Декларация промышленной безопасности образец. Декларация по промышленной безопасности

19.10.2019

1. Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

2. Настоящим Федеральным законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта разрабатывается вновь:

в случае истечения десяти лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности последней декларации промышленной безопасности;

в случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличения более чем на двадцать процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте;

в случае изменения требований промышленной безопасности;

по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

4. Декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и декларация промышленной безопасности, разрабатываемая вновь, проходят экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке . Проектная документация на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит экспертизе в соответствии с

Разработка декларации промышленной безопасности обязательна, если опасные производственные объекты принадлежат к I или II классу опасности и при этом на них получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Декларация промышленной безопасности включает:

  • оценку риска аварий и связанных с ней угроз;
  • оценку достаточности принятых мер по предотвращению аварий, по обеспечению готовности к эксплуатации ОПО в соответствии с установленными требованиями промышленной безопасности, локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций на ОПО;
  • мероприятия по снижению масштаба последствий аварий и ущерба от них

Декларация промышленной безопасности входит в состав проектной документации на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

Утверждает декларацию промышленной безопасности руководитель предприятия, эксплуатирующего ОПО.

Оформленная декларация со всеми приложениями сначала представляется в экспертную организацию для проведения экспертизы промышленной безопасности. В соответствии с ПБ 03-314-99 экспертиза деклараций в части предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, проводится организацией, имеющей заключение МЧС России и не участвующей в разработке рассматриваемой декларации и приложении к ней.

Затем, руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, представляет декларацию и заключение экспертизы промышленной безопасности в Ростехнадзор. В течение 5 дней со дня поступления документов, в реестр деклараций промышленной безопасности вноситься соответствующая информация.

Представление декларации и заключения в другие заинтересованные организации производится по их мотивированному запросу.

Необходимость повторной разработки декларации промышленной безопасности может быть вызвана:

  • истечением 10 лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности сведений о последней декларации промышленной безопасности;
  • изменением технологических процессов на ОПО;
  • увеличением более чем на 20% количества опасных веществ, находящихся на ОПО;
  • изменением требований промышленной безопасности;
  • выдачей предписания надзорным органом при выявлении несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в процессе федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Законодательство, регламентирующее разработку декларации промышленной безопасности:

  • Постановление Правительства РФ от 11.05.1999 № 526 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов "
  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов "
  • РД от 29.11.2005 № 03-14-2005 "Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений "
  • РД от 26.04.2000 № 03-357-00 "Методические рекомендации по составлению декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта "
  • Распоряжение Ростехнадзора от 01.07.2013 № 88-рп "Об утверждении Временного порядка ведения реестра деклараций промышленной безопасности ".

Мы поможем с разработкой декларации промышленной безопасности в соответствии со всеми требованиями ПБ, а затем проведем ее экспертизу.

(ЭПБ декларации, экспертиза ДПБ) – процесс оценки соответствия декларации промышленной безопасности предъявляемым к ней требованиям промышленной безопасности.

Проведение экспертизы: от 10 дней

Регистрация экспертизы: до 8 дней

Согласование МСЧ: до 30 дней

ВАЖНО:

Наша организация на данный момент времени имеет переоформленную лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ), а также активно занимается вопросом переаттестации экспертов.

ВАЖНО:

  1. Заключение МЧС России;
  2. Заявление от организации.

ВАЖНО:

Наши эксперты проведут экспертизу промышленной безопасности Вашего оборудования и зарегистрируют её в Ростехнадзоре

Экспертиза промышленной безопасности декларации промышленной безопасности (ЭПБ декларации) - процесс оценки соответствия декларации промышленной безопасности предъявляемым к ней требованиям промышленной безопасности.

Необходимость экспертизы декларации промышленной безопасности

ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливает обязательность проведения экспертизы на декларации, разрабатываемые в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, которые подлежат декларированию. В случаях когда декларация разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, экспертиза проводится в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности.

ВАЖНО: Декларация промышленной безопасности, без зарегистрированного заключения экспертизы декларации промбезопасности к ней, не имеет юридической силы.

