Принесение прокурором кассационных и частных представлений на незаконные и необоснованные решения судов по гражданским делам. Кассационное представление прокурора В уголовном процессе

15.12.2020

Статья 389.6. Апелляционные жалоба, представление

1. Апелляционные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда апелляционной инстанции, в который подаются жалоба, представление;

2) данные о лице, подавшем апелляционные жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;

3) указание на приговор или иное судебное решение и наименование суда, его постановившего или вынесшего;

4) доводы лица, подавшего апелляционные жалобу или представление, с указанием оснований, предусмотренных статьей 389.15 настоящего Кодекса;

5) перечень прилагаемых к апелляционным жалобе, представлению материалов;

6) подпись лица, подавшего апелляционные жалобу или представление.

2. В апелляционной жалобе лица, не участвующего в уголовном деле, должно быть указано, какие права и законные интересы этого лица нарушены судебным решением.

3. Если осужденный заявляет ходатайство об участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, об этом указывается в его апелляционной жалобе или в возражениях на жалобы, представления, принесенные другими участниками уголовного процесса.

4. В случае несоответствия апелляционных жалобы, представления требованиям, установленным частью первой настоящей статьи , что препятствует рассмотрению уголовного дела, апелляционные жалоба, представление возвращаются судьей, который назначает срок для их пересоставления. Если требования судьи не выполнены и апелляционные жалоба, представление в установленный судьей срок не поступили, они считаются неподанными. В этом случае приговор считается вступившим в законную силу.

Согласно п. 1. ст. 36 Закона о прокуратуре и п. 4 ст. 354 УПК РФ государственный обвинитель, в пределах своей компетенции, приносит в вышестоящий суд кассационное представление на незаконный или необоснованный приговор, определение или постановление суда. В ст. 354 УПК РФ подчеркивается, что прокурор вправе обжаловать вынесенные судом решения. Однако, так как каждый приговор согласно ст. 297 УК РФ должен быть законным, обоснованным и справедливым, то нарушение этих требований влечет для прокурора не только право, но и обязанность обжаловать каждый такой приговор. В случаях изменения мнения прокурора о необходимости обжалования приговора, определения или постановления он может отозвать представление до начала рассмотрения его в вышестоящем суде (п. 3 ст. 359 УПК РФ). В кассационном порядке могут быть обжалованы приговоры любого суда, включая приговоры Судебных коллегий по уголовным и военным делам Верховного Суда РФ. Последние могут быть обжалованы в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ (п. 4 ст. 355 УПК РФ). При осуществлении рассматриваемой деятельности прокурора важное значение имеет соблюдение установленного для кассационного обжалования срока. Статья 356 УПК РФ устанавливает, что представление на незаконный или необоснованный приговор может быть принесено в течение 10 суток со дня провозглашения приговора. Если указанный срок прокурором пропущен, то представление рассмотрению не подлежит и возвращается прокурору. В исключительных случаях, при наличии уважительных причин, прокурор может заявить в суд, рассмотревший дело, ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Суд может согласиться с доводами прокурора и восстановить пропущенный срок или отклонить ходатайство. В последнем случае постановление судьи может быть обжаловано в вышестоящий суд.

Представление на незаконный или необоснованный приговор приносится прокурором в суд, рассматривавший уголовное дело.

В представлении прокурора должно быть указано наименование и состав суда, рассматривавшего дело, место и время его рассмотрения, номер дела и фамилии подсудимых, в чем обвинялись подсудимые и квалификация их деяний, резолютивная часть приговора суда, основания признанной прокурором незаконности или необоснованности приговора. Эта часть протеста должна быть изложена особенно тщательно. По существу, в ней излагаются основания принесения представления и полной или частичной отмены приговора. Такими основаниями могут быть: а) несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела; б) существенное нарушение уголовно-процессуального закона; в) неправильное применение уголовного закона; г) несправедливость назначенного судом наказания. В заключение представления прокурор излагает свои предложения об отмене или изменении приговора. Определения и постановления суда по уголовному делу опротестовывается прокурором при наличии оснований и в порядке, предусмотренным ст. 355 УПК РФ. По истечении установленного законом кассационного срока суд, в который было принесено представление, направляет его вместе с делом в кассационную инстанцию. Участие прокурора в рассмотрении вышестоящим судом принесенного представления регламентировано уголовно-процессуальным законодательством. В соответствии со ст. 377 УПК РФ прокурор в кассационной инстанции обосновывает изложенные в представлении доводы или высказывает возражения по поводу принесенной кассационной жалобы.

Кассационное производство , также кассация (лат. cassatio «отмена, уничтожение») - процессуальная деятельность в праве, выражающаяся в проверке вышестоящими судами законности и обоснованности постановлений суда, вступивших в законную силу. В России осуществляется в соответствии с уголовным процессуальным , гражданским процессуальным , арбитражным процессуальным и кодексом административного судопроизводства Российской Федерации .

Современная кассация зародилась во Франции и здесь получила своё наиболее законченное развитие. В XVI веке существует уже специальная жалоба Королевскому совету на contrariétés et nullités (противоречивость и недействительность, ничтожность) судебных решений. По ордонансу 1667 года кассация определяется как порядок отмены решений, нарушающих ордонансы и эдикты . Право кассации было атрибутом королевской власти и составляло функцию отделения Королевского совета (conseil des parties ) .

Для обжалования постановления суда в кассационном порядке лицо, участвующее в деле, должно подать кассационную жалобу , - если инициатор обжалования прокурор, то кассационное представление - непосредственно в суд кассационной инстанции.

Российское кассационное производство

В уголовном процессе

В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций. Правом на подачу кассационной жалобы обладают осуждённый , оправданный , их защитники и законные представители, государственный обвинитель или вышестоящий прокурор , потерпевший и его представитель. Также в части гражданского иска правом на подачу жалобы обладают гражданский истец и его представитель.

Кассационные жалобы и представления рассматриваются кассационным судом общей юрисдикции или Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации , в зависимости от того, кем было принято обжалуемое судебное решение. В системе военного уголовного судопроизводства применяется особый порядок кассационного производства.

Жалоба на приговор ранее подавалась в течение года после провозглашения приговора, а содержащимся под стражей - в тот же срок с момента вручения копии приговора. Теперь предельный срок кассационного обжалования устранен.

В ходе кассационного производства вышестоящий суд проверяет законность приговора и иного судебного решения. Суд, пересматривающий дело в кассационном порядке, обнаружив:

  • существенные нарушения уголовного закона;
  • существенные нарушения уголовно-процессуального закона;
  • данные, свидетельствующие о несоблюдении лицом условий и невыполнении им обязательств, предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве

вправе отменить приговор, с последующим прекращением дела или направлением дела на новое рассмотрение или изменить приговор. Также суд вправе оставить судебное решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

В гражданском процессе

В российском гражданском процессе кассационная инстанция является третьей инстанцией (после судов, рассматривающих дело в первой инстанции, и апелляционной инстанции . Обе эти ступени правосудия рассматривают дело по существу ). В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на любые вступившие в законную силу постановления любых судов, кроме постановлений Верховного Суда Российской Федерации.

Для подачи кассационной жалобы (представления) у лица, участвующего в деле, есть 3 месяца с момента вступления в силу обжалуемого постановления.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Современные цивилисты -практики не возлагают больших надежд на данную инстанцию, но надеются на исправление ситуации. Кассационная инстанция фактически новая, как и орган, в котором она рассматривается - кассационный суд.

В арбитражном процессе

По общему правилу в кассационном порядке рассматриваются жалобы вступившие в законную силу решения судов первой инстанции, при условии, если они были обжалованы и рассмотрены в арбитражном апелляционном суде , а также на постановления арбитражных апелляционных судов. Правом на подачу кассационной жалобы обладают стороны и иные лица, участвующие в деле.

Кассационные жалобы рассматриваются арбитражными судами арбитражных округов.

Кассационные жалобы подаются в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы; проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Суд также, вне зависимости от доводов, проверяет соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых решений.

Суд, пересматривающий дело в кассационном порядке, обнаружив:

  • несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций и имеющимся в деле доказательствам;
  • нарушение либо неправильное применение норм материального права;
  • нарушение либо неправильное применение норм процессуального права;

вправе отменить решение, с последующим прекращением дела, оставлением его без рассмотрения или направлением дела на новое рассмотрение (причём в отдельных случаях, в другой суд) или изменить или отменить решение суда, без направления его на новое рассмотрение. Также суд вправе оставить судебное решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

В новом ГПК РФ несколько измена вторая инстанция – кассационная. Теперь суд кассационной инстанции сможет рассматривать все материалы по существу, в полном объеме, а также те доказательства, которые не были представлены по уважительным причинам в суде первой инстанции. Роль прокурора в данной стадии сведена до минимума. Согласно ст.336 ГПК РФ только прокурор, участвующий в деле, имеет право принести кассационное представление. Процессуального документа – протеста теперь в гражданском судопроизводстве нет. Следует обратить внимание на то, что в целом ГПК РФ вступает в действие с 1 февраля 2003 года. ГПК РСФСР признается утратившим силу с 1 февраля 2003 года за исключением глав 34, 35,36 (производство в кассационной инстанции, обжалование и опротестование определений суда, производство надзорной инстанции).Это связано с с необходимостью предоставления времени для рассмотрения по существу жалоб, которые поступили от прокуратуры до 1 февраля 2003 года.

Кассационная инстанция - орган, контролирующий законность судебных решений, определений, не вступивших в законную силу.

Прокурор приносит представление на незаконные или необоснованные решения суда в зависимости оттого, если он участвовал в данном деле.

Если представление принесено неправильно, прокурор, принесший представление, вправе отозвать его до начала судебного заседания (ч.1 ст.345 ГПК РФ). О принятии отзыва кассационного представления суд кассационной инстанции должен вынести определение, которым прекращает кассационное производство, ели решение суда первой инстанции не было обжаловано другими лицами.

Кассационные представление приносится через суд, принявший решение ч.2 ст.337 ГПК РФ), в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме (ст.338 ГПК РФ).

Кассационное представление, как процессуальный акт, исходящий от прокурора, должен отвечать определенным требованиям, указанным в ст. 339 ГПК РФ. Так, он должен содержать:

Наименование суда, в который адресуется представление;

Наименование лица, подающего представление, его место нахождения;

Указание на решение суда, которое обжалуется;

Требования прокурора, приносящего представление и основания, по которым он считает решение суда неправильным;

Перечень прилагаемых к представлению доказательств.

Представление прокурора должно быть объективным, мотивированным, убедительным и юридически обоснованным. Представление, отвечающее этим тре­бованиям, поможет кассационной инстанции исправить судебную ошибку и принять законное и обоснованное определение.

Прокурор может в кассационном представлении ссылаться на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции только в случае обоснования в нем, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.


Кассационное представление должно быть подписано прокурором.

Кассационное представление и приложенные к нему письменные доказательства подаются в суд с копиями, число которых должно соответствовать числу лиц, участвующих в деле (ст.340 ГПК РФ).

В случае, если представление не соответствует предъявляемым требованиям, судья выносит определение, на основании которого оставляет представление без движения и назначает срок для исправления недостатков.

В случае если в установленный срок указания будут выполнены, представление считается поданным в день первоначального поступления в суд, в противном случае – представление возвращается. На определение судьи может быть подано представление прокурором.

Новеллой является норма ч.1 ст.344, согласно которой лица, участвующие в деле, вправе представить возражения в письменной форме относительно представления прокурора, с приложением документов, подтверждающих эти возражения.

При рассмотрении дела в кассационной инстанции после доклада председательствующего или одного из судей заслушиваются объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле. Первым выступает лицо, подавшее кассационную жалобу, или его представитель либо прокурор, если им принесено кассационное представление. В случае обжалования решения суда обеими сторонами первым выступает истец (ст.357 ГПК РФ).

После исследования доказательств проводятся судебные прения. Причем, если судом кассационной инстанции истребовались новые доказательства, проводятся судебные прения по правилам, предусмотренным ст.190 ГПК РФ. Первым выступает в прениях лицо, подавшее кассационную жалобу, или прокурор, принесший кассационное представление.

Основанием к принесению кассационного представления будут обнаруженные прокурором существенные нарушения закона, свидетельствующие о неза­конности или необоснованности судебного решения и влекущие его отмену.

Участвуя в суде кассационной инстанции, прокурор, как и в суде первой инстанции, осуществляет надзор за исполнением законов.

Деятельность прокурора в суде кассационной инстанции завершается составлением отчета (заключения), в котором указываются содержания решения суда, повод к рассмотрению дела кассационной инстанции, мотивы принесения представления на не вступившее в законную силу решение суда и результаты рассмотрения дела. Если имеются расхождения в позиции прокурора с определением суда, например, прокурор просит об отмене решения, а суд оставляет его без изменения и наоборот, он докладывает об этом прокурору, имеющему право принесения по делу представления в порядке надзора.

Надзорное производство по гражданским делам является стадией исключительной. Исправление ошибок судов первой инстанции должно проис­ходить, как правило, в судах кассационной инстанции. Между тем, в надзор­ном порядке пересматривается вступившие в законную силу судебные постановления, в течение года со дня их вступления в законную силу. Происходит это, главным образом, вследствие не­удовлетворительной работы прокуроров, осуществляющих надзор в судах первой и кассационной инстанциях, которые не принимают надлежащих мер к исправлению ошибок этих судов.

Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в ст.377 ГПК РФ.

Наименование суда, в который оно адресуется;

Наименование лица, подающего представление, его место нахождения и процессуальное положение;

Наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

Указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

Указание на решение, определение суда, которые обжалуются;

Указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;

Просьбу лица, подающего представление.

В случае если представление прокурора ранее подавалось в надзорную инстанцию, в нем должно быть указано на принятое решение суда. Представление подписывается прокурором, указанным в части четвертой ст.377 ГПК РФ (Генеральный прокурор РФ и его заместители – в любой суд надзорной инстанции; прокурор республики, края, области, автономного округа, военного округа (флота) – соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда). К представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Если представление прокурора не отвечает требованиям закона, если пропущен срок на обжалование, если оно подано лицом не имеющим полномочий на обращение в надзорную инстанцию, а также по другим основаниям, указанным в ст.380 ГПК РФ, суд возвращает его без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня поступления в суд надзорной инстанции.

По результатам представления прокурора судья надзорной инстанции выносит определение об:

Истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления;

Отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления.

Истребованное дело рассматривается судьей, кроме судьи Верховного Суда РФ, не более чем два месяца (он может быть продлен председателем суда, его заместителем до 4 и 6 месяцев). После изучения дела судья выносит определение:

Об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции;

О передаче дела для рассмотрения представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции.

Дело, переданное для рассмотрения в суд надзорной инстанции, рассматривается в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда не более чем два месяца. Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ не более чем три месяца. В президиуме Верховного Суда РФ не более чем четыре месяца.

Как правило, дела рассматриваются в суде надзорной инстанции в течение месяца (в Верховном Суде РФ не более двух месяцев). В судебном заседании принимает участие прокурор, подавший надзорное представление, если его права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. Если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие соответствующий прокурор, указанный в ч.3 т.386 ГПК РФ.

Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорное представление прокурора. По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции выносит определение. Основанием к отмене или изменению судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Близко по правовой природе и процессуальному значению к надзорному производству стоит возобновление дел по вновь открывшимся обстоя­тельствам, по этой причине некоторые прокуроры при исправлении судеб­ных ошибок вместо того, чтобы обратиться в суд, вынесший решения о

возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам, приносятподелу надзорный представление. Представление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам подается в суд, принявший решение или определение в течение трех месяцев со дня установления оснований для пересмотра (глава 42 ГПК РФ).

На судебное постановление, вступившее в законную силу, за исключением судебных постановлений ВС РФ, прокурором, участвовавшим в деле, в течение шести месяцев со дня вступления постановления в законную силу, при условии, что уже были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу (апелляционное обжалование), может быть подано кассационное представление (ст. 376 ГПК РФ).

С представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного постановления вправе обратиться Генеральный прокурор РФ и его заместители – в любой суд кассационной инстанции, а прокурор областного уровня, военного округа (флота) – соответственно в президиум областного и приравненного к нему суда, окружного (флотского) военного суда (ч. 3 ст. 377 ГПК РФ).

Кассационное представление прокурора подается с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле (к которым, как мы знаем, согласно ст. 34 ГПК РФ относятся стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений), непосредственно в суд кассационной инстанции и должно содержать:

  • 1) наименование суда, в который оно подается;
  • 2) наименование прокуратуры, должность, классный чин, фамилию, имя, отчество прокурора, подающего представление;
  • 3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  • 4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  • 5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  • 6) указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;
  • 7) просьбу лица, подающего представление (ст. 378 ГПК РФ).

К кассационному представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

В связи с тем, что прокурор согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ не несет обязанности по уплате судебных расходов, кассационное представление прокурора, также, как и апелляционное представление, государственной пошлиной не оплачивается.

Как справедливо отмечает О. В. Николайченко, в настоящий момент отсутствует легальное определение существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что такие нарушения являются следствием неправильного применения и толкования норм материального права или норм процессуального права судами и, как следствие этого, – приводящие к неправильному разрешению дела .

Кассационное представление прокурора согласно ст. 377 ГПК РФ подается:

  • 1) в президиум областного и приравненного к нему суда – на апелляционные определения областных и приравненных к ним судов; на апелляционные определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей;
  • 2) в президиум окружного (флотского) военного суда – на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов;
  • 3) в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ, Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ – на постановления президиумов областных и приравненных к ним судов; на апелляционные определения областных и приравненных к ним судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум областного и приравненного к нему суда;
  • 4) в Военную коллегию ВС РФ – на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда.

В случае если прокурор ходатайствует об отзыве кассационного представления, то согласно ст. 379.1 ГПК РФ оно должно быть возвращено без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня поступления в суд кассационной инстанции.

В суде кассационной инстанции, по общему правилу, кассационное представление рассматривается в срок, не превышающий одного месяца, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий двух месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в суд кассационной инстанции.

В ВС РФ кассационное представление рассматривается в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ. Кроме того, Председатель ВС РФ, его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения кассационного представления, по не более чем на два месяца (ст. 382 ГПК РФ).

В случае истребования дела судья вправе вынести определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной инстанции при наличии просьбы об этом в кассационном представлении или ином ходатайстве (ч. 1 ст. 381 ГПК РФ).

Суд кассационной инстанции направляет прокурору, а также иным лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче кассационного представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и копии кассационного представления. Время рассмотрения кассационного представления с делом в судебном заседании суда кассационной инстанции назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться на заседание. Неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения кассационного представления с делом, не препятствует их рассмотрению (ст. 385 ГПК РФ).

В судебном заседании суда кассационной инстанции принимают участие прокурор, подавший кассационное представление, лица, участвующие в деле, их представители, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. Первым объяснение дает лицо, подавшее кассационные жалобу, представление.

Если прокурор участвует в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, то непосредственно в судебном заседании согласно ч. 4 ст. 386 ГПК РФ принимает участие:

  • 1) в президиуме областного и приравненного к нему суда, окружного (флотского) военного суда – прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель;
  • 2) в Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и Военной коллегии ВС РФ – должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ.

При рассмотрении кассационного представления с делом в кассационном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, кассационное представление считается отклоненным (ч. 8 ст. 386 ГПК РФ).

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГИК РФ).

При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационного представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело (ч. 2–3 ст. 390 ГПК РФ).

Согласно ст. 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационное представление с делом, вправе:

  • 1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационное представление без удовлетворения;
  • 2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела па новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
  • 3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  • 4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  • 5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
  • 6) оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 379.1 ГПК РФ.

Государственному обвинителю необходимо своевременно приносить кассационные представления на все незаконные, необоснованные и несправедливые судебные решения по уголовным делам.

Представление - акт реагирования прокурора на судебное решение, выносимое в порядке, установленном УПК (п. 27 ст. 5).

Представления должны соответствовать требованиям закона, быть конкретными, ясными и мотивированными, а изложенные в них доводы - подтверждены материалами дела. В случае обжалования судебного решения другими участниками уголовного судопроизводства и отсутствия оснований для принесения представления государственный обвинитель должен выражать в обязательном порядке свое отношение к существу жалобы посредством подачи возражений (ст. 358 УПК РФ).

Следует заметить, что судебное разбирательство в суде кассационной инстанции основано на принципе состязательности, в обязательном порядке государственный обвинитель должен принимать участие в разрешении дела судом кассационной инстанции и в тех случаях, когда кассационное представление не принесено.

Раздел XV УПК РФ включает производство в надзорной инстанции (гл. 48) и возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (гл. 49). Оба эти порядка рассчитаны на проверку законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений, а поэтому являются исключительным порядком пересмотра судебных решений.

Вопрос о возбуждении надзорного производства или отказе в удовлетворении представления решает судья, который должен вынести соответствующее мотивированное решение по поступившей надзорной жалобе или представлению.

В ч. 1 ст. 402 УПК РФ субъектом принесения представления в надзорную инстанцию назван прокурор, а не государственный обвинитель. Это означает, что представление в суд надзорной инстанции может вносить и прокурор, который не участвовал в рассмотрении данного уголовного дела в качестве государственного обвинителя. Это правило обусловлено единством и централизацией прокуратуры, что даёт возможность вышестоящему прокурору участвовать в соответствующей надзорной инстанции.

В Уголовно-процессуальном законодательстве РФ изменилось положение прокурора в этой стадии процесса, поскольку он приносит не протест, а представление, которое не имеет каких-либо преимуществ перед жалобами других участников процесса.

Судья должен решить, может ли представление (как и жалоба) быть поводом к возбуждению надзорного производства или в этом следует отказать.

Сам факт принесения представления (надзорной жалобы) не обязывает вынести дело на рассмотрение соответствующей надзорной инстанции. По терминологии закона надзорное представление (надзорная жалоба) - это лишь ходатайство перед судом о рассмотрении дела в порядке надзора.

Генеральный прокурор обращает внимание прокуроров на то, чтобы они своевременно приносили надзорные представления в целях отмены судебных решений по уголовным делам в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осуждённого, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если в предшествующем разбирательстве допущены существенные (фундаментальные) нарушения закона, повлиявшие на исход дела.

При этом органами прокуратуры Российской Федерации в соответствии с их компетенцией должны приниматься к рассмотрению жалобы, заявления и другие обращения на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов, в том числе на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу.

В соответствии со ст. 401 УПК РФ на постановление суда, вынесенное при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, может быть подана жалоба в кассационном порядке, установленном главами 43 и 45 УПК РФ.

В надзорном порядке подлежат пересмотру только судебные решения, вступившие в законную силу.

В связи с тем, что поступившие в органы прокуратуры жалобы, заявления и другие обращения могут содержать информацию о нарушении прав не только обратившегося лица, но и прав других лиц, необходимо рассматривать заявления и другие обращения как лиц, имеющих процессуальное право обжалования решения суда в соответствии со ст. 402 УПК РФ, так и иных лиц, заинтересованных в исходе уголовного дела.

Представляется, что прокуроры (при необходимости) должны предлагать заявителям представлять копии обжалуемых судебных решений, а также копии иных процессуальных документов, подтверждающих доводы, изложенные в жалобе, заявлении либо обращении.

Если отсутствие указанных документов препятствует рассмотрению жалобы, заявления или иного обращения по существу, возвращать их заявителю с указанием причин, по которым доводы обращения не могут быть проверены.

В случае отсутствия в жалобе (заявлении либо обращении) сведений, достаточных для её разрешения, следует возвращать её заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

Прокуроры, осуществляя проверку доводов жалобы, заявления либо обращения помимо судебных решений могут использовать имеющиеся в распоряжении прокуратуры копии иных процессуальных документов, при необходимости знакомиться с материалами дела в суде.

По результатам проверки доводов жалобы, заявления либо обращения прокурор в пределах компетенции выносит надзорное представление в соответствующий суд либо направляет представление вышестоящему прокурору о принесении надзорного представления в вышестоящий суд, а в случае отказа в принесении надзорного представления и оставления жалобы, заявления либо обращения без удовлетворения - выносит мотивированное заключение.

О принятом решении необходимо уведомлять заявителя.

В связи с тем, что внесение повторных жалоб в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается, после принятия решения прокурором, правомочным приносить надзорное представление, следует прекращать дальнейшее производство по жалобе, если отсутствуют основания для направления представления вышестоящему прокурору о принесении надзорного представления в вышестоящий суд.

Следует обратить внимание, что в соответствии со ст. 407 УПК РФ участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции является обязательным как при рассмотрении надзорного представления, так и при рассмотрении надзорной жалобы. Поэтому прокурорам до рассмотрения дела судом надзорной инстанции необходимо:

  • ? готовиться к судебному заседанию;
  • ? знакомиться с материалами уголовного дела в суде, истребовавшем дело;
  • ? по результатам ознакомления составлять заключение;
  • ? всесторонне изучать законодательство, необходимое для правового обоснования своей позиции.

В связи с тем, что ст. 125 УПК РФ устанавливает судебный порядок обжалования постановлений дознавателя, следователя, прокурора, а также их действий (бездействия), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, следует обеспечить при рассмотрении таких жалоб участие прокурора в судебном заседании, равно как и в других судебных заседаниях в ходе досудебного производства, порядок которых определён, в частности, ст. 108 и 165 УПК РФ.

Следует заметить, что в суде первой инстанции необходимо принимать участие должностным лицам, осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. При рассмотрении кассационных жалоб и представлений на решения суда, вынесенные в ходе досудебного производства, в судебных заседаниях следует принимать участие прокурорам подразделений, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Представляется, что по указанию руководителей прокуратур в необходимых случаях в этих судебных заседаниях могут участвовать и иные прокуроры.

Изучение судебной практики показывает, что руководители прокуратур не всегда обеспечивают участие прокуроров в судебном заседании при рассмотрении судом вопросов, связанных с передачей лица, осуждённого к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является (ст. 470 УПК РФ), а также при рассмотрении судом в порядке, предусмотренном ст. 463 УПК РФ, жалоб иностранных граждан и лиц без гражданства, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, на решения об их выдаче.

Для повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, Генеральный прокурор РФ требует обеспечить обязательное участие прокуроров в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов об условно-досрочном освобождении осуждённых от отбывания наказания и замене неотбытой части наказания более мягким и своевременное обжалование в кассационном порядке каждого незаконного и необоснованного решения суда.

Генеральный прокурор РФ в своих выступлениях требует повышения профессионального уровня государственных обвинителей, в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах. В этих целях необходимо:

  • ? организовать надёжную систему профессиональной учебы;
  • ? постоянно совершенствовать учебно-методический процесс, привлекая к участию в проведении учебных мероприятий опытных практических работников, а там, где это возможно, - ученых-юристов;
  • ? изучать и распространять положительный опыт работы; внедрять в практику хорошо зарекомендовавшие себя формы обучения, в том числе деловые игры;
  • ? развивать и поощрять творческую активность прокуроров и стремление их к самосовершенствованию;
  • ? повышать роль и ответственность руководителей прокуратур городского и районного звена за качественную подготовку государственных обвинителей к участию в судебных заседаниях.

Следует обратить внимание на использование средств массовой информации для пропаганды деятельности прокуроров, участвующих в судебных стадиях уголовного судопроизводства и обеспечить достоверность материалов, подлежащих опубликованию, их юридическую обоснованность.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль прокурора видна не только на досудебных стадиях уголовного разбирательства, но и при поддержке государственного обвинения в судебном заседании и при кассационном и надзорном производстве. Однако очевидно то, сто все его полномочия на любой стадии процесса сводятся к защите прав и законных интересов граждан.