Речевые занятия с ребенком при заикании. Индивидуальное занятие с ребенком страдающим заиканием

07.11.2019

ИНТОНАЦИЯ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ - ЧТЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Выразительное средство звучащей речи – интонация. С помощью интонации можно выразить конкретный смысл высказывания, его цель; чувство, отношение говорящего к тому, о чем говорится, и к собеседнику, слушателю. Интонация организует речь: расчленяет ее на предложения и фразы (такты), выряжает смысловое отношение между частями предложения, сообщает произносимому тексту значение сообщения, вопроса, приказания, просьбы и т. д.

Интонация – сложное явление устной речи. В лингвистических работах под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей речи. Изучение интонации входит составной частью в грамматику языка (синтаксис), в психологию речи, в целый ряд дисциплин по технике и выразительности речи. Понятие «интонация» трудно расчленить, потому что каждый из элементов (компонентов) интонации действует в совокупности с другими. Однако для удобства анализа о каждом из них можно говорить отдельно, хотя и на фоне всего явления. Каковы же основные компоненты интонации? В чем они проявляются?

Основные компоненты речевой интонации следующие:

    сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;

    направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;

    скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительности звучания и остановках (паузах);

    тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).

Группа слов, представляющая единое смысловое целое, имеет ударение на одном из своих членов. Это единство выделяется как отрезок речи между двумя паузами. В предложении Вот эту к_н_и_г_у | положи на _п_о_л_к_у_ – две фразы (два такта). Фразы отделены короткой паузой | . В каждой фразе одно из слов притягивает ударение. В первой фразе это слово – книгу, во второй – полку. Это фразовое ударение (здесь подчеркивается слабо пунктиром). От фразового ударения следует отличать логическое ударение. В этом же предложении мы можем выделить словосочетание на полку голосом и силой выдыхания больше, чем мы выделяем в первой фразе слово книгу. Сочетание на полку звучит сильнее, «выдвигается вперед» в смысловом отношении. Говорящий придает этому слову особое значение. Это слово – «ключ» ко всему предложению, самое весомое по смыслу. В нашем примере (во второй фразе) логическое ударение совпало с фразовым ударением, так сказать, «перекрыло его» как более сильное.

По воле говорящего (или его замыслу) логическое ударение может принять любое слово в предложении. Так, если мы хотим противопоставить одно слово другому, логическое ударение упадет на противопоставляемые слова, например; Дождик то переставал , то усиливал -


ся. Девочка была некрасивая , но симпатичная . Мне было грустно тебе весело и т. д.

В целях усиления эмоциональной выразительности отдельные слова, как и звуки в слове, могут выделяться длительностью звучания ударного звука, усилением голоса, повторением одного и того же слова, перестановкой на начало или конец, например; Поговори, поговори мне еще! Подумайте, вы только подумайте ? Сегодня mpu -и-идцать градусов! Вы не слушаете ? Мы будем ждать день, два, три, наконец! Подчеркнутые слова – это слова, притягивающие особое ударение – эмфатическое (от слова эмфаза – выделение какого-либо элемента высказывания указанными средствами). Эмфатическое ударение обозначается условно буквой [Э] перед словом.

В каждом простом предложении, как правило, одно логическое ударение. Иногда встречаются предложения, в которых выделяются не одно, а два и более логических ударений, например: Тихо стало на широких полях, на зеленых лугах , где рожь росла, где гречиха цвела. Не визжат пули, не грохают снаряды , не горят деревни . Вдруг слышит он [Мальчиш] на улице шаги , у окошка шорох . (А. Гайдар.)

Логическое ударение очень важно как компонент интонации, К. С. Станиславский называл логическое ударение указательным пальцем, отмечающим самое главное слово в предложении. «В выделенном слове, – говорил он, – скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» 1

Важнейшими компонентами интонации является движение тона по звукам разной высоты, повышение и понижение тона, различные его вариации. Это движение тона называется мелодикой речи. В одном и том же предложении мелодика речи может идти в восходящем, затем в нисходящем движении тона, где-то в середине фразы – после кульминационного пункта – будет перелом тона, например:


Кульминационный пункт – ударный слог слова при условии, если на это слово падает логическое ударение. Все остальные слова звучат в более низком регистре (показано на схеме выше). Мелодика может быть нисходящей, 1 Станиславский К. С. Собр. соч. в 8-ми т, М., 1955, т 3, с. 112.

например:

Особое внимание обращается на мелодику конца предложения. Для конечных фраз (или тактов) характерны два типа мелодики: произнося повествовательное предложение, мы понижаем тон в конце его; в конце вопросительного предложения мы наблюдаем то же явление; если в вопросительном предложении нет вопросительных местоимений и наречий, интонация вопроса достигается только мелодикой: тон повышается на ударном слоге того слова, к которому ставится вопрос, например:



На выделяемых по смыслу словах тон повышается. На слове жара тон понижается, так как на этом слове заканчивается фраза.

Интонационным центром конечной фразы выступает ударный слог выделяемого слова. Неконечные фразы произносятся как законченные в смысловом отношении предложения, например:



Обе фразы одинаковы по мелодике, заметного интервала между ними нет. Но все же вторая половина фразы произносится в более низком регистре, т. е. с некоторым понижением голоса.

В речевой практике мелодика многих синтаксических структур предложений закрепилась как нормативная. Это относится к нормам произнесения вопросительных, восклицательных, повествовательных предложений, а также к мелодике перечисления, причины, цели, противопоставления, разделения, предупреждения, вводности и других 1 .

Но не одна мелодика создает выразительность вопроса, восклицания, перечислении и прочес. Здесь вводятся и другие компоненты, которые действуют в совокупности с мелодикой. Таким компонентом является темпо-ритм речи.

В произносимой речи нет четкого разделения на слова. Смысл сказанного воспринимается в непрерывном потоке речи. Сигналом остановки, как мы видели, служит смысловая законченность фразы или предложения. Группировка слов по звеньям поможет восприятию высказывания на слух, придавая фразе или предложению произносительную (фонологическую) цельность, законченность. Слушающий истолковывает высказывание, вникает в смысл речи, пользуясь фразировкой (делением на фразы). Предложение отделяется паузой. Эта смысловая (логическая) пауза обозначается одной чертой /, а длительная пауза – двумя чертами ||. Соблюдая логические паузы, говорящий произносит отрезок речи, заключенный между паузами, слитно. В то же время пауза объединяет предложение. Длительность пауз может быть разной, от короткой до длительной Если пауза затягивается, то она, по словам К. С. Станиславского, перерождается из бездейственной логической в активную психологическую, наполняется внутренним содержанием, заостряет внимание и будит воображение слушателя (эта пауза будет обозначаться буквой [П]).

При чтении мы добиваемся, чтобы темп произнесения текста соответствовал его содержанию. Темп – это скорость чтения (произнесения речи). Речь то ускоряется, то замедляется. Сложное, эмоциональное высказывание разнообразно по темпу. Наблюдается как бы своеобразная «игра темпа». Чтобы темп стал выразительным средством высказывания или чтения, нужно уяснение цели высказывания (чтения), ясное представление характера событий и людей, о которых идет речь, а также предполагаемые реакции слушателей.

Темп речи зависит и от длительности пауз. Скорость и паузы связаны между собою органически. Пауза как бы дает время понять, почувствовать сказанное, заставляет ожидать, что будет дальше.

Для иллюстрации значения и роли темпа приведем пример, используя отрывок из сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» («Родная речь», II кл., с. 42).

1 Подробнее об этом можно посмотреть в кн.: Галкина-Федорук Е. М. и др.Современный русский язык. Синтаксис. М., 1958 "

После неудачной охоты на зайцев старик Акинтич уселся отдохнуть и увидел, как Лиса ползла к полынье. Стариковские глаза видели плохо и не замечали, что Лиса подбирается к Серой Шейке.

Средний темп

– Надо так ее застрелить, чтобы воротника не испортить, – соображал старик, прицеливаясь в Лису. – А то вот как старуха будет браниться, если воротник-то в дырьях окажется...

Ускоряя

Старичок долго прицеливался... [П] Наконец грянул выстрел. || Сквозь дым от выстрела охотник видел, как что-то метнулось по льду, и со всех ног кинулся к полынье. По дороге он два раза упал, | а когда добежал до полыньи, то | только развел руками ,– воротника | как не бывало, | а в полынье | плавала одна перепуганная Серая Шейка. ||

Медленно

Ускоряя

Замедляя

Средний темп

[П] – Вот так штука! – ахнул старичок, разводя руками.– В первый раз вижу, как Лиса в Утку обратилась. Ну и хитёр зверь. [П]

Медленно


Ускоряя

– Дедушка, | Лиса убежала, – объяснила Серая Шейка.

Средний темп

– Убежала? || Вот тебе, старуха, и воротник к шубе. Что же я теперь буду делать, а? Ну и грех вышел... || А ты, глупая, зачем тут плаваешь?

Медленно

Ускоряя

– А я, дедушка, не могла улететь вместе с другими. У меня одно крылышко попорчено...

Средний темп

– Ах, глупая, глупая... | Да ведь ты замерзнешь тут или Лиса тебя съест! | Да... ||

Медленно

Ускоряя

Старичок подумал-подумал, покачал головой и решил:

Средний темп

А мы вот что с тобой сделаем: | я тебя внучкам унесу. Вот-то обрадуются... А весной ты старухе яичек нанесешь да утяток выведешь. Так я говорю? ||

Быстро

Вот то-то, глупая, || Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил ее за пазуху.

Медленно

Средний темп

А старухе я ничего не скажу, – соображал он, направляясь домой. – Пусть ее шуба с воротником еще погуляет в лесу, Главное: внучки вот как обрадуются... ||

Медленно

Средний темп

Зайцы все это в_и_д_е_л_и и весело смеялись . Ничего, | старуха и без шубы | на печке | не замерзнет!

Замедляя

Невозможно с точностью подсчитать, сколько раз меняется темп речи при произнесении этого текста. Однако главные переходные моменты ускорения и замедления речи можно закрепить словесными пометками, чтобы показать, как от внутреннего содержания и изображаемых действий изменяется темп речи.

На полях текста отмечены заметные изменения в скорости чтения: средний темп, медленный, быстрый; паузы: длительные, в том числе психологические, обозначены || , средние – |, короткие – . В соответствии со знаками препинания соблюдаются логические паузы.

Размышления старика, как надо застрелить Лису, подаются в среднем темпе. Темп ускоряется: старику приходит мысль о старухином недовольстве, если воротник окажется в дырьях. «Старичок долго прицеливался» – произносится медленно – психологическая пауза, наполненная ожиданием: выстрелит? попадет в цель? нет? После паузы – ускорение темпа: наконец (быстро) грянул (замедляя) выстрел (медленно). Пауза: что-то там произошло? Неуверенный ответ: сквозь дым от выстрела охотник видел, как что-то метнулось (быстро) по льду, и со всех ног кинулся к полынье (быстро). По дороге он два раза упал (быстро), а когда добежал до полыньи (замедляя), то (длительная пауза) только развел руками (медленно), – воротника (пауза) как не бывало (!), а в полынье (пауза) плавала одна перепуганная Серая Шейка (последние два слова произносятся замедленно). Психологическая пауза (перестройка): что бы это значило? Разгадка: Лиса в Утку обратилась.

Темп речи непрерывно меняется – в зависимости от содержания. В ответ на объяснение Серой Шейки, что Лиса убежала, старик удивляется: «Убежала?» (пауза: догадывается, что «промазал». Что же будет?). Разочарование (быстро про себя): «Вот тебе, старуха, и воротник к шубе». Озадачен: «Что же я теперь буду делать, а?» – темп ускоряется. Примирился с положением: «Ну и грех вышел...» (замедляет речь). Замечает, наконец, Серую Шейку: «А ты, глупая, зачем тут плаваешь?» – темп ускоряется: старичок активно требует ответа. В конце обычно темп замедляется: «Ничего, старуха и без шубы на печке не замерзнет!» Здесь почти каждому слову придается значение. Отсюда обилие пауз – ведь паузы выдвигают ключевые слова, делают их заметнее в потоке речи.

В темпе, как и во всех компонентах интонации» все определяется целью и содержанием высказывания, его подтекстом.

Наиболее тесно к темпу примыкает ритм речи. К. С. Станислав-


ский даже не отделяет темп и ритм и называет это речевое понятие темпо-ритмом. «Буквы, слоги и слова, – пишет К. С. Станиславский, – это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной» 1 . Призывая к соблюдению ритма в речи, К. С. Станиславский советует: «Образуйте из фраз речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения.– Л. Г.), типичные для переживаемых чувств, страсти и для создаваемого образа» 2 .

Ритм – это равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в речи. Наиболее просто пронаблюдать ритм в стихотворении. Возьмем четверостишие Я. Смелякова:

Нам все нелегко доставалось, Но главное – духом не пасть. Со всеми врагами сражалась Рабоче-крестьянская власть.

Схема ритма этого произведения (^ безударный, – ударный слог):

Ритм этого четверостишия основан на повторяемости количества ударных и безударных слогов в сопоставимых отрезках речи: в 1-й и 3-й строках по 3 ударных и по 6 безударных слогов, во 2-й и 4-й – по 3 ударных и 5 безударных; несхожие по количеству безударных слогов соседние строки 1-я и 2-я, 3-я и 4-я создают впечатление соразмерности благодаря одинаковому количеству ударных слогов: это объединяет четверостишие, но в то же время ослабляет впечатление однообразия. Несмотря на различное количество слогов в стопе, стихотворение отличается мерностью речи и в сочетании с идейно-образным содержанием создает ритм медлительно-торжественного движения.

Не следует смешивать ритм с размером стиха: размер обозначает основные особенности единицы стиха – стопы, положенной в основу строения, общей схемы стиха, например: классические размеры двусложной стопы – хорей (– ^) с ударением на первом слоге, ямб (^ –) с ударением на втором слоге; или: строение трехсложной стоны – дактиль (– ^ ^) с ударением на первом слоге, амфибрахий (^ – ^) с ударением на втором слоге, анапест (^^ –) – на третьем и другие размеры.

1 Станиславский К. С.Собр. соч. в 8-ми т. М., 1955. т. 3. с. 172.

2 Там же, с. 174.


Нарушение ритма при чтении стихотворения разрушает структуру стиха, так как содержание, звуковая инструментовка, синтаксис, а следовательно, и интонация представляют собой художественное единство

Свой ритм имеет и проза. Примером ритмической прозы являются «Стихотворения в прозе» И. Тургенева, «Песня о Буревестнике» М. Горького и многие другие. Ритмическая проза также вошла в круг детского чтения. Это сказки К. Ушинского «Весна идет», «Проказы старухи-зимы»; серия рассказов С. Баруздина «Шел по улице солдат»; рассказы А. Гайдара «О Военной Тайне...», «Горячий камень»; известная сказка-загадка В. Даля «Старик-годовик»; миниатюры М. Пришвина; произведения А. Кассиля «Памятник советскому солдату», «Твои защитники» и другие. Такой строгой ритмизации, как в стихах, в этих произведениях нет, но известная повторяемость элементов замечается.

