Задайте вопрос юристу бесплатно!
Кратко опишите в форме вашу проблему, юрист БЕСПЛАТНО подготовит ответ и перезвонит в течение 5 минут! Решим любой вопрос!
В нашем обществе по-прежнему считается нормой – традиционная семья, в которой оба родителя, отец и мать, вместе воспитывают и материально обеспечивают детей, заботятся о душевном и физическом развитии, о здоровье и образовании. Таким семьям нет необходимости демонстрировать нормы российского семейного законодательства – они сами выполняют их — неосознанно, но сознательно и добровольно.
Но, к сожалению, в современном обществе нередко случается и по-другому. Браки распадаются, растет процент неблагополучных семей, дети часто остаются на попечении одного из родителей, в то время как второй снимает с себя всякую ответственность перед близкими. Семейное законодательство призвано защитить самую слабую, уязвимую прослойку общества – несовершеннолетних детей. С этой целью Закон о выплате алиментов на ребенка (V раздел СК РФ) предусмотрен порядок взыскания и выплаты алиментов родителями — детям.
Прежде всего, следует сказать, что оба родителя, независимо от того, состоят они в супружеских отношениях или нет, обязаны содержать детей. Все затраты на содержание детей должны поровну делиться между отцом и матерью. Если же один или оба родителя не выполняют обязательства добровольно, применяются меры принудительного взыскания денежных средств.
Итак, взыскание алиментов может происходить…
Кто определяет, каком порядке будут взыскиваться алименты? Как ни странно – сами родители. Закон предоставляет отцу и матери самостоятельно выбрать способ взыскания алиментов – добровольный (предполагающий оформление письменного и нотариально заверенного договора) или принудительный (требующий обращения в судебное учреждение: либо с исковым заявлением о взыскании алиментов – если возникает спор и договориться о добровольной выплате денежных средств невозможно, либо с заявлением о выдаче судебного приказа – если дело бесспорно).
Разумеется, более предпочтительным является первый способ – оформление алиментного соглашения – простой, компромиссный, доступный и быстрый. Его преимуществом является свобода условий соглашения, на которых дети будут содержаться родителями (регулярность, сроки, размеры денежных платежей).
Второй способ – судебный порядок – более сложен и длителен, а также более затратный по времени и финансам. Кроме того, суд ограничен предусмотренными законом формами начисления и размерами денежных выплат, хотя он и принимает во внимание индивидуальные семейные и материальные обстоятельства, но, прежде всего, руководствуется интересами ребенка. Вопрос об алиментах может быть решен в порядке…
Будем исходить из того, что в случае достижения родителями договоренности и заключения алиментного договора – возможны самые разнообразные способы и порядки начисления и выплаты алиментов.
Например, родитель может передать в собственность ребенка ценное имущество (как правило, недвижимое) - вместо регулярных выплат. Или регулярные выплаты могут иметь одновременно натуральную и денежную форму. В общем – этот вопрос всецело решается по договоренности родителей.
Если же речь идет о судебном порядке начисления алиментов, то законом ограничены варианты способов начисления и выплаты.
Согласно семейному законодательству, ежемесячные алиментные платежи могут начисляться двумя способами:
Закон допускает также комбинирование двух способов начисления алиментов – процентов от постоянного заработка и определенной неизменной суммы. Надо сказать, что в каждом конкретном случае суд учитывает индивидуальные обстоятельства – семейное, финансовое положение плательщика и получателя алиментных платежей, но главное – законные интересы ребенка.
Итак, суд определяет не только способ начисления алиментов, но и способ выплаты. Как правило, при этом учитываются пожелания получателя денежных средств, которые он обычно указывает в исковом заявлении.
Это может быть…
Обратите внимание! Ели перечисления совершает не бухгалтер по месту работы плательщика, а сам алиментоплательщик, важно – сохранять все платежные документы (квитанции, чеки, банковские выписки, расписки – все, что может служить документальным подтверждением выплат).
Кроме непосредственно алиментных платежей, расходы по перечислению денежных средств также ложатся на алиментоплательщика.
Длительность получения алиментных выплат (по общему правилу) – до достижения ребенком совершеннолетия.
