской, Свердловской, Томской областях, Москве.

Усилия Германии и России в 2000-х гг. были направлены на сокращение эмиграции немцев из России за счет обеспечения условий для реализации своих возможностей в стране проживания. Однако эмиграционный поток все время нарастал. С момента официального разрешения немцам выезда из СССР в 1986 г. к 2005 г. в ФРГ переехало около 2,5 млн чел. На 2002 г. в России осталось около 600 тыс. граждан немецкой национальности.

В период 2008-2012 гг. в интересах российских немцев осуществляется новая Федеральная целевая программа социально-экономического и этнокультурного развития. С 2013 г. начинаются попытки переосмысления национальной политики в стране, ищутся новые пути ее финансирования на основе принятой Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г.

Российскими немцами проделана огромная работа по восстановлению своей истории и культуры, самосознания народа. С 1994 по 2015 г. прошло 20 российско-немецких международных конференций, изданы тысячи статей и десятки монографий, энциклопедия «Немцы России» (1999-2000), защищено около 80 диссертаций по «немецкой» тематике. Созданы Общественная академия наук российских немцев (1994), Международная ассоциация исследователей истории и культуры российских немцев (1995), сформированы исследовательские центры и группы (Новосибирск, Омск, Оренбург, Барнаул, Волгоград, Саратов, Днепропетровск, Санкт-Петербург, Нижний Тагил, Москва, Геттинген, Дюссельдорф).

В 2000 г. ОАНРН инициирован проект «Gedenkbuch» (Книга памяти о российских немцах - жертвах политических репрессий, участниках войн и конфликтов). К настоящему времени (2016) издано 10 книг памяти, посвященных советским немцам-трудармейцам, три «черные книги» по депортации, трудовой мобилизации, спецпоселению, списки депортированных, сформирован электронный банк данных на 100 тыс. персоналий репрессированных российских немцев. В пределах бывшего СССР увековечено более 120 некрополей и памятных мест, связанных с репрессиями против немецкого народа.

Реабилитация

Реабилитация (юридическая), от лат. rehabilitate , восстановление в правах, восстановление утраченного доброго имени, отмена необоснованного обвинения невиновного лица либо группы лиц из-за «отсутствия состава преступления». Реабилитация отличается от амнистии , помилования полным восстановлением прав и репутации ввиду ложного (неверного) обвинения.

Судебные ошибки существовали у всех народов и во все времена, соответственно и реабилитация известна с древнейших времён. Реабилитация также производится в отношении жертв необоснованных политических и иных репрессий, массового террора и геноцида со стороны государства, которые выполнялись как в судебном, так и в несудебном (административном) порядке.

История

Исторически, термин «реабилитация» исходит от средневекового французского института помилования осуждённого с восстановлением его прежних прав. Данное понятие впервые было употреблено французским легистом Bleynianus .

Советское уголовное право определяло термин «реабилитация» как восстановление в прежнем состоянии невиновного лица, которое было привлечено к уголовной ответственности необоснованно .

Процесс реабилитации всё же был продолжен в конце 80-х гг . Постановлением Политбюро ЦК КПСС от 11 июля 1988 г. «О дополнительных мерах по завершении работы, связанной с реабилитацией необоснованно репрессированных в 30-40-е годы и начале 50-х годов» было дано поручение Прокуратуре СССР и КГБ СССР в связке с местными органами власти продолжить работу по пересмотру дел в отношении лиц, репрессированных в 30-40 гг., без необходимости наличия заявлений о реабилитации и жалоб от репрессированных граждан. 16 января г. издаётся Указ Президиума Верховного Совета СССР , отменяющий внесудебные решения, вынесенные в период 30-х - начала 50-х гг. внесудебными «тройками» НКВД-УНКВД , коллегиями ОГПУ и «особыми совещаниями» НКВД-МГБ СССР . Все граждане, которые подверглись репрессиям со стороны данных органов были реабилитированы, исключая изменников Родины, карателей, нацистских преступников, работников, занимавшихся фальсификацией уголовных дел, а также лиц, совершивших убийства. По сведениям, предоставленным Генеральной прокуратурой РФ и МВД РФ, за весь период реабилитации на момент 1 января г. было реабилитировано свыше 4 миллионов граждан, включая 2438000 человек, которые были осуждены в судебном и несудебном порядке к мерам уголовного наказания. .

Реабилитация в Российской Федерации

Согласно законодательству России, заявление о реабилитации может подать любое лицо: лично реабилитируемый, член его семьи, общественная организация либо стороннее лицо (ст.6).

Особенностью российского законодательства в области реабилитации является возможность установления факта применения репрессивных мер на основании свидетельских показаний, на что обратил внимание Верховный Суд РФ в своем определении от № 31-В98-9 30.03.1999:

Реабилитированным возвращается и необходимое им для проживания недвижимое имущество (либо стоимость данного имущества), если таковое не было национализировано или (муниципализировано), уничтожено во время Великой Отечественной войны и при отсутствии иных препятствий, предусмотренных статьей 16.1 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий».

В случае смерти реабилитируемого лица возврат конфискованного и утерянного вследствие применения репрессий имущества, возмещение его стоимости либо выплата денежной компенсации производится его наследникам по закону первой очереди в равных долях: его детям, супруге и родителям. В соответствии с частью 4 Гражданского кодекса, сроки охраны интеллектуальных и авторских прав в этом случае отсчитываются не с даты смерти, а с даты реабилитации.

