Какие служебные споры рассматриваются непосредственно в судах. Порядок рассмотрения индивидуальных служебных споров на государственной гражданской, муниципальной службе

14.02.2021

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

14.09.2009 № 116

О комиссии по служебным спорам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (в ред. приказа от 16.05.2011 №109)

В соответствии с пунктом 3 статьи 70 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №31, ст. 3215; 2006, №6, ст. 636; 2007, №10, ст. 1151; №16, ст. 1828; №49, ст. 6070; 2008, №13, ст. 1186; №30 (ч. II), ст. 3616; №52 (ч. I), ст. 6235; 2009, №29, ст. 3624) и в целях рассмотрения и разрешения разногласий между государственными гражданскими служащими Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации приказываю:

1. Образовать Комиссию по служебным спорам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Комиссия) и утвердить ее состав согласно приложению №1.

2. Утвердить Положение о Комиссии согласно приложению №2.

3. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии возложить на Административный департамент (Духовницкий).

4. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации А.В. Маслова.

Министр И.О. Щёголев

Приложение №1
к Приказу Министерства связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 14.09.2009 №116

Состав представителей Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в комиссии по служебным спорам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Маслов А.В. статс-секретарь - заместитель Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Нарукавников А.В. директор Департамента экономики и финансов

Чурсин И.Н. – директор Административного департамента

Васильев А.Н. заместитель директора Административного департамента

Попова С.Н. начальник отдела кадров Административного департамента

Макарова С.В. – начальник отдела по судебной и договорной работе Правового департамента.

Приложение №2
к Приказу Министерства связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 14.09.2009 №116

Положение о комиссии по служебным спорам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

I. Общие положения

1.1. Комиссия по служебным спорам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Комиссия) образована с целью рассмотрения и разрешения разногласий между представителем нанимателя (Министром связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министр) либо уполномоченным им заместителем Министра) и государственным гражданским служащим Минкомсвязи России (далее - гражданский служащий) либо гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство) или ранее состоявшим на государственной гражданской службе в Министерстве, по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о государственной гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в Комиссию.

1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон) и другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства, касающимися вопросов государственной гражданской
службы.

II. Порядок формирования

2.1. Комиссия образуется решением Министра из равного числа представителей выборного профсоюзного органа Министерства и представителя нанимателя.

2.2. Представители выборного профсоюзного органа Министерства избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих Министерства. Представители представителя нанимателя назначаются в Комиссию представителем нанимателя.

2.3. Комиссия по служебным спорам Министерства избирает из своего состава председателя и секретаря Комиссии.2.4. Комиссия имеет свою печать. Организационное и техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Административным департаментом Министерства.

III. Организация работы Комиссии

3.1. Служебные споры рассматривается Комиссией в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя, на основании письменного заявления государственного гражданского служащего Министерства либо гражданина, поступающего на государственную гражданскую службу в Министерство или ранее состоявшего на государственной гражданской службе.

3.2. Поступившее в Комиссию письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации Комиссией в день его подачи.

IV. Сроки и порядок рассмотрения служебных споров

4.1. Порядок рассмотрения служебного спора Комиссией, а также порядок принятия решения Комиссией и его исполнения регулируется Законом, иными федеральными законами и настоящим Положением.

4.2. Комиссия по служебным спорам Министерства обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления.

4.3. Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу или ранее состоявший на государственной гражданской службе, может обратиться в Комиссию в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

4.4. В случае пропуска по уважительным причинам вышеуказанного срока, установленного в пункте 4.3 настоящего Положения, Комиссия может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

4.5. Служебный спор рассматривается Комиссией в присутствии гражданского служащего или гражданина, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение служебного спора в отсутствии гражданского служащего или гражданина, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя допускается лишь по их письменному заявлению. В случае неявки указанных лиц на заседание Комиссии рассмотрение служебного спора откладывается. В случае их вторичной неявки на заседание Комиссии без уважительных причин Комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает гражданского служащего или гражданина подать заявление о рассмотрении служебного спора повторно в пределах срока, установленного настоящим Положением.

4.6. На заседании Комиссии ведется протокол, который подписывается председателем Комиссии или его заместителем и заверяется печатью Комиссии.

V. Порядок принятия решений Комиссии и их исполнения

5.1. Комиссия принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии. Заседание Комиссии является правомочным при присутствии не менее 50 процентов от состава членов Комиссии, не менее половины членов, представляющих выборный профсоюзный орган Министерства, и не менее половины членов, представляющих представителя нанимателя.

5.2. Заверенные копии решения Комиссии вручаются гражданскому служащему, гражданину или уполномоченным ими представителям и руководству Министерства в течение трех дней со дня принятия решения.

5.3. В решении Комиссии указываются:

5.3.1. Наименование структурного подразделения;

5.3.2. Фамилия, имя, отчество работодателя;

5.3.3. Фамилия, имя, отчество, должность обратившегося в Комиссию
работника;

5.3.4. Даты обращения в Комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

5.3.5. Фамилии, имена, отчества членов Комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

5.3.6. Существо решения и его обоснование (со ссылкой на Закон, иной нормативный правовой акт);

5.4. Решение Комиссии подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

VI. Обжалование решений Комиссии

6.1. Решение Комиссии может быть обжаловано любой из сторон в суд в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения Комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

В соответствии с Законом № 79-ФЗ (ч. 1 ст. 70) индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами:

  • ? комиссией государственного органа по служебным спорам;
  • ? судом.

В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 (ред. от 28 сентября 2010 г. № 22) лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением - в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд". Поскольку Закон № 79-ФЗ не предусматривает обязательного досудебного рассмотрении индивидуального служебного спора, то вывод Пленума Верховного Суда РФ относительно индивидуального трудового спора применим и к отношениям, связанным с гражданской службой.

Судебная практика свидетельствует, что дела этой категории расцениваются судами аналогично возникающим из трудовых отношений и рассматриваются по аналогичным процессуальным правилам.

Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя (ч. 7 ст. 70 Закона № 79-ФЗ). При этом существующее правовое регулирование не может препятствовать гражданину, поступающему на государственную службу либо ранее находившемуся на ней, обратиться (возможно, письменно) к представителю нанимателя, и только при невозможности устранить имеющиеся разногласия требовать разбирательства в порядке, установленном для рассмотрения индивидуальных служебных споров.

Комиссия государственного органа по служебным спорам образуется решением представителя нанимателя на паритетных началах из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя. В случае отсутствия выборного профсоюзного органа на собрании (конференции) государственного органа решается вопрос о формировании иного представительного органа гражданских служащих либо непосредственно принимается решение о кандидатурах, подлежащих включению в состав комиссии по служебным спорам. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя.

Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 8 ст. 70 Закона № 79-ФЗ). В случае пропуска по уважительным причинам срока, установленного ч. 8 ст. 70, комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

Комиссия по служебным спорам, в соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона № 79-ФЗ, обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления. В связи с тем, что предусмотренный ч. 11 ст. 70 Закона № 79-ФЗ федеральный закон, устанавливающий правовые основы порядка рассмотрения служебных споров в соответствующих комиссиях государственных органов, еще не принят, до вступления в силу такого закона следует осуществлять субсидиарное применение ст. 387-389 ТК РФ.

Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок со дня подачи работником заявления, он вправе перенести его рассмотрение в суд (ч. 2 ст. 387,

ч. 1 ст. 390 ТК РФ). Заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки, а о разрешении иного трудового спора - мировому судье в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 392 ТК РФ; п. 6 ст. 23, ст.24 ГПК РФ).

Непосредственно в судах, в соответствии с ч. 14 ст. 70 Закона 79-ФЗ, рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:

  • 1) гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе:
    • ? о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы,
    • ? об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения,
    • ? о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего,
    • ? об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;
  • 2) представителя нанимателя - о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Подход законодателя в ч. 14 ст. 70 Закона № 79-ФЗ не содержит изъятий по сравнению с порядком, установленным ТК РФ в части рассмотрения аналогичных трудовых споров.

Кроме того, непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры (ч. 15 Закона № 79-ФЗ): о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу; по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации. При этом, очевидно, требование о недопустимости дискриминации на гражданской службе соотносится с содержанием ч. 3 ст. 14 Закона № 79-ФЗ, предусматривающей равный доступ граждан Российской Федерации, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего 1 .

По письменному заявлению гражданского служащего суд вправе вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда в случаях незаконного увольнения с гражданской службы либо иного грубого нарушения положений Закона № 79-ФЗ. Размер возмещения определяется судом (ч. 16 ст. 70 Закона № 79-ФЗ) исходя из конкретных обстоятельств каждого дела. Закон № 79-ФЗ не содержит каких-либо ограничений в части компенсации морального вреда, поэтому подход Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 (ред. от 28 сетября 2010 г. № 22) применим также к отношениям, связанным с гражданской службой.

  • Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 6.

ИСС – неурегулированные между представителем нанимателя

ИСС признаются лишь неурегулированные разногласия, т.е. разногласия, которые не разрешены посредством переговоров гражданского служащего, гражданина, поступающего на службу, ранее состоявшего на госудасрственной службе с руководителем государственного органа (представителя нанимателя).

Если гражданский служащий является членом профсоюза и в государственном органе есть выборный профсоюзный орган возможно его участие в урегулировании разногласия сторон до обращения в органы по рассмотрению ИИС.

Сторонами ИСС признаются: гражданин, поступающий на службу, гражданский служащий, проходящий службу, либо ранее состоявший на государственной службе и представитель нанимателя. При этом представитель нанимателя в качестве стороны служебного спора представляет государство, которое нанимает служащего.

Разногласия между сторонами можно квалифицировать как ИСС с момента заявления о них в орган по рассмотрению споров.

Предметом разногласий в зависимости от субъектного состава могут быть:

· применение законов и иных НПА

· применение служебного контракта

· неправомерный отказ поступления на гражданскую службу

· дискриминация

Органы по рассмотрению ИСС:

· комиссии по служебным спорам

Порядок рассмотрения ИСС на ГГС урегулирован ст. 70 ФЗ «О ГГС»; на муниципальной службе – ТК РФ. ГПК не содержит упоминания об индивидуальных служебных спорах и, соответственно, не устанавливает никаких особенностей их рассмотрения. В этом случае по аналогии должны применяться правила, установленные для рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

ФЗ «О ГГС» впервые предусматривает создание в государственном органе комиссий по ИСС. Комиссии должны создаваться в каждом государственном органе по решению представителя нанимателя на определенный срок или без указания срока. Наниматель определяет количественный срок комиссии.

В отличие от Комиссий по трудовым спорам комиссия по служебным спорам образуется из равного числа представителей выборного профсоюзного органа и представителей нанимателя.

Членами комиссий могут быть только члены выборного представительного органа. Порядок их избрания определяется конференцией служащих. На государственный орган возлагается обязанность по организационному, техническому обеспечению деятельности.

Служебный спор рассматривается комиссией в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителями нанимателя. Если переговоры не привели к урегулированию разногласий, или руководитель государственного органа уклоняется от их проведения у гражданского служащего и гражданина возникает право подать заявление в комиссию по служебным спорам.

ч.14, 15 ст. 70 ФЗ «О ГГС»: комиссия по служебным спорам рассматривает все вопросы, за исключением тех, которые отнесены к ведению суда. Как правило, это вопросы:

· о выплате премий, надбавок

· об отмене дисциплинарных взысканий

· о предоставлении ежегодного оплачиваемого и дополнительных отпусков

· о выплате компенсаций различного рода

· споры, возникшие в связи с неточностью записей в трудовой книжке.

У лиц, поступающих на ГГС могут возникнуть лишь споры о неправомерном, в том числе дискриминационном, отказе в поступлении на службу.

Комиссия по служебным спорам не в праве принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции суда. В случае, если служащий обратился в комиссию по вопросу, ей не подведомственному, комиссия, рассмотрев заявление может отказать в разрешении спора по существу.

Лица, поступающие на гражданскую службу не могут обратиться в комиссию, а лица, уволенные с гражданской службы, обращаются в комиссию лишь по ограниченному кругу вопросов.

Обратиться в комиссию может лично гражданский служащий, либо его представитель. Представитель нанимателя не может обратиться. Для обращения в комиссию гражданскому служащему предоставлен 3 месячный срок.

Срок исчисляется с момента, когда служащий узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если этот срок пропущен по уважительной причине, комиссия в праве восстановить срок обращения и рассмотреть спор по существу. Отсутствие уважительной причины пропуска срока обращения в КСС является основанием для отказа в удовлетворении требований служащего. Решение комиссии может быть обжаловано в суд.

В каждом конкретном случае комиссия рассматривает такие обращения индивидуально и принимает решения о восстановлении или об отказе в восстановлении пропущенного срока.

Заявление принимается одним из членов комиссии, регистрирует данное заявление. Заявление рассматривается в 10-дневный срок.

Порядок рассмторения служебного спора комиссией, а также правило принятия решения комиссией и исполнение решения должны быть установлены специальным ФЗ, который не принят. Поэтому рекомендуется применять ст. 387, 388, ч. 1 ст. 389 ТК РФ.

Служебный спор рассматривается в присутствии гражданского служащего или уполномоченного им представителя. Возможно рассмотрение служебного спора в отсутствие служащего или его представителя, но только по его письменному заявлению в случае неявки гражданского служащего на заседание комиссии рассмотрение спора откладывается. Снятие заявление с рассмотрения не лишает гражданского служащего возможности подать заявление повторно, но в пределах установленного срока исковой давности – 3 месяца.

Представитель нанимателя также приглашается на заседание комиссии, однако его отсутствие не влияет на рассмотрение дела. Комиссия вправе приглашать на заседание свидетелей, специалистов, запрашивать необходимые документы. По результатам заседания оформляется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссию

Решение комиссия принимает простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии тайным голосованием. В случае, если решение комиссии вынесено с нарушением порядка, оно может быть обжаловано в суд.

Копия решения вручается представителю нанимателя и служащему. Решение комиссии подлежит исполнению в течение 3 дней по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование.

Судебное рассмотрение ИСС.

Для обжалования решений комиссии в судебном порядке установлен 10-дневный срок со дня вручения копий комиссии. Если срок пропущен по уважительной причине, то суд может восстановить срок.

Непосредственно в судах рассматриваются споры по письменным заявлениям:

· гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе о восстановлении в ранее замещаемой должности, независимо от основания прекращения или расторжения служебного контракта, об освобождении от замещаемой должности, увольнение с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности и формулировке причины, указанной в освобождении, о перерводе служащего на иную должность без его письменного согласия; об оплате за время вынужденного прогула, либо о выплате разницы в денежном содержание за время исполнения должностных обязанностей

· представителя нанимателя о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иной порядок не предусмотрен ФЗ

· о неправомерном отказе в поступлении на службу

· по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации

Сроки обращения в суд с заявлением о рассмотрении служебного спора установлены ТК – 3 месяца.

Суд обязан рассмотреть обращение гражданского служащего в течение месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении и выдаче трудовой книжки.

Рассмотрение споров в суде осуществляется по правилам гражданского судопроизводства в порядке приказного производства, либо в порядке искового производства.

Тема 12. Управление ГМС.

О необходимости создания системы управления ГМС было предусмотрено в концепции реформирования системы, утвержденной Президентом РФ 15.08.2001 г. № 1496.

Система управления ГМС создается на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на уровне государственных органов. Дальнейшее развитие положений концепции о системе управления государственной службой получило развитие в Указе Президента РФ от 19. 11. 2002 г. № 1336, которым была утверждена программа реформирования ГМС.

Указ Президента РФ от 10.03.2010 г. № 261 «О федеральной программе реформирования и развития системы государственной службы РФ 2009-2013 гг». Основными направлениями реформирования и развития системы являются создание системы управления ГМС.

В широком смысле управление – руководство чем-либо, кем-либо. Управление ГМС можно рассматривать с двух сторон:

1. управление, как организующая деятельность, имеющая определенное административное содержание, особый предмет и осуществляемая в установленных организационно-правовых формах.

2. управление как деятельность специально-созданных органов.

Управление ГМС осуществляется с целью обеспечения деятельности государственных служащих в государственных органах, муниципальных служащих в ОМСУ, проведения единой государственной кадровой политики, создание гарантий деятельности государственных органов, ОМСУ в соответствие с публичными интересами на основе установленных К РФ, ФЗ, Уставами (конституциями) и законами субъектов.

Признаки управления ГМС:

· практическая деятельность по определению основных направлений развития и реального функционирования всех элементов правового института ГМС

· это функция государственных органов, которая реализуется специально созданными органами, осуществляется в пределах установленных организационно-правовых форм

· основной целью управления является удовлетворение интересов государства, МО и у публичных интересов в целом

· управление основывается на принципах законности, подчиненности вышестоящим государственным органам и должностным лицам, единство основных требований, предъявляемых к службе

· признак стабильности ГМС

Органы управления ГМС осуществляют следующие задачи:

  • обоснование предложений по развитию аппарата государственных органов РФ И субъектов РФ
  • практическое осуществление положения законодательных актов в сфере организаций и деятельности государственной службы
  • анализ, исследование и оценка деятельности ГМ служащих
  • контроль за реализацией кадровой политики ГМ органов
  • прогнозирование и планирование развития персонала ГМ органов
  • организационно-методическое руководство и координация деятельности
  • управление системой переподготовки и квалификации служащих
  • разработка проектов штатов государственных органов, фондов заработной платы, требований к должностям и методических рекомендаций по организации труда служащих
  • координация работы по проведению аттестаций, сдачи квалификационных экзаменов и присвоению классных чинов служащим
  • организационное и методическое руководство системой испытания служащих
  • организация и координация научных исследований в области ГМС, а также внедрение их результатов в практическую деятельность органов государства и МСУ
  • ведение реестров государственных и муниципальных служащих, создание на этой основе информационных систем банка служащих для ГМС

Непосредственное управление службой осуществляют государственные органы и ОМСУ через образуемые ими кадровые службы, которые непосредственно подчиняются руководителю органа или находятся в двойном подчинении: непосредственно руководителю государственного органа, а функционально соответствующему управлению государственной службой.

Органы, созданные для управления службой:

· совет при президенте по кадровой политике

· департамент государственной службы в аппарате правительства

· главное управление по вопросам государственной службе и кадрам

На уровне субъектов РФ предусмотрено создание государственных органов по управлению ГГС субъекта РФ.

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

14.09.2009 № 116

О комиссии по служебным спорам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (в ред. приказа от 16.05.2011 №109)

В соответствии с пунктом 3 статьи 70 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №31, ст. 3215; 2006, №6, ст. 636; 2007, №10, ст. 1151; №16, ст. 1828; №49, ст. 6070; 2008, №13, ст. 1186; №30 (ч. II), ст. 3616; №52 (ч. I), ст. 6235; 2009, №29, ст. 3624) и в целях рассмотрения и разрешения разногласий между государственными гражданскими служащими Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации приказываю:

1. Образовать Комиссию по служебным спорам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Комиссия) и утвердить ее состав согласно приложению №1.

2. Утвердить Положение о Комиссии согласно приложению №2.

3. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии возложить на Административный департамент (Духовницкий).

4. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации А.В. Маслова.

Министр И.О. Щёголев

Приложение №1
к Приказу Министерства связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 14.09.2009 №116

Состав представителей Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в комиссии по служебным спорам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Маслов А.В. статс-секретарь - заместитель Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Нарукавников А.В. директор Департамента экономики и финансов

Чурсин И.Н. – директор Административного департамента

Васильев А.Н. заместитель директора Административного департамента

Попова С.Н. начальник отдела кадров Административного департамента

Макарова С.В. – начальник отдела по судебной и договорной работе Правового департамента.

Приложение №2
к Приказу Министерства связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 14.09.2009 №116

Положение о комиссии по служебным спорам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

I. Общие положения

1.1. Комиссия по служебным спорам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Комиссия) образована с целью рассмотрения и разрешения разногласий между представителем нанимателя (Министром связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министр) либо уполномоченным им заместителем Министра) и государственным гражданским служащим Минкомсвязи России (далее - гражданский служащий) либо гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство) или ранее состоявшим на государственной гражданской службе в Министерстве, по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о государственной гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в Комиссию.

1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон) и другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства, касающимися вопросов государственной гражданской
службы.

II. Порядок формирования

2.1. Комиссия образуется решением Министра из равного числа представителей выборного профсоюзного органа Министерства и представителя нанимателя.

2.2. Представители выборного профсоюзного органа Министерства избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих Министерства. Представители представителя нанимателя назначаются в Комиссию представителем нанимателя.

2.3. Комиссия по служебным спорам Министерства избирает из своего состава председателя и секретаря Комиссии.2.4. Комиссия имеет свою печать. Организационное и техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Административным департаментом Министерства.

III. Организация работы Комиссии

3.1. Служебные споры рассматривается Комиссией в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя, на основании письменного заявления государственного гражданского служащего Министерства либо гражданина, поступающего на государственную гражданскую службу в Министерство или ранее состоявшего на государственной гражданской службе.

3.2. Поступившее в Комиссию письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации Комиссией в день его подачи.

IV. Сроки и порядок рассмотрения служебных споров

4.1. Порядок рассмотрения служебного спора Комиссией, а также порядок принятия решения Комиссией и его исполнения регулируется Законом, иными федеральными законами и настоящим Положением.

4.2. Комиссия по служебным спорам Министерства обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления.

4.3. Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу или ранее состоявший на государственной гражданской службе, может обратиться в Комиссию в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

4.4. В случае пропуска по уважительным причинам вышеуказанного срока, установленного в пункте 4.3 настоящего Положения, Комиссия может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

4.5. Служебный спор рассматривается Комиссией в присутствии гражданского служащего или гражданина, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение служебного спора в отсутствии гражданского служащего или гражданина, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя допускается лишь по их письменному заявлению. В случае неявки указанных лиц на заседание Комиссии рассмотрение служебного спора откладывается. В случае их вторичной неявки на заседание Комиссии без уважительных причин Комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает гражданского служащего или гражданина подать заявление о рассмотрении служебного спора повторно в пределах срока, установленного настоящим Положением.

4.6. На заседании Комиссии ведется протокол, который подписывается председателем Комиссии или его заместителем и заверяется печатью Комиссии.

V. Порядок принятия решений Комиссии и их исполнения

5.1. Комиссия принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии. Заседание Комиссии является правомочным при присутствии не менее 50 процентов от состава членов Комиссии, не менее половины членов, представляющих выборный профсоюзный орган Министерства, и не менее половины членов, представляющих представителя нанимателя.

5.2. Заверенные копии решения Комиссии вручаются гражданскому служащему, гражданину или уполномоченным ими представителям и руководству Министерства в течение трех дней со дня принятия решения.

5.3. В решении Комиссии указываются:

5.3.1. Наименование структурного подразделения;

5.3.2. Фамилия, имя, отчество работодателя;

5.3.3. Фамилия, имя, отчество, должность обратившегося в Комиссию
работника;

5.3.4. Даты обращения в Комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

5.3.5. Фамилии, имена, отчества членов Комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

5.3.6. Существо решения и его обоснование (со ссылкой на Закон, иной нормативный правовой акт);

5.4. Решение Комиссии подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

VI. Обжалование решений Комиссии

6.1. Решение Комиссии может быть обжаловано любой из сторон в суд в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения Комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

Индивидуальный служебный спор - неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров {ст. 69 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Комиссия государственного органа по служебным спорам - коллегиальный орган, образуемый решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя для рассмотрения неурегулированных разногласий по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере гражданской службы и служебного контракта. Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя. Комиссия по служебным спорам имеет свою печать. Организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии по служебным спорам осуществляется государственным органом. Комиссия по служебным спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.

Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска гражданским служащим заседания комиссии по уважительным причинам, комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу. Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи. Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления. Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируются федеральным законом

Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров - органы, определенные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», по рассмотрению индивидуальных служебных споров между представителем нанимателя и гражданским служащим. К таким органам относятся: 1) комиссия государственного органа по индивидуальным служебным спорам; 2) суд. Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации {ст. 70 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Рассмотрение служебного спора в суде - судебное разбирательство в суде первой инстанции для рассмотрения и разрешения гражданского дела по разногласиям в вопросах применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта между гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе и представителем нанимателя. В суде может быть обжаловано решение комиссии по служебным спорам любой из сторон в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока судебного заседания гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям: 1) гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы; 2) представителя нанимателя - о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры: 1) о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу; 2) по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации. В случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.

Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» {ст. 70 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

ПРАКТИКУМ

Вопросы для самопроверки Тест по материалам темы Темы рефератов Рекомендуемая литература Схемы 67-68