Вопросы проверки счетной палаты. Ревизии и проверки, осуществляемые счетной палатой рф

28.08.2020

Отчет по итогам проверки контроль-счетной палаты составляется на основании акта, повторяя некоторые его моменты. Но при этом в нем оценивается работа учреждения и делаются выводы

Должностные лица контрольно-счетной палаты обладают определенными правами, что также влияет на строгость их проверки.

Какие права имеют сотрудники КСП

Сотрудники КСП, включенные в комиссию, которая создается специально для проверки того или иного объекта, имеют право беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые проверяемым учреждением.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Они имеют доступ к его документам и материалам. А также вправе осматривать территории и помещения. Это все делается в присутствии представителя учреждения. Но тем не менее учреждение не может помешать осмотру, проводимому сотрудниками КСП.

Также КСП имеет право знакомиться:

  • со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемого учреждения;
  • с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемого учреждения, хранящейся в электронной форме и базах данных проверяемого учреждения;
  • с технической документацией к электронным базам данных.

В случае, если вдруг аудиторы выявят подлог документов или какое-то несоответствие, то у них есть право опечатать помещения или даже снять или скопировать базу данных.

Надо отметить, что для руководителю учреждения для собственного спокойствия во время проверки КСП необходимо наладить такое взаимодействие с комиссией, которое было бы воспринято комиссией как оказание противодействия.

Какая программа проверки КСП

О том, что проверка приходит в учреждение, руководитель узнает, как правило, за три рабочих дня, включая предупреждение в письменном виде.

К предупреждению о проверке прикладывается программа контрольного мероприятия, которая содержит:

  • основания проведения ;
  • предмет контрольного мероприятия;
  • перечень объектов контрольного мероприятия;
  • проверяемый период деятельности;
  • цели контрольного мероприятия;
  • перечень вопросов контрольного мероприятия.

Также к программе могут быть добавлены какие-либо формы для заполнения, если контрольно-счетная палата знает, какие именно данные ей интересны прежде всего.

Зачастую КСП полностью проверяет предыдущий отчетный год, плюс те месяцы текущего года, которые прошли до момента проверки. И даже не всегда это может быть уже некий закрытый период в виде квартала. То есть проверка КСП может охватить период, вплоть до последнего законченного месяца.

Обеспечение условий для работы комиссии КСП

Помимо того, что учреждение при получении предупреждения о проверке должно сразу подготовить запрашиваемые документы, также следует подготовить для комиссии отдельный кабинет. Он должен быть оборудован телефоном, факсом, копировальной техникой, возможно компьютером. Комиссия может попросить электрический чайник, какие-то иные предметы для своей комфортной работы.

На момент проведения проверки выделенной комиссией помещение целиком переходит в ведение комиссии, и сотрудники учреждения теряют право доступа туда. То есть они могут там бывать только в присутствии членов комиссии и чаще всего только по вызову ее членов.

Помещение зачастую требуется достаточно просторным, чтобы члены комиссии могли хранить там, помимо каких-то своих документов, еще копии документов учреждения, которые они снимают и отрабатывают в ходе проверки.

Помещение, в котором работает комиссия обязательно опечатывается не только вечером, но даже на обеденный перерыв, если помещение покидают. Опечатывание это носит достаточно серьезный характер.

То есть, это, конечно, может быть просто наклеенная бумажка с подписью председателя комиссии, но повреждение этой пломбы для учреждения может иметь очень серьезные последствия. Руководитель учреждения должен обеспечить спокойную работу членов комиссии и обеспечить сохранность пломбы.

Какие запросы вправе делать комиссия КСП

Помимо того, что в программе контрольного мероприятия сразу содержится перечень некоторых документов. Хотя в процессе проверки будут требоваться и новые документы. Запрос этих документов обычно оформляется в письменном виде.

Потому запрос может содержать не только желаемую дату представления документов, но даже время. То есть может быть указан конкретный час, к которому запрошенные документы представлены. В случае, если этот запрос нарушен, не исполнен, комиссия составляет акт об оказанном ей противодействии.

Комиссия работает с документами учреждений, выявляя нарушения, как значится в законе, регламентирующем деятельность контрольно-счетных органов. Но это не просто аналитическая работа, и не просто перечень вывяленных нарушений, это формирование доказательной базы.

То есть под каждое нарушение КСП отмечает, какой правовой акт нарушен и в какой именно части. Доказательная база формируется не только на основании документов, представленных самим учреждением, но и на основании документов, представленных третьей стороной.

То есть КСП имеет право, проверяя учреждение, делать запросы, например:

То есть по сути в рамках проверки учреждения может быть организована встречная проверка. Сам характер проверки в части документов, если опустить эмоциональную сторону, не особо отличается от иных проверок. И зачастую учреждения «прогорают» на каких-то мелочах:

  1. Отсутствии всех реквизитов на .
  2. Отсутствии подписей.
  3. Пропущенных полях и так далее.

Фактически все это мелочи, но, тем не менее, они зачастую больше всего являются причиной нервотрепки для работников учреждения.

Если взаимодействие с комиссией налажено, то во время проверки руководителю будет позволено какие-либо выявленные нарушения исправлять сразу, и в акте проверки - это нарушение не будет фигурировать.

Комиссия КСП обычно приходит на достаточно длительный срок, работает в учреждении как минимум месяц. Сроки могут продлеваться до трех месяцев. О каждом изменении программы мероприятия руководитель предупреждается. Каждое продление сроков, конечно же, обосновывается. Часть своей работы комиссия проводит вне стен учреждения.

Составление акта проверки

Обычно акт по результатам контрольного мероприятия формируется комиссией уже по месту постоянного нахождения сотрудников. Для проведения этой работы комиссия забирает с собой копии всех отработанных ею документов.

Написание акта - процесс длительный. Этот документ очень подробный, так как в нем отражаются даже минимальные нарушения, например, отсутствие подписи или выявлена какая-то счетная ошибка.

Очень часто сотрудники КСП пересчитывают, например, данные для какой-либо отчетной информации, сами выводят какие-то итоговые цифры. И помимо работы с документами, члены комиссии проводят наблюдение, к примеру, за использованием объектов государственной собственности.

То есть могут провести выборочную инвентаризацию, обязательно проверяют характер использования помещений, выявляют в первую очередь незаконную аренду. Такая проблемка фиксируется на фотоаппарат, фотографии также прикладываются к акту.

По мере формирования акта его пишут все члены комиссии в своей части, потому что все они специализируются в разных областях. Каждый из них в итоге готовит свой раздел, и сведённый акт уже передается в учреждение перед тем, как будет сформирован уже окончательный отчет о результатах контрольного мероприятия.

Акты, как правило, занимают несколько десятков страниц. Но, независимо от их объема, учреждению дается семь рабочих дней для подготовки пояснений и замечаний по акту. То есть учреждению дается право представить свои возражения по акту и возможно сразу же дать какие-то обещания, о том, в какой срок будут исправлены те или иные нарушения.

Возможно сразу в ответ на акт учреждение напишет о том, что им наказаны какие-либо виновные лица. Возможно будут позиции, по которым учреждение выразит свое твердое несогласие. И абсолютно реальная практика, когда КСП соглашается с доводами учреждения и снимает какие- либо замечания.

Конечно же для отработки акта учреждению желательно пригласить хороших специалистов в сфере финансов и в знании . То есть не всегда учреждение может справиться своими силами. Такая возможность у учреждения обычно имеется в ходе проверки.

Но, когда готовится письменный ответ на акт, возможно будет более грамотным пригласить экспертов, юристов со стороны. Потому, что если учреждение не соглашается с какими-нибудь положениями акта, то необходимо тщательно аргументировать свое несогласие.

По истечении 7 рабочих дней учреждение представляет свое мнение по акту в контрольно-счетную палату. Ответ становится очередным приложением к акту. И уже на основании акта с данными комментариями формируется отчет по результатам контрольного мероприятия.

Формирование отчета проверки КСП

Процесс формирования отчета может быть достаточно длительным. Хотя сам отчет все равно делается по тексту акта так, что его подготовка занимает может быть неделю или две. В него уже ничего не добавляется.

Единственное, что могут корректироваться доводы на основании замечаний учреждения, и возможно снимаются какие-то замечания. То есть отчет может быть более лояльным по сравнению с актом. Из-за него могут уйти какие-то позиции, если учреждение доказало свою невиновность.

Подготовленный отчет содержит результаты проверки, повторяя в этом плане частично акт, содержит выводы. То есть в отчете не просто фиксируется нарушения, а дается оценка:

  • насколько нарушение значимо;
  • что это нарушение повлекло;
  • носят ли они разовый или систематический характер;
  • произошли ли нарушения по случайности или это сознательный выбор учреждения нарушить какие-либо положения законодательства.

Какие лица виновны в том или ином нарушении и что более неприятно для учреждения - это оценка ущерба и его наличие. То есть определяется та сумма денежных средств, которая по итогам проверки может быть назначена для возвращения в бюджет.

Обычно все документы, которые готовит КСП в ходе проверки, также направляются учредителю. Или учредитель сам пытается эти документы заполучить, потому, что учредитель и учреждение находится в одной связке и зачастую нарушения, которые предписаны учреждению, могут быть виной учредителя.

Например, КСП может написать, что расчет субсидий, который получило учреждение на выполнение госзадания. произведён без . Это замечание будет вписано в акт учреждения. Но все понимают, что инициатором получения такой субсидии является не учреждение само по себе.

Соответственно, виновным такой ситуации будет также признан и учредитель, и иные органы госвласти, если в субъекте функцию утверждения нормативов на выполнение госуслуг возложено на какие-то отдельные ведомства.

И точно также, если учреждение будет обвинено, например, в незаконной сдаче помещения в аренду, потому как учредитель здесь является соучастником. Потому, что не отследил этой ситуации, возможно даже покрывал такое положение дел.

Поэтому конечно в акте может быть отражена и вина учредителя, и возможная вина каких-то третьих лиц. И что конечно очень неприятно для учреждения, что отчет для рассмотрения и принятия мер направляется также в правоохранительные органы и органы прокуратуры.

Если прокуратура находится какими-то выводами контрольно-счетной палаты, учреждение могут ждать дополнительные проверки или с проверками придут к третьим лицам, которые упоминаются в акте.

В этом плане проверка КСП наиболее неприятна, то есть она может потянуть за собой другие проверки.

Аудиограмма вебинара " Что проверит контрольно-счетная палата и как подготовиться к проверке"

Материал проверен экспертами Актион Культура

1. Методами осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности являются проверка, ревизия, анализ, обследование, мониторинг.

2. Проверка применяется в целях документального исследования отдельных действий (операций) или определенного направления финансовой деятельности объекта аудита (контроля) за определенный период, указанных в решении о проведении проверки.

2.1. Проверки подразделяются на камеральные и выездные.

2.2. Под камеральной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается проверка, проводимая по месту нахождения Счетной палаты на основании документов, представленных по запросу Счетной палаты.

2.3. Под выездной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается проверка, проводимая по месту нахождения объекта аудита (контроля).

3. Ревизия применяется в целях комплексной проверки деятельности объекта аудита (контроля), которая выражается в документальной и фактической проверке законности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской (финансовой) и бюджетной отчетности.

4. Результаты проверки, ревизии оформляются актом.

5. Анализ применяется в целях исследования отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объекта аудита (контроля) и систематизации результатов исследования.

6. Обследование применяется в целях анализа и оценки состояния определенной сферы предмета и деятельности объекта аудита (контроля).

7. Результаты анализа, обследования оформляются заключением.

8. Мониторинг применяется в целях сбора и анализа информации о предмете и деятельности объекта аудита (контроля) на системной и регулярной основе.

9. Счетная палата анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования и исполнения доходов и расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

10. Экспертно-аналитическая деятельность осуществляется посредством проведения экспертно-аналитических мероприятий по актуальным проблемам финансовой системы Российской Федерации, формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также посредством исследования причин и последствий нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Счетная палата в пределах своей компетенции вправе инициировать перед субъектами права законодательной инициативы предложения о совершенствовании бюджетного законодательства Российской Федерации и развитии финансовой системы Российской Федерации, а также участвовать в законопроектной деятельности государственных органов.

Советы юристов:

1. При жалобе в счётную палату, аудит проводится по запросам доков или выездная проверка? Спасибо!

1.1. Камеральная проверка проводится на основании представленных налогоплательщиком деклараций (налоговых расчетов), а выездная налоговая - на основании документов, запрашиваемых налоговыми органами (регистры бухгалтерского и налогового учета, первичные учетные документы и пр.).
План выездных налоговых проверок. Критерии и порядок отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок установлены Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, установленной приказом ФНС РФ от 30.05.2007 г. №ММ-3-06/333.
Причиной проведения камеральной проверки является - подача налоговой декларации (расчета) и иных документов.
Выездная проверка, как правило, проводится с выездом налогового инспектора на территорию проверяемого налогоплательщика. И лишь в случае отсутствия у налогоплательщика возможности предоставить помещение для проведения проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ).

Вам помог ответ? Да Нет

2. Как уволиться без отработки при проверке счетной палаты сразу.

2.1. По соглашению сторон
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. В силу с 03.10.2016)

ТК РФ, Статья 78. Расторжение трудового договора по соглашению сторон

Путеводители по кадровым вопросам и трудовым спорам. Вопросы применения ст. 78 ТК РФ

Трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора.

Открыть полный текст документа

Вам помог ответ? Да Нет

3. Вправе ли Счётная палата РФ провести проверку коллегии адвокатов?

3.1. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

С уважением, юрист Денис Г. Габдрахманов!

Вам помог ответ? Да Нет

4. Как написать обращение в счетную палату для проверки организации, так чтоб самому не остаться без работы?

4.1. Трудно сказать. Можно через представителя.

Вам помог ответ? Да Нет

5. В 2016 году некоммерческая организация получила грант от государства на конкурсной основе на реализацию проекта.
В результате проверки, Счетная Палата вынесла представление о возврате в бюджет всей субсидии в связи с нарушением календарных сроков проекта.

У организации нет средств, соответственно возвращать нечего. Какие меры может предпринять Счетная Палата?

5.1. Могут обратиться в суд с иском о банкротстве.

Вам помог ответ? Да Нет

6. Законно ли уменьшение ежемесячной выплаты накопительной пенсии НПФ? Меня информировали, что с сентября размер моих выплат уменьшается в связи с предписанием счетной палаты после проверки. Как можно обжаловать действия фонда?

6.1. В судебном порядке можно обжаловать. Иск подается согласно ст. 131. 132 ГПК РФ.

Вам помог ответ? Да Нет

7. На основании Положения по оплате труда на предприятии МУП, руководителю выплачивалась премия в размере 40%. После проверки контрольно-счетной палаты, администрация города (учредитель) требует вернуть все выплаты, а так же вернуть деньги за лечение выплаченное руководителю. Как в этом случае защитить руководителя, так как данные выплаты осуществлялись от коммерческого вида деятельности, хищения из бюджета не доказано.

7.1. Положение об оплате труда в этом МУП кем утверждалось, учредителем? Оно признано незаконным? Каким образом требуют вернуть деньги, устно, письменно, обратились в суд? Очень трудно дать грамотную консультацию, не зная вообще никаких обстоятельств. Описывайте подробнее, присылайте документы, разберемся.

Вам помог ответ? Да Нет

8. 15.09.2017 г. я уволилась с должности главного бухгалтера муниципального казенного учреждения по собственному желанию. В настоящее время в МГУ ведется комплексная проверка контрольно-счетной палатой. Вправе ли КСП требовать моей подписи на произведенных ими расчетах при проверке?

8.1. НЕТ, конечно не вправе - ВЫ уже никто в этом учреждении и никто с вас требовать ничего не имеет права
Удачи ВАМ! Всегда рады помочь

Вам помог ответ? Да Нет

9. Имеет ли право региональная счетная палата проводить проверку образовательной организации после годовой проверки муниципальной счетной палаты?

9.1. Региональная счетная палата не привязана к графику проверок муниципальной счетной палаты, поэтому запрета нет. Кроме этого проверка может проводиться по материалам муниципальной счетной палаты.

Вам помог ответ? Да Нет


10. Счетная палата пришла на проверку в школу. Предоставила два приказа о проверке (1-директору, оригинал, с живой печатью и подписью, 2-копия, главному бухгалтеру). Она приказа под одинаковым номером, одинаковой даты, но с указанием разного предмета проверки. Можно ли это считать подлогом? В какой суд подать о подлоге-арбитражный или районный?

Вам помог ответ? Да Нет

11. Работаю в учреждении на пол ставки экономистом, веду закупки (прописано в трудовых обязанностях), также были заключены договора ГПХ на дополнительные услуги для учреждения также связанные с закупками. Проверка счетной палаты выявила не правомерность этих договоров, и учреждение предлагает вернуть деньги по договорам ГПХ. Что делать?

11.1. Ничего не нужно делать. Вы не отвечаете за ошибки работодателя. Ошибки свои должен исправлять за свой счёт. Хочет взыскать, пусть обращается в суд.

Вам помог ответ? Да Нет

12. По договору подряда выполнены и приняты работы, и оплачены. При проверке счетной палатой выявлено невыполнение отдельных показателей. Какой вид иска подавать в суд?

12.1. Можно подать, к примеру, иск о взыскании стоимости фактически невыполненных работ или иск об исполнении обязательства в натуре. Истец должен сам определиться, что ему нужно.

Вам помог ответ? Да Нет

13. В нашей организации была проверка счетной палаты. Сначала они прислали акт на проверку, на который мы ответили и исправили замечания, затем они выслали заключение на замечания, а затем представления. Подскажите на заключение или представления их надо дать ответ?

13.1. Если бы это было необходимо, то они бы указали об этом в представлении: к какому и сроку и что Вы должны были ответить. А вообще-то выясните это у инициатора представления - ждут они ответа от вас или нет.

Вам помог ответ? Да Нет

Консультация по Вашему вопросу

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

14. Я бывший директор школы, с 01.09.2016 г работаю в той же школе учителем. Сегодня узнала о предстоящей проверке школы счетной палатой. Сообщила мне об этом руководитель горло, с требованием подготовить все документы для комиссии и комментарием, что штрафы будут выписаны на меня, т.е. руководителя, занимавшего должность в период, подвергающийся проверке 2015 2016 г. Насколько правомочны такие заявления?

14.1. Смотря что имеете в виду. Если за действия и решения, принимаемые руководителем в этот, проверяемый, период - тогда вполне правомочны.

Вам помог ответ? Да Нет

14.2. Я бывший директор школы, с 01.09.2016 г работаю в той же школе учителем. Сегодня узнала о предстоящей проверке школы счетной палатой. Сообщила мне об этом руководитель гороо, с требованием подготовить все документы для комиссии и комментарием, что штрафы будут выписаны на меня, т.е. руководителя, занимавшего должность в период, подвергающийся проверке 2015 2016 г. Насколько правомочны такие заявления?

Нужно знать суть этой проверки чтоб вам ответить возможно на тот момент когда вы были директором и будут выявлены нарушения.

Вам помог ответ? Да Нет

15. Проверка счетной палаты выявила что товар был поставлен на 4 дня позднее установленного срока, вопрос проверки почему не была выставлена неустойка. Чем нам это грозит?

15.1. В принципе ничем серьезным вам это не грозит... Это скорее всего назовут в акте проверки неэффективным использованием бюджетных средств или типа того.
Ваши действия не влекут администратвиного или уголовного наказания, но в зависимости от решения счетной палаты вам могут выдать предписание, представление и т.д.

Если срок исковой давности не истек вам стоит сейчас обратиться с этой претензией.
Удачи вам. Обращайтесь.

Вам помог ответ? Да Нет

16. Если существует приказ о замещении директора на время отпуска с доплатой 30%, нужно ли дополнительное соглашение для выплаты 30%?
После проверки счетной палаты обнаружилось, что дополнительное соглашение отсутствует, имеет ли право бухгалтерия произвести удержание (30%) с уволенного работника, который замещал руководителя?

16.1. При совмещении необходимо соглашение, в котором должно указываться какая работа поручается работнику и размер доплаты за совмещение. Лишить работника выплаченной ему доплаты нельзя, так как работу он выполнил.

Вам помог ответ? Да Нет

16.2. Если существует приказ о замещении директора на время отпуска с доплатой 30%, нужно ли дополнительное соглашение для выплаты 30%?
Поручение дополнительной работы в порядке замещения временно отсутствующего работника с доплатой возможно только с согласия работника. Таким согласием и является соглашение сторон, в котором помимо условий выполнения такой работы, объема и сроков оговаривается и размер доплаты (ст. 60.2 ТК РФ). На основании этого соглашения и издается приказ.
После проверки счетной палаты обнаружилось, что дополнительное соглашение отсутствует, имеет ли право бухгалтерия произвести удержание (30%) с уволенного работника, который замещал руководителя?
Основанием для начисление доплаты для бухгалтерии является приказ. Несмотря на отсутствие соглашения удержания не производится, тем более с уволенного работника. Нет оснований. Работа выполнена, работник размер доплаты не оспаривал.

Вам помог ответ? Да Нет

17. Могут ли оштрафовать школьного библиотекаря по результатам проверки КСП (контрольно-счётной палаты)?

17.1. Могут ли оштрафовать школьного библиотекаря по результатам проверки КСП (контрольно-счётной палаты)?
Не могут оштрафовать Школьный библиотекарь не является должностным лицом По результатам проверки КСП штрафуют только саму организации либо должностных лиц этой организации.

Вам помог ответ? Да Нет

18. Вынесли дисциплинарное взыскание работникам ДОУ по итогам проверки счетной палаты в виде замечания 23 августа, как его снять и когда можно, чтобы выплатить стимулирующие.

18.1. Снимает тот, кто их накладывает. А так взыскание автоматом снимается через год.

Вам помог ответ? Да Нет

19. Счетная палата рф проверила деятельность конкурсного управляющего коммерческим банком, находящимся в процедуре банкротства. Конкурсный управляющий, индивидуальный частный предприниматель, оспорил в судебном порядке компетенцию счетной палаты рф по проведению таких проверок.
Суд отказал в удовлетворении иска.
Какими юридическими основаниями руководствовался суд принимая такое решение?

19.1. в учебнике посмотрите

Вам помог ответ? Да Нет

19.2. Основания суд излагает письменно в своем решении.

Вам помог ответ? Да Нет

Вам помог ответ? Да Нет

20. Если во время проверки Счетной палаты серьезно заболел бухгалтер, вправе ли инспектор продолжать проверку?

20.1. Уважительная причина для бухгалтера - это смерть.

Вам помог ответ? Да Нет

21. Имеет ли право счетная палата по результатам проверки и вынесения предписания наложить штраф на директора? Или только составить протокол об административном право нарушении?

21.1. зависит от статьи, которую Вы нарушили. если ней предусмотрено наложение штрафа на должностное лицо, то имеет

Вам помог ответ? Да Нет

22. Бюджетная организация, была проведена проверка счетной палаты. Нашли разные нарушения. Так вот в бухгалтерии был сделан не правильный расчет. Мы все исправляем. Но с нас требуют принять меры дисциплинарного взыскания к бухгалтеру. Что нам делать и как? И какие действия?

22.1. Можете выговор объявить, премии лишить - это всё на Ваше усмотрение, главное отрапортоваться потом, что меры приняты.

Вам помог ответ? Да Нет

22.2. Просто напишите приказ о наложении дисциплинарного взыскания и уведомите об этом проверяющих.

Вам помог ответ? Да Нет

23. Работаю руководителем полгода, в данный момент проводиться проверка учреждения за 2014-2015 г. контрольно-счетной палаты. В ходе проверки выявлены нарушения, так как прежний руководитель уволился, хотят выставить штраф от 25 тыс. до 50,0 на главного бухгалтера через суд. Допускается ли такое? Спасибо.

23.1. ДА, допускается

УДАЧИ ВАМ

Вам помог ответ? Да Нет

Вас проверяет Счетная палата

Все учреждения сталкивались с разнообразными проверками. Чего ожидать тем, кому предстоит ревизия, проводимая контролерами Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов РФ? Об этом расскажет А.В. Бликанов, ведущий специалист Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики.

Сроки, объемы и способы проведения комплексных ревизий и тематических проверок устанавливает Счетная палата Российской Федерации (ст. 15 Закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации“ (далее - Закон)). Их прописывают в программе предстоящей проверки. Рассмотрим основные направления, которыми могут заинтересоваться проверяющие.

Проверка сметы доходов и расходов

В смете доходов и расходов приводятся направления ассигнований в структуре классификации расходов бюджетов Российской Федерации. При проверке правильности составления и утверждения сметы необходимо руководствоваться требованиями статей 161 и 221 Бюджетного кодекса, статьи 298 Гражданского кодекса, приказами Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н (далее - Инструкция N 25н) и от 8 декабря 2006 г. N 168н “Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации“.

В ходе проверки правильности составления сметы доходов и расходов ревизоры выясняют, отражены ли в ней все доходы учреждения, получаемые как из бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за учреждением на праве оперативного управления).

На данном этапе проверки ревизоры исследуют также, выполняет ли учреждение требования нормативно-правовых актов в части обоснованности расчетов к смете доходов и расходов и утверждения сметы, правомерности внесенных в нее изменений (на основании какого документа, когда и кем утверждены).

Анализ исполнения сметы

Здесь исследуют своевременность получения от распорядителя средств бюджета уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и объемов финансирования, своевременность и правильность отражения их в учете.

Проверка исполнения сметы доходов и расходов учреждений осуществляется как по кассовым, так и по фактическим расходам.

Следует иметь в виду, что в соответствии с Инструкцией N 25н учет кассовых расходов ведется по кодам классификации операций сектора государственного управления, а фактических - по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации и по кодам экономической классификации.

При анализе исполнения сметы доходов и расходов также проверяют выполнение основных показателей деятельности учреждения (объем работы, койко-дни, дето-дни, количество врачебных посещений, число учащихся и т.п.).

Основными направлениями ревизии могут быть нижеследующие статьи.

Статья 210 “Оплата труда и начисления на оплату труда“. В ходе проверки правильности ведения учета и расходования средств на оплату труда необходимо руководствоваться нормативными документами, регламентирующими оплату труда работников в бюджетной сфере, нормативными документами и указаниями вышестоящей организации, приказами, распоряжениями, положениями проверяемого учреждения.

Статья 300 “Поступление нефинансовых активов“. В данном случае устанавливают:

Целесообразность использования средств на предметы снабжения и расходные материалы;

Правильность расходования средств на приобретение оборудования и инвентаря (в том числе мягкого);

Соответствие произведенных расходов утвержденным объемам бюджетных ассигнований и ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации;

Полноту оприходования и правильность списания оборудования и инвентаря, нематериальных активов;

Правильность расходования средств на приобретение продуктов питания и обоснованность их списания;

Правильность расходования средств на приобретение горюче-смазочных материалов, соблюдение при их списании “Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте“, утвержденных Министерством транспорта России 29 апреля 2003 г. (руководящий документ N Р 3112194 - 0366-03);

Соблюдение порядка закупки товаров и услуг.

Помимо этого при проверке бюджетных средств на приобретение оборудования и прочего имущества ревизоры исследуют, используется ли данное оборудование по целевому назначению. Не уйдет от внимания инспекторов и законность предоставления такого имущества в аренду.

Статья 310 “Увеличение стоимости основных средств“ в части капитальных вложений. При анализе расходов на проведение капитального строительства и капитального ремонта проверяются следующие документы:

Проектно-сметная документация (кем разработана и утверждена, правильно ли применены коэффициенты пересчета сметной стоимости СМР, а также лимитированных затрат (плановые на копления, накладные расходы, затраты на возмещение дополнительных затрат в зимнее время); - договоры подряда (правильность оформления и соблюдение условий договоров);

Лицензии подрядчиков на осуществление деятельности (строительства, строительно-монтажных работ);

Акты о приемке выполненных работ (ф. КС-2);

Справка по оплате стоимости выполненных строительно-монтажных работ за месяц и с начала года в текущих ценах (ф. КС-3);

договоры на поставку оборудования в соответствии со спецификацией проектно-сметной документации;

Накладные на отпуск материалов по заявкам подрядчиков.

В ходе проверки устанавливают, насколько правильно и обоснованно учреждение списало бюджетные средства за выполненные работы, материалы для строительных работ. При необходимости производится обмер фактически выполненных работ с составлением промежуточного акта.

При наличии в смете учреждения подстатей 241 “Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям“ и 242 “Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций“ проверяется полнота и своевременность поступления, законность, эффективность и целевое использование данных средств.

Подстатьи 310 “Увеличение стоимости основных средств“, 320 “Увеличение стоимости нематериальных активов“, 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“. При анализе расходов по указанным статьям проверяют порядок отнесения имущества к той или иной группе объектов нефинансовых активов, оприходования, списания, начисления амортизации, проведения инвентаризации, начисления налогов. Ревизоры изучают правильность отнесения расходов учреждения по оплате договоров на приобретение или создание подрядным способом объектов, относящихся к нематериальным активам, которые не имеют материально-вещественной структуры и на которые оформлены документы, подтверждающие исключительное право учреждения на них.

Подробно
При проверке целевого использования средств в учреждениях здравоохранения в обязательном порядке осуществляют контроль за целевым использованием средств территориального государственного фонда обязательного медицинского страхования.

Заметим, указания по обеспечению целевого и рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования утверждены приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 9 декабря 1999 г. N 105 “Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования“.

Проверка целевого использования бюджетных средств

В данном случае необходимо иметь в виду, что приказом Минфина России от 26 апреля 2001 г. N 35н утверждена Инструкция о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации. В соответствии с ней нецелевое использование средств бюджета выражается в виде:

Использования средств бюджета на цели, не предусмотренные бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;

Использования средств бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;

Использования средств бюджета на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на предоставление бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;

Использования средств бюджета, полученных в виде субсидий или субвенций, на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;

Иных видов нецелевого использования средств бюджета, установленных бюджетным законодательством.

Средства, выделяемые из бюджета в порядке сметного финансирования деятельности учреждений, являются бюджетными вплоть до их фактического использования и подлежат контролю как с точки зрения целевого использования, так и с точки зрения процедуры финансирования.

Выводы об использовании бюджетных средств делаются на основании анализа данных о финансировании, выписок из лицевых счетов, первичных документов (чеки, платежные поручения, приходные и расходные ордера и т.п.), регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Проверка организации и ведения бухгалтерского учета и достоверности представляемой отчетности
На данном этапе проверяют, выполняются ли требования Инструкции N 25н в части разграничения учета средств, получаемых из бюджета и из внебюджетных источников, правильно ли присвоены коды вида деятельности.

В ходе проверки организации бухгалтерского учета изучают структуру бухгалтерской службы, формы и методы ведения бухгалтерского учета. При этом выясняется: соблюдает ли учреждение требование законодательства о подчинении главного бухгалтера непосредственно руководителю; утверждены ли должностные инструкции для работников бухгалтерии; распределены ли служебные обязанности в бухгалтерии по функциональному признаку. Также проверяется наличие и соблюдение утвержденного руководителем графика документооборота, применение унифицированных форм финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации, ведение предусмотренных нормативными документами регистров бухгалтерского учета. Исследуются правильность и своевременность оформления журнала-ордера, оборотных ведомостей и соответствие итогов оборотов и остатков, приведенных в них, данным синтетического учета, соответствие остатков на начало года остаткам в регистрах учета за предыдущий год. Кроме того, контролеры проверят, как хранятся вышеперечисленные документы текущего года и прошлых лет.

Инспекторы могут изучить и правильность оформления первичных документов (правильность заполнения реквизитов, наличие исправлений, не оговоренных в установленном порядке, подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц, правильность подсчетов в документах, достоверность первичных документов).

Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости может быть установлена путем проведения встречных проверок контрагентов учреждения.

Оформление результатов проверки

К сожалению, сроки подготовки актов ревизии законодательно не определены. На практике они составляют от полутора до двух недель.

Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей. Первая должна содержать: тему ревизии; дату и место составления акта; сведения о том, кем и на каком основании проведена проверка (номер и дата выдачи удостоверения), ссылку на плановый характер ревизии, на задание; проверяемый период и сроки проведения ревизии; полное наименование и реквизиты учреждения, ИНН; ведомственную принадлежность и наименование вышестоящей организации; сведения об учредителях; основные цели и виды деятельности учреждения; сведения об имеющихся лицензиях; перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, перечень лицевых счетов, открытых в органах казначейства; сведения о том, кто в проверяемый период имел право первой подписи и кто являлся главным бухгалтером, кем и когда проводилась предыдущая ревизия и какие меры приняты по ее результатам.

В описательную часть акта входят разделы, соответствующие вопросам, прописанным в программе проверки. Здесь должна присутствовать такая информация: характер нарушения, когда и какими распоряжениями оно обусловлено, чем вызвано (объяснение руководителя проверяемого учреждения в дополнение к акту), последствия нарушения, какая сумма нецелевого использования и санкций возмещена в процессе проверки (если возмещение производилось), какие меры приняты для устранения нарушения до окончания проверки. Заметим, при ссылке на какую-либо статью ЭКР инспекторы должны указать не только код статьи, но и его точное наименование.

В обязательном порядке делают ссылки на соответствующие нормативные документы, которые нарушены или не соблюдены, и на внутренние документы учреждения, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей (приказы, распоряжения руководителя (его заместителей), выполнение которых привело к нецелевому использованию средств бюджета).

Сведения о нарушениях отражаются в акте отдельно по каждому факту нарушения с обязательным приложением к нему заверенных копий документов, которые подтверждают факт нецелевого использования бюджетных средств.

Должностные лица учреждения вправе ознакомиться с актом в течение одного-трех дней. Если они не согласны с фактами, изложенными в акте, то могут подписать его со своими замечаниями. Замечания могут быть сформулированы сразу при ознакомлении с актом или направлены в адрес Счетной палаты в течение пяти рабочих дней. При несогласии должностного лица подписать акт даже с замечаниями контролеры фиксируют отказ с обязательным указанием даты, времени, обстоятельств отказа и данные свидетелей.

Датой окончания проверки считается дата принятия решения по результатам проверки коллегией Счетной палаты, которой направляется отчет о проверке за подписью аудитора Счетной палаты. Рассмотрев все материалы, коллегия может:

Принять решение о завершении проверки либо о продолжении ревизии с утверждением программы дополнительной углубленной проверки;

Выслать учреждению представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц (ст. 23 Закона). Представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок (если же срок не указан - в течение 20 дней со дня получения). О принятом решении и мерах по его реализации следует уведомить Счетную палату;

При выявлении на проверяемых объектах нарушений ведения хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых учреждений обязательные для исполнения предписания (ст. 24 Закона);

Направить результаты ревизии в вышестоящую организацию;

Направить материалы в правоохранительные органы;

Направить материалы по итогам контрольных мероприятий в налоговую инспекцию (в соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия между Счетной палатой и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам от 10 июля 2001 г. N 01-810/15 и БГ-16-06/70).

Обратите внимание: Счетная палата не вправе применять к учреждению санкции. Кодекс об административных правонарушениях в данном случае предусматривает лишь возможность наложения штрафа за невыполнение вынесенных Счетной палатой распоряжений, требований, предписаний, представлений (п. 1 ст. 19.4, п. 1 ст. 19.5, ст. 19.6 КоАП РФ). Однако в любом случае такие дела рассматривает суд (п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ), Счетная палата может только составлять протоколы об административных правонарушениях (п. 5 ст. 28.3 КоАП РФ). Правда, при неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний ревизоров коллегия Счетной палаты может принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых учреждений (ст. 24 Закона), предварительно получив согласие Государственной Думы.

Заметим, законодательство не предусматривает возможности обжалования актов (отчетов), решений Счетной палаты в административном порядке. Отменить предписание или внести в него изменения может только коллегия Счетной палаты (ст. 24 Закона). Что касается судебного обжалования, то отменить можно только предписание. Обращаться к служителям Фемиды за отменой представлений, распоряжений о проведении проверки зачастую бывает бессмысленно (постановление ФАС Московского округа от 18 января 2005 г. по делу N КА-А40/12501-04).

А.В. Бликанов,

ведущий специалист Контрольно-счетной палаты
Кабардино-Балкарской Республики

Контрольно-счетная палата создает специальную комиссию, которая проводит ревизию в учреждении культуры. Нарушения, выявленные в процессе контрольного мероприятия, отражаются в акте проверки

Учреждения культуры могут подвергаться проверке контрольно-счетной палаты.

При ее осуществлении могут быть обнаружены различные нарушения, которые влекут за собой ответственность в виде штрафных санкций или возмещения ущерба.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

В некоторых случаях допущение ошибок может привести к открытию уголовного дела.

Чтобы избежать подобных неприятностей, стоит прочитать, какие нарушения ищут проверяющие.

Какие сроки уведомления организации о проведении ревизии

В соответствии с законодательством учреждение может проверяться КСП один раз в 3 года. За три дня до ревизии директор учреждения, а иногда и учредитель, должны получить уведомление.

Оно может отправляться заказным письмом или вручаться под подпись.

Вместе с ним организация получает и программу проверки, в которой представлена следующая информация:

Проверка счетной палаты в бюджетной организации: особенности проведения

Проверка КСП осуществляется специально созданной комиссией, для работы которой учреждение культуры обязано предоставить отдельное помещение. Доступ к нему имеют только ревизоры. Если для выяснения каких-либо обстоятельств необходимо присутствие , то их также могут пригласить с это помещение.

В ином случае никто из персонала не вправе входить сюда, если это не требуется членам комиссии.

Если контролеры уходят на обед или заканчивают свою работу, то комната опечатывается полоской бумаги. Один из представителей КСП ставит свою подпись, а также обозначает время и дату закрытия помещения.

В процессе осуществления контрольного мероприятия ревизоры могут свободно передвигаться по территории и в здании культурной организации. Они вправе осматривать помещения, общаться с работниками, требовать предоставления определенных документов и материалов.

Особое внимание, как правило, уделяется проверке документации, которая касается финансово-хозяйственной деятельности. С целью получения нужной информации контролеры получают доступ к электронным базам данных, изучают технические документы к ним. Все эти полномочия обеспечиваются Законом №6-ФЗ.

Чтобы получить необходимые для проверки документы, контролеры должны обратиться к руководителю организации с письменным запросом. В нем прописывают дату и время предоставления данной документации. Помимо этого, они могут запросить те или другие документы, касающиеся деятельности культурной организации, в таких структурах:

Если в ходе проверки были в виде подлогов или хищений, то комиссия должна:

  1. Опечатать все необходимые помещения.
  2. Изъять материалы и документы.

Все это осуществляется в присутствии представителя организации.

В процессе проверки контрольно-счетной палаты могут быть обнаружены различные нарушения. Их перечень представлен в Классификаторе, одобренном Советом КСО при Счетной палате РФ. Все они объединены в 8 групп. Однако для учреждений культуры наиболее частыми являются те, которые допускаются при осуществлении следующих действий:

  • формировании и исполнении бюджета;
  • ведении бухгалтерского учета;
  • оформлении бухгалтерской отчетности;
  • проведении госзаданий и так далее.

Чтобы избежать допущения этих ошибок, стоит посетить сайт контрольно-счетной комиссии определенного региона или муниципального образования и ознакомиться с представленной там информацией.

Акты проверок, которые размещены в Интернет-ресурсе, позволят узнать о наиболее частых нарушениях учреждений культуры данного региона.

В одном из крупных театров города Санкт-Петербурга во время проверки КСП были зафиксированы ошибки разных видов. Например, на официальном сайте не размещались совсем или размещались с опозданием копии отдельных документом. Это привело к нарушению порядка открытости и доступности данных.

Здесь же были обнаружены и другие ошибки:

  • не внесены в регистры бухучета изменения, которые возникли после проведения реконструкционных работ;
  • не согласовывалась с учредителем сдача помещений в аренду коммерческим организациям;
  • были допущены нарушения порядка оплаты труда отдельным и другие.

Оформление результатов ревизии, проведенной в учреждении культуры

По завершении проверки контрольно-счетной палаты ревизоры обязаны составить акт о допущении тех или иных нарушениях. К нему необходимо прилагается список нормативно-правовых документов, на исполнение которых была направлена ревизия. Если возникает необходимость, то вместе с означенными документами предоставляются таблицы, схемы и расчеты.

Составленный акт подписывается всеми участниками контрольного мероприятия и направляется учредителю и руководителю учреждения культуры. В течение семи рабочих дней документ должен быть изучен, после чего все замечания и пояснения направляются в КСП.

Председатель комиссии рассматривает документы и оформляет отчет, в котором характеризует допущенные нарушения, указывает причины их возникновения и последствия. Здесь же представляется список проверяющих, выявивших данные ошибки. В отчете должна быть представлена оценка ущерба, нанесенного культурной организации вследствие нарушений.

На основании полученных результатов проверки КСП, как правило, разрабатывает и направляет в госорганы и учреждение культуры предписание об устранении нарушений. Если учреждение не исполнит данное предписание, то это будет считаться серьезным нарушением и может привести к не совсем приятным последствиям. В некоторых случаях акты или правоохранительные органы.

Материал проверен экспертами Актион Культура