Каждому человеку присущи свои особенности звучания речи. Они связаны с устройством и работой его речевого аппарата, особенностями звуков его голоса. По голосу человека можно узнать, даже слушая его по телефону. Эта специфика – эмоциональная окраска речи – и есть тембр. В зависимости от состояния говорящего тембр может меняться, отклоняться от обычного. Эти отклонения, обусловленные эмоциями, и являются выразительным средством речи. «Если вы больны, плохо настроены, наоборот, счастливы и веселы, – обо всем этом расскажет» тембр вашего голоса. Если вы активны в выражении мысли, если ваши эмоции не скрыты, – снова прежде всего тембр об этом доведет «до сведения» вашего собеседника» 1 .

Тембр – хотя и очень важная, но все же дополнительная окраска речи, обогащающая мелодику; она свойственна человеку от природы и возникает независимо от его желания, но может в качестве исполнительского средства сделать речь более выразительной (экспрессивной).

Привести пример тембральной окраски путем описания очень трудно. Здесь могла бы помочь запись на пленку исполнения произведения. Слушание чтеца или рассказчика и последующий анализ его исполнения обостряют внимание к тем или иным качествам звучащей речи, в данном случае к тембру как выразительному средству речи и чтения.

Очень важно отметить, что интонация скрыта и в письменной речи. «Конечно, текст не ноты, в которых прямо указаны высота тона, длительность и часто сила звука, Ни один из этих признаков интонации в тексте не обозначен. Однако воспринятое в тексте буквосочетание не может быть узнано как слово, если это сочетание не соотнесено к тому же самому слову живой разговорной речи... Читающий должен

1 Блинов И. Я.Выразительное чтение и культура устной речи. М., 1946, с. 153.

Мы видим, что речевая интонация – понятие комплексное, весьма сложное. В лингвистической литературе оно фигурирует и под другими названиями, просодия, ритмо-мелодика, фонология предложения и другие. В теоретическом плане многие вопросы интонации еще не разработаны. Но то, что сделано психолингвистами и литературоведами, как нам кажется, достаточно, чтобы начать осуществление программы развития такого качества, как интонационная выразительность звучащей речи и чтения.

Для обозначения различных явлений в устной речи существуют общепринятые знаки разметки текста. Эти знаки помогают зафиксировать найденные интонации, сделать заметки, отделить части рассказа, записать ихназвания, выделить главное в тексте и т. д.

Разметку текста условно называют «нотами» выразительного чтения и подготовленной устной речи. Она нужна при подготовке учителя к чтению и рассказыванию, при объяснении многих понятий и явлений устной речи детям.

Вот некоторые из них, которые используются в пособии при разметке текста.

1 Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком " над буквой, над е знак ударения не ставится.

2. Ударение фразовое – ударное слово подчеркивается пунктиром, логическое – одной чертой, психологическое обозначается буквой [П] перед словом или предложением; эмфатическое ударение обозначается буквой [Э] перед словом.

3 Паузы обозначаются так: короткая – вертикальным пунктиром (|), средняя – одной вертикальной чертой (|), длительная – двумя вертикальными чертами (||).

    Слитное произнесение обозначается дугой ^ над словами.

    Мелодика предложения обозначается следующим образом: подъем (повышение) голоса обозначается стрелкой вверх над ударной гласной слова (/) падение (понижение) голоса обозначается стрелкой вниз над ударным слогом (\), монотон – непрерывной горизонтальной чертой под словами. Обычная (нормативная) мелодика вопросительного, повествовательного и восклицательного предложений не обозначается, на нее указывают знаки препинания

    Замечания о темпе и окраске чтения ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя и т. п.

Текст для детальной разметки обычно пишется на одной стороне листа с полями справа и слева. В конце делаются (словесно) заметки, касающиеся подтекста и приемов чтения или рассказывания.

1 Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся... – Известия АПН РСФСР. М, 1956, вып. 78, с. 148–149





Заметки учителя при подготовке текста

Основная тема отрывка – красота осеннего леса. На первом плане – неожиданная встреча с малышом – грибником. Сцена встречи – это подготовка к удивительным для малыша событиям: автор познакомит мальчика со своим грибным «заповедником», поможет собрать белые грибы. Но «тайна», как угадать, где растут желанные белые, так и останется нераскрытой. Малыш посчитает встретившегося ему человека волшебником.

Подтекст для читателя (слушателя) открытый. Тембр – заинтриговывающий, обещающий что-то интересное...

Кизин Михаил Михайлович,кандидат искусствоведения, педагог дополнительного образования,руководитель Музыкальнодраматической студии, ГБОУ «СОШ№ 2012»,г.Москва[email protected]

Интонация как основа художественной выразительности сценической речи: детское театральное творчество

Аннотация: Педагогическая наука рассматривает искусство сценической речи как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для детей, так как позволяет им значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирующий его духовный мир.Сценическая речь на подмостках школьного театра представляет возможности для эксперимента, самостоятельного творчества в лучшем понимании этого выражения. В атмосфере Школьного Театра воспитываются и будущие таланты, актеры, свои поэты, драматурги и будущие зрители театра, ибо главная черта подобного вида искусства свободное творчество по велению самой души. Театральные занятия с детьми, как и любые другие занятия искусством, сложный творческий педагогический процесс и рассматривается как неотъемлемая часть общей системы эстетического воспитания.Ключевые слова:сцена, речь, язык, интонация, театр, художественная выразительность.

Язык средство познания, средство общения между людьми. Чтобы наилучшим образом реализовать эту функцию языка, необходимо овладеть всеми нормами литературного языка, то есть овладеть лексикой (словарным запасом), синтаксисом (сочетание слов в предложении), стилем (стилистикой называется и использование средств языка), орфоэпией (наукой о произношении слов и о постановке ударений в слове), овладеть законами логики устной речи (т.е. отличительными особенностями устной речи), навыками дыхания, голосоведения и дикции.«Речь должна быть лексически точной, грамматически правильной, стилистически выразительной», говорит известный языковед Розенталь. А русский поэт Гаврила Державин писал: «По любви к отечественному слову желал я показать его изобилие, гибкость, легкость, и вообще способность к выражению самых нежнейших чувствований, каковые в других языковых едва ли находятся».При помощи этих выразительных средств, говорящий передаёт какието дополнительные мысли, которые не выражены, не оформлены словами. В сценическом искусстве это определяется термином «подтекст», т.е. то, что кроется под словами. Основным выразителем «подтекста» является интонация. Поэтому о ней хочется рассказать подробней .На сегодняшний день проблема интонации рассматривается такими науками, как театральносценическая педагогика, лингвистика, психология, физиология. Традиционно термин «интонация» соотносится с лингвистическим и сценическим понятиями. Рассмотрим его в контексте прикладной коммуникативистики, касаясь психофизиологического анализа как средства эффективной оценки и коррекции.Фонетическая стилистика фоника (от греч. phone

звук, голос) рассматривает изучаемый предмет, опираясь на исследования классической лингвистики, которая выделяет две основные интонационные функции: грамматическую, или синтаксическую, и эмоциональную. Доминантой нашего внимания является эмоциональная функция интонации, которая находит свое отражение в работах по психолингвистике, восходящих к психологической школе.C. Выготского и C.Л. Рубинштейна. Театральносценическая педагогика, в частности система К.С. Станиславского, опирается на труды о высшей нервной деятельности физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Теория психолингвистики и практика театральносценических исследований не противоречат друг другу, а служат фактическим основанием для развития исследований в области педагогической коммуникации в направлении технологий коммуникативноречевого процесса. И это закономерно, так как просматривается единое происхождение этих направлений. Они происходят из античных риторических трактатов, необозримое количество которых предлагает современным исследователям для осознания «разнообразие и изощренную глубину мысли» . «Ораторская игра» (терминология Цицерона) одно из направлений, описанных в трактатах. «Самое важное в искусстве речи это, вопервых, произнесение, вовторых, произнесение и, втретьих, произнесение», писал Демосфен.Специфика нашего исследования заключается в изучении интонационной способности личности, особенностей восприятия интонационных характеристик, фиксации интонационных единиц, попытке их диагностики, моделирования, коррекции, т. е. в теоретическом аспекте включает анализ взаимосвязи интонационной функции и эмоциональных характеристик субъекта, построениесхем и моделей этих взаимосвязей, а в прикладном апробацию технологий интонационных функций для эмоциональной нормализации, расширение коммуникативной эффективности в профессиональной педагогической деятельности.Русская фоника (как и фонетика любого языка) имеет удивительно любопытную по неповторимости и разнообразию историю и географию. Исследование этого предмета не так просто, так как «живую речь» мы можем анализировать только в рамках одного столетия, начиная с создания Эдисоном фонографа сто лет назад. Но, без сомнения, этот предмет находит своих исследователей в диахронической фонетике, анализе и сопоставлении фонетической географии как в региональных выговорах одного языка, так и с учетом закономерностей фонетического рисунка разных языков мира.Одной из первых русскоязычных работ в этом направлении является «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречья» (1743 г.) М.В. Ломоносова, который фиксирует наблюдения и рекомендации по индивидуальнофонетическому «оформлению речи» с учетом интонации . В работах М.М. Сперанского, А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского находим попытку выстроить систему «страстей» в «изустном произношении» , упоминания о «страстном в слове» для «усиления внимания» , «фигурах мыслей пленяющих» .Интеграционный интерес к исследованиям данного предмета концентрируется на освещении перцептивного анализа в соответствии с индивидуальными акустическими качествами речевого сигнала. Междисциплинарность разговора предполагает единство понятийного аппарата.Интонация (от лат. intonare

