Правовой статус полицейского. Правовой статус сотрудника полиции

30.06.2020

Правовой статус полиции регламентирован Федеральным законом «О полиции» №3-ФЗ от 07.02.2011г. и Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», №342-ФЗ от 30.11.2011г.

Термин «полиция» в законе «О полиции» употребляется в нескольких значениях.

Под полицией понимается система (совокупность) учреждений (специфических служб), объединенных одним и тем же назначением, задачами, принципами деятельности и правовым статусом сотрудников.

Также, под полицией понимаются специфические структурные подразделения органов внутренних дел.

Полицией именуется не подразделение органа внутренних дел, а соответствующая служба органа внутренних дел.

В соответствии со ст.1 закона «О полиции», полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Статья 4. Организация полиции

1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей

3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел

и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

Полиция - не самостоятельный орган исполнительной власти, а составная часть федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (МВД России). Руководители органов внутренних дел несут всю полноту ответственности за надлежащее выполнение полицией возложенных на нее задач.

В организационном плане полиция представляет собой совокупность подразделений, организаций и служб МВД России и его территориальных органов.

Основные направления деятельности полиции закреплены в ст.2 Федерального закона «О полиции»:

    защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

    предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

    выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

    розыск лиц;

    производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

    обеспечение правопорядка в общественных местах;

    обеспечение безопасности дорожного движения;

    контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

    контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

    охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

    государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

    осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Принципы деятельности полиции - основные, отражающие сущность этой деятельности начала (закономерности) применения норм, содержащихся в Федеральном законе «О полиции», которые объективно существуют и соответствуют определенным критериям.

Принципы деятельности полиции закреплены в главе 2 закона «О полиции»:

    Принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

Назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

    Принцип законности.

Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Законность - это общеправовой конституционный принцип. Принцип законности в деятельности полиции - это требование от подразделений и сотрудников полиции осуществления своих функций и реализации полномочий на основе строгого соблюдения Конституции РФ, Федерального закона «О полиции» и иных законов, регулирующих правовой статус и деятельность полиции.

    Принцип беспристрастности.

Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

Сотрудник полиции, как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Данный принцип закрепил равенство граждан перед законом, регламентирующим состав преступления (иного правонарушения), процедуру привлечения лица к ответственности и компетенцию полиции в области защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

    Принцип открытости и публичности.

Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами.

    Принцип общественного доверия и поддержки граждан.

Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.

    Принцип взаимодействия и сотрудничества.

Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

    Принцип использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем

Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

В современных условиях надежное обеспечение правопорядка, эффективная защита прав и свобод граждан, противодействие терроризму, преступности, особенно ее организованным формам невозможны без всестороннего научного и информационного обеспечения оперативно-служебной деятельности органов и подразделений системы МВД России.

Правовое положение сотрудника полиции

Правовое положение сотрудника полиции закреплено в законе «О полиции» и предусматривает основные права и обязанности, а также гарантии правовой защиты сотрудника полиции и его ответственность.

Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание.

Сотрудник полиции имеет право:

На обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

На отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

На оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции;

На защиту своих персональных данных;

На продвижение по службе в полиции;

На профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном порядке;

На защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;

На государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

Применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, предусмотренном законом «О полиции», а также ряд других прав, закрепленных в ст. 28 закона.

Сотрудник полиции обязан:

Знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;

Выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом; выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;

Обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;

Соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

Соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;

Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;

Не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

Беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;

Представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

Сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;

Соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;

Сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

Уведомлять непосредственного начальника, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Кроме этого, сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

Оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

В случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

Сотруднику полиции законом предоставлены следующие гарантии:

Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законом «О полиции».

Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях - в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

Полиция - составная часть единой централизованной системыМинистерства внутренних дел Российской Федерации . Включена в органы внутренних дел.(Ст. 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»)

В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции. Указанные руководители несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие виды подразделений, на основе которых строятся структуры управления:

    Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ ) - центральный орган управления в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Федеральное министерство, подчинённое напрямую Президенту Российской Федерации. Осуществляет общее централизованное руководство всеми органами внутренних дел и внутренними войсками в стране. Во главе - Министр внутренних дел Российской Федерации, воинское (специальное) звание, соответствующее штатной должности - генерал-полковник - генерал армии.

    Департамент, Главное управление, Управление - подразделение Министерства, осуществляющее руководство органами и войсками внутренних дел в пределах функциональной компетенции: Департаментуголовного розыска , Департамент собственной безопасности, Департамент охраны общественного порядка, Департамент по борьбе с организованной преступностью, Департамент экономической безопасности, Организационно-инспекторский департамент, Правовой департамент,Департамент тыла , Финансово-экономический департамент, Главное командование (Главкомат) внутренних войск МВД РФ (на правах департамента). Департамент осуществляет руководство подчинёнными подразделениями органов и войск внутренних дел: Округами внутренних войск, Главными управлениями, Управлениями и отделами внутренних дел.

    Главное управление МВД России (ГУ МВД России ) - осуществляет руководство органами внутренних дел в пределах своей компетенции, ограниченной либо территориально (ГУ МВД по субъекту Федерации), либо функционально (отвечает за определённый круг задач органов внутренних дел: Главное управление по борьбе с экономическим преступлениями - подразделение в составе центрального аппарата министерства). ГУ МВД стоят над управлениями (УМВД) или отделами МВД России (ОМВД). В Субъектах РФ, имеющих численность населения более 2-х млн. человек или особый статус в силу определённых обстоятельств, как правило, осуществляют свою деятельность Главные управления МВД России (ГУ МВД по г. Москве, ГУ МВД по Московской области и т. п.). Округа внутренних войск приравниваются по оргштатной структуре ГУ МВД. Руководитель ГУ МВД, как правило, имеет специальное званиегенерал-лейтенант -генерал-полковник .

    Управление МВД России (УМВД России ) - орган управления в системе внутренних дел, имеет статус ниже ГУ МВД, но выше отделов МВД России. Бывают территориальные (субъектов федерации, например: УМВД по Тульской области, или территориальных единиц субъектов федерации, в этом случае подчиняются вышестоящему ГУ МВД: например УМВД по Новомосковскому району Тульской области, УМВД ЮЗАО г. Москвы), функциональные в составе Министерства или ГУ МВД. По своей штатной структуре приравниваются, как правило дивизии внутренних войск, во главе: генерал-майор (редко - генерал-лейтенант). Если УМВД входит в состав вышестоящего ГУ МВД, тогда по штату равны бригаде, начальник УВД - полковник.

    Министерство внутренних дел субъекта Российской Федерации - осуществляет общее руководство органами внутренних дел в пределах данного субъекта федерации. В зависимости от штатной структуры, определяемой численностью населения и прочими факторами, приравнивается к ГУ МВД или УМВД субъектов федерации.

    Отдел МВД России (ОМВД ). Основной орган управления в системе внутренних дел РФ. Подчиняется вышестоящему территориальному УМВД, или напрямую УМВД (ГУ МВД) субъекта федерации как правило являются территориальными (ОМВД района, города областного подчинения), осуществляет руководство всей деятельностью по обеспечению правопорядка в пределах компетенции органов внутренних дел в пределах административной территории;

    Отдел полиции (ОП ) - территориальное подразделение внутри отдела или управления МВД России.

В состав полиции входят также:

    ДОБДД (ГАИ, ГИБДД)

    СОБР (Специальные Отряды Быстрого Реагирования)

    ОМОН (Отряды Мобильные Особого Назначения)

    Беркут (Крым и Севастополь)

    Участковый уполномоченный полиции

    Центры по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства

В Казани и Москве существует также экологическая полиция .

Oснoвными элементами правовoгo стaтуca coтрyдникa полиции являются: способ замещения должности; требования, предъявляемые к сотруднику; права и обязанности сотрудника; ограничения и запреты, связанные со службой; режим служeбнoгo вpeмeни и opганизaция службы; порядок прохождения службы; гарантии правовой защиты сотрудника; меры стимулирования служебной деятельности; характер ответственнocти сотрудника полиции.

Основой понятия правового статуса сотрудника полиции является понятие статуса личности. В научной литературе рaзличaют общесоциальный статус личнocти и егo разновиднocти: религиозный, политический, экономический, нравственный, правовой, моральный и т.п.

Понятие правового статуса личности исходит из положения личности в обществе, определяемого юридичecкими нopмами, кoтopые опосредуют многообразные связи человека с социальной средой. Понятно, что речь идет о правовом, юридическом выражении данного понятия.

Правовой статус личности в научном тoлковaнии классифицируется на его составляющие:

общий правовой статус, который определяется Конституцией РФ и является eдиным, одинакoвым для всeх;

специальный правовой статус - статус лица, принадлежащего к определенной категopии граждaн - гocударствeнных служaщих, сoтрудникoв органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, который позволяет осуществлять вoзлoжeнные на них специальные функции;

особый административно-правовой статус - статус государственных служащих по осуществлению административно-правовых полномочий с целью привлечения лиц, сoвeршивших правoнаpyшeния, к oтвeтственнoсти;

индивидуальный правовой статус - это статус конкретного индивида, отражающий совокупность только ему принадлежащих прав и обязaннoтей, в зависимости от гражданства, семейного пoлoжения, возраста, пола и пр.

Сотрудник полиции обладает не только общим и индивидуальным правовым статусом, а в ряде случаев, предусмoтpeнных законодательством (Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 23. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30. 12.2001 N 195-ФЗ. // СПС «Консультант - Плюс» и нормативными правовыми актами MBД России Приказ МВД РФ от 02. 06.2005 N 444 (ред. от 07. 07.2010)"О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию".), - особым административно-правовым статусом, но и специальным правовым статусом - статусом государственного служащего, который подразделяется на составляющие элементы: права, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность. Эти элементы органически связаны между собой, поскольку только в своей совокупности они образуют реальный статус государственного служaщего.

Статус пaлицейских служащих развивается в соответствии с профессиональными канонами и мeждународными нормами нравственности. Постановление Генеральной accaмблeи OOН от 17 декабря 1979 г. N 34/169 "О морально-нравственном поведении служащих, претворяющих законы" гласит, что "…работники полиции несут международную ответственность по защите людей от незакoнных посягательств, исполняют свои функциональные обязанности на высоком профессиональном уровне, уважают честь и достоинство всех людей, защищают их законные интересы, хранят их тайны и уходят от жестокого и бесчеловечного обращения" О морально-нравственном поведении служащих, претворяющих законы: Постановление Генеральной ассамблеи ООН от 17. 12. 79 N 34/169 // СПС «Консультант - Плюс». .

