Преступления экстремистской направленности. Ретроспективный анализ уголовного законодательства россии о преступлениях экстремистской направленности Преступления экстремистской направленности учебно методический комплекс

08.05.2020

Определение преступлений экстремистской направленности дано непосредственно в тексте Уголовного кодекса РФ (прим. 2 к ст. 282¹).

Следует отметить, что термин «преступления экстремистской направленности» был введен в Уголовный кодекс РФ в 2002 г. в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Однако общего определения преступлений экстремистской направленности законодатель не дал, вместо него в первоначальной редакции ч. 1 ст. 282 1 УК РФ «Организация экстремистского сообщества» был закреплен лишь перечень деяний, которые являлись преступлениями экстремистской направленности. К ним первоначально были отнесены деяния, предусмотренные ст. 148, 149, ч. 1 и 2 ст. 213, ст. 214, 243, 244, 280 и 282 УК РФ, если они были совершены по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой- либо социальной группы. Таким образом, законодатель использовал единственный, общий для всех преступлений экстремистской направленности признак, - экстремистский мотив, который мог быть выражен в одном из вышеперечисленных видов ненависти или вражды.

Сразу после внесения указанных изменений в Уголовный кодекс РФ возникла проблема, связанная с тем, что некоторые из основных преступлений были преступлениями небольшой тяжести (ст. 148, ч. 1 ст. 213, ст. 214, ч. 1 ст. 243), а создание экстремистского сообщества для совершения данных преступлений (по существу приготовление) - средней тяжести (ч. 1 ст. 282 1) или даже тяжким (ч. 3 ст. 282 1). Таким образом, российский законодатель не только признал подготовительную преступную деятельность оконченным преступлением и создал возможность привлекать к уголовной ответственности за приготовление к преступлениям небольшой тяжести вопреки положениям ч. 2 ст. 30 УК РФ, но и фактически признал подготовительные действия более опасными, чем сами преступления, что не могло не вызвать обоснованную критику. Помимо этого, собственно определения преступлений экстремистской направленности дано не было.

В 2007 г. ст. 282 1 УК РФ претерпела изменения: из диспозиции ч. 1 был исключен перечень статей уголовного закона. В то же время указанная статья была дополнена примечанием 2, в котором законодатель определил понятие преступлений экстремистской направленности: таковыми следовало считать преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ и п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ.

Как мы видим, законодатель не предложил каких-либо иных критериев для определения преступлений экстремистской направленности, кроме мотива: экстремистский мотив так и остался главным и единственным признаком для всех преступлений экстремистской направленности. Понятия ненависти и вражды как оценочные признаки были сохранены. Одновременно был расширен круг преступлений, относимых к данной группе.

Таким образом, на данный момент мотив - это единственный критерий, позволяющий отнести то или иное преступление к группе преступлений экстремистской направленности. Но в Уголовном кодексе РФ содержится ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за экстремистские преступления, которые могут совершаться по иным мотивам. Это статьи, содержащиеся в главе 29 Кодекса - ст. 280, 282, 282 1 и 282 2 . В настоящее время к этой группе относятся и деяния, предусмотренные ст. 280 1 и ст. 282 3 УК РФ.

Важно отметить, что термином «преступления экстремистской направленности» законодатель оперирует только для определения экстремистского сообщества, которым, в соответствии со ст. 282 1 УК РФ является организованная группа лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности.

Как мы видим, круг деяний, относящихся к экстремистской деятельности, значительно шире круга деяний, являющихся преступлениями экстремистской направленности. Кроме того, далеко не все деяния, относящиеся к экстремистской деятельности, являются уголовно-наказуемыми, а некоторые из них на данный момент вообще не являются наказуемыми.

На данном этапе исследования условно выделим два вида экстремистской деятельности: это уголовно-наказуемая экстремистская деятельность и иная экстремистская деятельность.

Термин «экстремистская деятельность», как уже отмечалось, используется в ст. 280 и 282 2 УК РФ. Данные нормы являются бланкетными, поскольку в рамках Уголовного кодекса РФ термин «экстремистская деятельность» не раскрывается и необходимо обращение к иному законодательству. Термин «преступления экстремистской направленности», как уже отмечалось, был введен в Кодекс, несмотря на наличие термина «экстремистская деятельность». В настоящее время в Уголовном кодексе РФ используются оба этих термина. Для чего же был введен термин «преступления экстремистской направленности» и почему законодатель при создании ст. 282 1 УК РФ, вместо введения нового термина, не обратился к уже существующему термину «экстремистской деятельности», как сделал это в ст. 282 2 УК РФ?

Выделение новой для уголовного права группы преступлений экстремистской направленности представляется нам положительным шагом в развитии норм, призванных противодействовать экстремизму, однако хотелось бы обратить внимание на несовершенство определения преступлений экстремистской направленности.

Итак, необходимо различать две группы преступлений, представляющих собой общественно опасные проявления экстремизма: 1) собственно экстремистские преступления, основным объектом которых являются основы конституционного строя и безопасность государства (государственные преступления) и 2) преступления экстремистской направленности, посягающие на иные основные объекты, но совершаемые по экстремистскому мотиву. При этом для преступлений второй группы экстремистский мотив может выступать конструктивным или квалифицирующим признаком, либо отягчающим обстоятельством, учитываемым судом при назначении наказания (п. «е» ст. 63 УК РФ).

б) повлекшие по неосторожности смерть человека;

в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения .

3. Пособничество в совершении преступления, предусмотренного статьей 205 настоящего Кодекса.

Примечание:

1. Под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных , , 205.2 , , , , , , , , и настоящего Кодекса, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

1.1. Под пособничеством в настоящей статье понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации.

Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства

в) организованной группой.

Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества

1. Создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности, а равно руководство таким экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности.

