Портал Роспотребнадзора создан с целью информирования граждан и предоставления им услуг в сфере защиты прав потребителей и санитарно-гигиенического контроля и надзора в электронном виде.
На ресурсе представлены нормативно-правовые документы, реестры, статистические материалы, лента новостей. На сайте имеются рекомендации гражданам по поведению в различных жизненных ситуациях, например, как защититься от гриппа, на что обратить особое внимание при выборе ювелирного изделия или как не стать жертвой мошенников, совершая покупки в интернете.
Для слабовидящих людей предусмотрена специальная версия портала с укрупненным шрифтом и значками.
Прямо на главной странице можно осуществить поиск по ключевому слову или фразе, набрав их в соответствующем окне и нажав значок лупы.
Наиболее востребованными сервисами для потребителей являются:
Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определены следующие ее функции и полномочия:
Официальный сайт Роспотребнадзора открывает широкий спектр государственных услуг, как для предприятий, так и для граждан. На ресурсе можно ознакомиться со структурой и историей ведомства, законодательно-правовыми актами, реестрами и оставить обращение.
Для организаций предусмотрено получение следующих услуг с помощью подачи электронного заявления:
Граждане могут воспользоваться следующими электронными сервисами:
Для получения разъяснений граждане могут обратиться в консультационные центры и пункты по защите прав потребителей или в «Виртуальную приемную» Роспотребнадзора. Территориальные органы службы расположены во всех регионах РФ, например, в таких городах как Белгород, Красноярск, Москва и Московская область, Омск, Якутск.
Чтобы направить обращение в электронном виде, нажмите на кнопку «Составить и отправить обращение». Все первичные заявления отправляются в территориальный орган Роспотребнадзора по месту жительства или временного нахождения, кроме нижеописанных типов обращений:
Реестр санэпидзаключений на продукцию, прошедшую санитарно-эпидемиологическую экспертизу позволяет найти сведения о действующих на момент создания информационной базы документах.
Осуществить поиск можно по следующим критериям:
Поиск осуществляется по всем текстовым полям. Если указано несколько ключевых фраз в разных полях, то все они учитываются и объединяются.
Пользователь может сделать выборку документов по принципу соответствия найденных результатов единым государственным санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам. Данный способ доступен только для санэпидзаключений на продукцию, технические условия и производство. В соответствии с письмом Роспотребнадзора N 01/5326-16-31 от 28.04.2016 информация о технических условиях доводится до сведения потребителя на маркировке пищевого продукта.
При осуществлении поиска должны быть использованы только официальные названия государств.
Если вписать в поле слово в кавычках, то будут показаны результаты с точным совпадением.
Проверки Роспотребнадзора бывают плановыми и внеплановыми, выездными и документарными. Реестр плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на текущий и прошедшие годы размещен на официальном портале службы.
Поиск можно осуществить, набрав в одном или нескольких полях информацию о наименовании, ОГРН и ИНН организации и субъекте Российской Федерации. Реестр позволяет узнать информацию о целях, дате начала, сроках и форме проведения проверки.
Плановый контроль проводится не ранее чем через три года после регистрации юрлица, а также с момента проведения последней проверки.
Организация должна быть извещена о проведении плановой проверки не позднее трех суток до ее начала.
Внеплановые проверки могут быть осуществлены с согласия органов прокуратуры при поступлении жалоб на нарушение прав потребителей и сообщений и наличии фактов, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан.
Уведомление юридическому лицу должно быть направлено не менее чем за один день до начала проверки.
Документарная – подразумевает под собой проверку Роспотребнадзором предварительно запрашиваемых необходимых документов и образцов производимой продукции. В случае обнаружения серьезных нарушений может быть принято решение о назначении проверки выездного типа.
При осуществлении выездной проверки проверяется как документация, так и товары, техническое оборудование, склады, помещения.
Особое внимание дезинфекции в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами (СанПин) уделяется в предприятиях общественного питания, медицинских организациях и образовательных учреждениях.
В Российской Федерации зарегистрированы следующие дезинфицирующие средства.
Отечественного производства:
Зарубежного производства:
Роспотребнадзор - это орган, осуществляющий контроль и надзор за благополучием человека в сфере защиты его прав, а также санитарно-эпидемиологической обстановки в целом.
Создана эта организация на основании указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314.
В своей деятельности она руководствуется постановлениями Правительства РФ:
Это учреждение выполняет большой объем функций, среди которых:
Реорганизация Роспотребнадзора - вопрос, который на сегодняшний день весьма актуален.
Еще в марте 2016 года в своем интервью министр финансов РФ озвучил информацию о том, что в скором времени госслужащих, а значит, и предприятия, финансируемые из бюджета, ждут значительные изменения. В том числе намечается реорганизация Роспотребнадзора.
Первым и самым действенным приемом по улучшению работы этой государственной структуры является продолжение сокращения Роспотребнадзора в 2018-2019 годах.
Реформа Роспотребнадзора в 2018-2019 годах включает в себя оптимизацию численности его персонала. Планируется введение дополнительных требований к квалификации лиц, трудящихся на государственной службе.
В качестве основных требований, предъявляемых к работникам, являются:
Планируется уволить лиц, не прошедших указанные проверки на соответствие занимаемой должности.
Реформа Роспотребнадзора предполагает оптимизацию работы всего аппарата учреждения.
Реорганизация Роспотребнадзора в предыдущие годы планировалась с целью разделения контроля и надзора, а также объединения или упразднения ведомств, которые осуществляют эти функции.
Необходимость в этом назрела в декабре 2014 года после указаний Президента РФ о снятии тотального контроля за предприятиями и бизнесом, оптимизации работы государственных предприятий, обоснованных экономическим кризисом в стране.
Изначально с целью экономии расходования бюджетных средств планировалось сокращение существующих министерств с 21 до 15, а также упразднение 11 агентств и создание новых 9 надзорных органов.
Для исполнения этого поручения предполагалось слияние следующих структур:
Результатом такого слияния должен был стать новый мощный орган, который будет контролировать безопасность пищевых продуктов и лекарственных средств.
Однако в новостях о Роспотребнадзоре прозвучало, что вопрос о слиянии контрольных органов не стоит на повестке дня Правительства РФ. Об этом в частности в октябре 2017 года заявил министр Михаил Абызов. Он заявил, что слияние госорганов является только одним из инструментов оптимизации их деятельности, а не самоцелью.
Россельхознадзор - это государственный орган, который осуществляет контроль и надзор в сфере ветеринарии, карантина, защиты растений, обращения с пестицидами, а также земельных отношений, по участкам сельскохозяйственного назначения.
Это ведомство было также создано на основании указа № 314.
В своей деятельности оно руководствуется постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» от 30.06.2004 № 327.
Перечень его полномочий довольно обширен. Среди них можно выделить основные по контролю и надзору:
Объединение Роспотребнадзора и Россельхознадзора - тема, которая тоже часто поднимается в СМИ с 2015 года.
Такая необходимость возникла из-за того, что некоторые задачи этих учреждений дублируют друг друга.
Оба этих ведомства проверяют продукцию:
Обратите внимание! Неоднократно поднимался вопрос об объединении этих 2 организаций. В своем распоряжении «Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016–2017 годы» от 01.04.2016 № 559-р Правительство РФ дало им четкие указания (пп. 39, 40) о подготовке предложений по улучшению своей работы. Целью реформы является непрерывный контроль качества продовольствия от поля до стола потребителя.
Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги "Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок" (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 марта 2011 г. N 174н)
ответ на все поставленные в обращении (устном, в письменной форме или в форме электронного документа) вопросы или уведомление о переадресовании обращения в соответствующий государственный орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов;
отказ в рассмотрении обращения (устного, в письменной форме или в форме электронного документа) с изложением причин отказа.
Процедура предоставления государственной услуги завершается путем направления ответа или отказа по существу обращения заявителя и получения гражданином результата рассмотрения обращения в письменной или устной форме или в форме электронного документа. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
В письменном виде по почте в Роспотребнадзор;
В письменном виде по факсу в Роспотребнадзор;
Электронной почтой в Роспотребнадзор;
На официальный сайт Роспотребнадзора;
Лично в Роспотребнадзор.