Для oцeнки правового статуса сотрудника полиции как государственного служащего, исходя из того, что служба в органах внутренних дел является разновидностью гocyдapствeннoй слyжбы

Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, oбщeпpизнaнные принципы и нормы международного права, междунapoдныe дoгoвoры Рoссийскoй Фeдepaции, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нopмативные правовые акты Президента Российской Федерации и нopмативные правовые акты Пpaвительства Poccийской Федерации, а также нopмативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной пoлитики и нормативно-правовому регулированию в сфеpe внутренних дел.

Граждaнин приобpeтает пpaвовой стaтус сотpyдника полиции при приеме на службу в органы внутренних дел. Полoжение о службе в органах внутренних дел, Федеральный закон "O пoлиции" определяют порядок и условия приема на службу в органы внутренних дел, прохождение испытательного сpoка, порядок присвоения специальных званий, перемещений по службе и пр.

Сотрудник органов внутренних дел является представителем власти. Исходя из понятия полиции, coтрудник полиции, являющийся coтрудником органов внутренних дел, является также представителем власти.

Обобщающая дeфиниция пoнятия "представитель власти" содержится в примечании к ст.318 УК РФ Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13. 06.1996 N 63-ФЗ // СПС «Консультант - Плюс» , где установлено, что "под представителем власти понимается должнocтное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также инoe должнocтное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отнoшении лиц, не нахoдящихся от него в служeбной зависимости".

В ст. ст.12 - 13 ФЗ "O полиции" Федеральный закон №3 от 07. 02.2011 года «О полиции" // СПС «Консультант - Плюс» излoжены обязaнности и пpaва пoлиции, причем сотрудник полиции выполняет обязанности и пользуется правами полиции, предусмотренными законом, в пределах своей компетенции, в cooтветcтвии с должнoстным реглaментом (должностной инструкцией).

Пoлиция, в числe пpoчих субъектoв властно-публичной административной деятельности государства, наделена правами применять отдельные меры государственного принуждения (глава 4 ФЗ "О полиции Федеральный закон №3 от 07. 02.2011 года «О полиции" // СПС «Консультант - Плюс»") в целях выполнения возложенных на нее задач.

Пpинуждение является одним из aтрибутов власти. Единствeнным легитимным субъeктом правoвoгo принуждения является государство. Создавая правовые нормы, государственная власть обязывает членов общества к их безусловному исполнению, пocкольку любaя предписывающая или запрещающая норма права принуждает тех, кому она адресована, к определенному поведению (опиpaясь на принудительную силу государства).

Должнoстные лицa органов внутренних дел для oсуществления их деятельности обеспечены необходимыми внeшними атрибутами, которые способствуют вocприятию грaжданaми сотpyдников пoлиции, как представителей власти. К таким атрибутам относятся:

1) наличие специальных званий у должностных лиц правоохранительных органов;

2) ношение фopменной oдежды, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации, а порядок ношения определяется руководителем Министерства внутpeнних дел;

3) специальный жетон с личным нoмером;

4) служебное удостоверение coтpyдника полиции.

Следующим элементом правового статуса сотрудника полиции являются гарантии: гарантии coциальной зaщиты сотрудников органов внутренних дел, гарантии уголовно-процeccyaльного законoдательства - на сотрудников полиции распространяются полoжения законодательства об обстоятельствах, исключающих преступнoсть деяния: необxoдимой обopoне; причинении вреда при задepжании лица, совершившего преступление; крайней необходимости; физичeском и психическом принуждении; обоснованном риске; неисполнении приказа или pacпоряжения.

Последним элементoм правового стaтуса сотрудника полиции является то, что сотрудники полиции в соответствии со ст.22 Федерального закона "О полиции" Федеральный закон №3 от 07. 02.2011 года «О полиции" // СПС «Консультант - Плюс» несут устaновленную законом ответственность за противоправные действия или бездействие.

Тем сaмым мы рaccмотрели осoбенности правовoго статуса сотрудника полиции и приходим к выводу, что правoвой стaтус сотрудника полиции, имеющий вышеперечисленные особенности статуса личности, основным признаком имеет специaльный правовой стaтус - статус государственного служащего, и в него включaются следующие элемeнты: пpaва, обязaнности, пooщрения и гарaнтии, ответственнocть.

Рассматриваются особенности правового статуса органов государственной власти. Предлагается определение правового статуса полиции как органа государственной власти, определяются нормативные основы его формирования и принципы дальнейших изменений.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК 342.51:351.741

Страницы в журнале: 35-38

В.С. ВИНОГРАДОВА,

a спирант Северо-Кавказского федерального университета Valech -ka _26@mail .ru

Рассматриваются особенности правового статуса органов государственной власти. Предлагается определение правового статуса полиции как органа государственной власти, определяются нормативные основы его формирования и принципы дальнейших изменений.

Ключевые слова: полиция, правовой статус, реформа, государственная служба, орган государственной власти.

Legal status of policy as the body of state power

Vinogradova V.

Peculiarities of legal status of bodies of state power are considered in the article. The notion of legal status of policy as the body of state power is suggested, normative base of its forming and principles of further changes are formulated.

Keywords: policy, legal status, reform, state service, body of state power.

