III. Правовые основы экологической экспертизы

21.06.2020

Правовое регулирование эколого-экспертной деятельности как одного из видов экологического менеджмента - управления охраной окружающей среды, рациональным природопользованием и обеспечением экобезопасности, является составной частью знаний будущего эксперта. Эти знания базируются на изучении соответствующих законов и подзаконных акты органов власти и управления РФ в области экологической экспертизы. При этом нормативная база в свою очередь, опирается на соответствующие нормативно-технические документы (стандарты, нормы, правила и т.д.) и методические (пособия, инструкции, рекомендации, методики и др.) материалы, разрабатываемые специализированными ведомствами и научными учреждениями. Структура российского законодательства в области экологической экспертизы. В настоящее время систему российского законодательства в области экологической экспертизы составляют, нормы статей 41и 42 Конституция РФ, целевой федеральный закон «Об экологической экспертизе» и ряд статей (ст. 35-39) базового закона РФ «Об охране окружающей природной среды», являющегося фактически основами российского экологического законодательства. Помимо федеральных законов действует ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства, конкретизирующих их. На основе Конституции и указанных законов федерального уровня представительными и исполнительными органами власти и управления субъектов федерации, а также органами местного самоуправления постепенно разрабатываются проекты и принимаются на своем уровне соответствующие законы (например, в республике Карелия или в Татарстане), другие правовые акты и административные нормативно-правовые документы соответствующего уровня.

Действующие законы регулируют в основном государственную ЭЭ, в меньшей степени -- общественную ЭЭ. Закон «Об охране окружающей природной среды» содержит специальный раздел (разд. V), посвященный в основном государственной ЭЭ, её цели и принципам (ст. 35), в том числе принципу обязательности (ст. 36), объектам (ст. 37) и ответственности за невыполнение требований ГЭЭ (ст. 38). Специальная статья закона посвящена общественной ЭЭ (ст. 39), которая практически не регламентируется им, хотя и ставится в зависимость от государственной экспертизы. Помимо указанных статей закона, напрямую посвященных ЭЭ, в нем присутствует ещё несколько, косвенно относящихся к данной области. Это статьи раздела IV о нормировании качества окружающей среды (ст. 25-34), а также статьи разделов VI и VII (ст. 40-57), посвященные экологическим требованиям, учитываемым в ходе экологической экспертизы.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» развивает нормы указанного выше, более подробно регулирует отношения в области ЭЭ и целиком посвящен этому вопросу (т.е. является целевым законом). В этом законе впервые дается определение экологической экспертизы вообще, а не только государственной (ст. 1), более подробно раскрываются принципы (ст. 3) и указываются виды ЭЭ (ст. 4).

Глава II закрепляет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, в т ч Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ (ст. 5), вопросы ведения субъектов РФ (ст. 6) и полномочия органов местного самоуправления в области ЭЭ (ст. 9). Кроме того, данная глава впервые вводит понятие «специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы», распределяет их полномочия, права и обязанности между федеральным (ст. 7) и территориальным (ст. 8) уровнями.

Глава III закона полностью посвящена государственной экологической экспертизе, конкретизирует объекты ГЭЭ федерального уровня (ст. 11) и уровня субъектов федерации (ст. 12), дает юридическое определение понятия «специально уполномоченная государственные органы в области экологической экспертизу (ст. 13), закрепляет самый общий порядок проведения ГЭЭ (ст. 14), определяет статус и обязанности экспертной комиссии (ст. 15), её эксперта (ст. 16) и председателя (ст. 17), а фиксирует различия в юридической силе заключений эксперта комиссии и государственной экологической экспертизы (ст. 18).

Более подробно, чем в законе глава IV закона «Об экологической экспертизе» регламентирует общественную ЭЭ (ст. 20), определяя её объекты (ст. 21), порядок (ст. 22) и условия проведения (ст. 23), правила регистрации ОЭЭ (ст. 24), статус её заключения (ст. 25), права граждан и общественных организаций в этой области (ст. 19). В специальной главе (гл. V) закреплены права (ст. 26) и обязанности (ст. 27) заказчиков документации, подлежащей ЭЭ. В общих чертах главой VI определен порядок финансирования ГЭЭ (ст. 28) и ОЭЭ (ст. 29).