2. Участие в экстремистском сообществе.

3. Деяния, предусмотренные или настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения.

Примечание: Под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса и пунктом «е» части первой статьи 63 настоящего Кодекса.

Статья 282.2. Организация деятельности экстремистской организации

1. Организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

2. Участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Примечание:

Лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Указана дата переноса документа на новую платформу 1C-bitrix.

Современное состояние и динамика преступлений экстремистской направленности в России

Уголовно-правовое противодействие деяниям экстремистской направленности, подкрепленное криминологическими средствами, имеет принципиально важное значение, поскольку создает надежную преграду криминальным формам проявления экстремизма. В этой связи возникает необходимость в формировании систематизированного блока взаимосвязанных и принципиально новых научных знаний, которые должны стать частью уже сложившейся системы, составляющей содержание криминологической науки. Эти знания, образуя круг важных положений, выводов и предложений, существенно дополнят ее арсенал. Поэтому представляется целесообразным восполнить существующий пробел и, основываясь в том числе на соответствующих эмпирических данных, дать общую характеристику состояния экстремистской преступности и определить ее основные причины.

Отметим, что в период с 2008 по 2015 г. количество деяний экстремистской направленности, нашедших свое отражение в уголовно-правовой статистике, росло темпами, непосредственно опережающими рост преступности в целом. При этом общее же количество преступлений в России за этот период характеризуется плавным снижением. Так, если в 2003 г. было зарегистрировано всего 157 деяний исследуемой группы, то в 2015 г., по данным статистической отчетности МВД России, их было 1308. И это самый высокий показатель за весь исследуемый период. На этом фоне количество преступлений экстремистской направленности увеличилось более чем в 7 раз (см. диаграмму 1).

Сравнительно невысокие показатели преступлений экстремистской направленности в начале формирования статистической отчетности исследуемой группы деяний обусловлены внесенными в Уголовный кодекс РФ Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской

Диаграмма 1. Данные о количестве зарегистрированных преступлений экстремистской направленности за 2003-2015гг . 1

Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”» новеллами. Криминализация новых, ранее не известных правоприменителю деяний, закрепленных в ст. 282" и 282 УК РФ, а также определение исчерпывающего перечня преступлений экстремистской направленности, нашедших свое закрепление в диспозиции ст. 282 1 УК РФ, указывают на то, что судебно-следственная практика по делам рассматриваемой категории преступлений в указанный период лишь только начинала формироваться. Проблемы, возникающие при применении этих норм, в частности, отсутствие общего понимания криминообразующих признаков данных составов преступлений, безусловно, искажали данные статистики, что, в свою очередь, препятствовало объективному отражению масштабности экстремизма и выработке мер по противодействию деяниям экстремистской направленности.

Необходимо отметить, что и в науке в этот момент также не сформировалось единого мнения по квалификации вновь криминализированных составов, о чем свидетельствуют многочисленные комментарии, учебники и монографии . Это еще больше усложняло и без того непростую ситуацию по оценке противоправных признаков экстремизма.

Особое внимание необходимо также обратить и на стабильность ежегодного прироста преступлений экстремистской направленности - в среднем 20%, при условии стабильного снижения преступности в целом за последние пять лет (см. диаграмму 2).


Диаграмма 2. Данные о состоянии преступности в России за 2008-2015 гг . 1

По мнению большинства проинтервьюированных респондентов (68%), доминирующей причиной такого роста является укрепление позиций экстремистских организаций, влекущее за собой их повышенную криминальную активность. Однако другая группа респондентов (23%) связывает данный факт с качеством работы правоохранительных органов, выражающейся в выработке новых, более эффективных подходов по правовой оценке различных экстремистских проявлений. Значительная роль в данном вопросе принадлежит Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», в рамках которого даны практические рекомендации по применению норм, регламентирующих ответственность за преступления экстремистской направленности, определены особенности этих деяний, отличающие их от смежных составов преступлений, что, безусловно, способствовало повышению эффективности правоприменительной деятельности в рассматриваемой области.

На опасность криминальных форм экстремистских проявлений указывает и увеличение удельного веса преступлений экстремистской направленности начиная с 2003 г. Хотя на этом же этапе наблюдается резкое снижение случаев совершения террористических актов как наиболее радикальной формы проявления экстремизма (см. диаграмму 3).

Наибольшее количество террористических актов в рассматриваемом периоде было зарегистрировано в 2003 г. (561 преступление). Тогда наблюдался резкий всплеск террористической активности. Наименьшее количество было зафиксировано в 2015 г. (8 преступлений). Такая тенденция не свидетельствует об уменьшении общественной опасности экстремизма. Считаем, что это указывает лишь на то, что применение таких радикальных форм экстремистской деятельности стало менее эффективным, не принося желаемого результата. В этом случае экстремизм можно отождествлять с вирусом, который постоянно мутирует, приобретая при этом новые формы, эффективные инструменты борьбы с которым в праве еще не сформированы.

Определяя особое значение в области противодействия экстремизму деятельности правоохранительных органов, полагаем, что о качестве их работы могут также свидетельствовать данные о раскрытых преступлениях (см. диаграмму 4).


Диаграмма 3. Данные о количестве зарегистрированных преступлений, предусмотренных cm. 205 УК РФ, за 2003-2015 гг."


Диаграмма 4. Данные о количестве раскрытых преступлений экстремистской направленности за 2003-2015гг. 2

Они указывают на то, что доказывание по делам о преступлениях экстремистской направленности на протяжении всего исследуемого периода представляло сложность. Это говорит не только о потребности в повышении квалификации соответствующей категории работников правоохранительных органов, но и о совершенствовании рекомендаций, даваемых Верховным Судом Российской Федерации, а также норм уголовного закона.

