«Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком» (А.П.Чехов) (ЕГЭ обществознание). «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком Но важнее - каким быть

12.10.2021

Невозможно всегда быть героем,

Но всегда возможно оставаться человеком. И.Гёте.

Герой нашего времени… Тема, поднятая великим классиком ещё в XIX веке в романе «Герой нашего времени», актуальна и в нашем XXI в. В главном герое Печорине мы найдем черты нынешнего поколения, как, например, индивидуализм, переходящий в эгоцентризм. М.Ю.Лермонтов в свое время обрисовал героя собственного времени, пусть и неоднозначного, но он остался в истории.

В нашем сознании прочно закрепилось, что настоящие подвиги совершались только во время военных действий. Мы помним, какой ценой досталась победа в Великой Отечественной войне! Двадцать миллионов жизней! Их подвиги бессмертны!

А где искать образец героя современному подростку?!

Выражение- в жизни всегда есть место подвигу- известно. А можно ли быть героем в наше время?... Почему нет?! Сегодня геройским поступком можно назвать, если тебя защитили от хулигана. Хотя прежде считалось в порядке вещей заступиться за того, кто слабее и не может сам дать отпор. Паралимпийская олимпиада доказала, что герои есть. Инвалиды, завоевавшие столько медалей, разве они не герои? Мальчишка, который вывел из горящего дома младших братьев, чем не герой? А если прыгнул в воду и спас тонущего? Почему не назвать его героем?

А тот летчик, который своими действиями заставил губернатора извиниться перед пассажирами, задержанного из-за него рейс, и был уволен- он разве не проявил личное мужество на фоне всеобщего раболепства?

А офицер, который гласно вскрыл в своей части коррупцию со стороны командования и был уволен- он тоже не в счёт?

А майор войсковой связи, ценой своей жизни спасший подчиненных ему солдат при взрыве боевой гранаты?

А те солдаты и офицеры на Кавказе, спасающие ценой собственной жизни своих товарищей, мирное население, детей в Беслане во время теракта, во имя только одного- долга и присяги- они, что, не в счёт?

Да, время не перестало рождать героев. Но героизм возможен не только во время войны или в какой-то экстремальной ситуации. Героем вполне можно назвать того, кто в наше время чего-то добился своим трудом, состоялся в профессии, создал крепкую семью, кого почитают и уважают люди.

Конечно, такой человек не получил всё сразу и в один день, а добивался всего своим трудолюбием, усердием, целеустремлённостью.

Героем нашего времени является и мой дедушка Анатолий Иванович. Ему уже 72 года. Но все эти годы он не переставал трудиться.

Он со слезами на глазах вспоминает о нелегких годах голодного военного и послевоенного детства, о большой семье, чудом выжившей, о том, что будучи подростком работал наравне со взрослыми. Дедушка говорит, что именно труд облагораживает человека, делает его по-настоящему счастливым.

У моего деда дружная семья: жена, моя бабушка, с которой он прожил уже 50 лет в любви и согласии, две взрослых дочери, которыми родители всегда гордятся, трое внуков.

А какие у него «золотые руки»! Сам построил дом (он лучший среди других домов улицы), вырастил сад, в котором чего только нет, и,несмотря на возраст, до сих пор ухаживает за не маленьким огородом. Сейчас он на заслуженном отдыхе, но 40 лет отдано им Ярославскому горно-обогатительному комбинату, где он проработал электриком шестого разряда. Имеет почётное звание «Ветеран труда», много грамот и благодарностей.

Так какой же он, герой нашего времени?

Это трудолюбивый, честный, порядочный, ответственный человек, на которого всегда можно положиться, который совершает дела и поступки не ради личной выгоды.

Невозможно всегда быть героем,

но всегда можно оставаться человеком.

Слово «герой» пришло к нам из Древней Греции, оно переводится как «защитник», «хранитель» и этимологически связано с именем богини Геры, покровительницы брака и обетов. В латинском языке это понятие означает «хранить целое», в авестийском «бдить». Герой мифологический, как правило, сын смертной матери и бессмертного отца, как, например, Геракл. Родившись на земле и пройдя множество испытаний, он возвращается к своему божественному отцу, окончательно преодолевая свою смертную земную природу и указывая тем самым путь всему человечеству.

Сегодня мы употребляем слово «герой» в различных смыслах, далёких от начального. Герои труда и войны, герои книжные, театральные и кинематографические… Но в любом случае понятие это хоть и изменилось, но не устарело. Ведь в герое собирается то лучшее и ценное, к чему мы стремимся сами. И по тому, какие у нас герои, можно судить и о нас самих, о тех ценностях, которые нам важны и дороги.

О многих примерах подвига мы узнаем из книг, из военных сводок и рассказов ветеранов. Это, например, подвиг Николая Францевича Гастелло, который был командиром эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка и выполнял 26 июня 1941 года задание, во время чего его бомбардировщик был подбит и загорелся. Тогда он направил горящий самолет на противника. Также это Поляков Сергей Николаевич. Он совершил 42 боевых вылета, нанося точные удары по врагам, уничтожил 42 и повредил 35 самолетов... И таких примеров очень много. Пионеры-герои, Виктор Васильевич Палалихин, Иван Никитович Кожедуб, Алексей Петрович Маресьев, Александр Матвеевич Матросов, среди них есть и женщины: Зоя Космодемьянская, Алия Молдагулова... О героях, защищавших нашу Родину, мы будем помнить всегда.
Казалось бы сейчас мирное время, и подвигу в нашей жизни нет места, но это не так. Нередко, включая телевизор и слушая последние известия, я слышу о людях, совершивших подвиги сегодня, сейчас. Не так давно я услышала историю про мальчика, который посмертно был награждён орденом Мужества.
Эти события произошли 28 ноября 2008 года. Мальчик семи лет Женя Табаков спас свою старшую сестру. Девочка открыла дверь преступнику, представившемуся почтальоном. Он кричал на детей, пригрозил им ножом и набросился на девочку со словами: " Гони деньги!". Мальчик схватил нож и вонзил его в спину преступнику, но тот еще больше разозлился и нанес Жене смертельные удары тем же ножом. Яна - так звали сестру - кинулась к соседям, стуча в дверь, она умоляла вызвать милицию. Разбойник сбежал, но вскоре его нашли... Это был Сергей Кияшко. Позднее рецидивист покончил с собой в одиночной камере, а маленький мальчик Женя умер от восьми колотых ран...
Женя вступился за сестру, не задумываясь. Он действовал смело и мужественно, а ведь ему было всего 7 лет. Это яркий пример того, что и в современном мире не перевелись отважные и решительные люди, и не важно, какого они возраста.

Такие юные герои - это наши ориентиры в жизни! Их немало среди нас.

Из статьи, опубликованной в газете «Аргументы и факты», я узнала о героическом поступке, который совершила юная Юлия Агаджанова из Адыгеи. Вечером 26 октября 2011 года около десяти часов тридцати минут возник пожар на улице Новой в посёлке Северном. Загорелся 4-х квартирный жилой дом. Юлию Агаджанову, ученицу 10 «С» класса школы № 2 города Майкопа, как почти что всех жителей посёлка, занимали обычные домашние заботы.

В тот вечер мы у соседей рассматривали фотографии на цифровом фотоаппарате, - рассказывает Юлия. - Когда услышали крик о помощи, выбежали на улицу. Увидев пожар, я в первую очередь позвонила в службу «01» и вызвала пожарных. В доме по улице Новая 4/3, который был объят пламенем, проживает моя знакомая Романова Ирина, у которой трое детей. Поэтому я сразу же поспешила на помощь. Сначала я не поняла, в чём дело. Но когда увидела горящее окно квартиры Романовых, побежала к ним в дом выяснить, где дети. Двухлетнюю Анжелу я вынесла на руках, двое других, шестилетняя Руслана и восьмилетняя Анна, побежали за мной.

Девочка до приезда пожарных помогала выносить из огня вещи. И это не единственный случай, когда юные герои спасают людей во время пожара.

Пожар в частном жилом доме в поселке Ясашная Алапаевского района произошел 16 марта 2010 года. Горели надворные постройки, потом огонь перекинулся на кровлю. В это время шестеро ребят возвращались домой из школы. Увидев, что происходит, они поспешили на помощь хозяевам, начали выносить ценные вещи и бытовую технику. Внезапно хозяйка, в панике покинувшая дом, вспомнила, что в горящем здании находится ее 73-летний муж, который спит в дальней комнате. Не растерявшись, ребята бросились обратно в полыхающий дом, разбудили спящего и вытащили его на улицу. Школьникам, которые спасли пенсионера на пожаре, вручили путевку в «Орленок» на Всероссийский слет «Юных пожарных» от Свердловского областного отделения ВДПО.

Как сообщает пресс-служба Свердловского областного отделения Всероссийского добровольного пожарного общества, школьники Иван Двоеглазов и Иван Кочегаров получили по мобильному телефону и награде «За доблесть и отвагу на пожаре, а медали «За содействие в борьбе с пожарами» - остальные отличившиеся мальчишки.

В Тулуне хрупкая четырнадцатилетняя девочка совершила подвиг. Спасла ребенка. Мальчик купался в заброшенном карьере вместе с дедушкой. И вдруг они начали тонуть.
Если б не Олеся - быть трагедии. В тот день она с подружками отдыхала на берегу заброшенного карьера. И хотя купаться здесь официально запрещено - в жаркий день как удержаться?
- Поплыла, потом - оборачиваюсь, смотрю - мальчик тонет, и дедушка тоже тонет. Я испугалась за мальчика, схватила его и поплыла обратно, - рассказывает жительница г. Тулуна Олеся Пушмина.

Кстати, свидетелями происшествия стали десятки отдыхающих. Но никто из них не бросился в воду. Олеся Пушмина спасала тонущих в одиночку. Говорит, о том, что ей грозит опасность, даже и не думала.
- А когда я тащила его, мне было тяжело. Дедушка держал его, а мальчик за меня держался. И на меня залазил. Но я не растерялась, сориентировалась, набрала воздуха и вынырнула.
Сотрудники местного МЧС сейчас готовят документы, для того чтобы представить Олесю к правительственной награде. Считают, что она достойна медали «За спасение утопающих».

Подвиг всегда связан со смелостью. Даже в мирные дни, не проявив смелости, мужества, отваги, подвига не совершишь.

Так кто же он, современный юный герой? Это человек, который совершает геройский подвиг, то есть смертельно рискует своей жизнью во имя многих жизней. В такие минуты он не думает о себе. Таких людей надо ценить и возвышать, потому что их не так много.

Я надеюсь, что души людей в наше время не будут "черстветь", а героев наша страна будет помнить!

Разработка ЦБ № 000 им. Ю. Гагарина

«Герой. Кто он?»

Литературно-познавательная беседа

Третий этаж, и четвертый, и пятый...

Вот и последний, пожаром объятый.

Черного дыма висит пелена.

Рвется наружу огонь из окна.

Надо еще подтянуться немножко.

Парень слабея, дополз до окошка,

Встал, задыхаясь в дыму на карниз,

Девочку взял и спускается вниз

П. 4. Чтение отрывка из повести А. Маршалла

"Я умею прыгать через лужи!"

Постепенно костыли сделались частицей моего существа. Руки у меня развились вне всяких пропор­ций с остальными частями тела, особенно крепкими и твердыми стали они под мышками. Кос­тыли мне больше не мешали, и я передвигался на них совершенно свободно.

При ходьбе я применял различные «стили», которым давал названия аллюров. Я умел двигаться ша­гом, рысью, иноходью, галопом. Часто я падал и сильно расшибался, но постепенно научился при падении принимать такое положение, чтобы моя «плохая» нога от этого не пострадала. Все свои падения я разбил на определенные категории и, падая, знал заранее, будет это падение «удачным» или «неудачным». Если костыли скользили, когда я уже вынес тело вперед, то я па­дал на спину, и это был самый «неудачный» тип падения, потому что моя «плохая» нога под­вертывалась и оказывалась подо мной. Это было очень больно, и, падая таким образом, я, чтобы удержаться от слез, колотил руками по земле.

Если же скользил только один костыль или я зацеплялся за камень или корень, то я падал вперед, на руки и никогда не ушибался.

Как бы то ни было, я всегда ходил в синяках, шишках и царапинах, и каждый вечер заставал меня за лечением ушиба или увечья, полученного в течение дня.

Но это меня не огорчало. Я воспринимал эти досадные неприятности как нечто неизбежное и естественное и никогда не связывал их с тем, что я калека, так как по-прежнему вовсе не считал себя калекой.

Я всегда старался идти напрямик, срезал углы, искал самый короткий путь. Я шел напролом через колючие кусты, чтобы не сделать нескольких лишних шагов, обходя их; лез через забор, чтобы избежать небольшого крюка, хотя до калитки было рукой подать.

Нормальный ребенок тратит свою избыточную энергию на всевозможные шалости: скачет, прыгает, кружится, идя по улице, подшибает ногой камешки. Я тоже испытывал эту потребность и, когда шел по дороге, давал себе волю и делал неуклюжие попытки прыгать и скакать, чтобы таким образом выразить хорошее настроение. Взрослые, видя эти неловкие усилия излить охватив­шую меня радость жизни, усматривали в них нечто глубоко трогательное и принимались гля­деть на меня с таким состраданием, что я тотчас же прекращал свои прыжки и, лишь когда они исчезали из виду, возвращался в свой счастливый мир, где не было места их грусти и их боли.

П. 5. Отрывок из повести Д. Крюса "Мой прадедушка, герои и я"

(пересказ и чтение)

В Черногории, стране Черных гор, жил когда-то Блаже Брайович - мальчик с большими черными глазами. Из всех своих сверстников он один умел читать и писать - этому искусству обучил его по его просьбе местный священник. Другие мальчики его возраста мечтали поскорее отрас­тить усы и получить ружье в руки. Отец Блаже, Раде, - человек исполинского роста, плечи­стый и плотный, - которому пистолет и ружье были так же дороги, как курильщику трубка, называл своего сына ягненком. И частенько задавал себе вопрос: «Что же с ним будет, когда придут волки?». Волками он называл таких же черногорцев, как и он, - мужчин из рода, с ко­торым его собственный род находился в постоянной вражде. Мужчины одного рода убивали мужчин другого рода из мести, за убийства, совершенные раньше. Мстить женщинам и детям считалось позором - только убийство мужчины давало право считать, что убитый отмщен. И мужчины гибли один за другим.

Распря продолжалась, и не было никакой надежды, что она когда-нибудь кончится. И Блаже с ужасом думал о том, что, наверно, наступит день, когда ему придется убить ножом или застре­лить из ружья маленького Иво из рода Брайовичей, с которым раньше они часто ловили вместе в ручье форелей. Эта карусель мести его не привлекала.

И потому никто не был так счастлив, как он, когда отец в один прекрасный день объявил, что в следующую пятницу Джурановичи и Брайовичи соберутся на лугу для переговоров о прекра­щении распри.- Как же это случилось, отец? - спросил Блаже, покраснев от радости и волне­ния

Я только посчитал, сколько мужчин еще осталось у нас и сколько у Джурановичей. И понял, что, если не прекратится кровавая распря, оба наши рода скоро вымрут. Поэтому нам нужно отка­заться от мести и заключить мир, хотим мы этого или не хотим. В пятницу мы все соберемся для переговоров. Ты поведешь моего коня.- Хорошо, отец, - ответил Блаже и опять покрас­нел от радости.

Переговоры велись на лугу под крутой скалой. Был полдень..Солнце стояло высоко. Воздух был сух и горяч. Согласно обычаю, сюда явились все: женщины - в черном, дети - в белом, муж­чины - в ярких костюмах и красных жилетах; у некоторых за цветной пояс было заткнуто по два пистолета. Каждая семья соблюдала порядок, предписанный обычаем: глава семьи ехал верхом, старший сын вел коня под уздцы, остальные члены семьи шли пешком вслед за конем. Черного жеребца, на котором сидел его отец вел под уздцы Блаже. Ловко спрыгнув с коня, не­смотря на свои пятьдесят с лишним лет, Раде сел на большой камень. Даже теперь он казался выше всех из своего рода. Время для перемирия было неблагоприятным - оба рода еще опла­кивали убитых. Слишком свежа была еще боль и печаль, а переговоры требовали благоразумия и выдержки. С трудом подавляемая ненависть против убийц могла вспыхнуть каждую секунду. Но Раде, отец Блаже, поборов свой собственный гнев, держал в узде и других. Когда стенания об убитых отцах, мужьях и братьях начали становиться громче, когда оба рода стали обвинять убийц и перечислять погибших, он поднял вверх руку и, дав замолчать и тем и другим, крик­нул:- Мы собрались здесь не для того, чтобы считать мертвых и распалять свой гнев! Мы со­брались, чтобы оба наши рода не зачахли, как трава в засуху. Оглянитесь вокруг! Сколько здесь жен без мужей! Сколько детей без отцов! И у вас и у нас хватит оружия и найдутся еще храб­рецы, у которых не дрогнет рука, чтобы и всех остальных женщин сделать вдовами, а детей - сиротами. Мы хотим заключить мир не из страха и не из слабости, а по здравому размышле­нию. Если прошлое одержит здесь над нами победу и мы заговорим друг с другом не словами, а свинцом, не видать нашим родам будущего! Наши семьи вымрут, и от каждого рода останутся лишь горькие вдовы, проклинающие своих мужей! Блаже не сводил глаз с отца. Он никогда еще не слышал, чтобы тот так говорил. Ему казалось, будто отец, удар за ударом, разбивает тя­желую цепь, которой все они скованы. Многие из собравшихся были благодарны Раде за его речь. И когда он, широко разведя руками, обратился и к тому и к другому роду с призывом: «Кто за мир, встаньте!» - они тут же вскочили на ноги, а за ними поднялись и все остальные. Так стояли рядом Джурановичи и Брайовичи - словно несжатое поле раскинулось под ска­лой.- Да будет мир! - провозгласил Раде, подняв руки.


МБОУ Дединовская ШИСОО

Сочинение-рассуждение на тему

«А герои рядом…»

Ученицы 11 класса

Жуковой Алены

Учитель: Симакова Н.Н.

2016г.

А герои рядом ….

Невозможно всегда быть героем,

но всегда

Можно оставаться человеком.

Иоганн Гете.

Признается, наверное, каждый, что не однажды задумывался над вопросом: «Что такое героизм, кто такой герой?» Много мы слышим в последнее время о том, что герои «перевелись», остались лишь герои прошлых, военных, лет, так как нет войны – неоткуда взяться и героям. Активное обсуждение этого вопроса заставило меня вспомнить один случай и оспорить тех, кто считает, что герои бывают лишь на войне.

Однажды в городском парке мне пришлось услышать разговор мамы с сыном. Ребенок возился возле матери, потом вдруг спросил:

Мам, а герой – это кто?

Герой?.. Ну, это какой-нибудь необычный человек, совершающий подвиги, храбрый, мужественный, смелый. Чаще всего таких людей награждают медалями.

Меня съедало любопытство, что же побудило мальчика задать этот вопрос. Пренебрегая правилами приличия, я оглянулась: на скамейке сидела молодая женщина, на ее коленях лежала книга - М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». «Понятно»,- подумала я, - наверное, недавно научился читать, решил блеснуть».

Но мальчик, на вид лет шести-семи, не унимался:

Получается, герои бывают только на войне?

Не только. Героем можно назвать любого человека, который совершил добрый, мужественный поступок и в мирное время.

Тогда мой друг Сашка тоже герой. Он залез на огро-о-омное дерево и помог спуститься маленькому котенку.

О да! Твой Сашка, несомненно, герой!! – съехидничала мать.

Жалко было его!.. Знаешь, как он мяукал?..

Кто? Сашка? – женщина громко расхохоталась, что заставило меня оглянуться второй раз – на ее лице я увидела самодовольство, оно словно говорило: «Вот как я умею шутить!»

Весело было всем. Как в анекдоте. Мама блистательно «срезала» детскую любознательность и желание расширить кругозор.

Это я все вспомнила сейчас, когда был затронут вопрос о смысле слова «герой», но уже тогда, когда я была маленькой девочкой, я поняла: мама говорила все правильно, но что-то было не так… Спустя годы стало ясно, ЧТО именно было не так и почему меня так сильно впечатлил этот диалог. Я очень хотела тогда, чтобы мать отнеслась к поступку друга своего сына серьезнее и сказала: «Я согласна, твой Сашка - самый настоящий герой! Не всякий отважится на спасение котенка».

А ведь ребенок прав! Мы привыкли называть героями людей, совершивших подвиг во имя Отечества. Чем не герой маленький храбрый человек Сашка, который, забыв про опасность и наказания отца не лазить по деревьям, совершает столь благородный поступок?? Несомненно, герой! Пусть ВО ИМЯ КОШКИ, пусть пока маленький. Именно из подобных Сашек вырастает настоящий героизм, так как он родом из детства.

По моему мнению, на понятие геройства нужно смотреть шире, ведь, если приглядеться, герои - рядом, но не все их могут увидеть, понять и оценить, как не оценила мама мальчика в парке, хотя утверждала, что героем может любой человек, совершивший добрый, мужественный поступок.

Так какими же качествами должен обладать герой? Безусловно, он должен владеть такими чертами, как честностью, храбростью, мужеством, чуткостью, мудростью, бескорыстием и, конечно, умением заботиться о близких, а иногда отдавать свою жизнь ради их спасения или благополучия, то есть всеми качествами высоконравственного человека.

Разве нельзя назвать героиней женщину-мать? Кто бросится спасать ребенка в первую очередь, в какую бы ситуацию он ни попал? Кто с самого рождения заботится о нем, оберегает от тревог и невзгод, ухаживает и воспитывает, забыв про усталость? Трудно представить, какой силой должен обладать слабый пол , неся на своих плечах все тяготы воспитания. Вспомните, что пережила страна в страшное утро 1 сентября 2004 года. В тот день большинство погибших были женщины. Мамы привели детей в школу в Беслане, мамы, не выдержав, бросались на террористов, мамы закрывали телами детей. И своих, и чужих. Самоотверженная материнская любовь – это не подвиг ли?? А сколько мучительных испытаний проходит Ниловна, героиня романа М. Горького «Мать»? Узнав о политической позиции сына Павла, Пелагея Ниловна из женщины-матери становится женщиной-борцом, способной на все, чтобы защитить сына и развить его дело. Она становится другом его идейных товарищей, принимает их взгляды, помогает во всем, при этом болезненно переживая опасность, угрожающую Павлу и его единомышленникам.

Герой… Часто мы его не замечаем, а он рядом, он везде.