Проведение экспертизы декларации промышленной безопасности

Объектом экспертизы является декларация промышленной безопасности вместе с приложениями (расчетно-пояснительная записка, информационный лист) и проводится в соответствии с Правилами экспертизы декларации промышленной безопасности.

Экспертиза промбезопасности декларации проводится с целью установления:

  • соответствия полноты и достоверности информации, представленной в декларации, требованиям промышленной безопасности;
  • обоснованности результатов анализа риска аварий на опасном производственном объекте, изложенных в декларации;
  • достаточности разработанных и/или реализованных мер по обеспечению требований промышленной безопасности.

Проведение экспертизы декларации промышленной безопасности осуществляется организацией имеющей лицензию Ростехнадзора на проведение экспертизы декларации промышленной безопасности. По итогу проведения экспертизы декларации выдается заключение экспертизы декларации промышленной безопасности.

ВАЖНО: Экспертизу декларации промышленной безопасности не может осуществлять организация разработавшая данную декларацию.

Утверждение экспертизы декларации промышленной безопасности

Заключение экспертизы на декларацию промышленной безопасности регистрирует, рассматривает и утверждает Центральный аппарат Ростехнадзора. При утверждении экспертизы декларации промышленной безопасности готовится следующий пакет документов:

  1. Декларация промышленной безопасности;
  2. Расчетно-пояснительная записка к декларации промышленной безопасности;
  3. Информационный лист к декларации промышленной безопасности;
  4. Заключение экспертизы на декларацию промышленной безопасности;
  5. Заключение МЧС России;
  6. Заявление от организации.

В случае представления материалов не в полном объеме или имеющих очевидные изъяны в оформлении, отраслевое управление (отдел) в срок не более 5 дней и без регистрации возвращает их организации, утвердившей декларацию, с указанием причины возврата. Срок утверждения заключения экспертизы декларации промышленной безопасности не должен превышать 30 дней со дня поступления заключения экспертизы. При необходимости этот срок может быть продлен не более чем на 30 дней. Предметом регистрации являются непосредственно декларация, заключение экспертизы по ней, а также сопроводительное письмо, с которым декларация поступила в Ростехнадзор.

ВАЖНО: Письмо об утверждении заключения экспертизы декларации промышленной безопасности или об отказе в утверждении заключения экспертизы направляется организации, представившей заключение экспертизы, копия письма направляется экспертной организации.

Декларация промышленной безопасности - обязательный документ для опасных производственных объектов I и II классов опасности , содержащий всестороннюю оценку риска аварий и связанных с ними угроз, анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, а так же разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба.

Разработка декларации: от 14 дней

Утверждение декларации: до 20 дней

Необходимость разработки декларации промышленной безопасности

  1. Объекты по хранению, уничтожению химического оружия и объекты спецхимии - I класс опасности;
  2. Объекты бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода свыше 6 процентов объема такой продукции - II класс опасности;
  3. Газораспределительные станции, сети газораспределения и сети газопотребления предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля - II класс опасности.

ВАЖНО: Декларации промышленной безопасности могут подлежать предприятия попадающие под III класс опасности (согласно Приложения №2 ФЗ-116 ), но расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах , в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации , на искусственном земельном участке, созданном на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, так как им устанавливается более высокий класс опасности.

Разработка декларации промышленной безопасности

Разработка декларации промбезопасности осуществляют специализированные организации, обладающие опытом разработки деклараций промышленной безопасности и имеющие лицензии Ростехнадзора на соответствующий вид деятельности. При строительстве новых объектов и реконструкции старых объектов, декларация разрабатывается проектной организацией в составе проектов на строительство и реконструкцию опасного производственного объекта, в случае, если количество опасных веществ попадает под декларирование.

Декларация промышленной безопасности эксплуатирующегося объекта, разрабатывается в следующих случаях:

  1. каждые 10 лет, с момента регистрации последней декларации;
  2. изменение технологических процессов;
  3. увеличение более чем на 20% количества опасных веществ, которые находятся или могут находится на объекте;
  4. изменение требований промышленной безопасности;
  5. предписание Ростехнадзора при обнаружении несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе проведения проверки.

