Положение об оплате труда работников: как составить и утвердить? Ставка педагога дополнительного образования в часах Основные условия оплаты труда.

07.08.2020
  • региона – в центральном округе и в районах с суровым климатом заработная плата будет выше;
  • классного руководства – оно также повышает сумму;
  • повышения квалификации – чем своевременнее она будет производиться, тем выше вероятность повышения оплаты труда.

В основе заработной платы учителя лежат следующие составляющие: Составная часть Характеристика базовая оплата идет за ежедневный труд, характерный для педагога: ведение уроков и факультативных занятий, проверка тетрадей стимулирующая дается надбавка за разработку инновационных методик обучения или высокую успеваемость учениковкомпенсационная дополнительно оплачивается работа, связанная с особыми условиями, например, ведение коррекционного классапремиальная премия за высокие показатели труда и перевыполнение норм Исходя из приведенных выше данных заработная плата учителя должна быть высокой.

В 2018 с новыми показателями и без понижения заработной платы Начиная с 2018 года, оплата труда педагогических работников будет рассчитываться с учетом нового показателя.

Какие учреждения сегодня включены в сферу начального и среднего образования:

  1. Детские сады;
  2. Детские дома;
  3. Ясли;
  4. Школы;
  5. Школы-интернаты;
  6. Лицеи;
  7. Гимназии;
  8. Колледжи;
  9. Училища;
  10. Корпусы (например, кадетские);
  11. Центры (медицинские, реабилитационные, внешкольные, дополнительного образования и т.д.);
  12. Приюты.

Система высшего образования стоит особняком, поскольку часть учреждений не относится к бюджетной сфере. Но государственные ВУЗы преимущественно функционируют благодаря преподавательскому составу, также относящемуся к работникам бюджетной принадлежности.

Нагрузка молодого специалиста -18 часов

6292:18*18=6292 руб.-должностной оклад данного работникас учетом увеличения на 30%. От этого увеличенного должностного оклада считаются как компенсационные, так и стимулирующие выплаты.

6292 руб. х0,25=1573 руб.- компенсационная выплата данному учителю за работу в сельской местности.

Доплаты за проверку тетрадей, классное руководство, заведование кабинетами и т.д. (при выполнении учителем данных дополнительных обязанностей)

Данные выплаты считаются согласно Положению по оплате труда, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области № 468 от 15 октября 2008 года с учетом внесенных в настоящее время дополнений от минимального оклада по ПКГ (4400), увеличенного на 30%.

На данного учителя возложены обязанности классного руководителя 7 класса с доплатой 20% (4400 руб*1,3.х0,2=1144 руб.);

За проверку письменных работ- 15% (4400*1,3/18х18*0,15=858 руб)

Без стимулирующих выплат -9867 рублей (6292 1573 1144 858);

Со стимулирующей выплатой, например, в размере 10 процентов к должностному окладу- 10496,2 руб. (9867 (6292*0,1)

Регулируется общее повышение зарплаты учителя именно стимулирующей частью, и увеличение по ней может составлять по работающим учителям как до 30 процентов, так и более 30 процентов в зависимости от показателей деятельности каждого учителя (педагога) исходя из возможностей стимулирующей части увеличенного на 30 % фонда оплаты труда учителей по учреждению.

Справочно: Средняя зарплата учителей: 2009 год-11 670 руб.

2010 год-12 294,7 руб.

2011 год до повышения-12 500 руб.

К концу 2011 года среднемесячная заработная плата учителей составит 16 274 руб.

Зарплата педагогов в 2016 году: последние новости, увы, неутешительные. Правительство не дает однозначного ответа, будет ли повышение зарплат учителей в 2016 году.

Чтобы получить свою ставку, педагог дополнительного образования должен работать 18 часов в неделю. Еще 18 часов может быть отдано на проведение методической работы и подготовки к занятиям.

Средняя зарплата специалистов в регионах России составляет:

  • ХМАО и ЯНАО – по 50000 руб. ($738);
  • Чувашская Республика – 30000 ($443);
  • Магаданская обл. – 28600 ($422);
  • Московская – 24625 ($364);
  • Удмуртская Респ. – 20001 ($296).

Работодатели предлагают жалованье в размере от 10600 до 21200 руб. ($156 – 313).

Заработки профессионалов в крупных городах составляют:

  • Зеленоград – 50000 ($738);
  • Ногинск – 35000 ($517);
  • Москва - 30000 ($443);
  • Нальчик – 29408 ($434);
  • Питер – 20001 ($295).
Педагог Россия Украина
RUB $ UAH $
Коррекционный 10000 178 10250 361
По подготовке к школе 15000 221 9500 334
Музыкальный 21250 314 9376 330
Английского языка 12750 188 8375 295
Монтессори 20000 295 7500 264
Сурдолог 10000 178 7000 247
Раннего развития 19333 285 5917 208
По творчеству 20000 295 2000 70
По актерскому мастерству 15002 221 7500 264

В муниципальных учреждениях профессионалы получают очень маленькое жалованье – около 15003 руб. Средняя оплата труда в коммерческих детских учреждениях и школах достигает 70000 руб. ($1033).

Центры дополнительного образования организуют при средних школах или в других арендованных помещениях.

В зависимости от направления работы с детьми, педагоги получают:

  • рисование – 40000 руб. ($590);
  • раннее развитие – 50000 ($738);
  • изучение иностранных языков – 45000 ($664);
  • скалолазание – 30000 ($443);
  • туризм и путешествия – 60000 ($886);
  • подготовка к школе – 55000 ($812);
  • курсы банковских агентов – 20000 ($295);
  • хореография – 18000 ($266);
  • тележурналистика – 35000 ($517);
  • техническое творчество – 30000 ($443);
  • робототехника – 70000 ($1033);
  • музыка, игра на инструментах – 15000 ($221);
  • основы кулинарии – 11000 ($162);
  • мультипликация своими руками – 15000;
  • тренер по футболу – 40000 ($590).

Как начисляется оплата труда

Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.3.

Учителям 1–4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;- учителям 1–4 классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

Учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения;- учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.5.

Заработная плата за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;- заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

Заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.6.

Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Примеры расчета заработной платы разной категории педагогических работников.

Заработная плата работников образовательных учреждений, согласно Положению, разработанному Министерством образования и науки РД, состоит из двух частей: базовой и стимулирующей. Ниже приведены примеры расчета базовой части заработной платы педагогических работников. Стимулирующая часть распределяется исходя из средств образовательного учреждения на стимулирующие выплаты.

Распределение стимулирующих выплат осуществляется по 100 бальной системе, согласно критериям, разработанным Минобрнауки РД. Обращаем внимание, что согласно пункту 5 Положения размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников учреждений образования определяются применительно к ранее установленным им, исходя из тарифных разрядов оплаты труда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Дагестан, размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.

Именно поэтому в разделе 2 Положения должностные оклады определены как диапазон. Т.е. если педагогический работник имел 7,8,9,10 или 11 разряд по ЕТС, то должностной оклад устанавливается на уровне соответственно 7,8,9,10,или И разряда по ЕТС. Если педагогический работник имеет вторую, первую или высшую квалификационную категорию, то должностной оклад устанавливается на уровне Празряда (3589) и к нему применяется повышающий коэффициент за вторую, первую или высшую квалификационную категорию.

Итого заработная плата равна: 5008,1 руб. 819,5 руб. 751,2 руб. = 6578,8 руб.,

Где 5008,1 руб. - заработная плата за фактически отработанные часы; 819,5 руб. - компенсационные выплаты за классное руководство; 751,2 руб. - компенсационные выплаты за проверку тетрадей.

3589 руб.* 1,255 * 1,08 * (1 0,25 0,15) = 6810,3 руб.

где 1,255 - повышающий коэффициент за квалификационную категорию; 1,08 - повышающий коэффициент за звание;0,25 - надбавка за работу в сельской местности;

0,15 - повышающий коэффициент за специфику работы.

Заработная плата за фактически отработанные часы: (6810,3 руб. * 15ч.)/18ч. = 5675,3 руб. Компенсационная выплата за заведование кабинетом в размере 10 % от ставки заработной платы: 6810,3 руб. * 0,1 = 681 руб. Компенсационная выплата за проверку тетрадей: ((6810,3 руб. * 0,1) * 5ч.) / 18ч. = 189,2 руб.

5675,3 руб. 681 руб. 189,2 руб. = 6545,5 руб.

где 5675,3 руб. - заработная плата за фактически отработанные часы; 681 руб. - компенсационные выплаты за заведование кабинетом; 189,2 руб. - компенсационные выплаты за проверку тетрадей.

3589 руб. * 1,168 * 1,15 = 4820,7 руб.где 1,168 - повышающий коэффициент за квалификационную категорию; 1,15 - повышающий коэффициент за специфику работы (общеобразовательная школа-интернат).Заработная плата за фактически отработанные часы равна: (4820,7 руб. * 24ч.)/20ч. = 5784,8 руб.Компенсационная выплата за классное руководство в размере 15 % от ставки заработной платы: 4820,7 руб.

где 5784,8 руб. - заработная плата за фактически отработанные часы; 723,1 руб. - компенсационные выплаты за классное руководство; 867,7 руб. - компенсационные выплаты за проверку тетрадей.

Пример 4. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения сельской местности, имеющий высшую квалификационную категорию и работающий на 1,5 ставки.

Должностной оклад 3589 рублей.

В 2016 году вступит в действие новый порядок расчета заработной платы педагогов дополнительного образования. Если раньше они получали зарплату, привязанную к окладу, то теперь их зарплата будет рассчитываться так же, как у учителей в школе – по подушевой системе, то есть будет зависеть от количества обучающихся детей.

При этом будет учитываться, что количество детей, получающих дополнительное образование, в течение учебного года меняется, а нагрузка педагогов, преподающих разные дисциплины, существенно разнится. Новый порядок не приведет к повышению в 2016 году зарплаты всех педагогов дополнительного образования, но кто-то станет получать больше.

  • в условиях, отличающихся от нормальных (например, работа в ночное время)
  • со сведениями, включающими гостайну.

Стимулирующая выплата или премия:

  • премия за квалификацию работника;
  • сверхурочные;
  • надбавка за сложность работы (например, классное руководство).

Законы рф 2018

Но оправдают ли они себя, будет понятно только по прошествии определенного времени. Получить должности можно с увеличением стажа работы и прохождением дополнительных и обязательных аттестаций и программ обучения педагогов.

Здесь стоит отметить, что в 2018 году также планируется ввести платные «экзамены» для учителей школ, которые позволят подтверждать свою профессиональную пригодность и требовать повышения зарплаты у руководства. Правда пока, этот проект Академии образования РФ находится в разработке, и остается неясно, принесет ли он положительные результаты в случае реализации.

Кстати, о кадрах. Слухи о сокращении педагогических составов – это всего лишь слухи.

Норма рабочего времени

Ставка заработной платы с учетом повышающих коэффициентов и надбавки за работу в сельской местности равна: 3589 руб. * 1,255 * 1,25 = 5630 руб. где

1,255 - повышающий коэффициент за высшую квалификационную категорию; 1,25 - коэффициент за работу в сельской местности. Заработная плата за фактически отработанные часы равна: 5630 руб.* 1,5 ст. = 8445 руб.

Пример 5. Воспитатель специального (коррекционного) детского дома, работающий на одну ставку. До введения новой системы оплаты труда данный воспитатель имел 10 разряд по ЕТС.

Должностной оклад 3278 рублей. Ставка заработной платы с учетом повышающих коэффициентов за специфику работы равна: ; 3278 руб. * (1 0,2 0,2) = 4589 руб.

Где 0,2 - повышающий коэффициент за работу в детском доме; 0,2 - повышающий коэффициент за работу в специальном (коррекционном) учреждении.

Итоговая заработная плата равна: 4589 рублей.

Пример 6 (в случае, когда итоговая заработная плата может оказаться меньше МРОТ): Социальный педагог сельской общеобразовательной школы, работающий на одну ставку и имеющий до введения НСОТ 10 разряд.

Должностной оклад 3278 рублей. Ставка заработной платы с учетом надбавки за работу в сельской местности: 3278 руб. * 1,25 = 4097,5 руб.

С учетом того, что педагог работает на одну ставку, итоговая заработная плата равна (базовая часть): 4097,5 рублей.

Далее данному педагогу при наличии основания может быть установлена стимулирующая выплата. Если и после установления стимулирующей выплаты заработная плата данного педагога будет меньше МРОТ, то необходимо довести ее до МРОТ (4330). К примеру, данному педагогу установлена стимулирующая выплата за качество работы в размере 600 рублей, тогда итоговая заработная плата будет равна: 4097,5 руб. 600 руб.

Пример 7. Учитель химии учреждения начального профессионального образования городской местности, имеющий высшую квалификационную категорию, имеющий ученую степень «Кандидат химических наук», имеющий недельную нагрузку в объеме 20 часов, имеющий кружковую работу в объеме 3 часов, имеющий проверку тетрадей в объёме 20 часов, имеющий заведование кабинетом и руководство методическими комиссиями.

3589 руб. * 1,255 * 1,08 = 4864,5 руб. где

1,255 - повышающий коэффициент за квалификационную категорию;

1,08 - повышающий коэффициент за ученую степень

4864,5 руб. * 20ч./18ч. = 5405 руб.

4864,5 руб. * Зч/ 18ч. = 810,8 руб.

Компенсационная выплата за проверку тетрадей равна: (4864,5 руб. * 0,05) * 20 ч./18ч. = 270,3 руб. Компенсационная выплата за заведование кабинетом в размере 15 % от ставки заработной платы: 4864,5 руб. * ОД 5 = 729,7 руб. Компенсационная выплата за руководство методическими комиссиями в размере 10 % от ставки заработной платы: 486,4 руб.

Итоговая заработная плата равна: ч 5405 руб. 810,8 руб. 270,3 руб. 729,7 руб. 486,4 руб. = 7702,2

где 5405 руб. - заработная плата за фактически отработанные часы; 810,8 руб. - заработная плата за кружковую работу;

270.3 руб. - компенсационная выплата за проверку тетрадей;729,7 руб. - компенсационная выплата за заведование кабинетом;

486.4 руб. - компенсационная выплата за руководство методическимикомиссиями.

«Все» у Вас - 36 часов. 18 часов - это «урочная» часть.

Это не свободное время.

Вопрос: Некоторые педагогические работники, отработав норму преподавательской работы в количестве 18 часов в неделю, предусмотренную приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075, покидают свои рабочие места.Правомерны ли такие действия, или эти работники должны находиться на рабочих местах в течение 36 часов в неделю согласно этому же приказу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:В течение рабочего времени, свободного от проведения учебных занятий, педагогические работники должны выполнять иную работу в соответствии со своими должностными обязанностями (воспитательную, методическую и другую). В той части, в какой такая работа не регламентирована планами и графиками учреждения, педагогический работник вправе ее распределить во времени по своему усмотрению и потратить оставшееся рабочее время на выполнение мероприятий согласно личному плану, самоподготовку, повышение квалификации и выполнение иной педагогической работы, не требующей присутствия непосредственно на своем рабочем месте.

Обоснование вывода:Педагогическим работникам установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ст.

333 ТК РФ).Приложением к приказу Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075 (далее - Приложение) определена продолжительность рабочего времени педагогических работников, а также норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы.Согласно п. 1 примечаний к Приложению продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

Таким образом, продолжительность рабочего времени педагога включает в себя как непосредственную преподавательскую (учебную) работу, норма часов которой установлена в п. 2 Приложения, так и воспитательную и другую педагогическую работу.Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений утверждено приказом Минобрнауки России от 27.03.

2006 N 69 (далее - Положение).Согласно п. 2.1 Положения выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

Выполнение другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.В соответствии с п. 2.3 Положения другая часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.

Также в данном пункте перечислены конкретные обязанности, которые может включать такая работа (проведение родительских собраний, участие в работе педсоветов, обязанности, связанные с классным руководством, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами, подготовка к занятию и другое).В п. 2.

4 Положения предусмотрено, что дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.

Таким образом, специфика работы педагогов предполагает невозможность жесткой регламентации сроков выполнения определенной работы (например, вряд ли будет возможным заранее определить, сколько времени потребуется для подготовки к занятию), а также не требует от них осуществлять весь объем педагогической работы исключительно на своем рабочем месте (например, преподаватель вправе осуществлять мероприятия по самообразованию в библиотеке или любом другом удобном для этого месте).

Иными словами, если для педагогического работника установлена норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю, а продолжительность рабочего времени - 36 часов в неделю, то отработка нормы преподавательской работы не предоставляет педагогу право прекратить работу, ведь продолжительность рабочего времени (то есть времени, в течение которого согласно ст.

91 ТК РФ работник должен исполнять трудовые обязанности) для него установлена 36 часов в неделю. В рабочее время, оставшееся после отработки нормы преподавательской работы, сотрудник должен выполнять иную педагогическую работу в соответствии с локальными актами организации, должностной инструкцией, трудовым договором.

Однако, если время выполнения иных обязанностей не регламентировано, то педагог вправе самостоятельно планировать свое рабочее время, оставшееся в пределах еженедельной продолжительности рабочего времени, для выполнения мероприятий согласно личному плану, самоподготовки, повышения квалификации и выполнения иной педагогической работы. Если выполнение такой работы возможно вне места работы педагога, то он вправе также покинуть свое рабочее место.

в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников, продолжавшегося не свыше двух месяцев;

за часы педагогической работы, выполненные учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного им при тарификации;

при оплате за педагогическую работу специалистов предприятий, учреждений и организаций (в т.ч. из числа работников органов управления образованием, методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения;

при оплате за часы преподавательской работы в объеме 240 часов в другом образовательном учреждении (в одном или нескольких) сверх учебной нагрузки, установленной при тарификации;

Новый порядок оплаты труда педагогов дополнительного образования

Зарплата специалистов состоит из нескольких частей:

  1. Основная часть дохода – оклад.
  2. Надбавка за квалификацию и звание.
  3. Выплаты, компенсирующие сверхурочную работу.
  4. Поощрительные премии за победы в конкурсах и соревнованиях.

Педагог обязан проходить аттестацию 1 раз в пять лет для получения I, II или высшей категории. Квалификационная комиссия определяет уровень профессионализма специалиста, учитывая достижения его воспитанников в различных формах обучения и личных побед учителя в различных конкурсах и соревнованиях.

Повышение окладов

В связи с указами В.Путина, изданными в мае, намечено 2 пути повышения окладов педагогическим работникам:

  1. Ежегодное, до 2024 года, повышение зарплат на 10%. По этой программе оклады поднимутся с 37850 до 76550 руб. ($559 – 1130). Для этого фонд оплаты труда должен вырасти до 1333,1 трлн руб.
  2. Одновременное повышение окладов на 150% в 2019 году – до 59100 руб. ($872). Фонд зарплаты должен подняться до 251,3 млрд, а в 2020 – до 273,2 млрд.

Пока что власти не приняли окончательное решение, вопрос находится в разработке.

Педагоги дополнительного образования проводят занятия с детьми во внеурочное время.

В их обязанности входит:

  • содействие развитию творческих способностей детей;
  • углубление и систематизация знаний, полученных в школе;
  • укрепление дружеских отношений между ребятами;
  • направляет детей к саморазвитию.

При этом дети приобретают качества, которые пригодятся им во взрослой жизни:

  • дисциплинированность;
  • коммуникабельность;
  • навыки работы в команде;
  • стремление к общему результату;
  • ответственность.

Основные направления работы педагогов:

  • конструирование и работотехника;
  • естествознание, навыки исследовательской работы;
  • экология и защита окружающей среды;
  • культурология – изучение народных традиций;
  • спортивно-развивающее, для обучения правильному образу жизни и развития силы воли;
  • музыкальное – развитие вокальных и хореографических навыков.

Зарплата учителей, педагогов дополнительного образования и педагогов, работающих в других сферах, согласно указу президента, должна вырасти

В мае 2012 года, как известно, Президент подписал ряд указов, согласно которым зарплата педагогов к 2018 году должна стать вдвое больше, чем средний по региону заработок. Выполнение майских указов должно быть поэтапным.

В мае 2012 года, как известно, Президент подписал ряд указов, согласно которым зарплата педагогов к 2018 году должна стать вдвое больше, чем средний по региону заработок. Выполнение майских указов должно быть поэтапным. В 2013 году, к примеру, зарплата педагогов во многих регионах значительно увеличилась. Подросла заработная плата учителей и в 2014-2015 годах, однако, во многих областях она всё ещё отстает от средней.

В 2016 году зарплата педагогов станет ближе к средней по региону, однако, не за счет увеличения учительского заработка, а за счет нового порядка расчета средней зарплаты. Так, с 2016 года будут учитываться не только выплаты на предприятиях и в организациях, но и доходы работающих у индивидуальных предпринимателей.

Повысят ли зарплату педагогам в 2016 году

Расходы федерального бюджета на сферы образования и медицины сокращены в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 34 миллиарда рублей. Предполагается, что сокращение будет достигнуто за счет закрытия некоторых малокомплектных школ, а также за счет снижения расходов на оснащение школ.

Бюджет на 2016 год сверстан, исходя из существующей экономической ситуации и оптимистичного прогноза. Если ко второй половине года финансовая ситуация станет менее напряженной, с 1 октября возможно повышение зарплаты педагогов. При этом процент индексации пока не называется точно.

Порядок почасовой оплаты труда разъяснен вразделе 5 Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работниковобразовательных учреждений, доведенных письмом Минобразования России иПрофсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 16января 2001 года № 20-58-196/20-5/7 и письме Минобразования России от 29декабря 1995 года № 87-М «О почасовой оплате труда в образовательныхучреждениях».

Размер оплаты за один час указанной вышепедагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставкизаработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом Единойтарифной сетки за установленную норму часов педагогической работы в неделю насреднемесячное количество рабочих часов.

Размер месячной ставки заработной платы внастоящее время определяется в соответствии с постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 2 октября 2003 года № 609 «О повышении тарифных ставок(окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организацийбюджетной сферы».

Среднемесячное количество рабочих часов определяется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье (независимо от фактического режима труда и отдыха) путем деления нормы рабочего времени в неделю (например, для учителей - 18 и 20 часов) на пять дней, умножения полученного результата на количество рабочих дней в году и деления его на 12 месяцев (см.

Согласно производственному календарю на 2003 годколичество рабочих дней составляет 250.

при 18-часовой рабочей неделе - 75 часов (18 час./5 дней х 250 дней/12 месяцев);

при 20-часовой рабочей неделе - 83,33 часа (20 час./5 дней х 250 дней/12 месяцев);

при 24-часовой рабочей неделе - 100 час. (24 час./5 дней х 250 дней/12 месяцев).

Категории педагогических работников с указаниемпо ним соответствующей нормы часов преподавательской работы за ставкузаработной платы, определены в пункте 2 приложения к постановлениюПравительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 191 «Опродолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставкузаработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».

учителям 5-11(12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских;

преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей;

преподавателям специальных дисциплин 1-11(12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

преподавателям 3-5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5-7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1-4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;

педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений.

Норма в 20 часов в неделю устанавливается учителям1-4 классов общеобразовательных учреждений.

Норма в 24 часа в неделю устанавливаетсяпреподавателям 1-2 классов школ общего музыкального, художественного,хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1-4 классов детскихмузыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летнимсроком обучения.

Исходя из вышеизложенного, для того чтобыопределить ставку почасовой оплаты следует величину месячной ставки заработнойплаты согласно разряда, присвоенного при тарификации, разделить на 75, 83,33или 100.

Для определения размера оплаты следует полученный результат умножитьна количество фактически отработанных часов.

для учителей 5-11 (12) классов:

  • 7 разряда ЕТС - 14 руб. 80 коп. (1110 руб. / 75 час.);
  • 8 разряда ЕТС - 16 руб. 27 коп. (1220 руб. / 75 час.);
  • 9 разряда ЕТС - 17 руб. 87 коп.

    Зарплата педагогов дополнительного образования

    (1340 руб. / 75 час.);

  • 10 разряда ЕТС - 19 руб. 60 коп. (1470 руб. / 75 час.);
  • 11 разряда ЕТС - 21 руб. 47 коп. (1610 руб. / 75 час.);
  • 12 разряда ЕТС - 23 руб. 20 коп. (1740 руб. / 75 час.);
  • 13 разряда ЕТС - 25 руб. 07 коп. (1880 руб. / 75 час.);
  • 14 разряда ЕТС - 26 руб. 93 коп. (2020 руб. / 75 час.).

для учителей 1- 4 классов:

  • 7 разряда ЕТС - 13 руб.

    32 коп. (1110 руб. / 83,33 час.);

  • 8 разряда ЕТС - 14 руб. 64 коп. (1220 руб. / 83,33 час.);
  • 9 разряда ЕТС - 16 руб. 08 коп. (1340 руб. / 83,33 час.);
  • 10 разряда ЕТС - 17 руб. 64 коп. (1470 руб. / 83,33 час.);
  • 11 разряда ЕТС - 19 руб. 32 коп. (1610 руб. / 83,33 час.);
  • 12 разряда ЕТС - 20 руб. 88 коп. (1740 руб. / 83,33 час.);
  • 13 разряда ЕТС - 22 руб. 56 коп. (1880 руб. / 83,33 час.);
  • 14 разряда ЕТС - 24 руб. 24 коп. (2020 руб. / 83,33 час.).

Аналогично рассчитываются ставки и другихпедагогических работников.

Необходимо учитывать, что если замещениеотсутствующего работника педагогическим работником осуществлялось свыше двухмесяцев, оплата его труда со дня начала замещения за все часы фактической педагогическойработы производится на общих основаниях с соответствующим увеличением ихнедельной учебной нагрузки (объема педагогической работы).

Оплата труда преподавателей учрежденийначального и среднего профессионального образования (кроме учреждений среднегопедагогического образования) за часы учебных занятий, предоставленные им сверхустановленной годовой учебной нагрузки, а также выполненные при замещениивременно отсутствующих по болезни и другим причинам педагогических работников,производится дополнительно по часовым ставкам, исчисленным путем делениямесячной ставки заработной платы на 72 часа (среднемесячное количество часов).

При диапазоне тарифных разрядов с 7 по 14,ставки почасовой оплаты труда указанных категорий работников составят:

  • 7 разряда ЕТС - 15 руб. 42 коп. (1110 руб. / 72 час.);
  • 8 разряда ЕТС - 16 руб. 94 коп. (1220 руб. / 72 час.);
  • 9 разряда ЕТС - 18 руб. 61 коп. (1340 руб. / 72 час.);
  • 10 разряда ЕТС - 20 руб. 42 коп. (1470 руб. / 72 час.);
  • 11 разряда ЕТС - 22 руб. 36 коп. (1610 руб. / 72 час.);
  • 12 разряда ЕТС - 24 руб. 17 коп. (1740 руб. / 72 час.);
  • 13 разряда ЕТС - 26 руб. 11 коп. (1880 руб. / 72 час.);
  • 14 разряда ЕТС - 28 руб. 06 коп. (2020 руб. / 72 час.).

Оплата производитсятолько после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки помесячноили в конце учебного года.

Если замещение продолжается непрерывно свышедвух месяцев, то со дня его начала производится перерасчет средней месячнойзаработной платы преподавателей исходя из уточненного годового объема учебнойработы.

Следует также учитывать, что суммы, начисленныепреподавателям учреждений начального и среднего профессионального образованияза часы преподавательской работы сверх установленной годовой учебной нагрузки,учитывается при исчислении среднего заработка, но только в размере 1/10 частиза каждый месяц расчетного периода (см., в частности, письмо МинобразованияРоссии от 14 сентября 2000 года № 20-58-4258/20-5).

Руководители образовательных учреждений впределах имеющихся средств, если это целесообразно экономически и не ущемляетинтересов основных работников данного учреждения, могут привлекать дляпроведения учебных занятий с обучающимися (воспитанниками)высококвалифицированных специалистов с применением ставок и условий почасовойоплаты, предусмотренных постановлением Минтруда России от 21 января 1993 года №7 «Об утверждении ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых кпроведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях,находящихся на бюджетном финансировании» (в редакции изменений от 2 ноября 1995года).

Указанные ставки могут применяться, например,при оплате высококвалифицированных специалистов, привлекаемых для проведенияотдельных занятий, курсов, лекций, факультативов, учебных предметов, по которымв целом на образовательное учреждение предусмотрено незначительное количествоучебных часов, а также при оплате труда лиц из числапрофессорско-преподавательского состава вузов, работников научных учреждений ив других случаях, когда нецелесообразно определять почасовую оплатупедагогического работника от ставки заработной платы на основе разрядов ЕТС.

Оплата труда преподавателей – важный вопрос, от которого зависит не только материальное благополучие этих работников, но и уровень образования среди населения страны. Достойная оплата труда педагогических работников образовательного учреждения – необходимый материальный стимул, гарантия полноценного и эффективного труда работников системы образования.

С 2016 года действует новая система оплаты труда педагогических работников, установленная в рекомендациях Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.

Особенности оплаты труда педагогических работников

Работа преподавателей - регулярная деятельность, направленная на развитие и воспитание подрастающего поколения, подготовку кадров, повышение квалификации работников. Специфика такого труда заключается в следующем:

  • преобладание интеллектуальной деятельности;
  • творческий характер деятельности;
  • деятельность требует высокой эмоциональной включенности в процесс;
  • качество труда педагогического работника сложно оценить объективно;
  • труд учителя трудно стандартизировать;
  • общество предъявляет высокие требования к образованию, поведению и личным качествам педагогического работника.

Этими особенностями обусловлена система расчета зарплаты, принятая в образовательных учреждениях.

Периоды, включаемые в трудовую деятельность педагога

Главный критерий при расчете заработной платы - время, фактически затраченное на трудовую деятельность. Сюда включается:

  • осуществление преподавательской деятельности;
  • проверка домашних заданий;
  • классное руководство;
  • ведение отчетности;
  • участие в педсоветах;
  • периоды проведения аттестации;
  • обучение на курсах повышения квалификации.

Часто периоды каникул не совпадают с отпуском педагога. Но это время также считается рабочим. В такое время работник должен присутствовать на свое рабочем месте, и в пределах учебной нагрузки заниматься организационной и методической работой, оформлять классную комнату, повышать свою профессиональную квалификацию и т. д.

Законодательство устанавливает для педагогов сокращенную продолжительность рабочего времени: ставка составляет в среднем 36 часов в неделю. Для некоторых работников показатель еще ниже. Например, для старших воспитателей, инструкторам по физкультуре - 30 часов, для учителей, специализирующихся в сфере дефектологии и логопедии - 20 часов, воспитателям, работающим с детьми-инвалидами - 25 часов, музыкальным руководителям - 24 часа.

Педагог имеет право работать большее количество часов. Например, на 1,5 или 2 ставки. Однако работодатель должен учитывать: законодательство устанавливает верхний предел учебной нагрузки на работника. Например, преподаватели, занятые в учебных заведениях среднего профессионального образования не могут работать более 1440 часов в год, а преподаватели высших учебных заведений - более 900 часов.

Работники из числа профессорско-преподавательского состава вправе работать по совместительству на иных должностях или в другому учебном заведении. Для таких случаев законодательство также устанавливает ограничения. Допустимый объем учебной нагрузки в таком случае - половина максимальной учебной нагрузки для таких педагогов.

Из чего складывается зарплата педагогического работника?

Заработная плата педагога складывается из нескольких компонентов:

  • оплата по ставке за время, отработанное в течение месяца;
  • коэффициент за сложность учебной дисциплины;
  • коэффициент за квалификационную категорию работника;
  • доплаты за наличие государственных наград или почетного звания;
  • премии;
  • вознаграждения из фонда оплаты труда за достижение выдающихся результатов;
  • дополнительные выплаты, предусмотренные трудовым законодательством (отпуска, больничные и т. д.).

Стоит отметить, что оплата по ставке - это базовая часть оплаты труда педагогических работников, которая не может быть уменьшена ни при каких обстоятельствах. Сумму необходимо указать в трудовом договоре.

Повышающий коэффициент и его сумму должен устанавливать руководитель организации персонально для каждого сотрудника с учетом его профессиональных способностей и особенностей работы.

Выплаты производятся из Фонда оплаты труда образовательного учреждения. Их рассчитывает руководитель учебного заведения и фиксирует в локальном нормативно-правовом акте организации. Например, он может издать Положение об оплате труда педагогическим работникам.

Для определения базового размера зарплаты руководитель организации должен вычислить стоимость одного ученико-часа - стоимость занятий с одним учеником в течение часа.

Новая система оплаты труда педагогических работников

В настоящее время порядок оплаты труда педагогов регулируется Едиными рекомендациями, утвержденными 25. 12. 2015 г. Этот документ регулирует не только порядок оплаты труда педагогов, но и других сотрудников государственных и муниципальных учреждений. На него обязаны ориентироваться как сами учебные заведения, так и государственные органы, занимающиеся финансированием учебных заведений.

Цели документа

  • развитие кадрового потенциала внутри образовательных организаций;
  • повышение привлекательности профессии преподавателя;
  • увеличение заработной платы работников;
  • совершенствование системы оплаты труда.

Для этого документ регулирует порядок определения рабочего времени педагогов, особенности расчета зарплаты, условия, подлежащие включению в трудовой договор с работодателем.

Особенности применения документа на практике

Рассчитывая зарплату педагогов, необходимо учитывать некоторые требования нового документа:

  • при установлении фиксированного оклада работникам образования, работодатель должен ориентироваться на выполнение им трудовых обязанностей или нормы труда.
  • важно учитывать профессиональные квалификационные группы при определении оклада или ставки сотрудника;
  • работодатель может ориентироваться на уровень сложности трудовой деятельности работника, если его должность не включена в квалификационную группу;
  • работодатель должен применять компенсационные и стимулирующие выплаты в случаях установленных законодательством;
  • руководитель организации должен утверждать штатное расписание с учетом ставки каждого педагогического работника организации;
  • в случае введения на предприятии нового способа расчета заработной платы и сохранения трудовых обязанностей в прежнем объеме, зарплата педагога не должна уменьшиться.

Новый показатель при расчете заработной платы работников системы образования

Важное новшество в 2016 году - работодатель обязан рассчитывать зарплату с учетом среднемесячной зарплаты сотрудников, работающих в частных компаниях, а также на индивидуальных предпринимателей в конкретном субъекте РФ. Требование содержится в Постановлении правительства РФ от 14.09.2015 №973.

Правительство обязало Росстат рассчитать этот показатель и направить данные органам исполнительной власти в регионах России. А региональные власти со своей стороны должны учитывать данные Росстата во время планирования расходов на повышение зарплаты сотрудникам образовательных учреждений.

Важно помнить: законодательство запрещает понижать уровень заработной платы преподавателей. Таким образом, зарплата учителя в 2016 году не может быть ниже заработной платы в 2015 году. Единственный фактор, который может повлечь понижение зарплаты - уменьшение трудовой нагрузки. А ее увеличение станет фактором повышения заработной платы.

Если учебная нагрузка уменьшилась, работодателю не следует забывать о таком показателе, как минимальный размер оплаты труда. Сумма заработной платы не может быть ниже этого уровня.

Правильно составляем трудовой договор с педагогом

В целях правильного расчета зарплаты единые рекомендации требуют включать в трудовые договоры или дополнительные соглашения к ним, которые заключены с тренерами, учителями, педагогами дополнительного образования следующую информацию:

  • фактический объем учебной нагрузки;
  • размер ставки заработной платы;
  • сумма зарплаты, рассчитанная с учетом фактического объема учебной нагрузки;
  • факторы, влияющие на размер компенсационных выплат работнику;
  • объем и условия начисления стимулирующих выплат.

Исходя из этих требований, работодатель должен понимать: изменение учебной нагрузки и размера заработка возможно только через изменение трудового договора. Таким образом, локальное правовое регулирование оплаты труда педагогических работников возможно только после согласования с работником и с его письменного согласия.

Уменьшение учебной нагрузки на преподавателя возможно только в двух случаях: уменьшилось количество учеников или классов или количество часов на обучение.

Оплата труда педагогических работников по новым правилам - попытка власти улучшить положение этой категории сотрудников, сделать профессию привлекательной для молодежи и привлечь свежие кадры в образовательный процесс в стране. Эффективность новой системы покажет время.

Формирование системы оплаты труда в государственных и муниципальных образовательных организациях всегда в центре внимания как администрации, так и самих работников. Рассмотрим рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые отражены в протоколе № 12 от 25 декабря 2015 г., «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год» , далее — «Рекомендации».

  • в федеральных государственных учреждениях соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Рекомендовано формировать системы оплаты труда по определенным принципам . Так, зарплата должна зависеть от квалификации работника, сложности обязанностей, количества и качества затраченного труда. Максимальными размерами она не ограничивается. Показатели роста заработной платы в процентном отношении указаны в «майских» Указах Президента РФ, а их выполнение, как правило, является одним из пунктов трудового договора руководителей образовательных организаций. Необходимо обеспечивать равную оплату за труд равной ценности, без дискриминации, в т. ч. при определении размеров тарифных ставок, окладов, компенсационных, стимулирующих выплат и т. д.

Определено, что при изменении системы оплаты труда заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до её изменения , при условии сохранения объёма трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за 2 месяца.

Штатное расписание утверждается руководителем учреждения.

Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Должностные оклады заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров рекомендуется устанавливать на 10-30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

Рекомендовано определять предельное соотношение соотношения средней заработной платы руководителей, заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров и работников учреждения (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) в кратности от 1 до 8.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются заместителям руководителей и главным бухгалтерам учреждений в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права. Выплаты стимулирующего характера заместителям руководителей учреждений рекомендуется устанавливать с учётом достижения целевых показателей эффективности их работы.

Определено, что региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вводить оплату труда на основе должностных окладов вместо ставок заработной платы работникам, нормирование труда которых осуществляется с учетом норм часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, а также устанавливать понижающие коэффициенты по должностям служащих, сформированным в профессиональную квалификационную группу должностей, занятие которых требует наличия высшего образования, в случае принятия на такую должность лица, у которого отсутствует высшее образование.

В Рекомендациях обращено внимание на необходимость формирования в положениях об оплате труда, разрабатываемых в учреждении, условий оплаты труда, которые свойственны только работникам данного учреждения, а также на обязательность установления в них по всем имеющимся в штате учреждения должностям работников фиксированных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп). При этом минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы , предусматриваемые в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, рекомендуется использовать лишь в качестве ориентиров для установления учреждениями конкретных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по должностям работников учреждения.

Региональным и муниципальным органам власти и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2016 году рекомендовано не допускать снижения уровня заработной платы, осуществлять перераспределение средств , предназначенных на оплату труда с таким расчётом чтобы размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников в структуре заработной платы в образовательных организациях высшего образования составляли не ниже 70 процентов , а в остальных образовательных организациях — не ниже 60 процентов ; определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601.

Выплаты стимулирующего характера (выплаты по результатам труда). Вопрос осуществления выплат данного характера всегда вызывает бурное обсуждение в педагогических коллективах. Какие принципы должны быть учтены? В документе указывается, что размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы.

Разработка показателей и критериев эффективности работы осуществляется с учетом следующих принципов:

а) объективность — размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда, а также за достижение коллективных результатов труда;

б) предсказуемость — работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда, а также за достижение коллективных результатов труда;

в) адекватность — вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат коллективного труда;

г) своевременность — вознаграждение должно следовать за достижением результатов;

д) прозрачность — правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику.

С учётом данных принципов при разработке критериев необходимо опираться на особенности конкретной образовательной организации, специфике её работы, при этом необходимо ориентироваться на достижение определённых показателей, которые заложены в программе развития образования региона, муниципалитета, в образовательной программе организации. Не приемлемо использовать в качестве критериев для выплат стимулирующего характера показатели, которые утратили свою актуальность. В связи с этим, считаем целесообразным осуществлять пересмотр данных критериев под современные требования. Безусловно, в любой образовательной организации свои правила и принципы, но они должны быть прозрачны и понятны всем.

В Рекомендациях отмечено, что при заключении трудовых договоров с работниками рекомендуется использовать примерную форму трудового договора с работником учреждения, приведенную в приложении № 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, и рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении «эффективного контракта», утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. № 167н.

В случаях, когда размер оплаты труда работника зависит от стажа, образования, квалификационной категории, государственных наград и (или) ведомственных знаков отличия, ученой степени, право на его изменение возникает в следующие сроки:

  • при увеличении стажа непрерывной работы, педагогической работы, выслуги лет — со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на соответствующие выплаты;
  • при получении образования или восстановлении документов об образовании — со дня представления соответствующего документа;
  • при установлении или присвоении квалификационной категории — со дня вынесения решения аттестационной комиссией;
  • при присвоении почетного звания, награждения ведомственными знаками отличия — со дня присвоения, награждения;
  • при присуждении ученой степени доктора наук или кандидата наук — со дня принятия Минобрнауки РФ решения о выдаче диплома.

Отдельного внимания требует вопрос изменения должностных окладов работников в связи с реорганизацией образовательных учреждений. Как и в 2015 году, в Рекомендациях на 2016 год указано, что нельзя «допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда». Таким образом, в документе указано на недопустимость снижения размера должностных окладов , достигнутых в реорганизуемых образовательных организациях. При этом нужно понимать, что речь идёт о должностных окладах, а не о всей заработной плате: «заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) при изменении системы оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации». Руководителям реорганизуемых организаций об этом нужно подумать заранее.

— документ, регулирующий порядок расчета и выплаты заработной платы педагогов и других работников учебных заведений. Он позволяет гарантировать справедливость при расчетах с сотрудниками и обеспечить им достойный уровень оплаты труда.

Базовые принципы оплаты труда

Труд педагогов регулируется гл. 52 ТК РФ, а порядок его оплаты описан в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год, утвержденных Решением трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016 (протокол № 11). Документ устанавливает основные принципы оплаты труда сотрудников учебных заведений. Перечислим их:

  • невозможно ухудшение оплаты труда, по сравнению с установленной на законодательном уровне;
  • заработная плата закрепляется как на законодательном уровне, так и на локальном;
  • заработная плата зависит от квалификации работника и сложности выполняемых функций;
  • при расчете учитываются количество и качество затраченного труда;
  • оплата за труд равной ценности должна быть одинаковой, не допускается дискриминации в сфере оплаты труда, в том числе при установлении дополнительных выплат различного характера;
  • увеличение реального размера оплаты труда;
  • предоставление иных гарантий оплаты труда, закрепленных в нормах трудового законодательства.

При расчете заработной платы руководство должно учитывать положения ст. 133 ТК РФ: зарплата работника не может быть ниже МРОТ, если он выполнил свою трудовую норму. Также работодателю следует иметь в виду такие факторы, как условия работы, район проживания преподавателя. Если образовательное учреждение находится в местности с особыми климатическими условиями либо педагогу приходится трудиться в опасных или вредных условиях, руководство обязано выплачивать зарплату в повышенном размере (ст. 147, ст. 315 ТК РФ).

Рассчитываем зарплату педагога

Заработная плата педагога складывается из нескольких составляющих:

  • ставка заработной платы;
  • выплаты стимулирующего характера;
  • коэффициенты, установленные ТК РФ;
  • доплаты за выполнение дополнительной работы.

