Ст.226.1 УК РФ тактика защиты. Уголовно-правовая характеристика контрабанды по уголовному законодательству российской федерации Что нового в статье 226 1

25.05.2020

Новая редакция Ст. 226.1 УК РФ. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных) -

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, -

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечания. 1. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов в настоящей статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей. Для отдельных видов стратегически важных товаров и ресурсов, определяемых Правительством Российской Федерации, крупным размером признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

3. Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей настоящей статьи и статьи 258.1 настоящего Кодекса утверждается Правительством Российской Федерации.

4. Крупным размером культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

Комментарий к Статье 226.1 УК РФ

Комментарий временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления выступают указанные в статье предметы, вещества, материалы и оборудование независимо от их стоимости, а также стратегически важные товары и ресурсы или культурные ценности в крупном размере (примечание к статье).

2. Объективная сторона преступления описана в законе как незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС предмета преступления. Это означает совершение действий по ввозу или вывозу указанных предметов любым способом, определенным таможенным законодательством.

3. Местом совершения преступления, определяемым в соответствии с принципами действия закона в пространстве (ст. 11 УК РФ), выступает либо таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, если эта граница контролируется компетентными органами Российской Федерации (т.е. фактически внешняя граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС с сопредельными государствами, не входящими в указанный союз, при условии, что она находится на территории Российской Федерации), либо Государственная граница Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В случае если предмет преступления перемещается через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, однако эта граница находится на территории государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, российский уголовный закон как общее правило не применяется к таким действиям (ст. 11 УК РФ).

4. Способы совершения преступления в законе названы, однако наиболее типичными традиционно считаются перемещение помимо таможенного контроля (вне пунктов пропуска через границу либо вне времени их работы), с сокрытием от таможенного контроля (под сокрытием понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение товаров либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников и т.п.)), с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации (предъявление поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам), недекларирование (умышленное незаявление в установленной форме в таможенной декларации о перемещаемых через таможенную границу предметах) или недостоверное декларирование (заявление заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для указанных выше таможенных целей (например, готовые изделия перемещаются под видом комплектующих деталей, сырья и т.п.)).

СТАТЬЯ 226. 1 УК РФ Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей.

Контрабанда в соответствии с ч. 1 ст. 226. 1 УК РФ - это незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу Таможенного союза в рамках Евр. Аз. ЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках Евр. Аз. ЭС.

Родовой объект – общественные отношения обеспечивающие общественную безопасность и порядок в РФ. Видовой объект – общественные отношения обеспечивающие общественную безопасность. Непосредственный объект общественная безопасность.

Предметом данного преступления являются: сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества радиационные источники ядерные материалы огнестрельное оружие или его основные части взрывные устройства боеприпасы оружия массового поражения и средства его доставки военная техника материалы, оборудование и средства его доставки для создания оружия массового поражения стратегически важные товары ресурсы или культурные ценности

стратегически важные товары спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80 об. % или более; этиловый спирт и прочие настойки, денатурированные драгоценные металлы черные и цветные металлы, а также отходы и лом черных и цветных металлов, металлокерамики, части железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая или подвижного состава озоноразрушающие вещества и продукция их содержащая

стратегически важные ресурсы мясо крупного рогатого скота, домашней птицы, свинина Рыба, ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные мясо и продукты из мяса осетровых рыб, икра осетровых рыб янтарь уголь каменный нефть сырая и нефтепродукты (70%) газ природный, газы нефтяные и углеводородные в сжиженном и газообразном состоянии пушнина лесоматериалы драгоценные и полудрагоценные металлы

Стратегически важные ресурсы флоры и фауны виды дикой флоры и фауны, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения или занесенные в Красную книгу РФ.

Культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания; движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки; культурные ценности, созданные более 100 лет назад

культурные ценности исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства); предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок; художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов; составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях; редкие рукописи и документальные памятники; архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты; почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования; редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология; другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

вооружение и военная техника - комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники) взрывное устройство – промышленного или самодельного изготовления, предназначенное и способное к взрыву при определенных условиях

огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда; основные части огнестрельного оружия - ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка; радиоактивные вещества не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение; радиационные источники не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение;

боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание ядерные материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;

Объективная сторона составляет в незаконном перемещении предметов или товаров через таможенную границу Российской Федерации, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации.