В процессе разработки декларации эксперты разрабатывают мероприятия, направленные на локализацию и ликвидацию последствий предполагаемой аварии на опасном производственном объекте. Они направлены на снижение масштаба последствий аварии и уменьшение размера возможного ущерба. Итоговый вариант декларации промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

ВАЖНО: Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством РФ.

Экспертиза декларации промышленной безопасности

Структура декларации промышленной безопасности

В соответствии с Порядком оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечнем включаемых в нее сведений (РД 03-14-2005) , декларация промбезопасности должна включать следующие структурные элементы:

1. титульный лист ;
2. данные об организации - разработчике декларации;
3. оглавление;
4. раздел 1 "Общие сведения ";
5. раздел 2 "Результаты анализа безопасности";
6. раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности";
7. раздел 4 "Выводы";
8. раздел 5 "Ситуационные планы";
9. приложение №1 "Расчетно-пояснительная записка";
10.приложение №2 "Информационный лист".

Наши специалисты разработают декларацию промышленной безопасности в короткие сроки по Москве и Московской области

Декларация промышленной безопасности является обязательным документом для опасных производственных объектов 1,2 классов, стоимость – от 35000 рублей, сроки – от 20 дней.

Что представляет собой и в каких случаях разрабатывается Декларация промышленной безопасности?

Декларация промбезопасности представляет собой документ, в обязательном порядке разрабатываемый для опасного производственного объекта и отражающий в себе сведения о характере и масштабе возможной опасности на объекте. Документ также предполагает разработку мероприятий, целью которых выступает обеспечение безопасности на объекте и готовности персонала к действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Декларация входит в состав проектной документации, разрабатываемой в случаях строительства, расширения, реконструкции, консервации, изменения технического обеспечения или ликвидации опасного производственного объекта.

Также возможна и повторная разработка Декларации на действующих объектах. Это происходит в таких случаях, как:

  • истечение 10 лет с момента внесения последних данных в реестр деклараций промбезопасности;
  • внесение в технологический процесс изменений;
  • увеличение количества опасных веществ на объекте более чем на 20%;
  • внесение изменений в законодательство, касающееся документации по промышленной безопасности;
  • получение лицензии на эксплуатацию;
  • исполнение предписаний, выданных контролирующей организацией при выявлении недостоверности сведений, представленных в разработанной ранее Декларации промбезопасности. Подобное нарушение может быть выявленное в ходе проведения проверок Ростехнадзором.

Какими предприятиями и на каких основаниях разрабатывается Декларация?

Основанием для разработки данного документа является статья 14 Закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г. Порядок разработки Декларации регламентирован таким нормативными актами , как РД 03-15-2005 и РД 03-357-00. Также правовые отношения, касающиеся предоставления рассматриваемого документа в вышестоящие организации, определяется Постановлением правительства РФ №526 от 11.05.99 г.

Обязательной разработка Декларации является в том случае, если объект относится к предприятиям I и II классов опасности, использующим, получающим, перерабатывающим, транспортирующим или уничтожающим опасные вещества в количествах, определенных приложением 2 вышеуказанного закона. К таким объектам относятся, например, объекты, специализирующиеся на добыче нефти и газа, объекты химической промышленности и некоторые газораспределительные станции.

В некоторых случаях разработка Декларации может потребоваться и предприятиям III класса опасности при условии их территориального расположения на особо охраняемых территориях РФ.

Цели разработки Декларации и ее состав.

Целью разработки Декларации промбезопасности в первую очередь выступает:

  • обеспечение безопасности на объекте,
  • соблюдение законодательных требований;
  • оценка готовности объекта и его персонала к возникновению непредвиденных ситуаций и устранению их последствий.

В состав Декларации промбезопасности входит:

  • анализ риска аварийных ситуаций и связанных с ними угроз для ОПО;
  • анализ полноты мероприятий, предлагаемых в организации для обеспечения безопасной эксплуатации ОПО в соответствии с установленными законодательством правилами, для предотвращения возникновения возможных аварий, а также к локализации и ликвидации их последствий;
  • перечень мероприятий, разработанных для уменьшения последствий и ущерба при возникновении аварии.

