Урмарский районный суд чувашской республики. Урмарский районный суд чувашской республики Ч 1 ст 247 ук рф

14.02.2021

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Урмарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Голубева А.В.,

с участием государственного обвинителя - помощника прокурора Урмарского района Никифорова Ю.Н.,

подсудимого Е.,

защитника - адвоката Портнова И.Т., представившего удостоверение № 54 и ордер № 254

при секретаре Павловой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению

Е., гражданина РФ, образование высшее, женатого, судимого приговором Урмарского районного суда Чувашской Республики от 18 ноября 2009 года по статье 315 УК РФ к штрафу в размере 5500 рублей,

в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 247 УК РФ

УСТАНОВИЛ:

Е. обвиняется в том, что он, являясь руководителем ООО, в нарушение требований Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а именно статьи 1, определяющей требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования), Федерального законаот 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а именно статьи 11, согласно которой юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; пунктов 3.2, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 апреля 2003 года №80, согласно которым временное хранение отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадях; временное хранение отходов на открытых площадях без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие; по периметру должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; в марте месяце 2006 года,транспортировал, разместил для дальнейшего хранения и хранил в период времени с марта месяца 2006 года по настоящий момент, на площади 15 на 40 метров, на территории бывшего ГУП «Урмарская сельхозхимия», расположенной по адресу: Чувашская Республика, Урмарский район, пгт.Урмары, Базовый проезд, д.2, отходы загрязненные нефтепродуктами в количестве 160 тонн. Согласно протоколам биотестирования №19-07Д и №20-07/Д указанные отходы, загрязненные нефтепродуктами относятся к III классу опасности как умеренно опасные отходы, которые оказывают негативное влияние на окружающую среду, заключающееся в сверхнормативном загрязнении нефтепродуктами почвы, грунтов и подземных вод первого горизонта, тем самым создал реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде.

В судебном заседании Е. виновным в предъявленном ему обвинении не признал и показал суду, что он, являясь руководителем ООО в марте 2006 года разместил на территории бывшего ГУП «Урмарская сельхозхимия» 160 тонн нефтешламов - смеси речного песка с нефтепродуктами, которые предприятие планировало переработать. Указанные нефтеотходы были свалены в кучу, вокруг которой была произведена частичные обваловка и ограждение. В силу ряда причин нефтешламы к настоящему времени не переработаны и в сентябре 2009 года ООО объявлено банкротом, он отстранен от управления им. С момента размещения отходов прошло около четырех лет и за этот период каких – либо негативные последствия, повлекшие причинение существенного вреда здоровья человека или окружающей среде, не выявлено. Кроме того, нефтешламы размещены на территории бывшего ГУП «Урмарская сельхозхимимя», земля в этом месте за многолетнее размещение на ней агрохимикатов загрязнена иными более вредными веществами.

Допросив подсудимого Е., специалиста Д. и изучив материалы уголовного дела суд установил следующие обстоятельства.

В марте 2006 года, Е., являясь руководителем ООО, разместил на территории бывшего ГУП «Урмарская сельхозхимия» в пос. Урмары 160 тонн нефтешламов, отходов, загрязненными нефтепродуктами.

Указанные отходы размещены и хранятся на площади 15 на 40 метров насыпью высотой местами до 2 метров, без соблюдения правил их хранения, установленных СанПиН.

Согласно протоколам биотестирования №19-07Д и №20-07/ от 06 апреля 2006 года указанные отходы, загрязненные нефтепродуктами, относятся к III классу опасности как умеренно опасные отходы, оказывающие острое токсическое действие на тест-объекты микроорганизмы Daphnia magna Straus и водоросли Scenedesmus guadricauda .

Вступившим в законную силу решением Урмарского районного суда Чувашской Республики от 19 сентября 2008 года установлено, что указанные отходы вследствие нарушения ООО природоохранного законодательстваи санитарных правил по их размещению может повлечь причинение вреда в будущем, в связи с чем данная организация обязана очистить участок территорииот нефтеотходов.