Перемещение через таможенную границу товаров и иных предметов заключается в совершении действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или иных предметов любым способом, включая перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Перемещение товаров или иных предметов, помимо таможенного контроля, заключается в совершении любых умышленных действий по их ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации или иных мест нахождения таможенных органов (таможен, таможенных постов) либо вне времени их работы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или без разрешения таможенного органа, если международным договором Российской Федерации или федеральным законодательством не предусмотрено свободного движения товаров через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля.

Крупным размером стратегически важных товаров, ресурсов и культурных ценностей признается их стоимость, превышающая один миллион рублей.

состав преступления по конструкции формальный. момент окончания преступления имеет свои особенности при ввозе и вывозе предметов: при ввозе преступление признается оконченным с момента перемещения предметов через таможенную границу, при вывозе - с момента ввоза предметов в зону таможенного контроля или подачи таможенной декларации и совершения иных действий с намерением вывезти эти предметы из Российской Федерации, о чем свидетельствуют сведения, указанные в таможенной декларации.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что незаконно перемещает через таможенную границу товары или иные предметы и желает совершить эти действия. Цели и мотивы могут быть различными. Они не влияют на квалификацию.

Квалифицированный вид ч. 2 ст. 226. 1 а) должностным лицом с использованием своего служебного положения; Субъектом этого вида быть - работник таможенной службы или лицо, освобожденное от некоторых форм таможенного контроля. б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль; Насилие выражается в применении побоев, телесных повреждений различной тяжести.

Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 226. 1 УК РФ) 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой. (см ч. 3 ст. 35 УК РФ)

Статья 229. 1 УК РФ Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Родовой объект – общественные отношения обеспечивающие общественную безопасность и порядок в РФ. Видовой объект – общественные отношения обеспечивающие здоровье населения. Непосредственный объект – здоровье человека.

Предметом данного преступления являются: наркотические средства психотропные вещества прекурсоры или аналоги, наркотических средств или психотропных веществ растения содержащих наркотические средства инструментов или оборудования для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

наркотические средства – вещества синтетического или естественного происхождения (гашиш, героин, дезоморфин, диампромид, каннабис (марихуана) и т. д.) психотропные вещества – вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы (аминептин, аминорекс, апрофен, буталбитал и т. д.)

прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры) – вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ (ангидрид уксусной кислоты (10%), бензилхлорид (40 %) и т. д.) аналоги наркотических средств и психотропных веществ – вещества синтетического или естественного происхождения, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят

растения содержащих наркотические средства Голубой лотос Грибы любого вида, содержащие псилоцибин и (или) псилоцин Кактус, содержащий мескалин Кат Кокаиновый куст Конопля Мак снотворный Роза гавайская Шалфей предсказателей Эфедра

инструментов или оборудования для изготовления наркотических средств или психотропных веществ Пресс-инструменты, используемые с оборудованием для прессования таблеток Оборудование для наполнения ампул Оборудование для запайки ампул Оборудование для прессования таблеток

Объективная сторона состоит в незаконном перемещении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, через таможенную границу Российской Федерации.

состав преступления по конструкции формальный при ввозе преступление признается оконченным с момента перемещения предметов через таможенную границу, при вывозе - с момента ввоза предметов в зону таможенного контроля или подачи таможенной декларации и совершения иных действий с намерением вывезти эти предметы из Российской Федерации, о чем свидетельствуют сведения, указанные в таможенной декларации.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что незаконно перемещает через таможенную границу товары или иные предметы и желает совершить эти действия.

Квалифицированный вид ч. 2 ст. 229. 1 а) группой лиц по предварительному сговору; (см ч. 2 ст. 35 УК РФ) б) должностным лицом с использованием своего служебного положения; Субъектом этого вида быть - работник таможенной службы или лицо, освобожденное от некоторых форм таможенного контроля. в) в отношении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере.

Особо квалифицированный состав (ч. 3, 4 ст. 229. 1 УК РФ) 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, в крупном размере. (крупный размер утверждается Правительством РФ) 4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные: а) организованной группой; (см ч. 3 ст. 35 УК РФ) б) в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, в особо крупном размере. (особо крупный размер утверждается Правительством РФ) в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль. Насилие выражается в применении побоев, телесных повреждений различной тяжести.

Приговор Мещанского районного суда города Москвы по части 1 статьи 226.1 УК РФ «Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных».

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мещанский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Ш.Т.В.,

с участием государственного обвинителя — помощника Мещанского межрайонного прокурора г. Москвы М.Е.А.,

подсудимого Ш.Д.Г.,

защитника в лице адвоката Ф.Е.Г., представившей служебное удостоверение, ордер адвоката, выданный Адвокатской конторой Коллегии адвокатов «Московская городская коллегии адвокатов»,

при секретаре Д.А.И.,

рассмотрев материалы уголовного дела по обвинению

Шамина Д.Г., ***, —

в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 226.1, ч. 1 ст. 226.1, ч. 1 ст. 226.1, ч. 1 ст. 226.1, ч. 1 ст. 226.1 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Ш.Д.Г. совершил контрабанду, то есть незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс либо Государственную границу Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс военной техники.

Находясь у себя дома по адресу: ***, Ш.Д.Г. в целях контрабанды военной техники в *** года, точное время не установлено, при помощи сети Интернет со своего аккаунта «***» на сайте «***» приискал, а затем при неустановленных обстоятельствах приобрел у неустановленного лица приборы ночного видения *** (далее-приборы) в неустановленном количестве, зная, что данные приборы ночного видения являются продукцией военного назначения и относятся к военной технике, после чего в период с *** года выставил прибор ночного видения *** на продажу через международный Интернет-магазин «***», заранее предполагая покупку прибора жителями других государств. В целях получения денежных средств из-за границы он (Ш.Д.Г.) создал электронный кошелек в международной платежной системе «***», который зарегистрировал на свою электронную почту *** и связал со счетом банковской карты ***, открытым в ПАО «***», на его имя.

Так он (Ш.Д.Г.), достоверно зная, что незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС военной техники запрещены уголовным законодательством Российской Федерации, осознавая общественную опасность своих действий и желая наступления преступных последствий совершил контрабанду военной техники, то есть преступление против общественной безопасности и общественного порядка, при следующих обстоятельствах.

Находясь у себя дома по адресу: ***, Ш.Д.Г., в целях контрабанды военной техники *** года, точное время не установлено, при помощи сети Интернет со своего аккаунта «***» на сайте «***» приискал, а затем при неустановленных обстоятельствах приобрел у неустановленного лица приборы ночного видения *** (далее-приборы) в неустановленном количестве, зная, что данные приборы ночного видения являются продукцией военного назначения и относятся к военной технике, после чего в период с *** года выставил прибор ночного видения *** на продажу через международный Интернет-магазин «***», заранее предполагая покупку прибора жителями других государств. В целях получения денежных средств из-за границы он (Ш.Д.Г.) создал электронный кошелек в международной платежной системе «***», который зарегистрировал на свою электронную почту *** и связал со счетом банковской карты ***, открытым в ПАО «***», на его имя.

В неустановленный следствием период времени, не позднее *** года, житель ***, проживающий по адресу: ***, находясь на территории указанного государства с целью приобретения военного прибора ночного видения ***, при помощи электронной платежной системы «***» перевел в качестве оплаты на счет Ш.Д.Г. *** долларов США.

*** года Ш.Д.Г., прибыл в отделение ФГУП «Почта России» по адресу: ***, где от своего имени незаконно направил в адрес: ***, международное почтовое отправление (далее-МПО) с идентификатором № ***, содержащее военную технику — прибор ночного видения ***. С целью скрыть контрабанду военного прибора ночного видения, Ш.Д.Г. указал в таможенной декларации к МПО с идентификатором № *** вложение, как оптический прибор, бывший в употреблении, после чего подписал ее. *** года в ходе проведения таможенного досмотра в Главном центре Международных отправлений ФГУП «Почта России» по адресу: ***, при вскрытии оболочки *** обнаружен прибор ночного видения ***, который относится к продукции военного назначения (категория «военная техника»).

Он же (Ш.Д.Г.) совершил контрабанду, то есть незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс либо Государственную границу Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс военной техники.

Так он (Ш.Д.Г.), достоверно зная, что незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и Государственную границу Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС военной техники запрещены уголовным законодательством Российской Федерации, осознавая общественную опасность своих действий и желая наступления преступных последствий совершил контрабанду военной техники, то есть преступление против общественной безопасности и общественного порядка, при следующих обстоятельствах.

Находясь у себя дома по адресу: ***, Ш.Д.Г., в целях контрабанды военной техники *** года, точное время не установлено, при помощи сети Интернет со своего аккаунта «***» на сайте «***» приискал, а затем при неустановленных обстоятельствах приобрел у неустановленного лица приборы ночного видения *** (далее-приборы) в неустановленном количестве, зная, что данные приборы ночного видения являются продукцией военного назначения и относятся к военной технике, после чего в период с *** года выставил прибор ночного видения *** на продажу через международный Интернет-магазин «***», заранее предполагая покупку прибора жителями других государств. В целях получения денежных средств из-за границы он (Шамин Д.Г.) создал электронный кошелек в международной платежной системе «***», который зарегистрировал на свою электронную почту *** и связал со счетом банковской карты ***, открытым в ПАО «***», на его имя.

В неустановленный следствием период времени, не позднее *** года, житель ***, проживающий по адресу: ***, находясь на территории указанного государства с целью приобретения военного прибора ночного видения ***, при помощи электронной платежной системы «***» перевел в качестве оплаты на счет Ш.Д.Г. *** долларов США.

*** года Ш.Д.Г., прибыл в отделение ФГУП «Почта России» по адресу: ***, где от своего имени незаконно направил в адрес: ***, международное почтовое отправление (далее-МПО) с идентификатором № ***, содержащее военную технику — прибор ночного видения ***. С целью скрыть контрабанду военного прибора ночного видения, Ш.Д.Г. указал в таможенной декларации к МПО с идентификатором № *** вложение, как оптический прибор, бывший в употреблении, после чего подписал ее. *** года в ходе проведения таможенного досмотра в Главном центре Международных отправлений ФГУП «Почта России» по адресу: ***, при вскрытии оболочки *** обнаружен прибор ночного видения ***, который относится к продукции военного назначения (категория «военная техника»).

Он же (Ш.Д.Г.) совершил контрабанду, то есть незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс либо Государственную границу Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс военной техники.

Так он (Ш.Д.Г.), достоверно зная, что незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и Государственную границу Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС военной техники запрещены уголовным законодательством Российской Федерации, осознавая общественную опасность своих действий и желая наступления преступных последствий совершил контрабанду военной техники, то есть преступление против общественной безопасности и общественного порядка, при следующих обстоятельствах.

В неустановленный следствием период времени, не позднее *** года, житель ***, проживающий по адресу: ***, находясь на территории указанного государства с целью приобретения военного прибора ночного видения ***, при помощи электронной платежной системы «***» перевел в качестве оплаты на счет Ш.Д.Г. *** долларов США.

*** года Ш.Д.Г., прибыл в отделение ФГУП «Почта России» по адресу: ***, где от своего имени незаконно направил в адрес: ***, международное почтовое отправление (далее-МПО) с идентификатором № ***, содержащее военную технику — прибор ночного видения ***. С целью скрыть контрабанду военного прибора ночного видения, Ш.Д.Г. указал в таможенной декларации к МПО с идентификатором № *** вложение, как оптический прибор, бывший в употреблении, после чего подписал ее. *** года в ходе проведения таможенного досмотра в Главном центре Международных отправлений ФГУП «Почта России» по адресу: ***, при вскрытии оболочки МПО № *** обнаружен прибор ночного видения ***, который относится к продукции военного назначения (категория «военная техника»).

Он же (Ш.Д.Г.) совершил контрабанду, то есть незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс либо Государственную границу Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс военной техники.

Так он (Ш. Д.Г.), достоверно зная, что незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и Государственную границу Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС военной техники запрещены уголовным законодательством Российской Федерации, осознавая общественную опасность своих действий и желая наступления преступных последствий совершил контрабанду военной техники, то есть преступление против общественной безопасности и общественного порядка, при следующих обстоятельствах.

Находясь у себя дома по адресу: ***, Ш.Д.Г., в целях контрабанды военной техники в *** года, точное время не установлено, при помощи сети Интернет со своего аккаунта «***» на сайте «***» приискал, а затем при неустановленных обстоятельствах приобрел у неустановленного лица приборы ночного видения *** (далее-приборы) в неустановленном количестве, зная, что данные приборы ночного видения являются продукцией военного назначения и относятся к военной технике, после чего в период с *** года выставил прибор ночного видения *** на продажу через международный Интернет-магазин «***», заранее предполагая покупку прибора жителями других государств. В целях получения денежных средств из-за границы он (Ш.Д.Г.) создал электронный кошелек в международной платежной системе «***», который зарегистрировал на свою электронную почту *** и связал со счетом банковской карты ***, открытым в ПАО «***», на его имя.

В неустановленный следствием период времени, не позднее *** года, житель ***, проживающий по адресу: ***, находясь на территории указанного государства с целью приобретения военного прибора ночного видения ***, при помощи электронной платежной системы «***» перевел в качестве оплаты на счет Ш.Д.Г. *** долларов США.

*** года Ш.Д.Г., прибыл в отделение ФГУП «Почта России» по адресу: ***, где от своего имени незаконно направил в адрес: ***, международное почтовое отправление (далее-МПО) с идентификатором № ***, содержащее военную технику — прибор ночного видения ***. С целью скрыть контрабанду военного прибора ночного видения, Ш.Д.Г. указал в таможенной декларации к МПО с идентификатором № *** вложение, как оптический прибор, бывший в употреблении, после чего подписал ее *** года в ходе проведения таможенного досмотра в Главном центре Международных отправлений ФГУП «Почта России» по адресу: ***, при вскрытии оболочки *** обнаружен прибор ночного видения ***, который относится к продукции военного назначения (категория «военная техника»).