Содержание Декларации промышленной безопасности.

  • титульный лист;
  • информация об организации, разработавшей Декларацию;
  • первый раздел. Он посвящен описанию самого объекта, для которого разрабатывается Декларация. В этом разделе отражаются реквизиты организации, эксплуатирующей ОПО, сведения о территориальном расположении объекта и штатных сотрудниках, сведения о страховании объекта, а также обоснование необходимости декларирования;
  • во второй раздел входят данные об опасности объекта – перечень содержащихся на нем опасных вещества, применяемой технологии производства, анализе возможных рисков аварийных ситуаций;
  • третий раздел дает характеристику мер, принимаемых на объекте декларирования, для обеспечения промбезопасности, а также о его готовности к осуществлению мероприятий по локализации и ликвидации аварии;
  • четвертый раздел посвящен выводам, последовавшим из проведенного анализа деятельности ОПО. В него входит перечень наиболее опасных составляющих технологического процесса , указываются показатели риска для каждого из них, приводится описание и анализ достаточности мер, рекомендуемых для уменьшения риска возникновения внештатных ситуаций;
  • последний раздел Декларации посвящен графическому отображению возможных зон воздействия поражающих факторов наиболее опасных технологических участков объекта.

Также Декларация должна содержать такие приложения, как пояснительная записка и информационный лист.

Особенности разработки и необходимая для нее документация.

Что касается разработки Декларации промбезопасности, то ею, как правило, занимается специалист коммерческой организации, разрабатывающей прочую документацию по промышленной безопасности для ОПО.

Как и разработка прочей документации для ОПО, разработка Декларация требует глубокого анализа документации ОПО и его технологического процесса на предмет соблюдения требований Законодательства, поэтому важным является доверить составление документа грамотному квалифицированному специалисту. Разработка Декларации в коммерческой организации в среднем обходится в 110 тысяч рублей. При этом стоимость зависит от таких факторов, как размер исследуемого объекта, особенности технологического процесса, количество опасных веществ.

Сроки разработки, как правило, составляют не более одного месяца, и в первую очередь определяются скоростью и полнотой предоставления объектом исходной информации для разработки проекта. В состав исходных данных войдут:

  • юридические данные предприятия – реквизиты, наименование, адреса;
  • описание технологического процесса;
  • данные о штате сотрудников;
  • ситуационные планы расположения объекта и размещения подразделений на промплощадке;
  • сведения о ранее имевших место аварийных ситуациях и их последствиях;
  • перечень опасных веществ, применяемых в ходе технологических процессов объекта и операциях, производимых на объекте с ними.

Также разработчиком запрашивается дополнительная информация о деятельности ОПО и обеспечении на нем соблюдения требования промышленной безопасности, в том числе и документация объекта. Сразу стоит отметить, что за всю предоставленную разработчикам и экспертам информацию об объекте ответственность несет его непосредственный руководитель.

Согласование Декларации промбезопасности.

После разработки и оформления Декларации и приложений к ней, она в обязательном порядке должна быть согласована руководителем, после чего можно приступить к согласованию Декларации в контролирующей организации, которой в выступает Ростехнадзор.

Первоначально Декларация проходит процедуру экспертизы промышленной безопасности в специальной экспертной организации. Далее уже процедуру согласования Декларация проходит в составе прочей документации, разработанной при строительстве, ликвидации, консервации объекта. Представленная в Ростехнадзор Декларация вносится в базу данных о декларациях промбезопасности в течение 5 дней с момента ее поступления.

После согласования Декларация действует на объекте в течение 10 лет при условии неизменности технологического процесса и его составляющих.

Ответственность за несоблюдение требований промбезопасности.

За отсутствие разработанной, утвержденной и зарегистрированной в госорганах Декларации промбезопасности возможно наложение штрафа согласно главе 9 Кодекса об административных правонарушениях.

Так, например, отсутствие Декларации может быть приравнено к нарушению требований промышленной безопасности на опасном объекте , а по статье 9.1 КоАП подобное нарушение карается штрафом в размере от 200 до 300 тысяч рублей. Это значительно превышает сумму, необходимую для разработки рассматриваемого документа.

СТРУКТУРА

ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И ПРИЛОЖЕНИЙ К НЕЙ

В соответствии с требованиями РД 03-315-99 декларация и приложения к ней должны состоять из следующих структурных элементов:

Декларация промышленной безопасности

Титульный лист Данные об организации - разработчике декларации Оглавление 1. Раздел 1 "Общие сведения" 1.1. Реквизиты организации 1.1.1. Полное и сокращенное наименование организации 1.1.2. Наименование вышестоящего органа, министерства или ведомства, компании, концерна с указанием адреса, телефона 1.1.3. Фамилии, инициалы и должность руководителей организации 1.1.4. Полный почтовый адрес, телефон, факс и телетайп организации 1.1.5. Краткий перечень основных направлений деятельности организации, связанных с эксплуатацией декларируемого объекта 1.2. Обоснование декларирования 1.2.1. Данные о количествах опасных веществ, на основании которых опасный производственный объект отнесен к декларируемым объектам 1.2.2. Перечень нормативных правовых документов, на основании которых принято решение о разработке декларации 1.3. Сведения о месторасположении декларируемого объекта 1.3.1. Характеристика местности, на которой размещается декларируемый объект 1.3.2. Сведения о размерах и границах территории, санитарно - защитных и/или охранных зонах декларируемого объекта 1.4. Сведения о персонале и населении 1.4.1. Сведения об общей численности персонала и численности наибольшей работающей смены декларируемого объекта 1.4.2. Перечень крупных близлежащих организаций и населенных пунктов, которые могут оказаться в зонах действия поражающих факторов максимальной гипотетической аварии, с указанием численности персонала и населения 1.5. Страховые сведения 1.5.1. Наименование, адрес организации - страховщика, а также сведения о его страховых лицензиях 1.5.2. Перечень договоров страхования с указанием размеров страховых сумм 2. Раздел 2 "Результаты анализа безопасности" 2.1. Сведения об опасных веществах 2.1.1. Наименование опасного вещества 2.1.2. Степень опасности и характер воздействия вещества на организм человека 2.2. Сведения о технологии 2.2.1. Схема основных технологических потоков 2.2.2. Данные о распределении опасных веществ 2.3. Основные результаты анализа риска 2.3.1. Результаты анализа условий возникновения и развития аварий 2.3.1.1. Перечень факторов и основных возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварий 2.3.1.2. Краткое описание наиболее крупных и вероятных сценариев возможных аварий 2.3.2. Результаты оценки риска аварий 2.3.2.1. Перечень моделей и методов расчета при оценке риска 2.3.2.2. Данные о количестве опасных веществ, участвующих в аварии 2.3.2.3. Данные о размерах вероятных зон действия поражающих факторов 2.3.2.4. Данные о возможном числе пострадавших 2.3.2.5. Данные о возможном ущербе 2.3.2.6. Данные о вероятности причинения вреда персоналу, населению и ущерба имуществу и окружающей природной среде 3. Раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности" 3.1. Сведения об обеспечении требований промышленной безопасности 3.1.1. Сведения о выполнении распоряжений и предписаний органов Госгортехнадзора России (для действующих объектов) 3.1.2. Перечень имеющихся и/или необходимых лицензий на виды деятельности, связанные с эксплуатацией декларируемых объектов 3.1.3. Сведения о профессиональной и противоаварийной подготовке персонала с указанием регулярности проверки знаний в области промышленной безопасности и порядка допуска персонала к работе 3.1.4. Сведения о системе производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности 3.1.5. Сведения о системе проведения сбора и анализа аварийности 3.1.6. Перечень проведенных экспертиз промышленной безопасности с указанием наименования экспертных организаций, проводивших экспертизу, и объекта экспертизы 3.1.7. Сведения о соответствии условий эксплуатации действующего объекта требованиям норм и правил (с указанием нормативов, которым эти условия соответствуют) 3.2. Сведения об обеспечении требований промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий 3.2.1. Сведения о мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом объекте 3.2.2. Сведения о составе противоаварийных сил, аварийно - спасательных и других служб обеспечения промышленной безопасности 3.2.3. Сведения о финансовых и материальных ресурсах для локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом объекте 3.2.4. Сведения о системе оповещения в случае возникновения аварии на декларируемом объекте с приведением схемы оповещения и указанием порядка действий в случае аварии 4. Раздел 4 "Выводы" 4.1. Обобщенная оценка уровня безопасности с указанием наиболее опасных составляющих декларируемого объекта и наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска 4.2. Перечень планируемых мер, направленных на уменьшение риска аварий 5. Раздел 5 "Ситуационный план"

Приложение 1. "Расчетно - пояснительная записка"

Титульный лист Список исполнителей Оглавление 1. Раздел 1 "Сведения об организации" 1.1. Перечень составляющих декларируемого объекта 1.2. Данные о топографии и месторасположении декларируемого объекта 1.2.1. Данные о топографии района расположения декларируемого объекта 1.2.2. Наличие и границы запретных, охранных и санитарно - защитных зон декларируемого объекта 1.2.3. Данные о природно - климатических условиях в районе расположения декларируемого объекта 1.2.4. Данные об использовании в проекте отчетов по изысканиям в части сейсмичности района площадки строительства, характеристик грунтов, природно - климатических и других внешних воздействий (оформляется для декларации, разрабатываемой в составе проектной документации) 1.3. Данные о персонале и проживающем вблизи населении 1.3.1. Данные о размещении персонала декларируемого объекта по его административным единицам и составляющим с указанием средней численности и численности наибольшей работающей смены 1.3.2. Данные о размещении близлежащих организаций, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов аварии, с указанием удаленности и численности персонала 1.3.3. Данные о размещении близлежащих населенных пунктов, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов максимальной гипотетической аварии, с указанием удаленности от декларируемого объекта и численности населения 2. Раздел 2 "Анализ безопасности" 2.1. Характеристика опасных веществ: 1) наименование вещества; 2) формула; 3) состав; 4) общие данные (молекулярный вес, температура кипения, плотность); 5) данные о взрывоопасности; 6) данные о токсической опасности; 7) данные о реакционной способности; 8) данные о запахе вещества; 9) данные о коррозионной активности; 10) описание мер предосторожности; 11) данные о воздействии на людей; 12) данные о средствах защиты; 13) данные о методах перевода вещества в безвредное состояние; 14) данные о мерах первой помощи пострадавшим от воздействия вещества 2.2. Данные о технологии и аппаратурном оформлении 2.2.1. Принципиальная технологическая схема с обозначением основного технологического оборудования и кратким описанием технологического процесса по составляющим декларируемого объекта 2.2.2. План размещения основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества по составляющим декларируемого объекта 2.2.3. Перечень основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества 2.2.4. Данные о распределении опасных веществ по оборудованию 2.3. Описание технических решений по обеспечению безопасности 2.3.1. Описание решений, направленных на исключение разгерметизации оборудования и предупреждение аварийных выбросов опасных веществ 2.3.2. Описание решений, направленных на предупреждение развития аварий и локализацию выбросов опасных веществ 2.3.3. Описание решений, направленных на обеспечение взрывопожаробезопасности 2.3.4. Описание систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций и других средств обеспечения безопасности 2.4. Анализ риска 2.4.1. Анализ известных аварий 2.4.1.1. Перечень аварий и неполадок, имевших место на декларируемом объекте 2.4.1.2. Перечень аварий, имевших место на других аналогичных объектах, или аварий, связанных с обращающимися опасными веществами 2.4.1.3. Анализ основных причин произошедших аварий 2.4.2. Анализ условий возникновения и развития аварий 2.4.2.1. Определение возможных причин и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий 2.4.2.2. Определение типовых сценариев возможных аварий 2.4.2.3. Обоснование физико - математических моделей и методов расчета, применяемых при оценке риска 2.4.2.4. Оценка количества опасных веществ, участвующих в аварии 2.4.2.5. Расчет вероятных зон действия поражающих факторов 2.4.2.6. Оценка возможного числа пострадавших 2.4.2.7. Оценка возможного ущерба 2.4.3. Оценка риска аварий 3. Раздел 3 "Выводы и предложения" 3.1. Перечень наиболее опасных составляющих декларируемого объекта 3.2. Перечень наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска 3.3. Оценка уровня безопасности опасного производственного объекта 3.4. Предложения по внедрению мер, направленных на уменьшение риска аварий 4. Раздел 4 "Ситуационные планы" Список использованных источников 1. Перечень нормативно - правовых документов, регулирующих требования промышленной безопасности на декларируемом объекте. 2. Перечень документации организации, используемой при разработке расчетно - пояснительной записки 3. Перечень литературных источников

Приложение 2. "Информационный лист"

1. Наименование организации, в состав которой входит декларируемый объект

2. Сведения о лице, ответственном за информирование и взаимодействие с общественностью (должность, фамилия, инициалы и телефон)

3. Краткое описание производственной деятельности, связанной с эксплуатацией декларируемого объекта

4. Перечень и основные характеристики опасных веществ, обращаемых на декларируемом объекте

5. Краткие сведения о масштабах и последствиях возможных аварий и мерах безопасности

6. Сведения о способах оповещения и необходимых действиях населения при возникновении аварий

Декларация промышленной безопасности является обязательным документом для опасных производственных объектов 1,2 классов, стоимость – от 35000 рублей, сроки – от 20 дней.

Что представляет собой и в каких случаях разрабатывается Декларация промышленной безопасности?

Декларация промбезопасности представляет собой документ, в обязательном порядке разрабатываемый для опасного производственного объекта и отражающий в себе сведения о характере и масштабе возможной опасности на объекте. Документ также предполагает разработку мероприятий, целью которых выступает обеспечение безопасности на объекте и готовности персонала к действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Декларация входит в состав проектной документации, разрабатываемой в случаях строительства, расширения, реконструкции, консервации, изменения технического обеспечения или ликвидации опасного производственного объекта.

Также возможна и повторная разработка Декларации на действующих объектах. Это происходит в таких случаях, как:

  • истечение 10 лет с момента внесения последних данных в реестр деклараций промбезопасности;
  • внесение в технологический процесс изменений;
  • увеличение количества опасных веществ на объекте более чем на 20%;
  • внесение изменений в законодательство, касающееся документации по промышленной безопасности;
  • получение лицензии на эксплуатацию;
  • исполнение предписаний, выданных контролирующей организацией при выявлении недостоверности сведений, представленных в разработанной ранее Декларации промбезопасности. Подобное нарушение может быть выявленное в ходе проведения проверок Ростехнадзором.

Какими предприятиями и на каких основаниях разрабатывается Декларация?

Основанием для разработки данного документа является статья 14 Закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г. Порядок разработки Декларации регламентирован таким нормативными актами, как РД 03-15-2005 и РД 03-357-00. Также правовые отношения, касающиеся предоставления рассматриваемого документа в вышестоящие организации, определяется Постановлением правительства РФ №526 от 11.05.99 г.

Обязательной разработка Декларации является в том случае, если объект относится к предприятиям I и II классов опасности, использующим, получающим, перерабатывающим, транспортирующим или уничтожающим опасные вещества в количествах, определенных приложением 2 вышеуказанного закона. К таким объектам относятся, например, объекты, специализирующиеся на добыче нефти и газа, объекты химической промышленности и некоторые газораспределительные станции.

В некоторых случаях разработка Декларации может потребоваться и предприятиям III класса опасности при условии их территориального расположения на особо охраняемых территориях РФ.

Цели разработки Декларации и ее состав.

Целью разработки Декларации промбезопасности в первую очередь выступает:

  • обеспечение безопасности на объекте,
  • соблюдение законодательных требований;
  • оценка готовности объекта и его персонала к возникновению непредвиденных ситуаций и устранению их последствий.

В состав Декларации промбезопасности входит:

  • анализ риска аварийных ситуаций и связанных с ними угроз для ОПО;
  • анализ полноты мероприятий, предлагаемых в организации для обеспечения безопасной эксплуатации ОПО в соответствии с установленными законодательством правилами, для предотвращения возникновения возможных аварий, а также к локализации и ликвидации их последствий;
  • перечень мероприятий, разработанных для уменьшения последствий и ущерба при возникновении аварии.

Содержание Декларации промышленной безопасности.

  • титульный лист;
  • информация об организации, разработавшей Декларацию;
  • первый раздел. Он посвящен описанию самого объекта, для которого разрабатывается Декларация. В этом разделе отражаются реквизиты организации, эксплуатирующей ОПО, сведения о территориальном расположении объекта и штатных сотрудниках, сведения о страховании объекта, а также обоснование необходимости декларирования;
  • во второй раздел входят данные об опасности объекта – перечень содержащихся на нем опасных вещества, применяемой технологии производства, анализе возможных рисков аварийных ситуаций;
  • третий раздел дает характеристику мер, принимаемых на объекте декларирования, для обеспечения промбезопасности, а также о его готовности к осуществлению мероприятий по локализации и ликвидации аварии;
  • четвертый раздел посвящен выводам, последовавшим из проведенного анализа деятельности ОПО. В него входит перечень наиболее опасных составляющих технологического процесса, указываются показатели риска для каждого из них, приводится описание и анализ достаточности мер, рекомендуемых для уменьшения риска возникновения внештатных ситуаций;
  • последний раздел Декларации посвящен графическому отображению возможных зон воздействия поражающих факторов наиболее опасных технологических участков объекта.

Также Декларация должна содержать такие приложения, как пояснительная записка и информационный лист.

Особенности разработки и необходимая для нее документация.

Что касается разработки Декларации промбезопасности, то ею, как правило, занимается специалист коммерческой организации, разрабатывающей прочую документацию по промышленной безопасности для ОПО.

Как и разработка прочей документации для ОПО, разработка Декларация требует глубокого анализа документации ОПО и его технологического процесса на предмет соблюдения требований Законодательства, поэтому важным является доверить составление документа грамотному квалифицированному специалисту. Разработка Декларации в коммерческой организации в среднем обходится в 110 тысяч рублей. При этом стоимость зависит от таких факторов, как размер исследуемого объекта, особенности технологического процесса, количество опасных веществ.

Сроки разработки, как правило, составляют не более одного месяца, и в первую очередь определяются скоростью и полнотой предоставления объектом исходной информации для разработки проекта. В состав исходных данных войдут:

  • юридические данные предприятия – реквизиты, наименование, адреса;
  • описание технологического процесса;
  • данные о штате сотрудников;
  • ситуационные планы расположения объекта и размещения подразделений на промплощадке;
  • сведения о ранее имевших место аварийных ситуациях и их последствиях;
  • перечень опасных веществ, применяемых в ходе технологических процессов объекта и операциях, производимых на объекте с ними.

Также разработчиком запрашивается дополнительная информация о деятельности ОПО и обеспечении на нем соблюдения требования промышленной безопасности, в том числе и документация объекта. Сразу стоит отметить, что за всю предоставленную разработчикам и экспертам информацию об объекте ответственность несет его непосредственный руководитель.

Согласование Декларации промбезопасности.

После разработки и оформления Декларации и приложений к ней, она в обязательном порядке должна быть согласована руководителем, после чего можно приступить к согласованию Декларации в контролирующей организации, которой в выступает Ростехнадзор.

Первоначально Декларация проходит процедуру экспертизы промышленной безопасности в специальной экспертной организации. Далее уже процедуру согласования Декларация проходит в составе прочей документации, разработанной при строительстве, ликвидации, консервации объекта. Представленная в Ростехнадзор Декларация вносится в базу данных о декларациях промбезопасности в течение 5 дней с момента ее поступления.

После согласования Декларация действует на объекте в течение 10 лет при условии неизменности технологического процесса и его составляющих.

Ответственность за несоблюдение требований промбезопасности.

За отсутствие разработанной, утвержденной и зарегистрированной в госорганах Декларации промбезопасности возможно наложение штрафа согласно главе 9 Кодекса об административных правонарушениях.

Так, например, отсутствие Декларации может быть приравнено к нарушению требований промышленной безопасности на опасном объекте, а по статье 9.1 КоАП подобное нарушение карается штрафом в размере от 200 до 300 тысяч рублей. Это значительно превышает сумму, необходимую для разработки рассматриваемого документа.