Заявитель вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
в письменном обращении не указаны: фамилия гражданина, направившего обращение, его почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией (в том числе, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ);
текст письменного обращения не поддается прочтению, оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;
ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений;
обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;
при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, обращение может быть оставлено без ответа по существу поставленных в нем вопросов с одновременным уведомлением гражданина, направившего обращение, о недопустимости злоупотребления правом;
в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, может быть принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и более ранние обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу, с уведомлением о данном решении гражданина, направившего обращение.
отсутствие адреса для ответа;
поступление нескольких дубликатов уже принятого электронного сообщения в течение рабочего дня;
невозможность рассмотрения обращения без получения необходимых документов и личной подписи автора (в отношении обращения, для которого установлен специальный порядок рассмотрения).
Вход и передвижение по помещениям, в которых проводится прием, не должны создавать затруднений для лиц с ограниченными возможностями.
г. Москва, Вадковский пер., д. 18, стр. 5 и 7;
График работы:
понедельник, вторник, среда, четверг - с 9.00 до 18.00;
пятница - с 9.00 до 16.45;
обеденный перерыв - с 12.00 до 12.45.
понедельник, вторник, среда, четверг - с 13.00 до 17.00;
пятница - с 12.45 до 16.00.
127994, г . Москва, Вадковский пер., д. 18, стр. 5 и 7;
Представлять дополнительные документы и материалы по рассматриваемому обращению, либо обращаться с просьбой об их истребовании;
Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
Получать уведомление о переадресации обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов;
Обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения;
Осуществлять иные действия, не противоречащие настоящему Административному регламенту.
Объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение письменных обращений граждан, в случае необходимости - с участием граждан, направивших обращения;
Получение необходимых для рассмотрения письменных обращений граждан документов и материалов в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
Принятие мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.
Достоверность предоставляемой заявителям информации о ходе рассмотрения обращения;
Полнота информирования заявителей о ходе рассмотрения обращения;
наглядность форм предоставляемой информации об административных процедурах;
Удобство и доступность получения информации заявителями о порядке предоставления государственной услуги;
Оперативность вынесения решения в отношении рассматриваемого обращения.
личный прием граждан;
работа с письменными обращениями граждан, включающая в себя:
регистрацию письменных обращений граждан;
рассмотрение письменных обращений граждан;
подготовку ответов на письменные обращения граждан;
анализ обращений граждан;
работа с Интернет-обращениями граждан, включающая в себя:
ведение базы обращений на сайт;
рассмотрение обращений;
направление в письменном или в электронном виде поручений по рассмотрению обращений граждан на сайт и сообщений заявителям о принятом решении.
понедельник - четверг - с 13-00 час. до 16-00 час.
пятница - с 10-00 час. до 13-00 час.
суббота, воскресенье - выходные дни.
Информация о работе общественной приемной еженедельно размещается на официальном сайте Роспотребнадзора.
Например: 09/535-10 12.01.2010, где
535-10 - регистрационный входящий номер и последние цифры текущего года;
12.01.2010 - число, месяц, год.
о принятии к рассмотрению;
о передаче на рассмотрение в структурные подразделения центрального аппарата Роспотребнадзора или в территориальные органы Роспотребнадзора;
о направлении в другие организации и учреждения;
о приобщении к ранее поступившей жалобе;
о сообщении гражданину о невозможности рассмотрения его обращения;
о сообщении гражданину о прекращении переписки;
о списании в дело.
Подготавливает служебную записку (запрос) в целях получения необходимой информации в ином структурном подразделении Роспотребнадзора;
Подготавливает предложения с проектом поручения руководителя (заместителя руководителя) Роспотребнадзора о проведении Роспотребнадзором проверки в связи с обращением гражданина деятельности территориального органа Роспотребнадзора в субъекте Российской Федерации с выездом на место (в рамках осуществления внутриведомственного контроля).
287-10 - регистрационный исходящий номер и последние цифры текущего года;
40 - индекс дела в соответствии с номенклатурой дел, утвержденной руководителем Роспотребнадзора;
02.03.2010 - число, месяц, год.
В этом случае начальник структурного подразделения Роспотребнадзора, ответственного за исполнение поручения, представляет на имя руководителя Роспотребнадзора, заместителя руководителя Роспотребнадзора по компетенции, служебную записку, согласованную с начальником отдела по работе с обращениями граждан, с общественной приемной, о нецелесообразности продолжения переписки с гражданином по данному вопросу.
Постановку поручений по исполнению обращений на контроль;
Сбор и обработку информации о ходе рассмотрения обращений;
Подготовку оперативных запросов исполнителям о ходе и состоянии исполнения поручений по обращениям;
Подготовку и обобщение данных о содержании и сроках исполнения поручений по обращениям граждан;
Снятие обращений с контроля.
На обращениях граждан (сопроводительных письмах к ним), взятых на особый контроль проставляется штамп "Контроль. Срок до__"
Периодичность плановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги территориальными отделами территориальных органов Роспотребнадзора устанавливается планом организационных мероприятий территориальных органов Роспотребнадзора.
руководителя Роспотребнадзора - в Минздравсоцразвития России;
должностных лиц структурных подразделений Роспотребнадзора - руководителю Роспотребнадзора;
должностных лиц структурных подразделений территориальных органов Роспотребнадзора - руководителю территориального органа Роспотребнадзора, руководителю Роспотребнадзора.
В случае направления запроса в другие государственные органы, органы местного самоуправления, иные организации либо должностным лицам, срок может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением гражданина, направившего обращение.
признает правомерными действия (бездействие) и решения в ходе предоставления государственной функции;
признает действия (бездействие) и решения неправомерными и определяет меры, которые должны быть приняты с целью устранения допущенных нарушений.
Результатом рассмотрения жалобы может быть полное, частичное удовлетворение заявленных претензий либо отказ в их удовлетворении с обоснованием причин.
110. Если в результате рассмотрения жалоба гражданина признается обоснованной, то принимается решение о применении мер ответственности к должностному лицу, допустившему нарушения в ходе предоставления государственной услуги, повлекшие за собой жалобу гражданина.
Подведомственность и подсудность дела по соответствующей жалобе, а также сроки обращения с жалобой в суд определяются в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Зачастую, руководителей компаний, задействованных в продаже товаров и оказанию услуг населению, пугает возможная перспектива проверки Роспотребнадзора. Почему добросовестным предпринимателям не стоит ее бояться и как отстоять свои права, читайте далее.
— Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294);
— Приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров» (далее – Административный регламент);
— Приказ Роспотребнадзора от 24.03.2010 № 103 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ»
Статья 14 ФЗ №294, п. 6 Административного регламента
— вручить заверенную копию распоряжения о проведении проверки представителю проверяемого лица;
— предъявить служебное удостоверение;
— предъявить документ о согласовании с прокуратурой, если основанием для проверки является угроза или вред жизни и здоровью граждан, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статья 15 ФЗ №294, п. 57 Административного регламента
1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к санитарно-эпидемиологическому благополучию населения или защите прав потребителей;
2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя или его уполномоченного представителя, проверяемого лица, (за исключением случая проведения такой проверки, основанием для проведения которой является причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);
3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, не выступающих объектами проверки или не относящихся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований без оформления протоколов и в количестве, превышающем нормы, установленные стандартами;
5) распространять коммерческую информацию, полученную в результате проведения;
6) превышать установленные сроки проведения проверки.
7) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов,
8) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.
Статья 12 ФЗ №294, пункты 48-51 Административного регламента
Выездная проверка проводится по месту осуществления деятельности проверяемого. Сотрудники Роспотребнадзора обязаны:
— предъявить служебное удостоверение,
— ознакомить проверяемое лицо с распоряжением (приказом) о проведении выездной проверки
— ознакомить проверяемое лицо с полномочиями проводящих, с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Выездная проверки проводится только в присутствии индивидуального предпринимателя или руководителя юридического лица, либо их представителей. В случае их отсутствия выездная проверка не проводится.
В случае, если проведение выездной проверки оказалось невозможным, сотрудник Роспотребнадзора составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки. В этом случае Роспотребнадзор в течении 3-х месяцев со дня составления соответствующего акта может провести проверку без предупреждения.
Если проводится отбор образцов (проб) продукции, составление протокола обязательно.
Статья 11 ФЗ №294, пункт 45-47 Административного регламента
Производится на основании приказа (распоряжения) о проведении документарной проверки. Должностные лица Роспотребнадзора, уполномоченные проводить проверку, не вправе требовать у лиц, подлежащих проверке, сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки. Сотрудники Роспотребнадзор не могут потребовать нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством.
Если вам пришло требование о предоставлении дополнительных документов или пояснений, вы должны их предоставить в Роспотребнадзор в течении 10 рабочих дней. Все копии документов должны быть заверены подписью генерального директора и печатью.
В случае выявления нарушений по результатам документарной проверки, Роспотребнадзор вправе провести выездную проверку.
Статья 10 ФЗ №294, пункты 42-43 Административного регламента
Основаниями являются:
— причинение или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан
— возникновение или угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены), при условии, что заявитель обращался к такому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, но требования заявителя не были удовлетворены;
Роспотребнадзор обязан вас уведомить за 24 часа до проведения внеплановой проверки. Однако, если основанием для проверки является получение Роспотребнадзором сообщений о вреде жизни и здоровью, либо о такой угрозе, а также о возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или о нарушении прав потребителей, Роспотребнадзор может вас не уведомлять.
Статья 9 ФЗ №294, пункт 41 Административного регламента
Основанием является ежегодный план проверок. Список проверяемых лиц публикуется на сайте прокуратуры. Например, план проверок юридических лиц Москвы доступен по ссылке.
Роспотребнадзор обязан уведомить проверяемые лица не менее, чем за 3 рабочих дня посредством направления копии распоряжения (приказа) о начале проведения плановой проверки. Плановая проверка может проводиться не чаще, чем раз в три года, за исключением проверки организаций, задействованных в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере. Полный перечень видов деятельности таких организаций установлен в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.
В случае проведения плановой проверки членов саморегулируемой организации Роспотребнадзор обязан уведомить саморегулируемую организацию
Статья 13 ФЗ №294, п. 18-22 Административного регламента
По общему правилу, срок проверки не может превышать 20 рабочих дней. Если организация имеет несколько филиалов в разных субъектах РФ, то срок проверки всех филиалов в совокупности не может превышать 60 рабочих дней. При организации проверки учитывается режим работы лиц, подлежащих проверке.
Срок плановой выездной проверки малых предприятий – не более 50 часов, микропредприятий – не более 15 часов.
Срок проведения плановой выездной проверки может быть продлен в исключительных случаях не более, чем на 20 рабочих дней, для малых предприятий – не более, чем на 50 часов, для микропредприятий – не более чем на 15 часов.
п. 58-76 Административного регламента
По итогам проведения проверки Роспотребнадзор составляет акт проверки и вручение (направление) акта проверяемому лицу.
К акту прикладывается:
Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (статья 6.1. КоАП РФ);
В случае если при проверке будут установлены признаки преступлений, должностное лицо Роспотребнадзора направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Это могут быть следующие статьи Уголовного Кодекса:
1. Возражение на акт проверки
В течение 15 дней с даты получения акта проверки организация или ИП вправе предоставить возражения в письменной форме (п. 82 Административного регламента).
2. Оспаривание предписания Роспотребнадзора
Досудебный порядок. В течении 15 дней с даты получения предписания проверяемое лицо имеет право представить в Роспотребнадзор письменные возражения относительно этого предписания. Срок рассмотрения – 30 дней.
Судебный порядок. В течении 3-х месяцев постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд (п. 5.1. ст. 40 ФЗ «О защите прав потребителей»).
3. Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности
Досудебный порядок. Если вы были привлечены к административной ответственности, вы вправе обжаловать это постановление (ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ) в вышестоящий орган. Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу. Срок рассмотрения жалобы на постановление в порядке подчиненности-10 дней со дня ее поступления со всеми материалами дела (ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ).
Судебный порядок. Постановление также может быть обжаловано в Арбитражном суде. Срок рассмотрение жалобы в суд составляет 2 месяца со дня её поступления (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).
4. Обжалование действий (бездействий) Роспотребнадзора
Предметом досудебного обжалования являются действия (бездействие) Роспотребнадзора, должностных лиц Роспотребнадзора, повлекшие за собой нарушение предусмотренных законодательством прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан (п. 83 Административного регламента).
Досудебный порядок. Жалобы рассматривают:
1) от имени Роспотребнадзора — руководитель Роспотребнадзора или его заместитель;
2) от имени территориального органа Роспотребнадзора — руководитель территориального органа Роспотребнадзора или его заместитель.
Срок рассмотрения – 30 дней.
Судебный порядок. В течение 3-х месяцев предприниматель или организация вправе оспорить действия (бездействия) Роспотребнадзора в Арбитражный суд.
Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушений юридическим лицом или ИП и подлежат отмене.
Так, грубым нарушением являются (ст. 20 ФЗ №294):
В магазине «Лента» были оформлены ценники, на которых указывалась «цена без карты Лента» и «цена по карте Лента». Роспотребнадзор посчитал, что магазином нарушены требования законодательства в части установления единых цен на реализуемые товары для потребителей и вынес предписание об устранении указанных нарушений. Однако, «Лента» успешно оспорила это предписание, указав в своих доводах следующее. Магазин использует систему дисконтных карт, предоставляя равный доступ к приобретению карты каждому потенциальному покупателю. В ценниках установлена цена на товар, а также цена на товар с учетом скидки предъявителям дисконтной карты. Информация об условиях приобретения дисконтной карты «Лента» на сайте магазина является общедоступной. То есть, оформление ценников таким способом не является указанием двух цен за единицу товара и не нарушает права потребителей (Определение Верховного Суда № 307-АД17-12686 от 20.09.2017 г. по делу № А56-59768/2016).
Часто проверяемым лицам удается оспорить результаты проверки по формальным основаниям.
Например, владелицам магазина удалось оспорить предписание Роспотребнадзора на том основании, что о внеплановой выездной проверке они не были уведомлены за 24 часа (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.10.2016 № Ф08-7354/2016 по делу № А53-381/2016).
Другая организация успешно оспорила постановление Роспотребнадзора о привлечении к административной ответственности, на том основании, что материалы дела не содержали первичных документов, подтверждающих реализацию обществом товаров и услуг, и объяснений потерпевших; протокол и постановление содержали сведения, носящие общий характер (Решение АС Астраханской области от 02.10.2017 г. по делу №А06-5982/2017).
Авиакомпании удалось оспорить постановление Роспотребнадзора по процедурным моментам. Так, копия определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении была получена Авиакомпанией в день рассмотрения дела вместе с протоколом об административном правонарушении. Суд установил, что получение заявителем определения о дате рассмотрения административного дела в дату его рассмотрения не может быть признано надлежащим извещением (Решение АС Свердловской области от 02.10.2017г. Дело №А60-26612/2017).
Уменьшение размера штрафа
Магазин продовольственных товаров постановлением Роспотребнадзора был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей за отсутствие товарной накладной в отношении сливочного масла (нарушение ч. 3 ст. 5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» 021/2011). Однако, судом размер штрафа был снижен с 100 000 рублей до 50 000 рублей на основании того, что выявленное нарушение не повлекло за собой тяжелых последствий (Решение АС Воронежской области от 10.10.2017 г.по делу № А14-9323/2017).
В другом деле суд снизил штраф, вынесенный Роспотребнадзором на основании постановления об административном правонарушении, на основании того, что указанные нарушения были устранены предпринимателем еще до момента рассмотрения административного дела, а добровольное устранение недостатков является обстоятельством, смягчающим ответственность (Решение АС Воронежской области от 10.10.2017г.по делу № А14-9323/2017).