Сокращение федеральных госслужащих в году. В стране начинается очередная попытка сокращения числа чиновников

04.04.2020

Первый набор новых сотрудников в 2017 году начнется в январе.

В первом полугодии будет открыто 5 тыс. вакансий, пояснили «Газете.Ru» в ФНС. С 1 июля будут открыты вакансии на остальные 6,85 тыс. ставок. На оплату дополнительного фонда оплаты труда в федеральном бюджете на 2017 год ФНС уже выделены дополнительные 2,8 млрд руб.

Из бюджетных документов следует, что новые сотрудники потребовались для разработки новых автоматизированных систем. Речь идет о создании объекта учета автоматизированной системы контроля применения контрольно-кассовой техники (АСК ККТ), создании объекта учета автоматизированной информационной системы «Маркировка» (АИС «Маркировка») и создании объекта учета Федеральной государственной информационной системы Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ФГИС «ЕГР ЗАГС»). Но прежде всего новые налоговики требуются для администрирования страховых взносов, которыми до 1 января 2017 года занимался Пенсионный фонд.

Такое техзадание по подбору кадров говорит, что ФНС в большом количестве требуются хорошо подготовленные IT-специалисты. Даже в случае с администрированием страховых взносов в техзадании указывается, что таковое будет проводиться «в рамках работы по развитию АИС «Налог-3».

Еще в ноябре ФНС запрашивала у правительства большее число вакансий. Речь тогда шла о 12 192 новых ставках, сообщается в материалах к федеральному бюджету.

В Счетной палате «Газете.Ru» сообщили, что данные о необходимости новых штатных единиц «были предоставлены ФНС по запросу в рамках подготовки заключения на проект федерального бюджета на 2017-2019 годы». В Счетной палате не проводили анализа соответствия запроса ФНС на новых сотрудников стоящим перед службой новым полномочиям.

С 2016 года данные о штатной численности госорганов и их территориальных управлений засекречены. В прошлом году эти параметры определены постановлением правительства №1353. Все пункты этого документа помечены исключительно «для служебного пользования». Поэтому о влиянии роста вакансий ФНС на число вакансий в госслужбе можно судить по отчетности .

При этом численность всех госслужащих в России, по оценке Минфина, составляет более 768 тыс. единиц. ФНС на этом рынке труда принадлежит 20,3%.

Функции по администрированию страховых взносов уже передавались — в 2010 году от ФНС в . Та передача привела к увеличению численности ПФР на 10 тыс. человек, рассказал «Газете.Ru» правительственный эксперт по административной реформе.

В ФНС «Газете.Ru» сообщили, что на конец 2016 года в ведомстве числятся 149,9 тыс. сотрудников. На разницу оценок с данными Минфином повлияла оптимизация, которая проводилась в 2015 году: тогда были сокращены 17 тыс. ставок. В 2016 году были сокращены еще 5 тыс. ставок.

В рекрутинговой компании HeadHunter оценили открывающиеся вакансии в ФНС как значительные. Если бы все заявки были размещены в этой рекрутинговой компании, служба вошла бы в топ-10 работодателей HeadHunter.

По словам представителя HeadHunter, в 2016 году в базе было создано или обновлено 11 678 резюме людей, претендующих на работу в IT-сфере, обладающих высшим образованием и навыками работы с базами данных. «Так что теоретически, наверное, реально набрать такое количество сотрудников», — сказал представитель компании.

Но, скорее всего, новые налоговики будут найдены не на свободном рынке. Ими могут оказаться бывшие сотрудники ПФР. Фонд сокращается после утраты функций администрирования страховых взносов. «Это не линейное условие», — сказала «Газете.Ru» пресс-секретарь . По ее словам, «в следующем году мы будем сокращать 12 тыс. человек. И в связи с передачей функций, и в связи с плановым сокращением».

Марита Нагога сообщила, что «основная часть сокращений пройдет с 1 июля 2017 года». «С ФНС мы работаем, чтобы они у нас брали часть людей, и они хотят брать. Но пока еще непонятно, сколько», — подтвердил готовность зачислить сотрудников ПФР в налоговики глава ФНС в интервью «Газете.Ru».

В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.

Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).

Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95-97 млрд руб.

С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей — и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.

Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих — проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), — соответственно президент.

Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.

Что входит в понятие материального стимулирования

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.

Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», — говорит он.

По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15-17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20-30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.

РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.

Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.

Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015-2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектован​ности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.

По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат — у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.

При участии: Юлия Старостина, Иван Ткачёв

Реформирование исполнительных органов власти приобрело совершенно неожиданный поворот для самих государственных служащих. Содержательная составляющая реформ коснулась и их персонально. Много вопрос в последнее время вызвали не только зарплаты госслужащих, но и численность штатных специалистов. Во многом можно сказать, что целью реформирования является борьба с коррупцией через сокращение аппарата или бюрократической составляющей власти. В силу сложившейся ситуации вопрос о том, будет ли сокращение госслужащих в 2017 году, последние новости освещают достаточно скупо. Чаще всего в новостях отражаются события относительно конкретного ведомства. Так, если говорить о годе текущем и уходящем, то система реформирования главного правоохранительного ведомства в части его сокращения было связано с организацией сравнительно нового структурного подразделения, получившего название Росгвардии. Внедрение новой структуры привело к сокращению органов внутренних дел, в частности, будет упразднена такая структура, как вневедомственная охрана.

Ситуации в регионах

Региональные власти не остались в стороне реформирования, а многие губернаторы даже активно подхватили эту идея, распространив ее на местные органы власти. Так, по сообщениям сокращение госслужащих в 2017 году на 10 процентов ожидает чиновников в Омской области. Об этом сравнительно недавно объявил Губернатор этого региона Виктор Назаров. Сокращение специалистов, занятых в органах муниципальной власти и на государственной службе приведет к существенной экономии на заработной плате. Подобные сокращения планируются в Красноярском и Краснодарском краях. Акцент именно на экономии резервов на сокращении фондов оплаты труда делает глава Ямала Дмитрий Кобылкин. По его словам экономия для региона может составить несколько миллионов. Также Губернатор Ямала отмечает, что будущий год ожидает быть непростым и даже тяжелым, но ожидаемый результат будет вполне оправданным.

Что стало причиной реформирования

На первый взгляд причинно-следственный характер реформирования все иерархий государственной власти связано с катастрофической нехваткой финансовых резервов в государстве, но, по сути, это лишь вершина айсберга реформ. Если проанализировать характер и порядок сокращений, которые произошли в 2016 году, а также взять в расчет прогнозы на сокращение госслужащих в 2017 году в России, свежие новости свидетельствуют не только на количественной ориентированности реформ, но и качественной.

Примечательно и то, что данный способ экономии бюджетных средств кардинально новым назвать нельзя. В 2010 году подобное реформирование уже случилось, госаппарат был сокращен на 10%, но коснулось увольнение только мелких чиновников – представителей низших ступеней власти. Естественно, их зарплата существенно отличалась от оплаты труда специалистов высших ступеней властной иерархии, а значит, реформа не дала той экономии, в которой нуждался государственный бюджет.

В текущем году эти ошибки были учтены, и реформа дает прямое указание о сокращении количественных показателей госслужащих высшего звена.

Если внимательнее изучить новости о государственной службе и чиновниках предшествующих реформе лет, можно обратить внимание на многочисленные громкие дела, связанные с коррупцией в этой среде, взяточничеством и многочисленными бесчинствами и фривольностями со стороны чиновников и членов их семей. Таким образом, можно говорить о том, что реформа, под сокращением численного состава госслужащих, предусматривает борьбу с коррупцией . Отдельно следует сказать и квалификационной подготовке специалистов государственного аппарата, которая, по некоторым данным, оставляет желать большего.

Механизм реформирования и его особенности

Именно квалификации и профессиональные компетенции легли в основу претворения этой реформы в жизнь. Так, в первую очередь будут проводиться проверки не предмет соответствия занимаемых должностей. Анализироваться будут знания чиновников конституционных основ государства, в целом знание законов страны, а также узкие специальные знания чиновника, касающиеся непосредственной той сферы, в которой он занят. Таким образом, госслужащий должен соответствовать характеристикам установленного профстандарта. Наличие профильного образования станет обязательным для всех поступающих на госслужбу, а также уже работающих специалистов. В этом вопросе специалисты Минтруда дают небольшое пояснение, говоря о том, что избежать увольнения тем, кто не имеет достаточного профильного образования или вообще его не имеют, могут сохранить рабочее место в том случае:

  • обладают достаточным опытом и стажем;
  • необходимыми профессиональными навыками;
  • имеют достижения в рамках трудовой деятельности и хорошие характеристики по службе.

В целом, вопрос о том, насколько сократят госслужащих, остается открытым. Процентные соотношения, которые указываются в новостях можно назвать условными, гарантии того, что они однозначно коснутся всех направлений государственной службы, нет.

В будущем году снизится реальный спрос на бухгалтеров начального уровня, что отразится в снижении предложений по заработной плате. Продолжатся сокращения численности бухгалтерских подразделений на средних и крупных предприятиях, в том числе государственных. К 2020 году рынок труда для бухгалтеров начального уровня и делопроизводителей может сократиться в три раза. Этому будет способствовать Люди, работающие с "бумажками", станут невостребованы, прогнозируют аналитики Superjob.

Банки перестанут размещать новые вакансии и начнут сокращение действующих позиций специалистов, задействованных в бумажном документообороте. Будет снижаться спрос на сотрудников контакт и колл-центров в связи с расширением автоматизации подобных видов деятельности. В целом в ближайшие годы в разы сократится объем предложений работодателей для специалистов по обработке информации (операторы ввода данных, модераторы). Прежде всего это затронет IT-сферу, что выразится в сокращении спроса до 70%.

Перестанет расти с 2017 года (с 2018 года начнет снижаться) спрос на квалифицированных рабочих на промышленных предприятиях. Масштабное внедрение роботизированной техники будет способствовать сокращению рабочих рук на предприятиях.

Начнет сокращаться спрос на преподавателей иностранных языков. Знание иностранного языка окончательно перестанет быть преимуществом при трудоустройстве (кроме позиций, где требуется уровень носителя языка).

Напротив, повышенным спросом будут пользоваться мобильные разработчики, веб-разработчики, специалисты по информационной защите, кибербезопасности, аналитики Big Data со знаниями в других предметных областях.

В добывающей отрасли на вес золота будут специалисты по разведке и разработке месторождений, совершенствованию технологий. В промышленности - инженеры в машиностроении, в том числе нефтегазовом, специалисты в лесной промышленности инженеры в авиационной, пищевой промышленности.

Специалисты по продажам не останутся без работы в области продаж услуг и высокотехнологичных продуктов. В банковской сфере будут востребованы управленцы, в том числе антикризисные; специалисты по работе с залогами и проблемной задолженностью. В юриспруденции сокращение не грозит специалистам в области международного и налогового права.

Кроме того, работодателям понадобятся HR-директора по персоналу, аналитики с техническим бэкграундом, специалисты по внутреннему обучению. В связи с тенденцией на более точное соответствие профессионального уровня действующих сотрудников, работодатели будут вкладываться в обучение персонала, уточняют в Superjob. Кадровое делопроизводство автоматизировано в 71% компаний, HR-аналитика и отчетность - в 39%.

Важным трендом рынка труда 2017 года станет использование мобильных платформ для создания вакансий. Как отмечают авторы исследования, по итогам 2016 года окончательно оформилась аудитория так называемых работодателей mobile only, которые используют только смартфоны и планшеты для поиска новых сотрудников и управления коммуникациями с ними. Кроме того, работодатели все чаще будут прибегать к сервисам, которые позволяют оперативно искать и анализировать информацию о кандидатах в социальных сетях.

Как происходит сокращение работника с предприятия в 2019 году. Увольнение по сокращению: как каков порядок, условия проведения процедуры сокращения. Кого не могут уволить при сокращении штата. Образцы уведомления при увольнении

Отношения в этой сфере регулируются статьей 81 ТК РФ. Работники могут быть уволены по сокращению численности и по сокращению штата. Разница в том, что сокращение численности предусматривает уменьшение количества работников одной должности, например, бухгалтеров, а сокращения штата связано с ликвидацией определенных должностей с возложением обязанностей по выполнению работы на других должностных лиц. Как происходит увольнение по сокращению, условия проведения процедуры сокращения и кого не могут уволить по закону.

(кликните, чтобы открыть)

Кого не могут сократить при сокращении штата

Как происходит сокращение работника с предприятия в 2019 году?Происходит увольнение по зачастую по инициативе работодателя, но несмотря на это, существуют категории граждан, на которые распространяются определенные льготы при проведении процедуры сокращения.

Какие выплаты предусмотрены работнику при его сокращении?