Проведенное нами исследование показало высокий уровень латентности преступлений экстремистской направленности, что свидетельствует о несоответствии

приведенных выше статистических данных реальному объему криминального экстремизма. По мнению ряда ученых, настоящий уровень рассматриваемой группы деяний может в разы превышать цифры, заявленные в официальной статистике 1 . Эта озабоченность также высказывается и представителями правоохранительных структур .

Обозначенное выше подтверждается результатами проведенного нами интервьюирования респондентов . При этом лишь малая их часть (18%) не сталкивалась, с их точки зрения, с какими-либо проявлениями экстремизма.

Несомненно, особую опасность латентности преступлений экстремистской направленности придает деятельность правоохранительных органов, «зацикленных» на выполнении и соблюдении показателей, положенных в основу оценки качества их работы. По этой причине в ряде случаев встречается практика умышленно ошибочной квалификации деяний, когда преступление экстремистской направленности перестает быть таковым и плавно «перетекает» в принципиально иное деяние. Эту позицию подтверждают 44% опрошенных представителей правоохранительных органов.

Вышеизложенное еще раз указывает на очевидность высочайшего уровня латентности преступлений экстремистской направленности. По этой причине фактические темпы роста исследуемой группы преступлений значительно превышают динамику их выявления.

Исследовав проблемы практики применения норм уголовного закона, регламентирующих ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности, мы пришли к выводу, что основными причинами такого высокого уровня латентности являются следующие факторы и обстоятельства:

  • - пробельность и противоречивость современного антиэкстремистского законодательства (мы выделяем это в качестве главной причины) ;
  • - низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов , влекущий за собой как ошибки, так и умышленные действия, искажающие правовую оценку различных форм экстремистских проявлений;
  • - правовой нигилизм основной массы современного российского общества;
  • - широкомасштабная, неконтролируемая миграция.

Проведенный нами анализ статистических данных, а также опрос представителей правоохранительных органов показал, что наиболее распространенными преступлениями экстремистской направленности и соответственно наиболее проблемными с точки зрения практики применения (из ранее предложенного нами перечня) являются деяния, закрепленные в ст. 280, 282, 282" и 282 2 УК РФ.

Ярким примером могут служить статистические данные о вышеназванных преступлениях как на территории Российской Федерации в целом, так и на территории Приволжского федерального округа и Нижегородской области (см. табл. 1, 2).

Таблица I

Сведения о зарегистрированных преступлениях, предусмотренных ст. 280, 280 1 , 282 , 282 1 , 282 2 УК РФ, за 2008-2015 гг. 1 на территории Российской Федерации

^татья^Е??.

Таблица 2

Сведения о зарегистрированных преступлениях, предусмотренных ст. 280, 280 1 , 282 , 282 1 , 282 2 УК РФ, за 2008-2015 гг. 2 на территориях федеральных округов Российской Федерации

Статья C2J.

Центральный федеральный округ

Южный федеральный округ

  • 1 Статистические данные ГИАЦ МВД России за 2008-2015 гг.
  • 2 Там же.

Окончание табл. 2

Статья-CSS.

Северо-Западный федеральный округ

Зальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский Федеральный округ

Северо-Кавказский

)едеральньш округ

Представленные результаты показывают, что наиболее часто встречающимися являются преступления, предусмотренные ст. 280 и 282 УК РФ. Причем исследуемая группа деяний наиболее распространена на территориях Центрального и Приволжского федеральных округов, характеризующихся многонациональным, многоконфессиональным обществом, в том числе максимально насыщенных мигрантами. Полагаем, что это и объясняет высокую активность экстремистов.

При этом любое начало преступной деятельности, предполагающее придание ей повышенного общественного резонанса, основанного на экстремистской мотивации, обязательно включает в себя активную противоправную агитацию и пропаганду. По мнению Р. М. Узденова, именно это и является обязательным предшествующим этапом последующих насильственных акций экстремизма, что соответствует идеологии экстремистов 1 .

Схожая картина наблюдается и на территории Нижегородской области.

Таблица 3

Сведения о зарегистрированных преступлениях, предусмотренных ст. 280, 280 1 , 282 , 282 1 , 282 2 УК РФ, за 2008-2015 гг. 2 на территории Нижегородской области

^татья^-?^-

Стабильность ежегодного роста исследуемой группы преступлений предопределяет актуальность рассмотрения вопроса о перспективах динамики ее развития. Осознавая объективную невозможность предоставления достоверных данных, отражающих ее, считаем допустимым предложить авторское видение развития исследуемой группы деяний с учетом существующего сегодня и прогнозируемого уровня экстремистского противостояния.

Полагаем, что в ближайшие несколько лет количество преступлений, предусмотренных ст. 280,282, 282" и 282 УК РФ, а также недавно криминализируемых деяний в ст. 280 1 , 282 3 и 354" УК РФ, будет отличаться ежегодным ростом. Например, по ст. 280* УК РФ «Публичные призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации», вступившей в действие 9 мая 2014 г., за неполный год и в целом при отсутствии практики ее применения уже было возбуждено и находится в производстве восемь уголовных дел. О возможном росте могут свидетельствовать ряд как объективных, так и субъективных факторов. В частности, это подтверждается не только несовершенством антиэкстремист- ского законодательства, но и наметившейся тенденцией обострения национально-религиозных отношений и на территории России, и во всем мире, а также количественным ростом экстремистских организаций, в связи с чем логично предположить, что увеличится и число совершаемых ими деяний. Основная часть проинтервьюированных респондентов, среди которых были как обычные граждане, так и представители правоохранительных структур, в общей своей массе (72%) высказали озабоченность последующим ростом различных форм проявлений экстремизма, в том числе и криминальной. При этом основную боязнь у респондентов вызывают последствия экстремистских акций, влекущие за собой не только причинение реального ущерба, но и, в первую очередь, утрату авторитета власти и доверия к государственному аппарату у населения. Осознанность данного обстоятельства есть и у представителей государственных структур. В частности, ярким примером могут служить ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. В своих выступлениях В. В. Путин неоднократно акцентировал свое внимание на необходимости сохранения национальной и духовной идентичности. По его мнению, «ближайшие годы будут решающими и, может быть, даже переломными, и не только для нас, а практически для всего мира, который вступает в эпоху кардинальных перемен, а может быть, даже и потрясений. Вызревает почва для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера» 1 .

