«Автоматизация произношения звука [ К ] в слогах и словах»
Цель: отработка произношения [ К ] в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепление звука К;
Развитие артикуляционного аппарата;
Развитие общей речевой культуры.
Коррекционно-воспитательные:
Усидчивости, дисциплины,
Коррекционно-развивающие:
Развитие мелкой моторики, памяти, внимания;
Развитие умения работать с картинками.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Логопед: Сегодня на занятие к нам пришел гость. Я расскажу тебе о нем, а ты попробуйте отгадать, кто это?
Он зеленый без хвоста
Любит мокрые места
Глаза на макушке
Кто это? (Лягушка)
Лягушка-квакушка, принесла нам на занятие много разных игр, но сначала она хочет что бы ты вспомнила какой звук мы учились произносить на прошлом занятии?
Правильно,звук К.
II . Артикуляционная гимнастика:
Лошадка, Горка, Часики, Лопатка, чистим зубки.
III . Постановка звука:
К – согласный звук, трудно выговариваемый. При произношении этого звука язык поднимается к заднему нёбу, смыкается – размыкается.
Повторяй за мной:
КА-ка-ка ко-ко-ко ку-ку-ку кы-кы-кы
ка-ко-ку-кы
ко-ку-кы-ка
ку-кы-ка-ко
кы-ка-ко-ку
ак-ок-ук-ык
ок-ук-ык-ак
ук-ык-ак-ок
ык-ак-ок-ку
ак-ак-ак- бак, мак, так;
ок-ок-ок- ток, бок, сок, док;
ук-ук-ук- тук, бук, внук, паук;
ык-ык-ык- бык;
ик-ик-ик- пик, веник, финик;
ек-ек-ек- век, бег, снег;
як-як-як- маяк, як.
А теперь давай с тобой немного поиграем и поможем Лягушке-Квакушке, распределить кувшинки по болотцам.
Какие ты видишь здесь кувшинки? (Большие и маленькие)
Значит большие надо посадить на большое болотце,а маленькие на маленькое.
Сколько всего кувшинок растет на двух болотцах? А на маленьком? А на большом?
Лист с картинками. Назови что здесь изображено?
IV . Динамическая пауза:
Видим, скачут по опушке (Прыг-скок, прыг-скок)
Две зеленые лягушки (Прыгать с пятки на носок)
Ручками хлопали,
Вправо-влево наклонялись
Утром рано умывались,
И обратно возвращались.
Полотенцем растирались,
Вот здоровья в чем секрет.
Ножками топали,
Всем друзьям физкульт-привет!
V . Автоматизация звука [к] в словах.
Бак, мак, так, маховик, паук, индюк, тук, бук внук, бык, бок, док, табак, поток, опенок, паек, веник, ботинок, дубок, моток, охотник, молоток, тюбик, финик, путник, пик, як, маяк, каюк, тупик.
Игра « Один-много».
Один бак – много баков
одна буква – много букв
Один мак – много маков
одна тыква – много тыкв
Один бук – много буков
одно окно – много окон
Один паук – много пауков
один маяк – много маяков
Один бык – много быков
один индюк – много индюков
Один дубок – много дубков
один веник – много веников
Игра «Доскажи словечко»:
1. Мчусь, как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед
Да мелькают огоньки
Кто несет меня? (коньки)
2. Кто альбом раскрасит нам?
Ну конечно... (карандаш)
3. «Я в зеленку угодил!» -
горько плачет... (крокодил)
VI . Развитие мелкой моторики.
А теперь давай с тобой из цветной бумаги сделаем лягушку.
VII .Итог. Молодец, ты сегодня очень хорошо выполняла все задания. Какой звук мы сегодня учились произносить? А поделку забирай домой подаришь маме, и дома выполняй дз.
«Улыбнёмся друг другу,
Пожелали мысленно удачи
И всё у нас сегодня получится».
Постарайтесь на занятии работать так, чтобы и у вас, и у меня было хорошее настроение, а для этого нам надо стараться красиво говорить и активно работать. -Сегодня у нас не простое занятие, а необычное, мы отправимся на прогулку по городу. И первая остановка это переулок артикуляции. На этом переулке нам надо с вами подготовить речевой аппарат: губки, язычок, щёчки, поэтому мы выполним дыхательную и артикуляционную гимнастику. Поставьте перед собой зеркала. Выполняем упражнения.
Дыхательные упражнения:
вдох и выдох через рот;
вдох через нос, выдох через рот толчками равными порциями;
вдох через нос, выдох через рот толчками двумя неравными порциями.
Артикуляционная гимнастика:
"Домик открывается"
"Улыбочка" - "Трубочка" - чередовать
"Заборчик" - "Рупор" - чередовать
"Чистим нижние зубки»
«Катушка»
Что вы видите на картинке? Что изображено вокруг?
Отгадайте где мы сегодня проведём занятие?
Правильно, в кафе.
А как вы думаете, кто хозяин этого заведения? Подумайте и скажите, почему кафе так называется?
Правильно, хозяин Крош. Сегодня мы с вами побываем в гостеприимном кафе под названием «У Кроша». Познакомимся с разными посетителями, с меню в кафе. И продолжим учиться различать и произносить звуки [к]и[к, ].
Прежде чем мы посетим это заведение, давайте вспомним
Как произносится звук [к] и [к"].
Но прежде - перед вами стоят копилки и фишки. Слушайте внимательно слова и повторяйте их. Если вы произнесёте слова правильно, берите фишку и бросайте её в копилочку. Чем больше слов вы правильно произнесёте, тем больше фишек вы получите. А потом мы посмотрим, сколько фишек вы собрали.
Артикулема звука: - Закройте глаза и произнесите звук [к] ,[к"]. Послушайте свой язычок. Поднесите ладошку к губам. Открываем глаза. Смотрим в зеркало (индивидуальные зеркала на каждой парте).
Где живет звук [к] и [к"]?
Итак, когда мы произносим звук [К]
Кончик языка опущен, отодвинут вглубь ротовой полости. Задняя часть спинки языка круто выгорблена вверх и смыкается с поверхностью на границе твёрдого и мягкого нёба. На ладошке, ощущается теплый ветерок.
Звук [к"]
Язык продвинут вперёд, кончик языка касается нижних резцов. Средняя и задняя часть спинки языка подняты вверх и смыкаются с задней и средней частью твёрдого нёба.
Вы молодцы, а теперь проверим слышат ли ваши ушки звук [к]-[к, ]
Игра"Поймайте звук"
из ряда звуков, хлопните в ладоши тогда, когда услышите звук [к]
Т К П М К Г В Х К Т ГМ С К
ка, ха, ка, го, хо, ка, кы, гы, хы
Автоматизация звука в слогах, словах.
Угадай слово, начав его звуком [к] и [к"]
(найти соответствующую картинку к слову) Запишим по 2 слова в тетрадь
Рот, ...ольцо, ...нига, ...ость,
…ит, ..исть, …ино, …ирка.
Молодцы. За правильно названные слова можете опустить фишку в копилочку.
Вернёмся в наше кафе.
Посмотри внимательно на картинку, как вы видите, сегодня здесь не пусто. Назови всех, кто пришёл сегодня в гости к Крошу.
В кафе сегодня много посетителей. Кто что заказал можно узнать, если мы пройдём по дорожке, ведущая от каждого посетителя к кухне, где повара уже приготовили все заказанные блюда.
Каждый повар должен уметь работать со скалкой и тестом. Покажите, как умеете это делать вы.
«Скалка»
«Добываем огонь»
«Печём пирог»
«Массажисты»
Игра «Что изменилось?»:
Из ряда картинок выбрать лишнюю, найти что поменялось, какая новая картинка появилась.
Посмотрите. Перед вами лежат 4 тарелочки. На каждой из них нарисована картинка. Назови их.
Посмотри на них внимательно, подумай и скажи какая картинка лишняя и почему?
Каша, котлеты, картофельное пюре, гуляш
Какие ещё слова мы можем положить в нашу копилочку? Почему?
А теперь помогите Крошу накормить всех гостей. Для этого нам необходимо назвать все заказанные блюда во множественном числе.
пирожок- (пирожки)
крендель- (крендельки)
коржик - (коржики)
котлета - (котлеты)
Гостям очень понравились заказанные блюда. А теперь помогите подобрать больше слов -признаков к словам.
Каша---какая? (молочная, гречневая, манная)
Каравай--- какой?(мягкий, душистый, праздничный)
Кулич---какой? (сладкий, пасхальный, сдобный, мягкий)
Кисель---(фруктовый, абрикосовый, сладкий, ягодный, кислый)
- Закончи предложения
Каркуша взяла вкусную… .
Копатыч пьёт ягодный … .
У Карлсона.
Крош угощает шоколадным …
Давайте вспомним, где мы сегодня проводили занятие?
Произношение, каких звуков мы сегодня закрепляли?
Сколько фишек у вас в копилочке?
Вспомните за какие слова вы положили фишки.
Произношение, каких слов у вас вызвало затруднения?
Мы каждое занятие будем пополнять нашу копилочку знаний.
Как бы вы оценили себя?
Перед вами лесенка успеха.
Если вы считаете, что у вас всё получилось, то надо раскрасить верхнюю ступеньку зелёным цветом. Если у вас были затруднения в том или ином задании, раскрасьте вторую ступеньку жёлтым цветом. Если у вас ничего не получилось, и вы не справился с заданиями, то раскрасьте нижнюю ступеньку красным цветом.
Подготовила: студентка 2 курса группы ЛО-14 ПИ СВФУ Григорьева Оксана Тихоновна,
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск
Тема занятия: Звук [Р].
Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.
Цели:
1. Образовательные:
2. Коррекционные:
3. Воспитательные:
Оборудование : предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.
Ход занятия:
1.Организационный этап.
Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)
2. Сообщение темы.
Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].
3. Артикуляционная гимнастика.
Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.
«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».
4. Упражнение на дыхание «Фокус».
А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».
Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.
5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].
Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].
Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).
А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).
Что делает горлышко? (поёт)
Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)
Правильно.
6. Характеристика звука
Теперь давай дадим характеристику этому звуку.
Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).
Почему согласный? (так как нам - мешает «петь» язык).
Звонкий или глухой звук? (звонкий)
Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)
Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).
Каким цветом его обозначаем? (синим).
Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.
7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.
Упражнение «Заведем машину».
У нашего Дракоши сломалась машина.
Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).
Сначала тихо; (р-р-р-р).
Громко; (р-р-р-р).
Очень громко; (р-р-р-р).
Тихо; (р-р-р-р).
Громко. (р-р-р-р).
Молодец! Грузовик Дракоши завелся.
8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.
Упражнение: «Собери грузовик».
Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)
Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.
9. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Найди звук».
Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).
10. Автоматизация звука [Р] в слогах.
Игра «Повтори за мной».
Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.
Кра-кра-кра Пра-пра-пра
Кро-кро-кро Про-про-про
Кры-кры-кры Пры-пры-пры
Кру-кру-кру Пру-пру-пру
11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.
Игра «Один-много».
Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).
Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.
Гриб - грибы, ягода - ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.
12. Автоматизация звука в словах.
Упражнение «Повтори».
Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].
Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.
Игра «Скажи наоборот».
Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.
Веселый — грустный, смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.
14. Связь звука с буквой.
Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).
15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.
Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.
16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.
17. Итог занятия.
Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].
18. Оценка занятия.
Молодец, Антон! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!
Цель: Закрепить чёткое и правильное произношение звуков [С, СЬ] в словах и предложениях.
1. Коррекционно-образовательные:
2. Коррекционно-развивающие:
3. Коррекционно-воспитательные:
Оборудование: дидактическое пособие “ Ромашка ”, с предметными картинками на лепестках, кукла, игрушка — оса, звуковые линейки.
I. Организационный момент:
Здравствуйте! К нам на занятие пришла кукла. Зовут её Соня. Она надела с-сарафан, с-сапожки, бус-сы, на плече – с-сумка. Как вы думаете, какой звук нравится Соне? (С) и его братец…- СЬ.
II. – Сегодня на занятии мы покажем Соне, что звуки С и СЬ нам тоже нравятся и мы умеем их чётко и правильно произносить. Согласны?
III. 1. Речевая зарядка:
СА – СО – СО,
СО – СО – СЭ,
СКУ – СКЭ – СКО,
ЫС – АС – ОС,
ПСУ – ПСЭ – ПСЫ,
УСЬ – АСЬ – ОСЬ.
2. Дидактическое упражнение “Составь предложение ”.– Что за “волшебную ” ромашку принесла Соня? “Оторвите ” с неё лепесток, назовите картинку, приклеенную с другой стороны и придумайте предложение с этим словом. Сколько слов в твоём предложении, Рома? Назови их по порядку. (Картинки на лепестках: санки, стакан, серёжки, капуста, куст, стул, стол, кактус, лось, краски, скакалка)
3. Игра “Один — пять”.
– Скажите об этих предметах со словом “пять” (5 санок, 5 стаканов и т.д.)
4. Игра “Разложите картинки на 3 группы”.
– Соня собирается в путешествие. Помогите разложить ей эти предметы в багаж: в сумку – со звуками С, СЬ в начале слова, в чемодан – со звуками С, СЬ в середине. Какие предметы она не возьмёт? Почему?
5. Физпауза:
а) Игра на внимание “Слива, апельсин, банан” (при назывании “слива” – смыкают пальцы в кольцо, “апельсин” – показывают кулак, “банан ”– показывают ладонь. Потом логопед путает детей: говорит “слива”, а показывает ладонь и так далее).
б) Зрительные упражнения “Следим за полётом осы“ (дети взглядом следят за полётом игрушки — осы, прикреплённой на конце указки (влево – вправо, вверх – вниз, по кругу, восьмёркой и так далее).
6. Дидактическое упражнение “Придумай предложение со словом ЧТОБЫ / ПОТОМУ ЧТО”:
– Зачем Соня взяла с собой краски? (скакалку, капусту и т.д.).
7. Заучивание чистоговорки:
– Давайте научим Соню произносить чистоговорку: Коси коса, пока роса.
IV. Итог занятия.
– Какой звук нравится Соне? Какие задания вам понравились?
Молодцы, вы сегодня очень старались! Давайте ”подарим” Соне слова со звуками С, СЬ, которые вы запомнили.
Людмила Исайкина,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад №2,
с. Русский Камешкир Пензенской обл.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад первой категории № 20 «Малыш»
Конспект индивидуального занятия по теме:
«Автоматизация звука К»
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: КЛЮШНИК Н.В.
Цели:
* Учить выделять звук К в словах.
* Анализировать обратный слог типа АК.
* Определять наличие или отсутствие звука К в слове.
* Развивать связную речь, логическое мышлении
Ход занятия:
Организационный момент . Логопед просит ребенка назвать слова со звуком К.
1. Игра с картинками «День-ночь»
На наборном полотне логопеда 8—10 картинок с изображениями предметов, в названии которых есть звук К (веник, га- мак, мак, мука, банка и т.п.). Логопед говорит: «Ночь». Ребенок закрывает глаза. В это время он переворачивает две картинки. Логопед говорит «День». Ребенок открывает глаза и называет перевернутые картинки по памяти. (Количество картинок можно увеличивать в зависимости от уровня подготовленности детей.)
2. Построение предложений с опорой на предметную картинку .
На наборном полотне — предметные картинки. В названиях,
изображенных на них предметов и объектов, присутствует звук К (садик, лютик, кофейник, комок, кубик и т. п.).
Логопед задает ребенку вопрос, не указывая на определенную картинку. Задача ребенка— выбрать нужный объект и составить предложение. Вопросы, например, такие:
— С чем идет Вика? (С лютиком, кофейником, кубиком и т. п.) Откуда идет Вика? (Из садика.)
— К чему подходит Катя? (К кубику, к садику.)
З. Игра «Назови один предмет»
Логопед называет множественное число существительных, в которых нет звука К или он находится в мягком варианте. Задача ребенка — назвать один предмет так, чтобы в слове появился твердый звук К.. Даются слова: фантики, зонтики, огоньки, утята, телята, бублики.
4. Физминутка.
Ребенок повторяет движения логопеда, а во второй раз и стихи:
АК — АК — АК. Вот какой гамак (три хлопка, руки в стороны).
ОК — ОК — ОК. Вот какой
(три хлопка, присесть, лепить снежок).
УК — УК — УК. Обломился сук (три хлопка, руки вверх- вниз).
По окончании физкультминутки логопед просит назвать слова, в которых ребенок услышал звук К.
5. Анализ обратного слога
С помощью символов логопед анализирует с ребенком слоги АК,
ОК, УК, ИК.
6. Логопед читает короткие стихи и просит ребенка выбрать
слова со звуком К:
Раз паук на лук и мак сеть повесил как гамак
Лег в гамак паук-чудак, не найти его никак.
7. Игра «Назови ласково »
Логопед называет слова без звука К и просит ребенка назвать
данный предмет ласково, тогда сразу появится звук К.. Даются
слова: бант, самолет, винт, гном, мост, дом, пень.
8.У ребенка на столе разложены картинки с изображением
одного или двух предметов, в названиях которых есть звук К
Логопед просит поставить картинки на наборное полотно справа, если про предмет можно сказать один, и слева, если можно сказать одна.
Слова, например, такие: сук, банка, ветка, нитка, каток, моток и т. п. (Отметим, что хуже всего дети с общим недоразвитием речи воспринимают звук К в начале слова, поэтому такие слова на данном этапе не даются.)
9. Подводится итог занятия.