Допрошенная судом в качестве специалиста заместитель директор ГУ НИИ экологии Д. показала, что она более 15 лет работает в области экологии и природоохраны и в связи с этим неоднократно бывала в Урмарском районе, в том числе на территории бывшего предприятия сельхозхимии, знает его месторасположение, рельеф местности и наличие источников водоснабжения в округе.

В ходе предварительного следствия она ознакомлена с материалами уголовного дела, касающихся размещения Е. нефтешламов и результатами их биотестирования. Из изученных ею материалов и содержащихся в них описания отходов по консистенции, цвету и т.д., следует, что размещенные отходы представляют собой смесь тяжелых нефтепродуктов, предположительно мазута и дизтоплива, с песком, являющимся инертным материалом. В данном случае вредные вещества из тяжелых нефтепродуктов в воздух не переходят. Возможно их проникновении в почву на глубину 20-40 сантиметров и грунтовых вод первого горизонта в пределах производственной площадки в месте хранения отходов, однако существенного вреда окружающей среде это не приносит, поскольку под воздействием окружающей среды, солнечной радиации, микроорганизмови т.д., происходит их разложение. Деградации земель не происходит, поскольку в случае разрыхление земель в месте хранения вредные вещества в почве под воздействие внешних факторов и микроорганизмов в течении непродолжительного времени - нескольких месяцев в течении летнего сезона, потеряют свои опасные свойства, что позволит использовать земли в дальнейшем по их целевому назначению. С учетом знакомого ей рельефа местности, отсутствия поблизости источников водоснабжения, залегания водоупорной глины в толще земли и нахождении реки Аря на достаточном удалении (около 1,5 км.) попадание вредных веществ в источники питьевого водоснабжения практически невозможно.

Кроме вышеприведенных допустимых доказательств вины Е., стороной обвинения по делу других не представлено.

Уголовная ответственность по части 1 статьи 247 УК РФ предусмотрена за транспортировку и хранение опасных отходов с нарушением установленных правил, создающих угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

По смыслу закона, с ущественный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.

Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда.

Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.

В соответствии с частью 3 статьи 15 УПК РФ суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.

Статьей 14 УПК РФ предусмотрено, что подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.

Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого.

Нефтеотходы, размещенные Е., хотя и отнесены к 3-му классу опасности и оказывают определенные негативное воздействие на окружающую среду в виде сверхнормативного загрязнения почвы, грунтов и подземных вод первого горизонта в пределах производственной площадки в месте их хранения, однако доказательств, что размещение их с нарушением установленных санитарных правил причинило существенный вред здоровью человека или окружающей среде или создало угрозу причинения такого вреда, по делу не добыто.

С момента размещения нефтешламов по настоящее время прошло около четырех лет, в течении этого времени ни Е., ни иные лица, в том числе соответствующие государственные органы, не предпринимали каких – либо мер по устранению или уменьшению опасных свойств размещенных отходов (переработка, разбавление иными инертными материалами, обработка специальными составами, дезактивация, создание специальных условий для хранение и т.д.), однако до сих пор установленные для привлечения к уголовной ответственности законом существенные вредные последствия не обнаружены.

Кроме того, как следует из показаний специалиста Д., в результате воздействия окружающей среды на нефтеотходы их опасные свойства и класс опасности со временем только уменьшаются.

По мнению суда, при наличии реальной угрозы причинения существенного вреда от отходов, предусмотренной законном в виде причинения конкретного вреда человеку, гибели животных, рыб птиц и растительности, деградации земель и т.д., и бездействии по локализации опасных свойств нефтеотходов, указанные существенные вредные последствия в течении длительного срока хранения отходов должны были наступить, однако этого не произошло и эти имеющие значение для дела обстоятельства стороной обвинения не доказаны.

Вышеприведенное также свидетельствует от отсутствии реальной угрозы причинения существенного вреда.

Протокола биотестирования не содержат сведений о том, что нефтешламы несут в себе угрозу причинения именно существенного вреда здоровью человека и (или) окружающей среде.

Доводы стороны обвинения о том, что вступившим в законную силу решением Урмарского районного суда от 19 сентября 2008 года установлена угроза причинения размещенными отходами существенного вреда окружающей среде, суд отвергает, поскольку в нем указывается о возможности причинения вреда в будущем, но вывод о том, что такой вред может быть существенным для человека или окружающей среды, решение не содержит.

Согласно пункту 4 статьи 302 УПК РФ о бвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств.

Поскольку суд является не стороной обвинения или защиты, а лишь создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей, и по делу стороной обвинения не представлено убедительных доказательств о наличии реальной угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, то в действиях Е. отсутствует состав преступления, предусмотренный частью 1 статьи 247 УПК РФ и он подлежит оправданию.

В данном случае право на реабилитацию у Е. не наступает, поскольку обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 247 УК РФ, ему предъявлено в рамках расследования совершения им другого преступления, за которое он осужден ранее вынесенным приговором.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 302,305,306 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Е. оправдать по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 247 УК РФ, на основании пункта 3 части 2 статьи 302 УПК РФ, за отсутствием в деянии состава преступления.

Меру пресечения в отношении Е. в виде подписке о невыезде и надлежащем поведении отменить.

Приговор может быть обжалован в Верховный Суд Чувашской Республики в течении 10 суток со дня его провозглашения.

Председательствующий – судья А.В.Голубев

становил:>

1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, -
наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

Комментарий к статье 247 УК РФ

1. Запрещенные виды опасных отходов содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрыво- и пожароопасностью, высокой реакционной способностью), или возбудителей инфекционных болезней либо представляют непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека сами по себе или при вступлении в контакт с другими веществами.

Радиоактивные вещества - это не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение.

К химическим веществам относятся токсичные химические препараты, не подвергающиеся распаду и воздействующие на человека и окружающую природную среду, в том числе и используемые в сельскохозяйственном производстве.

Бактериологическими веществами являются микроскопические, как правило, одноклеточные организмы, вызывающие болезни человека, животных и растений.

Запрещенными видами опасных отходов признаются отходы, производство которых запрещено: в любом случае (сильнодействующие отравляющие вещества, могущие иметь военное предназначение либо использоваться для производства оружия массового поражения); при осуществлении определенных технологических процессов (как побочный продукт); в объеме, превышающем установленный специальным нормативным актом или нормативно-техническими документами, либо в определенных концентрациях, либо в определенных местах и в определенные периоды времени, либо без надлежащего разрешения (лицензии).

Опасные отходы - это непригодные для производства продукции, утратившие свои потребительские свойства виды сырья, пасто-, газо-, парообразные вещества и энергия, способные вызвать поражение живых существ и среды их обитания. Они подразделяются на ядовитые (токсичные), радиоактивные и иные, для каждого из которых установлены соответствующие классы токсичности.

Радиоактивными отходами являются ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.

Опасными (токсичными) веществами признаются органические и неорганические вещества (их соединения, продукты, их содержание), которые при поглощении или контакте с организмом либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде.

2. Производство - действия промышленного характера, целенаправленно осуществляемые в рамках избранного технологического процесса таким образом, что они приводят к появлению запрещенных видов опасных отходов в качестве основного или побочного продукта, которые не уничтожаются и не обезвреживаются.

Транспортировка - перемещение с мест производства, сбора, складирования, хранения к месту переработки, захоронения или уничтожения.

Хранение - помещение отходов в накопители в целях последующего повторного использования либо извлечения для захоронения.

Захоронение - постоянное размещение в специально оборудованных местах, контейнерах.

Использование предполагает эксплуатацию свойств отходов любыми предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчинения, а также отдельными гражданами.

Иное обращение с опасными веществами и отходами характеризуется сложной, многоэтапной деятельностью, которая включает:

Обезвреживание - освобождение от вредных примесей;

Утилизацию - извлечение полезных продуктов;

Складирование - временное размещение отходов;

Сбор - накопление в месте образования.

3. Нарушение указанных правил должно создавать угрозу причинения существенного вреда здоровью человека (см. комментарий к ст. 246 УК) или окружающей среде.

4. Преступление считается оконченным с момента создания реальной угрозы наступления указанных в законе последствий.

5. Субъективная сторона преступления предполагает умышленную форму вины.

6. Субъект преступления специальный - лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению правил обращения экологически опасных веществ и отходов.

Массовая гибель животных - одновременная гибель одного или нескольких видов животных на значительной территории.

8. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности.

9. Зонами экологического бедствия объявляются участки и территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Зона чрезвычайной экологической ситуации - это участки территории, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

10. Ответственность по ч. 3 ст. 247 наступает за деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

Другой комментарий к статье 247 Уголовного Кодекса РФ

1. Объектом преступления являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. В качестве факультативного объекта может выступать здоровье человека, если ему преступлением причиняется вред.

2. Предметом преступления являются запрещенные виды опасных отходов, радиоактивные, бактериологические, химические вещества и отходы, представляющие собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов в процессе производства продукции или ее потребления, утратившие свои потребительские свойства и представляющие опасность для окружающей среды и здоровья людей.

К радиоактивным веществам и отходам относятся источники ионизирующего излучения радиоактивных веществ и ядерных материалов в любом физическом состоянии. В этой части важное значение имеет Федеральный закон от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

Бактериологические вещества - это образования, состоящие из различных видов микробов. Применительно к предмету данного преступления речь главным образом идет о веществах, содержащих патогенные (болезнетворные) бактерии - возбудители различных болезней растений, животных и человека, обращение с которыми требует особой осторожности и строго регламентировано специальными правилами.

Химические вещества - это соединения различных химических элементов. Некоторые из них обладают высокой токсичностью и оказывают вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы.

3. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в любом из действий (бездействии), нарушающих установленные правила производства запрещенных видов опасных отходов, транспортировки, хранения, захоронения, использования или иного обращения с указанными выше предметами. В отношении радиоактивных веществ эти правила содержатся в Законе "Об охране окружающей среды", в Законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в Нормах радиационной безопасности, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2009 N 47. Закон "Об охране окружающей среды" регламентирует общие экологические требования к обращению химических веществ, а также правила охраны окружающей среды от вредного биологического воздействия на нее бактерий, микробов, грибков, вирусов и иных видов микроорганизмов и биологических веществ.

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 247 УК, - формальный состав преступления. Оно признается оконченным с момента совершения любого из альтернативно указанных в диспозиции статьи действий, если они по своему характеру представляли угрозу, т.е. реальную возможность причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. Оценка нарушения действующих правил как представляющего угрозу - вопрос факта, устанавливаемый органами следствия и судом и на основе обстоятельств конкретного дела (степень потенциальной опасности предмета правонарушения, продолжительность его совершения по времени, масса предмета в натуре и т.д.). Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, применительно к части 1 статьи 247 УК РФ существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде - в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п.

4. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 247 УК, совершается с прямым умыслом, при котором субъект осознает, что нарушает установленные правила, и желает этого.

5. В ч. 2 ст. 247 УК сформулированы квалифицирующие признаки.

Загрязнение, отравление, заражение окружающей среды - это различные степени антропогенного вреда, причиненного тем или иным объектам природы или их совокупности, например одновременное заражение атмосферного воздуха, вод, земли, леса. Под вредом в данном случае понимаются существенные негативные изменения в состоянии природной среды, вызванные противоправной деятельностью виновного лица. "Загрязнение" - родовое понятие по отношению к признакам "отравление", "заражение". Оно выражается в физико-химическом или биологическом изменении качества окружающей среды, превышающем установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду. Качество окружающей среды нормируется посредством установления предельно допустимых норм воздействия на объекты природы - "предельно допустимых концентраций" вредных химических, физических, биологических веществ (ПДК), "предельно допустимого уровня радиации" (ПДУ), "предельно допустимого уровня выбросов" вредных веществ в атмосферный воздух (ПДВ). "Заражение" и "отравление" окружающей среды есть не что иное, как более глубокие разновидности ее загрязнения, но отличающиеся друг от друга большей степенью пораженности природного объекта, его деградированности как компонента природы.

В отношении причинения вреда здоровью человека см. комментарий к ст. 246 УК.

О массовой гибели животных см. комментарий к ст. 246 УК.

Зона экологического бедствия - это официально объявленная государством часть территории Российской Федерации (город, область, край, республика), где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья людей, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Зоной чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

6. Часть 3 ст. 247 предусматривает ответственность за особо квалифицированный состав рассматриваемого преступления, если оно повлекло по неосторожности смерть человека или массовое заболевание людей. Следовательно, по отношению к данным последствиям вина субъекта может выражаться только в неосторожности, чаще всего в виде небрежности.

Статья 247 УК РФ, предусматривающая ответственность за это преступление, гласит: 1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

  • 2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
  • 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, - наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.

Рассматриваемое деяние относится к числу наиболее опасных экологических преступлений, сопряженных с негативным воздействием на среду обитания, оно создает угрозу экологической безопасности населения.

Объект преступления - отношения по обеспечению экологической безопасности и охране окружающей природной среды.

Предмет преступления - запрещенные виды опасных отходов, радиоактивные, бактериологические, химические вещества и отходы.

Потерпевший - человек, здоровью которого причинен вред.

Опасные отходы классифицируются по различным основаниям (по виду, опасности, источникам образования и т.д.). Класс токсичности отходов определяется в соответствии с Приказом МПР РФ "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" Приказ МПР РФ от 2 декабря 2002 г. N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" // Российская газета. 2003. N 12.. Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. "О порядке введения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" // СЗ РФ. 2000. N 45. Ст. 4476. на Минприроды РФ возлагается обязанность по паспортизации опасных отходов и ведению кадастра отходов по единой для всей страны схеме. Химические вещества по степени опасности разделяются на четыре класса: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные (ГОСТ 12.1.007-76 "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности"), а по ГОСТу 17.4.1.02-83 "Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения" - на высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные. Специальные классификации существуют для пестицидов и других веществ.

Экологические требования по производству опасных отходов, транспортировке, хранению и иному обращению с химическими, бактериологическими и радиоактивными веществами указаны в нормативных актах, перечисленных при рассмотрении ст. 246. Они изложены также в ряде других законодательных актов РФ, ее субъектов, подзаконных нормативных актах, на которые необходимо сделать ссылку.

Объективная сторона преступления выражается в производстве опасных отходов и обращении опасных веществ и отходов с нарушением установленных правил.

Под обращением понимается транспортировка, хранение, захоронение, использование, передача, продажа и совершение других сделок, выбрасывание, утилизация, разрушение, уничтожение радиоактивных, химических или бактериологических веществ и отходов. Частью 2 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета. 2002. № 6. предусматриваются деяния по обращению с отходами производства и потребления, осуществление которых запрещается, в том числе ввоз опасных и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания, сброс отходов на водосборные площади, в недра и на почву.

Поскольку диспозиция рассматриваемой статьи бланкетная, необходимо, во-первых, установить в каждом конкретном случае, нарушение каких правил имело место, являются ли они действующими, и, во-вторых, сослаться на эти правила при квалификации преступления. Зумакулов Д., Прохоров Л. Квалификация экологических преступлений // Российская юстиция. 2003. N 8. С. 24.

Под производством запрещенных отходов понимается создание отходов, которые не должны оставаться в процессе изготовления химической, радиоактивной или биологической продукции, а также неуничтожение, необезвреживание их, ведущее к накоплению.

Использование радиоактивных, химических и бактериологических веществ и отходов предполагает пользование ими (эксплуатацию их свойств) любыми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчинения, а также отдельными гражданами.

Оконченным преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 247, считается с момента производства опасных видов отходов либо с момента их транспортировки, хранения и иного обращения с нарушением правил безопасности, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Угроза вреда считается созданной, если она была реальной, действительной (а не мнимой) и вред здоровью людей или природной среде не был причинен лишь по счастливой случайности или благодаря вовремя принятым мерам.

Так, заведующий отделением функциональной диагностики института А. в нарушение действующих правил не сдал для захоронения специализированной организации отработанные капсулы с радиоактивными материалами, а выбросил их в мусорный ящик во дворе института, что создало угрозу здоровью людей, утилизирующих отходы.

Преступления, предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 247, будут считаться оконченными с момента наступления указанных в них последствий: загрязнения, отравления или заражения окружающей среды, причинения вреда здоровью человека либо массовой гибели животных, смерти человека либо массового заболевания людей.

Исключение составляет совершение деяний, указанных в ч. 1 ст. 247, в зонах экологического бедствия или в зонах чрезвычайных экологических ситуаций. Они считаются оконченными с момента их выполнения в указанных зонах. Если же такие деяния повлекли смерть или массовое заболевание людей, имеет место конкуренция двух частей одной статьи и применению подлежит ч. 3 ст. 247. Дуюнов В.К. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: (постатейный) / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. - М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 367.

Понятия "вред здоровью людей", "массовая гибель животных", "существенный (тяжкий) вред природной среде" излагаются при рассмотрении ст. 246, 250, 257.

Под угрозой причинения существенного вреда здоровью, о которой говорится в ч. 1 ст. 247, понимается угроза причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью хотя бы одного человека либо угроза распространения эпидемии.

Под загрязнением окружающей природной среды по смыслу ч. 2 статьи понимается физическое, химическое, радиационное, ароматическое, биологическое изменение качества вод, воздуха, почвы, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на природную среду и создающее в результате этого угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, генофонду животных, растений и человека, озоновому слою.

Отравление окружающей среды (ч. 2 ст. 247) - это разновидность загрязнения, насыщение компонентов (ресурсов) природной среды ядовитыми веществами и отходами, способными вызвать гибель или расстройство здоровья людей и животных, уничтожение или угнетение роста растительности, мутации.

Под массовыми заболеваниями людей понимается распространение заразных болезней, значительно превышающее уровень заболеваемости, обычно регистрируемой в данной местности.

Заражение окружающей среды (ч. 2 ст. 247) - внесение в среду обитания возбудителей болезни животных, растений и человека, а также вредителей растительности, способных к быстрому размножению (как растительного, так и животного происхождения).

Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, а зонами экологического бедствия - те территории, где такие изменения уже произошли и повлекли за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, обеднение растительного и животного мира вплоть до вымирания отдельных видов растений и животных.

Порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается Федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации (ст. 57 Федерального закона "Об охране окружающей среды"). Жевлаков Э.Н. Уголовно-правовая охрана окружающей природной среды в Российской Федерации. - М.: Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, 2004. С. 85.

С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 247, характеризуется умышленной виной, предусмотренное ч. 2 - как умыслом, так и неосторожностью по отношению к последствиям, ч. 3 - неосторожностью.

Субъект. Ответственности подлежат вменяемые, достигшие 16-летнего возраста лица.

Лицо, совершающее данное преступление с использованием своего должностного положения, отвечает также по ст. 285, а лицо, выполняющее свои функции в коммерческих или в негосударственных организациях и использующее свои полномочия, - по ст. 201.

Статья 247 является общей по сравнению со статьями, предусматривающими ответственность за загрязнение отдельных видов природных ресурсов (ст. 248 - 252, 254, 262). Поэтому если перечисленные статьи более полно описывают конкретное деяние, то применяются они. Например, если при использовании промышленного объекта произошло загрязнение водоемов или воздуха, применению подлежат ст. 250 и 251, а если уничтожены или повреждены леса, нарушен режим особо охраняемых природных территорий, - соответственно ст. 261 и 262.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 247, относится к категории небольшой тяжести, ч. 2 - средней тяжести, ч. 3 - тяжких. Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование. - М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 412.

Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

Комментарий к статье 247 УК РФ:

1. Объектом преступления являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. В качестве факультативного объекта может выступать здоровье человека, если ему преступлением причиняется вред.

2. Предметом преступления являются запрещенные виды опасных отходов, радиоактивные, бактериологические, химические вещества и отходы, представляющие собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов в процессе производства продукции или ее потребления, утратившие свои потребительские свойства и представляющие опасность для окружающей среды и здоровья людей.
К радиоактивным веществам и отходам относятся источники ионизирующего излучения радиоактивных веществ и ядерных материалов в любом физическом состоянии. В этой части важное значение имеет Федеральный закон от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Бактериологические вещества - это образования, состоящие из различных видов микробов. Применительно к предмету данного преступления речь главным образом идет о веществах, содержащих патогенные (болезнетворные) бактерии - возбудители различных болезней растений, животных и человека, обращение с которыми требует особой осторожности и строго регламентировано специальными правилами.
Химические вещества - это соединения различных химических элементов. Некоторые из них обладают высокой токсичностью и оказывают вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы.

3. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в любом из действий (бездействии), нарушающих установленные правила производства запрещенных видов опасных отходов, транспортировки, хранения, захоронения, использования или иного обращения с указанными выше предметами. В отношении радиоактивных веществ эти правила содержатся в Законе "Об охране окружающей среды", в Законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в Нормах радиационной безопасности, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2009 N 47. Закон "Об охране окружающей среды" регламентирует общие экологические требования к обращению химических веществ, а также правила охраны окружающей среды от вредного биологического воздействия на нее бактерий, микробов, грибков, вирусов и иных видов микроорганизмов и биологических веществ.
Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 247 УК, - формальный состав преступления. Оно признается оконченным с момента совершения любого из альтернативно указанных в диспозиции статьи действий, если они по своему характеру представляли угрозу, т.е. реальную возможность причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. Оценка нарушения действующих правил как представляющего угрозу - вопрос факта, устанавливаемый органами следствия и судом и на основе обстоятельств конкретного дела (степень потенциальной опасности предмета правонарушения, продолжительность его совершения по времени, масса предмета в натуре и т.д.). Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, применительно к части 1 статьи 247 УК РФ существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде - в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п.

4. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 247 УК, совершается с прямым умыслом, при котором субъект осознает, что нарушает установленные правила, и желает этого.

5. В ч. 2 ст. 247 УК сформулированы квалифицирующие признаки.
Загрязнение, отравление, заражение окружающей среды - это различные степени антропогенного вреда, причиненного тем или иным объектам природы или их совокупности, например одновременное заражение атмосферного воздуха, вод, земли, леса. Под вредом в данном случае понимаются существенные негативные изменения в состоянии природной среды, вызванные противоправной деятельностью виновного лица. "Загрязнение" - родовое понятие по отношению к признакам "отравление", "заражение". Оно выражается в физико-химическом или биологическом изменении качества окружающей среды, превышающем установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду. Качество окружающей среды нормируется посредством установления предельно допустимых норм воздействия на объекты природы - "предельно допустимых концентраций" вредных химических, физических, биологических веществ (ПДК), "предельно допустимого уровня радиации" (ПДУ), "предельно допустимого уровня выбросов" вредных веществ в атмосферный воздух (ПДВ). "Заражение" и "отравление" окружающей среды есть не что иное, как более глубокие разновидности ее загрязнения, но отличающиеся друг от друга большей степенью пораженности природного объекта, его деградированности как компонента природы.
В отношении причинения вреда здоровью человека см. комментарий к ст. 246 УК.
О массовой гибели животных см. комментарий к ст. 246 УК.
Зона экологического бедствия - это официально объявленная государством часть территории Российской Федерации (город, область, край, республика), где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья людей, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Зоной чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

6. Часть 3 ст. 247 предусматривает ответственность за особо квалифицированный состав рассматриваемого преступления, если оно повлекло по неосторожности смерть человека или массовое заболевание людей. Следовательно, по отношению к данным последствиям вина субъекта может выражаться только в неосторожности, чаще всего в виде небрежности.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


В ч. 1 ст. 247 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность за:

1) производство запрещенных видов опасных отходов,
2) транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил,
если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

В ч. 2 ст. 247 УК РФ предусмотрена ответственность за деяния, указанные в ч. 1, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. А в ч. 3 ст. 247 УК РФ - если указанные деяния повлекли по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

К радиоактивным веществам и отходам относятся источники ионизирующего излучения радиоактивных веществ и ядерных материалов в любом физическом состоянии.

Бактериологические вещества - это вещества, содержащие патогенные (болезнетворные) бактерии (возбудители различных болезней растений, животных и человека), обращение с которыми требует особой осторожности.
Химические вещества - это соединения различных химических элементов. Некоторые из них обладают высокой токсичностью и оказывают вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы.

Требования обращения с радиоактивными веществами и отходами указаны в Федеральном законе от 11.07.2011 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Требования к обращению с опасными отходами указаны в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об отходах производства и потребления».

Требования в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов установлены в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды» (ст. 47). Дополнительно в ст. 14 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и отдельные виды продукции допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и применению (использованию) после их государственной регистрации в соответствии со ст. 43 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Для привлечения виновного к уголовной ответственности за совершения преступления, указанного в ч.1 ст. 247 УК РФ, требуются следующие условия:

1) субъект преступления - специальный (лицо, ответственное за соблюдение правил транспортировки, хранении, захоронения, использования или иного обращения радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов), достигший 16 лет.
2) совершение действий по производству запрещенных видов опасных отходов, либо по транспортировке, хранению, захоронению, использованию или иному обращению радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил.

Производство - действия промышленного характера, целенаправленно осуществляемые в рамках избранного технологического процесса таким образом, что они приводят к появлению запрещенных видов опасных отходов в качестве основного или побочного продукта, которые не уничтожаются и не обезвреживаются.

Транспортировка - перемещение с мест производства, сбора, складирования, хранения к месту переработки, захоронения или уничтожения.

Хранение - помещение отходов в накопители в целях последующего повторного использования либо извлечения для захоронения.

Захоронение - постоянное размещение в специально оборудованных местах, контейнерах.

3) создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде в результате совершения действий виновным, т.е. последствия (наступление самого существенного вреда здоровью человека или окружающей среде) не наступили.

В п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъясняется, что считается созданием угрозы причинения существенного вреда. Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде означает возникновение такой ситуации, которая повлекла бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами. Такая угроза предполагает наличие конкретной опасности реального причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде - в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п. 4) наличие прямого умысла на совершение преступления: лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий, осознает, что ими создается реальная возможность причинения вреда здоровью человека или окружающей среде, и желает эти действия совершить.
По ч. 2 и ч. 3 ст. 247 УК РФ форма вины может быть как умышленная, так и неосторожная.

При привлечении лица к ответственности по ч. 2 ст. 247 УК РФ должны наступить последствия в виде загрязнения, отравления или заражения окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, либо действия должны совершаться в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Под причинением вреда здоровью человека понимается причинение вреда здоровью любой степени тяжести одному или нескольким лицам (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»).

Зона чрезвычайной экологической ситуации устанавливается в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 06.02.1995 N 45 «Об утверждении «Временного порядка объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации» и Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».