Важнейшую роль в механизме реализации данного закона играет глава VII, закрепившая соответствующие виды нарушений (ст. 30) и виды ответственности за нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе: уголовную (ст. 31), административную (ст. 32), материальную (ст. 33) и гражданско-правовую (ст. 34). В общем виде описывается порядок разрешения споров в области ЭЭ (ст. 35). Закрепляется принцип верховности международного законодательства в области ЭЭ над российским национальным (ст. 36), а также содержатся нормы (ст. 38) о приведении в соответствии с данным законом всех правовых актов Президента, Правительства, ведомств и субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления по вопросам ЭЭ и реализации объектов, подлежащих ей.

Указанные выше федеральные законы формируют основы законодательства в области ЭЭ, но практически, не являясь законами прямого действия, они требуют наличия конкретизирующих и дополняющих их подзаконных нормативных и правовых актов Президента и Правительства РФ, ведомств, субъектов федерации и органов местного самоуправления. К данной нормативно-правовой документации в области ЭЭ относятся следующие подзаконные акты:

Постановления Правительства РФ

Указы Президента РФ

Нормативные документы специально уполномоченных государственных органов в области ЭЭ России и территориальных органов этого комитета

Приказы

Нормативные документы и материалы других ведомств по ЭЭ

Документы Минздрава России

Документы

Документы Госатомнадзора России

Документы Росгортехнадзора и иных ведомств

Нормативные документы и материалы субъектов федерации в области ЭЭ.

Международные документы.

Существуют и рекомендательные материалы, которые в России не применяются, но берутся в качестве прототипов при подготовке национальных документов в области ЭЭ и ОВОС. (Одним из важнейших международных документов в изучаемой области является Международная Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Конвенция, которую в 1991 году учредил ещё СССР)

Технические документы:

Государственные стандарты, нормы, правила и порядки, перечни и классификаторы (ГОСТы, ОСТы, СНиПы, СП, СанПиНы, СН, ОСП, ОНТП, НРБ, ПБТРВ, НВН и др.), а также руководства, методики, методические и др рекомендации, справочные и иные пособия (РД, РДС, ОНД, МУ, МР и т.д.).

Таким образом, можно сделать вывод, что правовая основа является ключевой в экологической оценке любой деятельности.

Экологическая экспертиза в природоохранном законодательстве

В отечественном экологическом законодательстве занимает наиболее место и обладает высшей юридической силой в случае противоречий со всеми иными законодательными актами Конституция РФ. Экологическим содержанием наполнена статья 42, рассматривающая право человека на благоприятную окружающую среду, доступ к достоверной информации о ее состоянии, а также право граждан на возмещение ущерба, причиненного состоянию их здоровья или имуществу при экологических правонарушениях. Вопросы регуляции отношений между субъектами в сфере охраны окружающей среды определяются также статьями 9, 17, 36, 58, 67, 72 Конституции.

Замечание 1

Анализ источников экологического права, в частности, факт высшей силы конституции, показывает, что главной задачей экологического права общество считает поддержание юридическими механизмами гигиенически благоприятной для человека абиотической среды, а вовсе не сохранение природы ради нее самой. Экологические проступки также понимаются как нарушение благоприятности среды для человека.

Основной юридический документ в сфере российского экологического законодательства – это Федеральный закон "Об охране окружающей среды", (2002). Этот закон в числе прочего содержит особую главу VI, посвященную оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе, а также главу VII, где рассматриваются требования в плане охраны окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной или иной деятельности. В них подробно рассматриваются цели и задачи оценки антропогенного воздействия на окружающую среду, а также цели и задачи проведения экологической экспертизы.

Кроме указанных глав, полностью посвященных экологической экспертизе и оценке воздействия человека на окружающую среду, в данном законе для них имеют значение материалы еще из нескольких глав и статей.

Федеральный закон "Об экологической экспертизе"

Данный юридический документ подробно регулирует отношения субъектов в области экологической экспертизы, представляя, таким образом, целевой закон.

К Федеральному закону "Об экологической экспертизе" существует специальный комментарий, где очень подробно рассматриваются все детали этой процедуры.

  • В первой главе закона (статья 1) впервые приводится определение экологической экспертизы в целом (а не только государственной), подробным образом раскрываются принципы (статья 3) и приводится классификация экологической экспертизы с выделением основных ее видов (статья 4).
  • В главе II определяются полномочия органов государственной власти и местного самоуправления при осуществлении экологической экспертизы (статьи 5-9), здесь также указано, каким образом полномочия, права и обязанности субъектов экологической экспертизы распределяются между федеральным и региональным уровнями (статьи 7-8).
  • В главе III данного закона рассматриваются вопросы государственной экологической экспертизы, конкретизируются ее объекты федерального уровня (статья 11) и уровня субъектов Федерации (статья 12), приводится общий порядок осуществления государственной экологической экспертизы (статья 14), определяется статус и описываются обязанности экспертных комиссий, ее экспертов и председателя (статьи 15- 17), указываются различия юридической силы заключений непосредственно экспертной комиссии и в целом государственной экологической экспертизы (статья 18).
  • Законом определяется также регламент и условия проведения, объекты, порядок, правила, статус заключения и т.д. общественной экологической экспертизы (статьи 20-25), а также права граждан и общественных организаций в данной предметной области (статья 19).
  • В главе V данного закона закрепляются права и обязанности (статьи 26-27) заказчиков документации для экологической экспертизы.
  • Глава VI определяет порядок финансирования государственной и общественной экологической экспертизы, возможные виды нарушений законодательства РФ в области экологической экспертизы и виды ответственности за данные нарушения, распределяя их на уголовную, административную, материальную и гражданско-правовую ответственность.

Экологическая экспертиза - правовой институт, исследуемый многими учеными, однако, в настоящее время в действующем законодательстве имеется немало пробелов по данному вопросу, что приводит к необходимости дальнейших научных исследований в этой области. Одной из проблем правовой регламентации экологической экспертизы является отсутствие в законодательстве Республики Беларусь ее комплексного определения.

Термин «экспертиза» происходит от латинского expertus - «опытный». Под ним понимается исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства .И прежде чем раскрывать суть государственной экологической экспертизы необходимо рассмотреть более общее понятие «экологическая экспертиза», определение которого в действующем законодательстве отсутствует. Кроме того, суть экологической экспертизы позволяет рассматривать правовое регулирование этих двух ее видов в рамках единого механизма.

В юридической литературе можно встретить различные понятия экологической экспертизы . Например, таковая определяется как обязательная процедура в системе принятия решения о социально-экономическом развитии отдельно рассматриваемой территории или страны в целом, с целью подготовки заключения о возможных экологических и других последствиях реализации предлагаемого решения.» (Г.С. Чегасов). Такое понятие не в полной мере отражает властно-распорядительный характер экологической экспертизы, без положительного заключения которой невозможна реализация почти любого хозяйственного проекта .

В словаре В.Н. Беляева и В.С. Рохлова «Экология» предлагается следующее определение экологической экспертизы - «это комлексная оценка проектов хозяйственного строительства и использования природных ресурсов на предмет их соответствия требованиям экологической безопасности и системы рационального природопользования». В данном определении не проводится существенных отличий между оценкой воздействия на окружающую среду и экологической экспертизой .

Следующее определение раскрывается в сборнике «Экоинформатика» под редакцией В.Е. Соколова - «средство изучения негативных последствий хозяйственной деятельности человека для окружающей среды или выявление соответствия проекта требованиям охраны природы путем координации рационального природопользования природоохранных программ с планами экономического развития» .

Во всех вышеперечисленных определениях акцентируется внимание на оценочно-экспертном аспекте экологической экспертизы и отсутствует один важный признак: запретительный или разрешительный характер волеизъявления в механизме подготовки и принятия хозяйственных и управленческих решений. Ю.Р. Храмова, учитывая данный признак предлагает рассматривать экологическую экспертизу как особый вид экспертной деятельности, осуществляемый в рамках управленческой деятельности государства в области охраны окружающей среды как обязательную стадию в процессе принятия компетентными органами экологически значимых решений .

Следует отметить, что в Постановлении Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств «О рекомендательном законодательном акте «Об экологической экспертизе»» предлагается использовать при разработке национального законодательства следующее определение: «установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы» .

В соответствии с нормами Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» закрепляются лишь цели проведения экологической экспертизы. Так, целью проведения экологической экспертизы является установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды. И в этой же статье предусмотрено, что в Республике Беларусь проводится два вида экологической экспертизы - государственная и общественная . Аналогичным образом цель формулируется и в законодательстве Российской Федерации, но с уточнением о том, что целью является установление соответствия «документов и (или) документации» требованиям в области охраны окружающей среды, а не деятельности .Также, в Российской Федерации в Законе «Об экологической экспертизе» закреплено правовое понятие экологической экспертизы. Оно определяется как установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду .

В качестве основного следует отметить легальное закрепление понятия государственной экологической экспертизы, которая определена как установление соответствия или несоответствия проектной или иной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов . На наш взгляд, в данном определении присутствует определенное терминологическое излишество. Из легального определения государственной экологической экспертизы представляется разумным исключить слово «несоответствие». Для сравнения, в утратившем силу Законе «О государственной экологической экспертизе» от 18 июня 1993 г., таковая определялась как проверка соответствия проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды . Если целью проведения экологической экспертизы является установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды, то в процессе ее проведения должно устанавливаться именно соответствие экологическим требованиям. В связи с тем, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности, и она может привести к негативным изменениям окружающей среды, то такая деятельность должна быть запрещена, а вся проектная и иная документация должна строго соответствовать требованиям законодательства. Недопустимость несоответствия и должна быть закреплена понятийно в легальном определении государственной экологической экспертизы. Поэтому представляется излишним употреблять термин «несоответствие». Это усложняет восприятие положения нормативного правового акта, так как и без данного термина вполне понятна суть экологической экспертизы. Тем более в иных нормативных правовых актах в аналогичной ситуации используется только термин соответствие . Также, хотелось бы отметить, что в российском законодательстве отсутствует понятие государственной экологической экспертизы. Кроме того, в Положении о порядке проведения общественной экологической экспертизы дается определение данного вида экспертизы. Этот документ является нормативным правовым актом, который детально определяет порядок проведения такой деятельности. Данный вид экспертизы определяется как установление соответствия или несоответствия проектной документации требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, осуществляемое по заявлению инициатора» . Естественно, основой такой трактовки общественной экологической экспертизы является та формулировка, которая закреплена в Законе «О Государственной экологической экспертизе», но в этом понятии присутствует один важный признак - что данный вид экологической экспертизы осуществляется по заявлению инициатора. Однако отсутствует в понятии общественной экологической экспертизы указание на необходимость установления соответствия иной документации требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, так как в качестве объектов такой экспертизы выделяется только проектная документация, что является пробелом в правовом регулировании данного института.

Таким образом, анализ легальных определений государственной и общественной экологической экспертизы позволяет говорить о том, что они практически идентичны, и отражают сущность экологической экспертизы. Таким образом, исходя из всего вышесказанного, ввиду отсутствия легального закрепления комплексного определения экологической экспертизы целесообразно предложить общее понятие государственной и общественной экспертизы как - установление соответствия проектной или иной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, исключив при этом термин «несоответствие». Также, представляется более совершенным законодательство Российской Федерации в части регулирования государственной и общественной экологической экспертизы в едином нормативном правовом акте - Законе «Об экологической экспертизе» .

Для решения вопросов эффективности экологического контроля и управления, соблюдения природоохранных норм и правил на всех стадиях реализации того или иного проекта в конце 1995 г. в Российской Федерации вступил в силу закон "Об экологической экспертизе", где определяется, что экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Вместе с регламентом по проведению государственной экологической экспертизы от 17.06.1997 этот закон является основополагающей нормативно-правовой базой проведения государственных экологических экспертиз на территории Российской Федерации.

Государственная экологическая экспертиза осуществляется в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.91 N 2060-1, Федеральным законом "Об экологической экспертизе", "Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N698, нормативными и методическими документами, регламентирующими проведение государственной экологической экспертизы.

В соответствии с законом "Об экологической экспертизе" основными принципами проведения экологической экспертизы являются:

презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;

независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий;

научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;

гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;

ответственность участников экологической экспертизы за ее качество.

В настоящее время в России государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы, имеющие исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы.

По инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также органов местного самоуправления может проводиться общественная экологическая экспертиза. Возможность проведения такой экспертизы должна быть зафиксирована в Уставе инициатора экспертизы.

В соответствии с законом "Об экологической экспертизе" целями экологической экспертизы являются:

определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды;

определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности;

определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности;

обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона "Об экологической экспертизе" государственная экологическая экспертиза проводится за плату. Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов, определяемой в соответствии с порядком, установленным Госкомэкологией России.

В соответствии с законом "Об экологической экспертизе" к объектам обязательной экологической экспертизы федерального уровня относятся:

проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным для окружающей среды последствиям;

проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;

проекты генеральных планов развития территорий, проекты создания свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в т.ч. промышленности;

проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Россия, и федеральных инвестиционных программ;

обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду;

технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности, независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности;

документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства; проекты международных договоров и др.

Порядок и процедура проведения экологической экспертизы. После представления материалов на государственную экологическую экспертизу при соответствии этих материалов требованиям ст.14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и "Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 698, заказчику экологической экспертизы предоставляется смета расходов и выставляется счет на оплату всех работ, связанных с проведением государственной экологической экспертизы. Расчет стоимости экспертизы включает в себя оплату работы внештатных экспертов и командировочные расходы (в случае необходимости выезда на место реализации намечаемой деятельности).

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через 30 дней после получения документа, подтверждающего ее оплату. Срок проведения определяется в зависимости от сложности объекта, экологической опасности намечаемой деятельности, природных особенностей территории, экологической ситуации в районе намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Продолжительность проведения экспертизы для сложных объектов не должна превышать 6 месяцев.

Для проведения государственной экологической экспертизы создается экспертная комиссия, руководитель и члены которой являются высококвалифицированными специалистами по предоставленным на рассмотрение вопросам, относящимся к компетенции государственных природоохранных органов. Эксперты государственной экологической экспертизы не могут быть представителями заказчика или разработчика рассматриваемых материалов, а также гражданами, состоящими в трудовых или иных договорных отношениях с заказчиком или разработчиком.

На государственную экологическую экспертизу представляется документация, подлежащая государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе". Материалы по объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня направляются заказчиком в Госкомэкологию России, а по объектам государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации - в территориальные органы Госкомэкологии России. При представлении документации, не соответствующей указанным требованиям, Госкомэкология России (либо его территориальный орган) в течение семи дней со дня регистрации поступивших материалов направляет заказчику уведомление о некомплектности материалов и сроках их представления. При отсутствии документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы, в течение 30 дней со дня получения заказчиком документации уведомления о необходимости оплаты, государственная экологическая экспертиза представленных материалов не проводится, а сами материалы возвращаются заказчику с сопроводительным письмом о возврате материалов.

В случаях, когда при проведении государственной экологической экспертизы федерального уровня затрагиваются интересы субъектов РФ, в состав экспертной комиссии включаются эксперты по представлениям соответствующих территориальных органов Госкомэкологии России. Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экспертизу, также имеют право участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в обсуждении.

В процессе работы экспертной комиссии проводится организационное заседание, на котором заслушивается доклад разработчиков представленных на экспертизу материалов, определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп, утверждается календарный план работы экспертной комиссии. В дальнейшем, на основании работы с представленными на экспертизу материалами, подготавливаются индивидуальные экспертные заключения, которые обсуждаются экспертами на заседаниях групп, после чего формируются в групповые заключения. Руководитель экспертной комиссии и ее ответственный секретарь, как правило, - штатный сотрудник Госкомэкологии России, на основании групповых заключений готовят проект сводного заключения. Все заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются руководителем и ответственным секретарем. При необходимости в ходе работы экспертной комиссии организуется выезд группы на место предполагаемой реализации объекта экспертизы.

В соответствии со ст. 14 п. 4 Федерального закона "Об экологической экспертизе" срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, учитывающей экологическую опасность намечаемой деятельности, сложность природных условий, опасность природных процессов и экологической ситуации в районе намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Срок проведения государственной экологической экспертизы составляет: для простых объектов - до 30 дней; объектов средней сложности - до 60 дней; сложных объектов - 120 дней. Срок проведения государственной экологической экспертизы может быть продлен, но не должен превышать шести месяцев для сложных объектов.

После проверки комплектности представленных материалов и определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы ответственный исполнитель подготавливает уведомление заказчику о приеме материалов на экспертизу и о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы материалов в течение 30 дней со дня получения уведомления с приложением счета на оплату и сметы расходов. В течение этого срока ответственный исполнитель подготавливает: техническое задание экспертной комиссии на проведение государственной экологической экспертизы; предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии. Ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных сотрудников (обычно - это ранее назначенный ответственный исполнитель). Руководитель экспертной комиссии и ответственный исполнитель определяют персональный состав экспертной комиссии; затем из числа утвержденных экспертов формируют при необходимости группы по рассмотрению отдельных вопросов; подготавливают проект календарного плана работы экспертной комиссии; подготавливают техническое задание руководителям групп и членам экспертной комиссии. Проведение государственной экологической экспертизы простых объектов может быть поручено экспертной комиссии из числа штатных сотрудников Госкомэкологии России (его территориальных органов).

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее, чем через 30 дней после ее оплаты (после получения копии платежного поручения).

Результатом работы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы является сводное заключение, содержащее следующие основные разделы: перечень и краткое содержание представленных на экспертизу материалов, замечания и предложения, основанные на анализе и экспертной оценке представленных материалов, а также выводы и рекомендации экспертной комиссии о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта экспертизы.

Проект заключения экспертной комиссии обсуждается на заключительном заседании экспертной комиссии, на которое приглашаются заказчик, разработчики материалов, представители администрации, территориального органа, общественности. Руководитель экспертной комиссии докладывает о результатах работы экспертной комиссии и выводах проекта заключения.

Заключение государственной экологической экспертизы составляется с учетом ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и подписывается всеми членами экспертной комиссии Госкомэкологии России (его территориального органа). Каждое рабочее заседание экспертных групп оформляется протоколами и явочными листами, которые подписываются руководителем группы.

Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение - одно из обязательных условий финансирования и реализации объекта экспертизы. Оно имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы не должно содержать замечаний. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют существа предложенных заказчиком (разработчиком) документации намечаемых решений. При наличии замечаний экспертов по проекту заключения экспертной комиссии он дорабатывается и подписывается руководителем, ответственным секретарем экспертной комиссии и всеми ее членами.

Заключение государственной экологической экспертизы должно быть одобрено квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии и подписано всеми ее членами. В случае несогласия отдельных экспертов с выводами сводного заключения готовят "особое мнение", которое в виде краткой записки прикладывается к сводному заключению и является его неотъемлемой частью. При этом эксперт подписывает заключение экспертной комиссии с отметкой "особое мнение". В случае неподписания заключения квалифицированным большинством членов комиссии, а также при наличии особого мнения или подписании заключения со ссылкой на особое мнение экспертами, составляющими более одной трети списочного состава комиссии, руководитель комиссии совместно с руководителем экспертного подразделения докладывают руководству Госкомэкологии России (его территориального органа) о невозможности принятия комиссией в существующем составе решения по заключению государственной экологической экспертизы, необходимости продления срока ее проведения (но не более 6 месяцев со дня ее начала) и дополнительном включении экспертов в состав комиссии. В случае, если заключение экспертной комиссии не подписано квалифицированным большинством голосов ее списочного состава и после продления срока проведения государственной экологической экспертизы, данная экологическая экспертиза считается завершенной без результата. Все заключения и особые мнения экспертов принимаются к сведению. Создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовавших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям, предъявляемым к экспертам. Оплата работы экспертной комиссии при продлении срока проведения государственной экологической экспертизы в случаях, указанных в настоящем пункте, производится за счет средств Госкомэкологии России (его территориальных органов).

Заключение приобретает статус Заключения государственной экологической экспертизы только после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Заключение утрачивает юридическую силу при внесении изменений в проектную и иную документацию после получения положительного решения, а также при реализации объекта экспертизы с отклонениями от документации, прошедшей экспертизу. Заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено только в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза может быть проведена повторно, основанием для повторного рассмотрения материалов по объектам экспертизы являются: доработка материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в уведомлении экспертного подразделения, проводившего первоначальное рассмотрение материалов, направленных на государственную экологическую экспертизу, или содержащихся в отрицательном заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы; изменение условий природопользования; реализация объекта экспертизы с отступлениями от ранее принятых решений, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы; истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; решение суда, арбитражного суда. Повторная государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, как правило, в первоначальном (ранее осуществлявшем экспертизу этого объекта) составе и образуется тем же уполномоченным органом в области государственной экологической экспертизы. Повторная экспертиза по решению судебных органов осуществляется экспертным подразделением государственной экологической экспертизы, определяемым решением суда. Финансовое обеспечение повторной государственной экологической экспертизы осуществляется заказчиком в установленном порядке. В случаях проведения повторной государственной экологической экспертизы по поручению судебных органов решение о компенсации затрат на проведение государственной экологической экспертизы принимается судом. После завершения повторной государственной экологической экспертизы заключение государственной экологической экспертизы направляется судебному органу, по решению которого она проводилась.

В заключение нужно отметить, что оценка риска возникновения неблагоприятных экологических последствий от реализации намечаемой деятельности, поиск компромиссных решений на стадии, когда объект еще не реализован, гораздо более эффективны, чем действия в неблагоприятных ситуациях, уже сложившихся из-за неправильно принятых решений. Поэтому реализация в нашей стране закона "Об экологической экспертизе" является важным шагом к улучшению экологической обстановки в России.

Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям, т.е.:

1) обязательная организационная мера охраны окружающей природной среды, предопреде­ляющая принятие хозяйственного решения с целью проверки соответствия его требованиям экологической безопасности;

2) элемент организационно-правового механизма охраны окружающей природной среды и ее использования;

3) узаконенная превентивная мера, как предварительная проверка документации, проектов, программ, изделий, сырья, материалов (и т.д.) требованиям охраны окружающей среды;

4) организационно-правовая форма предупредительного контроля для всех предплановых (предпроектных) материалов, а также экологического обоснования лицензий и сертификатов, устанавливающая экологическое качество принимаемых хозяйственно-управленческих решений.

Основной нормативной базой для проведения экологической экспертизы являются: а) статья 33 ФЗ «Об ООС» и ФЗ «Об экологической экспертизе»; б) Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы; в) Регламент проведения государственной экологической экспертизы.

Экспертиза – это исследование специалистом (экспертом) каких - либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства, хозяйственной деятельности. Она может проводиться одним ученым, группой специалистов, научно-исследова­тельским институтом. Результатом экспертизы является экспертное заключение (акт экспертизы) (рис. 9; рис. 10).


Рис. 9. Экологическая экспертиза



Рис. 10. Государственная экологическая экспертиза

Финансирование государственной экологической экспертиз, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе.

Следует также отметить, что заключение государственной экологической экспертизы должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. К заключению прилагаются особые, обоснованные мнения экспертов, не согласных с принятым экспертной комиссией заключением. Заключение должно быть подписано руководителем, ответ­ственным секретарем и всеми членами экспертной комиссии. Если возникает необходимость изменить содержание заключения, то необходимо иметь согласие всех членов экспертной комис­сии. Статус заключения государственной экологической экспертизы подготовленный документ приобретает после утверждения его специальным уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в тех случаях, когда:

Проведены доработки материалов по замечаниям выполненной ранее экспертизы;

Изменены условия природопользования специально уполномоченным государственным органом в области окружающей природной среды;

Произведена реализация объекта экспертизы с отступлениями от документации, получив­шей положительное заключение, и (или) в случае внесения изменений в указанную докумен­тацию;

Истек срок действия положительного заключения;

Внесены изменения в документацию после получения положительного заключения.

Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспер­тизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

В случае отрицательного заключения заказчику предоставляется право представить мате­риалы на повторную государственную экологическую экспертизу. При этом обязательным усло­вием является устранение замечаний, изложенных в отрицательном заключении. Кроме того, заказчик имеет право оспорить заключение в судебном порядке.

Закон закрепляет гарантии эффективности государственной экологической экспертизы. Ее требования распространяются на две группы субъектов. Во-первых, на тех, кому адресовано экспертизное заключение. Тем самым подкрепляется его обязательный, а не рекомендательный характер. Во-вторых, предусматривается ответственность тех, кто выносит экспертное заключе­ние, что способствует повышению качества экспертизы.