План работы учителей ррс и фпср. Факультет коррекционной педагогики

07.11.2019
Для повышения эффективности индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия, для более прочного усвоения речевого материала при восприятии его на слух необходимо использование различных видов работ.

Работа с табличками

На первом году обучения широко используется работа с табличками.
На табличках записывается весь речевой материал, предусмотренный программой:
- фразы, включающие утверждения, отрицания, поручения, вопросы
- слова и словосочетания
- тексты.
В процессе слуховой работы таблички используются следующим образом:
1) таблички с фразами (словами, словосочетаниями) раскладываются на столе. Учитель произносит эти фразы за экраном, ученик должен их повторить.
2) учитель произносит фразу, не показывая табличек, если после 2-3 повторений ученик не может ее воспроизвести, учитель показывает табличку и снова повторяет фразу за экраном.
3) ученик слушает предъявляемую за экраном фразу (задание), показывает табличку и выполняет действие, затем отчитывается за его выполнение (Я взял карандаш)
4) таблички расположены текстом вниз; ученик берет любую табличку и не глядя на текст, отдает ее учителю, который читает ее за экраном, ученик отвечает на вопрос или выполняет задание.
Для закрепления умения учащегося различать или опознавать на слух отдельные слова, обозначающие предметы можно использовать специальные игры.
«Что я спрятала?»
«Что у тебя?»
Верно-неверно

Тематические игры:
В 1-м классе после усвоения темы «Класс», «Столовая», можно провести игру «Вова – дежурный».
Во 2-м классе для закрепления темы «у врача», «маленький доктор», «в магазине», «ребята помогают маме», «в новой квартире».

Для закрепления различных тем можно провести беседу, используя при этом знакомые по значению и звучанию фразы, но порядок слов в этих фразах следует изменить. В ходе беседы можно предложить для восприятия на слух

Новые слова и словосочетания.

Этот вид работы целесообразно проводить начиная со 2-го класса. (беседы о летних каникулах,
Куда ты поедешь?
Что будешь делать.
Я буду плавать.
А ты умеешь плавать?)

Очень распространенным видам работы является

Выполнение поручений.

Поручения даются на слух, если оно не воспринимается слухо - зрительно.
Возьми.
Попроси.
Открой.
Ученик выполняет поручения и отчитывается.
Надо следить, чтобы учащиеся не повторяли за учителем текст поручения, а сразу выполняли его и после этого отчитывались.
В 1-2 классах проводиться работа на повторение пройденного материала:
- название чисел от 1 до 10
- решения примеров 8-6
- решения задач по демонстрации действий и по тексту.
Задача типа «Возьми 2 ручки», «Попроси еще 3 ручки»,
В слуховой работе используется такой вид работы как

Ответы на вопросы

Вопросы могут быть самые разные
- по организации учебной деятельности,
- по теме: «Класс», «Столовая», «Каникулы», «Семья».
Порядок слов в вопросе по возможности нужно менять
Как ты слышишь?
Ты слышишь хорошо?
Интересным видом работы является

Восприятие фразы на основе догадки

Ученику известны фразы: «Возьми карандаш» и слово «мальчик».
На слух предлагается фраза: «Мальчик взял карандаш».
Новая фраза: «Мальчик рисует».
На уроках можно использовать такой вид работы, как

Угадывание предмета по описанию.

«Похожа на прямоугольник. Можно открыть и написать пример, задачу».
«Похожа на прямоугольник. Можно открыть прочитать рассказ»,
«Весной вырастает, осенью опадает».
Большое внимание над обратить

На работу с текстом.

I. Для развития речевого слуха большое значение имеет работа с печатным текстом. Эта работа проводиться на протяжении всего периода обучения в школе и включает восприятие на слух отдельных слов, словосочетаний, фраз, текстов и заданий по прочитанному. Такая работа позволяет в процессе обучения, создавать условия для активного привлечения детей к слуховому восприятию при усвоении речевого материала и поддержанию у учащегося интереса к занятиям.