Как-то я видела, как беспомощная бабушка стояла посреди шоссе, отчаянно озираясь на поток машин, мчавшихся с бешеной скоростью. Понятно дело, что переходила она дорогу в неположенном для пешеходов месте. Но откуда бабуле знать, где безопаснее и ближе пройти к больнице? Она была настолько напугана и растерянна, что мне невольно захотелось ей помочь. Вдруг одна машина резко затормозила, и водитель совершает совершенно не предсказуемое: разворачивает машину поперек дороги, преградив таким образом движение, выходит, берет ошеломленную бабушку под руку, переводит через дорогу и, раскланявшись другим водителям, мол, простите-извините, уезжает. Разве не геройство совершил этот чуткий водитель? Безусловно! Поразило другое: молодая женщина позади меня язвительно прошептала: «Ну, прямо герой…»

Вопрос, который мучает меня с тех пор: «Как зарождается в нас чувство героизма? Почему не у всех?». Значит кто-то забыл сказать той молодой женщине, как важно в мире добро, и «Мастера и Маргариту», где Иешуа проповедует добро и считает его истиной человечества, она не читала – не было у нее подобного жизненного урока на момент становления ее личности.

Размышления о геройстве привели меня к выводу: литература учит понимать нас, «что такое хорошо, и что такое плохо». В детстве мы подражаем персонажам сказок, в юном возрасте – героям художественных произведений писателей-классиков. Попробуй не восхищаться Наташей Ростовой, когда она освобождает подводы, нагруженные домашним ценным скарбом (хрусталем, книгами, коврами, дорогой одеждой и прочим) и отдает их раненым. Не только этот поступок заслуживает уважения читателей. Сколько мужества, выдержки и упорства требовалось героине, чтобы ухаживать за ранеными солдатами. Вся красота ее от того, что она выросла в атмосфере духовной чистоты, добра и взаимопонимания.

Место для под подвига есть всегда, в какое бы время мы ни жили. Примеров героизма можно привести тысячи. Не хочется верить, что современные люди так сильно измельчали, что в приоритете сейчас у всех материальные ценности, что не осталось больше истинных героев с широкой душой. Герои есть. Надо научить нас их видеть. Именно поэтому следует чаще поднимать вопрос о том, кто для нас является героем, кому нам подражать и считать идеалом человека. И конечно же, сформировать в ребенке все качества героя – это задача взрослых, ведь недаром сказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства».

Я не знаю, каким вырос тот мальчик, которого я встретила с мамой в парке, но сдается мне, что мать, не придавшая значения отважному поступку Сашки, возможно, убила в своем ребенке умение увидеть подвиг и подражать такой смелости. Хочется верить, что мальчик остался верен своим убеждениям и по жизни пошел с твердой мыслью: «Сашка все-таки герой, и я БУДУ таким же!»

В русском народе говорят: «Жизнь прожить — не поле перейти», тем самым подчеркивая, насколько непростой является человеческая жизнь, насколько сложными мо-гут оказаться ее крутые повороты. И на каждом из таких поворотов человек может попадать в ситуации, когда потребуются волевые качества характера — смелость, решительность, отвага и мужество.

Да, всегда легче говорить, чем делать. И нельзя не согласиться с утверждением «сколько есть людей, столько есть характеров». А значит, и разных жизней, и разных судеб. Между тем, жизнь человека так коротка, что про-жить ее хочется как можно лучше, ярче, интереснее. Или, как говорит классик, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Каждый человек идет по жизни своей дорогой. Но в конце этого пути не каждый осмеливается оглянуться на-зад, чтобы увидеть, какие «следы» он оставил на земле.

У И. Талькова есть замечательная баллада, ставшая пес-ней. В ней рассказывается о том, как во время Граж-данской войны «бывший подъесаул уходил воевать» «за на-родную власть». И хотя эта война велась «со своим же народом», он был твердо убежден, что «так надо». Не вняв ни проклятиям отца, ни неодобрительному молчанию брата, ни тихому плачу жены, бывший подъесаул ушел из дому. Он «преуспел на войне и закончил ее на посту ко-мандарма». Но в конце концов судный день наступил и для него. Ведь природа мудра, и Всевышнего глаз Видит каждый наш шаг на тернистой дороге; Наступает момент, когда каждый из нас У последней черты вспоминает о Боге.

Вспомнил и командарм о проклятьи отца, И как Божий наказ у реки не послушал… Тогда щелкнул затвор, и девять граммов свинца Отпустили на суд его грешную душу…

В наше суетливое время часто забывают и о морали, и о нравственных принципах. Их заменяют деловой хваткой, умением получать прибыль и богатеть, заботясь прежде все-го о себе. Конечно, «невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком», — говорил Гёте.

В конце 60-х годов XX века. В. Высоцкий написал стихот-ворение, которое называется «Я не люблю». В нем есть строки, которыми он выразил свое отношение к обесцени-ванию морали и человечности, происходившему у него на глазах:

Досадно мне, коль слово «честь» забыто И коль в чести наветы за глаза.

У известного российского писателя А. Иванова есть за-мечательная повесть «Жизнь на грешной земле». События, описанные в ней, происходят в годы правления Сталина. Парень и девушка не чают души друг в друге. Влюбленная пара готовится к свадьбе. Но вот появляется в их поселке молодой красивый парень, который только что отслужил в армии. Девушка приглянулась ему, и он изо всех сил ста-рается расстроить ее отношения с любимым. И когда ему это не удается, он ночью поджигает колхозные скирды, устраивая все так, чтобы вина непременно пала на любимого парня девушки.

Проведя почти два десятка лет в лагерях, парень с по-дорванным здоровьем возвращается в родной поселок. Здесь он узнает, что девушка все-таки вышла замуж за его со-перника. Еще в лагерях парень понял, кто и почему заса-дил его за решетку. И долгие годы в заключении он меч-тал только о том, чтобы отомстить человеку, который сломал его жизнь. Именно жажда мести придавала ему сил и энергии в заключении, когда он оказывался на гра-ни между жизнью и смертью. Но постепенно парень — теперь уже пожилой слабый мужчина — понимает, что жизнь уже за него наказала обидчика — пьянством, бо-лезнями, несчастливой семейной жизнью.

Однажды ранним зимним утром мужчина выходит на рыбалку. В предутреннем мраке он еще издали заметил темный силуэт на льду реки. И когда он приблизился, то увидел своего обидчика. Тот проделывал лунку и прова-лился под лед.

Поблизости не было ни одной живой души. Одним дви-жением руки мужчина мог отправить своего обидчика под лед. Но вместо этого он снимает ремень, обвязывает вок-руг кисти, а другой конец бросает утопающему. Рассуж-дая о душевном борении своего героя в эту минуту, писа-тель делает вывод: «Да-а, люди-человеки… Много на зем-ле всяких живых тварей, а красивше человека нету, с разумом потому что, с сознанием». Материал с сайта

Мне кажется, что подобные истории должны учить каж-дого человека тому, каким быть. Ведь нас с детства учат любить людей, быть добрыми и отзывчивыми, мужествен-ными и благородными, быть хорошим сыном или хорошей дочерью для своих родителей, патриотом своей Родины. Но далеко не каждый из нас становится настоящим чело-веком. Надо уметь ценить жизнь. Надо, как говорил Л. Толстой, жить, а не учиться жить.

Мы живем на Земле один раз, и жизнь наша будет долгой, если мы сумеем понять ее смысл, сумеем оставить на земле творения рук своих. Как говорил А. Чехов, «жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмыслен-но, красиво. Хочется играть видную, самостоятельную, благородную роль, хочется делать историю…». Так жить хотел бы каждый, но это зависит от самого человека. Кем бы ты ни был, чем бы ты ни занимался, если твое дело не озарено любовью к людям, если заботы твои замкнуты толь-ко на тебе самом, ты не будешь счастлив. Может быть, твое дело даст тебе деньги, славу, гордость и довольство собой, но среди всего этого не будет одного — счастья…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему каким быть к совету шукшин
  • важливо ким бути, а ще быльше яким бути
  • сочинение на тему каким быть?
  • сочинение на тему что важнее кем быть или каким быть?
  • кем быть? каким быть? эссе