Когда юридическое лицо признается неплатежеспособным согласно признакам из стат. 3 Закона № 127-ФЗ , это вовсе не означает, что оно обязательно будет ликвидировано. Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является внешнее управление. Эта реабилитационная мера применяется в целях восстановления финансового благополучия должника и обеспечения полноты исполнения обязательств перед кредиторами. Рассмотрим, как законодательно регулируется процедура внешнего управления - сущность, понятия, цели и последствия воплощения.
Превентивное внешнее управление как процедура банкротства - это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:
Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица.
Процедура внешнего управления начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (стат. 96 № 127-ФЗ). Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально. Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.
Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.
Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (стат. 75, 93 № 127-ФЗ). Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица. Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.
С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.
Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.
О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат. 117 № 127-ФЗ . Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.
Завершение стадии внешнего управления означает переход к расчетам с лицами-кредиторами или объявление предприятия-должника банкротом и, следовательно, назначение следующего этапа - конкурсного производства. Все мероприятия, проводимые в ходе процедуры банкротства юрлица, - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление осуществляются с учетом специфики деятельности организации. Если компания входит в категории юрлиц, перечисленных в Законе № 127-ФЗ, необходимо руководствоваться нормативными требованиями для отдельных видов должников.
Внешнее управление применяется по отношению к юридическому лицу, которое находится в процессе банкротства и является необязательным и вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Введение такого управления приобретает смысл в том случае, если существует возможность избежать процедуры банкротства, для чего арбитражным судом и назначается внешний управляющий. При этом такое лицо получает широкий круг полномочий и в полной мере заменяет руководителя предприятия-банкрота на его должности.
Важным аспектом арбитражного управления является установление моратория на кредитные обязательства юридического лица, которому грозит банкротство.
Решение о введении внешнего управления входит в предприятия-должника. На этом же собрании должна быть утверждена и кандидатура управляющего. После этого арбитражный суд вводит внешнее управление, одновременно назначая вешнего управляющего. При отсутствии такой возможности суд должен утвердить арбитражного управляющего в течение месяца после начала внешнего управления.
Кандидаты на данную должность могут предлагаться собранию кредиторов налоговым органом, конкурсным кредитором, самим должником или собственником его имущества.
Если на первом заседании кредиторов не было принято решение об арбитражном управлении, то кандидатура управляющего может быть представлена для утверждения в арбитражном суде в течение двух недель со дня вынесенного им постановления о введении на предприятии-банкроте внешнего управления.
Срок действия арбитражного управления составляет 18 месяцев. Но он может быть, как продлён на 6 месяцев, так и сокращён на определённый период по ходатайству собрания директоров. Решение об этом выносится арбитражным судом.
Сразу после назначения внешний управляющий принимает на себя всё управление делами предприятия-банкрота, а руководитель немедленно освобождает должность.
В трёхдневный срок руководящие органы должны передать всю бухгалтерскую и другую требуемую документацию, печати, штампы и материальные ценности в распоряжение арбитражному управляющему. При этом управляющий обязуется принять в своё ведение имеющееся у должника имущество, проведя его инвентаризацию.
Ему нужно также открыть для проведения финансовых операций специальный счёт в банке, вести все виды юридического учёта и предоставлять по ним отчётность.
Деятельность арбитражного управляющего можно разделить на два этапа:
На первом этапе внешний управляющий сосредотачивается на возможности аннулирования некоторых невыгодных контрактов, которые были заключены должником в рамках гражданско-правовой деятельности. Для этого ему предоставляется 3 месяца.
Классификация таких сделок проводится по нескольким параметрам:
В случае аннулирования какой-либо сделки другая сторона может претендовать на взыскание нанесённого ущерба без учёта упущенной выгоды.
Арбитражный суд также может признать недействительным соглашение, которое согласно выводам арбитражного управляющего причинило убытки кредиторам. Могут быть отменены и сделки повлекшие удовлетворение материальных интересов определённых кредиторов в ущерб другим.
Второй этап своей деятельности внешний управляющий должен начать с составления плана управления. На выполнение этой задачи ему выделено 3 месяца со дня своего назначения.
Данный план должен иметь чёткие временные рамки и быть направлен на ликвидацию признаков банкротства. Понятие и признаки банкротства .
Иными словами юридическое лицо в результате арбитражного управления должно полностью избавиться от долгов и обладать хотя бы некоторым количеством финансов для продолжения хозяйственной деятельности. Именно на достижение таких результатов и направлены права и обязанности внешнего управляющего.
План действий управляющего должен состоять из следующих пунктов:
Члены собрания кредиторов могут утвердить или отклонить план, который предложил внешний управляющий. Они вправе ходатайствовать в арбитражный суд о смещении арбитражного управляющего с должности и о его замене другим лицом.
Утверждают или отклоняют план управляющего члены собрания кредиторов.
Кредиторы наделены правом предъявления требований должнику, которые в период арбитражного управления рассматривает внешний управляющий, определяя их как установленные в соответствии с законодательством. Такие требования вносятся в реестр в течение 14 дней. образец реестра требований кредиторов . По прошествии не более 1 месяца со дня получения требования арбитражный управляющий сообщает о результатах их рассмотрения кредитору.
Стоит подчеркнуть, что привлекательной для должника стороной внешнего управления является мораторий на погашение кредиторских требований. начала внешнего управления. В это время вместо выплаты долгов, имеющиеся средства могут использоваться для оздоровления финансового состояния предприятия.
Внешний управляющий имеет право на распоряжение имуществом предприятия-должника, а собственник не может влиять на его решения. Для избежания неблагоприятных последствий такого широкого полномочия в законодательстве установлены некоторые механизмы.
Наложены ограничения на проведение сделок, которые превышают 20% стоимости активов должника и на договора, где внешний управляющий может являться заинтересованной стороной. Такие соглашения арбитражный управляющий может заключить только при одобрении кредиторов.
За 15 дней до истечения своих полномочий внешний управляющий должен представить совету кредиторов полный отчёт о своей деятельности. Это может произойти и раньше при наличии на то оснований.
В заключительном отчёте внешний управляющий обязан указать последние финансовые показатели предприятия. В них нужно высветить баланс прибыли и убытка за отчётный период, сведения о возможности выплаты долговых обязательств кредиторам.
Исходя из отчёта, совет кредиторов может вынести следующие варианты решений об итогах работы внешнего управляющего:
Арбитражный суд соглашается с мнением совета кредиторов или выносит другое решение.
Внешнее управление имуществом должника - реабилитационная процедура, которая вводится в целях восстановления платежеспособности для спасения, как бизнеса, так и организационно-правовой формы юридического лица должника от ликвидации. В отношении имущества физических лиц внешнее управление не вводится.
Внешнее управление вводится на срок до 18 месяцев, который при необходимости может быть продлен арбитражным судом на шесть месяцев. Исключение составляют градообразующие предприятия, сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Внешнее управление может быть введено при наличии у должника реальных перспектив восстановления платежеспособности на этапе наблюдения. Инициировать внешнее управление может только собрание кредиторов. Суд имеет право пойти против воли кредиторов, только введя финансовое оздоровление под обеспечение. Игнорирование воли кредиторов, направленной на ликвидацию должника в пользу внешнего управления, невозможно.
Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года, поэтому в том случае, если со дня введения финансового оздоровления прошло уже 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.
Введение внешнего управления влечет за собой наступление для должника ряда серьезных последствий:
Все мероприятия внешнего управления осуществляет внешний управляющий, который утверждается арбитражным судом. С этого момента прекращаются полномочия руководителя организации-должника, он отстраняется от должности. Прежнее руководство организации в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязано передать ему бухгалтерскую и иную документацию, печати, штампы, а также все материальные ценности. Не прекращаются с введением внешнего управляющего полномочия органов управления должника, направленные на принятие следующих решений:
На внешнего управляющего ложится обязанность за организацию ведения бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности. Он должен вести реестр требований кредиторов и заявлять возражения по поводу требований кредиторов к должнику. Кроме того, ему придется принимать меры по взысканию дебиторской задолженности.
Внешний управляющий имеет право:
В процессе внешнего управления свободно могут совершаться только те сделки, которые предусмотрены в плане внешнего управления. Остальные сделки внешний управляющий может совершать только после согласования с собранием кредиторов. Имущество, являющееся предметом залога, продается только на открытых торгах и только при согласии кредитора, требования которого обеспечены залогом. Их полученных денег сначала погашаются задолженности перед кредиторами первой и второй очереди, возникшие до заключения договора залога. Затем погашаются требования залогодателя.
Наряду с правами, предусмотренными Законом о банкротстве, внешний управляющий несет обязанности:
Значительная часть полномочий внешнего управляющего касается работы с кредиторами. Кредитор вправе предъявить свое требование в любой момент в ходе внешнего управления. Управляющий обязан в течение пяти дней с момента получения требования уведомить представителя учредителя (участника) должника или представителя собственника имущества - унитарного предприятия о получении требования и предоставить им возможность ознакомится с требованием и документами, на которых оно основывается. В реестр требования вносятся только на основании определения арбитражного суда. Получив определение суда, управляющий обязан внести требование в реестр либо направить соответствующую информацию реестродержателю.
Временный управляющий при банкротстве юридического лица необходим в том случае, когда через 3 дня после начала процедуры банкротства вводится стадия наблюдения. Она длится в среднем 3-5 месяцев. Новый руководитель изучает финансовое положение компании-должника и делает заключение, насколько вероятна возможность финансового оздоровления.
Занимать эту должность может лишь физическое лицо. Займодатели имеют право предложить свою кандидатуру, либо Арбитражный суд назначает того человека, который соответствует требованиям:
Если подходящей кандидатуры нет, суд делает запрос в гос. организацию, которая ведает делами финансового оздоровления. В течение недели она должна предоставить временного управляющего. Заметим, такому человеку не обязательно оформлять ИП, в отличие от тех управленцев, которых выбирают займодатели. Если выбранный кандидат не может исполнять возложенные на него обязанности, вместо него назначается другой человек.
Временный управляющий исполняет свои обязанности с момента назначения и до тех пор, пока:
Главная задача временного управляющего – сохранить активы компании-должника. От него также требуется определить:
На стадии наблюдения новый руководитель составляет план мероприятий по возврату должнику платежеспособности и одновременно пытается выявить «следы» фиктивного банкротства. Например:
При этом руководитель компании-должника не должен создавать препятствия для временного управляющего и обязан предъявлять оригиналы документов по первому требованию. Если эти оригиналы утеряны, управляющий имеет право запросить их копии у контрагентов.
Еще одна обязанность временного руководителя – составлять список займодателей и фиксировать их требования (при этом должник имеет право оспорить требования кредиторов, на это ему дается 1 неделя). За 10 дней до первого заседания по делу о банкротстве управляющий обязан уведомить кредиторов о начале процедуры банкротства и провести для них первое заседание.
Вся финансовая деятельность компании-должника должна находиться под строгим контролем временного управляющего. И руководитель компании-должника обязан не только уведомлять его о решении заключить ту или иную сделку, но и спросить разрешения. Если наблюдателю покажется, что этот шаг только усугубит финансовое положение должника, он имеет право запретить подписывать договор.
Если сделку заключат за его спиной, он вправе ходатайствовать перед судом о признании этой сделки недействительной. Кроме того, ему даны полномочия не подпускать к управлению компанией тех людей, которые, по его мнению, плохо справляются со своими служебными обязанностями.
По завершении стадии наблюдения временный управляющий составляет отчет о проделанной работе, в котором делает выводы о финансовой несостоятельности компании-должника. В этом документе он может также указать свои рекомендации по ее финансовому оздоровлению, возвращению платежеспособности. К отчету прилагаются необходимые документы:
Все они направляются в Арбитражный суд, который принимает решение отказать в признании должника банкротом или перевести дело на другую стадию банкротства.
Временный управляющий за свои услуги получает денежное вознаграждение в виде оклада (фиксированная сумма) и процентов. Выплачивает его должник, и этот платеж входит в список первоочередных. Размер оклада регламентируется законом «О банкротстве» и на сегодняшний день составляет 30 000 рублей в месяц. Арбитражный суд может увеличить эту сумму по ходатайству займодателей и должника.
Временный управляющий может и лишиться своей должности. Происходит это, когда становится понятно, что он ненадлежащим образом исполняет свои обязанности (по ходатайству СРО арбитражных управляющих) либо если сам того захочет. В этом случае оплата его услуг прекращается.
Итак, временный управляющий – физическое лицо, которое назначается Арбитражным судом на должность руководителя компании-должника. Его задача – выяснить истинное финансовое положение фирмы и определить, насколько возможно финансовое оздоровление. Он за свои услуги получает денежное вознаграждение. Выплаты производятся из средств должника.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Понятие конкурсного производства, права и обязанности управляющего, его полномочия. Социально-экономические предпосылки несостоятельности. Счета должника и расчеты с кредиторами в ходе конкурсного производства. Удовлетворение требований кредиторов.
контрольная работа , добавлен 13.04.2014
Экономическая сущность и место внешнего управления в антикризисном управлении предприятием. Нормативное регулирование процедуры банкротства. Анализ платежеспособности, финансовой устойчивости. Оценка возможности безубыточной деятельности должника.
дипломная работа , добавлен 28.01.2014
Назначение и область деятельности менеджера в антикризисном управлении. Функции Российского Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве). Направления деятельности арбитражного (временного, внешнего, конкурсного) управляющего.
курсовая работа , добавлен 31.05.2015
Роль, функции и ответственность временного управляющего, анализ финансового состояния предприятия и основных технико-экономических показателей деятельности. Повышение рентабельности продукции, моделирование изменений сложившейся экономической ситуации.
курсовая работа , добавлен 24.08.2011
Цель антикризисного управления на предприятии. Деятельность управляющего на примере ОАО "Райс". Матрица SWOT-анализа факторов деятельности предприятия. Матрица возможностей бизнеса. Предложения антикризисного управляющего по дальнейшей деятельности.
реферат , добавлен 25.09.2013
Основные мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятий. Особенности финансового оздоровления, комплекс антикризисных мероприятий. Внешнее управление имуществом предприятия-должника. Специфика составления плана внешнего управления.
контрольная работа , добавлен 03.12.2009
Характеристика и направления деятельности ОАО "ИПП "Курск", определение внешних условий и основных потребителей продукции. Положение дел в отрасли, анализ и оценка конкурентов. Финансовое положение предприятия и меры по восстановлению платежеспособности.
курсовая работа , добавлен 16.07.2010
Кризисы и их классификация, этапы развития. Изучение сущности и основных элементов антикризисного управления. Управление на основе отслеживания сигналов в контрольных точках. Мероприятия по выходу из кризиса и восстановления платежеспособности должника.