Любой участник правоотношений обладает определенным статусом (от лат. status -состояние, положение), который характеризует взаимоотношения субъектов: распределение и взаимную корреспонденцию прав и обязанностей, форму и меру ответственности при ненадлежащем поведении.

В литературе уделяется большое внимание правовому статусу личности (человека) и гражданина. Однако статусом обладают все виды субъектов права, в том числе коллективные: юридические лица, государство, народ, органы власти, трудовые и прочие коллективы и т. д.

Если для физического лица правообразующим выступает его конституционно-правовой статус, то для органа государственной власти - административно-правовой статус. Именно поэтому ведущая роль в разработке категории правового статуса органов государственной власти принадлежит специалистам административного права. По их мнению, административно-правовой статус определяется тем, что орган власти:

Обладает собственной компетенцией;

Выступает от имени всего государства - Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации;

Имеет правоспособность, возникающую с момента его учреждения;

Характеризуется прежде всего правоприменительными функциями;

Основан на принципе корпоративности (вертикального подчинения), означающем, что вышестоящее должностное лицо имеет законное влияние на нижестоящее в пределах своей компетенции;

Является организационной единицей государственного аппарата;

В процессе реализации своей компетенции может принимать нормативные акты.

Правовой статус конкретного органа государственной власти характеризуется обособленностью, которая индивидуализирует его в системе государственного управления и придает ему признаки устойчивости, формируя при этом специфические основы деятельности. Обособленность рассматривают в трех аспектах:

1) организационном (орган власти не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением);

2) функциональном (главное назначение -осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферах жизни общества в соответствии с установленным профилем функций);

3) юридическом (имеет свою компетенцию, закрепленную правовыми актами, не производную от компетенции иного органа).

Н.И. Глазунова считает, что правовой статус государственного органа образует система элементов различного характера:

Политического (государственно-властный характер);

Социологического (предназначение решать общезначимые дела, задачи, ориентация на потребности и интересы социума);

Юридического (возможность принимать нормативные правовые акты, осуществление правоприменительной и правоохранительной деятельности);

Административно-управленческого (выполнение функций, стоящих перед государством на определенном участке руководства обществом в императивном порядке).

В литературе нередко отождествляются понятия правового статуса и правового положения. В особенности это касается государственных органов, в отношении которых оба названных понятия характеризуются наличием таких параметров, как требования, предъявляемые к их сотрудникам, права и обязанности, полномочия и гарантии.

Статус полиции, ее место и роль в системе органов государственной власти обусловлены принадлежностью к системе органов исполнительной власти в целом, с присущими ей функциями и особенностями.

Прежде всего, данный статус регламентируется на уровне Конституции РФ путем установления основных принципов организации и деятельности рассматриваемых органов как части аппарата государства, ряда задач по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, которые они призваны решать, являясь функционально неотъемлемой от Правительства РФ структурой.

Среди органов исполнительной власти полиция занимает особое место, что предопределено рядом следующих основных факторов, носящих объективный характер.

Полиция чаще, чем другие органы, оказывается в ситуациях, когда кому-либо требуется не терпящая отлагательства помощь. Именно с полицией приходится иметь дело человеку, находящемуся в ситуации преступных посягательств на собственность, честь, достоинство, свободу, жизнь и здоровье, при осуществлении многих политических прав.

Полиция, единственная из всех публичных учреждений, находится в режиме круглосуточного контакта с населением.

По сравнению с другими органами, полиция имеет более широкие возможности централизованной передачи и получения информации, обладает транспортными и иными организационными ресурсами.

Именно в результате деятельности полиции, в том числе защиты личности организационно-правовыми, профилактическими и силовыми методами, другие органы, например суд, получают (либо не получают) необходимый правовой материал, включая доказательственный, для дальнейшей процессуальной деятельности. От этого во многом зависит работа и эффективность иных стадий правоохранительной системы, действенность всей правозащитной функции государства.

Особенность правового статуса большинства государственных органов состоит в том, что они одновременно имеют статус и участников гражданско-правовых отношений, и представителей публичной власти. Как юридические лица органы власти могут вступать лишь в такие гражданские правоотношения, которые необходимы для организационного и материально-технического обеспечения деятельности (закупка оргтехники, канцелярских принадлежностей, аренда здания, коммунальное обслуживание и т. п.).

Положение полиции отличается также некоторой двойственностью. Как носитель государственно-властных полномочий по охране правопорядка полиция выступает в качестве органа власти. Однако как участник комплекса административных, гражданско-правовых отношений, связанных с имущественными, организационными аспектами деятельности, полиция выступает как юридическое лицо.

Таким образом, правовой статус полиции представляет собой закрепленную в нормативных правовых актах совокупность определенных государством свойств (компетенции, прав, обязанностей, ответственности) как государственного органа исполнительной власти, характеризующих его потенциальные возможности вступать в административно-правовые и гражданско-правовые отношения в рамках выполнения своего основного назначения - защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности, обеспечения общественной безопасности.

В настоящий момент законодательную базу, в рамках которой формируется современный статус полиции, образуют следующие законы:

Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», с которым связан основной этап реформы системы органов внутренних дел и принципиальные изменения в правовом статусе данного органа исполнительной власти;

Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который определяет правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел, подробно регламентирует правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением;

Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Перечисленные законы являются основой для развития и конкретизации отдельных аспектов правового статуса полиции. Поскольку данный процесс далек от своего завершения, на наш взгляд, необходимо определить принципы, на которых должны быть основаны любые изменения статуса полиции. В качестве таковых мы выделяем следующие:

Адекватность (обоснованность). Проводимые реформы по дальнейшему внесению изменений в правовой статус полиции должны быть адекватны состоянию общества и государства, оцениваться исходя из соответствия социальным, государственным и политическим приоритетам;

Минимизация. Отсутствие убедительных обоснований эффективности существования каких-либо характеристик, функций полиции должно вести к их упразднению;

Комплексный подход. Любое изменение статуса полиции должно оцениваться с точки зрения соответствия функционирования всей системы исполнительной власти (встроенности полиции в общую систему, ее взаимодействия с другими структурами, правильности выбора вариантов централизации и специализации в деятельности);

Сбалансированность. Изменения в правовом статусе должны учитывать ограниченность человеческих, материальных, временных и иных ресурсов.

Библиография

1 См., например: Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. - М., 1974; Витрук Н.В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. - М., 1979; Конституционный статус личности в СССР / под ред. Б.Н. Топорнина. - М., 1980; Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособие. - М., 1997; Величко А.М. Правовой статус личности как основополагающая ценность современного российского конституционализма // Юридическая мысль. 2001. № 1.

2 См.: Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: учеб. - М., 2005. С. 90-112.

3 См.: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учеб. - М., 2003. С. 247.

4 См.: Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление: учеб. - М., 2006. С. 150.

5 См.: Колесников Е.В., Селезнева Н.М. Статус суда в Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы. - Саратов, 2008. С. 146.

6 См.: Гусев А.В. Правовой статус правоохранительных органов исполнительной власти: теория и практика конституционно-правового и международного договорного регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2011. С. 14.

7 См.: Малько А.В., Синюков В.Н., Нырков В.В. Правоохранительная система в современной России: состояние и стратегия развития // Современное общество и право. 2011. № 1. С. 42.

8 См.: Кузнецов И.В. Статус органов власти в связи с реформированием системы государственных учреждений // Современное право. 2012. № 4. С. 30.

10 СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

Поделитесь статьей с коллегами:

Правовое положение сотрудника полиции закреплено в законе «О полиции» и предусматривает основные права и обязанности, а также гарантии правовой защиты сотрудника полиции и его ответственность.

Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание.

Сотрудник полиции имеет право:

На обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

На отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

На оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции;

На защиту своих персональных данных;

На продвижение по службе в полиции;

На профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном порядке;

На защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;

На государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

Применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, предусмотренном законом «О полиции», а также ряд других прав, закрепленных в ст. 28 закона.

Сотрудник полиции обязан:

Знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;



Выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом; выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;

Обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;

Соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

Соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;

Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;

Не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

Беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;

Представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

Сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;

Соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;

Сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

Уведомлять непосредственного начальника, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Кроме этого, сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

Оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

В случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

Сотруднику полиции законом предоставлены следующие гарантии:

Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законом «О полиции».

Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях - в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

Полиция - составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел. (Ст. 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»)

В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции. Указанные руководители несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие виды подразделений, на основе которых строятся структуры управления:

· Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ) - центральный орган управления в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Федеральное министерство, подчинённое напрямую Президенту Российской Федерации. Осуществляет общее централизованное руководство всеми органами внутренних дел и внутренними войсками в стране. Во главе - Министр внутренних дел Российской Федерации, воинское (специальное) звание, соответствующее штатной должности - генерал-полковник - генерал армии.

· Департамент, Главное управление, Управление - подразделение Министерства, осуществляющее руководство органами и войсками внутренних дел в пределах функциональной компетенции: Департамент уголовного розыска, Департамент собственной безопасности, Департамент охраны общественного порядка, Департамент по борьбе с организованной преступностью, Департамент экономической безопасности, Организационно-инспекторский департамент, Правовой департамент, Департамент тыла, Финансово-экономический департамент, Главное командование (Главкомат) внутренних войск МВД РФ (на правах департамента). Департамент осуществляет руководство подчинёнными подразделениями органов и войск внутренних дел: Округами внутренних войск, Главными управлениями, Управлениями и отделами внутренних дел.

· Главное управление МВД России (ГУ МВД России ) - осуществляет руководство органами внутренних дел в пределах своей компетенции, ограниченной либо территориально (ГУ МВД по субъекту Федерации), либо функционально (отвечает за определённый круг задач органов внутренних дел: Главное управление по борьбе с экономическим преступлениями - подразделение в составе центрального аппарата министерства). ГУ МВД стоят над управлениями (УМВД) или отделами МВД России (ОМВД). В Субъектах РФ, имеющих численность населения более 2-х млн. человек или особый статус в силу определённых обстоятельств, как правило, осуществляют свою деятельность Главные управления МВД России (ГУ МВД по г. Москве, ГУ МВД по Московской области и т. п.). Округа внутренних войск приравниваются по оргштатной структуре ГУ МВД. Руководитель ГУ МВД, как правило, имеет специальное звание генерал-лейтенант - генерал-полковник.

· Управление МВД России (УМВД России ) - орган управления в системе внутренних дел, имеет статус ниже ГУ МВД, но выше отделов МВД России. Бывают территориальные (субъектов федерации, например: УМВД по Тульской области, или территориальных единиц субъектов федерации, в этом случае подчиняются вышестоящему ГУ МВД: например УМВД по Новомосковскому району Тульской области, УМВД ЮЗАО г. Москвы), функциональные в составе Министерства или ГУ МВД. По своей штатной структуре приравниваются, как правило дивизии внутренних войск, во главе: генерал-майор (редко - генерал-лейтенант). Если УМВД входит в состав вышестоящего ГУ МВД, тогда по штату равны бригаде, начальник УВД - полковник.

· Министерство внутренних дел субъекта Российской Федерации - осуществляет общее руководство органами внутренних дел в пределах данного субъекта федерации. В зависимости от штатной структуры, определяемой численностью населения и прочими факторами, приравнивается к ГУ МВД или УМВД субъектов федерации.

· Отдел МВД России (ОМВД ). Основной орган управления в системе внутренних дел РФ. Подчиняется вышестоящему территориальному УМВД, или напрямую УМВД (ГУ МВД) субъекта федерации как правило являются территориальными (ОМВД района, города областного подчинения), осуществляет руководство всей деятельностью по обеспечению правопорядка в пределах компетенции органов внутренних дел в пределах административной территории;

· Отдел полиции (ОП ) - территориальное подразделение внутри отдела или управления МВД России.

В состав полиции входят также:

· ДОБДД (ГАИ, ГИБДД)

· СОБР (Специальные Отряды Быстрого Реагирования)

· ОМОН (Отряды Мобильные Особого Назначения)

· Беркут (Крым и Севастополь)

· Участковый уполномоченный полиции

· Центры по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства

В Казани и Москве существует также экологическая полиция.

Организационная структура ОП-4 УМВД России по г. Ижевску предусматривает распределение функций и полномочий для принятия решений, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию.

Организационная структура ОП-4 УМВД России по г. Ижевску представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Организационная структура ОП-4 УМВД России по г. Ижевску

ОП-4 УМВД России по г. Ижевску возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности начальником МВД России по УР.

Начальник осуществляет руководство ОП-4 УМВД России по г. Ижевску на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ОП-4 УМВД России по г. Ижевску задач.

Начальник ОП-4 УМВД России по г. Ижевску имеет трех заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности начальником МВД России по УР в установленном МВД России порядке.

Структура ОП-4 УМВД России по г. Ижевску устанавливается приказом начальника МВД России по УР в соответствии с примерной моделью организационного построения территориального органа, утвержденной МВД России.

Организационная структура ОП-4 УМВД России по г. Ижевску является линейной. Структура построена только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы.

Каждый работник подчинен и подотчетен только одному руководителю и связан с вышестоящей системой только через него. Это одна из простейших структур управления.

Функции управления - относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие. В функциях управления раскрывается содержание управления как процесса, отражается вид управленческой деятельности, должностные обязанности, закрепленные за определенным структурным подразделением или работником, назначение конкретного органа управления.

Организационная структура управления ОП-4 УМВД России по г. Ижевску представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирования как единого целого. Совокупность управленческих звеньев в организационной структуре управления располагается в строгой соподчиненности и обеспечивает взаимосвязь между управляющей и управляемой системой. К звеньям управления относятся структурные подразделения, а так же отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления или их часть.

В ОП-4 УМВД России по г. Ижевску линейная организационная структура управления, т.е. движение управленческих решений и информации исходят от линейного менеджера (начальника) через руководителей структурных подразделений (заместителей). При линейном управлении каждое звено и подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному каналу проходят все каналы управления. Таким образом, управленческие звенья несут ответственность за результаты своей деятельности. Преимуществами линейной организационной структуры управления являются:

единство и четкость распорядительства;

согласованность действий исполнителей;

простота управления (один канал связи);

четко выраженная ответственность;

оперативность в принятии решений;

Данная структура имеет и свои недостатки:

высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечивать эффективное руководство по всем функциям управления;

концентрация власти в управляющей верхушке;

затруднительные связи между инстанциями.

Во главе находится руководитель - начальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему сотрудниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

Начальнику ОП-4 УМВД России по г. Ижевску необходимо выстроить такую систему управления Отделом, которая будет стимулировать сотрудников наиболее качественно выполнять свои функциональные обязанности.

Все органы управления и функциональные структуры действуют в соответствии с уставными требованиями. Определены задачи, функции, связи, система деятельности каждого органа и структуры.

Разработаны соответствующие локальные акты, регламентирующие образовательную деятельность учреждения:

  • 1. Положение об оплате труда.
  • 2. Правила внутреннего трудового распорядка Учреждения.
  • 3. Положение об Общественном Совете Учреждения.
  • 4. Должностные инструкции работников Учреждения.
  • 5. Положения об аттестации сотрудников и др.

Проанализируем состав персонала ОП-4 УМВД России по г. Ижевску.

Таблица 2 - Состав и структура персонала ОП-4 УМВД России по г. Ижевску

По данным таблицы 2 видим, что численность руководителей осталась неизменной - 15 человек, а вот количество оперативных работников снизилось на 1 человека.

Анализ персонала по половому признаку представлена на рис. 2.


Рис. 2

На рисунке 2 отражена структура персонала по половому составу. Большинство сотрудников ОП-4 УМВД России по г. Ижевску - 85%- мужчины.

В таблице 3 представлены данные о возрастном составе персонала ОП-4 УМВД России по г. Ижевску.

Таблица 3 - Стаж работы сотрудников ОП-4 УМВД России по г. Ижевску

Большинство персонала ОП-4 УМВД России по г. Ижевску в 2014 г. составили работники со стажем от 5 до 10 лет: 13 чел., до 5 лет - 12 чел. Меньше всего на протяжении анализируемого периода вновь пришедших сотрудников - 2 чел. в 2013 г., 1 чел. в 2014 г.

В ходе прохождения практики были выявлены следующие проблемы:

1) Проблема, связанная с недостатком оперативных работников.

Данную проблему можно представить как следствие ошибок в системе управления персоналом в ОП-4 УМВД России по г. Ижевску

Таблица 4 - Проблемы и последствия в деятельности системы управления в ОП-4 УМВД России по г. Ижевску

Недостатки системы управления в ОП-4 УМВД России по г. Ижевску

Последствия

Отсутствие кадрового резерва;

Отсутствие передвижения оперативных работников для обеспечения взаимозаменяемости на рабочих местах;

Отсутствие поощрения инициативы персонала;

Частичное отсутствие материального стимулирования.

Относительно низкая оплата труда при длительном рабочем дне;

  • - ненормированный рабочий день у оперативных работников;
  • - нехватка оперативных работников на рабочих местах и при проведении мероприятий по охране общественной безопасности;
  • - низкая способность по предотвращению правонарушений на территории Отдела;
  • - рост правонарушений;
  • - низкая роль граждан в борьбе с правонарушениями.

Несмотря на достигнутую стабильность социально-политической обстановки, в результате сложившейся экономической ситуации, из-за высвобождения и незанятости большого количества трудоспособного населения, лиц пенсионного возраста, прибытия в город лиц, освобождённых из мест лишения свободы, криминогенная обстановка в Воткинском районе остаётся сложной.

Недостаток участковых инспекторов приводит к тому, что с населением не проводятся профилактические беседы и т.п.

Основной проблемой в сфере правового статуса сотрудников полиции является большое число ограничений в отношении полиции.

В том числе и их бессистемность, что снижает результативность правового регулирования в целом. В некоторых случаях одно и то же установление закрепляется то в форме обязанности, то запрета, то ограничения. В других, напротив, одним и тем же термином называются разные по сути правовые феномены. Разграничить ограничения следует, прежде всего, исходя из того, в каком элементе нормы права они содержатся. Юридические факты-ограничения и квалификационные требования устанавливаются в гипотезе нормы права, обязанности и запреты -- в диспозиции, юридическая ответственность отражается в санкциях.

Совершенствование правового статуса полиции следует рассматривать через призму его структуры, т.е. с позиции оптимизации правового регулирования отдельных элементов, но только на основе системного подхода. В отношении функций необходимо скорректировать их перечень, исключив из него «излишние», несвойственные полиции функции и передать их другим структурам, имеющим соответствующие цели и задачи, что неизбежно должно повлечь изменение и вытекающих из них прав и обязанностей. Права-полномочия следует дополнить сопутствующими и необходимыми для их реализации, но отсутствующими в настоящий момент времени обязанностями, а также ограничениями. Расширение прав-привелегий, возникающих у лица в связи с его поступлением на службу в полицию, (прежде всего, повышение уровня материальной обеспеченности и социальных гарантий сотрудников правоохранительных органов) возможно только в сочетании с ужесточением ответственности за неисполнение обязанностей, а также злоупотребление правами.

В основу построения системы мер по оптимизации правового статуса полиции необходимо заложить принцип преемственности -- как внутренней (учет собственного исторического, прежде всего, советского -- и позитивного, и негативного -- опыта), так и внешней (рецепция перспективных наработок и практик зарубежных государств). С позиции связи с советским опытом, требуется отход от изжившей себя «палочной системы», согласно которой работа сотрудников оценивается по количеству раскрытых преступлений, и создание гибкой модели управления, основанной на показателях, адекватно отражающих эффективность деятельности полиции (оценка со стороны общества, удовлетворенность граждан работой полиции, уровень мотивации полицейских на предупреждение преступлений и их профилактику, степень прозрачности деятельности полиции). Рецепция положительного зарубежного опыта может выражаться в таких направлениях, как ужесточение требований к поступающим на службу в полицию, усиление ответственности за коррупционные проявления, а также за применение насилия в отношении задержанных, создание муниципальной милиции (полиции). При этом любое изменение правового статуса полиции должно быть основано на неукоснительном соблюдении основных требований, которыми выступают комплексность, своевременность, адекватность и эффективность.

Принятие нового закона о социальных гарантиях сотрудникам МВД ждали около миллиона людей в погонах, которые сейчас носят звучное звание «Полицейский РФ».

Основными средствами для жизни и обеспечения семей будут являться, как и раньше, должностные оклады, к которым прибавятся различные выплаты, в том числе и по званию. В среднем, по регионам оклады сотрудникам внутренних дел МВД увеличатся в четыре раза. Например, теперь ежемесячный оклад лейтенанта полиции ОП-4 УМВД по г. Ижевску должен составлять не ниже 33 тысяч рублей, а с учетом компенсационных выплат - около 45 тысяч рублей в месяц. Единовременные денежные пособия в размере 7 месячных окладов гарантированы для всех служащих полиции, кто прослужил до момента увольнения из органов внутренних дел не менее 20 лет. После 10 лет службы полицейский может рассчитывать на различные социальные выплаты для покупки или строительства собственного жилья.

Жилье сотрудникам полиции - гарантии вновь принятого закона.

Новый закон будет действовать параллельно с основным Федеральным законом «О полиции» и составит комплексное обеспечение норм и гарантий, предусмотренных реформой МВД. Следует учитывать, что действие вновь принятого закона распространяется не только на рядовых сотрудников полиции, а на всех служащих в органах внутренних дел РФ. За всю правовую историю федеральных законов в этом году впервые принят такой толковый комплексный закон, который, скорее, является крупномасштабным социальным актом в сфере правоохранительных органов, чтобы повысить статусность российских полицейских.

Таким образ повышается престиж профессии полицейского, выстраивается абсолютно новая модель социальной защиты этих людей, рискующих каждый день своей жизнью, чтобы обеспечивать правовой порядок в стране. Новый закон учитывает все аспекты социальной защиты полицейских - от денежных выплат и бесплатного медицинского обслуживания до достойного пенсионного обеспечения и социальных гарантий для членов семей служащих. Этот закон наконец-то сдвинул с «мертвой точки» самую насущную проблему полицейских - жилищную. Во время разработки статей закона учитывались такие факторы службы полицейских как постоянный риск, связанный с жизнью, и ненормированный график работы.

Также полностью изменилась вся структура денежных выплат, как по окладам, так и по дополнительным компенсациям. Денежное довольствие полицейских вышло на более высокий уровень выплат. Основное денежное содержание состоит из должностного оклада плюс дополнительный оклад по званию, который составляет более половины всего денежного довольствия. Как говорилось выше, в среднем зарплаты полицейских увеличились в четыре раза. Вместе с тем уменьшилось количество различных дополнительных выплат, которых до недавнего времени насчитывалось около сорока. Такие изменения позволят упорядочить систему начисления пенсий при увольнении. Теперь на сумму пенсии будет влиять лишь основной оклад полицейского и надбавки за выслугу лет.

В перечень дополнительных выплат для полицейских - сотрудников ОП-4 УМВД по г. Ижевску в рамках реформы входят:

  • - Надбавка за выслугу лет к ежемесячному денежному окладу (от 10% до 40% от основного оклада).
  • - Надбавка к ежемесячному должностному окладу за присвоенное звание по служебной квалификации (от 5% до 30% от должностного оклада).
  • - За особые трудные условия во время несения службы увеличение ежемесячной надбавки к должностному окладу может подниматься до 100%.
  • - За работу, связанную с охраной государственных тайн, в зависимости от фактора секретности, ежемесячный должностной оклад может увеличиваться до 65%.
  • - Предусмотрены различные премиальные выплаты за добросовестное несение службы в размере единовременных выплат из расчета трех служебных основных денежных окладов.
  • - Территориальные надбавки за несения службы в районах РФ, расположенные в высокогорных или пустынных местностях, а также в регионах с суровым климатом (Крайний Север) или экологически нестабильных областях.
  • - Надбавка к основному денежному окладу за выполнение задач с риском для жизни или за спасение жизни мирных граждан (до 100% оклада).
  • - Правовыми нормативными актами также предусмотрены надбавки к должностным и основным денежным окладам, если того требуют чрезвычайные обстоятельства.

В связи с новым законодательством будут пересчитываться выплаты пенсионерам, ранее служившим в органах внутренних дел, в соответствии с занимаемыми ими должностями в момент выхода на пенсию и с расчетом ныне действующих сумм этих должностных окладов. Пенсия будет начисляться по такой схеме: 54% - от оклада на прежней должности плюс надбавки за звание и выслугу лет.

Начиная с января 2013 года, проводится индексация пенсий для полицейских, с увеличением не менее чем на 2% ежегодно, до максимального уровня (до 100%).

Жилье сотрудникам ОП-4 УМВД по г. Ижевску для улучшения условий жизни их семей в рамках реформы МВД.

Жилье сотрудникам полиции - социальные гарантии службы на страже правопорядка.

На сегодняшний день более 10% сотрудников внутренних дел РФ остро нуждаются в жилье. С принятием нового закона их надежды на улучшения жилищных условий стали не просто мечтой, а вполне узаконенной государством реальностью. Действующие нормы по приобретению жилья будут распространяться и на участковых уполномоченных на вверенных им территориях, с последующим выкупом жилья в полное владение. В рамках решения жилищного вопроса для полицейских предусмотрены следующие варианты обеспечения жильем нуждающихся:

  • 1) Единовременные социальные выплаты на строительство или прямую покупку жилья (без ипотек и кредитов).
  • 2) Предоставление жилья для полицейских и членов их семей за счет бюджетного строительства в регионах. Эти виды жилья могут рассматриваться как социальный найм или полная собственность.
  • 3) Служащим внутренних дел РФ будет предоставляться жилье из специально отведенного жилищного фонда. Если свободного жилья на данный момент нет, тогда служащему будут выделяться компенсации для временного найма жилых помещений.
  • 4) Начиная с января 2012 года, сотрудникам органов внутренних дел, которые прослужили в полиции более 10 лет, будут выделяться субсидии на покупку собственного жилья по гибкой схеме продажи служебного или арендуемого жилого помещения.

Таким образом, можно сделать вывод, что новый закон о социальных гарантиях для полицейских РФ учитывает все нюансы и минусы.