громко произносить, т.е. выделять голосом) звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций)высоты, громкости и тембра голоса,организованная при помощи темпа, ритма и пауз.Интонация ритмикомелодическое свойство речи,... включает ряд элементов: мелодику, темп, ритм, интенсивность (силу произнесения), тембр голоса.Интонация манера произношения .Интонационная сторона речи является естественной формой существования языка, одним из основных фонетических средств оформления речевого высказывания, совокупностью просодических компонентов, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения (Л.В. Бондаренко, Л.Р. Зиндер, Н.Д. Светозарова, И.Г. Торсуева) . Посредством интонационной стороны речи осуществляется связь между фонетикой и семантикой, между слуховыми и речедвигательными функциями, между устной и письменной речью. Интонация –сложное многокомпонентное явление, она включает в себя мелодику, интенсивность, темп и ритм, логическое ударение, паузирование и тембр. Эти подсистемы интонации выполняют разнообразные функции: 1) фонетическую –интонация оформляет синтагму, фразу, придавая им смысловую и фонетическую цельность и одновременно разделяя речевой поток на ритмикосмысловые единства –синтагмы и фразы; 2) эмоциональноэкспрессивную –интонация выражает эмоциональноэкспрессивные оттенки высказывания, волеизъявления коммуникантов; 3) синтаксическую –интонация выражает синтаксические значения (комбинации признаков зависимости, независимости, законченности, незаконченности), служит одним из средств синтаксической связи; 4) смыслоразличительную –интонация различает смысл фраз с одним и тем же лексикограмматическим составом при помощи движения тона; 5) стилистическую –интонация участвует в образовании стиля текста (Г.Н. ИвановаЛукьянова).В глубинах интонации зарождаются элементарные структуры смысла, это отправной механизм внутренней речи и ее завершающее оценочное звено в процессе формирования словесных значений. Интонация позволяет уточнить в целом представление о структуре текста и его композиции, глубже проникнуть в смысл, «приращивать» его (Н.В. Черемисина). Она, по утверждению Н.И. Жинкина, увеличивает объем сообщения, приходящегося на один лексический элемент, так как «при этом сообщается не только то, что в тексте, но и в подтексте» .Интонация несет на себе эмоциональную нагрузку, она кодирует эмоции, передает эмоциональные состояния говорящих людей и является одним из выразительных средств вербальноневербальной коммуникации (С.Н. Цейтлин) . Эмоции –это сложный психический процесс, который включает в себя физиологический компонент: представляет изменения физиологических систем, возникающие при эмоциях, психологический компонент –собственно переживание и поведенческий компонент –экспрессию (мимика, жесты) и различные выразительные движения. По мнению С.Л Рубинштейна, выразительные движения являются компонентом эмоций, средством сообщения и воздействия, внешней формой существования или проявления эмоций. Они выполняют разные функции: передавая информацию о состоянии говорящего и его отношения к происходящему, выполняют функцию общения; оказывая определенное влияние на субъект восприятия, реализуют функциювоздействия. Интонационная сторона речи напрямую связана с эмоциональноэкспрессивным аспектом речи, она связывает воедино в высказывании эмоции и сопутствующие им выразительные движения.Из краткого анализа представлений об интонации становится понятной необходимость исследования этой надсегментной стороны речи через анализ ее компонентов и выполняемых ими функций, среди которых главенствующими являются смыслоразличительная и эмоциональноэкспрессивная. Исследование должно охватывать все виды сценической речи, где находит свое выражение интонационная выразительность речи и проходит сквозь призму анализа эмоциональных реакций и выразительных движений во время высказывания.У детей недостаточнаясформированность интонационной стороны речи, как правило, приводит к ряду нарушений: трудностям организации коммуникативной деятельности, снижению потребности и эффективности речевого взаимодействия, сбоям в социальноперцептивной системе общения и нарушению в сфере межличностных отношений; специфическим трудностям чтения и письма. Интонационная несформированность влияет на разборчивость, внятность, эмоциональную окраску высказываний. Смазанная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и слухового контроля. Все это вызывает типологические семантические затруднения в устной и письменной речи, а в целом затрудняет коммуникацию. На письме это выражается в пунктуационных затруднениях: выпадении, вставке или неправильном употреблении знака препинания, а также в отсутствии заглавной буквы. При чтении школьники с трудом осмысливают текст, выделяют в нем главную мысль и разбивают предложения на смысловые отрезки, неточно отвечают на вопросы учителя по тексту, неверно передают содержание прочитанного, с трудом осваивают технику чтения. Перечисленные трудности усвоения читаемого сказываются на осознании условий математических задач, понимании вопроса к ним и выполнении действий для их решения . В прикладных исследованиях данного предмета поднимается вопрос о возможности установить «систему правил», которые определяли бы методику техник для интонационного оформления устной речи в зависимости от эмоциональных, лексических, психологических характеристик, а также «задач» и «сверхзадач» предстоящего действия (терминология К.С. Станиславского). Вовсех современных и классических исследованиях подчеркиваются индивидуальность человеческого голоса, особое значение интонационных личностных характеристик, т. е. личностно ориентированный (парадигма Е.В. Бондаревской) подход к изучению и прикладному применению данных исследований.«...Сама структура языка мертва и недвижима. Ее приводит в движение человек,...внутриструктурные процессы имеют социальную природу, если понимать социальное в широком смысле как коммуникативное действие индивида и социума» .Язык не дар природы, а творение человека. Его звуковые, структурные, семантические характеристики продукт длительного совершенствования. Основным и постоянно действующим стимулом эволюции, как можно себе представить, является коммуникативная необходимость, поскольку ментальная, концептуальная, интеракциональная деятельность человека возможна в результате адекватности структуры языкового механизма. «...Природный голос, направленно и спонтанно обнаруживает личность человека» . Еще Аристотельфилософствовал о «макропсихии» и «микропсихии», т. е. о расширении и сужении души, что находит свое отражение «в повышенном притоке энергии в нервнопсихическую систему, располагает к развертыванию... общения» .Голос...акустический феномен,... несет информацию об индивидуальных особенностях говорящего: его физическом и эмоциональнопсихологическом состоянии, интеллектуальном и социокультурном уровне, профессиональной и национальной принадлежности. Голос звуки возникающие вследствие колебания голосовых связок .Таким образом, интонация как многосоставная единица голоса представляет собой определенные элементы, поддающиеся точным физическим измерениям, а следовательно, и анализу. Как физиологическое явление голосовой процесс в упрощенном виде состоит га следующих этапов:соответствующий импульс попадает в двигательные части головного мозга;импульс побуждает тело совершить вдох и выдох;в процессе дыхания голосовые складки соприкасаются, создавая колебания;колебания вызывают вибрациив дыхательном потоке;вибрации усиливаются резонаторами;в результате артикуляции губ и языка звуки формируются в слова .Естественный голос, как видим, может блокироваться и искажаться физическим напряжением. Психологическое напряжение также изменяет интонационные характеристики, т. е. отражается в субъективных физиологических изменениях, которые поддаются точной диагностике. Психику чрезвычайно сложно «схватить, зафиксировать» , физическую основу контролировать гораздо проще. Такимобразом, можно полагать, что интонационные параметры голоса являются внешним проявлением внутреннего психобиофизического состояния личности, что подтверждает «биопсихологическую концепцию» интонации.Интонацию можно описать в акустических параметрах: «частота основного тона (высота голоса), интенсивность звука, длительность». О.В. Филиппова дает следующую классификацию:интенсивная группа: пауза, логическое ударение, интенсивность;частотная группа мелодика, диапазонная высота (полоса);темпоральная группа темп эмфатическая долгота;спектральный элемент тембр.Интонация это индивидуальнопсихическое образование. Необходимо различать в акте говорения три момента: органическую механику (орган), психическую механику (органист) и подлежащее выражению понятийное и мировоззренческое содержание (композитор) по образному сравнению В. Красных . Интонационные характеристики пронизывают все три акта, являясь одновременно и причиной, и следствием в единстве процесса говорения .Интонация слов –тон и манера произношения слова, выражающие в русском языке чувство, отношение говорящего к предмету речи; интонация предложений ритмикомелодический строй предложения (вопросительная, повествовательная). Это определение раскрывает как бы внешнюю форму понятия, а внутреннее содержание интонации глубже.Интересно мнение по этому поводу Топоркова (артист МХАТА). Он говорит следующие: «Интонация не должна являться следствием простой тренировки мускулов языка. Она неизбежно будет тогда пустой,холодной, деревянной, ничего не говорящей и раз и навсегда заученной... Интонация всегда будет живой, органичной, яркой, если является следствием подлинных побуждений, хотений, ярких видений, ясных мыслей и других компонентов, из которых создаётся сценический образ, на которые и следует прежде всего обратить внимание при работе над ролью...»Следовательно, интонация должна рождаться. И чем глубже мысль и сильнее чувство, чем сильнее желание говорящего передать слушающему свои мысли и чувства, тем выразительнее и богаче родится интонация. Разнообразие человеческих эмоций, хотений, побуждений вызывает разнообразие интонаций.Бернард Шоу говорит: «Письменное искусство совершенно беспомощно, если нужно передать интонацию. Есть пятьдесят способов сказать «ДА» или «НЕТ» и только один способ написать».Прежде чем воплотить авторскую мысль в звучащее слово, донести до слушателя заложенные в произведении мысли, чувства, оценки, необходимо знать выразительные средства речи, уметь ими пользоваться.Такими средствами являются речевые такты (отрезки, звенья), интонационно смысловые отрезки, на которые делится каждое предложение; паузы, которые, с одной стороны, отделяют речевые такты и целые предложения друг от друга, с другой стороны, объединяют в одну непрерывную мысль; логические ударения, которые помогают понять мысль автора, и, наконец, интонационный рисунок знаков препинания.Логическое ударение это выделение в предложении слова, которое является смысловым центром и всегда отражает отношение говорящего к предмету, событию. Ударные слово не обязательно выделяется силой звука, его можно выделить также повышением или понижением голоса, протяжённостью слова, паузами, но оно всегда выделяется интонационно. Очень важно научиться выделять ударные слова, т.к. это уточняет мысль фразы, делает её понятной. Но не менее важно научиться снимать ударения со всех остальных слов, что собственно и является средством выделения ударного слова, т. к. снимая ударение со всех остальных слов, мы тем самым уже выделяем ударное слово, акцентируем его.Логическое ударение можно поставить на любое слово в предложении, в зависимости от мысли, которую необходимо донести, в зависимости от того, что надо сказать, зачем и каково наше отношение к тому, что говорится.В методике обучения сценической речи существуют положения, знание которых поможет при анализе текста найти слова, которые должны быть выделены из группы других слов предложения.Ударения требуют:1.Слова, выражающие новое понятиеНа столе стоял стакан. Пол затрясся, упалстакан. Разбился стакан.2.Слова, противопоставляемые друг другу.Я хочу, чтобы вы поняли, что такое война, и что такое ребенок.3. Сравнение. «Как пена, грудь её бела.| Вокруг высокого чела, Как тучи,локоны чернеют.||Звездойблестят её глаза;|Eё уста, как роза, рдеют. А.С.Пушкин.4. В сочетании двух существительных наиболее сильным словом будет то, которое стоит в родительном падеже. Встреча гостей. Пиджак отца.5.Определение и определяемое слово произносятся как единое понятие, с большей силой звучания. Отцовский пиджак Соседский сын Честный человек.Если же автор хочет обратить внимание на определение, он ставит его после определяемого слова, т. е. употребляет инверсию. Пиджак отцовский Сын соседский Человек честный.Как определяются речевые такты? Где обозначить паузы, определяющие эти речевые такты? Обычно логическая пауза: а) отделяет группы слов подлежащего от группы слов сказуемого. Мой муж/сражался с захватчиками. Вертикальная черточкапауза: б) Ставится перед и после вводного предложения «Привратница, | просматривая домовую книгу|, обратила внимание на дату моего рождения». в) Заменяет пропущенное слово. «Над ними|мутное небо». г) Необходима перед соединительными словами И, ДА, ИЛИ, которые отделяют один такт от другого. « Мы все теснились у решетки,| и я увидела своё дитя.» д) Разделяет группу пояснительных слов. «Мы очень любили друг друга -| я и мой муж.» (В этом примере перед И нет паузы, т.к. это один речевой такт.)Выразительные средства помогают интонационно обогатить речь. В последнее время часто можно услышать вопросы:С какой интонацией произносить этот текст? Правильные ли у меня интонации? Как научиться интонации?Учить же интонации нельзя, т.к. интонация всегда конкретна, это результат отношения говорящего к тому что он хочет сказать, кому он говорит, как оценивает события и поступки героев; зависит от характера человека, который говорит, и обстоятельств, в которых он находится .Интонации нельзя найти и закрепить, они возникают вместе с реализацией мысли. Важно не механически воспроизвести звучание и повторять его на слух, а понять и осознать, что побуждает читать вслух тот или иной текст. Определив сверхзадачу, главную цель, главное устремление прочтения данного произведения, при выполнении намеченного вы осознаете необходимость соответствующего изменения тона голоса, тогда и появляются интонации. Интонация -это ритмическое движение тона. «Речевой интонацией я предлагаю называть отвечающую ряду слогов последовательность тонов, могущих различаться в отношении высоты, силы, темпа и тембра...» . Так как тон -звучание индивидуальное, то для выражения понятий, настроений каждый человек черпает его из самого себя.Осваивать речевые средства выразительности можно через приобретение умений профессионального дыхания, подготовки речевого аппарата к звучанию, наработки гибкого, подвижного голоса и знаний логических законов устного произнесения. А именно: разбор текста и нахождение логических центров, согласно той сверхзадаче, которая определена заранее.Имеется в виду выделение наиболее важного слова или группы слов для донесения мысли, владение чтением знаков препинания, законами противопоставления, сравнения, «приемом вводного», «правилом родительного падежа», «нового понятия» и т. д., тем, что является подсказчиками смысловой стороны интонации. Каждый знак препинания имеет свой интонационный рисунок: запятая показывает, что мысль еще не закончена, она предполагает паузу и повышение голоса на предшествующем ей ударном слове; тире ставится с целью разъяснить чтолибо, и оно требует паузы и повышения голоса на предшествующем этому знаку ударном слове; вопросительный знак -это активное повышение голоса на ударном слове вопросительного предложения; восклицательный знак требует энергичного выделения ударного слова с помощью повышения голоса; многоточие обозначает незавершенность действия, голос как бы «тает», «растворяется» на предшествующем многоточию ударном слове и понижается -и т. д. При сравнительном обороте то, с чем сравниваем, всегда получает ударение; «прием вводного» предполагает произнесение слов с понижением голоса, отсутствием ударения и некоторым ускорением темпа речи при произнесении одного или нескольких вводных слов; «правило родительного падежа» можно сформулировать следующим образом: все то, что стоит в родительном падеже, всегда получает ударение, и т. д. «Искусство художественногочтения естьискусствообращенияписьменной, немойречи в живую и образную, то есть звучащую и исполненную мысли и чувства...» .Обучающийся осваивает умелое произнесение разных речевых конструкций, используя технически подготовленный речевой аппарат, ум, логику и свой эмоциональнообразный мир, нарабатывает навык использования диапазона голоса, голосовых изменений тона, т. е. интонаций. Важно добиваться от учеников понимания, что овладение навыками конкретных умений способствует раскрытию основного смысла и формы данного произведения. Действенность слова очень часто недооценивается, хотя именно в результате словесного действия меняется и интонация. У каждого автора свой стиль: своя манера письма, свои средства выразительности, своя атмосфера, эмоциональный мир, который связан с построением конфликта между героями в его произведениях. Важнейшим условием овладения искусством чтения является ощущение зрителя -не только реального, но и воображаемого. Например, в условиях телеэфира обязательно предполагается тот, кому мы читаем, с кем мы общаемся.Занимаясь художественным чтением, человек укрепляет свой организм, осваивает правильное дыхание и постановку голоса; вырабатывает ясность речи, исправляя речевые недостатки; развивает речевой слух, чувство ритма; вырабатывает дисциплину логического мышления; воспитывает литературный вкус; тренирует волю (самообладание и сосредоточенность). Чтение вслух высоких образцов литературы является своеобразным этапом для приобретения навыка говорения. Овладение правильным дыханием и постановкой голоса стимулирует не только интеллектуальное развитие обучающегося, но и его воображение, что развивает творческие способности, навыки аудирования, так что нарабатываются и закрепляются профессиональные умения, появляется необходимая свобода (внутренняя раскрепощенность) и уверенность в своих силах, развивается способность хорошо говорить .Однако сегодня необходимо дальнейшее совершенствование всего процесса воспитательной и образовательной работы школы. В современном модернизированном мире технологий и компьютеров вытесняющими живое общение, создание детских театральных студий служит активной формой художественнотворческой деятельности школьников.