II. При обучении восприятия текста важно последовательно выполнить все этапы:
- восприятие текса целиком (выяснение: Что понял(а)?)
- опознавание текста на слух по фразам
- затем в различной последовательности, произвольной комбинации
- опознавание на слух фраз, словосочетаний
- выполнение заданий по тексту

Только после того, как весь речевой материал текста легко опознается на слух, выясняют понимание текста ребенком и самое главное, умение вести диалог по воспринятому тексту в форме вопросов и ответов.
Какое время года?
Какая погода?
Ты любишь весну? Почему?
Ты уже видел скворцов? А скворечник ты повесил?
Диалог можно организовывать так же по воспринятой на слух фразы. Важно, чтобы ученик не только отвечал на вопросы, а сам задавал вопросы, воспринимая ответы учителя на слух.
Учитель: «Я вчера ходила в кино».
Ученик может спросить: «Какой фильм вы посмотрели? О чем?»
Темы и возможные варианты вопросов продумывает учитель.
На занятиях по слуховому восприятию используется и такой вид работы как

Слуховые диктанты.

Сначала эти диктанты небольшие по объему, в основном состоящие из знакомых по звучанию фраз и слов. Постепенно в диктант вводятся и незнакомые по звучанию слова.
При их проведении дети приучаются сосредотачиваться, вслушиваются в речевой материал. Учитель сразу же исправляет их ошибки и оценивает работу.
Нравится учащемуся и

Работа по открытой или закрытой картинке.

1. Учитель берет небольшую картинку простого сюжета, переворачивает и предлагает нарисовать по описанию.
«Нарисуй также». (погода, семья, класс, Новый год, елка)
2. Проводятся занятия и с двумя картинками. Сначала многократно показывают и называют одну картинку, потом другую. Потом предъявляют сразу две, а затем постепенно добавляют новые.
3. Вводятся картинки, на которых знакомые предметы (живые, объекты) изображены в действиях. Это способствует обучению названиям не только предметов, но и действий.
Вот девочка. Девочка сидит.
А эта девочка спит.
4. Постепенно задачи на занятиях с предметами, картинками усложняются. У детей формируется представление о величине, цвете, различных состояниях.
Собачка большая.
Кубики красные и желтые.
Девочка бежит, упала, плачет.
5. Во второй половине второго года занятия с картинками приобретают новое содержание: при показе нужно объяснить основной смысл изображаемого, раскрывать сюжет. На первых занятиях говорит сам учитель: «Посмотри на картинку и послушай, что я скажу».
6. Далее он рассказывает, кто нарисован, что делают, каково из состояние, какие взаимоотношения. (Девочка заботиться о собаке. Собака радостно встречает мальчика.)
7. При повторном рассмотрении одной и той же картинки, когда дети начинают употреблять многие слова, целесообразно предложить детям: «Давай внимательно посмотрим и расскажем, что нарисовано на картинке.»
Это кто?
Что делает девочка?
8. Вариант работы с картинкой: учитель не показывает картинку ученику, а предъявляет на слух фразы, составляющие ее содержание. Когда ученик определит содержание картинки, ее показывают ему и работа продолжается.

Следующий вид работы –

Отгадывание картинки

Которое проводится как при повторении пройденного материала, так и при закреплении нового. Перед учеником лежит ряд картинок. На слух предлагаются фразы, соответствующие содержанию одной из картинок. Ученик должен показать эту картинку.
Например: перед учеником лежат картинки «семья обедает», «летние каникулы», «класс».
Учитель предлагает ученику на слух фразы
Мама наливает суп.
Папа читает газету.
Ученик должен показать соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно».
Показываем ученику предмет, например карандаш, а за экраном спрашиваем: «Это ручка?». Ученик должен дать утвердительный или отрицательный ответ.
Аналогичную работу мы проводим и с картинкой. Показываем ребенку картинку, на которой изображен читающий мальчик и спрашиваем за экраном: «Мальчик рисует?».

Составление макета по теме «Комната», «Класс»

1. Читаем текст
Посередине стоит стол.
Около двери …
2. Ученик воспроизводит услышанные слова. Учитель выставляет мебель.
3. Учитель читает рассказ по предложениям, и ученик расставляет мебель.
4. После того как макет составлен, учитель задает вопросы: Что? Где стоит?
Аппликация

Аппликации хорошо делать по темам: «Семья», «Елка», «Новогодний праздник».
Ученик выясняет содержание картинки по вопросам. (часть вопросов может быть дана на табличках)
Что изображено? Семья.
Сколько человек на картинке? 7 человек.
Кто? Папа, мама.
Что делает папа? Читает газету.
Смотрит телевизор.
По вопросам ученика и ответам учителя составляется аппликация.

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи по теме «А.В. Митяев. Серьги для ослика» с учащимися 11а класса
Продолжительность занятия: 40 мин.
Цели и задачи:
Учить различать и опознавать на слух речевой материал (фразы, словосочетания, слова) по теме «Серьги для ослика», закреплять навыки соблюдения словесного ударения, норм орфоэпии на основе речевого материала занятия.
Развивать речевой слух, используя индивидуальные слуховые аппараты, ЗУА* и без аппаратов, память, логическое мышление, связную монологическую и диалогическую речь.
Следить за произношением имеющихся в речи учащихся звуков.
Воспитывать интерес к занятию, потребность в речевом общении, самоконтроль речи, чувство гордости за свою страну, любовь и заботу о животных.
Оборудование: ноутбук, презентация по теме, экран, индивидуальные слуховые аппараты, ЗУА «Интон», фланелеграф.
Дидактические материалы: таблички с текстом, планом занятия, картинки к тексту, картинки АВК** к диалогу, натуральные предметы.
Ход занятия
I. Оргмомент.
- {***Как ты слышишь, Коля?
- {Как ты слышишь, Ильгар?
- У нас сегодня гости. {Поздоровайтесь.
- Слушайте внимательно. Говорите хорошо звуки «х», «ш», «ф», соблюдайте ударения в словах.
II. Определение темы и цели урока.
- Послушайте слова и назовите тему урока: {ослик, морские пехотинцы, бомбардировщик, фашисты, хозяйственная рота.
- {Спросите меня, что будем делать сегодня на уроке.
- Сегодня на уроке мы продолжим работать над темой «Серьги для ослика», {будем отвечать на вопросы, пересказывать текст и попробуем составить диалог.
- {Каков будет порядок работы? Прочитайте план.
План урока
1. Речевая разминка.
2. Ответы на вопросы.
3. Пересказ текста.
4. Составление диалога.
5. Распознавание слов.
6. Подведение итога урока.
III. Речевая разминка.
- Произнесите слова на одном выдохе, соблюдая ударение: ослик, скалы, родник, позиция, пехотинцы, бомбардировщик, хозяйственная.
- Как ты понимаешь слова: позиция, бомбардировщик?
- {Придумайте предложения из данных слов.
Хороша была позиция, потому что фашистам было невозможно взобраться на скалы. Часто прилетал бомбардировщик, бросал бомбы, но бойцы прятались в пещеру.
- Какое ты составил предложение: простое или сложное? Сложное какое? Сложноподчиненное или сложносочиненное? Почему?
- Подбери синонимы к слову пехотинцы: моряки, солдаты, бойцы, матросы.
- Ребята, а какой это род войск? Морская пехота.
IV. Будем работать с фразами, отвечать на вопросы.
- {Когда происходили события в рассказе?
- {Где держали оборону морские пехотинцы?
- {Какова была позиция? Почему?
- {Почему матросам было трудно в горах?
- {Как у бойцов появился ослик?
- {Как относились бойцы к ослику?
V. Будем работать с текстом.
- Мы с вами уже прочитали текст, ответили на вопросы, разобрали трудные слова. Вот три картинки:
- Расположите их по порядку и составьте план и краткий пересказ текста по этим картинкам.
План
1. Бомбардировщики.
2. Ослик несет воду.
3. Бойцы полюбили ослика.
Краткий пересказ
Морские пехотинцы держали оборону в горах. Хороша была позиция, потому что фашистам невозможно было взобраться на горы. Но она была и плоха, потому что часто прилетал бомбардировщик и бросал бомбы. Было много пыли, было трудно дышать.
В горах не было ни ручейка, ни родничка. Но эту проблему решил ослик, которого нашел матрос, ходивший в хозяйственную роту за продуктами. Он научил ослика самостоятельно носить воду в горы.
Бойцы-пехотинцы полюбили ослика и вкусно его кормили. Они назвали его Яшей. Яша - настоящий герой, потому что спас наших бойцов от жажды.

