Стадии банкротства. Банкротство предприятия: понятие, виды, процедура ликвидации компаний с долгами Признание банкротом юридического лица влечет

18.07.2020

Банкротство юридических лиц зачастую считают одним из вариантов возможной ликвидации организации. Но согласно существующему законодательству в этой отрасли в период прохождения самой процедуры есть возможность вдохнуть новую жизнь в предприятие. В любом из этих вариантов, процедура несостоятельности влечет полное избавление от долгов. Но только наличие веских причин может послужить аргументом в признании юрлица банкротом.

Основания для банкротства юридического лица

Закон гласит, что если в течение трех месяцев предприятие не может погасить задолженность перед кредиторами, то существует основание для определения юридического лица банкротом. Арбитражный суд возбудит дело при требованиях к должнику от 300 000 рублей.

В виду этих оснований заявление о банкротстве имеют право подать уполномоченные органы, кредиторы юрлица, а также сам несостоятельный должник.

Выездная налоговая проверка, так же может стать основанием для признания предприятия несостоятельным.

Документальным подтверждением выступят:


  • дебиторские счета юрлица;
  • кредиторский счет должника;
  • банковские счета с выписками;
  • ведомости по инвентаризации;
  • акты сверок с должниками;
  • финансовые отчеты на последнюю дату.

Негативные результаты выездной проверки, подтверждают основания несостоятельности юридического лица.
Право определения предприятия банкротом возможно только арбитражным судом.

Заявление о несостоятельности

Для руководителя юридического лица инициация дела о банкротстве является и правом, и обязанностью. В течение месяца после выявления первых признаков банкротства руководитель предприятия-должника обязан подать заявление в арбитражный суд. Каждый управляющий компанией несет уголовную ответственность за осознанное приведение предприятия к банкротству.

Управляющему предприятия юридического лица дается месяц на подачу заявления о несостоятельности при выявлении соответствующих признаков. В противном случае на него накладывается субсидиарная ответственность перед кредиторами.

Для кредиторов юрлица и уполномоченных органов подать на банкротство является неотъемлемым правом. Заимодавцу дается право подачи заявления сразу после наступления оснований несостоятельности. Согласно с законодательством государственные органы в первую очередь обязаны работать на предотвращение банкротства. Их задача способствовать финансовому оздоровлению компании, а в случае несостоятельности предприятия заниматься разработкой правил и порядка работы арбитражных управляющих.

Собрание кредиторов

Кредиторами могут выступать и юридические, и физические лица. В момент наступления процедуры банкротства, заимодавцы теряют возможность в одиночку требовать погасить обязательства. Создается собрание кредиторов которое наделено правами защиты их прав. Арбитражный суд устанавливает заимодавцев с возможностью голоса на собрании. Их требования вносятся в соответствующий реестр. Они обладают рядом прав:

  • внесение предложений;
  • голосование;
  • принятие решений относительно процедур несостоятельности юридического лица;
  • возможность распределения средств банкрота;
  • подача кандидатуры на должность арбитражного управляющего.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов

Цель моратория заключается в том, что приостанавливается выполнение должником денежных обязательств. При его введении происходит ограничение прав кредиторов. От штрафов, пени и других финансовых санкций на этом этапе организация освобождается. Задача этой процедуры содействовать восстановлению платежной способности должника. В связи с этим кредиторы не могут обратиться в суд с иском о взыскании с должника задолженностей.

При упрощенной процедуре банкротства мораторий не вводится.

Существуют условия, не попадающие под действие ограничения выплат: заработная плата, алименты, возмещение причиненного вреда здоровью или жизни, авторские права и требования по текущей задолженности.

При прекращении производства по делу о банкротстве прекращается действие моратория.

Банкротство юридических лиц этапы

Этапы процедуры банкротства определены законодательством.

Первый этап – это подача заявления в арбитражный суд о признании предприятия несостоятельным.

Второй этап – это наблюдение. Наблюдение включает ряд таких мероприятий:

  • обеспечение сохранения активов юридического лица;
  • проведение финансового анализа компании;
  • создание реестра кредиторов;
  • оценить, насколько возможно восстановить платежеспособность предприятия;
  • проведение первого собрания кредиторов.

Третий этап. В результате наблюдения юридического лица, определяется следующая процедура банкротства. Это может быть финансовое оздоровление, внешнее управление или конкурсное производство.

Финансовое оздоровление предполагает меры по восстановлению платежной способности юридического лица. На этом этапе составляются графики погашения задолженностей, расставляются приоритеты по выплатам.

Внешнее управление. Восстановление платежной способности предполагаемого банкрота является целью этой стадии. На данном этапе руководство юридическим лицом осуществляется внешним управляющим, ему передается вся документация, касающаяся предприятия. Выплаты кредиторам останавливаются, арестовывается имущество, запрещается удовлетворять требования кредиторов. В результате этот этап может закончиться прекращением процедуры несостоятельности и восстановлением деятельности предприятия.

К онкурсное производство . На этой стадии установленное имущество реализуется с помощью электронных торгов. Кредиторская задолженность погашается благодаря вырученным средствам, согласно установленным законом порядком.
Четвертый этап. Завершение процедуры банкротства юридического лица.

Упрощенная процедура несостоятельности

Упрощенная процедура дает возможность максимально сократить сроки банкротства юрлица, а денежные потери свести к минимуму.

Необходимы два основополагающих условия для проведения упрощенной процедуры:

  • нет возможности погасить все долги кредиторам, даже после продажи всего имущества;
  • принято решение о составе ликвидационной комиссии и кандидатуре ликвидатора с направлением в арбитражный суд заявления о признании банкротом.

Основные этапы упрощенной процедуры:

  • подготовка, предшествующая банкротству (изучение и анализ финансового состояния предприятия);
  • стадия до суда (принятие решения, утверждения ликвидатора компании и ликвидационной комиссии, распространение информации о ликвидации, обращение в арбитражный суд);
  • конкурсное производство;
  • заключительная стадия (исключение из ЕГРЮЛ).

Упрощенная схема банкротства дает законное право списать непогашенные долги юридического лица перед кредиторами для предприятий-банкротов.

Мировое соглашение

Мировое соглашение возможно на любом этапе процедуры банкротства юридического лица. Принимается решение о возможности мирового соглашения лично должником, а утверждается – собранием кредиторов, имеет письменный вид. На этом этапе возможно появление третьих лиц, которые берут на себя долговые обязательства предприятия-должника. В результате мирового соглашения арбитражный суд прекращает дело о несостоятельности юрлица.

В мировом соглашении в соответствии с налоговым законодательством указывается точная информация об оплате долгов:

  • порядок;
  • форма;
  • сроки;
  • другие особые условия.

Особенности банкротства юридических лиц

Особенности банкротства юридических лиц обусловлены родом деятельности предприятия.

На законодательном уровне выделяются градообразующие, сельскохозяйственные, финансовые, кредитные и страховые организации.

При признании банкротами градообразующие предприятия в первую очередь берется во внимание социальный аспект этого вопроса.

Особый характер деятельности сельскохозяйственных предприятий связан с земельными участками, что накладывает свои отличительные особенности при банкротстве.

Специальные правила распространяются при признании несостоятельными финансовые организации.

Последствия банкротства предприятия

  • Перестает существовать юридическое лицо (исключение из ЕГРЮЛ).
  • Правоустанавливающие документы передаются в архив.
  • Для предприятия это реальный способ спасения от долгов.
  • Возможна уголовная ответственность генерального директора, в случае установлении факта преднамеренного банкротства.
  • Генеральный директор или бухгалтер могут быть ограничены в правах на ведение определенной деятельности при выявлении серьезных нарушений во время ликвидации предприятия-банкрота.

Причин закрытия предприятия и объявления его банкротом может быть несколько: проведение выездных проверок и доначисление неоплаченных налогов в случае проведения незаконных фиктивных сделок, несостоятельность по уплате кредиторской задолженности. Несостоятельность и юридических лиц признается в судебном порядке, эта юридически сложная процедура включает прохождение целого ряда процедур, указанных в законе.

Банкротство юридического лица может инициироваться должником, кредитором или собственником.

Оно может быть запланированным, т.е. используется для улучшения экономической картины в определенной области, или фиктивным и преследуется по закону, за него предусмотрена уголовная ответственность.

Процедура проведения банкротства

Все основные моменты, регулирующие этапы закрытия и признания юридических лиц банкротами, содержатся в федеральном законе №127-ФЗ от 26.10.2002 «О банкротстве». В нем содержатся указания по времени закрытия, суммам незакрытых кредиторских задолженностей, расписаны стадии проведения банкротства и т.д.

Признание юридического лица банкротом

В статье 27 вышеуказанного закона предусмотрены обязательные шаги по признанию несостоятельности юридического лица отвечать по своим обязательствам. Указаны обязательные стадии данного юридического шага, они выражаются в:

  1. Наблюдении.
  2. Санации (финансовом оздоровлении).
  3. Внешнем управлении.
  4. Конкурсном производстве.
  5. Мировом соглашении.

При утверждении несостоятельности юридического лица оно проходит все вышеперечисленные стадии, но мировое соглашение может достигаться на всех . Заключаться оно может в редких и исключительных случаях.

Следует рассмотреть более подробно все стадии объявления юридического лица банкротом.

  1. Наблюдение проводится путем проведения финансового анализа осуществляемой деятельности учреждением и прохождения оценки состояния предприятия. В результате такой операции создается список всех взысканий кредиторов и назначается первое собрание. Такая стадия назначается арбитражным судом после подачи заявления заинтересованного лица. В результате операции делаются выводы о и целесообразности возбуждения процесса его банкротства. В ходе наблюдения и юридического сопровождения делаются выводы о материальном положении банкрота и возможности провести процедуру банкротства в правовом поле.
  2. В суде назначается арбитражный управляющий. Он осуществляет полный контроль предприятия и ее руководящих органов, определенные сделки могут совершиться только после полного ознакомления и одобрения назначенного управляющего, свое согласие он должен выразить в письменной форме. Его полномочия определяются действующим законодательством. В полном соответствии с законом суд рассматривает заявление кредитора или должника и признает или отклоняет требования о признании юридического лица банкротом, начинается возбуждение процесса признания банкротом юридического лица. Все последующие требования принимаются по четким правилам. На данном этапе предприятие не имеет права создавать филиалы, структурные подразделения и проводить реорганизацию. Логического завершения стадия достигает при начале второй стадии – финансового оздоровления. В результате проведенного наблюдения арбитражный суд выносит заключение о проведении следующей стадии – финансового оздоровления или внешнего управления или их сочетаний.
  3. Санация или финансовое оздоровление проводится на предприятии для восстановления его экономической стабильности: совершенствуется его процессуальная деятельность, восстанавливается платежеспособность. Такое оздоровление делает возможным провести расчеты по кредиторской задолженности в соответствии с ранее составленным графиком погашения платежеспособности. График составляется и подтверждается арбитражным судом с таким расчетом, что предприятие ведет активную предпринимательскую деятельность и постепенно рассчитывается с долгами. Чтобы интересы всех кредиторов были соблюдены, на остаток задолженности начисляются проценты. На этой стадии появляется новый управляющий, назначенный судом, – арбитражный. Администрация предприятия-банкрота работает в прежнем режиме, но с некоторыми ограничениями в объеме полномочий. В законе зафиксирован максимальный срок данной процедуры – 24 месяца.
  4. Параллельно с оздоровлением предприятия может проводиться и внешнее управление. Это одна из стадий признания юридического лица банкротом, на ней так же, как и на двух предыдущих стадиях, принимаются все возможные действия по восстановлению платежеспособности предприятия-банкрота. На данном этапе руководитель или директор предприятия отстраняется от выполняемых должностных обязанностей, на его место назначается внешний управляющий, исполняющий обязанности на протяжении 12 месяцев, при наличии уважительных причин этот срок может быть продлен еще на полгода. В течение этой процедуры следует выделить такую особенность:

  • все управление на предприятии переходит в руки внешнего управляющего, прежний руководитель отстраняется от выполняемых обязанностей;
  • в полное ведение управляющего передается вся бухгалтерская, финансовая и налоговая отчетность, балансовые отчеты и иная документация, штампы и печати юридического лица, материальные ценности и прочее оборудование предприятия;
  • отменяются все назначенные раннее меры по обеспечению погашения кредиторской задолженности;
  • вводится полный запрет на погашение кредиторской задолженности. Деятельность предприятия-банкрота не прекращается, но хозяйственные операции, сумма, которых превышает 20% активов предприятия, совершаются с согласия собрания кредиторов. На данной стадии внешний управляющий может поддержать несостоятельность выполнения обязательств по заключенным договорам, на этой стадии управляющий предоставляет отчетность о деятельности предприятия общему собранию кредиторов. На стадии внешнего регулирования может быть признана путем обращения в суд всем собранием кредиторов. На основании обращения и отчетности внешнего управляющего суд делает вывод и постановляет:
  • остановить процедуру признания несостоятельности данного лица и возобновить на этой стадии расчеты с кредиторами;
  • отклонить предоставленный отчет управляющего, утвердить возбуждение стадии несостоятельности предприятия и принять решение об открытии новой стадии банкротства лица – конкурсного производства. Также может быть объявлено о начале новой стадии на этапе банкротства лица в ответ на обращение собрания кредиторов;

Следующим этапом признания несостоятельности и признания лица банкротом является . На данном этапе несостоятельность (банкротство) юридических лиц определяется конкурсным управляющим, проводящим полную инвентаризацию всех активов предприятия и следящим за тем, чтобы выполнялась процедура погашения задолженности по ранее утвержденному графику и в полном соответствии с законодательством.

Конкурсное производство – это завершение признания несостоятельности предприятия и окончание процедуры банкротства лица. В итоге такой процедуры предприятие полностью ликвидируется, активы юридического лица распределяются пропорционально установленным долям среди кредиторов. Процедура завершается конкурсным управляющим, на это время все руководство предприятия полностью отстраняется от управления. Процедура может занимать один год, в случае признания этого срока недостаточным суд может продлить его еще на полгода.

Особенности реализации стадии конкурсного производства

Решения о времени начала процедуры конкурсного производства и признания несостоятельности лица и признания его банкротом принимаются арбитражным судом, на должность конкурсного управляющего лицо утверждается с согласия суда. Круг и особенности их должностных обязанностей закреплен в федеральном законе.

По завершении признания несостоятельности и банкротства юридического лица управляющим предоставляется отчет, на его основании суд выносит решение о закрытии конкурсного производства. Если из предоставленного отчета суд делает вывод о закрытии кредиторской задолженности, то процедура признания несостоятельности данного лица завершается, лицо признается банкротом.

Особая процедура банкротства – мировое соглашение

Одним из этапов признания лица банкротом является заключение мирового соглашения. На первых этапах реализации этой стадии подписывается двусторонний документ, в котором оговариваются условия и порядок погашения общего долга. Далее он в обязательном порядке подлежит утверждению арбитражным судом. После его утверждения процедура признания лица банкротом прекращается, несостоятельность предприятия в уплате по обязательствам больше не проверяется, деятельность предприятия может продолжаться с обязательным соблюдением погашения утвержденной задолженности.

Грамотно подготовленные переговоры позволяют избежать трудоемкой процедуры признания предприятия банкротом или завершить утомительную и длительную процедуру на самой ранней стадии без привлечения посторонних управляющих. Подписывать двустороннее соглашение может:

  • со стороны должника – лицо, принявшее такое решение, которое находится в сфере его должностных обязанностей;
  • со стороны кредиторов – избранный на общем собрании кредиторов представитель.

Мировое соглашение может быть заключено на любом этапе процедуры признания лица банкротом, даже при завершении конкурсного производства. И в юридической, и в экономической практике оно считается наиболее благоприятным исходом данного дела.

Как «обанкротить» свое предприятие в условиях тяжелых финансовых обстоятельств? Кому необходима эта процедура? Каковы последствия банкротства юридических лиц? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с банкротством организаций, будут даны в этой статье.

{ADV44}

Понятие банкротства юридического лица

Понятие "банкротство " применяется к юридическим лицам по каким-либо причинам, потерявшим способность к погашению в полном объеме задолженности перед кредиторами или налоговыми органами.

Признается банкротом юр. лицо исключительно арбитражным судом.

Обратиться в суд, для признания юр. лица банкротом может как сама организация-должник, так ее сотрудники или кредиторы.

Сама процедура банкротства, достаточно трудоемкий процесс, требующий хорошего уровня законодательной осведомленности.

Для подачи заявления на признание банкротом юр. лицом, необходимо соблюдение следующих условий:

  • сумма задолженности более 300 тыс. руб.
  • срок неуплат превышает 3 месяца

Не признаются банкротами политические и религиозные организации, а также муниципальные учреждения. Банкротятся исключительно коммерческие организации .

Предпосылки и причины банкротства юр. лиц

В условиях экономического кризиса, предприятия, достаточно часто попадают в затруднительное финансовое положение, перестают платить налоги и оплачивать другие счета, например, партнерам и прочим организациям. Понимая плачевность своего положения, учредитель может принять решение о прохождении процедуры банкротства.

Долги предприятий бюджетным организациям и нежелание решать ситуацию самостоятельно, часто вынуждают налоговые органы подавать заявление в арбитражный суд, для признания должника банкротом.

Это могут делать и кредиторы, но они не всегда обладают достаточными сведениями о состоянии платежеспособности должника.

Признаки банкротства юридических лиц

Согласно ст.65 ГК РФ, юридическое лицо, для законного банкротства, должно иметь следующие признаки:

  • Организация-должник неспособна в полном объеме удовлетворить денежные обязательства перед кредиторами;
  • Организация-должник неспособна удовлетворять денежные обязательства перед фондами и налоговыми органами.

Основными задачами банкротства юр. лиц считаются: погашение долгов перед кредиторами и создание необходимых условий для возобновления деятельности юр. лицом.

Виды банкротства юридических лиц

Реальное. Данное положение подразумевает действительную неспособность организации к восстановлению платежеспособности вследствие тех или иных причин, из-за которых был потерян капитал. Это законное основание для объявления юридического лица банкротом. Является такая ситуация, следствием малоэффективного управления.

Временное. Наступает в ситуации, когда актив баланса повышается над пассивом. Так же причиной может стать большая дебиторская задолженности организации. Ситуация разрешается при административном и внешнем управлении. Со временем платежеспособность предприятия восстанавливается.

Умышленное. Это ситуация, когда преследуя свои интересы, предприятие своим руководством доводится до состояния неплатежеспособности. Таки действия влекут за собой административную и уголовную ответственность.

Фиктивное. Руководство предприятия, для получения рассрочек от кредиторов, объявляет себя неплатежеспособным, не имея на то законных оснований. Также преследуется законом.

С чего начинается процедура

Для начал процедуры необходимо внимательно изучить актуальный закон о банкротстве. Ниже приведены этапы банкротства юр. лиц.

Заявление на банкротство юридического лица

Как уже было сказано выше, заявление на признание юридического лица банкротом, может подать как должник, так и кредитор.

Что делать в ситуации подачи заявления должником, то есть юридическим лицом, оказавшимся в тяжелой финансовой ситуации, и добровольно принявшим решение о прохождении процедуры банкротства?

Физическое лицо, представляющее организацию, претендующую на банкротство, подает заявление в арбитражный суд. Заявление это в обязательном порядке должно быть завизировано учредителем компании, которой в согласии с уставом фирмы имеет на это право. Вероятнее всего - это и есть сам владелец фирмы.

Заявление должно содержать следующие сведения:

  • Наименования арбитражного суда;
  • Сумма общей задолженности перед кредиторами;
  • Требования кредиторов;
  • Данные о причинах финансовых затруднений;
  • Документы для списания долгов с юр. лица;
  • Сумма вознаграждения арбитражному управляющему.

Вознаграждение финансовому управляющему выплачивают из средств, вырученных от продажи имущества должника. Чем выше сумма, выплачиваемая арбитражному управляющему, тем меньше остается кредиторам и другим заинтересованным лицам.

Что касается самого заявления, его заполнение лучше доверить специалисту, хорошо знакомому с процедурой банкротства. В таком случае ошибки, издержки и время, необходимое для начала процедуры, - будут сведены к минимуму

Стадии банкротства юр. лица

После подачи заявления в арбитражный суд, производится финансовая оценка ситуации, и запускаются : наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Протекают эти стадии индивидуально, но порядок их схож почти всегда. Рассмотрим их по порядку.

Наблюдение

На первом этапе, который называют наблюдением, производят финансовую оценку банкротящегося предприятия. Наблюдение вводят в случае признания судом обоснованности заявления на признание юридического лица банкротом (ст 48 ФЗ от 26.10.02г. №127-ФЗ «О несостоятельности»).

Наблюдение, согласно закону, не может превышать семи месяцев.

Цель этого этапа, определить и оценить финансовое положение предприятия. Составляется перечень взысканий с должника, после чего назначается дата первого собрания.

На основании этого этапа делаются выводы относительно необходимости в процедуре банкротства.

Финансовое оздоровление

Следующим шагом, является назначение финансового управляющего. Финансовый управляющий, с момента его назначения занимается контролем организации, и ее управляющего органа. Некоторые сделки, могут быть заключены исключительно с одобрения и письменного согласия управляющего.

Финансовый управляющий наделяется полномочиями, прописанными в законе. На этапе финансового оздоровления, организация-должник будет ограничена в нескольких сферах деятельности, а именно: нельзя открывать филиалы или представительства; не разрешены реорганизационные действия и создание структурных предприятий.

Финансовым оздоровлением достигается экономическая стабильность и как следствие восстанавливается платежеспособное состояние. Благодаря финансовому оздоровлению составляются планы погашения задолженностей и начисляются проценты, для того, чтобы учесть интересы кредиторов.

Внешнее управление

Внешнее управление, может проводиться одновременно с предыдущими двумя стадиями процедуры банкротства физ. лиц. Оно, также направлено на восстановление платежеспособности предприятия. На той стадии, руководитель организации - должника, временно отстраняется от руководства и вместо него назначают временного внешнего управляющего. Внешний управляющий назначается на 12 месяцев, в исключительных ситуациях этот срок может быть продлен еще на 6 месяцев.

Этот этап характеризуется полномочиями внешнего управляющего. В его ведение переходит управление фирмой-должником, вся бухгалтерская, юридическая и налоговая отчетность. Также на этой стадии подлежат отмене предписания по уплатам кредитной задолженности, и на их погашения вводится запрет.

Организация - должник продолжает ведение деятельности, но все операции, сумма которых больше 20% актива, могут быть совершены только с разрешения общего собрания кредиторов.

Внешний управляющий, на данной стадии, может принять решение о и через суд, организация - должник может быть признана банкротом. Также управляющий может напротив, приостановить процедуру банкротства и принять решение о возобновлении оплат кредиторам.

Конкурсное производство

Это завершающий этап признания юридического лица банкротом. На основании решения арбитражного суда, принимается решенияе о несостоятельности предприятия и назначается конкурсный управляющий.

Конкурсный управляющий наделяется полномочиями, согласно действующему законодательству.

В круг его обязанностей входить контроль распределения активов организации пропорционально, между всеми кредиторами.

Этот этап процедуры считается последним, поскольку финалом его является признание предприятия банкротом.

На время конкурсного производства, все руководство предприятия, в том числе его учредители, отстраняются от дел фирмы. Процедура конкурсного производства, как правило, продолжается не более года, но в исключительных случаях, по решению арбитражного суда, ее могут продлить еще на 6 месяцев.

Основанием для запуска конкурсного производства и признания предприятия несостоятельным, может быть только решение арбитража. По его же решению назначается конкурсный управляющий, контролирующий все дальнейшие действия в фирме.

Конкурсное производство может быть закрыто арбитражным судом, при предоставлении конкурсным управляющим отчета о проделанной работе. Суд может постановить, исходя из отчета, что кредитная задолженность считается погашенной и фирма - должник признается банкротом.

Мировое соглашение

Особым этапом признания юридических лиц банкротами, можно назвать мировое соглашение. Этот этап может наступить в любой момент процедуры банкротства, даже на стадии конкурсного производства.

Вообще, мировое соглашение - это наиболее благоприятное решение, любой процедуры несостоятельности.

Мировое соглашение характеризует достижение договоренности между предприятием и кредиторами. Сторонами подписывается двусторонний документ, в котором указываются условия, на которые согласны и кредиторы и предприятие, удовлетворяющие интересы обеих сторон.

Это соглашение, в обязательном порядке, должно быть одобрено арбитражным судом, в котором было открыто дело о несостоятельности юридического лица.

Когда решение о мировом соглашение принято, все санкции относительно должника прекращаются. Восстанавливается возможность уплаты по кредитным обязательствам и снимается контроль за финансовой деятельностью юридического лица.

Чем раньше заключено мировое соглашение, тем меньше трудностей возникнет у сторон. Если договоренность была достигнута на ранних этапах ведения процедуры банкротства, привлекать посторонних управляющих не придется. Также сама процедура, трудоемкая и утомительная, прекращается.

Мировое соглашение, как уже было сказано выше, достигается подписанием соответствующего документа. Подписывается он со стороны кредиторов - избранным общим собрание представителем, а со стороны должника - лицом, наделенным полномочиями в соответствии со своими должностными обязанностями.

Правовая ответственность банкротства

Юридические последствия банкротства или несостоятельности, наступают для всех юридических лиц кроме государственных учреждений, политических партий и религиозных объединений.

Закон о признании юридических лиц несостоятельными предусматривает не только ликвидацию таких предприятий, но и антикризисные меры, целью которых служит содействие в восстановлении платежеспособности организации-должника. Для этого и существуют такие этапы, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. Эти меры, а также заключение мирового соглашения, также являются целью при ведении дела о банкротстве.

Если арбитражный суд принимает решение о признании юридического банкротом, предприятие ликвидируется с помощью конкурсного производства, которое длится максимум полтора года. (Гражданский Кодекс Российской Федерации ст. 61. п 4)

Последствия банкротства юридического лица

  • С даты признания юридического лица несостоятельным, прекращаются начисления процентов по кредитным обязательствам. В это же время, все данные, в том числе финансовые перестают быть конфиденциальными и подлежат огласке.
  • Руководитель лишается полномочий.
  • Конкурсный управляющий наделяется полномочиями руководителя. Назначается он арбитражным судом. Контролирует конкурсного управляющего комитет кредиторов.
  • За счет конкурсной массы (имущество, выявленное в ходе конкурсного производства), погашается задолженность перед кредиторами.

Отдельные категории юр. лиц процедуру банкротства проходят в соответствии со специальными законами. К таким юридическим лицам относятся: градостроительные, сельскохозяйственные, финансовые, стратегические и субъекты естественных монополий. Особенности их банкротства прописаны в ст. 168 169-201 Закона о банкротстве юридических лиц.

В конце декабря ушедшего года в очередной раз были изменены правила банкротства юридических лиц ( ; далее – Закон). Новые нормы действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 29 января. Практика по ним пока не накоплена, однако некоторые из новелл вызывают вопросы. Рассмотрим, в чем заключаются основные нововведения.

Условно поправки можно разделить на две части: к первой относятся изменения, направленные на ужесточение условий для должников и сокращение возможностей для злоупотреблений с их стороны. Ко второй – поправки, уточняющие правила саморегулирования в сфере банкротства.

К первой группе можно отнести следующие.

1

Кредитным организациям предоставлено право инициировать банкротство без обязательного предварительного подтверждения долга в судебном порядке, как того требовало законодательство ранее ().

Напомню, до вступления в силу поправок конкурсный кредитор мог подать заявление о несостоятельности должника только при наличии вступившего в законную силу решения суда о взыскании с него денежных средств (). Теперь же банки получили право подавать заявление в суд с момента возникновения у должника признаков несостоятельности, то есть тогда, когда он просрочил исполнение своих обязательств на три месяца. При этом за 15 дней до обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом банк обязан опубликовать уведомление об этом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц ().

Указанные нововведения дают банкам существенные временные преимущества по сравнению с другими кредиторами при подаче заявления (а значит, возможность назначать "своего" арбитражного управляющего). Безусловно, в ряде случаев новое правило затруднит вывод должником активов перед началом процедуры банкротства и во время нее. Однако непонятно, почему такая привилегия предоставлена только банкам, а не всем кредиторам.

2

3

Должники при подаче заявления о банкротстве лишились возможности выбирать арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. В целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется посредством случайного выбора при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника (). Порядок такого выбора будет установлен регулирующим органом. На мой взгляд, эта новелла является одной из самых значимых во всем пакете поправок. Нововведение затруднит назначение руководством должника "лояльного" арбитражного управляющего, а соответственно, осложнит сохранение контроля над имуществом предприятия. Однако возможность подачи заявления подконтрольным кредитором с указанием "нужного" арбитражного управляющего сохранилась.

В законодательстве закрепили необходимость получения исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, которым подтвержден долг, для подачи заявления о несостоятельности. Это правило распространяется на кредиторов, не являющихся кредитными организациями (). Судебная практика и раньше требовала подтверждать решение третейского суда судебным актом о выдаче исполнительного документа (), сейчас же это требование закрепили в законе.

5

Залоговым кредиторам Закон предоставил право голосовать по вопросам назначения и отстранения арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих (). Кроме того, теперь они могут самостоятельно устанавливать начальную цену реализации залогового имущества и условия обеспечения его сохранности (). Это еще одна поправка в пользу кредитных организаций, позволяющая им оказывать более существенное влияние на проведение процедур банкротства.

6

В 10 раз увеличены административные штрафы для должностных лиц за неправомерные действия при банкротстве (непредставление информации арбитражному управляющему, неправомерное удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб другим, незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего и т. п.) (). Действовавшие ранее штрафы размером в 5-10 тыс. руб. нельзя было назвать существенным стимулом для выполнения требований законодательства. Будем надеяться, что новые суммы взыскания побудят должностных лиц более внимательно относиться к выполнению установленных законом обязанностей.

7

Арбитражные управляющие благодаря поправкам получили возможность запрашивать информацию не только о самом банкроте, но и о членах органов управления компании-должника, о контролирующих лицах, их имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника. Речь идет в том числе о сведениях, составляющих служебную, коммерческую и банковскую тайну (). Полагаю, что нововведения позволят более эффективно проводить финансовый анализ, поиск имущества и анализ сделок должника, а также принимать более обоснованные решения о целесообразности привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

К поправкам, уточняющим правила саморегулирования в сфере банкротства, можно отнести:

1

Появление у операторов электронных торговых площадок обязанности состоять в саморегулируемых организациях (СРО). Требования к СРО электронных торговых площадок теперь зафиксированы законодательно ().

2

Установление минимального размера компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих – 20 млн руб. (). Ранее законодательство ограничивалось формулировкой о том, что компенсационный фонд формируется за счет членских взносов участников СРО в размере не менее чем 50 тыс. руб. на каждого ее члена, количество которых должно быть не менее 100 ( , Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Таким образом, минимальный размер компенсационного фонда составлял 5 млн руб.

3

Изменены размеры максимально возможной разовой выплаты из компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих, членом которой являлся арбитражный управляющий на дату совершения действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков участникам дела о банкротстве. Теперь он не может превышать 5 млн руб. вместо 25% от размера компенсационного фонда согласно предыдущей редакции () – а это серьезно увеличивает лимит ответственности СРО. С учетом сложившейся в последнее время положительной судебной практики по взысканию средств из компенсационного фонда СРО ( , ), а также того, что на сегодняшний день меньше 20% СРО имеют компенсационные фонды свыше 20 млн руб., в текущем году можно ожидать волны реорганизаций и сокращения количества СРО арбитражных управляющих. Многие управляющие будут вынуждены вносить дополнительные взносы в компенсационные фонды своих СРО.

Понятие «банкротство» определено статьей 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон №127-ФЗ):

«несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство)».

В соответствии со статьей 65 ГК РФ:

«Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию».

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается Законом №127-ФЗ).

Закон №127-ФЗ регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона №127-ФЗ действие его распространяется на все юридические лица , за исключением:

Ø казенных предприятий;

Ø учреждений;

Ø политических партий;

Ø религиозных организаций.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила проведения процедуры банкротства чем те, которые предусмотрены Законом №127-ФЗ, применяются правила международного договора. В частности, к регулируемым Законом №127-ФЗ отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения данного Закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (пункты 4-5 статьи 1 Закона №127-ФЗ).

Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, при отсутствии которых решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности (пункт 6 статьи 1 Закона №127-ФЗ).

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

Общие признаки банкротства организаций определены в статье 3 Закона №127-ФЗ. Кроме того, для определения наличия признаков банкротства должника (юридического лица) должны учитываться состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, установленных пунктом 2 статьи 4 Закона №127-ФЗ.

Для определения наличия признаков банкротства должника могут учитываться соответствующие суммы, взысканные судом вместо причитавшегося кредитору исполнения обязательства в натуре (стоимость не переданной кредитору оплаченной им вещи, стоимость оплаченных, но не выполненных должником работ или услуг и другие). Такие требования кредиторов подлежат включению в реестр требований кредиторов в качестве требований конкурсных кредиторов и удовлетворяются в порядке, предусмотренном Законом №127-ФЗ. Такой же правовой режим распространяется и на суммы, присужденные кредитору в связи с изменением способа или порядка исполнения судебного акта или постановления иного органа. На это указано в Постановлении Пленума ВАС от 15 декабря 2004 года №29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Постановление ВАС №29.

Признаком банкротства юридического лица является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Обратите внимание!

Дела о банкротстве рассматриваются в арбитражном суде, и могут быть возбуждены арбитражными судами при условии, что требования к должнику (юридическому лицу) в совокупности составляют не менее 100 000 рублей.

В случае возникновения признаков банкротства, руководитель организации -должника обязан направить учредителям (участникам) должника сведения о наличии признаков банкротства (статья 30 Закона №127-ФЗ).

Учредители (участники) должника в свою очередь могут принять своевременные меры, по восстановлению платежеспособности организации и не допустить ее банкротства.

Например, учредители (участники) должника могут использовать досудебную санацию, предусмотренную статьей 31 Закона №127-ФЗ:

«1. Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).

2. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь».

Обратите внимание, что статья 31 Закона №127-ФЗ предусматривает право на процедуру досудебной санации, а не обязанность учредителей (участников) организации-должника.

· первая группа платежей включает в себя денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, сумма обязательств включается в реестр требований кре диторов (статья 4 Закона №127-ФЗ);

· вторая группа платежей включает в себя текущие платежи, которыми являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (статья 5 Закона №127-ФЗ).

Требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона №127-ФЗ для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

· размер задолженности за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

· суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

· размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;

· размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов (за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью);

· обязательства по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

· обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам;

· обязательства перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия.

При определении признаков банкротства не учитываются пени и штрафы, проценты за просрочку платежей, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (пункт 1 статьи 4 Закона №127-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона №127-ФЗ требования кредиторов по обязательствам, не являющимся денежными, могут быть предъявлены в суд и рассматриваются судом, арбитражным судом в порядке, установленном процессуальным законодательством.

Как показывает арбитражная практика,в деле о банкротстве должника судом могут быть рассмотрены и установлены только денежные требования кредиторов.

Применительно к пункту 1 статьи 126 Закона №127-ФЗ под имущественным требованием в силу статьи 4 названного Закона следует понимать денежное обязательство как обязанность должника уплатить кредитору определенную сумму по гражданско-правовому и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ. Поэтому требование кредитора о передаче принадлежащего ему имущества в натуре должником, в отношении которого введена процедура банкротства, может быть заявлено в общем порядке, вне рамок процесса о банкротстве.

Требования кредитора, обеспеченные залогом, могут быть отнесены к требованиям, рассматриваемым в рамках процедуры банкротства в том случае, если залогом обеспечено денежное требование к самому должнику. (Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 25 апреля 2005 по делу №А-05-6216/04-16; Постановление ФАС Северо-Кавказского Округа от 13 октября 2005 по делу №Ф08-4845/2005).

Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований.

Пунктом 1 статьи 7 Закона №127-ФЗ установлено, что подать заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом имеют право:

Ø уполномоченные органы;

Ø конкурсный кредитор;

Ø сам должник.

Напоминаем, что под уполномоченными органами в целях Закона №127-ФЗ (статья 2) понимаются:

«федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

С момента образования Федеральной налоговой службы (Постановление Правительства №506) таким уполномоченным органом выступает ФНС Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время именно ФНС в делах о банкротстве представляет интересы Российской Федерации, самостоятельно инициирует процедуру банкротства в отношении должника и направляет заявление в арбитражный суд.

Обратите внимание!

Для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению ФНС по денежным обязательствам арбитражный суд принимает во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда.

А требования налоговых органов об уплате обязательных платежей для возбуждения дела о банкротстве принимаются во внимание, если они подтверждены решением самого налогового органа о взыскании имущества должника.

Причем, право на обращение в арбитражный суд возникает у налогового органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия, такого решения.

Для справки:

Порядок предъявления и объединения требований по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также в государственные внебюджетные фонды и требований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства».

Если у юридического лица имеется задолженность по налогам, то этого еще не достаточно для предъявления иска о банкротстве.

«Исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом - исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления» НК РФ).

«В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами, налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя и погашения задолженности налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя за счет вырученных сумм».

Обратите внимание!

«Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя» НК РФ).

В случае неисполнения должником требований налоговые органы не ранее чем через 30 дней (но не позднее чем через 90 дней) с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа либо по истечении 30 дней с момента получения уведомления (уведомлений) о наличии задолженности по обязательным платежам или уведомления (уведомлений) о задолженности по денежным обязательствам перед Россией от федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), принимают решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Причем заявление о признании должника банкротом должно быть направлено в арбитражный суд в 5-дневный срок со дня принятия решения о его направлении.

Правда в том случае, если должник представит в налоговый орган документы, подтверждающие, что взыскивает со своих должников дебиторскую задолженность в сумме, превышающей долг перед бюджетом и график погашения своей задолженности перед государством, то налоговый орган обязан отложить подачу заявления в арбитражный суд.

Обратите внимание!

Если должник обжалует требование налоговых органов об уплате налогов, то это не влечет за собой безусловной приостановки процедуры банкротства, хотя налоговый орган может приостановить передачу заявления в арбитражный суд, на срок до рассмотрения жалобы, но не более чем на два месяца.

Согласно статье 2 Закона №127-ФЗ конкурсные кредиторы - это кредиторы по денежным обязательствам. Конкурсными кредиторами являются все организации, которым организация - должник задолжала по различным хозяйственным договорам или имуществу которых нанесла вред.

В состав конкурсных кредиторов не входят:

Ø уполномоченные органы;

Ø учредители (участники) должника;

Ø граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда;

Ø лица, имеющие требования по выплате вознаграждения по авторским договорам.

Для возбуждения дела о банкротстве, конкурсный кредитор должен подтвердить свои требования, для чего обязан представить в арбитражный суд решение суда, которое уже вступило в силу. Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора по денежным обязательствам через 30 дней с того момента, как исполнительный лист по данному решению был передан в службу судебных приставов, а копия передана должнику.

Конкурсный кредитор составляет заявление в письменной форме и руководитель кредитора его подписывает. Если заявление подписывает уполномоченный представитель, необходимо приложить .

Порядок подачи конкурсным кредитором в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом определен статьей 39 Закона №127-ФЗ.

В заявлении о признании должника банкротом кредитор должен указать:

Ø наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

Ø наименование (фамилия, имя, отчество) должника и его адрес;

Ø наименование (фамилия, имя, отчество) конкурсного кредитора и его адрес;

Ø размер требований конкурсного кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пеней);

Ø обязательство, из которого возникло требование должника перед конкурсным кредитором, а также срок его исполнения;

Ø вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требования конкурсного кредитора к должнику;

Ø доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику;

Ø доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы);

Ø наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий;

Ø размер вознаграждения арбитражного управляющего;

Ø перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов.

Обратите внимание!

В заявлении могут быть указаны и иные сведения, имеющие отношение к рассмотрению дела о банкротстве, кроме того, конкурсный кредитор имеет право указать профессиональные требования к кандидатуре временного управляющего.

Копию заявления конкурсный кредитор направляет должнику (пункт 3 статьи 39 Закона №127-ФЗ).

Напомним, что под руководителем должника согласно статье 2 Закона №127-ФЗ понимается единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с данным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности.

Руководитель должника обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд в следующих случаях, если:

Ø удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

Ø органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

Ø органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

Ø обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

Ø в иных предусмотренных Законом №127-ФЗ случаях.

Должник обязан обратиться в арбитражный суд, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме (статья 9 Закона №127-ФЗ).

Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд не позднее чем через месяц после возникновения соответствующих обстоятельств. К заявлению должник прилагает документы, подтверждающие наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

Пунктом 2 статьи 38 Закона №127-ФЗ установлено, что к заявлению должника прилагаются подлинники и нотариально заверенные копии следующих документов:

Ø учредительные документы должника - юридического лица, а также свидетельство о государственной регистрации юридического лица или документ о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

Ø список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей и указанием адресов кредиторов и должников заявителя;