Исходя из анализа статистических показателей рассматриваемой группы преступлений, можно выделить, в частности, следующие тенденции развития преступлений экстремистской направленности: а) дальнейшее увеличение количества исследуемых преступлений; б) повышение степени их обшественной опасности вследствие появления новых форм экстремистских проявлений; в) сохранение высокого уровня латентности.

Учитывая столь неоптимистические прогнозы, хотелось бы отметить возможные последствия преступлений экстремистской направленности и их особенности.

Во-первых, мы полагаем усиление националистического и религиозного противостояния в России.

Во-вторых, активное проникновение экстремизма в ранее не подверженные его влиянию сферы государственной и общественной деятельности. Например, ранее мы уже констатировали проникновение экстремистских проявлений в современную науку.

В-третьих, увеличение геополитических конфликтов, основанных на экстремистской мотивации и влекущих значительное количество неповинных жертв.

В-пятых, утрата общечеловеческих и обшеправовых ценностей.

Все вышеизложенное указывает на необходимость выработки более эффективных мер по противодействию экстремизму, чем существующие сегодня. При этом деятельность правоохранительных органов в области предупреждения преступлений экстремистской направленности должна быть научно обоснована и направлена на выявление обстоятельств, способствующих их совершению .

Полагаем, что эффективность такого противодействия в первую очередь зависит от универсальности применяемых механизмов, которые могут найти свое выражение в следующих правовых и организационных мерах: а) унификация антиэкстремистского законодательства; б) создание межведомственных комиссий по противодействию экстремизму с участием общественности и представителей всех религиозных и этнических конфессий; в) постоянный мониторинг общественного мнения по вопросам терпимости в обществе; г) воспитание молодого поколения, основанное на принципе толерантности.

Можно с уверенностью сказать, что размеры и последствия преступлений экстремистской направленности стали и будут реальной угрозой для национальной безопасности государства. Такой вывод неоднократно делался и в многочисленных выступлениях руководства МВД России 1 .

Безусловно, национальная безопасность государства во многом зависит от социально-экономического благосостояния социума, от способности государственных структур регулировать складывающиеся в обществе отношения, устанавливать приемлемые и общие для всех правила поведения, направленные на его сплочение. В современных условиях экстремизм, основной задачей которого является раскол общества, нарушает баланс интересов общества и государства и создает благоприятные условия для его развития, что, безусловно, отрицательно сказывается на стабильности российской государственности в целом.

Объективные признаки преступлений экстремистской направленности.

Объект преступлений экстремистской направленности - это различные по своему характеру общественные блага, на которые посягает экстремистская деятельность. Единого родового и видового объектов преступлений экстремисткой направленности не существует, что обусловлено многообразием видов экстремистской деятельности. Опираясь на Указание Генпрокуратуры РФ, в котором перечислены преступления экстремистской направленности, можно выделить три родовых объекта:

· личность человека - ст. 105, 111, 112, 115, 116, 117, 119;

· общественная безопасность и общественный порядок - ст. 213, 214;

· государственная власть - статьи 280, 282, 282 1 , 282 2 УК РФ.

Это говорит о том, что данные противоправные деяния посягают на три самые существенные блага современного общества, которые ставят преступления экстремистской направленности на одно из самых приоритетных мест в системе уголовно-правого регулирования.

Следует обратить внимание на то, что большинство преступлений экстремистской направленности является двуобъектными. Как правило, это характерно для тех составов, в которых экстремистский мотив выступает в качестве квалифицирующего признака. Например, ч.2 статья 105 УК РФ - жизнь человека, ч. 2 статьи 111 УК РФ - здоровье человека и другие, где данные объекты выступают основными. Но в силу специального мотива совершения преступлений экстремистской направленности, помимо основного объекта они посягают на равноправие людей, их личное и коллективное достоинство.

Именно наличие дополнительного объекта в виде равноправия людей независимо от их личных свойств позволяет: объединить различные по своим характеристикам противоправные деяния в общее понятия «преступления экстремистской направленности»; назначать виновным более жесткие виды наказания; отграничить менее тяжкие деяния от более тяжких.

Все экстремистские преступления независимо от родового, видового, а также основного непосредственного объектов, всегда имеют один общий объект посягательства - закрепленное Конституцией РФ формально-юридическое равенство физических лиц независимо от разных личных свойств. Однако, сводить объект экстремистских преступлений исключительно к положениям Конституции неправильно, поскольку между последней и Уголовный кодексом РФ есть определенные несоответствия. Рассмотрим эти противоречия поподробнее.



В Конституции РФ гарантии равенства содержаться в трех статьях, а именно в: ч. 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19 и ч. 2 ст. 29 Конституции РФ. В соответствие с указанными статьями в России:

· Запрещается создание и деятельность общественных объединений, действия и цели которых направлены на разжигание расовой, национальной и религиозной розни;

· Не допускается пропаганда и агитация, возбуждающая социальную, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства;

· Закрепляется принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения…, а также других обстоятельств.

Таким образом, исходя из буквального толкования текста Конституции РФ видно, что в ней не содержится признака объекта разжигания розни по отношению к какой-либо социальной группе, отраженный в УК РФ. Тем не менее, именно формулировка статьи 19 Конституции РФ «другие обстоятельства» дает основание говорить, что преступления экстремистской направленности имеют своим непосредственным объектом закрепленные Конституцией РФ положения. По этой причине, данная статья является единственной, которая хотя косвенно, но указывает на недопустимость совершения действий по мотиву ненависти и вражды в отношении социальной группы.

Следовательно, объектом преступлений экстремистской направленности является гарантированное Конституцией РФ равноправие людей независимо от политической, идеологической, расовой, религиозной принадлежности, а также подразумеваемое равноправие между социальными группами.

Субъективные признаки преступлений экстремистской направленности.

Субъектом преступлений экстремистской направленности, как и любого другого преступления может быть физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. УК РФ различает вменяемых в зависимости от возраста. Так, по общему правилу субъектом экстремистского преступления может быть лицо, достигшее возраста шестнадцати лет (статьи 116, 117, 119, 244, 280, 282 2 УК РФ). Наряду с этим, по отдельным категориям преступлений возраст уголовной ответственности составляет четырнадцать лет. В статье 20 УК РФ представлены пять таких составов преступлений экстремистской направленности: убийство (ст. 105 УК РФ); умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью (ст. 111 и 112 УК РФ); хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213 УК РФ); вандализм (ст. 214 УК РФ).

Такая позиция законодателя обусловлена ростом числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных лицами данной возрастной категории. По данным Генпрокуратуры РФ за первое полугодие 2009 года 27 % осужденных за преступления экстремистской направленности были несовершеннолетние, из них 20% лица до шестнадцати лет. Таким образом, экстремистская преступность имеет тенденцию к «омоложению».

Также, преступления экстремистской направленности могут быть совершены специальным субъектом - лицом с использованием своего служебного положения, что является квалифицирующим признаком (ст. 282 и 282 1 УК РФ). Служебное положение предполагает наличие профессиональных функций и полномочий, что также влияет на возраст преступника, так как с соответствие с российским законодательством лица могут заниматься трудовой деятельностью (в том числе и связанную с обладанием служебными полномочиями) после достижения совершеннолетнего возраста. А по отдельным профессиональным сферам возрастной ценз еще выше.

В тоже время, отсутствует четкая формулировка, что же понимать под использованием служебного положения. В научных трудах, есть мнения, что при квалификации служебных, в том числе и экстремистских преступлений, необходимо использовать определение должностного лица, содержащееся в примечание к ст. 285 УК РФ. Определенную ясность в этом вопросе внес Пленум ВС РФ, где под должностным положением понимается значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинение иных лиц, в отношение которого осуществляется руководство должностного лица. Во многих научных работах указывается, что в понятие «служебное положение» следует включить не только служебные полномочия, но и авторитет, что расширяет толкование этого квалифицирующего признака.

Таким образом, требование к возрасту уголовной ответственности выделяет три группы преступлений экстремистской направленности: преступления, ответственность за которые наступает с 14 лет (статьи 105, 111, 112, 213, 214 УК РФ); с 16 лет (статьи 116, 117, 119, 244, 280, 282.2 УК РФ); не ранее 18 лет (ч. 2 ст. 282 УК РФ и ч. 3 ст. 282.1 УК РФ).

По данным статистики по отдельным преступлениям возраст уголовной ответственности существенно завышен. Увеличивается количество преступлений по ч. 2 статей 116 и 117 УК РФ, совершаемых в составе групп, в которых участвуют лица не достигшими 16 лет. Более взрослые члены молодежных групп вовлекают менее взрослых лиц для совершения деяний, связанных с побоями и истязаниями. В этом случае, члены таких групп, не достигшие 16 лет, освобождаются от уголовной ответственности. Однако, их деяния по-прежнему представляют высокую общественную опасность, а отсутствие должного наказания формирует чувство безнаказанности и вседозволенности у подростков. Так, 20-летний студент одного из ВУЗов вместе с тремя своими несовершеннолетними знакомыми в микрорайоне «Студенческий городок» избили двоих студентов - граждан Экваториальной Гвинеи. Поскольку двое из соучастников не достигли возраста уголовной ответственности в отношении них уголовное преследование было прекращено. По моему мнению, сложившаяся ситуация ставит вопрос о необходимости снижения возраста уголовной ответственности с 16 на 14 лет за преступления по ч. 2 ст. 116 УК РФ.

Особенность субъекта преступлений экстремистской направленности состоит не только в возрастном цензе, но и в характеристики личности виновного. Многие отечественные ученые занимались исследованием криминологической характеристики лиц, совершающих преступления экстремистской направленности и их классификации.

Так, Растокинский А.В. в зависимости от роли лиц, совершающих преступления экстремистской направленности в составе экстремистской группы, выделяет четыре вида таких лиц: хулиганствующие «попутчики»; посредственные или второстепенные исполнители; непосредственные или «идейные» исполнители и координаторы, составляющие «ядро» или «актив» экстремистской организации; лидеры, организаторы и спонсоры, использующие экстремистов в собственных целях и обеспечивающие им прикрытие от преследования. Её недостатком является то, что она относится лишь к групповому экстремизму, и не применима для индивидуального.

Так, Узденов Р.М. в зависимости от степени подверженности лиц, совершающих преступления, экстремистским воззрениям, выделяет их типы:

идейно-самостоятельный тип - личность, осознанно и целесообразно вступающая на путь экстремизма; «зависимый тип» (экстремист за компанию) - личность, чья социальная позиция формируется за счет активного внешнего воздействия микросферы, СМИ и других источников.

В зависимости от мотивов деятельности данные типы делятся на подтипы:

1) экстремист-хулиган - преследует цель экстремистского характера при наличии хулиганских мотивов, либо преследует цель хулиганского характера при наличии экстремистских мотивов;

2) корыстный экстремист - преследует цель экстремистского характера при наличии корыстных мотивов, и наоборот.

3) обычный экстремист - имеет цель и мотивы экстремистского характера.

Субъективная сторона преступлений экстремистской направленности выражается в вине и мотивах. Преступления экстремисткой направленности характеризуются умышленной формой вины, что обусловлено объективной стороной составов, которая состоит в совершении осознанных и целесообразных действий. Однако в зависимости от наступления общественно-опасных последствий объем умысла различен. В преступлениях с материальным составом, умыслом охватываются не только действия из экстремистских побуждений, но и последствия. Например, ч. 2 ст. 105 УК РФ умысел распространяется на действия - нанесения побоев и цель таких действий - лишение человека жизни. Для формальных составов преступлений достаточно чтобы умыслом охватывались лишь деяния. Так, для квалификации деяния по ст. 282 1 УК РФ достаточно умысла на создание экстремистского сообщества без достижения каких-либо результатов.

Отличие преступлений экстремистской направленности от смежных составов.

Наиболее характерным смежным составом является статья 210 УК РФ «Организация преступного сообщества». Между ним и составом статьи 282 1 УК РФ существуют общие признаки.

Во-первых, наличие понятия сообщества. К сожалению, в литературе и в разъяснениях Пленума ВС РФ не отражена четкая позиция, что понимать под сообществом в смысле 282 1 УК - особый вид преступного сообщества, разновидность организованной преступной группы или самостоятельное понятие. Как было сказано ранее, экстремистское сообщество имеет общие черты и с организованной группой, и с преступным сообществом.

Во-вторых, формальный характер составов - оба преступления считаются оконченными с момента создания сообщества, независимо от того были ли совершены иные преступления, ради которых сообщество было создано.

В-третьих, конструкция двух указанных составов предусматривает ответственность за организацию, руководство и простое участие.

Ярко выраженной отличительной чертой является цель создания и деятельности сообщества. Если преступное сообщество имеет своей целью совершение тяжких и особо тяжких преступлений, то экстремистское сообщество направлено на совершение преступлений экстремистского характера и не все их них являются тяжкими и особо тяжкими деяниями.

Следующим смежным составом, от которого необходимо отграничивать преступления экстремистской направленности, является - террористический акт (ст. 205 УК РФ). Прежде всего, эти преступления различаются по объекту посягательства. Непосредственным основным объектом состава п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ являются основы конституционного строя и безопасность государства, а дополнительным объектом выступают конституционные права и свободы граждан. Террористическая деятельность посягает на иные объекты. Непосредственным основным объектом является общественная безопасность, а дополнительным - жизнь человека, собственность, отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов власти.

Признаки объективной стороны состава ст. 282 УК РФ могут конкурировать с террористическим актом, если первое совершается с применением насилия или с угрозой его применения (взрывов, поджогов). Разница в том, что взрывы, пожары при террористическом акте всегда создают потенциальную опасность гибели людей, причинение имущественного ущерба либо иные тяжкие последствия. А так как состав ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды) является формальным, то необязательным является опасность наступления каких-либо последствий.

Последним отличительным признаком данных составов является цель. Преступление, предусмотренное ст. 282 УК РФ, совершается с целью возбуждения расовой, национальной или религиозной вражды либо уничтожение человеческого достоинства, а целью террористического акты является воздействие на принятие решений органами власти. Если перечисленные в ст. 282 УК РФ цели достигаются путем совершения террористического акта, то содеянное квалифицируется по совокупности деяний, предусмотренных статьями 205 и 282 УК РФ.

Заслуживает внимания проблема отграничений публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности от подстрекательства к совершению иных преступлений. Статья 280 УК РФ устанавливает ответственность за призывы к осуществлению различных видов экстремистской деятельности, закрепленных в ФЗ «О противодействие экстремистской деятельности». Однако, каждое из таких преступлений может быть совершено в соучастии в форме подстрекательства, поскольку склонить другое лицо к совершению преступления можно различными способами, в том числе и публичными призывами. Тем не менее, между данными составами есть отличительные признаки. Во-первых, подстрекательство, совершенное путем призывов к осуществлению преступной деятельности должно быть направлено конкретному адресату. Так, призывы к совершению террористического акта, где известны время, место, против кого направлен и другие обстоятельства, не входят в состав статьи 280 УК РФ, а квалифицируются по ч. 4 ст. 33, ст. 205 УК РФ. Во-вторых, факт совершения преступления, к которому призывали. Так, состав ст. 280 УК РФ является формальным - преступление считается оконченным независимо от того было ли совершено преступление, к которому призывали или нет, а для подстрекательства важен свершившийся факт преступления. В-третьих, признак публичности. Если призывы по ст. 280 УК РФ должны быть доступны неопределенному кругу лиц, то подстрекательство к совершению преступления возможно, как публично, так и непублично. Поэтому, непубличные призывы к осуществлению экстремистской деятельности должны квалифицироваться как подстрекательство.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что преступления экстремистской направленности для нынешней Российской Федерации стали одной из внутренних проблем, угрожающих стабильности и национальной безопасности России. Решения проблем экстремистской преступности является одной из приоритетных задач государства, которая отражена в официальных источниках.

В рамках курсовой работы были исследованы наиболее сложные и актуальные вопросы, связанные с пониманием сущности и составов преступлений экстремистской направленности, на которые правоприменительная практика не может дать однозначного ответа. Таким образом, сложившаяся в изучаемой сфере обстановка обусловила следующие выводы:

1) Изучение вопроса, связанного с характеристикой личности лиц, совершающих преступления экстремистской направленности свидетельствует о том, что виновными в указанных деяниях чаще всего являются молодые, социально слабо адаптивные люди с высокими запросами и самооценкой, но не обладающие высоким уровнем образования и материальной обеспеченности.

2) Изучение изложенных в курсовой работе проблем требует внесения в Уголовный Кодекс РФ следующих изменений и дополнений:

· Изменить признаки объективной стороны преступления, предусмотренного статьей 280 УК РФ так, чтобы в ней был отражен исчерпывающий перечень деяний экстремистского характера, призывы к которым криминализированы. При этом в указанный перечень деяний экстремистского характера не стоит включать публичное оправдание терроризма и иную террористическую деятельность, так как оно уже криминализировано в статье 205 2 УК РФ;

· Снизить возраст уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 116 УК РФ, с шестнадцати на четырнадцать лет, так как этот возраст (14 лет) достаточен - лицо способно осознавать, что своими действиями причиняет боль потерпевшему. Поэтому список деяний, закрепленных в ст. 20 УК РФ, устанавливающий ответственность с 14 лет, должен пополниться ч. 2 ст. 116 УК РФ.

· Необходимо дополнить статью 282 УК РФ примечанием, в котором будет содержаться официальное определение социальной группы. Например: «социальная группа - это группа людей, которые в силу профессиональной деятельности, осуществления систематических совместных действий, а также в силу открыто выраженных личных, религиозных, политических и иных убеждений, имеют общие интересы или формы самовыражения, самоидентификации, не противоречащие закону».

· Для того, чтобы определение «экстремистского сообщества» соответствовало уровню законодательной техники Уголовного Кодекса РФ, необходимо закрепить в качестве примечания к статье 282 1 УК РФ легальную трактовку данного термина, которая бы раскрывала особенные черты, отличающие экстремистское сообщество от преступного сообщества и организованной группы лиц. Например, Экстремистским сообществом является структурированная организованная группа либо объединение организованных групп, осуществляющих свою деятельность под единым руководством, члены которой объединяются в целях совершения одного или нескольких преступлений экстремистской направленности.

· Поскольку категория «унижение» имеет субъективной характер, в результате чего противоправные действия в отношение одних лиц будут являются унизительными, а в отношении других таковыми не являются, необходимо конкретизировать ситуацию и закрепить критерии унижения достоинства личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативные правовые акты.

2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996г. №63 - ФЗ // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954.

3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. №11 г. Москва «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».

II. Учебная, научная литература.

5. Ростокинский А.В. Преступления экстремистской направленности как проявления субкультурных конфликтов молодежных объединений: Автореф. дис. доктора юрид. наук. - Москва, 2008. - 38с.

6. Радченко В.И. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. - 2-е издание. - М., 2010. - С. 55.

7. Леньшин Д.И. Преступления экстремистской направленности по уголовному праву РФ: Дис. канд. юрид. наук. - М., 2011. -179с.

8. Фридинский С.Н. Противодействие экстремистской деятельности (экстремизму) в России (социально-правовое и криминологическое исследование): Дис. доктора юрид. наук. - М., 2011. - 366с.

9. Доника Е.Е. О некоторых проблемах противодействия экстремизму в России на современном этапе / Е. Е. Доника // Труды Академии управления МВД России-2014-№3-С.6-8.

10. Ещенко С.А. Меры противодействия проявлению экстремизма в России: постановка проблемы / С. А. Ещенко // Общество и право-2014-№ 2-С.11-15.

11. Зубок Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социологические исследования. - 2014. - № 5. - С. 37- 47.

III. Эмпирические материалы.

12. Агапов П.В. Преступления экстремистской направленности: вопросы толкования и практики // Законность. - 2011. - №10. - С. 28-31

13. Бешукова З.М. К вопросу о понятии преступления экстремистской направленности // Общество и право. - 2011. - №1. - С. 35-38

14. Лаврин А.С. Сущностные черты преступлений экстремистской направленности // Грамота. - 2012. - №1. - С. 116-119


Доника Е.Е. О некоторых проблемах противодействия экстремизму в России на современном этапе / Е. Е. Доника // Труды Академии управления МВД России-2014-№3-С.6-8.

Леньшин Д.И. Преступления экстремистской направленности по уголовному праву РФ: Дис. канд. юрид. наук. - М., 2011. –179с.

Ростокинский А.В. Преступления экстремистской направленности как проявления субкультурных конфликтов молодежных объединений: Автореф. дис. доктора юрид. наук. - Москва, 2008. – 38с.

Ещенко С.А. Меры противодействия проявлению экстремизма в России: постановка проблемы / С. А. Ещенко // Общество и право- 2014- № -С.11-15.

Фридинский С.Н. Противодействие экстремистской деятельности (экстремизму) в России (социально-правовое и криминологическое исследование): Дис. доктора юрид. наук. - М., 2011. – 366с.

Агапов П.В. Преступления экстремистской направленности: вопросы толкования и практики // Законность. - 2011. - №10. - С. 28-31

Лаврин А.С. Сущностные черты преступлений экстремистской направленности // Грамота. - 2012. - №1. - С. 116-119

Зубок Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социологические исследования. - 2014. - № 5. - С. 37- 47.

Коряковцев В.В., Питулько К.В. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. – СПб: Питер, 2010. - С. 659.

Бешукова З.М. К вопросу о понятии преступления экстремистской направленности // Общество и право. - 2011.- №1. - С. 35-38

Направленности относятся преступления, приведенные в широком подходе, а также любые преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренным в п. "е" ч. 1 ст. 63 УК РФ.

Так как этот мотив указан в Общей части УК РФ в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность, то он распространяется на абсолютно все преступления, независимо от того указан ли мотив в диспозиции статьи Особенной части УК РФ как квалифицирующий признак или нет.

Исходя из того, что круг преступлений экстремистской направленности довольно широк, целесообразно классифицировать преступления экстремистской направленности по различным основаниям.

1) В зависимости от особенностей использования квалифицирующих признаков в построении составов конкретных преступлений

Данная группа преступлений имеет общий объект - государственная власть, а именно основы конституционного строя и безопасность государства. Несмотря на это, они не является однородными.

К ним относятся:

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ);

Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ);

Организацию экстремистского сообщества (ст. 2821 УК РФ);

Организацию деятельности экстремистской организации (ст. 2822 УК РФ).

2) В зависимости от родового объекта посягательства выделяют:

Экстремистские преступления, посягающие на основы конституционного строя и безопасность государства («классические» экстремистские преступления ст. 280, 282 - 2822 УК РФ).

3) В зависимости от формы проявления, преступления, посягающие на основы конституционного строя и безопасности государства делятся на:

Преступления, не связанные с деятельностью организаций (ст. 280 УК РФ - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; ст. 282 УК РФ - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства);

Преступления, связанные с деятельностью организаций (ст. 2821 УК РФ - организация экстремистского сообщества; ст. 2822 УК РФ организация деятельности экстремистской организации).

Преступления, совершаемые с использованием служебного положения - данный признак содержится в качестве квалифицирующего в части 3 статьи 2821 УК РФ. Поскольку в рамках других составов рассматриваемой группы таких признаков нет, а также, в связи с этим, появляется специальный субъект можно выделить его как еще один вид преступлений экстремистской направленности.


Объектом преступления выступают конституционные основы политической системы Российской Федерации, а также права и интересы граждан.

Объективная сторона преступления включает в себя три группы деяний:

1) создание экстремистского сообщества, т.е. организованной группы лиц для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений экстремистской направленности.

Создание экстремистского сообщества заключается в активных действиях субъекта по объединению группы лиц, имеющих общность в главном, - приверженности к радикальным действиям по подготовке и совершению преступлений экстремистской направленности.

Преступление признается оконченным с момента организационного завершения созданного преступного сообщества, способного подготавливать и совершать преступления экстремистской направленности;

2) руководство экстремистским сообществом заключается в деятельности организатора по разработке планов экстремистской деятельности, распределении обязанностей среди участников и структурных подразделений и иных действиях, направленных на осуществление сообществом своих функций. Руководить таким сообществом может и лицо, возглавлявшее его создание и иное лицо, признанное влиятельным и авторитетным в преступном мире;

3) создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений заключается в их действиях по объединению, координации и взаимодействию в ходе преступной деятельности, а также в разработке планов или условий для совершения преступлений экстремистской направленности.

Субъективная сторона преступления включает в себя прямой умысел и вышеуказанные мотивы экстремистской деятельности. При этом субъект может руководствоваться любым из мотивов либо их взаимосвязанным комплексом.

Субъектом преступления может являться любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Разглашение государственной тайны. Утрата документов, содержащих государственную тайну.

Объектом преступления выступает сохранность государственной тайны.

Предмет преступления - сведения, составляющие государственную тайну

С объективной стороны преступление выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну.

Под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали достоянием посторонних лиц.

Посторонним признается любое лицо, которое по характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям.

Объективно разглашение выражается в различных действиях, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся известны посторонним лицам: доверительном разговоре, публичном выступлении, переписке, показе документов, демонстрации чертежей, схем, изделий, утере неучтенных тетрадей и блокнотов с выписками из документов, содержащих государственную тайну, и т.п. Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием.

Преступление окончено с момента восприятия разглашаемых сведений посторонними лицами.

Субъективная сторона разглашения сведений характеризуется и умышленной, и неосторожной формами вины.

Мотивом совершения умышленного разглашения чаще всего выступает бахвальство, а целью - показать постороннему свою осведомленность и компетентность , подчеркнуть "важность" и "значимость" своей персоны при решении практических вопросов.

Субъект при разглашении - специальный, т.е. лицо вменяемое, достигшее 16-летнего возраста, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Под утратой документов, содержащих государственную тайну, а равно предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, понимается такой противоправный выход их из владения данного лица, вследствие которого они стали достоянием посторонних лиц и наступили тяжкие последствия.

К документам относятся текстовые и графические материалы, исполненные типографским, машинописным способом или от руки (чертежи, планы, типографские карты, приказы, директивы, ведомости, акты, обзоры и т.п.), в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

Документ - это акт, имеющий реквизиты: гриф секретности, регистрационный номер органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, осуществивших засекречивание, особый порядок хранения, перемещения, выдачи и работы.

Предметы, сведения о которых образуют государственную тайну , - это различные материалы и изделия, несущие в себе информацию указанного вида. К ним относятся: закрытые образцы техники и вооружения, шифры, коды, негативы, фотоснимки и т.п.

С объективной стороны преступление включает в себя совокупность трех признаков:

а) деяние, связанное с нарушением установленных правил обращения с документами (предметами);

б) выход документов (предметов) из владения данным лицом, вследствие чего наступили тяжкие последствия;

в) причинную связь между деянием и наступившими последствиями.

Правила обращения с документами регламентируются законами и подзаконными актами (инструкциями, положениями, наставлениями).

Нарушения правил выражаются : в работе с документом в неустановленном месте (например, дома), неопечатывании сейфа, нарушении правил передачи его другим лицам и т.п.

Документ считается вышедшим из владения (утраченным), если его нет ни в месте постоянного хранения, ни у конкретного исполнителя, которому он был выдан.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. Вместе с тем по отношению к факту нарушения правил обращения с документами вина может быть в форме и умысла, и неосторожности. По отношению же к наступившим последствиям вина может быть только неосторожной (в виде легкомыслия или небрежности).

Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста и имеющее допуск к государственной тайне.