Все предусмотренные законодательством выплаты в рамках сокращения работника должны быть выплачены ему в день увольнения. В частности, это относится к:


Досрочное увольнение при сокращении

Все эти выплаты, входящие в пособие при сокращении штата, организация должна вам выдать в день увольнения, без всяких задержек. Если в этот день работник не работает, то выплаты могут быть произведены по требованию работника на следующий день (ч. 1 ст. 140 ТК РФ). Если есть споры сколько вам получать при увольнении, то выплачивается неоспариваемая сумма (ч. 2 ст. 140 ТК РФ).

Бывают случаи, когда работник нашел новую работу или работодатель считает нужным раньше уволить работника, то есть имеет место досрочное увольнение при сокращении. Организация может осуществить данную процедуру раньше предупреждаемого двухмесячного срока, но только по согласию с работником. Выплаты при досрочном увольнении регулируются ч. 3 ст. 180 ТК РФ, сколько получать высчитывается со среднего оклада.

В любом случае, нужно ознакомиться с коллективным договором или трудовым договором. В некоторых организациях может быть дополнительные компенсационные выплаты (ч. 4 ст. 178 ТК РФ), о которой нужно знать.

Период сокращения и ликвидации — это непростой период в жизни любого работника. Но пособие поможет пережить столь неприятное время. В этой непростой ситуации часто на помощь приходит и фонд занятости населения. Он предложит все имеющиеся у него вакансии и поможет найти новую работу. Главное в этом случае не бояться перемен и стремиться достигать лучшего!

Пример, и привлечь работодателя к ответственности?

Увольнение пенсионеров по сокращению штата

Многих сегодня волнует вопрос: при сокращении пенсионера, выплачивается ли пособие? Сокращение пенсионеровпроизводится на общих основаниях, однако, есть исключения.

Выплаты пенсионерам начисляются также, как и остальным сотрудникам. Но за третий месяц они претендовать уже не могут.

Не подлежат увольнению на общих основаниях пенсионеры на больничном листке или те, кто находится в отпуске, воспитывающие или опекуны малолетнего ребенка (ребенка-инвалида до 18 лет), а также одинокие пенсионеры.

Сроки сокращения на работе

Выдержать установленные сроки считается очень важным при осуществлении увольнения по сокращению. Чтобы четко их придерживаться, руководителю компании или его кадровой службе лучше разработать примерно такой алгоритм:

  • создание приказа о планируемом сокращении и связанном с этим увольнением сотрудников — минимум за два месяца;
  • уведомление профсоюзной организации и службы занятости населения не меньше чем за два месяца при обычной ситуации, и не менее чем за три месяца при массовом увольнении сотрудников компании;
  • выплаты заработной платы за отработанные в месяце увольнения дни, компенсации за неиспользованные дни отпуска и выходного пособия, которые должны производиться в день увольнения;
  • выплата заработной платы бывшим работникам, которые встали на учет в службе занятости населения, но не трудоустроены в течение двух месяцев.

Некоторые особенности, которые необходимо знать при проведении процедуры увольнения в связи с сокращением штата:

  1. Сократить работника, который находится на больничном или в отпуске можно только по его собственному желанию.
  2. Нельзя проявлять дискриминацию по возрасту, особенно к людям на пенсии. Кроме этого, такие люди зачастую имеют больше опыта и являются более конкурентоспособными в этом деле.
  3. Сокращение совместителей производится на общих основаниях. При этом законодательство не лишает их компенсаций и прочих выплат, которые имеют право получать сокращаемые работники, хотя они и являются уже трудоустроенными.
  4. Законом предусмотрена возможность увольнения по сокращению штата работников до истечения 2-х месячного срока, но это возможно лишь в том случае, если сам работник дал на это согласие. При этом ему должна быть выплачена заработная плата за ту часть, которую он не отработал в рамках этих двух месяцев.

Прочая информация об увольнении по сокращению

Необходимо отметить, что выплачиваемое работнику выходное пособие не облагается НДФЛ, но сумма ограничена пределами трехкратного заработка за месяц. Кроме этого, на эти суммы не производится начисление страховых взносов.

Важным моментом является то, что нужные для сокращения работников документы должны быть оформлены за 2 месяца до запланированного сокращения, при этом, если оно будет иметь массовый характер, то этот срок увеличивается до 3 месяцев.

Работодателю лучше придерживаться порядка осуществления сокращения работника, который предусмотрен законодательством, так как грамотные бывшие сотрудники впоследствии могут оспаривать решение работодателя и зачастую, пользуясь разнообразными ошибками, которые были допущены или по незнанию, или по халатности или, по неопытности побеждают в данных спорах.

Подпишитесь на свежие новости