VI. Будем составлять диалог.
Картинки АВК (Приложение 1)
1 предъявление: картинки постепенно по одной выкладываются на фланелеграф. Дети говорят свои варианты реплик + на слух + слухозрительно + табличка
2 предъявление: Ответы на вопросы по содержанию: Кто говорит? О каком рассказе говорят мальчики? О каких родах войск идет речь? Где держали оборону морские пехотинцы? Хороша была позиция? Почему? А почему плоха? Кто решил проблему с водой? Как?
3 предъявление: Дети составляют диалог с помощью картинок (см. Приложение)
- Когда происходили события в рассказе?
- Во время Великой Отечественной войны.
- О каких родах войск говорится в рассказе?
- О морской пехоте. А ты знаешь, где они держали оборону?
- Конечно, знаю. В горах.
- Как ты думаешь, почему хороша была позиция?
- Снизу фашистам взобраться на эти горы было почти невозможно. Но она и была плоха.
- Почему?
- В горах не было воды. Но эту проблему решил ослик.
- А как он решил эту проблему?
- Он приносил воду в горы из хозяйственной роты.

VI. Распознай слово
Послушайте предложение:
- {Морские пехотинцы держали оборону в горах.
- Сейчас я выберу из этого предложения словосочетание и одно слово поменяю.
- {Морские пехотинцы (камушки, котики)
- Угадай на ощупь (дети закрывают глаза, угадывают на ощупь морские камни и морские камушки (конфеты))
VII. Будем повторять
- Послушайте фразы прошлых тем:
- {Глеб Ермолаев пошел на войну добровольцем.
- {Во время войны Книга стала боевой партизанкой.
VIII. Итог урока:
- {Что мы делали сегодня на уроке?
- {Как называется рассказ? Кто автор?
- {Какое животное помогало бойцам в горах?
- {Можно ли назвать ослика героем? Почему?
- {А какие еще животные помогали на войне?
- {Оцените свою работу сегодня на уроке? Дополните предложения:
- Мне было трудно (легко) …
- Мне было интересно (неинтересно) …
- Я не понял, как нужно …
- Я старался говорить …, слушать …

- Снимите наушники. Послушайте слова на голое ухо: ослик, морские пехотинцы, бомбардировщик, позиция, хозяйственная рота.

* ЗУА – звукоусиливающая аппаратура
** АВК – аудиовизуальный курс верботонального метода (картинки к диалогу)
*** {- слова и фразы произносятся за экраном, только на слух

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Симферопольская специальная школа-интернат № 2»

Урок РРС и ФПСР

с учеником 6 класса Хиро Дмитрием

ФПСР

РРС : Тема: «Спорт». Фразы разговорно-обиходного характера по теме «Спорт».

Учитель: Полежаева О.В.

Симферополь

2016/2017 учебный год

Коррекционно-образовательная цель:

ФПСР : Автоматизация звука [С] в различных позициях, дифференциация звуков [З-Зь] во всех позициях на материале слогов, слов, предложений и самостоятельной речи, работа над дыханием, закрепить произношение слов с сочетаниями –тся, -ться как –ца.

РРС : Закрепить умение различать на слух с индивидуальным аппаратом речевой материал.

Коррекционно-развивающая цель:

ФПСР: Развивать познавательные процессы: произвольное внимание, зрительную память, а также самоконтроль за произношением. Развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений.

РРС: Развивать слуховое внимание и слуховую память, а также умение различать на слух различный слуховой материал. Вырабатывать привычку слухового контроля.

Коррекционно-воспитывающая цель:

ФПСР : Воспитывать интерес к занятиям, мотивировать на самоконтроль за своим произношением и произношением собеседника.

РРС: Использовать материал занятия для воспитания личностных качеств.

Задачи:

Учить умению произносить звуки с, з, зь на различном речевом материале, соблюдать нормы орфоэпии, правильно дышать, учить умению различать на слух речевой материал по теме «Спорт». Учить умению понимать и выполнять поручения.

Оборудование:

Компьютер, презентация с заданиями по теме «Спорт», карточки с речевым материалом по теме урока, речевые таблички, профили произношения звуков с, з.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Объявление темы занятия.

3. Постановка целей.

4. Работа над ФПСР.

5. Работа над развитием речевого слуха.

6. Итог занятия (самооценка, оценка учителем).

1. Оргмомент.

Здравствуй, Дима.

Здравствуйте, Ольга Владимировна.

У нас гости. Поздоровайся.

Добрый день, Людмила Николаевна.

Па-па-па. Как ты слышишь?

Я слышу хорошо. Аппараты работают.

Какое сейчас время года?

Сейчас зима.

Какой сейчас месяц?

Сейчас декабрь. Сегодня первый день зимы.

Какой сейчас урок?

Сейчас урок развития речевого слуха и формирования произносительной стороны речи.

2. Тема занятия:

- Какая тема урока?

ФПСР : Автоматизация звука [С], дифференциация звуков [З-Зь]. Работа над нормами орфоэпии.

РРС : Тема: «Спорт».

3. Постановка целей.

Спроси у меня, что будем делать?

Что будем делать?

Будем работать по плану.

Работать над звуками с, з-зь в различных позициях.

Работать над нормами орфоэпии.

Дополнять предложение.

Повторять фразы по теме «Спорт».

Писать слуховой диктант.

4. ФПСР.

Сейчас будем повторять звуки «С», «З», «Зь».

Посмотри внимательно на профиль.

Это звук [С]. Это звук [З].

Чем похожи эти звуки?

У звука [З] и [З] кончик языка внизу.

Чем различаются эти звуки?

С – СС – ССС

Са – со – су

Сне – сна - сну

Аса – сла – след

Скет – спо – спорт

Сне - снег

Когда бывает снег?

Какой первый звук в слове зима?

Различай звуки з и зь.

Зы – зи - зим

Здня – здно

Зимующий

Давай поиграем. Игра «Эхо».

Я говорю слоги со звуком с, а ты – со звуком з.

Коса – коза

Я говорю слоги со звуком з, а ты со звуком зь.

Как надо произносить звук зь?

Это мягкий согласный звук. Язык напряжен.

Игра «Доскажи предложение» (презентация).

Вот и наступила долгожданная зима.

Из-за туч выглянуло солнышко.

Игра «Четвёртый лишний»

Физминутка.

Посмотри на картинки.

Какие бывают виды спорта? Скажи предложение кратко.

Зимние и летние.

Разложи зимние и летние виды спорта.

Плавание, гимнастика, бокс, бег, теннис, футбол, лыжный спорт, баскетбол, фигурное катание, хоккей.

Выбери картинки, где есть звук «С»: баскетбол, теннис, бокс, футбол, баскетбол, бег, плавание.

Сколько звуков в слове «бокс»?

Какой по счету звук «С» в слове бокс? (четвертый).

Посмотри на картинку. Какой это вид спорта?

Это футбол.

Придумай предложение со словом футбол.

Мальчики играют в футбол.

Перед тобой слова. Послушай и собери предложение из слов.

В нашем классе Слава занимается плаванием.

Каким видом спорта ты любишь заниматься?

Я люблю заниматься танцами.

Соблюдай правило: сочетание –тся, -ться говори в словах как ца.

Соедини табличку с картинкой:

кататься на санках – бобслей

кататься на лыжах – слалом

кататься на коньках – фигурное катание.

5. РРС.

Вспомни, какую тему мы учили?

Мы учили тему «Спорт».

Сегодня мы будем повторять фразы. Отвечать на вопросы. Писать слуховой диктант.

Вспомни, в какой стране проходили Зимние Олимпийские игры 2014 года?

В России.

Назови столицу Зимних Олимпийских игр 2014 года.

Как награждают спортсмена?

Кубком, медалью.

Что это? Это кубок. Это медаль.

Ты занимаешься танцами. Как зовут твоего тренера.

Ты давно занимаешься танцами?

Я занимаюсь танцами с шести лет.

Ты устаешь после тренировки?

Нет, я не устаю после тренировки.

Что ты делала?

Я отвечала на вопросы.

Повтори: Полезно заниматься спортом.

Полезно заниматься спортом.

Почему? Продолжи предложение.

Полезно заниматься спортом, потому что я не буду болеть, буду сильной, смелой.

Давай поиграем сейчас.

(Спортивная викторина – презентация на компьютере)

1. Кто из этих животных – талисманы Олимпиады в Сочи?

Белый Мишка, Леопард, Зайка.

2. Этот знак не продают, а торжественно вручают, за спортивные успехи, им лишь лучших награждают.

Что это? Это медаль.

Составь слово по первым буквам: спорт, зима, Сочи.

Что мы делали?

Мы играли.

Сейчас будем писать слуховой диктант. Слушай внимательно.

Спорт, медаль, кубок, плавание, тренер, Сочи, зимний вид спорта.

Молодец. Проверь, как ты написала слова.

6. Итог урока.

Что ты делала на уроке?

Училась правильно говорить звуки с, з, зь,

Соблюдать правила орфоэпии

Слушать и говорить фразы по теме «Спорт».

Оценка : Как ты занималась?

Я занималась очень хорошо. Я старалась.

Поставь себе оценку.

Думаю, что мне можно поставить сегодня 5, потому что я старалась отвечать хорошо.

Молодец. Ты старалась, занималась хорошо.

Цели занятия выполнены. Занятие окончено. Попрощайся.

До свидания, Ольга Владимировна.

До свидания, Дима.

До свидания, Людмила Николаевна.

Работа над литературным текстом на занятиях РРС и ФПСР

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат, может быть, достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Это не маловажно при работе над текстом на индивидуальных занятиях по формированию произношения и развитию речевого слуха с детьми, имеющими нарушения слуха.

Работа над литературным текстом является той основой, на которую опираются основные направления которые включают в себя не только работу над звукопроизношением, внятностью, слитностью речи, но и эмоциями, нравственностью и развитием морального и духовного потенциала обучающегося.

Исходя из методики работы над текстом, мы большое внимание уделяем смысловому аспекту работы над текстом. Литературный текст -это, как правило отрывки из произведений которые изучают обучающиеся на уроках литературы и чтения. Детские рассказы на различную тематику детских авторов в начальных классах. Классические произведения в средних и старших классах. При работе над литературным текстом мы прививаем интерес к высокохудожественным произведениям. Практика показывает, что обучающиеся с особым интересом воспринимают тексты подкреплённые иллюстрациями, картинками, фотографиями, небольшими видеороликами по произведениям (отрывкам). На занятиях используются приемы, включающие обучающихся в прямой диалог с персонажами прошлого. Опирающиеся на субъектный опыт, побуждающие к размышлению, обмену идеями, мнениями. Определяя свое отношение к событиям, героям, ситуациям, обучающиеся приобретают навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей. Развивается способность к осознанному чтению. На индивидуальных занятиях используется проблемный подход, основанный на взаимодействии, диалоге, в ходе которого обучающиеся, опираясь на словесный опыт, учатся мыслить, на основе анализа прочитанного взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в диалоге. Хороший эффект дает использование заданий, ориентированных на моделирование ситуаций, в которых обучающийся может «играть роль» персонажа, героя и т. д. Это способствует развитию интереса к прочитанному, а также развитию навыков монологической и диалогической речи.

Литературный текст, безусловно, является труднейшим для восприятия детьми имеющих нарушения слуха. Чтобы работа с литературным произведением оказалась эффективной и результативной, мы учитываем различные факторы. Одним из главных факторов является работа над словарём, пониманием слов вплетённых в контекст. При отборе художественных текстов для использования их на занятиях учитывается уровень подготовки учащихся. Кроме того, важным является и учёт самого текста: не каждый художественный текст подойдёт для работы на занятиях. Поэтому мы перерабатываем тексты для более доступного восприятия его обучающимися.

Алгоритм работы с текстом:

На индивидуальных занятиях-

чтение текста учителем и учеником. Выяснение понимания содержания (по 2-3 вопросам). Повторное чтение текста

Определение последовательности (порядка) картинок в серии с опорой на текст.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Выборочное чтение учителем частей текста к соответствующим картинкам.

Ученик подбирает к картинкам таблички с соответствующим текстом и читает их.

Различение учеником отдельных предложений и словосочетаний из текста.

Беседа о том, кто учится в классе. Кто из них твой друг, подруга.

Чтение текста по частям, оглавление этих частей текста учеником.

Пересказ текста по полученному плану, используя таблички со словарём.

Восприятие части текста учеником на слух с последующим повторением этой части по предложениям. Работа по составлению предложений из текста к подходящим к ним картинкам.

Работая над текстом «Лето пришло» обучающийся воспринимал текст целиком и по абзацам на слух за экраном. Были заданы вопросы по тексту. Предъявлялись слова подкреплённые объяснением с иллюстративным материалом. Значения таких слов как сено, сенокос и стог были объяснены при помощи антонимов и синонимов: трава сочная- срезали траву, стала трава сухая- это сено. Что такое сено?- это сухая трава. Показана картинка косы - что это? Это коса. Траву срезают косой (что делают?) косят. Идёт сенокос-сено-сухая трава, кос-коса-косить, то есть сенокос - косят траву. И так проходит работа над словарем, который разбирается для понимания содержания текста учеником.

Восприятие по предложениям на слух за экраном. Предложения подбирались таким образом, чтобы создавался образец пересказа рассказа.

Послушай предложение и найди его в тексте (за экраном). Обучающийся хорошо понял предъявляемый материал и смысл новых слов. Главную помощь в понимании данного текста сыграла иллюстрация и картинки к отдельным предложениям. Подбор учащимся предложений из текста к картинкам. А также драматизация предложения о покосе. Были использованы в работе и деформированные предложения. Это очень трудный вид работы для обучающихся т. к. в предложенных словах (некоторых из них) надо было ещё изменить и окончание. При выполнении данного вида работы была предложена таблица вопросов.

Работая над содержанием отдельных частей (эпизодов) произведения «Тарас Бульба» мы подобрали материал о смерти Тараса Бульбы и брата полячки. Провели работу над пониманием словосочетаний и фраз. Подобрали синонимы к отдельным словам и словосочетаниям, выполнили грамматические задания. Работая над этими эпизодами, мы составили план и сравнительную таблицу. Ученик провёл параллель между двумя этими трагическими событиями и как описывает их автор. Составив таблицу мы, сделали вывод, что Тарас Бульба настоящий герой это было доказано его поступком и поведением. И личное отношение обучающегося к прочитанному. Были заданы вопросы о прочитанном за экраном. Проведён слуховой диктант труднопроизносимых слов из данных эпизодов.

Работая над текстом, по творчеству Ф. Абрамова мы остановили своё внимание на очерке о биографии Ф. Абрамова. Текст был разобран по предложениям, фразам - параллельно велась работа над пересказом. Опираясь на составленную сравнительную таблицу обучающаяся хорошо ответила на вопросы по тексту, сделала вывод о прочитанном. Главным образом, при отборе текста мы ориентировались на его языковую доступность то есть текст не был перегружен причастными и деепричастными оборотами, большим количеством сложно- составных предложений, архаизмами, выражениями и конструкциями.

На занятии по теме «Поведение людей» мы взяли отрывок из произведения Василия Шукшина «Экзамен». Прежде, чем начать работу над отрывком нами была проведена работа со словарём, а также грамматические, орфографические, лексические упражнения. После прочтения текста были выполнены задания, которые помогли лучше понять смысл прочитанного. Закрепить произношение слов и словосочетаний.

Далее проходила работа над диалогом по тексту. Обсуждение прочитанного, отношение обучающегося к поступку героя. Кто в данной ситуации прав, а если нет, то почему? Также обучающийся составлял предложения с разобранными словами, вставлял пропущенные слова, подходящие по смыслу в предложения.

Таким образом, использование художественного текста на занятиях по РРС и ФПСР является необходимым, с одной стороны, учащиеся знакомятся с разнообразием лексического и грамматического материала, с другой стороны, активизируется их познавательная деятельность и расширяются культурологические знания. Эффективность работы с художественным текстом достигается главным образом путём учёта различных факторов.

Во-первых, текст должен соответствовать уровню языковой подготовки, возрастным особенностям обучающегося.

Во-вторых, язык текста должен быть знаком им, общеупотребителен, не перегружен сложными синтаксическими конструкциями и т.п.

В-третьих, к тесту должны прилагаться различные языковые задания, направленные на развитие всех видов речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо).