Крупные химические аварии 21 века в мире. Крупные химические аварии на территории рф

11.03.2020

14 ноября на заводе "Ависма" в городе Березники Пермского края произошла авария, в результате которой погибли трое мужчин, был госпитализирован 21 человек. Изначально сообщалось, что на заводе произошел выброс хлора. Однако, по данным МЧС, люди погибли , его состав начало устанавливать следствие. Причиной аварии на предприятии стало проведение работ при неработающем вентиляторе.

4 июля на предприятии по производству полимеров "Девон" в поселке Левашово Выборгского района Санкт‑Петербурга произошел . Пострадали три человека.

12 июня в Москве на хладокомбинате произошла объемом один литр. На момент утечки химического вещества на хладокомбинате находились 12 сотрудников, все они были эвакуированы. Пострадавших нет.

27 мая в Москве на плодоовощной базе, расположенной на Кавказском бульваре, произошла , используемого при производстве парфюмерии и аэрозолей, а также в холодильных установках и для тушения пожаров на опасных объектах. В результате аварии пострадали четыре человека.

19 мая в Кургане тридцать литров на местном фармацевтическом комбинате "Синтез" в цехе №1, в корпусе по производству синтетического антибиотика. Разлив произошел на площади 10 квадратных метров. Пострадали три человека.

17 мая на химическом заводе "Корунд", расположенном в городе Дзержинск Нижегородской области. Интоксикацию хлором получил один человек, который был отправлен в стационар, семерым, обратившимся с недомоганием, была оказана помощь на месте.

20 марта в селе Самарское Азовского района Ростовской области в частном цехе по фасовке и рафинированию подсолнечного масла произошел . В результате ЧП одна из женщин‑рабочих скончалась на месте происшествия, вторая — в медицинском учреждении.
Восемь человек после отравления.

6 февраля произошла на станции Болотная в Новосибирской области. Из цистерны вместимостью 52 тонны вытекла одна четверть жидкости, часть гидрата аммиака вытекла по пути следования. Протекающая цистерна прибыла в составе грузового поезда со станции Химзаводская Куйбышевской железной дороги и направлялась на станцию Братск Восточно‑Сибирской железной дороги. Цистерну сразу отцепили и переставили в тупик. Разлив гидрата аммиака на железнодорожной станции не повлиял на график движения пассажирских и грузовых поездов.

2011

11 декабря утечка аммиака произошла в одном из цехов Белорецкого металлургического комбината. . Площадь разлива составила 15 квадратных метров. С места происшествия были эвакуированы 15 рабочих, пострадавших среди них не оказалось.

1 ноября автоцистерна, перевозившая аммиачную воду, перевернулась в районе села Красносвободное Тамбовского района. В автоцистерне перевозился 26‑процентный раствор аммиака, который используется для изготовления удобрений и практически безопасен. Из 12 тонн . Пожарные водой смыли разлитый раствор, а спасатели загерметизировали горловину цистерны.

В ночь на 1 сентября на станции "Челябинск‑Главный" было зафиксировано задымление в одном из вагонов. При проверке был обнаружен вагон с бромом в стеклянной таре, где несколько бутылок разбилось. Вагон был оперативно вывезен со станции в специально отведенное место, где было выставлено оцепление. В тот же день днем была полностью ликвидирована. Согласно данным Следственного комитета (СК), в результате выброса паров брома пострадали 132 человека, из которых 50 были госпитализированы.

20 июля в пункте приема цветных металлов в Кировском районе Перми произошел . ЧП произошло после того, как в пункте приема металлов начали вскрывать привезенные на сдачу баллоны. Были госпитализированы 29 человек.

10 июня выброс аммиака произошел в Великом Новгороде. На ОАО "Хладокомбинат" произошел . За медпомощью обратились 14 человек. Признаков отравления аммиаком обнаружено не было. Причиной происшествия явилась ошибка оператора ОАО "Хладокомбинат", подавшего аммиак в неэксплуатируемый ветхий трубопровод.

27 апреля произошел на ОАО "Химпром" в Новочебоксарске (Чувашия). В результате пятеро работников предприятия получили отравления различной степени тяжести. На энергосетях предприятия упало напряжение, что привело к отключению электроустановок и их остановке в корпусе 411 цеха электролиза, произошла авария с выделением электрохлоргаза в зал электролиза и производственного помещения корпуса.
Спустя несколько часов следом за одной аварией с выбросом хлора на предприятии произошла и другая. Около 01.25 мск 28 апреля при последующей проверке оборудования и подаче тепловой нагрузки на серию электролизеров предприятия произошла разгерметизация одного из них, в результате чего произошла повторная локальная загазованность хлором в зале электролиза.

2010

22 ноября произошел на хладокомбинате на севере Москвы. Во время проведения ремонтных работ на территории хладокомбината, расположенного по адресу: Ленинградское шоссе, дом 69, разгерметизировалась 10‑миллиметровая труба, по которой проходит аммиак. Автоматическая защита перекрыла подачу аммиака. Люди были эвакуированы, пострадавших нет. Облако опасных не вышло за пределы территории предприятия.

21 октября в Екатеринбурге на газораспределительной станции №1 (расположена в лесопарковой зоне поселка Калиновка) произошел выброс химического вещества одоранта , которое ветром отнесло в сторону Калиновки и города Березовский. Специалисты обнаружили и перекрыли место утечки, а также произвели нейтрализацию одоранта в почве раствором марганца. Угрозы для людей нет.

13 августа в Свердловской области в химическом цехе ЗАО "Туринский целлюлозно‑бумажный завод" произошло групповое острое профессиональное отравление хлором вследствие разлива гипохлорита натрия при нарушении технологического процесса. Четверо пострадавших были госпитализированы.

В ночь с 14 на 15 февраля в городе Краснокамске (Пермский край) ЗАО "Промхимпермь" производило перелив растворителя, в результате чего произошла утечка этого вещества. При выполнении этой работы порвался шланг, и на площадку пролилось два кубических метра растворителя , который по уклону через канализационный коллектор ушел на очистные сооружения ООО "Йодобром", а дальше — в Воткинское водохранилище. В результате свыше 50 тысяч человек на несколько дней остались без воды, поскольку из‑за аварии водоснабжения в городе было отключено.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

14 ноября на заводе "Ависма" в городе Березники Пермского края произошла авария, в результате которой погибли трое мужчин, был госпитализирован 21 человек. Изначально сообщалось, что на заводе произошел выброс хлора. Однако, по данным МЧС, люди погибли , его состав начало устанавливать следствие. Причиной аварии на предприятии стало проведение работ при неработающем вентиляторе.

4 июля на предприятии по производству полимеров "Девон" в поселке Левашово Выборгского района Санкт‑Петербурга произошел . Пострадали три человека.

12 июня в Москве на хладокомбинате произошла объемом один литр. На момент утечки химического вещества на хладокомбинате находились 12 сотрудников, все они были эвакуированы. Пострадавших нет.

27 мая в Москве на плодоовощной базе, расположенной на Кавказском бульваре, произошла , используемого при производстве парфюмерии и аэрозолей, а также в холодильных установках и для тушения пожаров на опасных объектах. В результате аварии пострадали четыре человека.

19 мая в Кургане тридцать литров на местном фармацевтическом комбинате "Синтез" в цехе №1, в корпусе по производству синтетического антибиотика. Разлив произошел на площади 10 квадратных метров. Пострадали три человека.

17 мая на химическом заводе "Корунд", расположенном в городе Дзержинск Нижегородской области. Интоксикацию хлором получил один человек, который был отправлен в стационар, семерым, обратившимся с недомоганием, была оказана помощь на месте.

20 марта в селе Самарское Азовского района Ростовской области в частном цехе по фасовке и рафинированию подсолнечного масла произошел . В результате ЧП одна из женщин‑рабочих скончалась на месте происшествия, вторая — в медицинском учреждении.
Восемь человек после отравления.

6 февраля произошла на станции Болотная в Новосибирской области. Из цистерны вместимостью 52 тонны вытекла одна четверть жидкости, часть гидрата аммиака вытекла по пути следования. Протекающая цистерна прибыла в составе грузового поезда со станции Химзаводская Куйбышевской железной дороги и направлялась на станцию Братск Восточно‑Сибирской железной дороги. Цистерну сразу отцепили и переставили в тупик. Разлив гидрата аммиака на железнодорожной станции не повлиял на график движения пассажирских и грузовых поездов.

2011

11 декабря утечка аммиака произошла в одном из цехов Белорецкого металлургического комбината. . Площадь разлива составила 15 квадратных метров. С места происшествия были эвакуированы 15 рабочих, пострадавших среди них не оказалось.

1 ноября автоцистерна, перевозившая аммиачную воду, перевернулась в районе села Красносвободное Тамбовского района. В автоцистерне перевозился 26‑процентный раствор аммиака, который используется для изготовления удобрений и практически безопасен. Из 12 тонн . Пожарные водой смыли разлитый раствор, а спасатели загерметизировали горловину цистерны.

В ночь на 1 сентября на станции "Челябинск‑Главный" было зафиксировано задымление в одном из вагонов. При проверке был обнаружен вагон с бромом в стеклянной таре, где несколько бутылок разбилось. Вагон был оперативно вывезен со станции в специально отведенное место, где было выставлено оцепление. В тот же день днем была полностью ликвидирована. Согласно данным Следственного комитета (СК), в результате выброса паров брома пострадали 132 человека, из которых 50 были госпитализированы.

20 июля в пункте приема цветных металлов в Кировском районе Перми произошел . ЧП произошло после того, как в пункте приема металлов начали вскрывать привезенные на сдачу баллоны. Были госпитализированы 29 человек.

10 июня выброс аммиака произошел в Великом Новгороде. На ОАО "Хладокомбинат" произошел . За медпомощью обратились 14 человек. Признаков отравления аммиаком обнаружено не было. Причиной происшествия явилась ошибка оператора ОАО "Хладокомбинат", подавшего аммиак в неэксплуатируемый ветхий трубопровод.

27 апреля произошел на ОАО "Химпром" в Новочебоксарске (Чувашия). В результате пятеро работников предприятия получили отравления различной степени тяжести. На энергосетях предприятия упало напряжение, что привело к отключению электроустановок и их остановке в корпусе 411 цеха электролиза, произошла авария с выделением электрохлоргаза в зал электролиза и производственного помещения корпуса.
Спустя несколько часов следом за одной аварией с выбросом хлора на предприятии произошла и другая. Около 01.25 мск 28 апреля при последующей проверке оборудования и подаче тепловой нагрузки на серию электролизеров предприятия произошла разгерметизация одного из них, в результате чего произошла повторная локальная загазованность хлором в зале электролиза.

2010

22 ноября произошел на хладокомбинате на севере Москвы. Во время проведения ремонтных работ на территории хладокомбината, расположенного по адресу: Ленинградское шоссе, дом 69, разгерметизировалась 10‑миллиметровая труба, по которой проходит аммиак. Автоматическая защита перекрыла подачу аммиака. Люди были эвакуированы, пострадавших нет. Облако опасных не вышло за пределы территории предприятия.

21 октября в Екатеринбурге на газораспределительной станции №1 (расположена в лесопарковой зоне поселка Калиновка) произошел выброс химического вещества одоранта , которое ветром отнесло в сторону Калиновки и города Березовский. Специалисты обнаружили и перекрыли место утечки, а также произвели нейтрализацию одоранта в почве раствором марганца. Угрозы для людей нет.

13 августа в Свердловской области в химическом цехе ЗАО "Туринский целлюлозно‑бумажный завод" произошло групповое острое профессиональное отравление хлором вследствие разлива гипохлорита натрия при нарушении технологического процесса. Четверо пострадавших были госпитализированы.

В ночь с 14 на 15 февраля в городе Краснокамске (Пермский край) ЗАО "Промхимпермь" производило перелив растворителя, в результате чего произошла утечка этого вещества. При выполнении этой работы порвался шланг, и на площадку пролилось два кубических метра растворителя , который по уклону через канализационный коллектор ушел на очистные сооружения ООО "Йодобром", а дальше — в Воткинское водохранилище. В результате свыше 50 тысяч человек на несколько дней остались без воды, поскольку из‑за аварии водоснабжения в городе было отключено.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


Ужасно осознавать, сколько зла сделал сам себе человек и планете, на которой он живет. Большинство вреда принесли большие индустриальные корпорации, которые не задумываются об уровне опасности деятельности, стремясь получить прибыль. А особенно страшно то, что катастрофы произошли и в результате испытаний различного вида оружия, в том числе и ядерного. Предлагаем 15 самых больших катастроф в мире по вине человека.

15. Кастл Бра́во (1 марта 1954)


Соединенные Штаты в марте 1954 года произвели испытательный взрыв ядерного оружия в атолле Бикини, расположенного возле Маршальских островов. Он был в тысячу раз мощнее взрыва на Хиросиме, Япония. Это было частью эксперимента правительства США. Ущерб, нанесенный взрывом, был катастрофическим для окружающей среды на площади 11265.41 км2. Было уничтожено 655 представителей фауны.

14. Бедствие в Севесо (10 июля 1976)


Промышленная катастрофа недалеко от Милана, Италия, произошла в результате выброса в окружающую среду токсических химических веществ. Во время производственного цикла при получении трихлорфенола опасное облако вредных соединений попало в атмосферу. Выброс мгновенно подействовал губительно на флору и фауну прилежащей к заводу территории. Предприятие в течении 10 дней скрывало факт утечки химических веществ. Случаи заболевания раком возросли, что было доказано впоследствии исследованиями мертвых животных. У жителей маленького города Севесо стали возникать нередкие случаи сердечных патологий, респираторных заболеваний.


Расплавление части ядерного реактора на Трехмильном острове, Пенсильвания, США, привело к выбросу в окружающую среду неизвестного количества радиоактивных газов и йода. Авария произошла вследствие ряда ошибок персонала и механических неполадок. Много спорили о масштабе загрязнений, но официальные органы утаивали конкретные цифры, чтобы не поднимать панику. Они утверждали, что выброс был незначительный и не мог нанести вред флоре и фауне. Однако в 1997 году данные изучили повторно, и был сделан вывод, что у тех, кто жил вблизи реактора в10 раз больше имели место проявления рака и лейкемии, чем у других.

12. Выброс нефти из танкера Эксон Валдес (24 марта 1989)




В результате аварии на танкере компании «Эксон Вальдес» в океан в районе Аляски попало огромное количество нефти, что привело к загрязнению 2092,15 км береговой линии. Как следствие, был нанесен непоправимый вред экосистеме. И на сегодняшний день она не восстановлена. В 2010 году правительство США заявило, что вред был нанесен 32 видам дикой природы и, только, 13 видов удалось восстановить. Не смогли восстановить подвид касаток и тихоокеанской сельди.


Взрыв и затопление нефтяной платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе на месторождении Макондо привело к тому, что произошла утечка нефти и газа в объеме 4.9 млн баррелей. По словам ученым, эта авария стала самой крупной в истории США и унесла 11 жизней работников платформы. Вред был нанесен и обитателя океана. До сих пор отмечают нарушения экосистемы залива.

10. Бедствие Лав-Канал (1978)


В Ниагара-Фоллз, штат Нью-Йорк, около сотни домов и местная школа были построены на месте свалки промышленных и химических отходов. Со временем химикаты просочились в верхние слои почвы и воду. Люди начали замечать, что возле домов появляются какие-то чёрные болотистые пятна. Когда сделали анализ, то обнаружили содержание восьмидесяти двух химических соединений, одиннадцать из которых были канцерогенными веществами. Среди заболеваний жителей Лав-канала стали появляться такие серьёзные болезни, как лейкемия, а у 98 семей родились дети с серьезными патологиями..

9. Химическое загрязнение Аннистона, Алабама (1929-1971)


В Аннистоне в районе, где сельскохозяйственный и биотехнологический гигант Монсанто впервые произвёл вещества, вызывающие онкозаболевания, по непонятным причинам произошел их выброс в реку Сноу Крик. Население Аннистона сильно пострадало. В результате воздействия повысился процент заболеваний диабетом и другими патологиями. В 2002 году Монсанто выплатил 700 млн долларов компенсации за ущерб и спасательные работы..


Во время военного конфликта в Персидском заливе в Кувейте Саддам Хусейн поджёг 600 нефтяных скважин, чтобы создать ядовитую дымовую завесу на целых 10 месяцев. Считается, что ежедневно сгорало от 600 до 800 тонн нефти. Около пяти процентов территории Кувейта было покрыто копотью, домашний скот умирал от болезней лёгких, а в стране увеличилось число заболевших раком.

7. Взрыв на химическом заводе Цзылинь (13 ноября 2005)


На химическом заводе Цзылинь прогремели несколько мощных взрывов. В окружающую среду было выброшено огромное количество бензола и нитробензола, который обладает губительным токсическим эффектом. Бедствие привело к смерти шести человек и ранению семидесяти.

6. Загрязнение Таймс-Бич, Миссури (декабрь, 1982)


Распыление нефти, содержащей токсичный диоксин, привело к полному разрушению небольшого города в Миссури. Метод применялся как альтернатива орошению, чтобы сбить пыль с дорог. Положение дел ухудшилось, когда в результате подтопления города водами реки Мерэмек, токсичная нефть распространилась по всему побережью. Жители подверглись воздействию диоксина и сообщали о проблемах с иммунитетом и мышцами.


В течение пяти дней дым от угольного горения и фабричных выбросов накрывал Лондон плотным слоем. Дело в том, что наступила холодная погода и жители массово начали топить печки углем, чтобы согреть дома. Сочетание производственных и общественных выбросов в атмосферу привело к густому туману и плохой видимости, а 12000 человек умерли от вдыхания токсичных испарений.

4. Отравление залива Минамата, Япония (1950-е)


За 37 лет производства пластмасс нефтехимическая компания Chisso Corporation сбросила 27 тонн металртути в воды залива Минамата. Так как жители его использовали для ловли рыбы, не зная о сливах химических веществ, то отравленная ртутью рыба нанесла серьёзный ущерб здоровью младенцам, родившимся у матерей, которые употребляли рыбу из Минамата в пищу, и убила больше 900 человек в регионе.

3. Бедствие Бхопала (2 декабря 1984)

О радиационном заражении в результате аварии ядерного реактора и пожаре на Чернобыльской атомной станции на Украине знает весь мир. Ее назвали самой ужасной катастрофой на атомной электростанции в истории. Около миллиона человек умерли из-за последствий ядерной катастрофы, главным образом от рака и из-за воздействия высокого уровня радиации.


После 9-балльного землетрясения и цунами, которые обрушились на Японию, ядерная установка Фукусимы Daiichi осталась без электроснабжения и потеряла способность охлаждать реакторы с атомным топливом. Это привело к радиоактивному заражению большой территории и акватории. Около двухсот тысяч жителей были эвакуированы из-за боязни возникновения тяжёлых заболеваний в результате облучения. Катастрофа еще раз заставила ученых задуматься об опасности атомной энергии и необходимости разработки

17 января произошла химическая авария на заводе в городе Брюль в немецкой федеральной земле Северный Рейн - Вестфалия. В результате химической реакции . Пострадали 39 человек, из пострадавших были госпитализированы 16 человек. С завода, производящего оборудование для обеспечения безопасности, эвакуировали около 300 человек.

В ночь на 12 января в результате аварии с участием автоцистерны в уезде Лисин (Китай) . Более 24 тонн сжиженного газа вылилось на трассу, проходящую по территории небольшого селения. В интересах безопасности около тысячи жителей китайской провинции Аньхуэй были эвакуированы.

2 ноября 2011 года стало известно, что произошел в реку Секисовка в Восточно‑Казахстанской области. По информации МЧС, в представленном после сброса промышленных сточных вод образце воды из реки Секисовка ПДК цианида превышал в 516 раз.

В ночь на 1 сентября 2011 года на станции "Челябинск‑Главный" было зафиксировано задымление в одном из вагонов. При проверке был обнаружен вагон с бромом в стеклянной таре, где несколько бутылок разбились. Вагон был оперативно вывезен со станции в специально отведенное место, где было выставлено оцепление. В тот же день днем утечка брома была полностью ликвидирована. Проведенные замеры показали, что превышения предельно допустимой концентрации опасных веществ в воздухе нет. Согласно данным Следственного комитета (СК), из которых 50 были госпитализированы.

27 августа стало известно, что в немецком городке Маркт Индерсдорф в Баварии. В бассейне проходил курс по обучению плаванию для родителей с детьми. Из‑за технической неисправности в системе произошел резкий выброс хлора в воздух помещения. Посетители немедленно покинули бассейн и вызвали полицию. В больницу были отправлены 17 человек, включая одного сотрудника бассейна.

20 июля в пункте приема цветных металлов в Кировском районе Перми . ЧП произошло после того, как в пункте приема металлов начали вскрывать привезенные на сдачу баллоны. Были госпитализированы 29 человек.

11 июля близ городка Дебелец в Болгарии произошла авария, в результате которой перевернулась автоцистерна из Турции. Из цистерны , пары которого являются токсичными. Не менее 2,5 тысячи человек были эвакуированы, о пострадавших не сообщалось.

27 июня в штате Арканзас (США) на перерабатывающем заводе Tyson Foods ‑ американской пищевой компании, крупнейшем в мире производителя мяса ‑ более 170 рабочих . Инцидент произошел в городе Спрингдейл, где, помимо завода, располагается штаб‑квартира Tyson Foods.

По данным издания Forbes, пары хлора возникли на предприятии из‑за случайного смешения различных химикатов ‑ в это время на заводе находились около 600 сотрудников. В местные госпитали были доставлены 173 человека.

10 июня выброс аммиака произошел в Великом Новгороде. На ОАО "Хладокомбинат" на клапане избыточного давления произошел хлопок. В результате . За медпомощью обратились 14 человек. Признаков отравления аммиаком не обнаружено. Причиной происшествия явилась ошибка оператора ОАО "Хладокомбинат", подавшего аммиак в неэксплуатируемый ветхий трубопровод.

20 мая на юго‑западе Германии в районе железнодорожной станции Мюльхайм сошёл с рельсов товарный поезд, перевозивший химикаты из города Кёльна через Швейцарию в итальянский город Галларате. В результате крушения поезда . Из‑за разлива опасных веществ в радиусе 500 метров от места крушения поезда была произведена полная эвакуация людей. Временно было закрыто движение по одной из самых оживлённых железнодорожных веток между Германией и Швейцарией.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

Порой оценить масштабы той или иной мировой катастрофы достаточно сложно, ведь последствия некоторых из них могут проявляться спустя много лет после самого происшествия.

В данной статье мы представим 13 самых страшных катастроф мира. Среди них - происшествия, которые происходили на воде, в воздухе, и на земле, по вине человека и по не зависящим от него причинам, широко известные и такие, о которых знает не очень большой круг людей.

Крушение суперлайнера «Титаник»

Дата/время : 14.04.1912 - 15.04.1912

Первичные жертвы : не менее 1,5 тыс человек

Вторичные жертвы : неизвестно

Британский суперлайнер «Титаник», который называли «самым роскошным кораблем» своего времени и «непотопляемым», приобрел мировую известность. К сожалению - печальную. В ночь с 14 на 15 апреля в ходе своего первого рейса суперлайнер столкнулся с айсбергом и пошел ко дну через два с лишним часа. Катастрофа сопровождалась многочисленными жертвами среди пассажиров и экипажа.

10 апреля 1912 года лайнер вышел в свой последний рейс из порта Саутгемптон в американский Нью-Йорк, имея на борту почти 2,5 тысячи человек - пассажиров и членов экипажа. Одной из причин катастрофы стало то, что на пути следования лайнера оказалась напряженная ледовая обстановка, однако капитан «Титаника» Эдвард Смит почему-то не придал этому значения даже после получения многочисленных предупреждений о плавающих айсбергах от других кораблей. Лайнер двигался почти на предельной для себя скорости (21-22 узла); есть версия, что Смит выполнял неофициальное требование компании «Уайт Стар Лайн», владевшей «Титаником» - в первом же рейсе получить «Голубую ленту Атлантики», приз за самое быстрое пересечение океана.

Поздней ночью 14 апреля суперлайнер столкнулся с айсбергом. Ледяная глыба, которую вовремя не заметил впередсмотрящий, пропорола пять носовых отсеков корабля по правому борту, которые начали заполняться водой. Проблема оказалась в том, что конструкторы не рассчитывали на возникновение 90-метровой пробоины в корабле, и здесь вся система живучести оказалась бессильна. К тому же, на «сверхбезопасном» и «непотопляемом» корабле не оказалось в наличии достаточного количества спасательных шлюпок, а те, что были, в большей своей части оказались нерационально использованы (на первых шлюпках уплывало по 12-20 человек, на последних по 65-80 при вместимости в 60 человек). Итогом катастрофы стала гибель, по разным данным, от 1496 до 1522 пассажиров и членов экипажа.

Сегодня останки «Титаника» покоятся на глубине около 3,5 км в Атлантике. Корпус судна постепенно разрушается и окончательно исчезнет на рубеже XXI и XXII столетий.

Взрыв 4-го энергоблока Чернобыльской атомной электростанции

Дата/время : 26.04.1986

Первичные жертвы : 31 человек из состава дежурной смены ЧАЭС-4 и пожарных расчетов, прибывших на тушение пожара

Вторичные жертвы : 124 человека перенесло острую лучевую болезнь, но выжило; до 4 тысяч ликвидаторов, умерло в течение 10 лет после ликвидации; от 600 000 до миллиона пострадало от устранения последствий радиоактивного заражения и пребывания на зараженных территориях либо по ходу движения радиоактивного облака

Авария на Чернобыльской атомной электростанции - техногенная катастрофа на территории Украины, между городами Припять и Чернобыль. В результате взрыва 4-го энергоблока ЧАЭС в атмосферу было выброшено большое количество радиоактивных веществ, которые привели к заражению окрестных территорий и формированию радиоактивного облака, прокатившегося по территории СССР, Европы и дошедшего до США.

Авария произошла из-за нескольких факторов - поспешности со стороны руководства ЧАЭС, недостаточной компетенции дежурной смены ЧАЭС-4, ошибок в проектировании и постройке реактора РБМК-1000 и самого блока АЭС. На утро 26 апреля на ЧАЭС-4 планировались испытания реактора, которые должны были продемонстрировать возможность работы системы охлаждения реактора в промежуток между глушением реактора и запуском аварийных дизель-генераторов. Однако из-за некоторых факторов испытание перенесли на ночь с 26 на 27 апреля, из-за чего его проводила неподготовленная и не предупрежденная заранее смена, а в реакторе за 10 часов работы на «холостом ходу» скопился газ ксенон.

Все это в сумме привело к тому, что когда реактор искусственно заглушили, его мощность сначала упала ниже критической отметки, а затем начала лавинообразно расти. Попытки активировать АЗ-5 (аварийную защиту) вместо ликвидации внештатной ситуации сработали, как дополнительный катализатор повышения температуры реактора, и в результате произошел мощный взрыв. Непосредственно при взрыве погиб только один человек, еще один умер через несколько часов от полученных травм. Остальные жертвы получили ударные дозы радиации в процессе тушения пожара и первичной ликвидации последствий, из-за чего еще 29 человек умерли в течение последующих месяцев 1986 года.

Население сначала 10-километровой, а затем и 30-километровой зоны вокруг ЧАЭС было отселено. Отселенным людям говорили, что они вернутся обратно через три дня. Однако на самом деле назад не вернулся никто. Ликвидация последствий взрыва на ЧАЭС заняла больше года, обошлась в миллиарды рублей, через ЧЗО в 1986-1987 годах прошли 240 тысяч человек. Город Припять был полностью заброшен, срыты сотни деревень и сел, Чернобыль-4 является ныне частично населенным городом - там живут военные, полиция и сотрудники оставшихся трех блоков ЧАЭС.

Террористический акт 9/11

Дата/время : 11.09.2001

Первичные жертвы : 19 террористов, 2977 полицейских, военных, пожарных, медиков и гражданских

Вторичные жертвы : 24 человека пропало без вести, точное количество раненых неизвестно

Террористические акты 11 сентября 2001 года (более известные, как 9/11) - самый масштабный террористический акт в американской истории. Серия из четырех скоординированных террористических атак унесла около трех тысяч жизней и причинила грандиозные разрушения атакованных зданий.

Согласно официальной версии событий, утром 11 сентября четыре группы из в общей сложности 19 террористов, вооруженные только пластиковыми ножами, захватили четыре пассажирских авиалайнера, направив их на цели - башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, Пентагон и Белый дом (либо Капитолий) в Вашингтоне. Первые три самолета поразили объекты, что произошло на борту четвертого, доподлинно неизвестно - согласно официальной версии, пассажиры вступили в схватку с террористами, из-за чего самолет упал в штате Пенсильвания, не дойдя до своей цели.

Из более чем 16 тысяч человек, находившихся в обеих башнях ВТЦ, погибли не менее 1966 человек - в основном те, кто находился в местах атаки самолетов и на этажах выше, а также в момент обрушения башен оказывал помощь пострадавшим и проводил эвакуацию. 125 человек погибли в здании Пентагона. Погибли также все 246 пассажиров и членов экипажей захваченных самолетов вместе с 19 террористами. В процессе ликвидации последствий теракта погиб 341 пожарный, 2 парамедика, 60 сотрудников полиции и 8 сотрудников «скорой помощи». Итоговое количество погибших только в Нью-Йорке составило 2606 человек.

Террористический акт 9/11 стал настоящей трагедией в США, погибли также граждане еще 91 государства. Теракт спровоцировал вторжение США в Афганистан, Ирак, позднее - в Сирию под флагом борьбы с терроризмом. Споры об истинных причинах теракта и ходе событий в этот трагический день не утихли до сих пор.

Авария на Фукусиме-1

Дата/время : 11.03.2011

Первичные жертвы : 1 человек погиб от последствий радиационного заражения, около 50 человек умерло в ходе эвакуации

Вторичные жертвы : до 150 000 человек эвакуировано из зоны радиоактивного заражения, более 1000 из них умерло в течение года после катастрофы

Катастрофа, которая произошла 11 марта 2011-го года, одновременно объединяет в себе черты техногенных и природных катастроф. Сильнейшее землетрясение мощностью в девять баллов, и последующее за ним цунами вызвали отказ системы электроснабжения ядерной установки Daiichi, в результате чего был остановлен процесс охлаждения реакторов с ядерным топливом.

Помимо чудовищных разрушений, которые были вызваны землетрясением и цунами, это происшествие привело к серьезному радиоактивному заражению территории и акватории. Кроме того, властям Японии пришлось эвакуировать до ста пятидесяти тысяч человек из-за высокой вероятности появления тяжелых заболеваний из-за попадания под жесткое радиоактивное облучение. Сочетание всех этих последствий дает право аварии на Фукусиме называться одной из самых страшных катастроф мира в двадцать первом веке.

Общий ущерб от аварии оценивается в 100 миллиардов долларов. В эту сумму включены расходы на ликвидацию последствий и выплату компенсаций. Но при этом нельзя забывать о том, что работы по устранению последствий катастрофы продолжаются до сих пор, что соответственно увеличивает эту сумму.

В 2013-м году фукусимская АЭС была официально закрыта, а на её территории производятся только работы по ликвидации последствий аварии. Специалисты считают, что для приведения в порядок здания и зараженной территории понадобится как минимум сорок лет.

Последствиями аварии на Фукусиме являются, переоценка мер безопасности в атомной энергетике, падение стоимости на природный уран, и соответственно снижение цен акций уранодобывающих компаний.

Столкновение в аэропорту Лос-Родеос

Дата/время : 27.03.1977

Первичные жертвы : 583 человека - пассажиры и экипаж обоих авиалайнеров

Вторичные жертвы : неизвестно

Возможно самой большой катастрофой в мире, произошедшей в результате столкновения самолетов, стало столкновение двух самолетов на Канарских островах (остров Тенерифе) в 1977 году. В аэропорту Лос-Родеос, на взлетной полосе столкнулись два авиалайнера Boeing 747, которые принадлежали компаниям KLM и Pan American. В результате погибло 583 из 644 человек, в числе которых как пассажиры, так и экипажи авиалайнеров.

Одной из главных причин возникновения подобной ситуации был теракт в аэропорту Лас-Пальмас, который устроили террористы из организации MPAIAC (Movimiento por la Autodeterminación e Independencia del Archipiélago Canario). Сам теракт не повлек за собой человеческих жертв, но администрация аэропорта закрыла аэропорт и прекратила принимать самолеты, опасаясь повторных инцидентов.

Из-за этого Лос-Родеос оказался перегружен, поскольку к нему направляли самолеты, которые следовали в Лас-Пальмас, в частности два Boeing 747 рейсов PA1736 и KL4805. При этом нельзя не отметить тот факт, что самолет, принадлежащий компании Pan American, имел достаточный запас топлива для того, чтобы приземлиться в другом аэропорту, но пилоты подчинились приказу диспетчера.

Причиной самого столкновения являлись туман, который серьезно ограничивал видимость, а также сложности в переговорах между диспетчерами и пилотами, которые были вызваны сильным акцентом диспетчеров, и тем фактом, что пилоты постоянно перебивали друг друга.

Столкновение « Донья Пас» с танкером « Вектор»

Дата/время : 20.12.1987

Первичные жертвы : до 4386 человек, из которых 11 - члены экипажа танкера «Вектор»

Вторичные жертвы : неизвестно

20 декабря 1987 года зарегистрированный на Филлипинах пассажирский паром «Doña Paz» (Донья Пас) столкнулся с нефтяным танкером «Вектор», что привело к самой крупной катастрофе в мире, которая произошла в мирное время на воде.

Во время столкновения паром следовал по своему стандартному маршруту Манила-Катбалоган, который он проходил два раза в неделю. Двадцатого декабря 1987-го года, около 06:30 «Донья Пас» отплыл от Таклобана и направился в Манилу. Примерно в 22:30 паром проходил пролив Таблас возле Мариндуке, по сообщению выживших очевидцев погода была ясной, но с волнением на море.

Столкновение произошло уже после того как пассажиры уснули, паром столкнулся с танкером «Вектор», который перевозил бензин и нефтепродукты. Сразу же после столкновения, возник сильный пожар, связанный с тем, что нефтепродукты разлились по морю. Сильный удар и пожар практически моментально вызвали панику среди пассажиров, кроме того, по утверждению выживших на пароме не было нужного количества спасательных жилетов.

Выжило всего 26 человек, из которых 24 пассажира Доньи Пас и два человека с танкера «Вектор».

Массовое отравление в Ираке, 1971 год

Дата/время : осень 1971 - конец марта 1972 года

Первичные жертвы : официально - от 459 до 6000 умерших, неофициально - до 100 000 летальных случаев

Вторичные жертвы : по различным данным, до 3 млн человек, которые могли так или иначе пострадать от отравления

В конце 1971-го года, в Ирак была ввезена из Мексики партия зерна обработанного метилртутью. Разумеется, зерно не было предназначено для переработки в продукты питания, и должно было использоваться только для посадки. К сожалению, местное население не знало испанского языка, и соответственно все предупреждающие надписи, которые гласили «Не употреблять в пищу», оказались не понятными.

Также нельзя не отметить тот факт, что зерно было доставлено в Ирак с опозданием, поскольку сезон посадки уже прошел. Все это привело к тому, что в некоторых селениях обработанное метилртутью зерно начали принимать в пищу.

После употребления этого зерна в пищу наблюдались такие симптомы как онемение конечностей, потеря зрения, нарушение координации. В результате преступной халатности отравление ртутью получило, согласно официальным данным, около ста тысяч человек, из которых погибло от 459 до 6 тысяч (неофициальные данные демонстрируют другие картины - до 3 млн пострадавших, до 100 тысяч летальных случаев).

Этот случай привел к тому, что Всемирная Организаций здравоохранения стала тщательнее контролировать оборот зерна, и более серьезно начала относиться к маркировке потенциально опасных продуктов.

Массовое уничтожение воробьев в Китае

Дата/время : 1958-1961 года

Первичные жертвы : не менее 1,96 млрд воробьев, о человеческих жертвах неизвестно

Вторичные жертвы : от 10 до 30 млн китайцев, погибших от голода в 1960-1961 годах

В рамках экономической политики «Большого скачка», в Китае под руководством коммунистической партии и Мао Цзэдуна проводилась масштабная борьба с сельскохозяйственными вредителями, среди которых власти Китая выделили четырех самых страшных - комаров, крыс, мух и воробьев.

Сотрудники китайского научно-исследовательского института зоологии подсчитал, что из-за воробьев в течение года терялся объем зерна, с помощью которого можно было бы прокормить около тридцати пяти миллионов человек. Основываясь на этом, был разработан план уничтожения этих птиц, который был одобрен Мао Цзэдуном 18-го марта 1958-го года.

Все крестьяне активно начали охотиться на птиц. Наиболее действенным методом было не давать им опуститься на землю. Для этого взрослые и дети кричали, били в тазы, размахивали шестами, тряпками и т.п. Это позволяло пугать воробьев и не давать им приземляться на землю в течение пятнадцати минут. В результате птицы просто падали замертво.

Спустя год охоты на воробьев урожай действительно увеличился. Однако позднее начали активно плодиться гусеницы, саранча, и другие вредители, которые поедали побеги. Это привело к тому, что еще через год урожаи сильно упали, и наступил голод, который привел к гибели от 10 до 30 миллионов человек.

Катастрофа на нефтяной платформе Piper Alpha

Дата/время : 06.07.1988

Первичные жертвы : 167 человек из персонала платформы

Вторичные жертвы : неизвестно

Платформа Piper Alpha была построена в 1975-м году, а добыча нефти на ней стартовала в 1976-м. Со временем её переоборудовали для добычи газа. Однако 6-го июля 1988 года произошла утечка газа, которая привела к взрыву.

Из-за нерешительных и непродуманных действий персонала умерло 167 человек из 226 находившихся на платформе.

Разумеется, после этого события добыча нефти и газа на этой платформе была полностью прекращена. Застрахованные потери составили около 3,4 миллиардов долларов США. Это одна из самых известных катастроф мира, связанная с нефтедобывающей отраслью.

Гибель Аральского моря

Дата/время : 1960 - наши дни

Первичные жертвы : неизвестно

Вторичные жертвы : неизвестно

Данное происшествие является самой большой экологической катастрофой на территории бывшего Советского Союза. Когда-то Аральское море было четвертым по размеру озером, после Каспийского моря, Верхнего озера в Северной Америке, озера Виктория в Африке. Сейчас на его месте располагается пустыня Аралкум.

Причиной исчезновения Аральского моря является создание новых каналов орошения для сельскохозяйственных предприятий на территории Туркмении, которые забирали воду из рек Сырдарья и Амударья. Из-за этого озеро сильно отступило от берега, что привело к обнажению дна покрытого морской солью, пестицидами и химикатами.

Из-за естественного испарения Аральское за промежуток с 1960-го по 2007-й год, море потеряло около тысячи кубических километров воды. В 1989-м году водоем распался на две части, а в 2003-м году объем воды составил около 10% от изначального.

Результатом этого происшествия стали серьезные изменения климата и ландшафта. Кроме того, из 178 видов позвоночных животных, которые обитали в акватории Аральского моря, осталось только 38.

Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon

Дата/время : 20.04.2010

Первичные жертвы : 11 человек из персонала платформы, 2 ликвидатора аварии

Вторичные жертвы : 17 человек из персонала платформы

Произошедший 20-го апреля 2010-го года взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon считается одной из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку. Непосредственно от взрыва погибло 11 человек, и пострадало 17. При ликвидации последствий катастрофы погибло еще два человека.

Из-за того, что от взрыва были повреждены трубы на глубине 1500 метров, за 152 дня в море вылилось примерно пять миллионов баррелей нефти, что создало пятно площадью в 75 тысяч километров, кроме того, было загрязнено 1770 километров побережья.

Разлив нефти создал угрозу для 400 видов животных, и также привел к введению запрета на рыбную ловлю.

Извержение вулкана Мон-Пеле

Дата/время : 8.05.1902

Первичные жертвы : от 28 до 40 тысяч человек

Вторичные жертвы : доподлинно не установлено

Восьмого мая 1902-го года произошло одно из наиболее разрушительных извержений вулкана в истории человечества. Это происшествие привело к появлению новой классификации вулканических извержений, и поменяли отношение многих ученых к вулканологии.

Вулкан пробудился еще в апреле 1902-го года, и в течение месяца внутри скапливались раскаленные пары и газы, а также лава. Спустя месяц у подножия вулкана вырвалось огромное облако сероватого цвета. Особенностью данного извержения является то, что лава выходила не из вершины, а из побочных кратеров, которые располагались на склонах. В результате мощного взрыва был полностью уничтожен один из главных портов острова Мартиника, город Сент-Пьер. Катастрофа унесла жизни не менее 28 тысяч человек.

Тропический циклон Наргис

Дата/время : 02.05.2008

Первичные жертвы : до 90 тысяч человек

Вторичные жертвы : не менее 1,5 млн пострадавших, 56 тысяч пропавших без вести

Эта катастрофа развивалась следующим образом:

  • Циклон Наргис образовался 27-го апреля 2008-го года, в Бенгальском заливе, и изначально двигался к побережью Индии, в северо-западном направлении;
  • 28 апреля он перестает двигаться, однако скорость движения ветра в спиральных завихрениях начала значительно увеличиваться. Из-за этого циклон начали классифицировать как ураган;
  • 29 апреля, скорость ветра достигла 160-ти километров в час, а циклон возобновил движение, но уже в северо-восточном направлении;
  • 1 мая направление движения ветра изменилось на восточное, и при этом ветер постоянно усиливался;
  • 2 мая скорость ветра достигла 215 километров в час, а в полдень достигает побережья Мьянманской провинции Иравади.

По данным ООН в результате буйства стихии пострадало 1,5 миллиона человек, из которых 90 тысяч погибло, а 56 тысяч пропало без вести. Кроме того, серьезно пострадал крупный город Янгон, а многие населенные пункты были полностью уничтожены. Часть страны, осталась без телефонной связи, интернета и электричества. Улицы были завалены мусором, обломками строений и деревьев.

Для устранения последствий этой катастрофы понадобились объединенные силы многих стран мира и таких международных организаций как ООН, ЕС, ЮНЕСКО.