Ссылки на источники1. Улюкаев А.Р. Особенности устной речи и её выразительные средства // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2006. № 4.2. Русская риторика: Хрестоматия / Сост. Л.K. Граудина. М., 1996. 3. Ломоносов М.В. Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречья // Собр. соч. М.; Л., 1952. Т. 7. 4. Большой толковый словарь русского языка. СПб., 2001. 5. Торсува И.Г. Интонация и смысл высказывания. –Изд. 2е., испр. –М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 6. Жинкин И.Н. Механизмы речи. –М., 1958. 7. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб пособие. –М., 2000. 8. Ларина Е.А. Технология исследования уровней сформированности интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста в устной и письменной речевой деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. № 4. С. 198202.9. Чернышева И.И. Еще раз о саморегулирующихся процессах в лексиконе языка // Филологические науки. 2001. № 6. 10. LinklaterК. Freeingthenaturalvoice.N.Y., 1993.11. Аликаев Г. В. Теории систем и эволюция англий¬ского вокализма // Вопросы филологии. 2001. № 2 (8). 12. LinklaterК. Freeingthenaturalvoice.N.Y., 1993. 13. Основы системы Станиславского: Учеб. пособие / Авт.сост. Н.В. Киселева, В.А. Фролов. Ростов н/Д, 2000. 14. Филиппова О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация: Учеб.пособие. М., 2001. 15. Красных В.А. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. М., 2001. 16. Максимова Г.П.Интонация как единица коммуникативистики // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Серия: Общественные науки. 2003. № 1.17. ВсеволодскийГенгросс В. Теория русской речевой интонации. Пб., 1922. 18. Озаровский Ю. Э. Музыка слова. СПб., 1914. 19. Оссовская М.П. Изучение и освоение речевых средств выразительности составная часть языковой культуры общества (опыт театральной школы) // Функциональные стили и региональные варианты русского языка.

Интонация, как было отмечено ранее, относится к суперсегментным (надлинейным, просодическим) фонетическим средствам современного русского литературного языка.

Интонация в широком смысле слона состоит из следующих элементов:

1) мелодика речи, то есть движение музыкального тона, повышения и понижения голоса;

2) ритм, то есть соотношение сильных и слабых, долгих и кратких слогов;

3) темп, то есть скорость протекания речи во времени, ускорения и замедления;

4) интенсивность речи, то есть сила или слабость произнесения, усиления и ослабления выдыхания;

5) наличие-отсутствие внутрифразовых пауз, которые делят фразу на речевые такты;

6) тембр – окраска звука, которая зависит от того, какие обертоны сопутствуют основному тону, т.е. от сложных колебательных движений, дающих звуковую волну; в русском языке тембр отличает друг от друга многообразные оттенки ударных и безударных гласных, а также различную окраску согласных; тембр – индивидуальная особенность звука (у мужчин, женщин, детей тембр речи различен; различен он у тех, кто говорит, допустим, басом или тенором), но есть и постоянные составляющие окраски звука, в результате чего [э] всегда будет отличаться от [а] или [р] от [м].

31. Типы интонационных конструкций в русском языке

В русском языке выделяют семь типов интонационных конструкций (ИК):

ИК-1 (понижение тона на гласном центра):

После разговора он задумался .

ИК-2 (на гласном центра движение тона ровное или нисходящее, усилено словесное ударение):

А куда же мне идти ?

ИК-3 (резкое повышение тона на гласном центра):

Разве могу забыть ?

ИК-4 (на гласном центра понижение тона, затем повышение; высокий уровень тона держится до конца конструкции):

А как же ужин ?

ИК-5 (два центра; на гласном первого центра повышение тона, на гласном второго центра – понижение):

Я не видел её два года!

ИК-6 (повышение тона на гласном центра, высокий уровень тона сохраняется до конца конструкции; ИК-6 отличается от ИК-4 более высоким уровнем тона на гласном центра, например, при выражении недоумения или оценки):

Какой интересный фильм!

ИК-7 (повышение тона на гласном центра, например, при выражении экспрессивного отрицания):

Выполнил задание ? – Выполнил !

32. Функциональный аспект изучения звуков. Звук речи, звук языка, фонема.

Выступая в речи, звуковые единицы служат для образования и различения слов и форм. Слова и формы различаются составом образующих их звуковых единиц. Различия могут иметь неодинаковый характер: два слова могут различаться полностью по составу представленных в них звуков (ср.: кол и дам); они могут различаться количеством звуков (ср.: луг и плуг); последовательностью одних и тех же звуков (ср.: кот и ток) и, наконец, только одной звуковой единицей при тождестве всех остальных единиц (ср.: дом и дам, бил и пил, рос и рот, урон и урок и т. д.). Если два слова отличаются друг от друга только одной звуковой единицей, а во всем остальном они тождественны, то можно утверждать, что в данном случае две звуковые единицы, противопоставленные друг другу в тождественной фонетической позиции, выполняют в языке функциональную роль, выступая в качестве средства различения данных словоформ, т. е. в качестве фонем языка. Следовательно, фонема - это такая единица звуковой системы языка, которая самостоятельно может различать слова и формы. Сопоставляя словоформы [дал] - [дол] - [дул] и расчленяя их по составляющим эти формы звуковым единицам - [д/а/л] - [д/о/л] - [д/у/л], можно установить, что они отличаются друг от друга гласными 1а], [о], [у], которые находятся в тождественной фонетической позиции - под ударением между твердыми согласными (в приведенных примерах даже между одинаковыми твердыми). Значит, единственное звуковое различие между этими формами заключено в качестве гласного, а поэтому [а], [о], [у] выступают здесь как различители словоформ, т. е. как фонемы. Если эти гласные могут выступать в одной и той же фонетической позиции, то, следовательно, их качество, т. е. определяющие их признаки, не зависит от позиции, не обусловлено этой позицией. Однако такое утверждение будет неточным, если не учесть одного немаловажного обстоятельства. Дело заключается в том, что звуковые единицы всегда выступают в соседстве с другими единицами и испытывают на себе их влияние; иод таким влиянием они могут изменять свое качество, т. е. присущие им признаки. Выше (см. § 64) уже говорилось об изменении ударных гласных звуков под влиянием соседних твердых и мягких согласных: непередние гласные под влиянием мягких согласных испытывают передвижку вперед, а передние под влиянием твердых передвигаются назад или в позиции между мягкими приобретают напряженность и закрытость. Если сопоставить словоформы [вал] - [в’-ал] - [ва"л’с] - [в’ал’], то можно установить, что в этих словоформах есть «разные» звуки [а] - от [а] непереднего до [а] переднего образования, но у всех этих [а] есть два одинаковых признака: все они нижнего подъема и нелабиализованные; различие же их заключается в непереднем-переднем характере звука. Следовательно, у всех этих [а] есть дза признака, которые не зависят от позиции гласного (т. е. от качества соседних согласных), и один зависимый от этой позиции признак. Независимыми признаками оказываются степень подъема языка и отсутствие лабиализации, а зависимым - ряд образования звука. Если сопоставить словоформы [в’-ал] и [в’-ол], [л’-ак] и [л’-ук], то вновь можно установить, что они отличаются друг от друга гласными [¦а] - [-о] и [-а] - [*у], не совпадающими полностью с [а] - [о] в [вал] - [вол] и с [а] - [у] в [лак] - [лук], но имеющими одинаковые признаки степени подъема языка и отсутствия-наличия лабиализации. Итак, при артикуляционно-физиологической характеристике гласных (см. §61) нет необходимости различать признаки, независимые от позиции, и признаки, зависимые от позиции; именно поэтому каждому гласному звуку приписываются три признака: степень подъема языка, отношение к лабиализации и ряд образования. Теперь, когда звуковые единицы рассматриваются в функциональном плане, необходимо отличить независимые, постоянные признаки звуковых единиц и зависимые, переменные признаки, так как по постоянным, или конститутивным, признакам фонемы различаются друг с другом, а по переменным они отличаться друг от друга не могут. Следовательно, фонема -¦ это такая звуковая единица, которая образуется совокупностью присущих ей конститутивных признаков и отличается от другой фонемы по составу этих признаков. Переменные, зависимые от позиции признаки в определение фонемы не входят. Отсюда становится ясным, что фонема - это не произносимый реально звук речи, а определенная абстракция, отвлечение от звуков речи, обобщение звуков речи в единицу более высокого порядка. Ведь если, исходя из сказанного о постоянных признаках гласных русского языка, определять гласные фонемы по двум их конститутивным признакам, то надо будет сказать, что фонема (а) \ например,- это гласная фонема нижнего подъема нелабиализованная, (о) - среднего подъема лабиализованная, (и) - верхнего подъема нелабиализованная и т. д. и что по этим двум признакам эти фонемы противопоставлены друг другу. Однако в этом случае фонема (а) выступает и в словоформе [бас], и в словоформе [б’ас’], фонема (о) - ив словоформе [м’-от], и в словоформе [т’бт’]я, фонема (и) - ив словоформе [п’ил], и в словоформе [пыл], хотя в каждой данной словоформе звук речи иной по сравнению со звуком в другой словоформе. Поэтому можно сказать, что фонема как функциональная единица не совпадает со звуком речи: она только реализуется в звуках речи, которые представляют собой ее аллофоны. Каждый аллофон фонемы отличается от другого аллофона этой же фонемы переменным признаком, зависящим от позиции; а все аллофоны принадлежат данной фонеме потому, что все они обладают одной и той же совокупностью конститутивных признаков. Итак,фонема недана нам в непосредственном наблюдении, ибо это- абстрактная единица звуковой системы; в непосредственном наблюдении - в речи - даны аллофоны фонем, т. е. звуки речи, определяющиеся совокупностью постоянных и переменных признаков звуковых единиц. Общее определение фонемы может быть сформулировано следующим образом: фонема - это единица звуковой системы языка, которая может самостоятельно различать словоформы данного языка, противо- поставляясь другой фонеме в тождественной фонетической позиции совокупностью присущих каждой из них конститутивных признаков, и которая реально представлена в речи одним или несколькими звуками речи, являющимися ее аллофонами. Если фонема есть обобщение ее аллофонов, в которых она реально выступает, а аллофоны как звуки включают в себя переменные, позиционно обусловленные признаки, то, следовательно, это обобщение есть «снятие» всего позиционного и сведение по существу неограниченного ряда звуков речи к ограниченному числу фонем, которые и выполняют в языке функциональную роль различителей слов и их форм. Так, например, в словоформах [вал], [в’-ал], [ва-л’]ик, [в’ёл’]ить выступает четыре «вида» [а], отличающихся друг от друга характером положения языка по отношению к передней-непередней зоне образования, и изменение этого характера целиком зависит от твердости-мягкости соседних согласных. «Снятие» этого признака позволяет установить, что все эти четыре [а] могут быть «объединены» в одно по наличию у них общих признаков - нижнего подъема и отсутствия лабиализации,- независимых от фонетической позиции, т. е. постоянных; и именно поэтому эти четыре [а] могут быть представлены как четыре аллофона одной фонемы (а). Отождествление различных звуковых «представителей» той или иной фонемы позволяет установить ограниченное число фонем, которые сбэспечивают все потребности языка в различении словоформ. Возможность обзспечить потребности языка небольшим числом фонем связана с многообразием сочетаний и с разветвленной системой противопоставления фонем в тождественных фонетических условиях. Характер сочетаемости и противопоставленности фонем определяет специфику фонологической системы данного языка на данном этапе его развития, точно так же как и специфику этой системы по сравнению с фонологическими системами других языков.

Заикание – широко распространенное нарушение речи. Часто оно возникает у детей в возрасте 3-5 лет, когда их речь формируется наиболее активно. В это же время происходит и развитие личности. Проблема является серьезным препятствием к становлению личности ребенка, а также к его социализации.

Данное нарушение и развитие личности тесно связаны, поэтому эту проблему следует рассматривать в комплексе с индивидуальными особенностями личности. К коррекции заикания следует подходить комплексно.

Несмотря на то, что проблеме медики посвятили не один десяток лет, механизмы нарушения на сегодняшний день всё еще не изучены. Поспособствовать появлению дефекта могут различные факторы, механизм будет разниться.

Дефект может трактоваться, как сложный случай невротического расстройства, которое возникло в результате сбития процессов в нервной системе, в корковых структурах головного мозга. Нарушается взаимодействие между коркой и подкоркой, расстраиваются авторегулируемые речевые движения (дыхание, голос, произношение).

В других случаях дефект рассматривают, как невротическое расстройство, которое появилось в результате запоминания неправильного образца речи, который возник из-за речевых затруднений.

Иногда нарушение трактуют, как обширное и , которое возникло из-за дисгармонии в развитии речи и неправильного индивидуального речевого развития.

Врачи также объясняют явление заикание повреждениями отделов ЦНС.

По мере изучения дефекта каждый врач предлагал свою методику лечения, исходя из собственных представлений о нарушении. Существует очень много методик по лечению. Это обусловлено тем, что у патологии очень сложные структурные проявления, а также она изучена недостаточно.

Научные эксперименты и исследования доказали, что каждый случай требует индивидуального подхода. Следует учитывать особенности каждого пациента и применять особые методики коррекции заикания.

Виды коррекции

По мере изучения проблемы логопеды всего мира предлагали разные схемы лечения. На данный момент известно несколько направлений лечения:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Лечебная физкультура.
  3. Применение аппаратов, корректирующих речь.
  4. Творческое развитие.

При лечении желательно сочетать разные виды терапии, так можно будет добиться наиболее выраженного эффекта.

Способы коррекции

Для лечения заикания врачи изобрели множество способов коррекции. Но патология эта серьезна, и преодолеть ее сложно даже на сегодняшний день, так как информации о ней мало. Среди популярных способов выделяют:

  • лечение с ;
  • логопедические упражнения, скороговорки;
  • механические приспособления;
  • хирургическое вмешательство;
  • психотерапия и др.

Специалисты применяют технические средства во время коррекции речи при заикании. На данный момент известно 4 типа изменений речи, которые можно произвести при помощи различных аппаратов. Устройства могут влиять на заглушение, на усиление речи, на выработку ритма и на «отставленную» речь. Аппараты делают судорожные проявления заикания менее выраженными.

В последнее время логопеды стали использовать нейродинамическую ритмопластику, как средство коррекции заикания. Этот комплекс состоит из лечебной физкультуры и хореографии.

Рекомендуется заниматься разными методиками, только так эффект будет наиболее выраженным. Работа по исправлению заикания должна вестись под присмотром врача-психотерапевта или психолога. Также необходим контроль логопеда.

Современные комплексные методики коррекции заикания

Лечение заикания по методикам от разных специалистов может существенно отличаться.

Эти специалисты занимались коррекцией заикания у младших школьников. Они предполагали, что для эффективного устранения патологии нужно давать ребенку упражнения разного уровня сложности. Задача этой методики – избавить малыша от стресса, сделать его речь свободной, устранить неправильный вариант произношения и закрепить правильную артикуляцию.

По этой методике существует 3 этапа коррекции заикания. На первом этапе ребенок должен , заученные фразы. Логопед обучает его правильной декламации.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Для второго этапа характерно упражнение, при котором ребенок должен устно описать картинки, составлять собственные рассказы из серий изображений или на их тему. Иногда заикающемуся предлагают пересказать текст, прочитанный логопедом.

Третий этап является завершающим. Малыш закрепляет полученные навыки в разговоре с окружающими, .


Схема Мироновой

Логопед предложила использовать схему, при которой дети с дефектом, по мере прохождения подготовительных групп в детском саду, будут посещать дополнительные занятия, посвященные ознакомлению с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, рисованием, лепкой, аппликацией и т. д.

Методика Мироновой по коррекции заикания включает в себя 4 этапа. Для массовых детских садов, специализированных для заикающихся детей, предлагается ввести измененную программу, которая опирается на речевые способности детей.

Коррекционная методика предполагает, что в результате дети должны свободно овладеть речью любой сложности.

Чевелева предложила своеобразную систему коррекции заикания у дошкольников. Она считала, что в первую очередь, необходимо развивать мелкую моторику рук. По Чевелевой, для лечения ребенок должен заниматься изготовлением поделок. Чем сложнее речь, тем больший объем работы должен будет выполнить малыш.

Ее суждение предполагает, что речь состоит из двух уровней – ситуативной (более простой) и контекстной (усложненной). Сначала дети используют ситуативную, потом контекстную речь. По мере взросления два типа речи смешиваются.

Система коррекционных мероприятий при заикании включала 5 периодов. Усложнение происходит от одного уровня речи к другому.


Схема Селиверстова

Программа больше рассчитана на детей в медицинских учреждениях. Она включает в себя одновременное использование разнотипных логопедических упражнений. По мнению автора, логопед должен быть человеком с творческим подходом, так как каждому ребенку требуется индивидуальный подход.

Методика трёхэтапная. Коррекционная работа при заикании начинается с подготовительного этапа, на котором ребенок отрабатывает ритмичность и самостоятельность речи. Затем идет тренировочный, более сложный этап. Последний этап – закрепительный, на котором малыш решает сложные логопедические задачи (например, контекстное описание).

Этапы коррекции

Разные методики предполагают разное количество этапов. Но, как правило, все этапы можно объединить в три основных – подготовительный, тренировочный и закрепительный. Во всех схемах лечения ребенок занимается сначала более простыми задачами, а затем более сложными.

В зависимости от того, какая схема для лечения была выбрана, малыш может заниматься либо творческим развитием, либо развивать мелкую моторику рук, либо выполнять упражнения по нормализации артикуляционной мускулатуры.

Если у ребенка заикание, то для его преодоления очень важна поддержка родителей. Дома должна быть спокойная и понимающая атмосфера. При семейной дисгармонии труды логопеда будут бесполезными.

  1. введите режим дня для ребенка;
  2. скорректируйте сон, он должен составлять не менее 8 часов;
  3. с ребенком следует говорить спокойным и негромким голосом;
  4. избегайте повышения интонации и агрессивного тона;
  5. не перебивайте малыша, когда он говорит;
  6. воздержитесь от частой критики;
  7. хвалите ребенка за его успехи.

Ребенок должен понимать, что в семье он найдет поддержку и опору. Агрессивная среда может воздействовать на него крайне негативно.

Заключение

Проблеме необходим комплексный подход, желательно прибегать к разным видам лечения. Гармония в семье – очень важный фактор. Поэтому следует обратить внимание на благополучие среды, в которой растет ребенок. Самостоятельно лечить малыша от заикания нельзя, всегда нужно консультироваться с логопедами, психологами и невропатологами.