На протяжении срока выплат каждый из родителей (плательщик или получатель денежных сумм) вправе обратиться в суд с заявлением об изменении размера или порядка выплат — при наличии на то веских обстоятельств. Получатель вправе требовать повышения размера денежных выплат, плательщик – наоборот, понижения. Суд рассматривает такие заявления с учетом всех требующих внимания обстоятельств.
Начисление выплат начинается с момента подачи в суд заявления (искового заявления) – это значит, что независимо от длительности судебного процесса, несовершеннолетний ребенок материально защищен и может претендовать на положенные ему по закону денежные средства уже с момента обращения в суд.
Как уже говорилось выше, алименты по решению суда производятся ежемесячно – это помимо прочего указывается в судебном акте.
Если на предприятии, где работает алиментоплательщик, установлен другой режим оплаты труда, например, выплата заработной платы происходит два раза в месяц (аванс и основная зарплата), порядок перечисления алиментов, который указан в судебном акте (решении или приказе суда) все равно должен соблюдаться. Чаще всего перечисление алиментов выполняется во время выплаты основной заработной платы за отработанный месяц, когда точно известно количество отработанных часов, больничных, отпускных и пр.
Перечисление денежных средств получателю алиментов должно происходить не позже, чем через 3 дня с момента начисления работнику заработной платы. За нарушение установленного законом срока начисляется пеня – 0,5% от суммы, которая подлежит выплате, за каждый день задержки платежа. Чаще всего перечисление алиментов происходит в тот же день или на следующий день. Надо учитывать, что возможны не зависящие от бухгалтерии задержки платежей, связанные с работой банковского или почтового учреждения.
Как уже упоминалось выше, по общему правилу срок уплаты алиментов – до совершеннолетия ребенка.
Но кроме достижения ребенком 18 лет, существуют и другие основания для прекращения алиментных выплат:
Эта статья устарела!
Обо всех основных изменениях в порядке уплаты алиментов с 1 января 2019 года читайте в новой статье на нашем сайте:
В России на протяжении последних лет самым острым и волнующим вопросом семейного и алиментного законодательства является возникновение долга по алиментам . Общая сумма алиментной задолженности в России исчисляется 100 миллиардами рублей , однако существует эта цифра лишь на бумагах – фактически взыскатели алиментов на несовершеннолетних детей либо получают очень низкие суммы выплат, либо не получают их вовсе. А должники, численность которых более 800 тыс. человек , всячески избегают контакта как со взыскателями, так и с судебными приставами-исполнителями, и не несут ответственности за неуплату средств на содержание детей.
С 2018 года благодаря принятию Указа Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» , который будет действовать до конца 2027 года, началась усиленная работа законодательных и исполнительных органов в области алиментов.
Также 2018 год в разрезе алиментного законодательства можно отметить тем, что начали действовать принятые в 2017 году нововведения в части усовершенствования доведения алиментных выплат до получателей посредством введения социальных гарантий и на должников. В 2018 году были предложены и отдельные законопроекты, также направленные на облегчение положения взыскателей алиментов, долгое время не получающих выплаты.
В связи с установлением новых значений прожиточного минимума (ПМ) и минимального размера оплаты труда (МРОТ) по России в 2018 году произошли изменения в определении .
При долевом удержании алиментов с официально работающего родителя, взыскатель имеет право требовать ежемесячные алименты с работодателя не менее 2 790 руб.
Следовательно, минимальные в 2018 году с работающего отца составят 11 163 / 4 = 2 790 руб .
7 марта 2018 года вступил в законную силу и начал применяться на практике Федеральный закон №48-ФЗ « О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве » .
Законом предусматривается возможность взыскателя алиментов по рекомендации судебного пристава-исполнителя обращаться в суд с иском о признании должника безвестно отсутствующим , если он находится в безрезультатном не менее 1 года. В случае признания судом должника пропавшим без вести, ребенок считается имеющим право на получение пенсии по потере кормильца от Пенсионного фонда РФ вместо алиментов.
Чтобы получать пенсию по потере кормильца вместо алиментов, взыскателю необходимо соблюсти ряд условий :
На основании вышеперечисленных обстоятельств судебный пристав самостоятельно или же по инициативе взыскателя должен разъяснить ему порядок выступления в районном суде с исковым заявлением «О признании должника безвестно отсутствующим лицом» . Основанием для принятия судом положительного решения станет предъявленная именно приставами информация о безрезультатности проведения розыскных действий , включая показания свидетелей.
Действуя в защиту прав несовершеннолетних, суды в большей части принимают положительные решения по данным искам.
Согласно данному закону обязанность по стала лежать не только на судебном приставе-исполнителе, но и на работодателе трудоустроенного алиментщика независимо от того, кем предъявлен к исполнению исполнительный лист на рабочее место плательщика.
Законодатели объяснили подобную поправку в Семейный кодекс тем, что работодателям гораздо проще будет отслеживать индексацию алиментов, поскольку единиц плательщиков в твердой сумме у них в разы меньше, нежели исполнительных производств у судебных приставов-исполнителей.
Пример. На одно предприятие N, насчитывающее 3 000 сотрудников, плательщик алиментов в ТДС всего один, а у судебного пристава, ведущего участок района N в этом же городе, свыше 400 исполнительных производств на алименты в ТДС. Естественно, работодателю проще отследить и грамотно рассчитать индексацию алиментов с одного работника, нежели приставу с 400 плательщиков.
Когда у неплательщика нет официального заработка, средств на счетах в банке и имущества, на которое можно обратить взыскание, при наличии задолженности свыше 10 000 руб. к нему можно применять меры административного воздействия.
Наиболее жесткими (помимо ) для должников в нашей стране являются нормы применения ст. 5.35.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, а именно:
Однако даже привлечение к этим видам ответственности требует от судебного пристава соблюдения ряда условий, одним из которых является неоднократное уведомление должника о возможном применении мер по ст. 5.35.1 КоАП и взятие с него письменных объяснений о причине наличия задолженности.
Получается замкнутый круг: должники не идут на контакт с приставами, не являются для дачи объяснений – а, следовательно, и привлечь их к ответственности не представляется возможным. Обращение в органы внутренних дел для осуществления задержания и доставления неплательщиков существенно замедляло и тормозило работу сотрудников УФССП.
В конце октября 2017 года проблема разрешилась: в ст. 27.2 и 27.3 КоАП РФ были внесены изменения, расширившие полномочия судебных приставов-исполнителей в части самостоятельного привода и задержания должников .
Теперь механизм привлечения к административной ответственности стал существенно проще и представляет собой следующую последовательность:
16 мая 2018 года депутатом фракции КПРФ Тамарой Плетневой повторно был внесен в Государственную Думу законопроект об уменьшении размера взыскиваемой судом алиментных платежей. Суть законопроекта состояла в следующем:
Закон направлен на обеспечение принципа соразмерности неустойки, поскольку зачастую ее размер достигает сотен тысяч рублей с одного должника, что в реальности становится по сути непосильной суммой к выплате алиментоплательщиком.
Инициативный документ успешно прошел три чтения Госдумы, и 24 июля 2018 г. был одобрен на заседании Совета Федерации. Соответствующий закон был подписан Президентом России В. Путиным от 29.07.2018 № 224-ФЗ.
Законопроекты, находящиеся на стадии рассмотрения в Госдуме, являются положительными не только для взыскателей алиментов, но отчасти и для должников. Это положение относится к защите неких социальных гарантий обоих сторон алиментного производства. Например, предлагается в счет алиментов выплаченные лицу-должнику социальные гарантии (иные алименты на другого ребенка, возмещение вреда здоровью, средства материнского капитала и т.д.).
Ниже подробно рассматривается, какие законопроекты были внесены для рассмотрения в Госдуму в 2018 году и на какой стадии рассмотрения они находятся.
Законопроект №221778-7 был внесен в Государственную Думу летом 2017 года, но в настоящее время прошел только одно чтение. Сутью законопроекта является то, что социальные выплаты физическим лицам (средства за возмещение причинения вреда здоровью, пенсия по потере кормильца, алиментные на иного ребенка), на которые не может быть обращено взыскание приставами для ликвидации алиментной задолженности, будут вноситься на специальный социальный банковский счет .
Обращение взыскания на средства с такового счета будут наказываться применением ответственности к должностному лицу в размере от 50 тыс. руб. до 1 млн. руб.
В настоящее же время судебные приставы-исполнители имеют право списания денежных средств со всех без исключения счетов должника и, более того, законом не предусмотрено выяснение приставом целевого назначения этих средств. Это влечет в некоторых случаях списание средств должника, запрещенных к взысканию, что в дальнейшем выливается в череду обжалований неплательщиками, чьи социальные права грубо нарушаются.
Законопроект уточняет, что иные средства должников, не имеющие отношения к социальным гарантиям, не будут иметь возможности зачисляться на специальный банковский счет.
10 июля 2018 года в Госдуму был внесен законопроект №507182-7 о внесении изменений в ст. 112 СК РФ. 12 июля 2018 года законопроект направлен в Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей для дальнейшего его рассмотрения.
Основной задачей предлагаемого законопроекта является выплата алиментов государственным органом – социальной защитой населения – тем взыскателям, которые не получали алименты более 6 месяцев , а должники не имеют достаточного заработка и иного дохода для погашения задолженности.
Внося подобное предложение, законодатели ссылаются в первую очередь на защиту гарантий несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, признанных нуждающимися в алиментах лицами.
Некоторые громкие и широко обсуждаемые инициативы, которых так ждали взыскатели алиментов, так и не были утверждены депутатами Госдумы, поскольку, по их мнению, законодательство в этой части достаточным образом соблюдает гарантии алиментополучателей.
В итоге были отклонены такие законопроекты, как.
Обо всех основных изменениях в алиментном законодательстве с 1 января 2019 года читайте в следующем материале на нашем сайте:
На протяжении последних лет в российском обществе регулярно поднимается вопрос о том, что существующая сейчас в России модель взыскания алиментов далека от совершенства. Одна из самых острых проблем - большинство алиментоплательщиков «стройными рядами» переходят в разряды должников, оказываясь в сложном материальном положении, а нуждающиеся в выплатах дети в итоге остаются без получения ежемесячного денежного содержания от второго родителя (на практике это обычно отец ребенка и бывший муж его матери).
Ввиду такой неутешительной практики, нововведения в законодательство по алиментам, принятые в 2017 году, в первую очередь направлены на борьбу в 2018 году с должниками и алиментной задолженностью , а также на разработку дополнительных социальных гарантий для ущемленных в правах получателей.
Однако и для неплательщиков по алиментам сейчас принимаются незначительные поблажки (прежде всего, в части, касающейся привлечения их к ).
Что же касается , то они не претерпели каких-либо изменений ввиду своей достаточной эффективности (в частности, касательно процедуры взыскания алиментных платежей, способов назначения средств и процесса возбуждения и ведения исполнительного алиментного производства).
Ежегодно в различных отраслях российского законодательства происходят изменения, и алиментные правоотношения в этом смысле тоже не являются исключением. Законотворческих инициатив в 2017 году предлагалось множество, однако не все они принимались к рассмотрению, а некоторые отклонялись депутатами Госдумы еще в первом чтении (как, например, предложение о введении алиментного минимума в размере 15 000 руб.).
Однако множество предложений все же получило утверждение в Госдуме (наверное, так много, как в 2017 году, со времен принятия Социального кодекса РФ их не было еще никогда). Итак, какие нововведения ждут плательщиков и получателей алиментов в 2018 году?
Одно из самых неоднозначных предложений поступило из Министерства юстиции РФ. 4 октября 2017 года Правительство внесло в Госдуму законопроект № 277183-7 «О признании должника по алиментным обязательствам безвестно отсутствующим, если его розыск оказался безрезультатным» . Эта мера была предложена Минюстом еще в феврале 2017 года и длительное время проходила активное общественное обсуждение. Федеральный закон был принят и вступил в силу 7 марта 2018 года, и уже имеются первые результаты признания должников без вести пропавшими.
Основной задачей проекта федерального закона является представление материальной гарантии ребенку, не получающему алименты по причине неустановленного местонахождения второго родителя (когда алименты судом были взысканы, но удерживать их не представляется возможным из-за того, что плательщика невозможно разыскать).
Согласно нововведению, судебный пристав-исполнитель при будет обязан осуществлять следующую процедуру:
Вызвать получателя средств на прием и разъяснить ему право и регламент дальнейшего обращения в суд с исковым заявлением о признании неплательщика без вести отсутствующим лицом .
В таком случае при обращении в суд взыскатель алиментов сможет рассчитывать на положительное решение суда о признании должника безвестно отсутствующим, на основании которого отделение Пенсионного фонда по месту жительства будет обязано назначить ребенку пенсию по потере кормильца . По действующим до 2018 года нормам сделать это крайне затруднительно.
Однако данная инициатива законодателей не нашла стопроцентной поддержки и вызвала оживленные споры среди практикующих юристов, депутатов Госдумы и сенаторов:
Ваш пол
Выберите свой пол.
Ваш прогресс ответов
Однако, чтобы осуществить в отношении должника какую-либо административную меру, его необходимо вызвать на прием для дачи объяснений . А поскольку большая часть неплательщиков скрывается от правосудия, то необходимо применять принудительные задержание и доставление. За содействием по этим вопросам ранее должны были обращаться в органы внутренних дел (полицию).
В соответствии с новым законом от 30.10.2017 г. № 309-ФЗ в ст. 27.2 и 27.3 КоАП РФ были внесены изменения, позволяющие судебным приставам-исполнителям самостоятельно осуществлять задержание и доставление должников в отделы для дачи объяснений, без привлечения сотрудников УМВД.
Практика применения уже показала, что это нововведение значительно сокращает время проведения дознания и упрощает механизм борьбы с задолженностью по алиментам.
Еще одним новым законом были приняты изменения в ст. 117 Семейного кодекса РФ и некоторые статьи федерального закона № 229-ФЗ , касающиеся и задолженности из-за их . Теперь обязанность индексации выплат лежит на работодателе независимо от того, кем на рабочее место предъявлен - взыскателем или судебным приставом.
В связи с этим работодатель должен самостоятельно производить ежеквартальное увеличение алиментов, взысканных только , в соответствии с ростом прожиточного минимума населения в регионе проживания. Ранее подобная обязанность лежала на самих судебных приставах , что во многом усложняло их работу, и нередкими были случаи неисполнения индексации - и, как следствие, ущемление законных прав получателей. То есть в значительной мере это нововведение было принято для того, чтобы снять избыточную нагрузку с работников ФССП и защитить права несовершеннолетних детей на получение алиментов в предусмотренном законом размере.
С 1 октября 2017 года вступили в силу поправки в законодательство в части увеличения минимальной суммы долга, запрещающего гражданину выезжать заграницу - для большинства долгов этот предел увеличился с 10 до 30 тысяч рублей.
Однако это нововведение не имеет отношения к неплательщикам алиментов - для них минимальная сумма долга для наложения остается прежней - от 10 тысяч. рублей (п. 1 ст. 67 федерального закона «Об исполнительном производстве» ).
Поэтому, как и раньше, при наличии суммы алиментной задолженности, превышающей 10000 рублей судебный пристав-исполнитель имеет полное право (более того - даже обязан) вынести постановление о запрете на покидание пределов страны «уклонисту», и ссылаться на изменения исполнительного законодательства последнему не имеет смысла.
Сейчас судебные приставы-исполнители при наличии алиментной задолженности имеют право блокировки и снятия денежных средств, находящихся на всех без исключения счетах должника. Для этого они отправляют запросы в банки и иные кредитные организации с целью выявления у неплательщика открытых банковских счетов и средств на них. При этом судебный пристав не обязан выяснять целевое назначение этих средств (будь то , по старости или инвалидности, пенсия по потере кормильца для ребенка и т.д.).
Между тем существуют законные ограничения видов доходов, на которые может быть обращено взыскание. В частности, к доходам, которые не могут быть удержаны в счет погашения долгов и других обязательств, относят:
Чтобы выплаты, на которые не может быть обращено алиментное взыскание, оставались неприкосновенными и недоступными для списания судебными приставами, депутаты «Единой России» предложили предусмотреть специальные социальные банковские счета для физических лиц, получающих материальные социальные гарантии.
В июле 2017 года соответствующий законопроект № 221778-7 был внесен на рассмотрение в Госдуму и уже был принят в первом чтении 08.11.2017 г. Окончательное принятие закона планируется до начала 2018 года .
Поскольку алиментные платежи относятся к первоочередным и имеют высокую социальную значимость, плательщики средств должны быть трудоустроены или иметь иной стабильный доход для реализации алиментной обязанности. Так как проблема безработицы в нашей стране достаточна остра, в 2018 году планируется внести изменения в закон «О занятости населения в Российской Федерации ».
Если законотворческая инициатива будет поддержана, судебные приставы смогут выписывать должникам по алиментам направления в центры занятости населения (ЦЗН) с целью соискания рабочего места, а службы занятости обяжут подыскивать рабочие места неплательщикам в первоочередном порядке .
Несмотря на то, что многие получатели надеялись на дополнительные алиментные гарантии от государственных деятелей и ждали вступления в силу некоторых громких законопроектов, многие из них так и
Президент России преподнес своеобразный подарок на 8 марта женщинам, которые безуспешно пытаются добиться алиментов от нерадивых отцов их совместных детей. 7 марта глава государства подписал закон, который был принят депутатами Государственной Думы и одобрен сенаторами Совета Федерации в начале 2018 года. Новый законодательный акт позволяет таким женщинам обращаться в суд, если отец детей особенно злостно уклоняется от своих обязанностей. В таком случае можно будет получить право на финансовую поддержку из бюджета, а также прекрасно усложнить жизнь отца-уклониста. Как выглядит новый закон об алиментах, какие важные изменения внесены в него в 2018 году — закон уже вступил в силу, знать о нем необходимо каждой женщине, которая устала бороться с нерадивым отцом своих детей.
Основная суть нового закона в том, что если должник по алиментам (чаще всего отец, хотя встречаются и подобные горе-мамочки) скрывается от своей бывшей семьи, а также от судебных приставов, и не желает платить алименты, его через один год можно признать безвестно отсутствующим. Детям при этом будет назначена пенсия, поэтому фактически выплату, которая заменит алименты, будет давать государство.
“Безвестно отсутствующий” — это вполне конкретный юридический термин, который описывает целый набор мер, которые суд может применить к подобному гражданину. Потенциально эти меры способны очень здорово испортить и осложнить человеку жизнь, значительно ограничив его дееспособность.
Новый закон готовился в 2017 году, и в правительстве тогда привели такую статистику — по состоянию на конец 2016 года в России было около тысячи людей, уклоняющихся от алиментов, о которых на тот момент ничего не было известно в течение четырех лет и более.
Очевидно, что тех, кто скрывается более года, намного больше. Теоретически в таких случаях можно было оформить пенсию на детей, чей родитель бегает от своей обязанности их содержать, можно было и раньше. Но судебная процедура была слишком тяжелая, сейчас она стала гораздо проще.
Мы говорили о том, что признание человека безвестно отсутствующим — это большие ограничения, которые на него налагаются и которые могут создать ему серьезные проблемы в будущем.
Итак, если последние сведения о том, где находится и чем занимается должник по алиментам, стали известны судебным приставам больше года назад, суд может принять следующие меры против такого должника:
Очевидно, что особенно полезны эти меры будут для тех, кто до сих пор находится в браке с должником, а должник при этом еще и “прописан” на жилплощади своего супруга или его родственников. Теперь можно спокойно лишать должника и “прописки”, и разводиться с ним без лишних сложностей.
Важное дополнение, которое новый закон об алиментах вносит в Гражданский кодекс РФ, говорит о том, что судебная процедура признания уклониста от алиментов безвестно отсутствующим станет проще. Если прежде суд запрашивал информацию о таком гражданине в полиции, то сейчас запрос будет даваться в службу судебных приставов. Именно ФССП имеет информацию о том, когда с гражданином удавалось выйти на связь или как-то еще узнать, где он находится и чем занимается.
Детям, один из родителей которых скрывается и не желает их содержать, назначается стандартная социальная пенсия по потере кормильца. Сумма этой пенсии в России — чуть более восьми тысяч рублей, но нужно иметь в виду, что в некоторых регионах она может быть значительно выше. Если в вашем регионе применяются северные, уральские и прочие подобные коэффициенты, то в зависимости от величины этого коэффициента пенсия может быть и в полтора, и даже в два раза выше.