Право на реабилитацию имеют как граждане Российской Федерации, так и граждане государств - бывших республик СССР, иностранные граждане и лица без гражданства.

Особое внимание органы государственной власти уделяют реабилитации репрессированного российского казачества , подвергшегося массовому террору в ходе которого репрессии проводились в форме расказачивания . 16 июля 1992 Верховный Совет Российской Федерации издает Постановление № 3321-1 «О реабилитации казачества», дополняя тем самым вышеуказанные законодательные акты в области данной репрессированной культурно-этнической общности. Законодательный акт отменил «как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 года, в части, касающейся применения к нему репрессивных мер» (ст.1 Постановления). Ранее, 15 июня 1992 года издается Указ Президента Рф «О мерах по реализации закона Российской федерации „О реабилитации репрессированных народов“ в отношении казачества», постановивший «осудить проводившуюся партийно-государственную политику репрессий, произвола и беззакония в отношении казачества и его отдельных представителей в целях его реабилитации как исторически сложившейся культурно-этнической общности людей».

Для облегчения и упрощения реабилитации репрессированных в детском возрасте лиц, находившихся в местах лишения свободы, ссылке или высылке и увеличения материальной базы для реализации реабилитации 23 апреля 1996 года издается Указ Президента РФ № 602 «О дополнительных мерах по реабилитации жертв политических репрессий»

Реабилитация священнослужителей и жертв политических репрессий, подвергшихся таковым по причине своих убеждений и веры была произведена Указом Президента РФ № 378 от 14 марта 1996 года «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий», который осудил «многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий» (ст.1).

Деятельность органов Прокуратуры РФ в вопросе реабилитации жертв политических репрессий регламентирована Приказом Генпрокуратуры РФ от 5 февраля 2008 г. № 21 «Об организации деятельности Органов Прокуратуры по исполнению и надзору за исполнением закона Российской Федерации „О реабилитации жертв политических репрессий“», который, в частности, акцентирует на регулярную необходимость проверки законности деятельности комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, надзора за соблюдением законодательства в области реабилатации всеми участниками процесса реабилатации, надзора за соблюдением прав реабилитируемых лиц, надзора за соблюдением законодательства, регламентирующего вопросы социальной поддержки реабилитированных и пострадавших от политических репрессий, предоставления им установленных гарантий и компенсаций, целевого использования выделяемых федеральными, региональными, республиканскими и муниципальными органами власти денежных средств.

Наиболее ярким и продолжительным был процесс реабилитации последнего российского императора Николая II и царской семьи, завершившийся окончательным решением о реабилитации, которое вынес 1 октября 2008 года Президиум Верховного суда Российской Федерации , удовлетворив надзорную жалобу Дома Романовых:

В июне 2009 года Генеральной прокуратурой РФ реабилитированы ещё шесть членов семьи Романовых, репрессированные по классовому и социальному признаку.

Статистика реабилитации в России

Органами прокуратуры РФ с 1992 по 2004 гг. было рассмотрено 978891 заявление, из них было разрешено - 797532 и удовлетворено - 388412, проверено 636335 дел в отношении 901127 человек и реабилитированы 634165 человек, признаны пострадавшими от политических репрессий более 326 тысяч человек.

Всего, по оценкам Генеральной Прокуратуры РФ и комиссии по реабилитации, в СССР и РСФСР «жертвами политических репрессий стали около 32 миллионов человек, в том числе 13 миллионов - в период Гражданский войны», о чём заявил председатель Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при Президенте РФ Александр Яковлев.

Реабилитация в регионах РФ

Списки реабилитированных в современной России

Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий в содействии с региональным органами исполнительной власти, Прокуратурой РФ и органами местного самоуправления подготавливает печатные издания и электронные справочники под общим именем «Книга памяти жертв политических репрессий», инициатором издания которых был Уполномоченный по правам человека в России. Данные справочники являются информационным источником по реабилитации лиц, репрессированных в РСФСР и СССР. Справочники издаются во исполнонение законодательных актов в области реабилитации, несут задачу восстановление исторической и социальной справедливости, восстановления доброго имени человек и отмены незаконного наказания, необоснованных и репрессивных актов государственной власти в отношении человека.

На данный момент в каждом регионе России существует пополняемая книга памяти. Большинство статистических данных присутствует в электронном виде, существует общая статистическая база, редактируемая органами Прокуратуры РФ.

  • Возвращенные имена - списки реабилитированных в 12 регионах России, электронные книги памяти ряда регионов России
  • Книга памяти реабилитированных жертв политических репрессий Владимирской области
  • Списки реабилитированных в Магаданской области
  • Списки реабилитированных в Вологодской области

Реабилитированные в других странах

  • Жанна д’Арк , ( -), канонизирована в святые в г.
  • Галилей, Галилео , ( -), реабилитирован в г.
  • Альфред Дрейфус ( -), реабилитирован в г.
  • Каллаи Дьюла -, реабилитирован в г.

Литература

Бобренёв В. А. За отсутствием состава преступления. М. 1998. 480 с.

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :