Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. Наказание за недекларированный ввоз товаров в Россию

31.03.2020

Недекларирование товаров

Примером недекларирования товара юридическим лицом может быть ситуация, в которой при поставке товара в адрес декларанта помимо заявленных товара в ходе досмотра таможня обнаруживает еще иной товар. Достаточно часто подобные ситуации возникают, когда отправитель по своей инициативе направляет комплетуарный или промотовар. Например, несколько образцов другой продукции. Зачастую декларант может и не знать о таком «подарке», за недекларирование которого ему придется нести ответственность, предусмотренную КоАП РФ.

Ответственность за недекларирование товаров по КоАП РФ

Ответственность за недекларирование установлена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Мерой административного наказания как для физических, так и для юридических или должностных лиц предусмотрен штраф. Кроме того, в отдельных случаях незадекларированный товар может быть конфискован. Поскольку ответственность по статье за недекларирование тождественна ответственности, предусмотренной за недостоверное декларирование, особое внимание следует уделить размерам штрафов.

Штраф за недекларирование товаров

По ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ законодатель установил штраф за недекларирование в соответствии со стоимостью товара. Сумма штрафа за недекларирование может быть от половины до двукратной стоимости товара.

Например, по результатам таможенный экспертизы стоимость незадекларированного товара составила 200 тысяч рублей. Соответственно, по части 1 ст. 16.2 КоАП РФ штраф может быть назначен в размере от 100 тысяч до 400 тысяч рублей.

Помимо штрафа сам товар может быть также конфискован.

Очевидно, что штрафы за недекларирование товаров достаточно серьезные. Особенно если учесть, что стоимость незадекларированного товара устанавливается в соответствии с заключением таможенного эксперта, который в свою очередь нередко её значительно завышает. Так, в практике наших юристов достаточно часты случаи, когда таможенная экспертиза оценивала незадекларированный б/у товар по цене нового, что приводило к завышенной стоимости, а соответственно и повышенному штрафу за недекларирование. Разумеется, участие опытного таможенного юриста, как при оспаривании экспертизы, так и в ходе административного расследования позволяет значительно снизить сумму штрафа за недекларирование. В ряде случаев возможно снизить сумму штрафа «ниже низшего», то есть меньше установленного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ порога в половину от стоимости незадекларированного товара.

Также при ведении дел о таможенных административных правонарушениях помимо снижения суммы штрафа возможно работать с конфискацией. В практике наших юристов были дела, когда клиенту было выгоднее заменить штраф за недекларирование на конфискацию, и нам удавалось добиться именно такой меры.

С некоторыми примерами судебных дел по недекларированию товаров, которые вели наши юристы, можно ознакомиться в разделе "Судебная практика ".

Нашими юристами.

Недекларирование товаров либо их недостоверное декларирование по статистике таможенных органов являются наиболее частыми составами административных правонарушений в сфере таможенного дела. Так, в последние годы около 35% возбуждаемых таможней дел касаются именно фактов недекларирования либо недостоверного декларирования товаров, при этом около 50% дел возбуждаются в отношении физических лиц, 45% - юридических лиц и 10% - на должностных или неустановленных лиц.

Ответственность за данные правонарушения на данный момент предусмотрена частью 1 и частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ. И хотя меры административного наказания за недекларирование и недостоверное декларирование одинаковые, правовые основания для их квалификации разные. В отдельных случаях сами сотрудники отделов об административных правонарушениях (ОАР) затрудняются правильно установить квалификацию дела. Действительно, разница между недекларирование и недостоверным декларированием не всегда очевидна.

Недекларирование товаров

Недекларирование товаров при перемещении их через границу подразумевает под собой фактическое отсутствие действий, направленных на фактическое декларирование товара или его части. То есть, физическое или юридическое лицо не предприняли никаких действий для того, чтобы задекларировать товар. По сути, при недекларировании речь идет о бездействии лица, которое должно было задекларировать товар.

Самым распространенным примером недекларирования товаров физическим лицом является ситуация, в которой пассажир, пересекая границу по «зеленому коридору», имел при себе товар, подлежащий декларированию. Например, дорогостоящий товар, стоимость которого превышала установленные лимиты. В таком случае таможенные органы возбуждают дело по недекларированию товара.

Также на нашем сайте можно получить дополнительную информацию об условиях и стоимости услуг по ведению дела по недекларированию в таможне нашими юристами.

Размеры штрафов и, в целом, ответственность за недекларирование товаров идентична предусмотренной законодательством ответственности за недостоверное декларирование. Однако состав, то есть суть правонарушений – разная.

Недостоверное декларирование товаров

В отличие от недекларирования, смысл которого сводится к фактическим бездействия лица вопреки его обязанности задекларировать какой-то товар, недостоверное декларирование предполагает, что лицо предприняло действия по декларированию, при этом представило в таможенный орган некорректную, не соответствующую действительности информацию о товаре.

Примером недостоверного декларирования для физического лица является ситуация, при которой, например, пассажир рейса прошел по «красному коридору», заявив, что везет с собой товар, подлежащий декларированию в количестве 10 штук, однако в ходе досмотра товар был найден в количестве 15 штук. В данном случае речь идет о недостоверном декларировании, выразившемся в заявлении недостоверных сведений о количестве товара. Помимо количества товара недостоверная информация может касаться технических характеристик товара, его страны производства, стоимости и прочих данных. Как правило, речь идет о заявлении недостоверных сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных платежей.

Так, участники ВЭД могут быть привлечены к административной ответственности при заявлении ими некорректного кода товара при классификации товара по ТН ВЭД .

Указанное декларантом описание товара и код ТН ВЭД могут влиять на размер таможенных платежей, которые должны быть уплачены в государственную казну. Таким образом, при принятии таможней решения о классификации товара, компании грозит не только доначисление таможенных платежей в результате смены кода, но и ответственность за недекларирование или недостоверное декларирование товаров.

Ответственность за недостоверное декларирование товаров

Ответственность за недостоверное декларирование определена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Руководствуясь положениями данной статьи, ответственность за недостоверное декларирование аналогична ответственности за недекларирование (см. часть 1 ст. 16.2 КоАП РФ). Санкциями данной статьи предусмотрены штрафы и, кроме того, возможна конфискация товара, по которому были представлены недостоверные сведения. В большинстве случаев, при привлечении лица к ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, таможня ограничивается штрафом.

Штраф за недостоверное декларирование

Сумма штрафа за недостоверное декларирование также зависит от стоимости недостоверно задекларированного товара. По аналогии с недекларированием размер штрафа варьируется от половины до двукратной стоимости товара, ставшего предметом административного правонарушения. Снизить или минимизировать штраф за недостоверное декларирование возможно как в ходе ведения дела в таможне, так и при обжаловании постановления о привлечении к ответственности по части 2 ст. 16.2 КоАП.

Срок обжалования штрафа составляет 10 дней с момента фактического получения постановления о привлечении к административной ответственности за недостоверное декларирование или недекларирование.

Предоставление недействительных документов

Частью 3 ст. 16.2 КоАП РФ наравне с предоставлением недостоверной информации о товаре предусмотрена ответственность за предоставление недействительных документов, в результате чего были нарушены установленные законодательством запреты и ограничения. Подразумевается, что помимо заявления в таможню недостоверных сведений о товаре, декларантом или таможенным представителем были представлены недействительные документы на товар. Наиболее распространенным примером является предоставление недействительной декларации соответствия на товар. По составу правонарушения ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ есть ряд нюансов. Кстати, в отличие от штрафов за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров, которые привязаны к стоимости товара, штрафы за предоставление недействительных документов фиксированные. В соответствии с ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ их размер следующий:

  • от 1,5 до 2 тысяч рублей на физических лиц;
  • от 10 до 20 тысяч рублей на должностных лиц;
  • от 50 до 300 тысяч рублей на юридических лиц

При возбуждении таможенными органами дела об административном правонарушении по факту недекларирования либо недостоверного декларирования товаров, рекомендуем внимательно изучить таможенное законодательство и судебную практику по подобным делам.

Разумеется, привлечение опытного юриста с практическим опытом ведения дел по административным таможенным правонарушениям значительно увеличивает шансы отделаться минимальным штрафом.

Знание нюансов ведения дела сотрудниками таможни и особенностей правоприменительной практики позволяют нашим юристам даже в тяжелых случаях сэкономить сотни тысяч рублей для наших клиентов, снижая размеры административных штрафов.

Шансы на минимальный штраф тем выше, чем раньше юрист по таможенным делам включился в сопровождение административного производства в таможне.

Возможность оплаты таможенного штрафа с 50% скидкой в течение 30 дней не распространяется на привлечение к административной ответственности по делам о недекларировании либо недостоверном декларировании товаров.

Правоохранительная деятельность таможенных органов регламентирована ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза. Согласно указанной статье таможенные органы государств - членов Таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов.

Одной из актуальных проблем, возникающих при осуществлении указанной деятельности, является привлечение лиц к административной ответственности за недекларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Недекларирование товаров, наряду с незаконным перемещением через товаров и (или) транспортных средств международной перевозки, недостоверным декларированием товаров и несоблюдением запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, относится к так называемым контрабандообразующим составам, отличающимся повышенной общественной опасностью.
Таможенными органами региона деятельности Центрального таможенного управления по ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за 12 месяцев 2011 г. возбуждено 2865 дел об административных правонарушениях, что составляет 25,2% в общем объеме выявленных правонарушений и на 24,7% меньше уровня аналогичного периода 2010 г. (3804 дела об административных правонарушениях).
Правовые нормы, предусматривающие административную ответственность за недекларирование товаров, содержались как в Таможенном кодексе Российской Федерации 1993 г. (Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-1), так и в Таможенном кодексе Российской Федерации 2003 г. (Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ).

В Таможенном кодексе Таможенного союза отсутствуют нормы, регламентирующие квалификацию нарушений таможенных правил, т.к. им посвящена вся глава 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ). За недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общие положения о таможенном декларировании товаров закреплены в ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза - товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной форме с использованием таможенной декларации.
При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:

2) транзитная декларация;

3) пассажирская таможенная декларация;

Формы и порядок заполнения таможенной декларации определяются решением Комиссии Таможенного союза.

Так, решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" определены формы и порядок заполнения декларации на товары; решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации" определены формы и порядок заполнения транзитной декларации; решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 422 "О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения" определены формы и порядок заполнения декларации на транспортное средство; решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации" определены формы и порядок заполнения пассажирской таможенной декларации.

Подлежат помещению под иную таможенную процедуру, т.е. декларированию, отходы, образовавшиеся в результате переработки иностранных товаров на таможенной территории (ст. 246 Таможенного кодекса Таможенного союза); отходы, образовавшиеся в результате переработки иностранных товаров для внутреннего потребления (ст. 271 Таможенного кодекса Таможенного союза); отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров (ст. 309 Таможенного кодекса Таможенного союза), за исключением случая, когда указанные отходы не пригодны для их дальнейшего коммерческого использования. Производственные потери, образующиеся и (или) безвозвратно теряющиеся в результате совершения операций по переработке, не подлежат помещению под иную таможенную процедуру.

За недекларирование товара, находящегося на временном хранении (на складе временного хранения, на складе получателя, в транспортных средствах на железнодорожных путях), по истечении установленного срока временного хранения товаров лицо подлежит ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ.

Частью 1 ст. 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию товара, т.е. таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть.

Например:

1) если в таможенной декларации не заявляется часть однородного товара, допустим, когда декларируются 10 телевизоров конкретного размера, а при таможенном досмотре обнаруживается 30 телевизоров того же размера, имеет место недекларирование 20 телевизоров;

2) при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре, а о другом сведения не заявляются (когда декларируются телевизоры, но кроме них при таможенном досмотре обнаруживаются также и принтеры, имеет место недекларирование принтеров);

3) неверно указывается наименование товара, т.е. когда фактически к таможенному декларированию представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации (когда таможенному органу заявляются мониторы, а при таможенном досмотре обнаруживаются велосипеды, имеет место недекларирование велосипедов). Указание в декларации сведений о мониторах не имеет правового значения, поскольку они не перемещаются через таможенную границу, и фактических оснований для возникновения таможенных правоотношений в связи с их заявлением в таможенной декларации не имеется.

На практике возможно сочетание этих вариантов, которые требуют полной правовой оценки в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Для правильной квалификации правонарушения необходимо проверить указанные в таможенной декларации сведения о товаре на предмет их соответствия фактически представленному таможенному органу товару.

Недекларирование товаров имеет место при незаявлении декларантом либо таможенным представителем соответствующих действительности сведений о количественных характеристиках товара (штуки, вес, объем товара), т.е. не заявляется весь товар либо его часть.

При наличии в партии товара пересортицы необходимо установить количество и наименование фактически обнаруженного товара. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза.

Если общее количество и наименование заявленного товара соответствуют одной и той же группе товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, то по общему правилу считаем, что признаки недекларирования товаров отсутствуют. В каждом конкретном случае, исходя из структуры единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, необходимо установить, что определяет наименование товара для таможенных целей: материал изготовления или описание формы изделия.

В соответствии с Инструкцией по заполнению таможенных деклараций, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, как один товар декларируются товары одного наименования (торгового, коммерческого), содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза или сообщества либо страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений.

Согласно разъяснениям п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", незаявление при декларировании части товара влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Зачастую возникают спорные ситуации при привлечении лиц к административной ответственности за недекларирование товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. Согласно ст. 314 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное декларирование товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится с использованием предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов, сопровождающих международные почтовые отправления, либо декларации на товары. Товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, за исключением пересылаемых физическими лицами товаров для личного пользования, подлежат таможенному декларированию с использованием декларации на товары в случаях, если:

1) подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;

2) в отношении товаров применяются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры и соблюдаются запреты и ограничения;

3) фактический вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза должен быть подтвержден отправителем товаров таможенному и (или) налоговому органам;

4) товары помещаются под таможенную процедуру иную, чем таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления.

Считаем целесообразным отдельно остановиться на привлечении к административной ответственности лиц за недекларирование перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования.

Статья 4 Таможенного кодекса Таможенного союза определяет, что товары для личного пользования представляют собой товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов установлены Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".

Декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.

Декларирование товаров для личного пользования, за исключением пересылаемых в международных почтовых отправлениях и помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.

В настоящее время таможенному декларированию в письменной форме с учетом положений Таможенного кодекса Таможенного союза подлежат:

1) товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица;

2) товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования;

3) товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском";

4) транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов Таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории Таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию;

5) валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (при единовременном ввозе или вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых или вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков);

6) культурные ценности;

7) товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж;

8) иные товары, определенные таможенным законодательством Таможенного союза.

Отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками, исходя из:

Заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском";

Характера и количества товаров;

Частоты пересечения физическим лицом и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

В местах прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории может применяться система двойного коридора.

"Зеленый" коридор является специально обозначенным в местах прибытия или убытия местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию, при одновременном отсутствии у таких лиц несопровождаемого багажа.

"Красный" коридор является специально обозначенным в местах прибытия или убытия местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров, подлежащих таможенному декларированию, а также товаров, в отношении которых осуществляется декларирование по желанию физического лица.

Приказом ФТС России от 09.08.2010 N 1471 определен Перечень мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории, в которых применяется система двойного коридора, а также порядок его формирования.

В случае если товар, перемещаемый физическим лицом через таможенную границу, подлежит обязательному письменному декларированию, а лицо следует через "зеленый" канал, имеет место событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

При исследовании вопроса о виновности физического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо устанавливать наличие у лица статуса индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, насколько для физического лица могло быть очевидным коммерческое предназначение товара, иные обстоятельства перемещения товара.

До принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении необходимо получить подробные объяснения лица и проверить их. Следует уточнить данные о лицах, для которых, со слов лица, перемещающего товары, они ввозятся. Несоответствие сведений, данных в объяснениях лица, с реальными (отсутствие родственных и иных связей между лицами, несоответствие размерного ряда и т.п.) может свидетельствовать о коммерческой цели ввоза товаров. В случае подтверждения большинства данных, указанных лицом, совпадения их с фактическими вина лица в недекларировании товара отсутствует. Отсутствие однозначно установленного законодателем критерия, позволяющего отнести тот или иной товар к коммерческой партии товара (ограничение в единицах, штуках и т.д., отличающее коммерческую партию товара от товара для личного пользования), делает привлечение физических лиц к административной ответственности за недекларирование коммерческих партий товара, ввозимых якобы под видом товаров для личного пользования, весьма проблематичным. Не стоит забывать один из основных принципов: неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Так, например, в практике Воронежской таможни имел место факт ввоза на таможенную территорию РФ из Турции одним лицом одежды в ассортименте из нескольких десятков наименований. Должностные лица таможенного органа посчитали, что ввезена коммерческая партия товара под видом товаров для личного пользования, и возбудили дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В ходе производства по делу лицо, ввезшее одежду, пояснило, что ввезло ее для себя и своих многочисленных родственников. Указанные лица, большинство из которых являлись людьми пенсионного возраста, подтвердили, что действительно заказали для себя одежду, ориентированную на молодежь и не соответствующую им по размеру. Дело об административном правонарушении было направлено на рассмотрение в суд, который вынес решение о прекращении производства по делу в связи с недоказанностью вины лица в его совершении.

Интересна и практика привлечения к административной ответственности за недекларирование вывозимого за пределы таможенной территории Таможенного союза топлива в баках, не предусмотренных конструкцией транспортного средства международной перевозки.

Подпунктом 39 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что транспортные средства - категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами. Из определения транспортного средства с учетом определения транспортного средства международной перевозки в соответствии с подп. 40 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что горюче-смазочные материалы, содержащиеся в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, относятся и к понятию транспортного средства международной перевозки. Согласно п. 1 ст. 350 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется при временном ввозе на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств международной перевозки и вывозе таких временно ввезенных транспортных средств с такой территории, а также при временном вывозе с таможенной территории Таможенного союза транспортных средств международной перевозки и ввозе таких временно вывезенных транспортных средств международной перевозки на такую территорию путем подачи перевозчиком таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство. Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки не требует дополнительного декларирования топлива, находящегося в баках, предусмотренных их конструкцией.

В соответствии с приложением N 2 к Порядку контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД РФ от 07.12.2000 N 1240, по разрешению ГИБДД допускается установка дополнительных топливных баков на грузовых автомобилях (сертифицированных в составе данного типа транспортного средства). При этом дополнительные топливные баки должны быть установлены на предусмотренные организацией-изготовителем места и закреплены крепежными элементами, аналогичными по конструкции, количеству и применяемым материалам крепежным элементам базового автомобиля.

В случае вывоза топлива в баках, не предусмотренных конструкцией транспортного средства, оно рассматривается как товар и должно декларироваться в установленном порядке. В таможенных органах региона деятельности Центрального таможенного управления существует практика по привлечению водителей к административной ответственности за недекларирование перемещаемого через таможенную границу Таможенного союза дизельного топлива в баках, не предусмотренных конструкцией транспортного средства международной перевозки.

Остановимся и на привлечении к административной ответственности за недекларирование временно ввозимых товаров для личного пользования.

В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 355 Таможенного кодекса Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов Таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории Таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию; подлежат декларированию в письменной форме. Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств. Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза товары для личного пользования, перечень которых определен приложением N 4 к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском", за исключением транспортных средств, с освобождением от уплаты таможенных платежей на период своего пребывания на этой территории. В случае если временно ввозимые товары для личного пользования подлежат таможенному декларированию в письменной форме, срок временного ввоза таких товаров устанавливается таможенным органом исходя из заявления иностранного физического лица с учетом продолжительности его пребывания на таможенной территории Таможенного союза. Передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории Таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза. При несоблюдении указанных положений имеет место событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Акцентируем внимание на предварительном декларировании и временном периодическом таможенном декларировании товара.

В соответствии с п. 1 ст. 193 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная декларация может быть подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.

Подача предварительной таможенной декларации используется для оптимизации процесса декларирования товаров и транспортных средств, однако никоим образом не отменяет обязанность по соблюдению положений таможенного законодательства и не исключает привлечения лица к административной ответственности в случае заявления им в предварительной таможенной декларации не соответствующих действительности сведений.

В статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении АП, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых административным законодательством предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Декларант (таможенный представитель) при подаче предварительной таможенной декларации принимает на себя обязанность по заявлению соответствующих действительности сведений, необходимых для таможенного декларирования, при фактическом отсутствии товаров на таможенной территории Таможенного союза.

В этом случае лицо должно предвидеть возможность наступления негативных последствий в виде несовпадения сведений о товаре, заявленных в предварительной таможенной декларации, фактически ввезенному товару и принять все необходимые меры, исключающие наступление таких последствий. Например, обеспечить участие своего работника при загрузке для установления точных сведений о количестве и наименовании перемещаемого товара, проверить их соответствие товаросопроводительным документам. Также можно воспользоваться предусмотренным ст. 187 Таможенного кодекса Таможенного союза правом декларанта осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем. В случае невозможности осуществления указанных действий представляется целесообразным отказаться от предварительного декларирования и подать таможенную декларацию в общем порядке. Если после ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза декларантом обнаруживается несоответствие стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных, декларант вправе отозвать таможенную декларацию с письменного разрешения таможенного органа, если до получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил декларанта о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров, заявленных в таможенной декларации, и (или) не установил нарушений таможенного законодательства Таможенного союза, влекущих административную или уголовную ответственность. Таможенная декларация может быть отозвана после проведения таможенного досмотра товара, если в ходе такого досмотра не было установлено нарушений таможенного законодательства Таможенного союза, влекущих административную или уголовную ответственность.

Таким образом, в случае обнаружения в ходе таможенного досмотра товара, сведения о котором отсутствовали в предварительной таможенной декларации, имеет место событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров Таможенного союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости, предусмотрен ст. 214 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Применение временного периодического декларирования не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, а также соблюдения условий таможенных процедур и проведения таможенного контроля. После фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все товары, вывезенные за пределы таможенной территории Таможенного союза. Убытие товаров в количестве, превышающем заявленное в периодической декларации на товары, не допускается. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 7 ноября 2008 г. N 631-О-О, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования. Следовательно, применительно к понятию "декларирование товара" в рамках процедуры периодического таможенного декларирования необходимо учитывать факт подачи не только временной, но и полной таможенной декларации. В случаях убытия товара в количестве, превышающем заявленное во временной декларации, при наличии своевременно и правильно поданной полной таможенной декларации судебная практика складывается не всегда однозначно: имеет место событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; при наличии обращений лица в таможенный орган о внесении изменений во временную декларацию, принятии декларантом всех зависящих от него мер по соблюдению обязанности декларирования товаров отсутствует вина лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случаях убытия товара в количестве, превышающем заявленное во временной декларации и полной таможенной декларации, имеет место событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно п. 3 ст. 164 Таможенного кодекса Таможенного союза товары Таможенного союза могут быть вывезены с таможенной территории Таможенного союза в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.

Таким образом, можно отметить, что деяния, образующие объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, достаточно многоплановы и для их правильной квалификации необходимо детальное изучение действующего таможенного законодательства.

Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров

  • проверено сегодня
  • кодекс от 01.02.2020
  • вступила в силу 01.07.2002

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 24.02.2015 11.01.2013 07.12.2011 08.07.2007 01.10.2004 01.07.2002

1. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 16.4 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примечание. Утратило силу.

Примечания:

1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

2. В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;

2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

3. Пункт 2 настоящих примечаний не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 2 настоящих примечаний.


Другие статьи раздела


Судебная практика по ст. 16.2 КоАП РФ

Дело № 308-АД16-7406
от 3 июня 2016 г.
Дело № 305-АД16-6778
от 2 июня 2016 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Дело № 310-АД15-19259
от 23 мая 2016 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Дело № 46-АД16-7
от 11 мая 2016 г.
Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 305-АД16-907
от 6 мая 2016 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Дело № 305-АД16-6319
от 5 мая 2016 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Дело № 305-АД16-3593
от 5 мая 2016 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Дело № 305-АД16-2664
от 13 апреля 2016 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Дело № 305-АД16-2663
от 13 апреля 2016 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Дело № 302-АД15-19791
от 13 апреля 2016 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Дело № 309-АД15-19780
от 7 апреля 2016 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

1. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примечание. Утратило силу. - Федеральный закон от 12.02.2015 N 17-ФЗ.

Примечания:

1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

2. В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;

2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

3. Пункт 2 настоящих примечаний не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 2 настоящих примечаний.

Частью 1 данной статьи установлена административная ответственность за недекларирование товаров и транспортных средств, подлежащих декларированию, в ч.2 и ч.3 за их недостоверное декларирование. Ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ предусмотрена ст.16.4 КоАП.

Недекларирование. В соответствии со ст.123 ТК декларированию подлежат товары, перемещаемые через таможенную границу, товары, таможенный режим которых изменяется, а также отходы и остатки, образованные при использовании таможенных режимов переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления и уничтожения (ст.183, 184, 194, 247 ТК). Обязанность по декларированию отходов не наступает только в случае, когда товары переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования, при том, что они не могут быть восстановлены в первоначальное состояние экономически выгодным способом (ст.183, 247 ТК).

Отсутствие прямого указания в ст.123 ТК на ст.194 ТК РФ не следует рассматривать как отсутствие обязанности декларирования отходов, образованных при использовании таможенного режима переработки для внутреннего потребления, и остатков товаров, помещенных под этот таможенный режим, поскольку ст.194 ТК распространяет на эти товары правила, предусмотренные ст.183 и 184 ТК.

В качестве основания для возникновения обязанности по декларированию товаров ТК называет также обнаружение таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у лиц, приобретших такие товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (ст.391 ТК).

Однако из самой ст.391 ТК следует, что декларирование в данном случае является правом, но не обязанностью указанных лиц. Кроме того, обязанность по декларированию не может возникать дважды сначала в силу перемещения таких товаров через таможенную границу, а потом в связи с их приобретением. Изложенное не позволяет привлекать лиц, приобретших товары на таможенной территории РФ. к ответственности по ч.1 комментируемой статьи за их недекларирование. Вместе с тем в действиях таких лиц может усматриваться состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.16.21 КоАП.

При разграничении составов правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.1 комментируемой статьи и ст.16.16 КоАП, следует исходить из того, что рассматриваемое правонарушение сопряжено с нарушением таможенных правил, предшествующих этапу декларирования, выведением товаров из-под таможенного контроля либо несанкционированным получением его в пользование либо распоряжение до выпуска.

Так, объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 комментируемой статьи, охватывается деяние, выразившееся в недекларировании товара, не доставленного в место доставки в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита, вьщанного без разрешения таможенного органа со склада временного хранения либо в отношении которого имитировалась процедура временного хранения (бестоварная операция).

За недекларирование товара, находящегося на временном хранении (на складе временного хранения, на складе получателя, в транспортных средствах на железнодорожных путях), по истечении установленного срока временного хранения товаров лицо подлежит ответственности по ст.16.16 КоАП РФ. При этом деяние, выразившееся в недекларировании товаров, представленных к декларированию вместе с другими товарами (например, если при декларировании партии товаров, хранящейся на складе временного хранения и состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре), квалифицируется по ч.1 комментируемой статьи.

Необходимо учитывать, что заявление недостоверных сведений о количестве товара подлежит квалификации по ч.1 данной статьи. При этом предметом административного правонарушения выступают те товары и транспортные средства, в отношении которых не выполнены требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению, то есть не указанную в таможенной декларации часть товара. Иной подход с точки зрения негативных для лица последствий в виде имущественных санкций не будет обеспечивать соблюдение конституционно закрепленного принципа справедливости наказания и его соразмерности совершенному деянию, на необходимость соблюдения которого неоднократно указывалось Конституционным Судом РФ.

За недекларирование товаров могут быть привлечены лица, ответственные за совершение таможенных операций для выпуска товаров, либо физические лица, перемещающие товары через таможенную границу (ст.286 ТК). Однако за недекларирование товаров, представленных к декларированию вместе с другими товарами, отвечает лицо, подавшее таможенную декларацию, в том числе таможенный брокер.

Недостоверное декларирование. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за заявление при декларировании товаров и транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Часть 3 комментируемой статьи за заявление при декларировании товаров и транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Обнаружение факта заявления недостоверных сведений, необходимых для выпуска товаров, на этапе выпуска и уведомление декларанта в соответствии с ТК (ст.153) о том, какие конкретно условия выпуска товаров не соблюдены и какие конкретно действия должен совершить декларант для осуществления выпуска товаров, не является препятствием к возбуждению дела об административном правонарушении по ч.2 комментируемой статьи. Аналогичным образом усматривается состав административного правонарушения, если недостоверные сведения обнаружены таможенным органом после выпуска товаров. Возможность привлечения лица к административной ответственности не должна ставиться в зависимость от того, на каком этапе выпуска товаров или таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган обнаружил признаки состава административного правонарушения.

Учитывая, что сборы за таможенное оформление отнесены к таможенным платежам (ст.318 ТК), заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на размер сборов за таможенное оформление, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 комментируемой статьи. Однако если суммы неуплаченных сборов являются незначительными и деяние не представляет большой общественной опасности, следует рассматривать вопрос о применении ст.2.9 КоАП и освобождении лица от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения. Следует отметить, что заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товарах не может быть квалифицировано по ст.19.7 КоАП.

Правонарушение, предусмотренное указанной статьей, посягает на нормальную деятельность государственных органов, и непредставление (представление недостоверной) информации должно быть необходимо для законной деятельности государственного органа, то есть без такой информации либо в случае ее недостоверности осуществление этим органом своей деятельности невозможно или затруднено. Заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах посягает на установленный порядок таможенного оформления и не препятствует деятельности таможенного органа как государственного органа он продолжает свою деятельность в рамках предоставленных ему полномочий и может принять соответствующее решение о товарах и транспортных средствах, в отношении которых заявлены указанные сведения.

Субъектом ответственности за недостоверное декларирование выступает декларант, а если декларирование товаров осуществлялось таможенным брокером таможенный брокер.

При доказывании вины таможенного брокера следует учитывать положение п.3 ст.143 ТК. закрепляющее право таможенного брокера требовать от декларанта представления любых документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований таможенного законодательства. Кроме того, таможенный брокер при декларировании товаров вправе осматривать и измерять подлежащие декларированию товары, в том числе до подачи таможенной декларации, брать с разрешения таможенного органа пробы и образцы таких товаров.

Следовательно, возможный довод таможенных брокеров в обоснование своей невиновности, связанный с тем, что они лишь используют при декларировании те сведения, которые получают от получателя или отправителя товаров, и не отвечают за их достоверность, несостоятелен. Вместе с тем в вину таможенному брокера не должно вменяться не совершение действий, являющихся чрезмерными, излишними, в обычных условиях делового оборота. В ходе проведения административного расследования по комментируемой статье в отношении таможенного брокера необходимо рассмотреть вопрос об ответственности декларанта по ст.16.7 КоАП.

Пленум Верховного Суда РФ своим Постановлением от 24 октября 2006 г. №18 разъяснил следующее (п.30) :

30. При разграничении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статьи 16.2 КоАП РФ, необходимо исходить из следующего.

Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

1. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, —

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примечание. Утратило силу.

Примечания:

1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

2. В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;

2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

3. Пункт 2 настоящих примечаний не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1 — 3 пункта 2 настоящих примечаний.

Комментарий к Ст. 16.2 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, являются общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью лиц декларировать перемещаемые товары и транспортные средства через таможенную границу ТС.

Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих декларированию в соответствии с таможенным законодательством ТС. Противоправное деяние, выразившееся в недекларировании физическим лицом наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ценные бумаги, денежные обязательства, фьючерсы, опционы и т.п.), не может быть квалифицировано по ч. 1 настоящей статьи. Под декларированием, в соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 4 ТК ТС, понимается заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Декларантом, в свою очередь, признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (п. 6 ч. 1 ст. 4 ТК ТС). Приведенные положения позволяют признать, что недекларированием товаров является уклонение декларанта или лица, действующего от имени декларанта, от заявления таможенному органу сведений о перемещаемом через таможенную границу ТС товаре, подлежащего декларированию.

Субъекты — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

2. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, являются общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу ТС достоверно декларировать указанные товары.

Объективная сторона рассматриваемого состава правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся во внесении в таможенную декларацию недостоверных сведений о наименовании товара, его описании, классификационном коде по единой ТН ВЭД ТС, о стране происхождения товара, об их таможенной стоимости либо других сведений. Причем данная недостоверная информация должна служить или может служить цели освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Это означает, что цель является важным квалификационным признаком объективной стороны рассматриваемого состава административного правонарушения. Классификационный код единой ТН ВЭД представляет собой применяемую таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности систему классификации товаров, предназначенных для их кодирования и идентификации в целях проведения таможенных операций. Страной происхождения товара в соответствии с ч. 1 ст. 58 ТК ТС считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством ТС. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Таможенной стоимостью признается стоимость товара, определяемая в соответствии с международными соглашениями государств-участников ТС и используемая для целей обложения товара пошлиной, внешнеэкономической и таможенной статистики, применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним.

Пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 предусматривает положения о разграничении ч. ч. 1 и 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Приведенный документ отмечает, что ч. 1 комментируемой статьи установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, т.е. таможенному органу не заявлен весь товар либо его часть. Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 комментируемой статьи, при условии что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Субъектами рассматриваемого состава правонарушения являются физические и юридические лица — декларанты и юридические лица — таможенные представители и их должностные лица. Таможенным представителем признается юридическое лицо государства — члена ТС, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством ТС (п. 34 ч. 1 ст. 4 ТК ТС). Физические лица — субъекты данного состава административного правонарушения могут быть как граждане РФ, иностранные граждане, так и лица без гражданства, достигшие 16-ти летнего возраста, а также индивидуальные предприниматели, которые несут ответственность наравне с юридическими лицами.

Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

3. Комментируемый состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, закрепляет следующий признак объективной стороны, который заключается в противоправности деяния, выраженного в недостоверности внесения в таможенную декларацию сведений о товаре или представления недействительных документов (п. 2 примечания к ст. 16.1 КоАП РФ). Сообщение недостоверных сведений или предоставление недействительных документов должно служить цели несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов ТС, запретов и ограничений (см. комментарий к ч. 4 ст. 16.1 КоАП РФ).

Субъект и субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

4. Примечание к комментируемой статье посвящено исчислению размера административного наказания в виде административного штрафа. Части 1 и 2 комментируемой статьи предусматривает относительно неопределенную санкцию в виде административного штрафа, размер которого зависит от размера стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения, или суммы, подлежащей уплате таможенных пошлин или налогов. Закрепленное в примечании положение касается расчета санкций, закрепленных в ч. 1 комментируемой статьи. Примечание предусматривает правило, в соответствии с которым административный штраф, налагаемый на граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства, определяется посредством вычитания из суммы цены товара, являющегося предметом административного правонарушения, стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, предусмотренных законодательством государств-участников ТС.

Взаимосвязанные положения ч. 1 ст. 16.2 и ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ признаны непротиворечащими Конституции РФ в той мере, в какой они предполагают возможность применения более высоких штрафных административных санкций в отношении юридических лиц, устанавливая тем самым для них повышенную ответственность за соблюдение таможенных правил при ввозе на таможенную территорию товаров, подлежащих декларированию, по сравнению с ответственностью физических лиц, ввозящих товары для личного пользования (подробнее см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 26.11.2012 N 28-П).