Выходные пособия будут выплачивать по-другому. Выходные пособия будут выплачивать по-другому Трудовой кодекс рф статья 178

28.09.2020

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).


В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.


Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с:


отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы (пункт 8 части первой статьи 77 настоящего Кодекса);


призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 части первой статьи 83 настоящего Кодекса);


восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (пункт 2 части первой статьи 83 настоящего Кодекса);


отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (пункт 9 части первой статьи 77 настоящего Кодекса);


признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части первой статьи 83 настоящего Кодекса);


отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (пункт 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса).


Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.


Комментарии к ст. 178 ТК РФ


1. Комментируемая статья устанавливает 3 вида выходного пособия: в размере среднего месячного, 2-недельного заработка, повышенного размера.

Организация может предусмотреть другие случаи выплаты выходного пособия, например оправданно установление выходного пособия при прекращении трудового договора в следующих случаях (эти случаи можно предусмотреть в правилах внутреннего трудового распорядка, в коллективном или в трудовом договоре): по п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК - соглашение сторон; по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК - истечение срока трудового договора; по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК - несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; по п. 6 ст. 83 ТК - смерть работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя - физического лица, умершим или безвестно отсутствующим.

2. Выходное пособие в размере 2-недельного среднего заработка согласно ТК выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с:

отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы (п. 8 ч. 1 ст. 77);

призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (п. 1 ч. 1 ст. 83);

восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (п. 2 ч. 1 ст. 83);

отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (п. 9 ч. 1 ст. 77);

признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 5 ч. 1 ст. 83);

отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (п. 7 ч. 1 ст. 77).

Фактически любой случай нетрудоустройства работника через службу занятости в течение 3 мес. со дня увольнения при выполнении вышеназванных условий является исключительным, позволяющим сохранить за уволенным работником средний месячный заработок в течение 3-го месяца. При этом следует учитывать, что решение о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение 3-го месяца со дня увольнения принимается в случае, если у органа службы занятости населения отсутствует возможность предложить уволенному работнику подходящую работу.

В случае отказа уволенного работника от 2 предложений подходящей работы орган службы занятости может говорить о том, что у гражданина была реальная возможность трудоустроиться с помощью органа службы занятости, но он ею не воспользовался.

Таким образом, если уволенный работник дважды отказался от предложений подходящей работы, орган службы занятости вправе не принимать решение о сохранении среднего месячного заработка за 3-й месяц и не выдавать соответствующую справку.

3. Инструкция о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей утв. Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29 июля 2008 г., Высшим Арбитражным Судом РФ 9 сентября 2008 г. и Верховным Судом РФ 7 октября 2008 г.

При поступлении гражданина на предприятие с ним заключается трудовой договор. В нем, кроме основных условий работы, прописывается порядок, в соответствии с которым осуществляется увольнение. Ст. 178 ТК РФ регулирует вопросы, касающиеся расторжения контракта. Рассмотрим ее подробнее.

Среднемесячная зарплата

Расторжение контракта может обуславливаться рядом причин. Ч. 1 ст. 178 ТК РФ регулирует выплату компенсаций при:

  1. Ликвидации предприятия (п. 1 ч. 1 81-й статьи).
  2. Сокращении численности/штата (п. 2 указанной выше нормы).

В этих случаях работнику полагается пособие в сумме среднемесячной его з/п. Кроме этого, за бывшим сотрудником сохраняется з/п на время трудоустройства, но не больше двух месяцев с даты расторжения контракта (с зачетом компенсации). Ст. 178 ТК РФ разрешает выплату среднемесячной зарплаты и в течение дополнительного третьего месяца в исключительных случаях. Это допущение действует, если органом службы занятости было принято соответствующее решение, а работник в течение первых 14 дней после расторжения контракта встал на учет в ЦЗ, но не был трудоустроен более двух месяцев.

Другие случаи

В ч. 2 ст. 178 ТК РФ установлено, что работнику может выплачиваться компенсация в сумме четырнадцатидневного заработка. Такие начисления осуществляются в случаях:

  1. Отказа сотрудника на перевод его на другую работу, необходимую ему по медицинскому заключению, или при отсутствии у нанимателя подходящего места.
  2. Призыва специалиста на военную службу либо направления его на гражданскую (альтернативную) службу.
  3. сотрудника, выполнявшего ее ранее.
  4. Отказа от перевода в другую область совместно с нанимателем.
  5. Признания сотрудника полностью нетрудоспособным по медицинскому заключению, выданному в установленном законодательством порядке.
  6. Отказа от продолжения работы вследствие изменения первоначальных условий контракта.

Ч. 3 ст. 178 ТК РФ допускает, что в трудовом или коллективном договоре могут предусматриваться и иные случаи, в которых сотрудник может рассчитывать на денежную компенсацию. Кроме этого, могут устанавливаться повышенные суммы выплат, кроме случаев, определенных в Кодексе.

Комментарий к ст. 178 ТК РФ

Денежная компенсация выплачивается сотруднику, с которым расторгается контракт, в последний день пребывания его на работе. Ст. 178 ТК РФ в части первой формулирует единый порядок начисления при сокращении штата/численности и ликвидации предприятия. В норме установлено, что работник может продолжать получать среднемесячный заработок на протяжении двух месяцев после расторжения контракта. Гражданин реализует это право вне зависимости от причин, по которым произошла задержка в трудоустройстве во второй месяц. Так, он может отказаться от продолжения профессиональной деятельности на том же предприятии или от работы, которая была ему предложена в ЦЗ.

Продление срока постановки на учет

В ст. 178 ТК РФ упоминается, что гражданин после расторжения контракта должен обратиться в подразделение службы занятости в первые четырнадцать дней. Этот период может быть продлен при наличии уважительных причин его пропуска. К примеру, гражданин может обратиться в ЦЗ и позже, если в первые две недели он был нетрудоспособен, выполнял общественные или государственные обязанности и проч.

Важный момент

Ст. 178 ТК РФ допускает выплату компенсации работнику дополнительно за третий месяц после расторжения контракта в исключительных случаях. Если органы ЦЗ не могут предложить гражданину подходящую работу, в том числе получающему пенсию по возрасту, они выдают соответствующую справку. На основании этого документа за субъектом сохраняется право получения среднего заработка за 3-й мес. после увольнения. В случае, когда лицо дважды по неуважительным причинам отказалось от предложенной подходящей ему работы, указанная справка не выдается. Соответственно, среднемесячный заработок за 3-й мес. не сохраняется.

Что такое подходящая работа?

Такой деятельностью считается та, которая соответствует профпригодности гражданина с учетом уровня его подготовки, состоянию здоровья, удаленности от предприятия, условиям его предыдущего места трудоустройства (кроме общественных (оплачиваемых) работ). Подходящая работа может быть временной или постоянной. В отношении граждан, обратившихся в ЦЗ после завершения сезонной занятости, таковой будет считаться, в принципе, любая деятельность. Подходящей для этой категории лиц признается оплачиваемая, в том числе общественная или временная, работа, для исполнения которой нужна либо не нужна специальная предварительная подготовка (с принятием во внимание возрастных и прочих особенностей субъекта), соответствующая требованиям законодательства и иных правовых документов, содержащих трудовые нормы.

Предлагаемый заработок

Оплата труда на новом предприятии не должна быть ниже з/п, которую гражданин получал на предыдущем месте в среднем за 1 мес., исчисленную за 3 последних месяца деятельности. При этом если сумма превышала размер прожиточного минимума, установленного в субъекте для трудоспособного населения, то предлагаемый на новом предприятии заработок должен быть не меньше этой величины.

Выплата

Средняя зарплата, которая сохраняется на время трудоустройства уволенного сотрудника, выдается на основании трудовой книжки и паспорта. В случае установления оплаты за третий месяц дополнительно предъявляется справка из ЦЗ. В том случае, если гражданин трудоустроился в течение 2-го или 3-го мес., средняя з/п сохраняется за ним в соответствии с фактическим количеством дней незанятости. Наниматель может предоставить работнику дополнительную материальную помощь. Ее сумма не учитывается при выплате среднемесячной зарплаты на период трудоустройства.

Ст. 178 ТК РФ: выходные пособия

ФЗ № 90 был существенно расширен список оснований, по которым допускается прекращение контракта. Так, законодательство усилило защищенность работников. В ФЗ установлено, что выплата выходного пособия осуществляется по основаниям, которые предусмотрены в пунктах 7 и 8 ч. 1 77-й статьи, п. 5 ч. 1 83-й статьи Трудового кодекса. Начисление допускается в случаях, когда расторжение контракта произошло по объективным факторам. К ним, в частности, относят:

  1. Невозможность перевести сотрудника на иное место в соответствии с врачебным заключением, отказ самого служащего от этого или отсутствие у нанимателя подходящей работы.
  2. Признание гражданина нетрудоспособным. Это состояние лица подтверждается мед. заключением, которое выдается в установленном порядке.
  3. Изменение условий контракта. В том случае, если наниматель решает откорректировать какие-то условия договора, он обязан известить об этом работника. Последний, в свою очередь, может быть не согласен с новыми положениями. В этом случае он вправе написать заявление на увольнение.

Выплаты в таких случаях осуществляются в размере 2-недельного заработка.

Дополнительно

Кроме оснований, перечисленных в рассматриваемой статье, выходное пособие может выплачиваться в соответствии с ч. 4 84-й статьи при прекращении контракта, в связи с нарушением нанимателем трудовых норм. В таких случаях предполагается, что действия работодателя создают такие условия, при которых дальнейшая профессиональная деятельность гражданина на предприятии невозможна. Такого рода нарушение нанимателем может быть допущено вследствие неправомерного поведения самого работника. Если виновность последнего будет установлена, выходное пособие ему не будет выплачено. Если сотрудник находился на испытательном сроке и его работа в этот период оказалась неудовлетворительной, контракт расторгается без дополнительных выплат. По общему правилу не полагается выходное пособие гражданину, заключившему с нанимателем контракт на срок менее двух месяцев. Получение компенсации этими категориями граждан может устанавливаться непосредственно в договоре (коллективном/трудовом) или ФЗ.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ

ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 178 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНКИ М.В. ТРОФИМОВОЙ

Конституционный Суд Российской Федерации

в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности части первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации.

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки М.В. Трофимовой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявительницей законоположение.

Заслушав сообщение судьи-докладчика С.М. Казанцева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

установил:

1. Согласно части первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 данного Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 данного Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Оспаривающая конституционность приведенного законоположения гражданка М.В. Трофимова 12 октября 2016 года, находясь в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, была уволена в связи с ликвидацией организации (ООО "ОСИЦ"). В соответствии со статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации ей было выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка. В течение двух месяцев с момента увольнения М.В. Трофимова не трудоустроилась, однако не смогла предъявить к бывшему работодателю требование о предоставлении предусмотренной той же статьей гарантии в форме сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства, поскольку процедура ликвидации ООО "ОСИЦ" была завершена и в единый государственный реестр юридических лиц были внесены сведения о его прекращении (решение о внесении соответствующей записи в реестр принято межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области 16 ноября 2016 года).

В удовлетворении административного искового заявления М.В. Трофимовой о признании записи о ликвидации ООО "ОСИЦ" незаконной ввиду наличия у него непогашенной задолженности перед кредиторами отказано решением Октябрьского районного суда города Саратова от 11 апреля 2017 года со ссылкой на то, что процедура ликвидации общества нарушена не была: на момент утверждения ликвидационного баланса (8 ноября 2016 года) кредиторской заложенности у него не имелось, право же истицы на получение среднего месячного заработка на период трудоустройства возникло не ранее 13 ноября 2016 года. В передаче кассационной жалобы М.В. Трофимовой для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции было отказано (определение судьи Саратовского областного суда от 3 августа 2017 года).

Нарушение оспариваемым законоположением своих прав, гарантированных статьями 2, 7 и 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, гражданка М.В. Трофимова усматривает в том, что во взаимосвязи с определяющими порядок ликвидации юридического лица положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" оно позволяет до истечения двух месяцев со дня увольнения работника в связи с ликвидацией организации-работодателя завершить ликвидацию этой организации внесением в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи и тем самым лишает уволенных работников возможности получить гарантию в виде сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства.

Таким образом, принимая во внимание требования статей 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", часть первая статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации является предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу постольку, поскольку на ее основании решается вопрос о сохранении за уволенными в связи с ликвидацией организации работниками среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не более чем за два месяца (с зачетом выходного пособия), если на момент внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении организации-работодателя право работника на реализацию указанной гарантии не возникло.

2. Социальный характер российского государства, призванного признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека как высшую ценность (статьи 2 и 7 Конституции Российской Федерации), предопределяет необходимость установления гарантий реализации прав граждан в сфере труда, к числу которых Конституция Российской Федерации - в силу того, что стабильная занятость является непременным условием обеспечения достойной жизни и свободного развития человека, - относит право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы (статья 37, части 1 и 3).

Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в постановлениях от 15 марта 2005 года N 3-П и от 25 мая 2010 года N 11-П, формирование правового статуса лица, работающего по трудовому договору, основывается на признании того, что труд такого лица организуется, применяется и управляется в интересах работодателя, что возлагает на Российскую Федерацию как социальное государство обязанность обеспечивать справедливые условия найма и увольнения работника, являющегося экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении, включая надлежащую защиту его прав и законных интересов при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Для реализации этих задач, согласующихся с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации, государство устанавливает специальные гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, в связи с сокращением численности или штата работников.

Предоставление таких гарантий, включая сохранение среднего заработка на период трудоустройства, направлено на минимизацию негативных последствий, которые могут наступить для гражданина в результате потери работы, и, несмотря на отсутствие в Конституции Российской Федерации положений, предусматривающих соответствующее право увольняемых работников, должно осуществляться с соблюдением носящих универсальный характер конституционных принципов равенства и справедливости, оказывающих регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступающих конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых гражданами на основании закона (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, от 16 июля 2007 года N 12-П, от 27 ноября 2009 года N 18-П, от 3 февраля 2010 года N 3-П, от 15 декабря 2011 года N 28-П и др.).

3. Расторжение трудового договора с работником в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) связано с реализацией работодателем гарантированного ему Конституцией Российской Федерации права на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) и производится в интересах работодателя, собственника имущества организации, ее учредителей (участников) или фактически контролирующих ее лиц.

Устанавливая для этих случаев специальную процедуру расторжения трудового договора, Трудовой кодекс Российской Федерации, в частности, обязывает работодателя персонально уведомить каждого работника под роспись о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца (часть вторая статьи 180), что позволяет работнику, подлежащему увольнению, заблаговременно начать поиск подходящей работы. Кроме того, для лиц, увольняемых по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, - имея в виду объективные трудности последующего трудоустройства, которые могут отразиться на их материальном положении, - частью первой статьи 178 данного Кодекса предусмотрены выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения, - сохранение среднего месячного заработка (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях, как предусмотрено частью второй той же статьи, средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Согласно общему правилу, действующему в правовом механизме прекращения трудового договора, выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника (часть первая статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации). Что касается среднего месячного заработка на период трудоустройства, то право на его сохранение возникает у работника лишь в том случае, если после увольнения он не смог в двухмесячный срок устроиться на другую работу. Следовательно, получить данную выплату и тем самым реализовать имеющееся у него право уволенный работник может либо после своего трудоустройства в рамках указанного срока, либо по истечении двух месяцев с момента увольнения.

Закрепление гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства на законодательном уровне обусловлено стремлением государства оказать материальную поддержку лицам, уволенным в связи с обстоятельствами, препятствующими сохранению трудовых отношений и не зависящими от волеизъявления работника либо его виновного поведения. Соответственно, данная гарантия - поскольку ее предоставление связывается федеральным законодателем исключительно с основаниями увольнения по инициативе работодателя, принимающего кадровые решения в рамках определения стратегии экономической деятельности, - должна распространяться на всех лиц, увольняемых по таким основаниям, что в полной мере согласуется с необходимостью соблюдать при осуществлении правового регулирования конституционные принципы равенства и справедливости.

Между тем если к моменту возникновения права на получение среднего месячного заработка на период трудоустройства у работника, уволенного в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), его бывший работодатель продолжает свою экономическую деятельность, т.е. такому лицу данная выплата гарантирована, то к моменту возникновения этого права у работников, уволенных в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), в единый государственный реестр юридических лиц уже могут быть внесены сведения о ее прекращении.

4. Ликвидация организации, будучи завершающей стадией ее существования как юридического лица, прекращением ее хозяйственной деятельности, представляет собой сложный, многостадийный и продолжительный процесс, требующий заблаговременной подготовки, планирования порядка и сроков проведения ликвидационных процедур.

Момент начала ликвидации юридического лица определяется, как следует из пункта 2 статьи 61 и пункта 1 статьи 62 ГК Российской Федерации, решением о его ликвидации, принятым учредителями (участниками) или компетентным органом данного юридического лица, обязанными согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сообщить о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, в течение трех рабочих дней после даты принятия такого решения путем направления соответствующего уведомления в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Назначенный в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 62 ГК Российской Федерации, руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган, как того требует пункт 3 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора. В свою очередь, ликвидационная комиссия обязана опубликовать в средствах массовой информации сообщение о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации (пункт 1 статьи 63 ГК Российской Федерации). Соответственно, в силу пункта 2 статьи 22 названного Федерального закона не допускается уведомление ликвидационной комиссией (ликвидатором) регистрирующего органа о завершении процесса ликвидации юридического лица ранее чем через два месяца с момента публикации в органах печати сообщения о его ликвидации.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также сведения о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией; промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, а в случаях, установленных законом, - по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 2 статьи 63 ГК Российской Федерации).

Уведомление об утверждении промежуточного ликвидационного баланса представляется в регистрирующий орган руководителем ликвидационной комиссии (ликвидатором) не ранее истечения срока на предъявление требований кредиторов, завершения проводимых в отношении ликвидируемого юридического лица выездных налоговых и таможенных проверок, а также не ранее вступления в законную силу решений судов по результатам рассмотрения требований, предъявленных к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации (пункты 3 и 4 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации ликвидационной комиссией в порядке установленной его статьей 64 очередности (пункт 5 статьи 63); при этом, по общему правилу, запрещается удовлетворение требований последующей очереди кредиторов до полного удовлетворения предыдущей (пункт 2 статьи 64). Исполнение этих предписаний предполагает, что установленные в соответствии с пунктом 3 статьи 62 ГК Российской Федерации лицами, принявшими решение о ликвидации юридического лица, сроки ликвидации будут достаточными как для проведения расчетов со всеми кредиторами с учетом специфики ранее осуществлявшейся ликвидируемым юридическим лицом хозяйственной деятельности, так и для составления и утверждения ликвидационного баланса после завершения расчетов с кредиторами.

Между тем в рамках стандартных ликвидационных процедур, притом что требуемые для осуществления ликвидации сроки являются разумными, реализация увольняемыми работниками права на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения, не всегда может быть гарантирована для всех без исключения работников. В зависимости от момента увольнения, определяемого работодателем с учетом как предназначения ликвидации в целом, так и текущих задач отдельных ее этапов, данное право при наличии к тому установленных законом оснований может возникнуть у работника и после ликвидации юридического лица, которая считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 9 статьи 63 ГК Российской Федерации), т.е. когда субъект, к которому можно предъявить соответствующее требование, уже не существует, что лишает такого работника - в отличие от уволенных ранее истечения двух месяцев до прекращения организации-работодателя - возможности получить гарантированную законом выплату.

Таким образом, реализация гарантии, предусмотренной частью первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, на равных условиях - независимо от времени, прошедшего со дня увольнения до прекращения организации-работодателя, - всеми ее работниками, уволенными на основании пункта 1 части первой его статьи 81, действующим правовым регулированием не обеспечивается.

Отсутствие в Трудовом кодексе Российской Федерации соответствующего правового механизма, согласованного с положениями гражданского законодательства о ликвидации юридических лиц, свидетельствует о наличии в правовом регулировании трудовых отношений пробела, приводящего к нарушению права работников, уволенных в связи с ликвидацией организации, на получение гарантии в виде сохранения среднего заработка на период трудоустройства, но не более чем на два месяца (с зачетом выходного пособия), если на момент приобретения такого права в единый государственный реестр юридических лиц уже были внесены сведения о прекращении организации, с которой они состояли в трудовых отношениях. Такое правовое регулирование не согласуется с конституционным принципом равенства, соблюдение которого, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 24 октября 2012 года N 23-П, от 16 марта 2018 года N 11-П и др.).

Таким образом, часть первая статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (части 1 и 2), 19 (часть 1) и 37 (части 1 и 3), в той мере, в какой содержащееся в ней положение - в силу отсутствия в действующем правовом регулировании механизма, обеспечивающего предоставление на равных условиях всем работникам, трудовой договор с которыми был расторгнут в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), предусмотренной этим законоположением гарантии в виде сохранения среднего заработка на период трудоустройства, но не более чем на два месяца (с зачетом выходного пособия), - лишает возможности воспользоваться данной гарантией тех из них, кто приобрел право на нее после прекращения организации-работодателя.

В целях обеспечения прав работников ликвидируемых организаций Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь пунктом 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", считает целесообразным установить следующий порядок исполнения настоящего Постановления:

федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, - внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на установление правового механизма, обеспечивающего сохранение среднего заработка на период трудоустройства наравне с другими уволенными в связи с ликвидацией организации работниками тем из них, кто приобретет право на предоставление данной гарантии после завершения ликвидации организации-работодателя. При этом федеральный законодатель в силу имеющихся у него дискреционных полномочий вправе определить как виды гарантий, предоставляемых увольняемым в связи с ликвидацией организации работникам, так и порядок их предоставления;

впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, предоставление гарантии, предусмотренной частью первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации и приобретшим право на сохранение среднего заработка на период трудоустройства после ее завершения, обеспечивается по выбору работодателя либо путем увеличения увольняемому работнику размера выходного пособия в порядке, предусмотренном частью четвертой статьи 178 данного Кодекса, либо с использованием гражданско-правовых механизмов, не противоречащих законодательству.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 6, 47.1, 71, 72, 74, 75, 78, 79 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

постановил:

1. Признать часть первую статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (части 1 и 2), 19 (часть 1) и 37 (части 1 и 3), в той мере, в какой содержащееся в ней положение - в силу отсутствия в действующем правовом регулировании механизма, обеспечивающего предоставление на равных условиях всем работникам, трудовой договор с которыми был расторгнут в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), предусмотренной этим законоположением гарантии в виде сохранения среднего заработка на период трудоустройства, но не более чем на два месяца (с зачетом выходного пособия), - лишает возможности получить данную выплату тех из них, кто приобрел право на нее после прекращения юридического лица.

2. Федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, - внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на установление правового механизма, обеспечивающего сохранение среднего заработка на период трудоустройства наравне с другими уволенными в связи с ликвидацией организации работниками тем из них, кто приобретет право на предоставление данной гарантии после завершения ликвидации организации-работодателя. При этом федеральный законодатель в силу имеющихся у него дискреционных полномочий вправе определить как виды гарантий, предоставляемых увольняемым в связи с ликвидацией организации работникам, так и порядок их предоставления.

3. Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, предоставление гарантии, предусмотренной частью первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации и приобретшим право на сохранение среднего заработка на период трудоустройства после ее завершения, обеспечивается по выбору работодателя либо за счет увеличения увольняемому работнику размера выходного пособия в порядке, предусмотренном частью четвертой статьи 178 данного Кодекса, либо с использованием гражданско-правовых механизмов, не противоречащих законодательству.

4. Нарушенные права гражданки Трофимовой Марины Викторовны подлежат защите и восстановлению на основании принятого во исполнение настоящего Постановления правового регулирования.

5. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

6. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) . Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Конституционный Суд

Российской Федерации


Журнал "КАДРОВИК-ПРАКТИК" + справочная база, книги, курс и другие ресурсы

  • Полезные, практичные, грамотные советы и подсказки
  • Анализ сложных вопросов - в доступной форме.
  • Изменения в законе - рассказываем как применять

Подписчикам ДОСТУПНЫ: новые и прошлые журналы, удивительно большая справочная база по кадровому делопроизводству (пошаговые инструкции, образцы и бланки документов, консультации, статьи и др.), "Книжная полка" (книги и методички по кадрам), курс основ кадрового делопроизводства, все тесты и др.

Подписка Подпишитесь Доступ - сразу после оплаты

1. Выходное пособие - это денежная сумма, выплачиваемая работнику в день увольнения - последний день работы.

2. Части 1 и 2 ст 178 ТК РФ устанавливают единый порядок выплаты компенсаций при прекращении трудового договора в связи с ликвидацией организации и сокращением численности или штата работников организации.

Сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев со дня увольнения, с зачетом выходного пособия означает, что средний заработок выплачивается за второй месяц нетрудоустройства работника.

Гражданин пользуется правом получить среднюю заработную плату за второй месяц после увольнения независимо от причин задержки в трудоустройстве. Он может отказаться от работы в той же организации, предложенной руководителем перед увольнением, или работы, предложенной органами занятости после увольнения.

3. Двухнедельный срок, установленный для обращения в орган занятости, продлевается, если гражданин по уважительным причинам, например в случае временной нетрудоспособности, выполнения государственных, общественных обязанностей, не смог своевременно туда обратиться. При отсутствии у органов занятости возможности предложить уволенному работнику (в т.ч. получающему пенсию по старости) подходящую работу ему выдается справка, на основании которой за ним сохраняется средний заработок за третий месяц после увольнения. Если гражданин дважды без уважительных причин отказался от предложений подходящей работы, то справка не выдается и средний заработок за третий месяц за ним не сохраняется.

Подходящей считается такая работа, в т.ч. работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности. Подходящей не может считаться работа, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке (ст. 4 Закона о занятости).

Средний заработок, сохраняемый на период трудоустройства, организация выплачивает по предъявлении паспорта и трудовой книжки, а за третий месяц со дня увольнения - и справки службы занятости. При трудоустройстве гражданина в течение второго, третьего месяцев со дня увольнения за ним сохраняется средний заработок за фактическое количество дней нетрудоустройства. Предоставляемая работодателем дополнительная материальная помощь увольняемому работнику не учитывается при выплате ему среднего заработка на период трудоустройства.

Выплату выходного пособия, а также сохраняемого на период трудоустройства среднего заработка органы занятости, присваивая гражданину статус безработного, не учитывают (ст. 3 Закона о занятости).

4. Законодатель снижает размер выходного пособия до величины 2-недельного среднего заработка при прекращении трудового договора по основаниям, указанным в ч. 3 статьи 178 ТК РФ. Причиной прекращения трудовых отношений являются также объективные факторы, например призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, восстановление работника, ранее выполнявшего эту работу, и др.

В отличие от расторжения трудового договора в случае сокращения численности либо штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК), прекращение трудового договора при отказе работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, отказе работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, либо отсутствии у работодателя соответствующей работы (п. п. 7, 8 ч. 1 ст. 77 ТК) возможно и в период временной нетрудоспособности работника, поэтому выплата выходного пособия может не совпадать с днем издания приказа об увольнении работника. На основании ч. 1 ст. 140 ТК, если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. Вместе с тем в силу ч. 6 ст. 84.1 ТК по письменному обращению работника, не получившего трудовую книжку после увольнения, работодатель обязан выдать ее не позднее 3 рабочих дней со дня обращения работника.

Помимо оснований прекращения трудового договора, указанных в ст 178 ТК РФ, выходное пособие согласно ч. 3 ст. 84 ТК выплачивается при прекращении трудового договора вследствие нарушения установленных ТК или иным федеральным законом обязательных правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК). Выходное пособие выплачивается в размере среднего месячного заработка, если нарушение допущено по вине работодателя. Если нарушение имело место по вине работника, то выходное пособие ему не выплачивается.

Законодатель не во всех случаях использует термин "выходное пособие", определяя выплату работнику компенсации при увольнении. Так, согласно ст. 181 ТК в случае расторжения трудового договора с руководителем организации, его заместителем и главным бухгалтером в связи со сменой собственника имущества выплачивается компенсация в размере не ниже 3 средних месячных заработков работника. На основании ст. 279 ТК в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже 3-кратного среднего месячного заработка.

5. При увольнении в связи с неудовлетворительным результатом испытания при приеме на работу расторжение трудового договора производится без выплаты выходного пособия (см. коммент. к ст. 71).

Работнику, заключившему трудовой договор на срок до 2 месяцев, выходное пособие не выплачивается. Право на получение выходного пособия этой категории работников может устанавливаться федеральными законами, коллективным договором или трудовым договором (см. коммент. к ст. 292).

При увольнении работников, занятых на сезонных работах, в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников выходное пособие выплачивается в размере 2-недельного среднего заработка (см. коммент. к ст. 296).

При прекращении трудового договора с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, случаи и размер выплачиваемого выходного пособия определяются трудовым договором (см. коммент. к ст. 307).

О выплате выходного пособия, сохраняемого среднего месячного заработка на период трудоустройства работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, см. коммент. к ст. 318.

Выплата работнику религиозной организации выходного пособия определяется заключенным с ним трудовым договором (см. коммент. к ст. 347).

О сохранении среднего заработка на период трудоустройства за освобожденным профсоюзным работником после окончания срока его полномочий см. коммент. к ст. 375.

Выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также средний месячный заработок на период трудоустройства, выплачиваемые в соответствии со статьей 178 ТК РФ и ст. 375 ТК, являясь компенсационными выплатами, связанными с увольнением работника, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

6. Предоставить право командирам воинских частей при выводе этих частей с территории государств - бывших республик СССР и других государств на территорию Российской Федерации, а также при передислокации воинских частей на территории Российской Федерации в другую местность увольнять работников (в т.ч. беременных женщин и женщин, имеющих детей) в порядке, установленном для работников, высвобождаемых при ликвидации предприятия, учреждения, организации. Выплачивать указанным работникам за второй и третий месяцы периода трудоустройства среднюю заработную плату, предусмотренную действующим законодательством при высвобождении в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, одновременно с выплатой выходного пособия при их увольнении с работы (Указ Президента РФ от 7 сентября 1992 г. N 1056 "О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплате им пособий и компенсаций" // САПП РФ. 1992. N 11. Ст. 827).

Выплачивать женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территории Российской Федерации, по месту военной службы их мужей выходное пособие в размере 2-месячной средней заработной платы в случаях, когда расторжение ими трудового договора обусловлено перемещением (переводом, прикомандированием) военнослужащих к новому месту военной службы в другую местность Российской Федерации или бывшего Союза ССР (Приказ Минобороны России от 11 июля 2002 г. N 265 "О выплате женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, выходного пособия в случаях расторжения ими трудового договора в связи с перемещением военнослужащих к новому месту военной службы в другую местность" // БНА РФ. 2002. N 32).

Выплачивать женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территории Российской Федерации, по месту военной службы их мужей выходное пособие в размере 2-месячной средней заработной платы в случаях, когда расторжение ими трудового договора обусловлено переводом мужей к новому месту военной службы в другую местность Российской Федерации или бывшего Союза ССР. Выплата выходного пособия женам военнослужащих производится органами безопасности, в которых на день обращения за этим пособием проходят военную службу их мужья. Для назначения выходного пособия военнослужащий подает по команде рапорт, к которому прилагается справка о средней заработной плате жены, и представляет ее трудовую книжку с записью об увольнении с работы по собственному желанию в связи с его переводом к новому месту военной службы в другую местность или заверенную надлежащим образом выписку из трудовой книжки. При назначении выходного пособия по новому месту военной службы военнослужащего к рапорту дополнительно прилагается справка о необеспечении его жены выходным пособием по прежнему месту военной службы. Выплата выходного пособия женам военнослужащих органами безопасности, дислоцированными за пределами Российской Федерации, производится в установленном порядке в рублях (Приказ ФСБ России от 8 мая 2008 г. N 229 "Об усилении социальной защиты военнослужащих органов федеральной службы безопасности" // РГ. 2008. N 123).

Ушедшему или удаленному в отставку судье выходное пособие выплачивается из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее 6-кратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки (ст. 15 Закона о статусе судей).

За работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на 6 месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж (ст. 7 Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" // ВВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1915).

7. Применяя ст 178 ТК РФ следует учитывать, что при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету (п. 62 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

8. В текст коллективных договоров, соглашений на практике включаются нормы, усиливающие социальную защищенность увольняемых работников. Например, предусматривается:

  • при увольнении работников по сокращению численности или штата, ликвидации или реорганизации организации работникам, проработавшим в организации 15 и более лет, выплачивать выходное пособие сверх предусмотренного законодательством РФ в размере прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ на момент увольнения работника, за каждый отработанный год (Отраслевое соглашение по транспортному строительству на 2007 - 2009 годы);
  • в целях материальной поддержки работников, увольняемых в связи с сокращением численности (штата) или ликвидацией организации, выплачивать работникам, проработавшим в организации 20 лет и более, в т.ч. на магистральном железнодорожном транспорте, выходное пособие сверх предусмотренного законодательством РФ в размере не менее минимальной оплаты труда в Российской Федерации за каждый отработанный год с учетом районных коэффициентов; указанное пособие выплачивать лицам, которые к моменту увольнения не приобрели права на трудовую пенсию по старости (возрасту) в соответствии с законодательством РФ (Отраслевое соглашение по межотраслевому промышленному железнодорожному транспорту на 2007 - 2009 годы);
  • работникам, уволенным по сокращению численности или штата организации за 2 года до назначения пенсии, стоящим на учете в органе службы занятости, за счет средств соответствующих организаций производятся ежемесячные выплаты пособий, размер которых соответствует разнице между пособием по безработице и средним заработком уволенного работника. Выплаты производить до назначения трудовой пенсии по старости или до трудоустройства в другую организацию (Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2008 - 2010 годы);
  • в случае увольнения по сокращению численности или штата работодатель производит компенсационные выплаты на основе компенсационных соглашений в порядке и на условиях, которые определяются непосредственно в организациях: а) увольняемым работникам - не менее 3-кратного среднего месячного заработка; б) работникам предпенсионного возраста, но не более чем за 2 года до наступления установленного законодательством срока выхода на пенсию, - выплата ежемесячного пособия в размере 2-кратной минимальной тарифной ставки, но не ниже прожиточного минимума в регионе до наступления пенсионного возраста или момента трудоустройства; в) работникам пенсионного возраста - в размере не менее 3-кратного среднего месячного заработка, а увольняемым из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - не менее 9-кратного среднего месячного заработка; г) увольняемым работникам, имеющим двух и более иждивенцев, - в размере не менее 5-кратного среднего месячного заработка; д) увольняемым работникам, в семье которых нет других кормильцев, - в размере не менее 5-кратного среднего месячного заработка; е) работникам, увольняемым из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - в размере не менее 8-кратного среднего месячного заработка. В случае возникновения у работника права на получение нескольких выплат производится только одна выплата по выбору работника. По желанию работника выплаты могут быть заменены на оплату его переобучения, если учебное учреждение находится на территории субъекта РФ, где проживает работник, но не свыше затрат, определенных указанными выплатами (Отраслевое тарифное соглашение по организациям и предприятиям сферы бытового обслуживания населения на 2008 - 2010 годы, Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы);
  • высвобождаемым работникам, проработавшим в организации 10 и более лет, выходное пособие выплачивается в повышенном размере, определяемом коллективным договором (Отраслевое тарифное соглашение по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2008 - 2010 годы);
  • выплата дополнительного выходного пособия проработавшим в организации не менее 10 лет, размер которого устанавливается коллективным договором (Отраслевое тарифное соглашение по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности Российской Федерации на 2007 - 2009 годы).

Повышение размеров выходных пособий, их выплата в случаях, не предусмотренных законодательством, а также материальная поддержка, предоставляемая работникам, производятся за счет прибыли, получаемой организацией, и не могут вести к увеличению себестоимости выпускаемой продукции.

Создан с целью урегулирования трудовых взаимоотношений между работодателем и сотрудниками на всех стадиях. Им предусмотрены различные положения, в соответствии с которыми осуществляется законный прием работников, заключаются трудовые договора, производятся увольнения и т.д.

Работников, связанное с ликвидацией организации или сокращением штата, должно выполняться строго по всем правилам. В частности, статья 178 ТК РФ устанавливает некоторые выплаты для разных категорий работников. Величина и продолжительность этих выплат также регулируются указанной статьей.

Трудовой кодекс РФ

Прежде чем говорить об использовании 178 статьи, следует определиться с тем, что такое и сокращение штата, а также в каких случаях они производятся. Вне зависимости от типа организации и ее владельца, существование предприятия не всегда бывает достаточно долгим.

Нередко, из-за неуспешной деятельности , организация начинает приносить одни убытки — тогда и возникает необходимость в ее ликвидации. Процедура ликвидации должна выполняться в установленном законом порядке.

Помимо множества других правил, работодатель в этом случае обязательно должен проследить за тем, чтобы потерявшие работу сотрудники были в полной мере обеспечены выходными пособиями. Эти средства должны обеспечить бывшему работнику возможность найти новую работу и служат некоторой материальной поддержкой для него.

Что касается увольнения сотрудников при сокращении штата, то этот вид прекращения трудовых отношений считается одним из наиболее массовых. Процедура сокращения достаточно сложная и дорогостоящая для любого руководителя. выполняется не за один день, и аналогично увольнению при ликвидации организации, подразумевает выплату различных пособий и компенсаций для работников.

Увольнения при ликвидации предприятия и сокращении штата служащих — непростая процедура, подразумевающая выплату выходных пособий для бывших сотрудников.

Трудовой кодекс РФ

Текст 178 статьи содержит всю необходимую информацию, в соответствии с которой производятся выплаты пособий для всех категорий работников в различных ситуациях. В частности, при ликвидации организации и , на работодателя накладываются определенные обязательства.

Он должен следить за бывшим сотрудникам. Их величина зависит от средней месячной зарплаты конкретного работника, а продолжительность выплат также варьируется в зависимости от ситуации.

Каждый работник, увольняемый в вышеприведенных случаях, получает компенсацию в размере среднемесячного оклада и получает аналогичные выплаты в течение срока последующего трудоустройства. Этот срок длится не больше двух месяцев с момента разрыва трудового соглашения, а выплата выходного пособия является частью указанного срока.

В некоторых случаях, работник получает выплаты на месяц дольше установленного периода, если служба занятости оформит соответствующее решение. Это положение относится к тем сотрудникам, которые в первые две недели с момента увольнения стали на учет в службе занятости, но спустя два месяца им так и не было найдено соответствующее рабочее место. в размере среднего оклада за две недели получают работники, трудовые взаимоотношения с которыми прекращаются в следующих случаях:

  • сотрудник отказывается переводиться на другое место работы, которое ему назначено постановлением врача. Постановление должно быть выдано в соответствии с законодательством и всеми правовыми актами. Также к этому случаю относятся работники, перевод которых не может быть осуществлен работодателем, не располагающим соответствующим рабочим местом
    работник призывается на военную службу, либо направляется на гражданскую службу, ее заменяющую
  • работник восстанавливается на то же рабочее место, которое занимал раньше
    сотрудник отказывается переводиться вместе с предприятием в другую местность
    сотрудник, в соответствии с медицинским постановлением, признается полностью нетрудоспособным
  • сотрудник отказывается на дальнейшую трудовую деятельность по причине изменения некоторый пунктов трудового соглашения

В зависимости от ситуации, работникам назначаются выходные пособия различной величины. Наибольшие компенсации получают сотрудники, увольняемые при ликвидации организации и сокращении штата.

Комментарии к статье 178 ТК РФ

Запись в трудовой книжке

Для более полного понимания положений статьи, следует обратить внимание на некоторые нюансы. Так, для граждан, которые работают в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, в связи с ликвидацией предприятия или сокращением штата, выплата пособий продлевается на срок до шести месяцев. Такая особенность предусмотрена положениями 318 статьи ТК РФ.

Вне зависимости от того, нашел ли работник работу в течение первого месяца, производится полная выплата выходная пособия. Если работник до окончания срока выплаты среднемесячного заработка найдет себе работу, то выплаты будут произведены лишь за тот период, пока работник не был снова трудоустроен.

Статья 178 действует также и в отношении граждан . Что касается работников по совместительству, увольняемых в связи с соответствующими причинами, им также выплачивается выходное пособие. Отличием является тот факт, что такой работник фактически устроен на основное рабочее место из чего следует, что он не будет получать среднемесячный оклад в течение периода трудоустройства.

Средние заработки, выплачиваемые на второй и третий месяц с момента прекращения трудовых взаимоотношений, исчисляются в соответствии с 139 статьей ТК. Из ее положений следует, что определение размера выплат производится в зависимости от величины зарплаты сотрудника за предшествующий увольнению годовой период.

Пособие, размер которого является двухнедельным средним заработком, ранее вовсе не предусматривалось в общих случаях. Его выплата могла быть предусмотрена лишь и трудовом договорах, заключаемых между сотрудником и работодателем.

Рассматривая 178 статью, нужно помнить о некоторых ее особенностях. В частности, по отношению к работникам из районов Крайнего Севера, ее положения несколько дополняются 318 статьей ТК РФ. 178 статья ТК РФ предусматривает выплату выходных пособий для граждан, трудовой договор с которыми разрывается по различным причинам. Размер компенсаций зависит от среднемесячного заработка сотрудника за предшествующий годовой период, а в зависимости от конкретной причины увольнения меняется величина и продолжительность этих выплат.

Статья 178 ТК РФ Выходное пособие при сокращении — тема видеоматериала: