Продление срока действия контрактов, заключенных в рамках действия законодательства о контрактной системе, это одна из популярнейших тем для обсуждения и дискуссий. И действительно, в процессе реализации своей закупочной деятельности у заказчиков порой возникает необходимость пролонгации заключенного договора. Причиной появления такой необходимости могут служить самые разные причины. Вместе с тем контрактное законодательство имеет строгие положения в отношении мер ответственности за несвоевременное исполнение условий контрактов. И с этой точки зрения пролонгация может расцениваться как намеренная попытка недобросовестного поставщика избежать этой ответственности. Попытаемся разобраться в данном вопросе и дать конкретный ответ на вопрос, можно ли продлять срок действия заключенного в рамках контрактной системы договора.
Продление срока действия контракта с точки зрения общего законодательства Продление срока действия или, как чаще принято говорить, пролонгация контракта – это довольно распространенное явление в процессе реализации сторонами своих договорных отношений. Несмотря на регулярное применение данной процедуры, следует отметить, что Гражданский кодекс РФ понятия пролонгации не содержит. Вместо этого он предусматривает четкие сроки начала и окончания исполнения контрактов на поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг.
Для продления срока действия контракта имеется две возможности:
В обоих случаях важнейшим и обязательным условием является указание срока, на который будет продлен контракт.
О.], действующего на основании [вписать нужное], именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и [наименование организации, предприятия, учреждения], в лице [должность руководителя, Ф. И. О.], действующего на основании [вписать нужное], именуемый в дальнейшем «Подрядчик», вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее дополнительное соглашение о нижеследующем: 1. В связи с тем, что [указать причины, повлекшие продление срока выполнения работ], Стороны договора подряда N [значение] от [число, месяц, год] договорились о продлении срока выполнения работ до [число, месяц, год].
2. Все остальные положения договора подряда остаются неизменными и являются обязательными для исполнения. 3. Настоящее соглашение действует с момента подписания и является неотъемлемой частью договора подряда N [значение] от [число, месяц, год]. 4.
Правил, а также строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, входящего в смету строительства, реконструкции, технического перевооружения, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства.При этом возможность изменения срока исполнения контракта обусловлена в Правилах необходимостью соблюдения следующих условий:- срок исполнения контракта составляет свыше 6 месяцев (п. 3 Правил);- контракт не может быть исполнен без изменения его условия по причинам, указанным в ст. 451 ГК РФ в связи с существенным изменением обстоятельств (п. 5 Правил).В рассматриваемой ситуации срок контракта менее 6 месяцев.
Возможно ли продление сроков исполнения муниципального контракта (срок контракта — 35 дней), заключенного по результатам электронного аукциона (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») вследствие ухудшения погодных условий (подрядчик не может выполнить работы в срок по причине дождливой погоды и снегопада)? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:В приведенной ситуации увеличить срок действия контракта нельзя. Контракт может быть выполнен за пределами его срока. Обоснование вывода:Согласно ч. 2 ст.
Закон № 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях указанных в статье 95 Закона. Так, согласно пункту 6 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение срока исполнения контракта возможно в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Продление срока действия заключенного контракта является ни чем иным, как определением и согласованием новых условий, однако такое согласование проводится лишь с одним участником, в то время, как сама закупка предусматривала наличие конкуренции. Исходя из вышесказанного, можно заключить следующее:
Заключение На наш взгляд, пролонгации контрактов лучше избегать.
Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 того же Закона. Частью 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.Понятие существенных условий контракта Законом N 44-ФЗ не определено. Согласно п. 1 ст.
Дополнительное соглашение о продлении сроков по договору № … от … г., субподрядана проведение отделочных работ в … по адресу … г. Москва « » 201_ г. Открытое акционерное общество « », именуемое в дальнейшем «Генподрядчик», в лице Генерального директора, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Открытое акционерное общество « », именуемое в дальнейшем «Субподрядчик», в лице Генерального директора, действующего на основании Устава с другой стороны, а вместе в дальнейшем именуемые Стороны, заключили настоящее дополнительное соглашение о внесении изменений и дополнений в договор № … от … г., субподряда на проведение отделочных работ в … по адресу … Стороны договорились, в соответствии с п. 3.3. договора субподряда № … от … г., перенести срок окончания работ, указанный в п. 3.1. указанного выше договора, с … года на … 201_ года. Далее по тексту без изменений.
Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 44-ФЗ Как уже было сказано выше, законодательство о контрактной системе предъявляет жесткие требования к своевременному исполнению сторонами взятых на себя обязательств. Кроме того, срок действия заключенного контракта является существенным условием, менять которое согласно статье 95 Закона № 44-ФЗ нельзя. В этом отношении имеется ряд исключений, как, например, снижение цены без изменения объемов поставки товара или выполнения работ, 10-процентное уменьшение или увеличение объема закупки и т.д.
Изменение сроков действия контракта данные исключения не предусматривают, соответственно пролонгация контракта, заключенного по Закону № 44-ФЗ, невозможна и будет считаться нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Заключая государственный или муниципальный контракт, наши клиенты часто сталкиваются с объективной необходимостью продления сроков исполнения контракта. В подавляющем большинстве случаев, такая ситуация возникает в процессе исполнения договора .
Причины для переноса сроков могут быть различны, иногда это действия самого заказчика, бывают так же случаи предоставления некачественной проектной документации. Что делать в таких случаях можно посмотреть .
В настоящем материале мы обратим внимание на специфические условия переноса сроков исполнения по государственном и муниципальным контрактам.
По общему правилу (ст. 95 ФЗ 44 ФЗ) изменение условий государственного или муниципального контракта не допускается. Однако, из этого правила есть исключения (пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 ФЗ «О контрактной системе). В части цены контракт может быть изменен по соглашению сторон в следующих случаях:
1) цена увеличивается пропорционально увеличению количества товаров, объема работ (услуг);
2) цена увеличивается не более чем на 10%;
3) возможность изменения условий контракта предусматривалась документацией об электронном аукционе.
В каких случаях возможно изменения сроков исполнения госконтракта?
Во-первых, изменения срока выполнения госконтракта возможно при уменьшении средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, на это прямо указывает п. 1 ст. 767 ГК РФ. При изменении (уменьшении) финансирования контракта можно требовать от заказчика и переноса сроков его исполнения.
Как было упомянуто выше, изменение цены и сроков контракта возможно по соглашению сторон. Однако, такое изменение не может быть произвольным. Порядок заключение такого соглашения установлен постановление правительства от 14 марта 2016 года №191 (такое же постановление действовало и в 2015 году).
Дополнительное соглашение возможно заключить в следующих случаях:
Срок исполнения контракта - свыше 6 месяцев
Закупка осуществляется федеральным органом власти, «Росатомом» или «наиболее значимыми» государственными учреждениями, субъектом федерации или муниципалитетом
Цена контракта выше 1 млн. рублей
Для субъектов малого предпринимательства цена контракта не должна превышать 5 млн. рублей
Предметом контракта является строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства
Контракт заключен в российских рублях
При этом, соблюдение названных условий при заключении дополнительного соглашения обязательно. Например, суд может отказать в утверждении мирового соглашения об изменении срока контракта, если сроки исполнения контракта менее 6 месяцев. (См. например Определение от 28 апреля 2016 г. по делу № А45-748/2016)
Для заключения дополнительного соглашения Исполнителю необходимо направить в адрес заказчика письменное обращение. При этом в обращении необходимо обосновать необходимость изменения госконтракта, причины изменения должны быть существенные и объективные (не зависящие от воли исполнителя). Именно существенные изменения обстоятельств рассматриваются судами в качестве основания для удовлетворения требования заказчика о переносе срока исполнения. Существенность будет составлять предмет доказывания в суде (как например указал суд в постановлении от 23 декабря 2015 г. по делу № А60-27041/2015).
В судебной защите по спору об изменении срока государственного (муниципального контракта) исполнителю может помочь новый график производства работ с соответствующим обоснованием новых сроков исполнения контракта.
Остались вопросы? Пишите в комментариях или обращайтесь за .
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http://kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело №А28-11101/2015
город Киров
20 ноября 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Зведер Е.Р.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой М.А.
рассмотрел в судебном заседании исковое заявление
открытого акционерного общества «Кирово – Чепецкое управление строительства» (ИНН 4347030908, ОГРН 1034316501647, 610014, г. Киров, ул. Производственная, 21)
к Кировскому государственному казенному учреждению «Управление капитального строительства» (ИНН 4345221544, ОГРН 1084345003027, 610020, г. Киров, ул. Преображенская, д.71)
об изменении условий государственного контракта,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца – Шастиной Ю.С., по доверенности от 28.09.2015,
Хлыбовой Д.М., по доверенности от 06.10.2015,
от ответчика - Солодянникова С.А., по доверенности от 28.04.2015,
установил:
открытое акционерное общество «Кирово – Чепецкое управление строительства» (далее – Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Кировскому государственному казенному учреждению «Управление капитального строительства» (далее – Учреждение, ответчик) об изменении условий государственного контракта в части продления сроков выполнения работ до 13.11.2015.
Исковые требования основаны на положениях статей , Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 34, 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) и мотивировано объективной невозможностью исполнить государственный контракт в согласованны сторонами срок в связи с несвоевременным предоставлением ответчиком проектной документации на выполнение работ по устройству регулирующей емкости очистных сооружений ливневых стоков, без которой ввод объекта в эксплуатацию не представляется возможным.
Ответчик представил отзыв на исковое заявление, в котором возражает против удовлетворения исковых требований. Ответчик считает, что указанные истцом обстоятельства не являются существенными; несвоевременная выдача проектной документации была учета при заключении дополнительного соглашения к государственному контракту; фактическая замена одних видов работ на другие не должна сказываться на увеличении срока строительства объекта.
В судебном заседании стороны подержали свои позиции, изложенные в исковом заявлении и отзыве на исковое заявление.
Судебная практика по применению нормы ст. 740 ГК РФ