П. 37 Единых рекомендаций устанавливает процентное соотношение оклада и дополнительных выплат в системе образования. Размер оклада педагога должен составлять не менее 55-60% от полной суммы заработной платы. В учреждениях образования рекомендуемое процентное соотношение должно выглядеть следующим образом: 70% — оклад, 30% — дополнительные выплаты.

При расчете оклада работодатель должен учитывать норму часов на год или неделю и указывать ее в трудовом договоре. Она установлена приказом Министерства образования и науки РФ «О продолжительности рабочего времени педагогических работников…» от 22.12.2014 № 1601. Максимальная недельная норма таких работников — 36 часов, а годовая — 720 часов. Для некоторых категорий преподавателей она еще ниже. Например, 30 часов — для учителей физкультуры, 18 часов — для педагогов дополнительного образования, логопедов, учителей иностранного языка в дошкольных учебных заведениях и т. д. В соответствии с приложением 1 к приказу № 1601 в рабочее время педагога включается не только образовательная деятельность, но и методическая, организационная и диагностическая работа.

Новый показатель при расчете зарплаты педагога

В 2015 году в законодательство был введен новый показатель, на который должны ориентироваться работодатели. В соответствии с постановлением Правительства РФ «О совершенствовании статистического учета…» от 14.09.2015 № 973 при расчете заработной платы преподавателей работодатель должен учитывать среднемесячную заработную плату работников, трудящихся в частных компаниях или у индивидуальных предпринимателей. Уровень зарплаты не может быть ниже этого показателя. П. 3 постановления Правительства РФ «Об организации федеральных статистических наблюдений…» от 11.07.20015 № 698 обязывает Росстат рассчитать этот показатель и направить информацию региональным властям.

Цель нововведения — повышение престижности профессии педагога и привлечение новых квалифицированных кадров в образовательный процесс.

Не знаете свои права?

Порядок выплат и их размер устанавливается федеральными законами, подзаконными нормативно-правовыми актами, Едиными рекомендациями, а также локальными актами образовательной организации. Например, руководство учебного заведения может издать специальное положение, регулирующее особенности начисления и выплаты заработной платы. Главное требование к работодателю — номинальная зарплата педагога не может быть ниже уровня 2015 года (п. 4 постановления Правительства РФ № 973). Понижение заработной платы возможно только в случае сокращения трудовой нагрузки на работника.

Что должно содержать типовое положение об оплате труда работников образования в 2017-2018 году?

Положение об оплате труда педагогов (далее — Положение) — документ, который устанавливает все нюансы расчета зарплаты в образовательной организации, размеры стимулирующих выплат и т. д. Он согласовывается с профсоюзной организацией (при ее наличии) и утверждается руководителем учебного заведения.

Типовое положение может содержать:

  • название образовательного учреждения;
  • разъяснение основных понятий документа;
  • правила и формулы расчета зарплаты;
  • порядок изменения размеров окладов работников;
  • порядок и условия компенсационных и стимулирующих выплат;
  • обязанности руководства по организации расчета и выплаты зарплаты;
  • ответственность за задержку выплаты зарплаты;
  • срок действия документа;
  • форму расчетного листа.

Также в Положении работодатель вправе прописать даты выплаты зарплаты, особенности начисления в случаях, когда эти даты совпадают с официальными выходными днями, размер аванса, порядок начисления компенсаций в случае заболевания педагога и другие аспекты.

Важно учитывать требования трудового законодательства при составлении документа. В качестве примера приведем несколько распространенных ошибок.

Ст. 136 ТК РФ требует от работодателей выплачивать зарплату работникам как минимум 2 раза в месяц. Установление единственной даты начисления зарплаты является административным правонарушением (ст. 5.27 КоАП РФ). Установление слишком маленькой суммы аванса в Положении также неправомерно, так как письмо Роструда «Начисление авансов по зарплате» от 08.09.2006 № 1577-6 устанавливает минимальный размер аванса: он не может быть ниже тарифной ставки сотрудника за отработанное им время.

Положение, как правило, распечатывается на бумаге и хранится в организации. Оно утверждается подписью руководителя организации и печатью. На документ также ставится отметка о согласовании с профсоюзной организацией и подпись ее руководителя.

Обязательно ли составлять положение об оплате труда педагогов?

В п. 4.1 приказа Минкультуры РФ «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов…» от 25.08.2010 № 558 содержится упоминание о Положении об оплате труда и премировании работников. Однако обязанность составлять документ законодательством не установлена. Правила начисления зарплаты можно указать в трудовом договоре с работником, в правилах внутреннего трудового распорядка или в других локальных документах организации.

Таким образом, руководство учебного заведения вправе самостоятельно решить вопрос о целесообразности утверждения Положения. В большинстве случаев Положение присутствует в системе локальных актов организации, так как оно позволяет обобщить и систематизировать правила расчета и начисления зарплаты.

Сроки действия и порядок хранения документа

Законодательство не определяет срок действия Положения. Он может быть установлен в самом документе. Если же в Положении такой пункт не предусмотрен, оно действует вплоть до принятия нового локального акта.

Руководство образовательной организации вправе принять новый документ в любое время, руководствуясь соображениями экономической целесообразности. Также организация может внести изменения в действующий локальный акт. Руководству учебного заведения следует постоянно отслеживать нововведения в законодательстве и изменять положения документа в соответствии с ними.

Порядок хранения документа установлен приказом Минкультуры № 558. В течение всего срока действия документ должен храниться в образовательном учреждении, а после принятия нового положения — в архиве в течение 75 лет.

Положение об оплате труда педагогов должно учитывать принципы, установленные Едиными рекомендациями, а также новый показатель при начислении зарплаты, установленный приказом Правительства № 973. Только в этом случае документ достигнет своей цели — систематизация правил расчета с педагогами и приведение их в соответствие с действующим законодательством.

С нового учебного года в московских школах начинается постепенное внедрение так называемого «эффективного контракта». С точки зрения профсоюза «Учитель», этот контракт призван жестко регламентировать обязанности педагогов и создать условия для сокращения заработной платы. В статье Всеволода Луховицкого разъясняются положения приказа №40 Департамента образования Москвы и предлагаются способы защиты трудовых прав педагогов.

Публикуем выдержки из статьи. Полный текст статьи - на сайте профсоюза «Учитель» .

При написании этого текста перед автором стояли две задачи. Во-первых, сравнить изложенные в Приказе №40 нормы с аналогичными нормами, прописанными в федеральных нормативно-правовых актах. Этот подход основан на статьях 5 и 6 ТК РФ, в соответствии с которыми «нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти». Во-вторых, предложить московским учителям способы защиты трудовых прав в том случае, если им будут предлагать подписать трудовой договор или Дополнительное соглашение к трудовому договору, написанные в соответствии с Приказом №40.

1. Нововведения Департамента образования

Первое новшество, введенное Приказом №40, касается оклада, то есть базовой части зарплаты. Дело в том, что в нормативных актах федерального уровня четко сказано, что базовая часть зарплаты не должна уменьшаться: «Заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) при изменении системы оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации».

Мы считаем, что п. 4.1 Приказа №40 может привести к нарушению этого требования. Дело в том, что, Фонд оплаты труда (ФОТ) = ФОТб (базовый) + ФОТк (компенсационный) + ФОТст (стимулирующий). До вступления в силу Приказа №40 ФОТб учителей (то есть, сумма базовых окладов учителей) весь уходил на оплату преподавательских часов.