Подсудимый Ш.Д.Г. вину в предъявленном обвинении признал полностью, с обвинением полностью согласился, в содеянном раскаялся и подтвердил изложенные в обвинительном заключении обстоятельства, заявил ходатайство о постановлении приговора в отношении него в особом порядке, без проведения судебного разбирательства.

Поскольку подсудимый ходатайствовал о применении особого порядка судебного разбирательства, с чем согласился государственный обвинитель, его ходатайство было заявлено добровольно, после с адвокатом по уголовным делам, Ш.Д.Г. понимает характер и последствия заявленного им ходатайства, требования ст.ст.314-316 УПК РФ соблюдены, в связи с чем, данное дело рассматривается в особом порядке судебного разбирательства, суд постановляет приговор без проведения судебного разбирательства.

Суд считает, что Ш.Д.Г. правильно привлечен к уголовной ответственности и квалифицирует его действия по ч. 1 ст. 226.1, ч. 1 ст. 226.1, ч. 1 ст. 226.1, ч. 1 ст. 226.1, ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, так как он совершил контрабанду, то есть незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс либо Государственную границу Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс военной техники (пять преступлений).

Данные обстоятельства нашли свое полное подтверждение в материалах дела, в связи с чем, суд приходит к выводу, что обвинение, с которым согласился подсудимый, обосновано.

При назначении подсудимому наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, данные о личности подсудимого.

То, что Ш.Д.Г. раскаялся в содеянном, полностью признав вину, имеет малолетнего ребенка, активно способствовал раскрытию и расследованию преступления, — суд, в соответствии с п.п. «г, и» ч. 1 и ч. 2 ст. 61 УК РФ, признает смягчающими наказание подсудимого обстоятельствами.

Обстоятельств, отягчающих наказание Ш. Д.Г., судом не установлено.

С учетом обстоятельств содеянного, данных о личности подсудимого Ш.Д.Г., ***, суд назначает подсудимому наказание в виде лишения свободы.

Назначая Ш.Д.Г. наказание в виде лишения свободы, учитывая также влияние назначаемого наказания на исправление подсудимого и на условия жизни его семьи, в составе которой, в том числе, родители-пенсионеры, супруга и малолетний ребенок, суд приходит к выводу о том, что исправление подсудимого еще возможно без реального отбывания им наказания, в связи с чем, полагает возможным применить к назначаемому ему наказанию положения ст. 73 УК РФ. При определении срока наказания, суд учитывает положения ч. 1 ст. 62 УК РФ, ч. 7 ст. 316 УПК РФ, вместе с тем, не находит оснований для применения положений ст. 64 УК РФ. Оснований для изменения категории преступления в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ судом не установлено.

Исходя из данных о личности подсудимого, имущественного положения его и его семьи, а также с учетом возможности получения подсудимым заработной платы или иного дохода, суд полагает возможным не назначать Ш.Д.Г. дополнительные наказания в виде штрафа и ограничения свободы.

Также суд считает необходимым разрешить судьбу вещественных доказательств по делу.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст. 316 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Ш.Д.Г. признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 226.1, ч. 1 ст. 226.1, ч. 1 ст. 226.1, ч. 1 ст. 226.1, ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 3 (три) года за каждое из преступлений.

На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно назначить Ш.Д.Г. наказание в виде лишения свободы сроком на 4 (четыре) года.

На основании ст. 73 УК РФ назначенное Ш.Д.Г. наказание считать условным с испытательным сроком в течение 3 (трех) лет 6 (шести) месяцев.

Возложить на Ш.Д.Г. обязанности: не менять постоянного места жительства и работы без уведомления уголовно-исполнительной инспекции, являться по вызовам в уголовно-исполнительную инспекцию с периодичностью, установленной данной инспекцией.

Вещественные доказательства:

Приговор по статье 226.1 УК РФ (Контрабанда военной техники) может быть обжалован в апелляционном порядке в Московский городской суд через Мещанский районный суд г. Москвы в течение 10 суток со дня его провозглашения с соблюдением требований ст. 317 УПК РФ.

Статья 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных) —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечания. 1. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов в настоящей статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей. Для отдельных видов стратегически важных товаров и ресурсов, определяемых Правительством Российской Федерации, крупным размером признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

3. Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей настоящей статьи и статьи 258.1 настоящего Кодекса утверждается Правительством Российской Федерации.

4. Крупным размером культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 226.1 УК РФ

1. Предметом преступления являются: а) сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества; б) радиационные источники; в) ядерные материалы; г) огнестрельное оружие, его основные части (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка); д) взрывные устройства; е) боеприпасы; д) оружие массового поражения, средства его доставки; ж) иное вооружение; з) иная военная техника; и) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники; к) стратегически важные товары и ресурсы или культурные ценности в крупном размере.

Размер перемещаемых через таможенную границу предметов контрабанды, перечисленных в комментируемой статье (за исключением стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей) не является обязательным признаком этого состава преступления.

Согласно примечанию комментируемой статьи перечень стратегически важных товаров и ресурсов утверждается Правительством РФ; крупным размером указанных предметов и культурных ценностей признается их стоимость, превышающая 1 млн. руб.
———————————
См.: Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 N 923 «Об утверждении перечня стратегических важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 38. Ст. 5133.

При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, необходимо устанавливать принадлежность незаконно перемещенных предметов к перечисленным в этой статье предметам контрабанды. При этом необходимо учитывать положения правовых актов, определяющих перечни средств, веществ, предметов, перемещение которых через таможенную границу находится под государственным контролем.

Если для решения вопроса о том, являются ли предметы контрабанды огнестрельным оружием, взрывными устройствами, боеприпасами, оружием массового поражения, средствами его доставки, иным вооружением и т.д., требуются специальные познания, то по делу необходимо проведение экспертизы.

2. Культурными ценностями, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, являются движимые предметы художественного, исторического и археологического достояния народов РФ, указанные в Законе РФ от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (в ред. от 06.12.2011) , включая культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации, перечень которых установлен ст. 9 этого Закона.
———————————
Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718; СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4377; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 29. Ст. 3587; 2011. N 27. Ст. 3880; N 50. Ст. 7351.

При рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей судам надлежит учитывать, что основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС является свидетельство, выданное на основании решения федерального органа, который уполномочен осуществлять государственный контроль за ввозом и вывозом (в том числе временным) культурных ценностей.

Вопрос о принадлежности товаров или иных предметов, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, к категории культурных ценностей должен разрешаться судом с учетом заключения экспертов и в соответствии с федеральным законодательством в области охраны объектов культурного наследия и контроля за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей. Суду также следует принимать во внимание, что заявленные к вывозу, временному вывозу, а также возвращенные после временного вывоза культурные ценности подлежат обязательной экспертизе, которая должна проводиться специалистами музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций и иными специалистами, уполномоченными на осуществление этой деятельности в соответствии с Положением о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.04.2001 N 322 (в ред. от 21.07.2009) .
———————————
СЗ РФ. 2001. N 19. Ст. 1938; 2002. N 41. Ст. 3983; 2009. N 30. Ст. 3832.

3. Объективная сторона преступления заключается в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС указанных предметов контрабанды.

Незаконное перемещение названных в статье предметов через таможенную границу заключается в их перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием предметов, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим предметам средств идентификации.

В соответствии со ст. 2 ТК ТС единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза. В соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств — членов Таможенного союза.

О понятии «Государственная граница РФ» см. коммент. к ст. 322.

4. По п. «б» ч. 2 комментируемой статьи квалифицируется совершение контрабанды, сопряженное с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный или пограничный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению предметов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

5. Понятие «организованная группа» (ч. 3 комментируемой статьи) раскрыто в коммент. к ст. 35.

В тех случаях, когда контрабанда признается совершенной организованной группой, по ч. 3 комментируемой статьи квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары или иные предметы контрабанды через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (например, действия участников организованной группы, которые приобрели предметы за границей в целях их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, содействовали их незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов контрабандного груза).

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется прямым умыслом.

6. Субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Под должностным лицом в п. «а» ч. 2 комментируемой статьи следует понимать должностных лиц таможенных органов РФ, а также других должностных лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

К указанным лицам, в частности, относятся должностные лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностные лица, освобожденные на основании ТК ТС от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды.

Руководители коммерческих или иных организаций независимо от формы собственности и иные лица, выполняющие управленческие функции в таких организациях (например, в организации, являющейся таможенным перевозчиком или таможенным брокером), виновные в совершении контрабанды, не подлежат ответственности по п. «а» ч. 2 комментируемой статьи.

Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК.

Действия организаторов, подстрекателей и пособников контрабанды, совершенной должностным лицом с использованием своего служебного положения, квалифицируются по соответствующей части ст. 33 УК и п. «а» ч. 2 комментируемой статьи.

Если, не будучи исполнителем контрабанды, должностное лицо участвует в совершении контрабанды иными лицами, его действия (бездействие) подлежат квалификации по соответствующим частям ст. ст. 33 и 226 УК (в зависимости от вида соучастия и наличия квалифицирующих признаков), а также по соответствующим статьям гл. 30 УК, если содеянное содержит все признаки состава какого-либо преступления, предусмотренного этой главой.
———————————
Ведомости ВС СССР. 1962. N 46. Ст. 457.

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных -
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:
а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, -
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, -
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечания. 1. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации.
2. Крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов в настоящей статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей.
3. Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей настоящей статьи и статьи 258.1 настоящего Кодекса утверждается Правительством Российской Федерации.
4. Крупным размером культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

Комментарий к статье 226.1 УК РФ

1. Предметом преступления по ст. 226.1 являются сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие или его основные части, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, а также материалы и оборудование, которое может быть использовано при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важные товары и ресурсы или культурные ценности. Речь идет о предметах, изъятых или ограниченных в гражданском обороте, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу.

Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей ст. 226.1 утверждается Правительством РФ.

2. Объективная сторона характеризуется незаконным перемещением предмета преступления через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза. Для стратегически важных товаров, ресурсов и культурных ценностей ответственность за незаконное перемещение будет наступать только в случае совершения его в крупном размере (свыше 1 млн. руб.).

По ч. 2 ст. 188 УК уголовная ответственность за контрабанду стратегически важных товаров, ресурсов и культурных ценностей наступала независимо от стоимости перемещенных предметов.

3. Под перемещением товаров через таможенную границу понимается ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза. Ввоз товаров - это совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, до их выпуска таможенными органами; а вывоз - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, до фактического пересечения таможенной границы.

4. Незаконность Таможенный кодекс Таможенного союза связывает со способом перемещения предмета преступления через таможенную границу: а) вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах; б) с сокрытием от таможенного контроля; в) с недостоверным декларированием; г) недекларированием товаров; д) с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Под сокрытием от таможенного контроля понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение предметов либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа).

Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным способом декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей.

Под использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения предмета преступления заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем, либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

5. Местом совершения преступления выступает таможенная граница Таможенного союза либо Государственная граница РФ с государствами - членами Таможенного союза.

Таможенная граница Таможенного союза - это пределы таможенной территории Таможенного союза (ее составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией).

Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

6. Преступление имеет формальный состав, признается оконченным с момента незаконного перемещения предмета преступления через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза. На определение момента окончания преступления влияет форма и способ перемещения товаров (ввоз, вывоз, пересылка), а также способ совершения контрабанды (помимо или с сокрытием от таможенного контроля и т.д.).

7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

8. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

9. Квалифицирующим признаком контрабанды выступают совершение ее должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. "а" ч. 2 ст. 226.1). Субъектом этого вида контрабанды следует признавать должностных лиц таможенных органов РФ, а также других должностных лиц, обладающих правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностных лиц, освобожденных от определенных форм таможенного контроля и использующих свое служебное положение для совершения контрабанды.

10. По п. "б" ч. 2 ст. 226.1 квалифицируется совершение контрабанды, сопряженное с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза.

Если насилие выразилось в убийстве лица, осуществлявшего таможенный контроль, либо в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. "б" ч. 2 ст. 226.1 и соответствующими статьями гл. 16 УК о преступлениях против жизни и здоровья.

11. В тех случаях, когда контрабанда признается совершенной организованной группой, ч. 3 ст. 226.1 охватываются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал предметы контрабанды через таможенную границу (например, действия участников организованной группы, которые приобрели товар за границей в целях его ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, содействовали его незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов контрабандного груза).

Другой комментарий к статье 226.1 Уголовного Кодекса РФ

1. Диспозиция носит бланкетный характер и предполагает применение норм Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) и ряда других нормативных правовых актов (например, Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (ред. от 25.06.2012 с изменениями, вступившими в силу 25.06.2012).

Непосредственный объект преступления - отношения, обеспечивающие общественную безопасность в сфере оборота сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия и его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники.

Говоря об объекте посягательства, следует обратить внимание на то, что диспозиция ч. 1 ст. 226.1 УК РФ построена таким образом, что в качестве дополнительного непосредственного объекта данного преступления выступают отношения, характеризующие установленный порядок перемещения через таможенную границу или государственную границу предметов, обеспечивающих экономическую стабильность Российской Федерации и (или) государств - членов Таможенного союза, а равно установленный порядок перемещения культурных ценностей художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран. Это обусловлено тем, что в качестве предмета контрабанды в диспозиции ч. 1 ст. 226.1 УК РФ названы стратегически важные товары и культурные ценности, незаконное перемещение которых само по себе не причиняет вред состоянию защищенности жизненно важных интересов общества.

2. Предметом контрабанды, ответственность за которую предусмотрена комментируемой статьей, являются: 1) сильнодействующие, 2) ядовитые, 3) отравляющие, 4) взрывчатые, 5) радиоактивные вещества, 6) радиационные источники, 7) ядерные материалы, 8) огнестрельное оружие, 9) его основные части (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка), 10) взрывные устройства, 11) боеприпасы, 12) оружие массового поражения, 13) средства его доставки, 14) иное вооружение, 15) иная военная техника, 16) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также 17) стратегически важные товары в крупном размере и 18) культурные ценности в крупном размере.

Понятие указанных предметов раскрывается в соответствующих нормативных правовых актах (в частности, в Федеральном законе от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (ред. от 10.07.2012); Федеральном законе от 19.07.1998 N 114-ФЗ (ред. от 10.07.2012); Законе РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (ред. от 06.12.2011); Постановлении Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 930 "Об утверждении номенклатуры сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. N 278" (ред. от 04.09.2012) (с изменениями и дополнениями) и др.). Перечень стратегически важных товаров и ресурсов утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации".

В соответствии с примечанием 2 к комментируемой статьи крупным размером стратегически важных товаров, ресурсов и культурных ценностей признается их стоимость, превышающая один миллион рублей.

3. Объективная сторона преступления выражается в действии, которое состоит в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза предметов контрабанды.

Таможенный кодекс Таможенного союза определяет незаконное перемещение товаров через таможенную границу как перемещение товаров через таможенную границу: 1) вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах; 2) с сокрытием от таможенного контроля; 3) с недостоверным декларированием или недекларированием товаров; 4) с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах; 5) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации; 6) покушение на такое перемещение (подп. 19 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Важным признаком объективной стороны является место совершения преступления - таможенная граница Таможенного союза либо государственная граница Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза.

Под таможенной границей Таможенного союза следует понимать пределы таможенной территории Таможенного союза. При этом в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Государственная граница Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза определяется на основании международных договоров.

Перемещение соответствующих предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах предполагает совершение лицом любых умышленных действий по их ввозу (вывозу) на территорию Таможенного союза либо территорию Российской Федерации вне пунктов пропуска либо вне времени их работы через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации.

Перемещение контрабанды путем сокрытия от таможенного контроля означает, что лицо, не уклоняясь от досмотра, перемещает соответствующие предметы, камуфлируя, используя различные тайники или иным образом утаивая и скрывая их.

Контрабанда, совершаемая путем обманного использования документов или средств таможенной идентификации, предполагает перемещение соответствующих предметов через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации, сопряженное с предоставлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей: а) поддельных документов; б) недействительных документов; в) документов, полученных незаконным путем; г) документов, содержащих недостоверные сведения; д) поддельных средств идентификации; е) подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

4. Состав преступления - формальный. Момент окончания преступления связан с перемещением соответствующих предметов через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза.

5. Субъективная сторона контрабанды характеризуется виной в форме прямого умысла.

6. Субъект преступления - общий: вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

7. Квалифицированными составами преступления являются: совершение деяния должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль (о понятии должностного лица см. комментарий к ст. 285 УК РФ). К ним относятся работники таможенных служб: начальники таможен, их заместители, инспектора, а также должностные лица вышестоящих таможенных органов, должностные лица, осуществляющие таможенное оформление и производящие таможенный контроль. Как представляется, это могут быть и должностные лица, для которых существуют определенные исключения в прохождении таможенного контроля. Необязательно, чтобы должностное лицо лично перемещало товар через границу. Для привлечения к ответственности достаточно, чтобы должностное лицо по службе выполнило или, наоборот, не выполнило все те действия, которые должны обеспечить беспрепятственное прохождение товара через зону таможенного контроля. В таких случаях, на наш взгляд, требуется дополнительная квалификация по статьям о должностных преступлениях.

Насильственные действия, применяемые в отношении лица, осуществляющего таможенный или пограничный контроль, не должны содержать самостоятельный состав преступления. Такие действия могут выражаться в сопротивлении, нанесении ударов, ссадин, синяков при условии, что они не причиняют более серьезный, чем легкий, вред здоровью сотрудника таможни. Совершение насилия, причинившего более тяжкий вред здоровью потерпевшего, требует квалификации по совокупности преступлений.

8. Особо квалифицированный состав контрабанды образует ее совершение организованной группой (см. комментарий к ч. 3 ст. 35 УК РФ).