Теперь в оклад входят надбавки за проверку тетрадей и за классное руководство, которые раньше входили в компенсационную или стимулирующую часть зарплаты.

Для педагогов это означает:
1. Увеличение не гарантированной нам части ФОТ. Раньше в стимулирующую или компенсационную части ФОТ входили и оплата тетрадей, и оплата классного руководства, то есть по факту получалось, что педагог мог заранее знать большую часть своей зарплаты (базовая часть за часы + проверка тетрадей + классное руководство). Теперь эти выплаты войдут в базовую часть, но при этом процентное соотношение базовой (60%) и стимулирующих (30%) частей не меняется.

Например, при ФОТ в 100 тысяч рублей базовая часть составляет 60 тысяч. До вступления в силу Приказа №40 учителя получали 60 тысяч рублей за ведение уроков, 6 тысяч рублей за проверку тетрадей и 10 тысяч рублей за классное руководство. На настоящие стимулирующие, которые определяются по неким баллам и которые невозможно просчитать заранее, оставалось 14 тысяч рублей. Теперь будет иной расчет: в 60 тысяч базовых рублей войдут те самые 10 тысяч + 6 тысяч, а за оставшиеся 30 тысяч учителя вынуждены будут конкурировать друг с другом, не зная заранее, сколько они получат.

2. Из приведенного выше расчета видно, что базовая часть оплаты именно преподавательской работы уменьшится (если не будет увеличен общий ФОТ, на что в нынешней экономической ситуации рассчитывать нельзя). Именно поэтому мы считаем пункт 4.1 Приказа №40 противоречащим предложениям Российской Трехсторонней комиссии.

Второе серьезное изменение касается компенсационной и стимулирующей части ФОТ. В федеральных рекомендациях дан большой и — самое главное — открытый список. Мы считаем принципиально важным то, что в этом документе компенсационные и стимулирующие доплаты даны единым списком, без разграничения. Это соответствует сложившейся многолетней практике: например, доплаты за квалификацию и стаж в одних Положениях о зарплате отнесены к компенсационным, в других — к стимулирующим.

В тексте приказа №40 от 12 февраля в пунктах 6.1 и 7.1 список был очень краткий и исчерпывающий, то есть все, что не предусмотрено в этих пунктах, учитывать нельзя.

Получается, что педагоги теряют несколько существовавших до сих пор компенсационных и стимулирующих выплат:
- компенсация за методическую литературу (понятно, что 100 рублей не спасают, но даже их хотят отобрать);
- доплаты за квалификационную категорию, стаж, молодому специалисту;
- доплата за заведование кабинетом.

Проблематичным становится и получение компенсационной надбавки за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, поскольку теперь придется доказывать каждый час работы.

Наконец, некоторые основания для стимулирующих выплат, указанные в пункте 7.3 (примечание 6), не соответствуют заявленным в федеральных рекомендациях принципам объективности, предсказуемости и адекватности, потому что критерии рейтинга образовательных организаций ежегодно меняются и предугадать их заранее невозможно.

Кроме того непонятно, как стимулирующие доплаты конкретному работнику могут зависеть от рейтинга всей школы. И что делать, если вся школа внизу рейтинга? Значит ли это, что у всех работников не должно быть стимулирующих? Поскольку 30% на стимулирующие определены этим же приказом, директору придется распределять их исключительно в виде разовых премий, что еще больше повысит вероятность необъективности.

В первоначальном тексте Приказа №40 было несколько норм, противоречащих друг другу. Приказом №2055 большинство из них ликвидировано.

Однако необходимо обратить внимание на само название Приложения к Приказу №40 — «Рекомендации по разработке систем оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы». Это название противоречит его содержанию, так как уже в пункте 1.1 речь идет не о рекомендациях, а о Положении, то есть документе совсем иного уровня. Департамент образования г. Москвы не рекомендует, а приказывает там, где он приказывать не имеет права, потому что установление конкретной системы оплаты труда трудовым законодательством отнесено к компетенции не региональной власти, а работодателя (ст. 135 ТК РФ). Именно директор школы совместно с работниками должен решать, как распределять ФОТ.

2. Рекомендации педагогам

В Приказе №40 ничего не говорится о так называемом «эффективном контракте», который рано или поздно будет предложено подписать каждому педагогу. Планировался перевод всех педагогов на «эффективный контракт» с 1 сентября 2015 года, сейчас говорят о продлении подготовки к переходу до 1 января 2016 года.

Представим себе, что текст этого контракта (или Дополнительного соглашения к трудовому договору) будет основан на Приказе №40. Чем это грозит педагогам?

Кратко подытожим:
- уменьшится оплата преподавательского часа
- в зарплате увеличится «вес» стимулирующих доплат (то есть доплат, не гарантированных работнику заранее)
- не будет оплаты заведования кабинетом и методической литературы
- не будет доплат за квалификацию и стаж работы
- уменьшатся доплаты за работу с вредными веществами
- увеличится количество платных образовательных услуг
- зарплата каждого педагога будет прямо зависеть от места в рейтинге.

Как вести себя в этом случае работникам?

Во-первых, настаивать на максимально строгом соблюдении процедуры. До подписания такого договора должны быть изменены все локальные акты, потому что нынешние основаны на старых федеральных и региональных документах. Чтобы внести, например, изменения в коллективный договор, потребуется не один месяц, тем более если инициатором изменений выступает работодатель. В переговорах с работодателем главным аргументом будет принцип трудового права, о котором уже шла речь: в локальных актах гарантии работникам, содержащиеся в Трудовом кодексе и иных нормативных актах, не могут быть уменьшены, но могут быть увеличены. Если, например, педагоги решат, что среди компенсационных доплат должны быть доплаты молодому специалисту, то никакие проверяющие инспекции не смогут опротестовать эту норму, внесенную в коллективный договор.

Во-вторых, можно настаивать на максимально точном соблюдении всех требований к «эффективному контракту». Например, пусть работодатель проставит в договоре все конкретные цифры: базовая оплата ставки часов, все виды компенсационных и стимулирующих. Поскольку контракт (Дополнительное соглашение) подписывается в начале учебного года, а финансирование может измениться с начала нового финансового года, работники могут воспользоваться ситуацией и обеспечить себе гарантированную зарплату. Особенно интересно будет посмотреть, как директора решат проблему обозначения в Дополнительном соглашении выплаты стимулирующих в соответствии с Приказом №40. Ведь должны быть указаны конкретные цифры и показатели. Ни в коем случае нельзя соглашаться на формулировки «по результатам работы», «в соответствии с Положением о стимулирующих выплатах» — в крайнем случае возможно указание в процентах от оклада (например, «стимулирующие выплаты в виде разовой премии раз в квартал в размере 50% от оклада»).

В-третьих, помнить о том, что работник имеет право не согласиться с любым пунктом «эффективного контракта». У работодателя нет права уволить педагога, заключившего договор на неопределенный срок, только за то, что тот не согласен с какими-то пунктами Дополнительного соглашения. Обратите внимание: распоряжение какого-либо вышестоящего начальника не является законной причиной изменения условий договора!

Таким образом, можно смело говорить, что уволить педагога, используя ст. 74, очень сложно.
О том, как представляют себе «эффективный контракт» в Минтруда и Минобразования, придется писать уже в отдельной статье.

В. Луховицкий, член Совета профсоюза «Учитель»